Тема 11. Бюджетный процесс и его организация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Бюджетный процесс и его организация



Бюджетный процесс -регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Основные законодательные акты, регулирующие бюджетный процесс:

· Конституция РФ

· Бюджетный кодекс РФ

· иные законодательные акты федерального уровня, регулирующие отдельные вопросы организации бюджетного процесса на разных уровнях бюджетной системы

· законодательные акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, определяющих организацию бюджетного процесса в конкретных субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Этапы бюджетного процесса:

· составление проекта бюджета

· рассмотрение и утверждение бюджета

· исполнение бюджета

· контроль за исполнением бюджетов

· составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности

Участники бюджетного процесса:

· Президент Российской Федерации

· высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования

· законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления

· исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований)

· Центральный банк Российской Федерации

· органы государственного (муниципального) финансового контроля

· органы управления государственными внебюджетными фондами

· главные распорядители (распорядители) бюджетных средств

· главные администраторы (администраторы) доходов бюджета

· главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета

· получатели бюджетных средств

Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов:

· рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении

· осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов

· формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов

· осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации

Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований):

· обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана)

· вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов

· разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов

· обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности

· представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов

· обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом

· осуществляют иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом РФ и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения

Бюджетные полномочия финансовых органов:

· составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана)

· представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган

· организуют исполнение бюджета

· устанавливают порядок составления бюджетной отчетности

· осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения

Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кассовое обслуживание исполнения бюджета – проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета)- орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств

Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета ) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств:

· обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

· формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

· ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

· осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

· составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

· вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

· вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

· определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных казенных учреждений;

· формирует государственные (муниципальные) задания;

· обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении;

· организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;

· формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств.

Бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств:

· осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;

· распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

· вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;

· в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

Правовое положение казенных учреждений (КУ):

· КУ находится в ведении ОГВ, органа управления ГВФ, ОМСУ, осуществляющего бюджетные полномочия ГРБС (РБС)

· финансовое обеспечение деятельности КУ осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы

· КУ может осуществлять приносящую доходы деятельность, если это право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы от такой деятельности поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ

· КУ осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями настоящего Кодекса;

· заключение и оплата КУ государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ (СРФ, МО) в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств;

· при недостаточности лимитов бюджетных обязательств по таким обязательствам от имени РФ, СРФ, МО выступает орган госвласти (ОМСУ), осуществляющий бюджетные полномочия ГРБС, в ведении которого находится КУ (субсидиарная ответственность)

· субсидии и бюджетные кредиты КУ не предоставляются; КУ не имеет права получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги.

· КУ самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика по своим денежным обязательствам.

Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств:

· составляет и исполняет бюджетную смету;

· принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

· обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

· вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

· ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);

· формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

Администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.

Бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета:

· формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;

· представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;

· представляет сведения для составления и ведения кассового плана;

· формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета.

Бюджетные полномочия администратора доходов:

· осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

· осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

· принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

· принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.

Администратор источников финансирования дефицита бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с Бюджетным кодексом РФ осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета:

· формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

· осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;

· обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета;

· распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соответствующую часть бюджета;

· организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;

· формирует бюджетную отчетность главного администратора источников финансирования дефицита бюджета

 

Бюджетные полномочия администратора источников финансирования дефицита бюджета:

· осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;

· осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета;

· обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета;

· формирует и представляет бюджетную отчетность;

· в случае и порядке, установленных соответствующим главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, в ведении которого находится.

Бюджетные полномочия Центрального банка Российской Федерации:

· совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики

· обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерац

Бюджетные полномочия кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами бюджета;

· могут привлекаться на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов

· могут выполнять функции Центрального банка РФ по обслуживанию счетов бюджетов в случае отсутствия его учреждений на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Бюджетные полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами:

· осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов

· проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации

 

 

Бюджетные полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, местной администрацией: осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Субъекты бюджетного планирования:

· федеральные министерства, имеющие право вносить в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансовому обеспечению федеральных служб и федеральных агентств;

· федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ,

· федеральные органы законодательной и судебной власти

· Генеральная прокуратура Российской Федерации

· Счетная палата Российской Федерации

· Центральная избирательная комиссия РФ, имеющие право распределять ассигнования и лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Исполнение бюджета – стадия бюджетного процесса, на которой осуществляется совокупность процедур, обеспечивающих полное и своевременное поступление доходов и источников финансирования дефицита бюджета в разрезе каждого из источников; своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями, а также бюджетный учет и отчетность.

Системы исполнения бюджета:

· Казначейская

· банковская

· смешанная.

Функции Центрального банка Российской Федерации и кредитных организаций -обслуживание счетов бюджета, через которые казначейскими органами осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджетов, в т.ч. прием, хранение и выдача средств (в т.ч. в наличной форме).

Функции казначейских органов:

· распределяют доходы от налогов, сборов, иных поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации

· открывают в Центральном банке Российской Федерации счета по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

· ведут учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета

· обеспечивают проведение кассовых выплат из бюджетов от имени и по поручению получателей бюджетных средств на их лицевых счетах

· осуществляют санкционирование оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств

· составляют бюджетную отчетность об исполнении федерального и других бюджетов, отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ.

Финансовый орган организует исполнение соответствующего бюджета на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана, с учетом соблюдения принципов:

· единства кассы, означающего зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета;

· подведомственности расходов, когда получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов осуществляется Федеральным казначейством. Оно означает проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Единый счет бюджета – счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка РФ отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Сводная бюджетная роспись -документ, который составляется и ведется финансовым органом в целях организации исполнения бюджета по его расходам и источникам финансирования его дефицита.

Кассовый план -прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.

Исполнение бюджетов по доходам включает:

· зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным Бюджетным кодексом РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;

· зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

· уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

· возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;

· перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов РФ.

Исполнение бюджета по расходам осуществляется на основе бюджетной росписи – документа, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств в целях исполнения бюджета по расходам. Бюджетная роспись составляется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и устанавливает распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.

Бюджетные ассигнования – это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Это признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершать расходование средств бюджета в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

Лимит бюджетных обязательств -объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Бюджетная смета -документ, который устанавливает в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения. Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения.

Денежные обязательства -обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

 

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

· принятие бюджетных обязательств

· подтверждение денежных обязательств

· санкционирование оплаты денежных обязательств

· подтверждение исполнения денежных обязательств.

Принятие бюджетных обязательств осуществляется путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Подтверждение денежных обязательств получателем бюджетных средств означает подтверждение обязанности оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты.

Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.

Оплата денежных обязательств осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права.

Учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).

Бюджетный учет -упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетная отчетность включает:

· отчет об исполнении бюджета;

· баланс исполнения бюджета;

· отчет о финансовых результатах деятельности;

· отчет о движении денежных средств;

· пояснительную записку.

Порядок составления бюджетной отчетности:

· составление сначала сводной бюджетной отчетности главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета (далее – главными администраторами бюджетных средств);

· представление главными администраторами бюджетных средств представляют сводной бюджетной отчетности соответственно в Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований в установленные сроки;

· представление бюджетной отчетности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответствующими финансовыми органами в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, местную администрацию;

· направление отчета об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствующий представительный орган в форме проекта закона (решения) после проведения внешней проверки отчета контрольным органом.

Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета включает:

· внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств

· подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

· заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом государственного (муниципального) контроля в законодательный (представительный) орган с одновременным направлением соответственно в Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местную администрацию.

Законодательный (представительный) орган по результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета принимает решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об исполнении бюджета. Законом (решением) об исполнении бюджета утверждается отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.147.123.159 (0.1 с.)