Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Консультирование семьи, воспитывающей ребенка
С отклонениями в развитии Обычно консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, включает не только советы и рекомендации психолога, но и процедуру ее психологического изучения. Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей позволяет выявить их реактивные способности, адаптационные возможности и установить слабые зоны внутрисемейных отношений, нуждающихся в психокоррекционном воздействии.
Психологическое исследование может провести как психолог государственного образовательного учреждения, так и другого негосударственного учреждения. Результаты психологического изучения семьи дополнят данные социально-педагогического обследования и помогут оптимизировать работу по вовлечению родителей в коррекционно-педагогический процесс.
В этой области можно условно выделить два крупных направления в зависимости от «объекта» работы — консультирование членов семьи (прежде всего родителей) и консультирование самого ребенка.
Консультирование самого ребенка возможно лишь с определенного возраста, а конкретно — с подросткового (исходя из определения понятия психологического консультирования). Только в этот период развитие самосознания и самопознания подростка позволяет ему выявлять те или иные проблемы и обращаться за помощью, причем у него не должно быть выраженных нарушений психики.
Основные задачи можно сформулировать следующим образом:
- помощь в выборе правильной тактики воспитания ребенка;
- помощь в обучении ребенка тем или иным навыкам;
- информирование о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка в связи с нарушениями развития;
- помощь в адекватной оценке возможностей ребенка;
- обучение некоторым методикам коррекционной работы;
- гармонизация внутрисемейных отношений, нарушенных вследствие появления ребенка с отклонениями в развитии и негативно отражающихся на нем;
- помощь в решении личностных проблем, вызванных появлением ребенка с отклонениями в развитии, т.к. их наличие у членов семьи также негативно сказывается на ребенке;
- помощь в выработке схем поведения в типичных стрессовых ситуациях.
Методы консультирования — те же, что и обычно, но со своей спецификой. В первую очередь это касается беседы с родителями или другими взрослыми, обратившимися по поводу ребенка (Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.,2002).
Очень важно, чтобы консультант проявил искреннюю заинтересованность в проблемах семьи в целом и ребенка в частности. Не следует прямо критиковать действия родителей; в первые встречи это просто недопустимо. Необходимо сориентировать родителей в возможных целях и задачах консультирования, сформировать установку на совместную работу с ребенком и консультантом, предупредить о вероятных препятствиях и трудностях. Следует проявлять осторожность при прогнозировании дальнейшего развития ребенка, избегать безапелляционных утверждений, не внушать неоправданных ожиданий.
При этом виде консультирования работа может вестись индивидуально и в группе. Хорошо зарекомендовали себя родительские семинары, группы тренинга умений и другие виды родительских групп. Методы коррекции, используемые в родительской группе:
- метод групповой дискуссии;
- метод видеокоррекции;
- метод игры;
- метод совместных действий;
- метод обсуждения и разыгрывания ситуаций «Идеальный родитель или ребенок»;
- метод обучающего эксперимента;
- метод анализа коммуникаций «Ребенок – родитель» при решении проблем ребенка;
- метод анализа ситуации «Как помочь ребенку решить проблему?».
Желательно, чтобы специалист, проводящий такого рода консультирование, имел солидную подготовку в области специальной психологии и коррекционной педагогики, хорошо представлял себе варианты аномального развития и пути помощи детям с отклонениями в развитии.
Содержание психологического консультирования родителей детей с отклонениями: Этап консуль
тирования
Задачи этапа
Рекомендации психологу
1.Первичная беседа 1. Установление неформального контакта с родителями.
2. Объяснение родителям задач и форм консультативной работы. Составление плана работы.
3. Формирование у родителей установки на сотрудничество и принятие ответственности в процессе анализа проблем ребенка, разработке и реализации стратегии помощи.
4. Оказание родителям эмоциональной поддержки. 1.Исключение всех видов негативной обратной связи родителям относительно их ребенка или их собственных действий или представлений.
2. Избегать формирования у родителей установки на получение готового рецепта, легкости в разрешении трудностей.
3. Желательно заключение с родителями письменного соглашения о целях совместной работы и конкретных этапах и сроках работы.
2. Основная
беседа-интервью. 1. Совместное составление истории развития ребенка на предыдущих этапах его жизни.
2. Получение информации о состоянии здоровья ребенка.
3. Сбор информации о социальной обстановке жизни ребенка и обстоятельствах социально-бытового плана.
4. Обсуждение особенностей поведения, общения и деятельности ребенка в ситуациях внутри- и внесемейного взаимодействия.
5. Обсуждение особенностей внутрисемейного общения и стилей воспитания.
6. Оказание родителям эмоциональной поддержки.
7. Информирование о направлениях и задачах диагностического обследования ребенка. 1. Четко дифференцировать фактические сведения от интерпретации или оценки их родителями и помнить, что для понимания реальных проблем ребенка важны как те, так и другие.
2. Не заменять интервью самостоятельным заполнением родителями письменной анкеты.
3. Рассматривать данную беседу как специфический этап консультирования и обучения родителей: стимулировать осознание родителями истинных причин обращения, вербализацию внутренних страхов и опасений, обсуждение стилей семейного воспитания и родительских требований и т.д.
4. Выразить родителям уважение и признательность в связи с той серьезной аналитической работой, которую они смогли осуществить.
3. Углубленное психологическое обследование ребенка. Анализ социально-психологического статуса ребенка по следующим направлениям:
1.Соотношение с возрастной нормой развития.
2.Наличие отклонений в развитии и психологическом состоянии.
3. Предполагаемые причины отклонений в поведении, развитии и психическом состоянии.
4. Рекомендуемые психокоррекционные мероприятия.
5. Наличие выраженных психологических особенностей ребенка и рекомендаций по обучению, взаимодействию с ним. Предоставление родителям письменного заключения по итогам углубленного психологического обследования ребенка, содержащего подробный анализ социально- психологического статуса ребенка.
4. Заключительная беседа. 1. Обсуждение итогов проведенного обследования, характера, степени и причин выявленных проблем и особенностей развития ребенка.
2. Совместная разработка системы конкретных мер помощи или коррекционной работы.
3. Обсуждение перспектив развития ребенка в ситуации реализации стратегии помощи и без нее.
4. Обсуждение проблем, чувств и переживаний родителей, их отношения к трудностям ребенка.
5. Планирование следующих встреч.
1. Необходимо помочь близким ребенка снять чувство тревоги с одновременным усилением чувствительности к потребностям ребенка.
2. Желательно вести беседу одновременно с обоими родителями.
3. Стратегия помощи должна быть представлена в письменной форме с указанием сроков и конкретных действий психолога и родителей.
4. Рекомендуется посещение семьи дома.
5. Очень часто одной беседы бывает недостаточно, особенно если речь идет об изменении стиля воспитания и общения в семье.
Особо следует остановиться на проблеме профессионального консультирования детей с отклонениями в развитии. Эта проблема, к сожалению, практически не разработана, хотя в ее актуальности сомневаться не приходится: ведь правильное профессиональное самоопределение — залог успешной социальной реабилитации детей.
Ранняя проф.консультация как раз и проводится не столько для детей, сколько для их родителей. Она носит информационный характер и направлена на приобщение родителей к формированию у подрастающего ребенка интереса к своим психофизиологическим качествам, а, в конечном счете, готовности к профессиональному выбору.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.23.133 (0.025 с.) |