Модели помощи современной семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели помощи современной семье



В консультативно-психологической помощи семье условно выделяют несколько моделей:

 

1.Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъект жалобы в таком случае обычно ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Психолог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя ребенка, сколько на универсальные с точки-зрения педагогики и психологии способы воспитания.

 

2. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.

 

3. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.

 

4. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача консультирования — диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.

 

5. Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.

 

Фактически при работе с семьей используются педагогическая, диагностическая и психологическая модели, но важно подчеркнуть, что психологическая модель должна всегда сопровождать и в некотором смысле предшествовать другим видам помощи.

 

Превалирование той или иной модели зависит от конкретной задачи консультирования, а они могут быть весьма разнообраз­ными.

 

 

Методы изучения семьи

 

1. Методики изучения семьи.

2. Процедура психологического исследования семьи.

3. Составление программы комплексной помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями.

4. Составление программы коррекционных занятий для ребенка и его родителей.

 

Методики изучения семьи

 

Малоформализованные методики.

 

В рамках экспериментального исследования семей, в которых воспитываются дети с нарушениями развития, могут использоваться как малоформализованные методики, так и методики высокого уровня формализации. Диагностический инструментарий, в качестве которого применяются указанные методики, должен строиться на следующих принципах:

 

- исследование проводится комплексно с целью максимального охвата возможных параметров личности членов семьи и осо­бенностей их взаимоотношений с социумом;

 

- в рамках исследования осуществляется качественный и сравнительный анализ факторов, выявляемых с помощью диагности­ческого инструментария;

 

- получаемые результаты должны быть объективны и строго детерминированы.

 

На начальном этапе диагностической процедуры в качестве малоформализованной методики применяется беседа-интервью, в рамках которой изучается история жизни семьи ребенка и спектр основных ее проблем. В процессе ведения беседы соблюдаются следующие правила:

 

- тщательно фиксируются объективные внешние проявления испытуемого или испытуемых;

 

- реализуется наблюдение непрерывного процесса, а также отдельных его компонентов;

 

- запись проводится избирательно.

 

По форме беседа-интервью может быть:

 

- свободной, когда она проводится без строгой детализации вопросов, но имеет определенный предмет обсуждения;

 

- стандартизированной, когда тщательно регламентируется порядок ее проведения;

 

- частично стандартизированной (структурированной), объединяющей первую и вторую формы.

 

Существенно важным для проведения беседы-интервью с родителями является то, что предметом взаимодействия, определяющим отношения психолога и обследуемого избирается внутренний мир родителя. Беседа-интервью — это один из специальных методов анализа уникальной ситуации переживаний родителя с целью формирования в его сознании альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей. Конечной целью беседы-интервью должно стать возникновение потребности в осуществлении изменений в понимании главного вопроса — принятии проблем ребенка.

 

Практика свидетельствует о том, что для обеспечения положительных результатов беседы-интервью полезнее избирать свободную или частично стандартизированную форму. Отказ от стандартизированной формы беседы-интервью объясняется тем, что испытуемыми такая форма контакта чаще всего отвергается. Частично структурированное интервью может включать и определенные темы для обсуждения.

 

Формализованные методики

 

К методикам диагностики личности чаще относят:

 

- личностные опросники;

 

- проективные методики;

 

- клинико-психолого-диагностические методики.

 

Применение стандартизированных методик обычно предполагает использование следующих критериев:

 

- жесткая регламентация процедуры, т.е. точное соблюдение инструкции, строго определенных способов предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.;

 

- стандартизация единых требований к процедуре эксперимента и единых критериев оценки результатов;

 

- независимость результатов от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога;

 

- надежность и точность психологических измерений, их согласованность при первичном и повторном применении методики на одних и тех же испытуемых;

 

- валидность (пригодность методики для обследования той или иной характеристики объекта, т.е. соответствие методики измеряемому явлению).

 

Методики изучения отношений ребенка к родителям и к социуму.

