Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическое познание и его этапы.↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экономическое познание и его этапы. Законы природы выражают устойчивые, постоянно повторяющиеся (протекающие в ней) явления и процессы или связи между ними. Пока эти законы остаются непознанными, люди учитывают их в своем поведении эмпирически, бессознательно приспосабливаются к ним. В обществе, как и в природе, многие явления и процессы носят устойчивый характер и непрерывно повторяются, поэтому выступают объектом познания Процесс познания экономических законов - это открытие определенного экономического закона, выявление механизма его действия. Есть два пути познания экономических законов: За обнаружения новых законов и за углубления раскрытия содержания, механизма действия и взаимодействия законов. Научный путь познания экономических законов содержит несколько ступеней. На первой ступени познания экономические законы следует расшифровывать как законы объективно существующего реальной жизни общества, производственных отношений. Из многих тысяч экономических связей проявляются существенные, имеющие устойчивый характер. Вторая ступень познания экономических законов опирается на первый и реализуется в процессе научной деятельности людей. Познание происходит как теоретическое отражение реально существующих объективных законов. Это отображение может быть более или менее полным и достает выражение в законах науки (законах экономической теории). Следовательно, экономический закон - это открытие определенного экономического закона, выявление механизма его действия. Пути познания экономических законов: За обнаружения новых законов и за углубления раскрытия содержания, надо отличать от закона науки. Последний является экономической категорией (сложнее по сравнению с обычными категориями). Это отличие напоминает различие между человеком и отражением ее в зеркале. Как это отражение зависит от качества зеркала, так и закон науки зависит от качества научных исследований. Третья ступень познания экономических законов состоит в апробации законов науки в действии. Изучая практику хозяйствования, делают определенные выводы и обобщения, затем вносят дополнения и изменения в научных определений и описаний экономических законов. Вместе совершенствуется и механизм использования. Механизм использования экономических законов связан только с опознанными экономическими процессами. И поскольку процесс познания не всегда адекватно отражает объективную действительность, а формы и методы использование законов является продуктом волевой деятельности людей, механизм использования законов может содержать элементы, не соответствуют объективной действительности.
Экономическое мышление Экономическое мышление – это мышление, направленное на определение экономической эффективности, выявление способов её повышения. В отличие от простой суммы знаний экономическое мышление выступает как активная сторона общественного сознания, непосредственно определяет характер принимаемых хозяйственных решений и практических действий по их осуществлению. Для экономического мышления современного характерны научность, реализм в определении задач и путей их решения, опора на экономические методы управления, отказ от командования и администрирования, нацеленность на повышение эффективности производства и использование интенсивных, качественных факторов роста, учет растущего взаимодействия экономических, социальных и научно-технических процессов. Экономическое мышление современное проявляется в умении правильно оценивать тенденции и перспективы развития общественного производства, реально складывающуюся ситуацию в отрасли, на предприятии, принимать реальные и эффективные решения, предвидеть их последствия. Формирование экономического мышления современного — необходимое условие качественного улучшения хозяйственного механизма, ускорения социально-экономического развития страны, важное звено перестройки общественного сознания на современном этапе. Оно предполагает решительное преодоление устаревших стереотипов мышления, сложившихся на предшествующем этапе, когда преобладала ориентация на чисто количественный рост и экстенсивные методы хозяйствования. Формирование экономического мышления современного осуществляется на основе последовательного совершенствования производственных отношений в соответствии с потребностями современных производительных сил, технической реконструкции народного хозяйства, его перевода на рельсы интенсивного развития. Важное значение имеют при этом отладка эффективно функционирующего хозяйственного механизма, согласование экономических интересов общества, трудового коллектива, каждого работника. Для того чтобы люди мыслили экономически грамотно, нужно поставить их в такие условия, чтобы экономическое мышление современное было им выгодным, а руководствоваться прежними представлениями — невыгодно. Выработка экономического мышления современного требует серьезного улучшения экономического образования хозяйственных руководителей и широких трудящихся масс. Каждый работник общественного производства должен иметь ясное представление о действующих в условиях социализма объективных законах, содержании основных экономических категорий, уметь применять полученные знания при решении хозяйственных вопросов. Это особенно важно в связи с происходящей демократизацией процесса управления производством, вовлечением в него широчайших трудящихся масс. Выработка экономического мышления современного расширяет кругозор работников, способствует воспитанию хозяйского отношения к труду и его плодам, укреплению производственной дисциплины. Экономический образ мышления выхватывает из широкого круга возможностей лишь немногие, отбрасывая остальное. Он фиксирует внимание на том, как сделать выбор и каким этот выбор должен быть. С проблемой выбора связан акцент на индивиде (будь то социальное сообщество, промышленный или сельскохозяйственный коллектив, корпорация или что-то другое). Первичная характеристика экономического образа мышления - это калькуляция затрат и выгод, на которой основывается экономическое поведение.
