Психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК)



 

Традиционно существовали медико-педагогические комиссии (МПК), которые занимались комплектованием специальных учреждений для детей с различными нарушениями развития. Они создавались совместно органами образования, здраво­охранения, социальной защиты населения. При этом для каждого типа детских учреждений (для умственно отсталых, для слепых и слабовидящих, для глухих и слабослышащих и т.д.) существовали свои МПК. Хотя в работе этих комиссий участвовали квалифицированные специалисты, организация и условия их работы (ограниченность времени обследования детей, невозможность при одноразовых обследованиях проследить динамику развития, отсутствие в их составе психологов и др.) не обеспечивали качества медицинской и психолого-педагогической диагностики. Нередки были случаи ошибочных диагнозов. Это в одинаковой мере относится и к медицинскому, и к психолого-педагогическому исследованию. На протяжении многих лет (1960 — 1980гг.) велись поиски путей, дополняющих работу медико-педагогических комиссий, разрабатывались критерии и методы психолого-педагогической диагностики. Стремления дефектологов (С. Д. Забрамная, В.И.Лубовский, А.Р.Лурия, К.С.Лебединская, Ж. И.Шиф и др.) были направлены на то, чтобы сделать изучение детей более объективным.

 

Именно в целях совершенствования всей системы комплектования специальных учреждений для аномальных детей в 80-е гг. XX в. начали создаваться психолого-медико-педагогические консультации.

 

12 апреля 1995 г. Министерство образования РФ утвердило проект типового Положения о психолого-медико-педагогических консультациях. Преимущество консультаций перед медико-педагогическими комиссиями состояло в том, что они стали постоянно действующими (в случае необходимости можно было проводить повторное обследование детей) и, что очень важно, расширились направления деятельности по оказанию помощи детям, их родителям, педагогам.

 

ПМПК является государственным консультативно-диагностическим, коррекционным учреждением в системе специализированной помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК выполняет функцию высшей экспертной службы при определении вида и форм обучения детей. В своей деятельности ПМПК руководствуется Международной Конвенцией о правах ребенка, а также действующими законоположениями Российской Федерации об образовании, здравоохранении, защите прав детей и распоряжениями Правительства России.

 

С учетом административного деления создаются республиканские, региональные, городские, областные, окружные и межрайонные ПМПК.

 

Задачи деятельности ПМПК:

 

- выявление и раскрытие в процессе консультативно-диагностической работы причин и форм отклонений в развитии ребенка;

 

- определение способов и средств комплексной психолого-медико-педагогической помощи образовательным учреждениям.

 

В своей деятельности ПМПК неуклонно следует принципам, разработанным отечественной дефектологией (принцип гуманности; принцип комплексного изучения детей; принцип всестороннего и целостного изучения ребенка; принцип динамического изучения детей; принцип качественно-количественного подхода при оценке выполнения задания).

 

ПМПК оказывают консультативно-диагностическую и коррекционную помощь всем, кто в этом нуждается. Обращаться в ПМПК могут как отдельные образовательные и медицинские учреждения, так и непосредственно родители, педагоги, подростки по личной инициативе. ПМПК обслуживает три категории клиентов:

 

· детей, осуществляя комплексное изучение проблем развития ребенка и определение индивидуального образовательного маршрута; социальную, медицинскую, психологическую, коррекционно-педагогическую помощь ребенку в совместном преодолении проблем в развитии, общении, поведении;

 

· родителей, (или лиц, их заменяющих), предлагая информацию по существу проблем ребенка, рекомендации и обучающие занятия, а также консультирование по вопросам воспитания и обучения;

 

· педагогов и специалистов детских учреждений, организуя психолого-педагогическую методическую помощь и поддержку в их работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

Деятельность ПМПК помогает образовательным и воспитательным учреждениям в решении вопросов:

 

- предупреждения отклонений в развитии детей;

 

- выбора индивидуального образовательного маршрута;

 

- преодоления затруднений в учебе;

 

- решения проблем личностного развития;

 

- профориентации.

 

Специалисты ПМПК в своей работе используют как индивидуальные, так и групповые формы, включая:

 

- комплексное психолого-медико-педагогическое обследование;

 

- индивидуальное и групповое консультирование и сопровождение;

 

- индивидуальные и групповые коррекционные занятия, психотерапевтические и социально-психологические тренинги;

 

- тематические семинары для специалистов.

 

Сочетание индивидуальных и групповых форм работы с ребенком, методической помощи семье и специалистам оказывают положительный эффект на развитие личности ребенка в процессе социальной коррекции, реабилитации и интеграции.

 

Психолого-медико-педагогическое обследование предполагает исследования соматического и нервно-психического здоровья, социальных и семейно-бытовых условий жизни и развития, психологических и педагогических особенностей ребенка.

