Консультирование семьи, воспитывающей ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультирование семьи, воспитывающей ребенка



С отклонениями в развитии

Обычно консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, включает не только советы и рекомендации психолога, но и процедуру ее психологического изучения. Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей позволяет выявить их реактивные способности, адаптационные возможности и установить слабые зоны внутрисемейных отношений, нуждающихся в психокоррекционном воздействии.

 

Психологическое исследование может провести как психолог государственного образовательного учреждения, так и другого негосударственного учреждения. Результаты психологического изучения семьи дополнят данные социально-педагогического обследования и помогут оптимизировать работу по вовлечению родителей в коррекционно-педагогический процесс.

 

 

В этой области можно условно выделить два крупных направления в зависимости от «объекта» работы — консультирование членов семьи (прежде всего родителей) и консультирование самого ребенка.

 

Консультирование самого ребенка возможно лишь с определенного возраста, а конкретно — с подросткового (исходя из определения понятия психологического консультирования). Только в этот период развитие самосознания и самопознания подростка позволяет ему выявлять те или иные проблемы и обращаться за помощью, причем у него не должно быть выраженных нарушений психики.

 

Основные задачи можно сформулировать следующим образом:

 

- помощь в выборе правильной тактики воспитания ребенка;

 

- помощь в обучении ребенка тем или иным навыкам;

 

- информирование о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка в связи с нарушениями развития;

 

- помощь в адекватной оценке возможностей ребенка;

 

- обучение некоторым методикам коррекционной работы;

 

- гармонизация внутрисемейных отношений, нарушенных вследствие появления ребенка с отклонениями в развитии и нега­тивно отражающихся на нем;

 

- помощь в решении личностных проблем, вызванных появлением ребенка с отклонениями в развитии, т.к. их наличие у членов семьи также негативно сказывается на ребенке;

 

- помощь в выработке схем поведения в типичных стрессовых ситуациях.

 

Методы консультирования — те же, что и обычно, но со своей спецификой. В первую очередь это касается беседы с родителями или другими взрослыми, обратившимися по поводу ребенка (Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.,2002).

 

Очень важно, чтобы консультант проявил искреннюю заинтересованность в проблемах семьи в целом и ребенка в частности. Не следует прямо критиковать действия родителей; в первые встречи это просто недопустимо. Необходимо сориентировать родителей в возможных целях и задачах консультирования, сформировать установку на совместную работу с ребенком и кон­сультантом, предупредить о вероятных препятствиях и трудностях. Следует проявлять осторожность при прогнозировании дальнейшего развития ребенка, избегать безапелляционных утверждений, не внушать неоправданных ожиданий.

 

При этом виде консультирования работа может вестись индивидуально и в группе. Хорошо зарекомендовали себя родитель­ские семинары, группы тренинга умений и другие виды родительских групп. Методы коррекции, используемые в родительской группе:

 

- метод групповой дискуссии;

 

- метод видеокоррекции;

 

- метод игры;

 

- метод совместных действий;

 

- метод обсуждения и разыгрывания ситуаций «Идеальный родитель или ребенок»;

 

- метод обучающего эксперимента;

 

- метод анализа коммуникаций «Ребенок – родитель» при решении проблем ребенка;

 

- метод анализа ситуации «Как помочь ребенку решить проблему?».

 

Желательно, чтобы специалист, проводящий такого рода консультирование, имел солидную подготовку в области специальной психологии и коррекционной педагогики, хорошо представлял себе варианты аномального развития и пути помощи детям с отклонениями в развитии.

 

Содержание психологического консультирования родителей детей с отклонениями:

Этап консуль

 

тирования

 

 

Задачи этапа

 

 

Рекомендации психологу

 

1.Первичная беседа

1. Установление неформального контакта с родителями.

 

2. Объяснение родителям задач и форм консультативной работы. Составление плана работы.

 

3. Формирование у родителей установки на сотрудничество и принятие ответственности в процессе анализа проблем ребенка, разработке и реализации стратегии помощи.

