Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неравенство в доходах и проблема бедности. Социализация экономикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
НЕРАВЕНСТВО В ДОХОДАХ Различные источники формирования доходов обуславливают различия в размере получаемых доходов, порождают проблему неравенства доходов. Для обобщенного измерения степени неравенства доходов в мировой практике используются следующие методы. • Построение кривой Лоренца, отражающей разницу между «абсолютно справедливым» и фактическим распределением доходов. • Деление всего населения той или иной страны на равные по количеству лиц группы —децили, т.е. десятые части, и выявления того, какая часть совокупного дохода приходится на каждую группу, иначе говоря, определения децильного коэффициента. Наиболее часто используется отношение 10% самых богатых слоев населения к 10% самых бедных. • Коэффициент Джини (G) — индекс концентрации доходов населения. Для его расчета все население распределяется на пять двадцатипроцентных групп и показывается, какой удельный вес от общей суммы денежных доходов населения приходится на каждую группу. Так, если G = 0, то это соответствует равномерному распределению дохода между всеми группами, если G = 1, то это означает, что весь доход приходится на одну группу. Дифференциация доходов приводит к социальной стратификации: в обществе выделется наиболее богатая прослойка, которая сосредоточивает в своих руках основную часть национального богатства, средний слой, живущий в относительном достатке, и беднейшие (нуждающиеся) слои населения. В нормально работающей экономике средний класс составляет большинство населения и является залогом ее дальнейшего успешного СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ – это система мер, защищающих любого гражданина страны от экономической и социальной деградации в результате потери или резкого падения дохода (в результате болезни, безработицы, инвалидности, старости и т.п.). Реализация мер по социальной защищенности в экономике любой страны предполагает: формирование правовой основы; разработку и реализацию социальных программ; финансирование мер социального характера. Социальная помощь, прежде всего, направлена на поддержание нормального уровня жизни населения и реализуется по следующим каналам: государственное социальное страхование; выплата пенсий по старости, инвалидности, выплата пособий по безработице и т.д.; государственное вспомоществование; помощь в денежной и натуральной форме престарелым, инвалидам, многодетным семьям, студентам, безработным; частная система социального страхования. Решающая роль по осуществлению мер социальной защиты принадлежит государству. Важнейшие направления государственной социальной политики: • создание условий для эффективной системы занятости населения, формирование доходов населения и регулирование процессов их дифференциации посредством соответствующей системы налогообложения и выплаты трансфертных платежей; • установление социальных нормативов и стандартов (прожиточного минимума); • защита денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения начисленных доходов в зависимости от роста цен (используется показатель индекс стоимости жизни); • стационарное и нестационарное социальное обслуживание престарелых, инвалидов, беспризорных и других категорий; • защита интересов потребителей; • социальная поддержка безработных и малоимущих; • прием и обслуживание беженцев и вынужденных мигрантов.
73.1 ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ (ПОРОГ БЕДНОСТИ). ПОДДЕРЖКА БЕДНЕЙШИХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ Индикатором успешного функционирования любой экономики служит показатель процентного отношения числа бедных к численности всего населения страны. Чем этот показатель ниже, тем выше уровень жизни. Понятие «бедность» отличается от понятия «неравенство». Бедность определяется как неспособность поддерживать минимальные стандарты жизни, а неравенство охватывает относительные стандарты жизни во всем обществе. Показателем черты бедности служит прожиточный минимум. Прожиточный минимум — это официально установленный минимальный уровень дохода, необходимый для приобретения продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами, а также удовлетворения минимальных потребностей в одежде, обуви, жилье. Государственные органы регулярно пересматривают показатель черты бедности в зависимости от роста цен. Эти пересмотры позволяют сохранить покупательную способность минимального дохода на неизменном уровне.