 

С целью изучения сферы взаимоотношений ребенка с родителями и другими лицами чаще всего используются следующие проективные методики:

 

- методика Р. Жиля;

 

- методика «Чернильные пятна» Г. Роршаха;

 

- методика «Детский апперцептивный тест» (CAT); -рисуночные методики — «Рисунок семьи», «Нарисуй себя»,

 

«Дом—дерево—человек», «Несуществующее животное» и др.;

 

- методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга;

 

- методика «Два дома», методики самооценки «Лесенка» и «Оцени себя», адаптированные к детскому возрасту Т.Д. Марцинковской.

 

Методики изучения особенностей личности родителей

 

Для определения психологических возможностей родителей, особенностей внутрисемейных отношений, характера реакций родителей на сложившуюся психогенную ситуацию необходимо изучение их характерологических свойств. В связи с этим задачи такого изучения могут включать:

 

- исследование личностных особенностей родителей детей с нарушениями в развитии, их интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств;

 

- изучение характеристик их адаптационных механизмов, способности переносить длительный стресс;

 

- определение уровня тревожности, типа реакции на стресс, а также уровня предрасположенности к неврозу, психопатии, ак­центуациям характера;

 

- анализ внутрисемейных отношений и определение уровня интегрированности семей данной категории;

 

- анализ результатов определения вида психокоррекционной помощи каждой конкретной семье.

 

При проведении психологической диагностики целесообразно использовать методики, позволяющие выявить весь спектр личностных характеристик индивида. К таким методикам (опросникам) относятся:

 

- MMPI и его модифицированные варианты СМИЛ, СМОЛ, Mini-Mult;

 

- методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла;

 

- методика определений акцентуаций характера К.Леонгарда;

 

- методика определения «типа личности» и «вероятностных расстройств» данного типа Дж.Олдхэма и Л.Морриса;

 

- методика Г. Айзенка — ЕРО;

 

- методика Г. Айзенка — EPI.

 

Эти методики позволяют выявить характерологические особенности, преобладающие в структуре личности родителей больных детей. Они ранжируются в соответствии с выделяемыми в них шкалами, или факторами.

 

С целью определения характера внутрисемейных отношений, уровня интегрированности семей данного типа, выявления семейного источника психической травматизации личности могут быть использованы методики, предложенные Э. Г. Эйдемиллером:

 

- методика «Семейно-обусловленное состояние»;

 

- опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT);

 

- опросник «Конструктивно-деструктивная семья (КДС)»;

 

- методика «Наивная семейная психология (НСП)»;

 

- методика PARI Е.Шеффер и Р.Белла (блок I).

 

В случае выявления нарушений, близких к пограничным состояниям, или тенденции к патохарактерологическому развитию личности для подтверждения или опровержения предполагаемой гипотезы следует воспользоваться методиками, направленными на изучение отдельных психических состояний индивида:

 

- методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП), разработанная в Институте им. Бехтерева;

 

- методика измерения уровня тревожности Тейлора;

 

- методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге;

 

- методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А.Жмурова;

 

- методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и X. Хесса;

 

-методика измерения ригидности;

 

- методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана;

 

- методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина.

 

Содержание этих методик представлено в сборнике «Практическая психодиагностика: Методики и тесты» (1998).

 

Методики изучения родительско-детских отношений

 

Задачами этого направления диагностики являются:

 

- установление типа родительско-детских отношений и причин их нарушений;

 

- изучение динамики родительско-детских отношений под воздействием коррекции;

 

- определение модели семейного воспитания.

 

Характер взаимодействия родителей с больным ребенком может быть изучен с помощью следующих методик:

 

- методика РАRI Е. Шеффер и Р. Белла (блок II);

 

- тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В. В. Столина;

 

- методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;

 

- методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), варианты 3 — 10 лет, 11 — 21 год;

 

- методика «Чернильные пятна» Г. Роршаха.

 

-методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено.

 

Первые пять методик направлены на выявление различных вариантов особенностей родительских установок во взаимоотношениях с их детьми.

 

Методика PARI Е.Шеффер и Р.Белла определяет родительские позиции (в первую очередь матерей).

 

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено позволяет изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности и социально-психологическую совместимость членов конкретной группы (в данном случае — семьи больного ребенка).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 2371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.039 с.)