Психолого-медико-педагогическое обследование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-медико-педагогическое обследование



Психолого-медико-педагогическое обследование

Нормативно-правовые основы комплектования

коррекционных образовательных учреждений

 

1. Законодательство РФ в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2. Финансово-экономическая деятельность коррекционных образовательных учреждений.

3. Государственные стандарты в области коррекционного образования.

1. Законодательство РФ в сфере образования лиц

Организация деятельности ПМПК

 

1. Организация и содержание работы психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

2. Структура ПМПК.

3. Нормативно-правовая база служб консультирования и сопровождения развития ребенка.

 

  1. Организация и содержание работы

Структура ПМПК

 

В структуре ПМПК могут создаваться самостоятельные отделы, каждый из которых выполняет определенную работу, составляющую содержание деятельности ПМПК. Сюда входят консультативно-диагностический, коррекционный и научно-методический отделы.

 

Научно-методическая работа.

 

Научно-методический отдел осуществляет методическую помощь по основным направлениям деятельности специалистов консультации, а также разработку научно-методических рекомендаций по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья — для родителей (или лиц, их заменяющих) и различных психолого-медико-педагогических служб и центров.

 

Цель отдела: развитие и программно-методическое обеспечение психолого-педагогического медико-социального сопро­вождения детей с проблемами в развитии.

 

Отдел оказывает научно-методическую помощь специалистам по реализации коррекционных и реабилитационных программ психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии.

 

Отдел осуществляет работу в следующих направлениях:

 

1. Программно-методическое обеспечение диагностической и коррекционной работы специалистов ПМПК с детьми и подро­стками.

 

2. Участие в работе и организация проведения научно-практических семинаров, конференций, совещаний.

 

3. Помощь специалистам ПМПК в проведении анализа деятельности и обобщения опыта работы в форме статей, докладов, сообщений и др.

 

4. Осуществление связей с районными службами комплексного сопровождения индивидуального развития учащихся, а именно:

 

— психолого-педагогическими центрами;

 

—центрами реабилитации и абилитации детей с сенсорной депривацией

 

и нарушениями опорно-двигательного аппарата;

 

— логопедическими пунктами при общеобразовательных школах;

 

— другими организациями и учреждениями.

 

Руководит отделом заместитель заведующего ПМПК по коррекционной и методической работе.

 

Консультативно-диагностическая работа.

 

Консультационно-диагностическое отделение является основным структурным подразделением городской ПМПК.

 

Комплексное обследование ребенка осуществляется с соблюдением принципов гуманного отношения, защиты прав и сохранения профессиональной тайны. Консультационно-диагностическое отделение включает четыре отдела: медицинский, психологический, педагогический, социально-правовой.

 

Основные направления деятельности консультационно-диагностического отделения:

 

1. Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей и подростков, определение форм и содержания их обучения и воспитания в соответствии с психофизическими и интеллектуальными особенностями и возможностями.

 

2. Разработка рекомендаций и программ психолого-медико-исдагогического сопровождения детей с проблемами в развитии в процессе их обучения и социализации.

 

3. Раннее выявление детей с проблемами в развитии и одаренных детей для оказания им своевременной помощи в реализации потенциальных способностей.

 

4. Совместная работа с учреждениями для детей, оставшихся без попечения родителей. При этом в ПМПК осуществляется:

 

— первичная диагностика детей, поступающих в детские дома из приемника-распределителя, социальных гостиниц, приютов, домов ребенка;

 

— рубежная диагностика по определению типа и формы школьного обучения;

 

— динамическое наблюдение и консультирование детей дошкольного и школьного возраста;

 

— профориентационная работа с выпускниками детских домов и школ-интернатов.

 

Важнейшей задачей ПМПК, а значит, и основным содержанием ее деятельности, является проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков с рождения до 18 лет. Ранняя диагностика необходима для оказания своевременной помощи детям, уточнения уровня и особенностей их развития, а также определения места и характера воспитания и обучения. В этих случаях решаются вопросы комплектования спе­циальных (коррекционных) учреждений.

