Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-медико-педагогическое обследованиеСтр 1 из 14Следующая ⇒
Психолого-медико-педагогическое обследование Нормативно-правовые основы комплектования коррекционных образовательных учреждений
1. Законодательство РФ в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. 2. Финансово-экономическая деятельность коррекционных образовательных учреждений. 3. Государственные стандарты в области коррекционного образования. 1. Законодательство РФ в сфере образования лиц Организация деятельности ПМПК
1. Организация и содержание работы психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). 2. Структура ПМПК. 3. Нормативно-правовая база служб консультирования и сопровождения развития ребенка.
Структура ПМПК
В структуре ПМПК могут создаваться самостоятельные отделы, каждый из которых выполняет определенную работу, составляющую содержание деятельности ПМПК. Сюда входят консультативно-диагностический, коррекционный и научно-методический отделы.
Научно-методическая работа.
Научно-методический отдел осуществляет методическую помощь по основным направлениям деятельности специалистов консультации, а также разработку научно-методических рекомендаций по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья — для родителей (или лиц, их заменяющих) и различных психолого-медико-педагогических служб и центров.
Цель отдела: развитие и программно-методическое обеспечение психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей с проблемами в развитии.
Отдел оказывает научно-методическую помощь специалистам по реализации коррекционных и реабилитационных программ психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии.
Отдел осуществляет работу в следующих направлениях:
1. Программно-методическое обеспечение диагностической и коррекционной работы специалистов ПМПК с детьми и подростками.
2. Участие в работе и организация проведения научно-практических семинаров, конференций, совещаний.
3. Помощь специалистам ПМПК в проведении анализа деятельности и обобщения опыта работы в форме статей, докладов, сообщений и др.
4. Осуществление связей с районными службами комплексного сопровождения индивидуального развития учащихся, а именно:
— психолого-педагогическими центрами;
—центрами реабилитации и абилитации детей с сенсорной депривацией
и нарушениями опорно-двигательного аппарата;
— логопедическими пунктами при общеобразовательных школах;
— другими организациями и учреждениями.
Руководит отделом заместитель заведующего ПМПК по коррекционной и методической работе.
Консультативно-диагностическая работа.
Консультационно-диагностическое отделение является основным структурным подразделением городской ПМПК.
Комплексное обследование ребенка осуществляется с соблюдением принципов гуманного отношения, защиты прав и сохранения профессиональной тайны. Консультационно-диагностическое отделение включает четыре отдела: медицинский, психологический, педагогический, социально-правовой.
Основные направления деятельности консультационно-диагностического отделения:
1. Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей и подростков, определение форм и содержания их обучения и воспитания в соответствии с психофизическими и интеллектуальными особенностями и возможностями.
2. Разработка рекомендаций и программ психолого-медико-исдагогического сопровождения детей с проблемами в развитии в процессе их обучения и социализации.
3. Раннее выявление детей с проблемами в развитии и одаренных детей для оказания им своевременной помощи в реализации потенциальных способностей.
4. Совместная работа с учреждениями для детей, оставшихся без попечения родителей. При этом в ПМПК осуществляется:
— первичная диагностика детей, поступающих в детские дома из приемника-распределителя, социальных гостиниц, приютов, домов ребенка;
— рубежная диагностика по определению типа и формы школьного обучения;
— динамическое наблюдение и консультирование детей дошкольного и школьного возраста;
— профориентационная работа с выпускниками детских домов и школ-интернатов.
Важнейшей задачей ПМПК, а значит, и основным содержанием ее деятельности, является проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков с рождения до 18 лет. Ранняя диагностика необходима для оказания своевременной помощи детям, уточнения уровня и особенностей их развития, а также определения места и характера воспитания и обучения. В этих случаях решаются вопросы комплектования специальных (коррекционных) учреждений.
Психолого-медико-психологическая диагностика может проводиться и по просьбе родителей (или лиц, их заменяющих), педагогов для решения проблем, связанных с отклонениями в развитии ребенка. Им нужна консультация и конкретные рекомендации по оказанию помощи ребенку.
В состав консультативно-диагностического отдела входит психолого-медико-педагогическая комиссия, которая занимается вопросами, связанными с комплектованием специальных (коррекционных) учреждений.
В настоящее время в стране существуют различные организационные формы деятельности ПМПК:
· многопрофильные комиссии, которые комплектуют разные коррекционно-образовательные учреждения;
· профильные, осуществляющие комплектование учреждений одного вида;
· постоянно действующие;
· временные, образованные только на период комплектования образовательных учреждений.