Экономическое поведение Экономическое поведение - поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, то есть выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая прибыль и выгода. Предпосылками экономического поведения, выступают экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные стереотипы. При этом каждый феномен по-своему формирует тот или иной тип экономического поведения. Например, техника экономического мышления - это некая предпосылка, которой человек руководствуется в своем поведении. Исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления индивиды предпринимают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу, иными словами пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими действиями. В общении между собой, особенно по поводу распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, субъекты преследуют свои экономические интересы, удовлетворяют свои насущные потребности. Это вторая предпосылка их экономического поведения, позволяющая во многом его предсказывать. Действуя в собственных интересах, люди создают возможность выбора для других, и общественная координация формируется как процесс непрерывного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в ходе их взаимодействия. В экономической культуре можно выделить несколько взаимосвязанных уровней, в различной степени воздействующих на экономическое поведение: 1. ценности и мораль (трудовая этика); 2. научное и инструментальное знание (профессиональное,специализированное); 3. нормы и нормативная регуляция поведения.
Экономические потребности. Согласно неоклассической теории, любая эк-кая проблема, как правило, возникает потому, что людям необходимо удовлетворять целый ряд потребностей. Потребность-это всякое состояние неудовлетворенности, из к-рого человек стремится выйти, или же состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить. Именно эти состояния заставляют человека предпринимать определенные меры. Потребность - это нужда в чем-то. Классификации потребностей весьма многообразны. Нек-рые из них: первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (пища, одежда, обустройство жилья и т.д.), и вторичные, к к-рым относятся все остальные (образование, развлечения и т.д.).Первичные пот-ти не заменяются одна другой, вторичные - заменяются. Пот-ти также можно разделить на эластичные и неэластичные (жесткие). Эта классификация в большей части совпадает с предыдущей. Первичные пот-ти обычно явл-ся жесткими, вторичные - эластичными. Жесткие потребности не меняются в течении длительного времени, но быстро снимаются, как только появл-ся в распоряжении средства, необходимые для их удовлетворения (пища). т удовлетворения эластичных пот-тей можно временно воздержаться (развлечения). Американский ученный Маслоуклас-вал пот-ти по степени их важности. Они представлены в пирамиде: 1.Физиологические (голод, жажда, одежда и др.) 2.Пот-ть в безопасности и защите(стабильные доходы, обеспечение в старосте, чувствовать себя защищенным)3.Социальные(социальный контакт, любовь, дружба) 4.Уважение(компетентность, достижение успеха, признание)5.Самовыражение(саморазвитие, самореализация) Потребности развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации. Они могут полезными или вредными. Эк-кие потребности безграничны и, потому на каждый момент не могут быть полностью удовлетворены.