 

Психолого-медико-психологическая диагностика может проводиться и по просьбе родителей (или лиц, их заменяющих), педагогов для решения проблем, связанных с отклонениями в развитии ребенка. Им нужна консультация и конкретные рекомендации по оказанию помощи ребенку.

 

В состав консультативно-диагностического отдела входит психолого-медико-педагогическая комиссия, которая занимается вопросами, связанными с комплектованием специальных (коррекционных) учреждений.

 

В настоящее время в стране существуют различные организационные формы деятельности ПМПК:

 

· многопрофильные комиссии, которые комплектуют разные коррекционно-образовательные учреждения;

 

· профильные, осуществляющие комплектование учреждений одного вида;

 

· постоянно действующие;

 

· временные, образованные только на период комплектования образовательных учреждений.

 

Отделение коррекционной работы

 

На базе ПМПК могут проводиться занятия с детьми, которые из-за особой тяжести своего состояния не могут посещать детские учреждения. Такие занятия могут быть индивидуальными и групповыми.

 

Целью деятельности коррекционного отделения является определение, разработка и реализация эффективных мер психолого-медико-педагогического воздействия в процессе социально-педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков с различными формами отклонений психических функций, нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с трудностями в обучении, общении, поведении.

 

Отделение оказывает коррекционную помощь детям и подросткам от рождения до 18 лет, а также осуществляет консультационно-методическую работу с родителями (лицами, их заменяющими), работниками детских учреждений и другими заинтересованными лицами.

 

Содержание коррекционной помощи:

 

- выявление особенностей развития детей и их способностей к обучению в процессе работы в диагностических группах с ис­пользованием различных методик (для детей со сложными, осложненными и тяжелыми нарушениями развития);

 

- коррекционно-развивающая и лечебно-профилактическая работа с детьми, которые в силу специфичности нарушения не могут получить квалифицированную помощь в других коррекционных учреждениях города;

 

- разработка, апробация и внедрение новых психолого-педагогических технологий применительно к различным группам детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, общении, поведении.

 

Коррекционная работа с детьми осуществляется как в группах, так и индивидуально, в зависимости от вида применяемых коррекционных методов и специфики нарушений. Наполняемость групп у педагогов — не более 3—4 детей, у психологов — не более 6—8 детей.

 

Основные виды психолого-педагогической коррекции:

 

- психологическая;

- специальная педагогическая;

- логопедическая;

- коррекция слуха;

- коррекция зрения;

- медицинское сопровождение.

 

Психологическая коррекция проводится по следующим основным направлениям:

 

- коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

 

- психокоррекционная работа с трудновоспитуемыми детьми старшего школьного возраста и подростками и детьми «группы риска» по зависимости к психоактивным веществам;

 

- профориентирование и профконсультирование учеников выпускных классов коррекционных и общеобразовательных школ.

 

Непосредственно коррекционным занятиям обычно предшествует эксперементально-психологическое обследование детей и подростков для выявления основных проблем и личностных особенностей, а также обследование членов их семей, заинтересованных в повышении родительской компетентности по воспитанию и желающих приобрести навыки взаимодействия с собственным ребенком.

 

Основными задачами психокоррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста являются:

 

- повышение познавательной активности детей и помощь в развитии основных психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.);

 

- коррекция эмоционально-личностного поведения;

 

- развитие произвольной регуляции деятельности;

 

- развитие коммуникативных навыков.

 

Коррекционная работа с детьми старшего школьного и подросткового возраста учитывает психологические особенности возрастных периодов развития и может быть организована в разных формах, в том числе в форме социально-психологического тренинга.

 

 

Специальная педагогическая коррекция включает:

 

 

— проведение коррекционно-диагностических занятий с детьми, которые обследуются в ПМПК для определения вида и фор­мы школьного обучения;

 

— коррекционные занятия с детьми, имеющими нарушения в формировании вычислительных навыков (коррекция дискалькулии);

 

— коррекционные занятия с детьми, представляющими особую сложность в обучении в результате выраженных цереброастенических проявлений и наличия речевой патологии (коррекция дизорфографии, дисграфии, дислексии).