Национальный доход НД - совокупный доход в экономике, который получают владельцы факторов пр-ва, равен ВВП- амортизационные отчисления -косвенные налоги. Рост НД можно добиться двумя путями: экстенсивным (увеличение ресурсов) и интенсивным (рациональнее и качественнее использование ресурсов) Все разделяются на первичные (пособственностью на факторы пр-ва) и вторичные (пенсии, стипендии, субсидии) доходы и сбережения. С точки зрения владельцев ресурсов, НД является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период. НД выступает как совокупный доход владельцев всех факторов производства: заработной платы, прибыли, ренты, процента, и удостоверяет степень участия каждой категории владельцев в национальном производстве, их долю. По объему НД очень близкий к ЧНП и составляет величину, уменьшенную на размер непрямых налогов, которые платят предприниматели (налог на добавленную стоимость, акцизы, лицензионные платежи, пошлина но др.). Национальный доход — важный показатель результативности общественного воссоздания. Производство национального дохода на душу населения наиболее реально определяет уровень его благосостояния. До последнего времени в отечественной экономической литературе считалось, что НД — это вновь созданная стоимость, которая имеет место только в сфере материального производства, а также частично в торговле, общественном питании и сфере связи. Но такой подход к пониманию содержания национального дохода достаточно ограничен, поскольку не учитывает взнос работников сферы нематериального производства. Для понимания сути национального дохода большое значение имеет знание процессов его формирования, распределения, перераспределения, конечного потребления. Создание национального дохода происходит в отраслях материального производства и в сфере услуг. Его размеры растут за счет увеличения численности занятых и повышения проду-ктивности труда. Факторы роста национального дохода деляться на два вида: экстенсивные (за счет увеличения ресурсов) и интенсивные (за счет качественного использования существующих фак-торов). Использование национального дохода происходит с двойной целью: потребление и нагромождение. Нагромождение является необходимым для расширения масштабов национального производства в будущем. В хозяйственной практике различают созданный и использованный НД. Большое значение для увеличения величины национального дохода и расширенного воссоздания имеет оптимальное соотношение между потреблением и нагромождением. Данное соотношение зависит от конкретных условий и заданий экономического развития страны. 74.Международная миграция человеческого ресурса На мой взгляд, проблема миграции очень актуальна сейчас, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны (или города своей) в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. ВИДЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран. Наука международной экономики занимается внешней миграцией рабочей силы и ее экономическими причинами. Основные понятия, используемые при изучении проблем международной миграции, следующие: Миграция рабочей силы - переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера. Иммиграция - въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов. Эмиграция - выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы. Миграционное сальдо - разность иммиграции из страны и эмиграции в страну. «Утечка мозгов» - международная миграция высококвалифицированных кадров. Реэмиграция - возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.
Международная миграция рабочей силы возникла многие столетия назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в уровне оплаты труда. Сторонники неоклассического подхода, в соответствии с которым каждый человек получает и потребляет предельный продукт своего труда, считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны, причем экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграция, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается. В зависимости от времени пребывания на территории другой страны (другого региона одной страны) выделяют постоянную, временную и маятниковую миграцию. Постоянная (долгосрочная) миграция характеризуется численность прибывших или выбывших на постоянное место жительства. При этом в некоторых странах иностранец начинает считаться иммигрантом (эмигрантом) если он присутствует (или отсутствует) в стране в течение определенного периода времени. Временная (краткосрочная)миграция представляет собой въезд или выезд, связанный с текущими потребностями без смены гражданства и постоянного места жительства. Однако во многих странах из числа временных мигрантов исключают число сезонных работников (иногда довольно значительное). Маятниковая миграция является особым видом миграции в зависимости от времени и представляет собой передвижения работающих к месту работы из одного региона в другой и обратно к месту своего жительства в случае, если срок отсутствия лица на постоянном месте составил менее одной недели.