Экономические ресурсы Экономические ресурсы делятся на: • природные (сырьевые, геофизические); Компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. • трудовые (человеческий капитал); Часть населения, обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями, общеобразовательными и профессиональными знаниями, практическим опытом для занятия общественно полезным трудом. • капитальные (физический капитал); Капитал в форме материальных активов, таких как машины и оборудование, здания и сооружения, земля, т.е. все, что может быть использовано для производства товаров и услуг. • оборотные средства (материалы); Средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения; единый комплекс, обеспечивающий процесс производства и процесс обращения. • информационные ресурсы; В широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. • финансовые (денежный капитал). В общеупотребительном значении - денежные средства, запасы, источники и возможности извлечения доходов, имеющиеся у физических и юридических лиц. Иерархия потребностей Согласно Маслоу (HierarchyofNeeds), «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями. К ним он относит: физиологические нужды, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства и, наконец, потребность в самоактуализации. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает, что «доминантная цель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и организует различные способности организма, потребные для ее достижения. Менее насущные потребности минимизируются, или даже забываются, или отрицаются» Потребности в порядке их очередности: • физиологические потребности (голод, жажда, кров, тепло, сон и т.п.); • потребности безопасности (безопасность семьи, здоровье, трудоустройство, стабильность); • потребности принадлежности и любви (дружба, семья, принадлежность группе, общение); • потребности в уважении, признании (самооценка, отношение окружающих); • потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования (самовыражение, персональное развитие). Если физиологические нужды будут удовлетворены, то, по мысли Маслоу, возникнут новые потребности, в данном случае, потребности безопасности. Организм может быть охвачен только физиологическими потребностями. Они могут выступать в качестве едва ли не единственных определяющих поведение начал, подчиняющих себе все способности организма, что позволяет нам в данном случае представить организм как механизм, стремящийся к обретению безопасности. Подобно тому, как сытый человек не чувствует голода, человек, находящийся в безопасности, не испытывает в этом смысле особого беспокойства. Если и физиологические нужды, и потребность в безопасности удовлетворяются в достаточной мере, то, по Маслоу, возникает потребность в любви, привязанности и в ощущении собственной принадлежности к некоей общности людей, и весь цикл, описанный применительно к физиологическим потребностям и потребности в безопасности, повторяется. Так, «человек начинает особенно остро чувствовать отсутствие друзей, возлюбленной, жены или детей. Он жаждет чувственных отношений с другими людьми, он пытается занять определенное место в некой группе и активно стремится к достижению этой цели. Он хочет этого более всего на свете и обычно совершенно забывает о том, что в ту пору, когда он был голоден, любовь вызывала у него усмешку». Последней и высшей стадией в иерархии потребностей Маслоу считал самореализацию, самоактуализацию. Если физиологические нужды и потребности в безопасности, любви и уважении будут удовлетворены в достаточной степени, «мы вправе ожидать, что у человека возникнет (это происходит не всегда) новая потребность, если только он уже не делает того, к чему, как ему кажется, он призван. Музыкант должен творить музыку, художник — писать картины, поэт — писать стихи, в противном случае они не будут чувствовать себя счастливыми людьми. Человек должен стать тем, кем он может стать. Маслоу с готовностью соглашается с тем, что эта потребность может сильно меняться от человека к человеку. Он вновь подчеркивает, что предпосылкой возникновения потребности в самоактуализации является удовлетворение потребностей физиологических, в безопасности, любви и уважении.
Мотивы и стимулы Мотивация — это стремление работника удовлетворить свои потребности через трудовую деятельность. Мотив труда — причина трудовой деятельности работника. Структура мотива: • потребность работника (физиологическая, биологическая, социальная или духовная); • трудовое действие, необходимое для достижения цели (мера затрат труда); • цена или заработная плата (издержки материального или морального рода, связанные с трудовым действием). Теория управления мотивами, использования их на благо организации, называется теорией мотивации. Известно несколько типов теорий мотивации, наиболее популярными среди которых является: 1) Содержательные, которые нацелены на решение вопроса о типе потребностей, мотивирующих поведение работника или типе целей, которые заставляют его действовать на благо организации (теория Хекзаухена). Согласно этой теории существует три типа целей, используя которые, организация может повлиять на поведение работника: — общие цели организации, влияющие на целые группы работников. Они определяют их будущее в организации, поэтому стимулируют работников поддерживать ее жизнедеятельность; — цели-задачи, являющиеся более частными. Они ориентированы на одного или нескольких работников и носят более краткосрочный характер; — личные цели, устанавливаемые для себя каждым работником самостоятельно. На достижение любой цели влияет способ ее постановки: выполнение тем лучше, чем конкретнее сформулирована цель, чем более высокий характер она имеет, чем активнее участие самого работника в ее постановке. 2) Процессуальные, которые пытаются объяснить причины и цели поведения работника, а также понять, какие составляющие и в какой последовательности включаются в этот процесс (теория Абрахама Маслоу). Согласно этой теории мотивы работника делятся по принципам: — достижимости: на достижимые и недостижимые; — содержания: на биологические, социальные и духовные; — актуальности: на актуальные и второстепенные; — направленности: на направленные на себя и направленные на других. Стимулирование труда предполагает создание условий, при которых трудовая деятельность становится необходимым и достаточным условием для реализации мотивов труда и удовлетворения потребности работника. Понятия «мотив» и «стимул» почти тождественны: стимул может быть мотивом и наоборот. Отличие заключается в том, что стимул — это часто внешний и внутренний мотив, а мотив — это только внутренний стимул.