 

Логопедическая коррекция проводится по нескольким направлениям:

 

с детьми дошкольного возраста с сочетанной речевой патологией:

развитие слухового внимания, словаря, связной речи, грамматики, фонематического анализа и синтеза;

преодоление заикания;

коррекция дисграфии и дислексии;

профилактика дисграфии.

 

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения слуха, проводится в форме индивидуальных занятий. Важным направлением в этой работе является изучение эффективности интегрированного обучения детей со сниженным слухом в массовой школе и оказание методической помощи учителям школ в освоении и использовании аудиотренинговой системы (приемник — передатчик — учитель — ученик), а также консультационная помощь родителям.

 

Коррекция детей с нарушенным зрением проводится в форме индивидуальных и групповых занятий. Практические занятия с воспитанниками групп дошкольного возраста состоят в формировании навыков самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач, в формировании творческой самостоятельности, умения участвовать в коллективной деятельности конструктивно-преобразующего характера, в воспитании положительного отношения к выполняемой работе.

 

Содержание и методика работы с детьми в каждом конкретном случае определяются специалистами консультации исходя из психофизического развития ребенка, его возраста, поставленных задач (подготовка к школе, преодоление трудностей в усвоении того или иного материала, формирование навыков саморегуляции и т.д.). К работе с детьми необходимо привлекать и родителей.

 

Каждый из специалистов ПМПК сам определяет содержание коррекционной работы, при этом обязательна согласованность их деятельности. Существуют общие виды занятий с ребенком, которые могут использоваться специалистами в разных вариантах.

 

В процессе всех занятий необходимо развивать и корректировать речь детей, формировать ее планирующую и регулирующую функции.

 

При этом следует помнить, что коррекционная работа с детьми не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности.

Нормативно-правовая база

Заключение по результатам обследования

 

Заключение ПМПК включает в себя:

 

- общие сведения (ф.и.о., дата рождения, адрес, краткие сведения о родителях, семье, условиях воспитания);

 

- результаты медицинского обследования (краткий анамнез, соматическое состояние, неврологическое состояние, психическое состояние, заключения отоларинголога и офтальмолога, данные дополнительных исследований);

 

- результаты психологического обследования (уровень интеллектуального развития, особенности развития познавательной сферы, особенности поведения и социально-бытовой ориентации);

 

- результаты педагогического обследования (родной язык ребенка, данные логопедического обследования, знания и навыки по программному материалу);

 

- общее заключение;

 

- рекомендации.

 

Психолого-педагогический диагноз исключает использование медицинских определений, таких, например, как «олигофрения», «эпилепсия», «болезнь Дауна» и т.п., которые могут применяться только врачами. В диагнозе указывается педагогическая категория нарушенного развития (например, «умственная отсталость», «общее недоразвитие речи» и т.п.), степень выраженности нарушения (легкая, средняя, тяжелая), недостатки психического развития вторичного характера (например, недостатки речи при умственной отсталости), на которые следует обращать внимание в педагогической работе, потенциальные возможности ребенка, а в случае, если обследование проводится перед поступлением в школу, должна быть определена готовность ребенка к школьному обучению.

 

С отклонениями в развитии

Обычно консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, включает не только советы и рекомендации психолога, но и процедуру ее психологического изучения. Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей позволяет выявить их реактивные способности, адаптационные возможности и установить слабые зоны внутрисемейных отношений, нуждающихся в психокоррекционном воздействии.

 

Психологическое исследование может провести как психолог государственного образовательного учреждения, так и другого негосударственного учреждения. Результаты психологического изучения семьи дополнят данные социально-педагогического обследования и помогут оптимизировать работу по вовлечению родителей в коррекционно-педагогический процесс.

 

 

В этой области можно условно выделить два крупных направления в зависимости от «объекта» работы — консультирование членов семьи (прежде всего родителей) и консультирование самого ребенка.