Отделение коррекционной работы
На базе ПМПК могут проводиться занятия с детьми, которые из-за особой тяжести своего состояния не могут посещать детские учреждения. Такие занятия могут быть индивидуальными и групповыми.
Целью деятельности коррекционного отделения является определение, разработка и реализация эффективных мер психолого-медико-педагогического воздействия в процессе социально-педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков с различными формами отклонений психических функций, нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с трудностями в обучении, общении, поведении.
Отделение оказывает коррекционную помощь детям и подросткам от рождения до 18 лет, а также осуществляет консультационно-методическую работу с родителями (лицами, их заменяющими), работниками детских учреждений и другими заинтересованными лицами.
Содержание коррекционной помощи:
- выявление особенностей развития детей и их способностей к обучению в процессе работы в диагностических группах с использованием различных методик (для детей со сложными, осложненными и тяжелыми нарушениями развития);
- коррекционно-развивающая и лечебно-профилактическая работа с детьми, которые в силу специфичности нарушения не могут получить квалифицированную помощь в других коррекционных учреждениях города;
- разработка, апробация и внедрение новых психолого-педагогических технологий применительно к различным группам детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, общении, поведении.
Коррекционная работа с детьми осуществляется как в группах, так и индивидуально, в зависимости от вида применяемых коррекционных методов и специфики нарушений. Наполняемость групп у педагогов — не более 3—4 детей, у психологов — не более 6—8 детей.
Основные виды психолого-педагогической коррекции:
- психологическая; - специальная педагогическая; - логопедическая; - коррекция слуха; - коррекция зрения; - медицинское сопровождение.
Психологическая коррекция проводится по следующим основным направлениям:
- коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
- психокоррекционная работа с трудновоспитуемыми детьми старшего школьного возраста и подростками и детьми «группы риска» по зависимости к психоактивным веществам;
- профориентирование и профконсультирование учеников выпускных классов коррекционных и общеобразовательных школ.
Непосредственно коррекционным занятиям обычно предшествует эксперементально-психологическое обследование детей и подростков для выявления основных проблем и личностных особенностей, а также обследование членов их семей, заинтересованных в повышении родительской компетентности по воспитанию и желающих приобрести навыки взаимодействия с собственным ребенком.
Основными задачами психокоррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста являются:
- повышение познавательной активности детей и помощь в развитии основных психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.);
- коррекция эмоционально-личностного поведения;
- развитие произвольной регуляции деятельности;
- развитие коммуникативных навыков.
Коррекционная работа с детьми старшего школьного и подросткового возраста учитывает психологические особенности возрастных периодов развития и может быть организована в разных формах, в том числе в форме социально-психологического тренинга.
Специальная педагогическая коррекция включает:
— проведение коррекционно-диагностических занятий с детьми, которые обследуются в ПМПК для определения вида и формы школьного обучения;
— коррекционные занятия с детьми, имеющими нарушения в формировании вычислительных навыков (коррекция дискалькулии);
— коррекционные занятия с детьми, представляющими особую сложность в обучении в результате выраженных цереброастенических проявлений и наличия речевой патологии (коррекция дизорфографии, дисграфии, дислексии).
Логопедическая коррекция проводится по нескольким направлениям:
с детьми дошкольного возраста с сочетанной речевой патологией:
развитие слухового внимания, словаря, связной речи, грамматики, фонематического анализа и синтеза; преодоление заикания; коррекция дисграфии и дислексии; профилактика дисграфии.
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения слуха, проводится в форме индивидуальных занятий. Важным направлением в этой работе является изучение эффективности интегрированного обучения детей со сниженным слухом в массовой школе и оказание методической помощи учителям школ в освоении и использовании аудиотренинговой системы (приемник — передатчик — учитель — ученик), а также консультационная помощь родителям.
Коррекция детей с нарушенным зрением проводится в форме индивидуальных и групповых занятий. Практические занятия с воспитанниками групп дошкольного возраста состоят в формировании навыков самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач, в формировании творческой самостоятельности, умения участвовать в коллективной деятельности конструктивно-преобразующего характера, в воспитании положительного отношения к выполняемой работе.
Содержание и методика работы с детьми в каждом конкретном случае определяются специалистами консультации исходя из психофизического развития ребенка, его возраста, поставленных задач (подготовка к школе, преодоление трудностей в усвоении того или иного материала, формирование навыков саморегуляции и т.д.). К работе с детьми необходимо привлекать и родителей.