Отношения собственности - отнош-я, к-рые складываются между людьми по поводу присвоения материальных и духовных благ. Определяющую роль в отнош-ях собственности играет собственность на основные факторы произ-ва (земля, труд, капитал). Основанием собственности на продукты произ-ва является собственность на произв-ные ресурсы. Реальными претендентами на контроль распределения и использования продукта современного промышленного произ-ва помимо формальных собственников являются управляющие, рабочие, местные власти и отраслевые министерства. Наименее доступный фактор произ-ва, ограничивающий весь процесс произ-ва, для общества становится важнейшим, наиболее необходимым, основным фактором, а люди, к-рые присваивают его тем или иным способом и на этом основании обладают им, приобретают тем самым и власть в обществе. Земля у земледельческих народов была основным фактором произ-ва, поэтому землевладельцы были на протяжении тысячелетий господствующим классом. У скотоводов более важную роль, чем земля, играл скот. Власть в таком обществе принадлежала старейшинам и вождям родовых общин, к-рые были не собственниками общинных стад, а только функционерами исполнительной власти, своего рода управляющими родовым имуществом. Рабочая сила - фактор, к-рым владеет каждый человек, поэтому в таком обществе, где основным сдерживающим фактором является рабочая сила, власть принадлежит всем членам общества Чтобы собственность эффективно функционировала, необходимо, чтобы в обществе были определенные правовые нормы. Свой вклад в разработку норм внесли: Р. Коуз, Д. Норт, Р. Томас и др. Права собственности: Право владения, т.е. право исключительного физического контроля над вещью; Право пользования, т.е. право применения полезных свойств вещи для себя; Право управления, т.е. право решать, кто и как будет использовать вещь (право на оборот и извлечение выгоды из него); Право на доход, т.е. право обладать результатами от использования вещи; Право суверена (право на передачу власти над собственностью), т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение вещи; Право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации вещи и от вреда со стороны внешней среды; Право на передачу в наследство; Право на бессрочность обладания; Право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность передачи вещи в залог или взыскания в уплату долга; Право на остаточный характер, т.е. право на восстановление нарушенных прав собственности (т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий); Право на запрещение вредного использования вещи (т.е. способом, наносящим вред внешней среде).
Инвестиционная деятельность Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Инвести́ции — долгосрочные вложения капитала с целью получения дохода. Инвестиции являются неотъемлемой составной частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены. Значение экономического анализа для планирования и осуществления инвестиционной деятельности трудно переоценить. При этом особую важность имеет предварительный анализ, который проводится на стадии разработки инвестиционных проектов и способствует принятию разумных и обоснованных управленческих решений. Главным направлением предварительного анализа является определение показателей возможной экономической эффективности инвестиций, т.е. отдачи от капитальных вложений, которые предусмотрены по проекту. Как правило, в расчетах принимается во внимание временной аспект стоимости денег.
Инновационная деятельность Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами. Инновационная деятельность - это деятельность направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям Различают несколько видов инноваций: •технические появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; •технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции; •организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; •информационные решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно -технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; - социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.
Производительность труда. Под производительностью труда понимают степень его плодотворности. Она измеряется количеством потребительных стоимостей, созданных в единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукта труда. Различают производительность живого труда, определяемую затратами рабочего времени в данном производстве на данном предприятии, и производительность совокупного общественного труда, измеряемую затратами живого и овеществленного (прошлого) труда. Повышение производительности труда имеет место тогда, когда доля живого труда уменьшается, а удельный вес овеществленного труда увеличивается. Этот рост происходит таким образом, что общая сумма труда, заключающаяся в товаре, сокращается. Дело в том, что масса живого труда уменьшается в большей степени, чем растет масса овеществленного труда. На предприятиях производительность труда измеряется показателем выработки продукции на одного работника или в единицу времени. В этих случаях показатель учитывает лишь экономию живого труда. В то же время производительность труда можно измерять как отношение физического объема национального дохода к численности работников материального производства. Специфика данного показателя в том, что он прямо отражает экономию живого труда и косвенно — через объем национального дохода — экономию труда общественного. Отсюда наиболее общий подход определения производительности труда может быть выражен формулой:
П Пт = ——, Т где Пт — производительность труда; П — продукт в той или иной форме; Т — затраты живого труда. Формы проявления
Сущность производительности труда можно понять глубже, если разобраться в формах ее проявления. Прежде всего производительность труда проявляется как сокращение затрат труда на единицу потребительной стоимости и показывает экономию рабочего времени. Наиболее важно — абсолютное снижение трудовых издержек, необходимых для удовлетворения определенной общественной потребности. Уровень производительности труда Он характеризуется двумя показателями. Во-первых, выработкой продукции в единицу времени. Это прямой, наиболее распространенный и универсальный показатель производительности труда. В зависимости от того, в каких единицах измеряется объем продукции, различают определенные выработки в натуральных показателях, а также в показателях нормированного рабочего времени. Во-вторых, трудоемкостью изготовления продукции, которая выражает затраты рабочего времени на создание единицы продукции. Это обратный показатель, который определяется на единицу продукции в натуральном выражении по всей номенклатуре товаров и услуг. Он имеет ряд преимуществ: • устанавливает прямую зависимость между объемом производства и трудовыми затратами; • исключает влияние на показатель производительности труда изменения в объеме поставок по кооперации, организационной структуре производства; • позволяет тесно увязать измерение производительности с выявлением резервов ее роста; • сопоставить затраты труда на одинаковые изделия в разных цехах предприятия.