Экономические блага Экономические блага - это средства для удовлетворения потребностей, доступные в orpaниченном количестве. Благо - это средство для удовлетворения потребностей. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг. А.Маршалл определяет благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б.Сэй определяет блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А.Шторх подчеркивает что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов, делает их благами» Блага можно подразделить на следующие разделы: 1. Долговременные блага - обладающие способностью возобновляться 2. Недолговременные блага - полностью потребляемые блага 3. Взаимозаменяемые (субституты) 4. Взаимодополняемые (комплиментарные) 5. Настоящие - находящиеся в непосредственном распоряжении экономического субъекта. 6. Будущие - создание которых ожидается. 7. Прямые - непосредственно удовлетворяющие некоторую потребность. 8. Косвенные или производительные - удовлетворяющие какую либо потребность как средство (строения, производственные сооружения, оборудование и т.д.) Также потребляемые товары и услуги можно разделить на две большие группы: частные блага, и общественные блага. Чистое частное благо - это такое благо, каждая произведённая единица которого может быть оценена и продана в пользование каждому конкретному потребителю. Таким образом, каждая проданная единица данного блага приносит пользу только его покупателю и не может быть использована бесплатно кем-либо ещё. Так, например, человек, мучимый жаждой, покупает банку пепси-колы и, выпивая её, единолично наслаждается прелестями этого напитка. Заплатив деньги за банку пепси-колы, человек получает исключительное право на использование этого блага. И никто другой не сможет воспользоваться данной банкой пепси-колы, чтобы получить от неё удовольствие. Говоря экономическим языком, покупка чистого частного блага не приводит к возникновению положительного внешнего эффекта. Сразу же отметим, что система рынков и цен прекрасно обслуживает производство, обращение и потребление частных благ. Однако эта система совершенно непригодна для производства чистых общественных благ. Чистое общественное благо - это такое благо, которое неделимо на отдельные порции в процессе потребления, а потому потребляется коллективно всеми людьми, независимо от того, готовы они оплатить его потребление или нет. Примером чистого общественного блага может служить национальная оборона. В любой момент времени вооружённые силы страны находятся в боевой готовности, охраняя всех граждан данной страны. Предположим, что оборона государства продавалась бы гражданам за деньги. Предположим также, что два десятка самых богатых людей согласились бы вкладывать собственные деньги в производство вооружения и оплачивать расходы на содержание армии. Конечно, они делали бы это только в целях собственной безопасности. Но могли бы они при этом исключить из потребления услуг вооружённых сил всех остальных граждан страны, отказавшихся оплачивать национальную оборону? Конечно, нет. Ведь противоракетная установка защитит от вражеской ракеты всё население, а не только богачей; либо не защитит никого, если не будет произведена вовсе. Таким образом, противоракетную установку нельзя разделить на порции в процессе потребления. Её услугами можно пользоваться только коллективно, а потому никого из граждан страны нельзя исключить из потребления услуг национальной обороны.
Товары и его характеристика Центральной категорией товарногопроиз-ваявл-ся товар.. От продукта товар принципиально отличается тем, что его путь от произ-ва к потреблению обязательно пролегает через рынок. Продукт становится товаром не в силу естественных свойств, его делают товаром общественные свойства (потребительная стоимость; общественный труд, воплощенный в товаре; способность обмениваться на другие продукты). Товар - вещь, к-рая удовлетворяет человеческие потребности, продукт человеческого труда и предназначенная для продажи ли обмена. Трудовая теория стоимости четко различает два свойства товара: потребительная стоимость и меновая стоимость. Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря к-рым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека. Товар призван удовлетворять потребности не самого произв-ля, а других членов общества, к к-рым поступает в процессе обмена. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение к-рых возрастает в современных условиях. Меновая стоимость – это свойство товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары. То, что товары обмениваются в определенной пропорции, означает, что в них, независимо от их конкретной формы, имеется нечто общее. Общим объективным свойством товаров явл-ся то, что на их произ-во затрачен общественный труд: как потребительные стоимости товары различны, но как воплощение общественного труда они однородны. Общественный труд, воплощенный в товаре, составляет стоимость товара. Таким образом, меновая стоимость явл-ся внешним проявлением стоимости и лежит в основе обмена товаров. В процессе труда создается потребительная стоимость и стоимость. Это обстоятельство вытекает из того, что труд всякого произв-ля носит двойственный характер, выступает как конкретный труд и как абстрактный труд. Конкретный труд - это труд определенной специальности, требует специальной подготовки, он разнороден. Конкретный труд создает потребительную стоимость. Абстрактный труд – это труд, выступающий как затраты труда вообще (человеческой энергии, мускульной силы, нервов, работы мозга), независимо от его конкретной формы. Абстрактный труд создает стоимость. Величину стоимости воздействуют ряд факторов, главными из к-рыхявл-ся след-ие: 1.Произв-льность труда, под к-рой понимают его эффективность, плодотворность. Произв-льность труда измеряется кол-вом потребительных стоимостей, производимых в единицу времени или величиной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции. Повышение произв-льности труда приводит к уменьшению рабочего времени, необходимого для произ-ва товара, и, следовательно, к снижению величины его стоимости. (Пример.Если за 8 часов рабочего времени вместо 100 м ткани будет произведено 200 м, то стоимость данных 200 м ткани будет измеряться теми же 8 часами труда, хотя его произв-льность при этом увеличится вдвое, а стоимость каждого метра ткани соответственно понизится.) 2.Интенсивность труда – затраты труда в единицу времени. Более интенсивный труд воплощается в большем количестве продуктов и создает большую по величине стоимость в единицу времени. 3.Сложность труда (например, труд ювелира сложнее труда слесаря, а последний сложнее труда лесоруба). Труд работника, не требующего специальной подготовки (обучения), называется простым трудом. Труд, для выполнения к-рого необходимо предварительное обучение, называется сложным трудом. Сложный труд следует рассматривать как умноженный или возведенный в степень простой труд. При определении величины стоимости товара за основу берется общественно необходимое кол-во простого труда. Т.о. большинство экономистов считаю, что стоимость товара определяется затратами труда наегопроиз-во. Но нек-рые считают, что стоимость товара определяется его полезностью или, что стоимость товара определяется его ценностью.