Каждый из специалистов ПМПК сам определяет содержание коррекционной работы, при этом обязательна согласованность их деятельности. Существуют общие виды занятий с ребенком, которые могут использоваться специалистами в разных вариантах.
В процессе всех занятий необходимо развивать и корректировать речь детей, формировать ее планирующую и регулирующую функции.
При этом следует помнить, что коррекционная работа с детьми не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности. Нормативно-правовая база Заключение по результатам обследования
Заключение ПМПК включает в себя:
- общие сведения (ф.и.о., дата рождения, адрес, краткие сведения о родителях, семье, условиях воспитания);
- результаты медицинского обследования (краткий анамнез, соматическое состояние, неврологическое состояние, психическое состояние, заключения отоларинголога и офтальмолога, данные дополнительных исследований);
- результаты психологического обследования (уровень интеллектуального развития, особенности развития познавательной сферы, особенности поведения и социально-бытовой ориентации);
- результаты педагогического обследования (родной язык ребенка, данные логопедического обследования, знания и навыки по программному материалу);
- общее заключение;
- рекомендации.
Психолого-педагогический диагноз исключает использование медицинских определений, таких, например, как «олигофрения», «эпилепсия», «болезнь Дауна» и т.п., которые могут применяться только врачами. В диагнозе указывается педагогическая категория нарушенного развития (например, «умственная отсталость», «общее недоразвитие речи» и т.п.), степень выраженности нарушения (легкая, средняя, тяжелая), недостатки психического развития вторичного характера (например, недостатки речи при умственной отсталости), на которые следует обращать внимание в педагогической работе, потенциальные возможности ребенка, а в случае, если обследование проводится перед поступлением в школу, должна быть определена готовность ребенка к школьному обучению.
С отклонениями в развитии Обычно консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, включает не только советы и рекомендации психолога, но и процедуру ее психологического изучения. Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей позволяет выявить их реактивные способности, адаптационные возможности и установить слабые зоны внутрисемейных отношений, нуждающихся в психокоррекционном воздействии.
Психологическое исследование может провести как психолог государственного образовательного учреждения, так и другого негосударственного учреждения. Результаты психологического изучения семьи дополнят данные социально-педагогического обследования и помогут оптимизировать работу по вовлечению родителей в коррекционно-педагогический процесс.
В этой области можно условно выделить два крупных направления в зависимости от «объекта» работы — консультирование членов семьи (прежде всего родителей) и консультирование самого ребенка.
Консультирование самого ребенка возможно лишь с определенного возраста, а конкретно — с подросткового (исходя из определения понятия психологического консультирования). Только в этот период развитие самосознания и самопознания подростка позволяет ему выявлять те или иные проблемы и обращаться за помощью, причем у него не должно быть выраженных нарушений психики.
Основные задачи можно сформулировать следующим образом:
- помощь в выборе правильной тактики воспитания ребенка;
- помощь в обучении ребенка тем или иным навыкам;
- информирование о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка в связи с нарушениями развития;
- помощь в адекватной оценке возможностей ребенка;
- обучение некоторым методикам коррекционной работы;
- гармонизация внутрисемейных отношений, нарушенных вследствие появления ребенка с отклонениями в развитии и негативно отражающихся на нем;
- помощь в решении личностных проблем, вызванных появлением ребенка с отклонениями в развитии, т.к. их наличие у членов семьи также негативно сказывается на ребенке;
- помощь в выработке схем поведения в типичных стрессовых ситуациях.
Методы консультирования — те же, что и обычно, но со своей спецификой. В первую очередь это касается беседы с родителями или другими взрослыми, обратившимися по поводу ребенка (Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.,2002).
Очень важно, чтобы консультант проявил искреннюю заинтересованность в проблемах семьи в целом и ребенка в частности. Не следует прямо критиковать действия родителей; в первые встречи это просто недопустимо. Необходимо сориентировать родителей в возможных целях и задачах консультирования, сформировать установку на совместную работу с ребенком и консультантом, предупредить о вероятных препятствиях и трудностях. Следует проявлять осторожность при прогнозировании дальнейшего развития ребенка, избегать безапелляционных утверждений, не внушать неоправданных ожиданий.
