Конкуренция, монополия, олигополия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренция, монополия, олигополия.



Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынкаС экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:Как степень состязательности на рынке;Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Рынок чистой (совершенной) конкуренции. Для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных, стандартизированных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязать остальным выгодные ему условия сбыта. Препятствия для вступления в отрасль и неценовая конкуренция при чистой конкуренции отсутствуют. Экономисты называют такую конкуренцию совершенной потому, что здесь она развивается без всяких ограничений, и рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать друг другу свою волю и вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены (цены рыночного равновесия). В такой ситуации достоинства рыночных механизмов (впрочем, как и их недостатки) проявляются наиболее полно. Именно рынок совершенной конкуренции наиболее точно описывает взаимодействие спроса и предложения.

Рынок олигополистической конкуренции (олигополия). Если каким-тофирмам удалось придумать наиболее привлекающее покупателей разновидности товаров или привлечь за счет низких цен наибольшее число покупателей, они смогут в итоге вытеснить с рынка остальных, менее удачливых продавцов. И тогда эти несколько крупнейших фирм станут хозяевами рынка, ведя конкурентную борьбу лишь между собой. Такая ситуация была характерна, например, для рынка легковых автомобилей.

Рынок чистой монополии. На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия. При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует. Именно так была устроена экономическая жизнь в нашей стране. Огромная доля продукции (особенно ложно-технической) выпускалась здесь всего одним предприятием – абсолютным монополистом. Понятно, что в таком случае единственный метод борьбы покупателя со всевластием монополиста-изготовителя – просто не покупать товар. Но не всегда этот метод можно использовать. Если покупатель не может обойтись без товара, он вынужден будет его покупать даже ценой отказа от других благ.

 

Рынок и государство

Место государства в рыночной экономике Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Ясно, что подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции. Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимым для продолжения производства в национальных масштабах; отраслевые и общественные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

Опыт стран с развитой рыночной экономикой дает основания пола гать, что при проведении правильной экономической поли тики государство способно добиться относительной экономи ческой стабильности. Возможности активного воздействия государства на экономику заложены,

• Во-первых, в том, что в государственный бюджет поступает в форме налогов от 1/4 до 1/3 национального дохода. Поэтому государственные учреждения и организации играют большую роль в определении уровня пуска продукции и занятости.

• Во-вторых, государство устанавливает «правила игры» — принимает законы, регулирующие поведение фирм и домашних хозяйств.

В-третьих, в распоряжении государства находится Центральный банк, главной задачей которого является достижение стабильности функционирования банковской, денежной и финансовой систем страны. Несмотря на различия в формах собственности,Центральный банк любой страны контролируется государственными органами власти или управляется лицами, назначаемыми главой государства.

Таким образом, ПОЛИТИКА ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ включает в себя три составных части:

• антициклическую политику,

• политику по достижению и поддержанию пол ной занятости,

• антиинфляционную политику.

 

 

Сегментация рынка

Сегмента́ция — разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками, с целью изучения их реакции на тот или иной товар или услугу.

Сегмент — группа покупателей, обладающая похожими потребностями, желаниями и возможностями. Разделение рынка на различные сегменты и их последующее изучение позволяет компаниям сконцентрировать свое внимание на наиболее перспективных, с точки зрения прибыльности, сегментах (целевых).

Сегментация потребительского рынка

может быть произведена по нескольким признакам: географическому, демографическому, психографическому, поведенческому, при этом каждому из этих признаков присущи свои переменные. Иногда компании для получения всеобъемлющей информации о покупателях выделяют сегменты на основе совокупности признаков.

Сегментирование рынка организаций

В соответствии с рекомендациями Т. Бонома и Б. Шапиро сегментирование рынка организаций чаще всего проводится по следующим признакам: демографическому, операционному, закупочному, ситуационному, личностному (особенности заказчика).

Межрыночная сегментация

— выявление группы потребителей, которые схожи по множеству характеристик, которые выходят за пределы географических границ.

Сегментация проводится по следующим причинам:

-различные группы людей имеют различные потребности и поэтому компании необходимо адаптировать продукт для каждой группы;

-компания должна позиционировать свои продукты специфическим образом для каждой группы;

-компания должна подобрать соответствующую цену для каждой из групп;

-для некоторых групп могут потребоваться специальные каналы продаж.