 

4. Оказание родителям эмоциональной поддержки.

1.Исключение всех видов негативной обратной связи родителям относительно их ребенка или их собственных действий или представлений.

 

2. Избегать формирования у родителей установки на получение готового рецепта, легкости в разрешении трудностей.

 

3. Желательно заключение с родителями письменного соглашения о целях совместной работы и конкретных этапах и сроках работы.

 

2. Основная

 

беседа-интервью.

1. Совместное составление истории развития ребенка на предыдущих этапах его жизни.

 

2. Получение информации о состоянии здоровья ребенка.

 

3. Сбор информации о социальной обстановке жизни ребенка и обстоятельствах социально-бытового плана.

 

4. Обсуждение особенностей поведения, общения и деятельности ребенка в ситуациях внутри- и внесемейного взаимодействия.

 

5. Обсуждение особенностей внутрисемейного общения и стилей воспитания.

 

6. Оказание родителям эмоциональной поддержки.

 

7. Информирование о направлениях и задачах диагностического обследования ребенка.

1. Четко дифференцировать фактические сведения от интерпретации или оценки их родителями и помнить, что для понимания реальных проблем ребенка важны как те, так и другие.

 

2. Не заменять интервью самостоятельным заполнением родителями письменной анкеты.

 

3. Рассматривать данную беседу как специфический этап консультирования и обучения родителей: стимулировать осознание родителями истинных причин обращения, вербализацию внутренних страхов и опасений, обсуждение стилей семейного воспитания и родительских требований и т.д.

 

4. Выразить родителям уважение и признательность в связи с той серьезной аналитической работой, которую они смогли осуществить.

 

3. Углубленное психологическое обследование ребенка.

Анализ социально-психологического статуса ребенка по следующим направлениям:

 

1.Соотношение с возрастной нормой развития.

 

2.Наличие отклонений в развитии и психологическом состоянии.

 

3. Предполагаемые причины отклонений в поведении, развитии и психическом состоянии.

 

4. Рекомендуемые психокоррекционные мероприятия.

 

5. Наличие выраженных психологических особенностей ребенка и рекомендаций по обучению, взаимодействию с ним.

Предоставление родителям письменного заключения по итогам углубленного психологического обследования ребенка, содержащего подробный анализ социально- психологического статуса ребенка.

 

4. Заключительная беседа.

1. Обсуждение итогов проведенного обследования, характера, степени и причин выявленных проблем и особенностей развития ребенка.

 

2. Совместная разработка системы конкретных мер помощи или коррекционной работы.

 

3. Обсуждение перспектив развития ребенка в ситуации реализации стратегии помощи и без нее.

 

4. Обсуждение проблем, чувств и переживаний родителей, их отношения к трудностям ребенка.

 

5. Планирование следующих встреч.

1. Необходимо помочь близким ребенка снять чувство тревоги с одновременным усилением чувствительности к потребностям ребенка.

 

2. Желательно вести беседу одновременно с обоими родителями.

 

3. Стратегия помощи должна быть представлена в письменной форме с указанием сроков и конкретных действий психолога и родителей.

 

4. Рекомендуется посещение семьи дома.

 

5. Очень часто одной беседы бывает недостаточно, особенно если речь идет об изменении стиля воспитания и общения в семье.

 

 

Особо следует остановиться на проблеме профессионального консультирования детей с отклонениями в развитии. Эта пробле­ма, к сожалению, практически не разработана, хотя в ее актуальности сомневаться не приходится: ведь правильное профессио­нальное самоопределение — залог успешной социальной реабилитации детей.

 

Ранняя проф.консультация как раз и проводится не столько для детей, сколько для их родителей. Она носит информационный характер и направлена на приобщение родителей к формированию у подрастающего ребенка интереса к своим психофизиологическим качествам, а, в конечном счете, готовности к профессиональному выбору.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.23.133 (0.025 с.)