При этом виде консультирования работа может вестись индивидуально и в группе. Хорошо зарекомендовали себя родительские семинары, группы тренинга умений и другие виды родительских групп. Методы коррекции, используемые в родительской группе:
- метод групповой дискуссии;
- метод видеокоррекции;
- метод игры;
- метод совместных действий;
- метод обсуждения и разыгрывания ситуаций «Идеальный родитель или ребенок»;
- метод обучающего эксперимента;
- метод анализа коммуникаций «Ребенок – родитель» при решении проблем ребенка;
- метод анализа ситуации «Как помочь ребенку решить проблему?».
Желательно, чтобы специалист, проводящий такого рода консультирование, имел солидную подготовку в области специальной психологии и коррекционной педагогики, хорошо представлял себе варианты аномального развития и пути помощи детям с отклонениями в развитии.
Содержание психологического консультирования родителей детей с отклонениями: Этап консуль
тирования
Задачи этапа
Рекомендации психологу
1.Первичная беседа 1. Установление неформального контакта с родителями.
2. Объяснение родителям задач и форм консультативной работы. Составление плана работы.
3. Формирование у родителей установки на сотрудничество и принятие ответственности в процессе анализа проблем ребенка, разработке и реализации стратегии помощи.
4. Оказание родителям эмоциональной поддержки. 1.Исключение всех видов негативной обратной связи родителям относительно их ребенка или их собственных действий или представлений.
2. Избегать формирования у родителей установки на получение готового рецепта, легкости в разрешении трудностей.
3. Желательно заключение с родителями письменного соглашения о целях совместной работы и конкретных этапах и сроках работы.
2. Основная
беседа-интервью. 1. Совместное составление истории развития ребенка на предыдущих этапах его жизни.
2. Получение информации о состоянии здоровья ребенка.
3. Сбор информации о социальной обстановке жизни ребенка и обстоятельствах социально-бытового плана.
4. Обсуждение особенностей поведения, общения и деятельности ребенка в ситуациях внутри- и внесемейного взаимодействия.
5. Обсуждение особенностей внутрисемейного общения и стилей воспитания.
6. Оказание родителям эмоциональной поддержки.
7. Информирование о направлениях и задачах диагностического обследования ребенка. 1. Четко дифференцировать фактические сведения от интерпретации или оценки их родителями и помнить, что для понимания реальных проблем ребенка важны как те, так и другие.
2. Не заменять интервью самостоятельным заполнением родителями письменной анкеты.
3. Рассматривать данную беседу как специфический этап консультирования и обучения родителей: стимулировать осознание родителями истинных причин обращения, вербализацию внутренних страхов и опасений, обсуждение стилей семейного воспитания и родительских требований и т.д.
4. Выразить родителям уважение и признательность в связи с той серьезной аналитической работой, которую они смогли осуществить.
3. Углубленное психологическое обследование ребенка. Анализ социально-психологического статуса ребенка по следующим направлениям:
1.Соотношение с возрастной нормой развития.
2.Наличие отклонений в развитии и психологическом состоянии.
3. Предполагаемые причины отклонений в поведении, развитии и психическом состоянии.
4. Рекомендуемые психокоррекционные мероприятия.
5. Наличие выраженных психологических особенностей ребенка и рекомендаций по обучению, взаимодействию с ним. Предоставление родителям письменного заключения по итогам углубленного психологического обследования ребенка, содержащего подробный анализ социально- психологического статуса ребенка.
4. Заключительная беседа. 1. Обсуждение итогов проведенного обследования, характера, степени и причин выявленных проблем и особенностей развития ребенка.
2. Совместная разработка системы конкретных мер помощи или коррекционной работы.
3. Обсуждение перспектив развития ребенка в ситуации реализации стратегии помощи и без нее.
4. Обсуждение проблем, чувств и переживаний родителей, их отношения к трудностям ребенка.
5. Планирование следующих встреч. 1. Необходимо помочь близким ребенка снять чувство тревоги с одновременным усилением чувствительности к потребностям ребенка.
2. Желательно вести беседу одновременно с обоими родителями.
3. Стратегия помощи должна быть представлена в письменной форме с указанием сроков и конкретных действий психолога и родителей.
4. Рекомендуется посещение семьи дома.
5. Очень часто одной беседы бывает недостаточно, особенно если речь идет об изменении стиля воспитания и общения в семье.
Особо следует остановиться на проблеме профессионального консультирования детей с отклонениями в развитии. Эта проблема, к сожалению, практически не разработана, хотя в ее актуальности сомневаться не приходится: ведь правильное профессиональное самоопределение — залог успешной социальной реабилитации детей.