 

Возглавляет ПМПК и руководит всей ее работой заведующий, имеющий дефектологическое образование и стаж практической работы с аномальными детьми. В его обязанности входит:

 

- организация коллегиальной работы;

 

- оснащение ПМПК необходимым оборудованием;

 

- осуществление связи с учреждениями и органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, ассоциациями, фондами;

 

- планирование работы ПМПК и ее кадровое обеспечение.

 

В штатный состав ПМПК входят следующие специалисты:

 

- врачи (педиатр, невропатолог, психиатр, отоларинголог, офтальмолог, врач по функциональной диагностике, ортопед);

 

-педагоги-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);

 

- логопед;

 

- психолог;

 

- социальный педагог;

 

- медицинский статистик.

 

Структура ПМПК

 

В структуре ПМПК могут создаваться самостоятельные отделы, каждый из которых выполняет определенную работу, составляющую содержание деятельности ПМПК. Сюда входят консультативно-диагностический, коррекционный и научно-методический отделы.

 

Научно-методическая работа.

 

Научно-методический отдел осуществляет методическую помощь по основным направлениям деятельности специалистов консультации, а также разработку научно-методических рекомендаций по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья — для родителей (или лиц, их заменяющих) и различных психолого-медико-педагогических служб и центров.

 

Цель отдела: развитие и программно-методическое обеспечение психолого-педагогического медико-социального сопро­вождения детей с проблемами в развитии.

 

Отдел оказывает научно-методическую помощь специалистам по реализации коррекционных и реабилитационных программ психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии.

 

Отдел осуществляет работу в следующих направлениях:

 

1. Программно-методическое обеспечение диагностической и коррекционной работы специалистов ПМПК с детьми и подро­стками.

 

2. Участие в работе и организация проведения научно-практических семинаров, конференций, совещаний.

 

3. Помощь специалистам ПМПК в проведении анализа деятельности и обобщения опыта работы в форме статей, докладов, сообщений и др.

 

4. Осуществление связей с районными службами комплексного сопровождения индивидуального развития учащихся, а именно:

 

— психолого-педагогическими центрами;

 

—центрами реабилитации и абилитации детей с сенсорной депривацией

 

и нарушениями опорно-двигательного аппарата;

 

— логопедическими пунктами при общеобразовательных школах;

 

— другими организациями и учреждениями.

 

Руководит отделом заместитель заведующего ПМПК по коррекционной и методической работе.

 

Консультативно-диагностическая работа.

 

Консультационно-диагностическое отделение является основным структурным подразделением городской ПМПК.

 

Комплексное обследование ребенка осуществляется с соблюдением принципов гуманного отношения, защиты прав и сохранения профессиональной тайны. Консультационно-диагностическое отделение включает четыре отдела: медицинский, психологический, педагогический, социально-правовой.

 

Основные направления деятельности консультационно-диагностического отделения:

 

1. Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей и подростков, определение форм и содержания их обучения и воспитания в соответствии с психофизическими и интеллектуальными особенностями и возможностями.

 

2. Разработка рекомендаций и программ психолого-медико-исдагогического сопровождения детей с проблемами в развитии в процессе их обучения и социализации.

 

3. Раннее выявление детей с проблемами в развитии и одаренных детей для оказания им своевременной помощи в реализации потенциальных способностей.

 

4. Совместная работа с учреждениями для детей, оставшихся без попечения родителей. При этом в ПМПК осуществляется:

 

— первичная диагностика детей, поступающих в детские дома из приемника-распределителя, социальных гостиниц, приютов, домов ребенка;

 

— рубежная диагностика по определению типа и формы школьного обучения;

 

— динамическое наблюдение и консультирование детей дошкольного и школьного возраста;

 

— профориентационная работа с выпускниками детских домов и школ-интернатов.

 

Важнейшей задачей ПМПК, а значит, и основным содержанием ее деятельности, является проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков с рождения до 18 лет. Ранняя диагностика необходима для оказания своевременной помощи детям, уточнения уровня и особенностей их развития, а также определения места и характера воспитания и обучения. В этих случаях решаются вопросы комплектования спе­циальных (коррекционных) учреждений.

 

Психолого-медико-психологическая диагностика может проводиться и по просьбе родителей (или лиц, их заменяющих), педагогов для решения проблем, связанных с отклонениями в развитии ребенка. Им нужна консультация и конкретные рекомендации по оказанию помощи ребенку.

 

В состав консультативно-диагностического отдела входит психолого-медико-педагогическая комиссия, которая занимается вопросами, связанными с комплектованием специальных (коррекционных) учреждений.

 

В настоящее время в стране существуют различные организационные формы деятельности ПМПК:

 

· многопрофильные комиссии, которые комплектуют разные коррекционно-образовательные учреждения;

 

· профильные, осуществляющие комплектование учреждений одного вида;

 

· постоянно действующие;

 

· временные, образованные только на период комплектования образовательных учреждений.

 

Отделение коррекционной работы

 

На базе ПМПК могут проводиться занятия с детьми, которые из-за особой тяжести своего состояния не могут посещать детские учреждения. Такие занятия могут быть индивидуальными и групповыми.