40. Прибыль и рентабельность. Все хоть один раз слышали такие слова, как рентабельность и прибыль. Однако если о том, что такое прибыль многие представление имеют, то со словом рентабельность дело гораздо сложнее. Рентабельность производства является самым эффективным показателем, который может определить экономическую картину предприятия. С помощью этого показателя можно не просто сориентироваться в определении состояния предприятия, но и проанализировать его экономическую целесообразность. Этот показатель способен определить как эффективность всего предприятия в целом, так и эффективность его отдельных направлений производства. Например, для крупного сельскохозяйственного предприятия рассчитывают не только общий показатель рентабельности, но и рентабельность производства молока, мяса, продукции растениеводства и любых других направлений его деятельности. Показатель рентабельности удобен для характеристики финансовых результатов и анализа эффективности любого коммерческого предприятия. Термин рентабельность происходит от слова «Рента», которое в переводе означает доход. Общая рентабельность производства – это показатель прибыльности, доходности и финансовой эффективности предприятия. Он очень удобен, потому что позволяет показать наглядную оценку при сравнении отдельных отраслей, предприятий и производств, характеризующихся разными направлениями и различными объемами продукции. Сам показатель рентабельность производства характеризует отношение полученной прибыли предприятия к объему затраченных ресурсов на производство всего объема выпускаемой продукции. При экономическом анализе наиболее распространенными показателями являются рентабельность продукции, а также рентабельность производства. Основой для расчета рентабельности является прибыль, которая не просто является важным экономическим показателем, а является конечной целью любого коммерческого предприятия. Прибыль является тем самым показателем, который характеризует успешность и эффективность деятельности любого предприятия. Прибыль возникает тогда, когда расходы предприятия не превышают его доходы. Если же в результате хозяйственной деятельности получается, что расходы предприятия превышают доходы, то эффективность его считается отрицательной, проще говоря, предприятие получает убыток. Когда в результате хозяйственной деятельности прибыль растет, то соответственно пропорционально растут экономические возможности предприятия и увеличивается его деловая активность. Также прибыль, полученная в результате деятельности предприятия, определяет долю доходов его собственников, учредителей, акционеров. Именно прибыль используется не только для того, чтобы рассчитать рентабельность производства, но и для расчета показателей рентабельности собственных основных и оборотных средств, заемных ресурсов, а также всего авансированного капитала. С ее помощью можно определить и рентабельность каждой акции акционерного предприятия. Поэтому прибыль является не просто целью и результатом деятельности любой успешной организации, но и важнейшей экономической категорией. Прибыль и рентабельность производства не только являются оценочными показателями, но и выполняют важнейшие функции: -учетная, так как именно прибыль и рентабельность являются конечными показателями, позволяющими определить эффективность всей производственно-хозяйственной деятельности; -стимулирующая, так как они дают больше возможностей для экономического развития и расширения производства; -бюджетообразующая, так как прибыль является не только источником развития производства и предприятия, но еще и является реальным источником для пополнения бюджета страны.