 

Консультирование самого ребенка возможно лишь с определенного возраста, а конкретно — с подросткового (исходя из определения понятия психологического консультирования). Только в этот период развитие самосознания и самопознания подростка позволяет ему выявлять те или иные проблемы и обращаться за помощью, причем у него не должно быть выраженных нарушений психики.

 

Основные задачи можно сформулировать следующим образом:

 

- помощь в выборе правильной тактики воспитания ребенка;

 

- помощь в обучении ребенка тем или иным навыкам;

 

- информирование о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка в связи с нарушениями развития;

 

- помощь в адекватной оценке возможностей ребенка;

 

- обучение некоторым методикам коррекционной работы;

 

- гармонизация внутрисемейных отношений, нарушенных вследствие появления ребенка с отклонениями в развитии и нега­тивно отражающихся на нем;

 

- помощь в решении личностных проблем, вызванных появлением ребенка с отклонениями в развитии, т.к. их наличие у членов семьи также негативно сказывается на ребенке;

 

- помощь в выработке схем поведения в типичных стрессовых ситуациях.

 

Методы консультирования — те же, что и обычно, но со своей спецификой. В первую очередь это касается беседы с родителями или другими взрослыми, обратившимися по поводу ребенка (Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.,2002).

 

Очень важно, чтобы консультант проявил искреннюю заинтересованность в проблемах семьи в целом и ребенка в частности. Не следует прямо критиковать действия родителей; в первые встречи это просто недопустимо. Необходимо сориентировать родителей в возможных целях и задачах консультирования, сформировать установку на совместную работу с ребенком и кон­сультантом, предупредить о вероятных препятствиях и трудностях. Следует проявлять осторожность при прогнозировании дальнейшего развития ребенка, избегать безапелляционных утверждений, не внушать неоправданных ожиданий.

 

При этом виде консультирования работа может вестись индивидуально и в группе. Хорошо зарекомендовали себя родитель­ские семинары, группы тренинга умений и другие виды родительских групп. Методы коррекции, используемые в родительской группе:

 

- метод групповой дискуссии;

 

- метод видеокоррекции;

 

- метод игры;

 

- метод совместных действий;

 

- метод обсуждения и разыгрывания ситуаций «Идеальный родитель или ребенок»;

 

- метод обучающего эксперимента;

 

- метод анализа коммуникаций «Ребенок – родитель» при решении проблем ребенка;

 

- метод анализа ситуации «Как помочь ребенку решить проблему?».

 

Желательно, чтобы специалист, проводящий такого рода консультирование, имел солидную подготовку в области специальной психологии и коррекционной педагогики, хорошо представлял себе варианты аномального развития и пути помощи детям с отклонениями в развитии.

 

Содержание психологического консультирования родителей детей с отклонениями:

Этап консуль

 

тирования

 

 

Задачи этапа

 

 

Рекомендации психологу

 

1.Первичная беседа

1. Установление неформального контакта с родителями.

 

2. Объяснение родителям задач и форм консультативной работы. Составление плана работы.

 

3. Формирование у родителей установки на сотрудничество и принятие ответственности в процессе анализа проблем ребенка, разработке и реализации стратегии помощи.

 

4. Оказание родителям эмоциональной поддержки.

1.Исключение всех видов негативной обратной связи родителям относительно их ребенка или их собственных действий или представлений.

 

2. Избегать формирования у родителей установки на получение готового рецепта, легкости в разрешении трудностей.

 

3. Желательно заключение с родителями письменного соглашения о целях совместной работы и конкретных этапах и сроках работы.

 

2. Основная

 

беседа-интервью.

1. Совместное составление истории развития ребенка на предыдущих этапах его жизни.

 

2. Получение информации о состоянии здоровья ребенка.

 

3. Сбор информации о социальной обстановке жизни ребенка и обстоятельствах социально-бытового плана.

 

4. Обсуждение особенностей поведения, общения и деятельности ребенка в ситуациях внутри- и внесемейного взаимодействия.

 

5. Обсуждение особенностей внутрисемейного общения и стилей воспитания.

 

6. Оказание родителям эмоциональной поддержки.