Ранняя проф.консультация как раз и проводится не столько для детей, сколько для их родителей. Она носит информационный характер и направлена на приобщение родителей к формированию у подрастающего ребенка интереса к своим психофизиологическим качествам, а, в конечном счете, готовности к профессиональному выбору. Методы изучения семьи
1. Методики изучения семьи. 2. Процедура психологического исследования семьи. 3. Составление программы комплексной помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями. 4. Составление программы коррекционных занятий для ребенка и его родителей.
Методики изучения семьи
Малоформализованные методики.
В рамках экспериментального исследования семей, в которых воспитываются дети с нарушениями развития, могут использоваться как малоформализованные методики, так и методики высокого уровня формализации. Диагностический инструментарий, в качестве которого применяются указанные методики, должен строиться на следующих принципах:
- исследование проводится комплексно с целью максимального охвата возможных параметров личности членов семьи и особенностей их взаимоотношений с социумом;
- в рамках исследования осуществляется качественный и сравнительный анализ факторов, выявляемых с помощью диагностического инструментария;
- получаемые результаты должны быть объективны и строго детерминированы.
На начальном этапе диагностической процедуры в качестве малоформализованной методики применяется беседа-интервью, в рамках которой изучается история жизни семьи ребенка и спектр основных ее проблем. В процессе ведения беседы соблюдаются следующие правила:
- тщательно фиксируются объективные внешние проявления испытуемого или испытуемых;
- реализуется наблюдение непрерывного процесса, а также отдельных его компонентов;
- запись проводится избирательно.
По форме беседа-интервью может быть:
- свободной, когда она проводится без строгой детализации вопросов, но имеет определенный предмет обсуждения;
- стандартизированной, когда тщательно регламентируется порядок ее проведения;
- частично стандартизированной (структурированной), объединяющей первую и вторую формы.
Существенно важным для проведения беседы-интервью с родителями является то, что предметом взаимодействия, определяющим отношения психолога и обследуемого избирается внутренний мир родителя. Беседа-интервью — это один из специальных методов анализа уникальной ситуации переживаний родителя с целью формирования в его сознании альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей. Конечной целью беседы-интервью должно стать возникновение потребности в осуществлении изменений в понимании главного вопроса — принятии проблем ребенка.
Практика свидетельствует о том, что для обеспечения положительных результатов беседы-интервью полезнее избирать свободную или частично стандартизированную форму. Отказ от стандартизированной формы беседы-интервью объясняется тем, что испытуемыми такая форма контакта чаще всего отвергается. Частично структурированное интервью может включать и определенные темы для обсуждения.
Формализованные методики
К методикам диагностики личности чаще относят:
- личностные опросники;
- проективные методики;
- клинико-психолого-диагностические методики.
Применение стандартизированных методик обычно предполагает использование следующих критериев:
- жесткая регламентация процедуры, т.е. точное соблюдение инструкции, строго определенных способов предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.;
- стандартизация единых требований к процедуре эксперимента и единых критериев оценки результатов;
- независимость результатов от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога;
- надежность и точность психологических измерений, их согласованность при первичном и повторном применении методики на одних и тех же испытуемых;
- валидность (пригодность методики для обследования той или иной характеристики объекта, т.е. соответствие методики измеряемому явлению).
Методики изучения отношений ребенка к родителям и к социуму.
С целью изучения сферы взаимоотношений ребенка с родителями и другими лицами чаще всего используются следующие проективные методики:
- методика Р. Жиля;
- методика «Чернильные пятна» Г. Роршаха;
- методика «Детский апперцептивный тест» (CAT); -рисуночные методики — «Рисунок семьи», «Нарисуй себя»,
«Дом—дерево—человек», «Несуществующее животное» и др.;
- методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга;
- методика «Два дома», методики самооценки «Лесенка» и «Оцени себя», адаптированные к детскому возрасту Т.Д. Марцинковской.
Методики изучения особенностей личности родителей
Для определения психологических возможностей родителей, особенностей внутрисемейных отношений, характера реакций родителей на сложившуюся психогенную ситуацию необходимо изучение их характерологических свойств. В связи с этим задачи такого изучения могут включать:
- исследование личностных особенностей родителей детей с нарушениями в развитии, их интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств;
- изучение характеристик их адаптационных механизмов, способности переносить длительный стресс;
- определение уровня тревожности, типа реакции на стресс, а также уровня предрасположенности к неврозу, психопатии, акцентуациям характера;
- анализ внутрисемейных отношений и определение уровня интегрированности семей данной категории;
- анализ результатов определения вида психокоррекционной помощи каждой конкретной семье.