 

Целью деятельности коррекционного отделения является определение, разработка и реализация эффективных мер психолого-медико-педагогического воздействия в процессе социально-педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков с различными формами отклонений психических функций, нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с трудностями в обучении, общении, поведении.

 

Отделение оказывает коррекционную помощь детям и подросткам от рождения до 18 лет, а также осуществляет консультационно-методическую работу с родителями (лицами, их заменяющими), работниками детских учреждений и другими заинтересованными лицами.

 

Содержание коррекционной помощи:

 

- выявление особенностей развития детей и их способностей к обучению в процессе работы в диагностических группах с ис­пользованием различных методик (для детей со сложными, осложненными и тяжелыми нарушениями развития);

 

- коррекционно-развивающая и лечебно-профилактическая работа с детьми, которые в силу специфичности нарушения не могут получить квалифицированную помощь в других коррекционных учреждениях города;

 

- разработка, апробация и внедрение новых психолого-педагогических технологий применительно к различным группам детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, общении, поведении.

 

Коррекционная работа с детьми осуществляется как в группах, так и индивидуально, в зависимости от вида применяемых коррекционных методов и специфики нарушений. Наполняемость групп у педагогов — не более 3—4 детей, у психологов — не более 6—8 детей.

 

Основные виды психолого-педагогической коррекции:

 

- психологическая;

- специальная педагогическая;

- логопедическая;

- коррекция слуха;

- коррекция зрения;

- медицинское сопровождение.

 

Психологическая коррекция проводится по следующим основным направлениям:

 

- коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

 

- психокоррекционная работа с трудновоспитуемыми детьми старшего школьного возраста и подростками и детьми «группы риска» по зависимости к психоактивным веществам;

 

- профориентирование и профконсультирование учеников выпускных классов коррекционных и общеобразовательных школ.

 

Непосредственно коррекционным занятиям обычно предшествует эксперементально-психологическое обследование детей и подростков для выявления основных проблем и личностных особенностей, а также обследование членов их семей, заинтересованных в повышении родительской компетентности по воспитанию и желающих приобрести навыки взаимодействия с собственным ребенком.

 

Основными задачами психокоррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста являются:

 

- повышение познавательной активности детей и помощь в развитии основных психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.);

 

- коррекция эмоционально-личностного поведения;

 

- развитие произвольной регуляции деятельности;

 

- развитие коммуникативных навыков.

 

Коррекционная работа с детьми старшего школьного и подросткового возраста учитывает психологические особенности возрастных периодов развития и может быть организована в разных формах, в том числе в форме социально-психологического тренинга.

 

 

Специальная педагогическая коррекция включает:

 

 

— проведение коррекционно-диагностических занятий с детьми, которые обследуются в ПМПК для определения вида и фор­мы школьного обучения;

 

— коррекционные занятия с детьми, имеющими нарушения в формировании вычислительных навыков (коррекция дискалькулии);

 

— коррекционные занятия с детьми, представляющими особую сложность в обучении в результате выраженных цереброастенических проявлений и наличия речевой патологии (коррекция дизорфографии, дисграфии, дислексии).

 

Логопедическая коррекция проводится по нескольким направлениям:

 

с детьми дошкольного возраста с сочетанной речевой патологией:

развитие слухового внимания, словаря, связной речи, грамматики, фонематического анализа и синтеза;

преодоление заикания;

коррекция дисграфии и дислексии;

профилактика дисграфии.

 

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения слуха, проводится в форме индивидуальных занятий. Важным направлением в этой работе является изучение эффективности интегрированного обучения детей со сниженным слухом в массовой школе и оказание методической помощи учителям школ в освоении и использовании аудиотренинговой системы (приемник — передатчик — учитель — ученик), а также консультационная помощь родителям.

 

Коррекция детей с нарушенным зрением проводится в форме индивидуальных и групповых занятий. Практические занятия с воспитанниками групп дошкольного возраста состоят в формировании навыков самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач, в формировании творческой самостоятельности, умения участвовать в коллективной деятельности конструктивно-преобразующего характера, в воспитании положительного отношения к выполняемой работе.

 

Содержание и методика работы с детьми в каждом конкретном случае определяются специалистами консультации исходя из психофизического развития ребенка, его возраста, поставленных задач (подготовка к школе, преодоление трудностей в усвоении того или иного материала, формирование навыков саморегуляции и т.д.). К работе с детьми необходимо привлекать и родителей.

 

Каждый из специалистов ПМПК сам определяет содержание коррекционной работы, при этом обязательна согласованность их деятельности. Существуют общие виды занятий с ребенком, которые могут использоваться специалистами в разных вариантах.

 

В процессе всех занятий необходимо развивать и корректировать речь детей, формировать ее планирующую и регулирующую функции.

 

При этом следует помнить, что коррекционная работа с детьми не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности.

Нормативно-правовая база



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 2608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.064 с.)