 

85. Рынок товаров и услуг - это организованная структура, посредством которой спрос на товары со стороны домашних хозяйств и правительства встречается с предложением со стороны бизнеса.

Значение и функции рынка товаров и услуг:

1. Удовлетворение потребностей домашних хозяйств;

2. Получение дохода предпринимательским сектором;

3. Создание общественных благ;

4. На нем потребляется основная часть валового национального продукта.

Определяющей характеристикой данного рынка является переход продукции из собственности производителя в собственность потребителя.

Рынок делится на:

• рынок потребительских товаров и услуг;

• рынок средств производства;

• рынок правительственных заказов (потребительский и инвестиционный).

 

 

Рынок земли и недвижимости

Земельный рынок - это часть системы земельных отношений, регуляторами которой являются право собственности (владение, пользование, распоряжение), возможность передачи этого права (аренда, продажа, залог и так далее), конкуренция (свободный выбор участка), денежная оценка и свободно складывающие цены на землю. Представляется, что при анализе рынка земли следует учитывать его особенности. Во-первых, через систему рыночных отношений в каждый данный период времени проходит

небольшая часть земельного фонда. Во-вторых, земля закладывается, сдается в аренду и продается на определенных условиях. В-третьих, большинство земельных участков редко меняют своего собственника.

В рыночной системе земельный рынок играет двоякую роль: с одной стороны, он создает и поддерживает отношение к земле как к особой ценности, побуждает максимально продуктивно ее использовать, создает механизмы перехода земли в руки того, кто способен более эффективно ею распоряжаться. С другой стороны, он не создает заслона бесхозяйственному отношению к земле, так как в погоне за выгодностью земельных сделок не учитываются интересы сохранения единого земельного потенциала общества, земельные ресурсы чаще, чем другие средства производства, ока-зываются объектом спекуляции, а цена на земельные участки подчас формируется без всякой связи с их полезностью и так далее.

Принципиальное значение для формирования рынка земли в России имеют два момента: 1) закрепление права собственности на все земли в обществе, так как участниками рыночных отношений могут быть только собственники земельных участков;

2) инвентаризация земельного фонда, так как пока земельные участки не будут физически точно определены и зарегистрированы, вступать в отношения купли-продажи невозможно.

Положительным моментом в настоящее время является то, что законодательно произошло разделение рынков земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.

Специфика рынка земли в городах, особенно крупных, выражена сильнее, чем специфика сельскохозяйственных земель, и это нашло отражение в новом Земельном кодексе.

Рынок недвижимости ежедневно меняет внутренние расстановки приоритетов, и если еще вчера рынок недвижимости отличался активностью, то не факт, что уже завтра не будет наблюдаться повышение интенсивности в этом секторе.рынок недвижимости заморозил в Киеве большинство новостроек. Это, в свою очередь, привело к падению цен на первичную недвижимость, хотя ненадолго. Вся проблемы заключается в малом спросе на недвижимость.

 

 

Рынок капитала

Если под капиталом понимать физический капитал (станки, здания, запасы и т.д. в стоимостном их измерении), то рынок капитала – это часть рынка факторов производства наряду с рынком труда и земли. Если под капиталом на рынке финансов понимать денежный капитал, то рынок капитала выступает составной частью рынка ссудных капиталов.

Рынок ссудного капитала подразделяется на денежный рынок и рынок капитала. Денежный рынок связан с краткосрочными банковскими операциями сроком до одного года. Рынок капитала обслуживает среднесрочные и долгосрочные операции банков. Он, в свою очередь, делится на ипотечный рынок (операции с закладными листами) и финансовый рынок (операции с ценными бумагами). Субъектами финансового рынка являются не только банки и их клиенты (как на ипотечном рынке), но и фондовая биржа, а объектом операций выступают не только ценные бумаги частных предпринимателей, но и государственных институтов.

Инструментарий рынка капитала включает:

• казначейские облигации, предназначенные для финансирования долгосрочной политики федерального правительства;

• ценные бумаги государственных учреждений, которые эмитируются на основе специального разрешения правительства для финансирования различных типов социальных программ через финансовую систему;

• муниципальные облигации, выпускаемые местными органами власти;

• акции и облигации корпораций, эмитируемые частными фирмами.