 

7. Информирование о направлениях и задачах диагностического обследования ребенка.

1. Четко дифференцировать фактические сведения от интерпретации или оценки их родителями и помнить, что для понимания реальных проблем ребенка важны как те, так и другие.

 

2. Не заменять интервью самостоятельным заполнением родителями письменной анкеты.

 

3. Рассматривать данную беседу как специфический этап консультирования и обучения родителей: стимулировать осознание родителями истинных причин обращения, вербализацию внутренних страхов и опасений, обсуждение стилей семейного воспитания и родительских требований и т.д.

 

4. Выразить родителям уважение и признательность в связи с той серьезной аналитической работой, которую они смогли осуществить.

 

3. Углубленное психологическое обследование ребенка.

Анализ социально-психологического статуса ребенка по следующим направлениям:

 

1.Соотношение с возрастной нормой развития.

 

2.Наличие отклонений в развитии и психологическом состоянии.

 

3. Предполагаемые причины отклонений в поведении, развитии и психическом состоянии.

 

4. Рекомендуемые психокоррекционные мероприятия.

 

5. Наличие выраженных психологических особенностей ребенка и рекомендаций по обучению, взаимодействию с ним.

Предоставление родителям письменного заключения по итогам углубленного психологического обследования ребенка, содержащего подробный анализ социально- психологического статуса ребенка.

 

4. Заключительная беседа.

1. Обсуждение итогов проведенного обследования, характера, степени и причин выявленных проблем и особенностей развития ребенка.

 

2. Совместная разработка системы конкретных мер помощи или коррекционной работы.

 

3. Обсуждение перспектив развития ребенка в ситуации реализации стратегии помощи и без нее.

 

4. Обсуждение проблем, чувств и переживаний родителей, их отношения к трудностям ребенка.

 

5. Планирование следующих встреч.

1. Необходимо помочь близким ребенка снять чувство тревоги с одновременным усилением чувствительности к потребностям ребенка.

 

2. Желательно вести беседу одновременно с обоими родителями.

 

3. Стратегия помощи должна быть представлена в письменной форме с указанием сроков и конкретных действий психолога и родителей.

 

4. Рекомендуется посещение семьи дома.

 

5. Очень часто одной беседы бывает недостаточно, особенно если речь идет об изменении стиля воспитания и общения в семье.

 

 

Особо следует остановиться на проблеме профессионального консультирования детей с отклонениями в развитии. Эта пробле­ма, к сожалению, практически не разработана, хотя в ее актуальности сомневаться не приходится: ведь правильное профессио­нальное самоопределение — залог успешной социальной реабилитации детей.

 

Ранняя проф.консультация как раз и проводится не столько для детей, сколько для их родителей. Она носит информационный характер и направлена на приобщение родителей к формированию у подрастающего ребенка интереса к своим психофизиологическим качествам, а, в конечном счете, готовности к профессиональному выбору.

Методы изучения семьи

 

1. Методики изучения семьи.

2. Процедура психологического исследования семьи.

3. Составление программы комплексной помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями.

4. Составление программы коррекционных занятий для ребенка и его родителей.

 

Методики изучения семьи

 

Малоформализованные методики.

 

В рамках экспериментального исследования семей, в которых воспитываются дети с нарушениями развития, могут использоваться как малоформализованные методики, так и методики высокого уровня формализации. Диагностический инструментарий, в качестве которого применяются указанные методики, должен строиться на следующих принципах:

 

- исследование проводится комплексно с целью максимального охвата возможных параметров личности членов семьи и осо­бенностей их взаимоотношений с социумом;

 

- в рамках исследования осуществляется качественный и сравнительный анализ факторов, выявляемых с помощью диагности­ческого инструментария;

 

- получаемые результаты должны быть объективны и строго детерминированы.

 

На начальном этапе диагностической процедуры в качестве малоформализованной методики применяется беседа-интервью, в рамках которой изучается история жизни семьи ребенка и спектр основных ее проблем. В процессе ведения беседы соблюдаются следующие правила:

 

- тщательно фиксируются объективные внешние проявления испытуемого или испытуемых;

 

- реализуется наблюдение непрерывного процесса, а также отдельных его компонентов;

 

- запись проводится избирательно.

