Составление программы коррекционных занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составление программы коррекционных занятий



Для ребенка и его родителей

 

Успех медико-коррекционной работы с ребенком, имеющим отклонения в развитии, во многом зависит от правильного подхода к нему в семье. Особое внимание нужно обратить на роль правильно организованного эмоционально развивающего взаимодействия матери с ребенком, а также на стимуляцию его психического, речевого и моторного развития. Поэтому важно научить мать проводить коррекционно-развивающую работу одновременно со специалистами, а также самостоятельно под их руководством по специально разработанной для каждого ребенка программе. Программа разрабатывается специалистом совместно с родителями с учетом структуры основного дефекта и связанных с ним нарушений.

 

Специалисты по желанию родителей выбирают те или иные вопросы воспитания и освещают их в своих лекциях. Слушая лекции и вопросы других родителей, слушатели лучше осознают и решают свои проблемы. Кроме того, они имеют возмож­ность познакомиться и оказать поддержку друг другу.

 

Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих детей

 

Основная форма организации — индивидуальные занятия и занятия малыми группами с обязательным присутствием родителей.

 

Индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения в семье ребенка составляются совместно специалистами и родителями.

 

Программы домашнего обучения

 

Такие программы обладают рядом преимуществ:

 

1) Работа с программой оказывает психотерапевтический эффект на родителей.

 

2) Родители получают возможность непосредственно работать со своим ребенком.

 

3) Программы могут быть легко адаптированы к индивидуальным особенностям каждой семьи.

 

4) Все члены семьи выигрывают от участия в программе.

 

Основная цель программ домашнего обучения состоит в стимуляции психомоторного развития ребенка с учетом его инди­видуальных особенностей, возраста, а также структуры ведущего отклонения в развитии и сопутствующих эмоционально-поведенческих и других нарушений.

 

Наиболее важными принципами, на которых основываются программы с участием родителей, являются гибкость и индиви­дуализация.

 

Одной из программ домашнего обучения является так называемый «Проект Портадж». Его основная цель — научить родителей использовать различные методы модификации поведения

 

При взаимодействии с детьми, то есть родителей обучают контролировать ситуацию в целях повышения эффективности про­цесса обучения, а также наблюдать за поведением детей и фиксировать его.

 

Эта программа предназначена для детей от 0 до 6 лет с различными отклонениями в поведении, эмоциональной неурав­новешенностью, задержкой в умственном развитии, физическими недостатками. Педагог посещает семью на дому, вначале чтобы оценить уровень развития ребенка. Затем он посещает семью каждую неделю и знакомит родителей с необходимыми учебными пособиями.

 

Включать в коррекционные занятия всех, в том числе и самых тяжелых детей с множественными отклонениями в развитии, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.

 

Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающуюся коррекционную программу для каждого ребенка совместно с родителями. Стимулировать умственное развитие с опорой на психическое состояние радости, спокойствия, раскованности.

 

Относиться к родителям как партнерам при организации различных форм лечебно-коррекционного процесса.

 

Основными задачами родителей — участников реабилитационных программ — являются:

 

♦ создание дома спокойной доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;

 

♦ обеспечение своевременного приема ребенком предписанных ему медикаментозных средств, наблюдение за их действием и информирование об этом врача;

 

♦ постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдения;

 

♦ овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по ранней стимуляции, коррекционному развитию и воспитанию, а также обучению своих детей;

 

♦ овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов и детей группы риска по отклонениям в развитии;

 

• участие в деятельности общественных объединений и организаций родителей детей с нарушениями в развитии;

 

♦ родителям необходимо знать особенности развития ребенка, сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества, включать в жизнь ребенка игровую и посильную игровую деятельность; при посещении ребенком детского учреждения родители продолжают с ним работать.

 

Информация для родителей

 

Приступая к занятиям с ребенком, прежде всего родителям следует посоветоваться с профессионалами — педагогом и врачом-психоневрологом, чему, прежде всего, учить ребенка. Основная задача обучения определяется с учетом специфики сохранных и нарушенных функций, ведущего дефекта развития, состояния интеллекта, моторики, уровня речевого развития и медицинского диагноза. Необходимо четко определить цели, которые желательно достичь в процессе обучения. Перед началом обучения тщательно обследуют ребенка и составляют этапную индивидуальную программу обучения. На начальной стадии обучения большинство заданий можно и нужно выполнять в процессе повседневного ухода за ребенком.

 

Для того чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует:

 

— предлагать ребенку короткие задания, стараясь делать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятель­ности;

 

— начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха;

 

— сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими;

 

— оценивать навыки самообслуживания в соответствующей обстановке;

 

— привлекать членов семьи к оценке сформированных навыков;

 

— помнить, что регулярные оценки выполнения заданий помогут вам проследить динамику достижений;

 

— старайтесь проводить оценку достижений ребенка в развитии в виде интересной игры;

 

— включайте в программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций. Таким путем у ребенка легче может появиться интерес к занятиям;

 

— составлять план занятий примерно на 2—3 недели с помощью педагога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.009 с.)