ТОП 10:

Вопрос №6.Теория внутриотраслевой международной торговли.



К началу 60-х годов стало очевидно, что развитые страны, особенно в Западной Европе, где образовалось интеграционное объединение, все больше торгуют друг с другом дифференцированными товарами одной отрасли. Немецкие автомобили продавались за рубеж и взамен покупались японские; английские буровые установки экспортировались, а взамен покупались норвежские; итальянские стиральные машины продавались во Францию и оттуда покупались французские и т.д. Такая торговля не находила приемлемого объяснения в рамках ни од ной из рассмотренных выше теорий. Хотя эта тенденция проявлялась достаточно давно, одним из первых обратил на нее внимание и разработал соответствующую модель экономист венгерского происхождения Белла Баласса (Bella Ba-lassa)1.

Различия внутриотраслевой и межотраслевой торговли

С точки зрения степени дифференциации номенклатуры товаров международная торговля состоит из двух потоков — внутриотраслевой торговли и межотраслевой торговли. Пример внутриотраслевой торговли — экспорт Францией автомобилей фирмы «Ситроен» и импорт итальянских автомобилей фирмы «Фиат». Пример межотраслевой торговли — экспорт Россией нефти и импорт пшеницы.

Внутриотраслевая торговля— обмен между странами дифференцированными продуктами одной отрасли.

Межотраслевая торговля— обмен между странами гомогенной продукцией различных отраслей.

С точки зрения теории внутриотраслевая международная торговля существенно отличается от межотраслевой (табл.6.1).

Как видно из таблицы1, внутриотраслевая торговля осуществляется преимущественно дифференцированными (гетерогенными) товарами, хотя в отдельных случаях возможна и внутриотраслевая торговля гомогенными товарами. Причинами этого могут быть сокращение транспортных издержек или сезонные различия. Внутриотраслевая .торговля дифференцированными товарами объясняется следующими причинами: ,

· Различия во вкусах потребителей, которые хотят иметь больший выбор товаров в рамках одной товарной группы. Например, японцы в целом предпочитают японские автомобили, но какая-то часть японцев хочет ездить на американских. Часть женщин в России предпочитают французские духи, а другие — итальянские.

· Пересекающийся спрос. В соответствии с теорией уже упоминавшегося шведского экономиста С Линдера страны экспортируют те промышленные товары, для которых существует емкий внутренний рынок. Поскольку потребители в странах с примерно одинаковым уровнем дохода имеют примерно схожие вкусы, каждой стране легче экспортировать те товары, в производстве и торговле которыми на внутреннем рынке накоплен большой опыт.

· Эффект масштаба. Внутриотраслевая торговля позволяет одной стране специализироваться, скажем, на полуприводных джипах, а другой — на полноприводных джипах. Поскольку спрос существует и на те и на другие товары, каждая из стран сможет производить и продавать друг другу больше машин каждого типа.

Внутриотраслевая торговля более «безобидна» с социальной точки зрения. Она не приводит к перемещению больших групп занятых из секторов, экспорт которых падает, в сектора, экспорт которых развивается. В худшем случае рабочие переходят от производства одной марки автомобиля к другой. Более того, у небольшой страны, перед которой открываются крупные рынки других стран, появляется возможность снизить затраты на единицу продукции, расширить занятость и даже выиграть конкуренцию по определенному продукту у более крупных стран.

 

Таблица 6.1. - Различия внутриотраслевой и межотраслевой торговли

Наименование Межотраслевая торговля   Внутриотраслевая торговля  
Торговля развивается в условиях   разной обеспеченности стран факторами производства   одинаковой или очень схожей обеспеченности стран факторами производства  
Торговля отражает   сравнительные преимущества стран в производстве товаров   дифференциацию товаров  
Торговля объясняется   теорией соотношения факторов производства   теорией экономики масштаба  
Торговля приводит к   росту доходов на относительно избыточные факторы производства и его сокращению на относительно недостаточные   росту дохода на все факторы производства  
Торгуют между собой   преимущественно развитые и развивающиеся страны и страны разных размеров   преимущественно развитые страны и страны примерно одинакового размера  
Страны торгуют   преимущественно готовой продукцией, гомогенными товарами преимущественно частями и компонентами, дифференцированными товарами  
Торговля развивается   преимущественно между крупными отраслями, например промышленность и сельское хозяйство   преимущественно в рамках отраслей, производящих промышленные товары  
Торговля ведет к   значительным социальным последствиям, связанным с межотраслевым перемещением рабочей силы   минимальным социальным последствиям  

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.172.52 (0.006 с.)