Деньги Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом, с помощью к-рого соизмеряются затраты труда товаропроизводителей. Сущность денег проявл-ся в их функциях: 1.МЕРА СТОИМОСТИ. Стоимость товаров находит всеобщее выражение в деньгах, т.е. величина их стоимости определяется посредством приравнивания их к определенному кол-ву денег. Деньги служат всеобщим воплощением и мерилом стоимостей. Однако основой соизмеримости товаров явл-ся не деньги, а заключенный в них абстрактный, общественно необходимый труд, воплощением к-рого и выступают деньги. Особенность функции денег как меры стоимости заключается в том, что ее выполняют идеальные, то есть мысленно представляемые деньги. Товары мысленно приравниваются к деньгам еще до их обмена. В тоже время данную функцию выполняют не условные знаки, а полноценные деньги, т.е. обладающие самостоятельной стоимостью.Цена - денежное выражение стоимости товара.Получившая денежное выражение стоимость товара проявл-ся в виде цены. Но так как различные товары обладают неодинаковой стоимостью, для их сопоставления нужно принять определенное кол-во денежного металла за единицу измерения, или за масштаб цен. Масштаб цен - денежная единица с её делениями, в основу которой положено определенное кол-во денежного металла. Масштаб цен - это весовое кол-во металла, принятое в стране за денежную единицу и служащее для измерения цен всех товаров. 2.СРЕДСТВО ОБРАЩЕНИЯ. В процессе товарного обращения, Т-Д-Т, деньги играют роль посредника в обмене товаров и выполняют функцию средства обращения. По сравнению с обменом товара на товар, товарное обращение с использованием денег не требует: -взаимного соответствия потребностей двух обменивающихся товаровладельцев; -совпадения по времени актов продажи и купли; -совпадения актов купли-продажи в пространстве. С появлением денег возникает возможность разрыва между продажей и куплей. Функцию денег как средства обращения выполняют реальные, а не идеальные деньги, не обязательно являющиеся полноценными. Являясь мимолетным посредником при актах купли-продажи, полноценные деньги могут быть заменены знаками стоимости. С развитием денежного обращения наряду с металлическими деньгами получили широкое распространение бумажные деньги. 3.СРЕДСТВО НАКОПЛЕНИЯ. Продажа товара без последующей покупки дает возможность накапливать богатство, воплощенное в деньгах. Деньги выступают в функции образования сокровищ, накоплений и сбережений, когда они временно извлекаются из обращения и оседают в руках товаропроизводителей. Для выполнения функции сокровищ деньги должны быть одновременно и полноценными и реальными. Накопление денег необходимо для покупки оборудования, сырья, топлива, приобретения необходимых товаров для физических лиц. Металлические деньги выполняли роль стихийного регулятора денежного обращения. При сокращении потребности в металлических деньгах часть их уходила в сокровище, а при увеличении - поступала в обращение. 4.СРЕДСТВО ПЛАТЕЖА. Вследствие неодинаковой продолжительности периодов произ-ва различных товаров, к моменту появления к/лтоваропроизв-ля на рынке, потенциальные покупатели могут не иметь наличных денег. Возникает необходимость купли-продажи в кредит. Средством обращения тогда служат не сами деньги, а выраженные в них долговые обязательства. При использовании в целях погашения долговых обязательств деньги выполняют функцию средства платежа. Купля-продажа в кредит м.б. представлена: 1. О-Т; 2. Т-Д; 3. Д-О, где О - долговое обязательство. В функции средства платежа деньги выступают как завершающее звено в процессе обмена и как самостоятельное воплощение самой стоимости. 5.МИРОВЫЕ ДЕНЬГИ. Развитие международных политических и эк-ких связей (внешнеторговых, международных кредитных отнош-й, т.д.) обусловливает функционирование денег на мировом рынке. Мировые деньги выступают в виде слитков благородных металлов, а в условиях развитого капитализма - в виде слитков золота, т.к. неполноценные деньги, имеющие обращение внутри отдельной страны, на мировом 77.1 рынке теряют силу. Мировые деньги могут выполнять функции: международного платежного средства; международного покупательного средства; всеобщего воплощения общественного богатства. По мере развития товарного обмена полноценные деньги превращаются в знаки стоимости. По мере развития денежной системы бумажные и кредитные деньги, функционирующие внутри страны и выполняющие функции средства обращения и платежа, перестают размениваться на золото. В международных торговых отнош-ях также валюты ведущих стран мира, и, в первую очередь, доллар США, стали функционировать как международное платежное, покупательное и резервное средство. Золотые запасы при этом выполняют роль ликвидных активов для получения резервных валют и др. Средств международных расчетов. Отход от металлического базиса - одна сторона эволюции денег, другая - тенденция к сохранению сросшегося с золотом всеобщего эквивалента. Драгоценный метал продолжает играть роль денег в функции сокровища в качестве страхового фонда. Кол-во денег, необходимых для обращения, можно определить по ф-ле:
где M-масса ден-ыхединиц,V-скорость обращ-я денег,P-цены товаров,Q-кол-во товаров на рынках.
Сущность и функции рынка Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции. Рынок многолик и столь же разнообразно его определение Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели. Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг. П. Самуэльсон определяет рынок как "процесс конкурентных торгов". Можно (а может быть и лучше) определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д. Рынки принимают самые разные формы. Восточный базар и отечественная "толкучка" представляют собой шумное токовище, где каждый продавец надеется заполучить покупателя на свой товар и по возможности обмануть его. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный 78.1 предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий или нерадивый работник. Механизм рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора. На экономическом рынке постоянно совершаются революции. Выросли цены на мясо и другую продукцию животноводства, - покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся: • функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться; • стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда; • функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними); • регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене; • функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов, и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.
Спрос и предложение Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени. Различают: индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта; рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар. Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени. Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях. Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить. Факторы, оказывающие влияние на спрос: доходы потребителей; вкусы и предпочтения потребителей; цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары; запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей); информация о товаре; время, затраченное на потребление. При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.
Что такое предложение? Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени. Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот. Факторы, оказывающие влияние на предложения: изменение цен на факторы произ-ва; технический прогресс; сезонные изменения; налоги и субсидии; ожидания производителей; изменение цен на сопутствующие товары. Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения. При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.
80.Рыночное ценообразование Линии спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий предложения (S) и спроса (D) - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием. Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе).Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе). Таким образом, рыночное равновесие-это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения. Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться отравновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения. Рыночный механизм ценообразования зависит от вида рынка, поэтому под рыночным механизмом понимается множество механизмов. Но среди них есть наиболее типичные механизмы. Рассмотрим ценообразование на конкурентном рынке, где действует закон спроса и закон предложения. На графике изображены кривые спроса и предложения на определенный товар. На рынке автоматически установится цена Црын (равновесная), при которой величина спроса равна величине предложения(в точке А). Если покупатели захотят купить товар по цене Ц1, которая ниже Црын, то спрос С1 окажется большим, чем предложение П1, возникнет дефицит товара, изменяемый разностью Ц1-П1, и цена вследствие этого будет возрастать, пока предложение не уравняется со спросом. Если же продавцы пожелают продавать товар по цене Ц2, которая выше равновесной Цены, то предложение П2 окажется выше спроса С2, образуется избыток товара, равный П2-С2, и вследствие этого цена станет уменьшаться до тех пор, пока спрос и предложение не уравновесятся. Таким образом на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар только от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствющая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка Функции цен: 1) измерительная - благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец полуть за товар; 2) соизмерительная - заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности; 3) учетная - цена становится вспомогательным инструментом учета, например, в имущественном комплексе предприятия 5 компьютеров по такой-то цене (цену укажите сами) на общую сумму такую-то. 4) инструмент анализа, прогнозирования, планирования; 5) социальная функция - с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи; 6) внешнеэк-кие функции - как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами; 7) стимулирующая функция - влияет на повышение объемов произ-ва и улучшение качества продукции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.216 (0.051 с.) |