 

По форме беседа-интервью может быть:

 

- свободной, когда она проводится без строгой детализации вопросов, но имеет определенный предмет обсуждения;

 

- стандартизированной, когда тщательно регламентируется порядок ее проведения;

 

- частично стандартизированной (структурированной), объединяющей первую и вторую формы.

 

Существенно важным для проведения беседы-интервью с родителями является то, что предметом взаимодействия, определяющим отношения психолога и обследуемого избирается внутренний мир родителя. Беседа-интервью — это один из специальных методов анализа уникальной ситуации переживаний родителя с целью формирования в его сознании альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей. Конечной целью беседы-интервью должно стать возникновение потребности в осуществлении изменений в понимании главного вопроса — принятии проблем ребенка.

 

Практика свидетельствует о том, что для обеспечения положительных результатов беседы-интервью полезнее избирать свободную или частично стандартизированную форму. Отказ от стандартизированной формы беседы-интервью объясняется тем, что испытуемыми такая форма контакта чаще всего отвергается. Частично структурированное интервью может включать и определенные темы для обсуждения.

 

Формализованные методики

 

К методикам диагностики личности чаще относят:

 

- личностные опросники;

 

- проективные методики;

 

- клинико-психолого-диагностические методики.

 

Применение стандартизированных методик обычно предполагает использование следующих критериев:

 

- жесткая регламентация процедуры, т.е. точное соблюдение инструкции, строго определенных способов предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.;

 

- стандартизация единых требований к процедуре эксперимента и единых критериев оценки результатов;

 

- независимость результатов от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога;

 

- надежность и точность психологических измерений, их согласованность при первичном и повторном применении методики на одних и тех же испытуемых;

 

- валидность (пригодность методики для обследования той или иной характеристики объекта, т.е. соответствие методики измеряемому явлению).

 

Методики изучения отношений ребенка к родителям и к социуму.

 

С целью изучения сферы взаимоотношений ребенка с родителями и другими лицами чаще всего используются следующие проективные методики:

 

- методика Р. Жиля;

 

- методика «Чернильные пятна» Г. Роршаха;

 

- методика «Детский апперцептивный тест» (CAT); -рисуночные методики — «Рисунок семьи», «Нарисуй себя»,

 

«Дом—дерево—человек», «Несуществующее животное» и др.;

 

- методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга;

 

- методика «Два дома», методики самооценки «Лесенка» и «Оцени себя», адаптированные к детскому возрасту Т.Д. Марцинковской.

 

Методики изучения особенностей личности родителей

 

Для определения психологических возможностей родителей, особенностей внутрисемейных отношений, характера реакций родителей на сложившуюся психогенную ситуацию необходимо изучение их характерологических свойств. В связи с этим задачи такого изучения могут включать:

 

- исследование личностных особенностей родителей детей с нарушениями в развитии, их интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств;

 

- изучение характеристик их адаптационных механизмов, способности переносить длительный стресс;

 

- определение уровня тревожности, типа реакции на стресс, а также уровня предрасположенности к неврозу, психопатии, ак­центуациям характера;

 

- анализ внутрисемейных отношений и определение уровня интегрированности семей данной категории;

 

- анализ результатов определения вида психокоррекционной помощи каждой конкретной семье.

 

При проведении психологической диагностики целесообразно использовать методики, позволяющие выявить весь спектр личностных характеристик индивида. К таким методикам (опросникам) относятся:

 

- MMPI и его модифицированные варианты СМИЛ, СМОЛ, Mini-Mult;

 

- методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла;

 

- методика определений акцентуаций характера К.Леонгарда;

 

- методика определения «типа личности» и «вероятностных расстройств» данного типа Дж.Олдхэма и Л.Морриса;

 

- методика Г. Айзенка — ЕРО;

 

- методика Г. Айзенка — EPI.