На рынке ссудных капиталов формируются спрос и предложение денежного капитала.

Рынок капитала как структурное звено рынка факторов производства является типичным рынком. В принципах его организации и в механизме его функционирования, установления равновесия имеется много общего с аналогичными процессами на рынке труда. А именно:

- объем спроса на физический капитал носит производный характер по отношению к спросу на конечную продукцию и зависит от размеров последнего;

- максимизация прибыли достигается в точке равенства предельного денежного продукта и предельных издержек материального ресурса (физического капитала), т.е. при оптимизации фирмой спроса на капитал действует правило, что предельный денежный продукт равен предельным издержкам материального ресурса.

Спрос на капитал на рынке факторов – это спрос фирм на физический капитал, позволяющий фирмам реализовывать свои инвестиционные проекты, а по форме предъявления – это спрос на инвестиционные фонды. Спрос на капитал выражается в виде спроса на финансовые средства для приобретения необходимых производственных фондов.

Предложение капитала возникает в основном со стороны домашних хозяйств, а также предприятий и государства. Домашние хозяйства, владеющие капиталом в форме вложенных денежных средств, предоставляют капитал в пользование бизнесу в форме материальных средств и получают доход в виде процента на вложенные средства.

Стоимость использования услуг капитала представляет собой рентную (прокатную) оценку капитала. Она может выступать в качестве рыночной котировки или суммы, уплачиваемой фирмой владельцу капитала за аренду части этого капитала.

 

 

Рынок человеческого ресурса

Специфика рынка труда.

Этот рынок, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы — заработной плате.

В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы определяется в первую очередь демографическими факторами: уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой.

Помимо демографического важным фактором динамики рынка труда является степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения, рассчитываемая как отношение численности занятых и безработных к общей численности трудоспособного населения в данной группе.

Помимо этого серьёзное влияние на потребность в рабочей силе оказывает научно-технический прогресс.

Понятие рабочей силы и занятых.

Синонимом понятия является категория «экономически активное население». Человеческие ресурсы = количество людей (людские ресурсы) + человеческий потенциал (компетенции, опыт, интеллект, способность к постоянному совершенствованию. Определенную часть рабочей силы составляют так называемые самостоятельные работники, являющиеся в своей массе мелкими предпринимателями, не использующими, как правило, наемный труд, и многие лица свободных профессий (адвокаты, журналисты, писатели, художники, врачи и другие, не работающие по найму).

Сущность безработицы.

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Как уже отмечалось, работные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

К безработным в Украине относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

• не имели работы (доходного занятия);

• занимались поисками работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;

• были готовы приступить к работе.

Оплата труда.

Существует несколько форм оплаты труда, используемых в рыночной экономике.

Повременная, при которой размеры заработной платы работника практически зависят от отработанного им времени и его тарифной ставки (оклада).

Сдельная форма предполагает оплату труда работников по количеству (объёму) произведённой продукции.

Премиальная форма предусматривает дополнительную оплату к повременному или сдельному заработку.

Производительность труда.

Показателем эффективности использования трудовых ресурсов является производительность труда. Она определяется делением стоимостного объёма произведённой продукции на среднегодовую численность занятых (годовая производительность труда) либо на количество отработанных человеко-часов.

Среди факторов, определяющих уровень и динамику производительности труда, - темпы и характер накопления капитала и динамика капиталовооружённости труда; темпы внедрения в производство и направленность научно-технических достижений; развитие методов организации и стимулирования труда, а также методов управления производством; сдвиги в качественных и количественных характеристиках трудовых ресурсов; факторы социального порядка.

 

 

Рынок инноваций

Рынок чистой конкуренции инноваций — это совокупность производителей научно-технической продукции и ее потребителей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда они не оказывают влияния на уровень цен. Конкурентная борьба между ними вынуждает повышать технической уровень и эффективность производства товаров (услуг); улучшать их качество продукции, снижать издержки производства. Одновременно рынок отвергает новшество, имеющее большую научно-практическую ценность, если оно не отвечает запросам потребителей. Конкуренция стимулирует рынок новшеств, обеспечивая его формирование. Главным действующим лицом конкурентных отношений на рынке выступает инновационная фирма.

Рынок инноваций формируют научные организации, временные научные коллективы, научно-исследовательские организации, вузы. Основным товаром такого рынка являются продукт интеллектуальной деятельности, научный и научно-технический результат.

Рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных сегментах рынка.

Конкурирующие фирмы - это фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу.

Основные формы осуществления участия в рынке новшеств:

- наличие и развитие собственной научно-технической и экспериментальной базы для проведения НИОКР;

- приобретение лицензий на право производства продукции (услуг);

- оформление заказов на проведение НИОКР другой организацией;

- покупка ноу-хау, технологий, готовых изделий и другой интеллектуальной собственности;

- освоение и выпуск конкурентоспособной продукции (услуг).

Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная технологическая связь между конкретными участниками. В рыночной экономике конкуренция позволяет предпринимателю выбрать оптимального потребителя (качество продукции, цена и т.д.). Через постоянно меняющиеся цены товаров и услуг, процентные ставки на кредит рынок дает объективную информацию об общественно необходимых издержках производства и качестве тех товаров и услуг, которые каждый реализует или покупает.

В процессе отраслевой конкуренции рынок постоянно выявляет средневзвешенные издержки производства и различные модификации товаров. В результате такой оценки (спрос и издержки) определяется рыночная стоимость. На ее основании формируются оптовые и розничные цены. Рынок позволяет стимулировать Оптимизацию территориального и отраслевого разделения труда. Межотраслевая конкуренция вынуждает менять ассортимент продукции или производство. Конкуренция выявляет те регионы, где издержки могли быть снижены, их снижение зависит от налоговых, технических, экономических изменений.

Рыночный механизм выполняет также и роль «санитара». Слабые предприятия не могут работать при рынке, а эффективным предприятиям рынок дает «зеленый свет».

В нашей стране рынок "высоких технологий" развивался очень медленно. В настоящий период необходимо оказывать государственную помощь в развитии фундаментальных и прикладных наук, экономически стимулировать их широкое освоение и применение. В самом сложном положении находится наукоемкое машиностроение. Некоторые заводы выживают лишь за счет перехода на

выпуск технологически отсталого оборудования, скатываясь на уровень 60-х годов.

 

Международные рынки

Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда, и других факторов производства

Мировой рынок характеризуется следующими основными чертами:

- он является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей продукции за национальные рамки;

- он проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения;

- он оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно;

- он выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товары и зачастую их производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.

Товар, находящийся на мировом рынке в фазе обмена, выполняет информационную функцию, сообщая усредненные параметры совокупного спроса и совокупного предложения, через которые каждый из участников может оценивать и адаптировать параметры своего производства.

Выступая сферой межгосударственного обмена товарами, мировой рынок оказывает обратное влияние на производство, показывая ему, что, сколько и для кого нужно производить.В этом смысле мировой рынок оказывается первичным по отношению к производителю и является центральной категорией международной экономики.Главным внешним признаком существования мирового рынка является передвижение товаров и услуг между странами.

Мировой рынок – совокупность рынков отдельных стран, связанных между собой товарообменом, регулирование которым происходит на основании нормативных материалов, регламентируемых Генеральным соглашением по торговле и тарифам (ГАТТ). Всемирная торговая организация (ВТО), окончательно пришедшая на смену ГАТТ 1 января 1996г. имеет более стройную и жесткую структуру. Членами ВТО являются 128 государств, на которые приходится более 90% оборота международной торговли. В декабре 1996г. на конференции была принята декларация, в которой подтверждена задача ВТО способствовать интеграции всех стран в многостороннюю систему регулирования мировой торговли.

Можно сделать более общие выводы:

- мировой рынок представляет собой сферу международного баланса спроса и предложения на товары, экспортируемые и импортируемые странами;

- размеры экспорта определяются размерами избыточного предложения товара, размеры импорта – размерами избыточного спроса на товары;

- факт наличия избыточного предложения и избыточного спроса устанавливается в процессе происходящего на международном рынке сравнения внутренних цен на одинаковые товары в различных странах;

- цена, по которой осуществляется международная торговля, находится между минимальной и максимальной внутренними ценами равновесия, существующими в странах до начала торговли;

- с одной стороны, изменение мировой цены ведет к изменению количества экспортируемых и импортируемых товаров на мировом рынке, с другой – изменение количества экспортируемых и импортируемых товаров приводит к изменению мировой цены.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.146.26 (0.076 с.)