41. Экономическая рента - это разница между платой за ресурс и минимальной платой, необходимой для того, чтобы этот ресурс был предложен. Ресурс, дающий экономическую ренту, приносит сумму, превышающую альтернативную стоимость его использования. Экономическая рента может быть изъята посредством налогообложения, не затрагивая предложения ресурса. Экономическая рента является одним из ключевых понятий теории общественного выбора. В обыденном понимании под рентой имеют в виду просто плату за пользование чем-либо, например жилищем, автомобилем. Теория общественного выбора использует это понятие в специфическом смысле, т. е. платежи собственнику ресурса, превосходящие его альтернативную стоимость. Минимальная сумма, требуемая собственником ресурса для того, чтобы он согласился продать некоторое количество его услуг, есть предельные издержки этих услуг. В таком случае экономическая рента выступает в форме выигрыша излишка в сравнении с альтернативной стоимостью предложения ресурса и аналогична понятию "выигрыша производителя" на рынке продукции.Виды ренты • Пожизненная рента — это правоотношения сторон, при которых одна сторона (рентополучатель) платно или бесплатно передаёт другой стороне (рентоплательщику) своё имущество в обмен на получение ренты, а именно гарантированного рассроченного дохода в денежной сумме либо предоставления платежей в натуральной форме или в виде ухода, работы, услуг, оплаты ритуальных услуг. • Мёртвая рента — арендная плата, которая выплачивается за неиспользуемую собственность. • Земельная рента • Финансовая рента • Природная рента
Экономический кризис Кризис — серьезные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги. Основные виды — кризис недопроизводства (дефицит) и кризис перепроизводства. Кризис недопроизводства, как правило, вызывается внеэкономическими причинами и связан с нарушением нормального хода (экономического) воспроизводства под влиянием стихийных бедствий или политических действий (различных запретов, войн и т. п.) Кризис перепроизводства характеризуется наличием большого количества товаров, которые превышают спрос потребителей. Обычно возникает из-за невыявления совокупного спроса и невозможности в условиях свободного рынка планирования совокупного производства. В итоге для конкретного производителя обычно неизвестно, чего и сколько нужно рынку. Первые крупные кризисы подобного рода проявились в Англии в XVII веке. С развитием рыночной индустриальной экономики кризисы перепроизводства приобрели циклический характер и на сегодня составляют одну из фаз экономического цикла. Следствием экономического кризиса является уменьшение реального валового национального продукта, массовые банкротства и безработица, снижение жизненного уровня населения Карл Маркс отмечал, что до промышленной революции конца XVIII века не существовало никаких регулярно повторяющихся бумов и депрессий. Поскольку эти циклы возникают на исторической сцене примерно в то же самое время, что и современная промышленность, Маркс заключил, что кризисы являются неотъемлемой чертой капиталистической экономики.[5] Причину кризисов Маркс видел в производстве товаров сверх платёжеспособного спроса. 44. Экономическое развитие, его среда, цели и принципы. Экономическое развитие — структурная перестройка экономики в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса. Основными показателем экономического развития страны в Украине считается увеличение показателей ВВП или ВНП на душу населения, свидетельствующее: о росте эффективности использования производственных ресурсов страны о росте среднего благосостояния ее граждан. В других странах подсчёт ВВП является второстепенным после подсчёта активов страны. Показатель ВВП был разработан после Первой мировой войны как следствие развала колониального мироустройства и необходимости дальнейшего взаимодействия с бывшими колониальными странами. ВВП отражает текущую ситуацию страны с точки зрения целесообразности направления инвестиций в её экономику, тогда же как подсчёт активов и их динамики отражает реальное экономическое состояние страны и темпы её развития или упадка. Сущность экономического развития Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и качества жизни населения. Известны различные модели экономического развития (модель Германии, США, Китая, стран Юго-Восточной Азии, России, Японии и других стран). Но при всем их многообразии и национальных особенностях существуют общие закономерности и параметры, характеризующие этот процесс. По уровню экономического развития различают развитые страны (США, Япония, ФРГ, Швеция, Франция и др.); развивающиеся (Бразилия, Индия и др.), в том числе наименее развитые (в основном государства Тропической Африки), а также страны с переходной экономикой (бывшие советские республики, страны Центральной и Восточной Европы, Китай, Вьетнам, Монголия), большинство из которых занимают как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. В целом экономическое развитие общества — противоречивый и трудноизмеряемый процесс, который не может происходить прямолинейно, по восходящей линии. Само развитие характеризуется неравномерностью, включая периоды роста и спада, количественные и качественные изменения в экономике, положительные
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.31.27 (0.013 с.) |