 

Эти методики позволяют выявить характерологические особенности, преобладающие в структуре личности родителей больных детей. Они ранжируются в соответствии с выделяемыми в них шкалами, или факторами.

 

С целью определения характера внутрисемейных отношений, уровня интегрированности семей данного типа, выявления семейного источника психической травматизации личности могут быть использованы методики, предложенные Э. Г. Эйдемиллером:

 

- методика «Семейно-обусловленное состояние»;

 

- опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT);

 

- опросник «Конструктивно-деструктивная семья (КДС)»;

 

- методика «Наивная семейная психология (НСП)»;

 

- методика PARI Е.Шеффер и Р.Белла (блок I).

 

В случае выявления нарушений, близких к пограничным состояниям, или тенденции к патохарактерологическому развитию личности для подтверждения или опровержения предполагаемой гипотезы следует воспользоваться методиками, направленными на изучение отдельных психических состояний индивида:

 

- методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП), разработанная в Институте им. Бехтерева;

 

- методика измерения уровня тревожности Тейлора;

 

- методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге;

 

- методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А.Жмурова;

 

- методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и X. Хесса;

 

-методика измерения ригидности;

 

- методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана;

 

- методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина.

 

Содержание этих методик представлено в сборнике «Практическая психодиагностика: Методики и тесты» (1998).

 

Методики изучения родительско-детских отношений

 

Задачами этого направления диагностики являются:

 

- установление типа родительско-детских отношений и причин их нарушений;

 

- изучение динамики родительско-детских отношений под воздействием коррекции;

 

- определение модели семейного воспитания.

 

Характер взаимодействия родителей с больным ребенком может быть изучен с помощью следующих методик:

 

- методика РАRI Е. Шеффер и Р. Белла (блок II);

 

- тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В. В. Столина;

 

- методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;

 

- методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), варианты 3 — 10 лет, 11 — 21 год;

 

- методика «Чернильные пятна» Г. Роршаха.

 

-методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено.

 

Первые пять методик направлены на выявление различных вариантов особенностей родительских установок во взаимоотношениях с их детьми.

 

Методика PARI Е.Шеффер и Р.Белла определяет родительские позиции (в первую очередь матерей).

 

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено позволяет изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности и социально-психологическую совместимость членов конкретной группы (в данном случае — семьи больного ребенка).

 

Для ребенка и его родителей

 

Успех медико-коррекционной работы с ребенком, имеющим отклонения в развитии, во многом зависит от правильного подхода к нему в семье. Особое внимание нужно обратить на роль правильно организованного эмоционально развивающего взаимодействия матери с ребенком, а также на стимуляцию его психического, речевого и моторного развития. Поэтому важно научить мать проводить коррекционно-развивающую работу одновременно со специалистами, а также самостоятельно под их руководством по специально разработанной для каждого ребенка программе. Программа разрабатывается специалистом совместно с родителями с учетом структуры основного дефекта и связанных с ним нарушений.

 

Специалисты по желанию родителей выбирают те или иные вопросы воспитания и освещают их в своих лекциях. Слушая лекции и вопросы других родителей, слушатели лучше осознают и решают свои проблемы. Кроме того, они имеют возмож­ность познакомиться и оказать поддержку друг другу.

 

Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих детей

 

Основная форма организации — индивидуальные занятия и занятия малыми группами с обязательным присутствием родителей.

 

Индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения в семье ребенка составляются совместно специалистами и родителями.

 

Программы домашнего обучения

 

Такие программы обладают рядом преимуществ:

 

1) Работа с программой оказывает психотерапевтический эффект на родителей.

 

2) Родители получают возможность непосредственно работать со своим ребенком.

 

3) Программы могут быть легко адаптированы к индивидуальным особенностям каждой семьи.

 

4) Все члены семьи выигрывают от участия в программе.

 

Основная цель программ домашнего обучения состоит в стимуляции психомоторного развития ребенка с учетом его инди­видуальных особенностей, возраста, а также структуры ведущ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.284 с.)