При проведении психологической диагностики целесообразно использовать методики, позволяющие выявить весь спектр личностных характеристик индивида. К таким методикам (опросникам) относятся:
- MMPI и его модифицированные варианты СМИЛ, СМОЛ, Mini-Mult;
- методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла;
- методика определений акцентуаций характера К.Леонгарда;
- методика определения «типа личности» и «вероятностных расстройств» данного типа Дж.Олдхэма и Л.Морриса;
- методика Г. Айзенка — ЕРО;
- методика Г. Айзенка — EPI.
Эти методики позволяют выявить характерологические особенности, преобладающие в структуре личности родителей больных детей. Они ранжируются в соответствии с выделяемыми в них шкалами, или факторами.
С целью определения характера внутрисемейных отношений, уровня интегрированности семей данного типа, выявления семейного источника психической травматизации личности могут быть использованы методики, предложенные Э. Г. Эйдемиллером:
- методика «Семейно-обусловленное состояние»;
- опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT);
- опросник «Конструктивно-деструктивная семья (КДС)»;
- методика «Наивная семейная психология (НСП)»;
- методика PARI Е.Шеффер и Р.Белла (блок I).
В случае выявления нарушений, близких к пограничным состояниям, или тенденции к патохарактерологическому развитию личности для подтверждения или опровержения предполагаемой гипотезы следует воспользоваться методиками, направленными на изучение отдельных психических состояний индивида:
- методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП), разработанная в Институте им. Бехтерева;
- методика измерения уровня тревожности Тейлора;
- методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге;
- методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А.Жмурова;
- методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и X. Хесса;
-методика измерения ригидности;
- методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана;
- методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина.
Содержание этих методик представлено в сборнике «Практическая психодиагностика: Методики и тесты» (1998).
Методики изучения родительско-детских отношений
Задачами этого направления диагностики являются:
- установление типа родительско-детских отношений и причин их нарушений;
- изучение динамики родительско-детских отношений под воздействием коррекции;
- определение модели семейного воспитания.
Характер взаимодействия родителей с больным ребенком может быть изучен с помощью следующих методик:
- методика РАRI Е. Шеффер и Р. Белла (блок II);
- тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В. В. Столина;
- методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
- методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), варианты 3 — 10 лет, 11 — 21 год;
- методика «Чернильные пятна» Г. Роршаха.
-методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено.
Первые пять методик направлены на выявление различных вариантов особенностей родительских установок во взаимоотношениях с их детьми.
Методика PARI Е.Шеффер и Р.Белла определяет родительские позиции (в первую очередь матерей).
Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено позволяет изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности и социально-психологическую совместимость членов конкретной группы (в данном случае — семьи больного ребенка).
Для ребенка и его родителей
Успех медико-коррекционной работы с ребенком, имеющим отклонения в развитии, во многом зависит от правильного подхода к нему в семье. Особое внимание нужно обратить на роль правильно организованного эмоционально развивающего взаимодействия матери с ребенком, а также на стимуляцию его психического, речевого и моторного развития. Поэтому важно научить мать проводить коррекционно-развивающую работу одновременно со специалистами, а также самостоятельно под их руководством по специально разработанной для каждого ребенка программе. Программа разрабатывается специалистом совместно с родителями с учетом структуры основного дефекта и связанных с ним нарушений.
Специалисты по желанию родителей выбирают те или иные вопросы воспитания и освещают их в своих лекциях. Слушая лекции и вопросы других родителей, слушатели лучше осознают и решают свои проблемы. Кроме того, они имеют возможность познакомиться и оказать поддержку друг другу.
Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих детей
Основная форма организации — индивидуальные занятия и занятия малыми группами с обязательным присутствием родителей.
Индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения в семье ребенка составляются совместно специалистами и родителями.
Программы домашнего обучения
Такие программы обладают рядом преимуществ:
1) Работа с программой оказывает психотерапевтический эффект на родителей.
2) Родители получают возможность непосредственно работать со своим ребенком.
3) Программы могут быть легко адаптированы к индивидуальным особенностям каждой семьи.
4) Все члены семьи выигрывают от участия в программе.
Основная цель программ домашнего обучения состоит в стимуляции психомоторного развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, возраста, а также структуры ведущ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.284 с.) |