ТОП 10:

Вопрос №4. Государственное регулирование миграции.



По мере того как развивалось между­народное движение рабочей силы, создавались и совершенствовались ме­тоды государственного управления миг­рационными потоками. Городничий — местная государственная власть, — как видно, решал проблему размещения солдат, мигрирующих с одного места службы на другое, просто: приказывал купцам принять их на постой, и все. В наше время государственное регули­рование миграции, разумеется, обзаве­лось более изощренными механизмами, hq главный из них остается прежним — закон, то есть государственный приказ.

Механизмы контроля миграции.В то время как большинство стран мира продвигаются по пути либера­лизации своей внешней торговли, прак­тически все они принимают меры, ограничивающие международную миг­рацию. Как было показано выше, миг­рация приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределе­ние экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положи­тельные экономические эффекты миг­рации могут перекрываться негативны­ми эффектами, которые также имеют место. Один из них — финансовое бре­мя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особен­но четко это проявляется, когда разви­тые страны близко расположены или даже граничат с менее развитыми госу­дарствами. Типичным примером явля­ются, с одной стороны, США, Мекси­ка и страны Карибского бассейна, с другой стороны — Франция и страны Магриба, Германия и Турция. Такое близкое соседство приводит к наплыву не только легальных, но и нелегальных иммигрантов, которые требуют финан­совых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе — около 3 млн. нелегальных иммигрантов.

Регулирование иммиграции.Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий ра­ботников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем осталь­ным. Перечень желательных иммигран­тов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из сле­дующих категорий:

· работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную,
грязную и неквалифицированную рабо­ту, — строительные, подсобные,

сезон­ные, вахтенные, муниципальные рабочие;

· специалисты для новых и перспек­тивных отраслей — программисты,

уз­коспециализированные инженеры, бан­ковские служащие;

· представители редких профес­сий — огранщики алмазов, реставрато­ры картин, врачи, практикующие не­традиционные методы лечения;

· специалисты с мировым име­нем — музыканты, артисты, ученые,
спортсмены, врачи, писатели;

· крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и со­здающие новые рабочие места.

Нормативно-правовая база для им­миграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количес­твом законов и подзаконных актов. Ос­новные черты иммиграционного зако­нодательства следующие:

• Профессиональная квалификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требо­вания к уровню образования и стажу работы по специальности. Минималь­ным требованием к образованию счита­ется окончание полного курса средней школы или профессионально-техничес­кого училища, что должно подтвер­ждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходи­мо переподтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соот­ветствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стра­не требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране — экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдает­ся принимающими странами специа­листам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребоваться также и рекомендатель­ные письма.

• Ограничения личного характера. Разумеется, законодательство принимаю­щих стран предъявляет жесткие требова­ния к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зара­женные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоя­нии своего здоровья, заверенную кон­сульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное меди­цинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законода­тельством в зависимости от отрасли про­мышленности, в которой они намерева­ются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрез­вычайно серьезными являются законо­дательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам терро­ристических и профашистских органи­заций

Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих им­мигрантов, устанавливают их макси­мальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя макси­мальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабо­чих в числе всех занятых в данной отрас­ли; в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иност­ранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее коли­чество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года.

Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые огра­ничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касает­ся юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема обо­рота и продаж или после внесения оп­ределенных платежей в государствен­ный бюджет.

Временные ограничения. Законо­дательства большинства стран устанав­ливают максимальные сроки пребыва­ния иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление свое­го пребывания в ней.

Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимаю­щая иммигрантов, законодательно уста­навливает географическую и националь­ную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количествен­ных квот на въезд иммигрантов из опреде­ленных стран.

Запреты. Явные и скрытые запре­ты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профес­сиях, которыми иностранцам занимать­ся запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя.

Стимулирование реэмиграции.В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов главную причину безрабо­тицы, правительства многих западных стран с начала 70-х годов стали при­нимать активные меры по стимулиро­ванию выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государ­ственных мер реэмиграции следующие:

Программы стимулирования ре­эмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материаль­ной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевро­пейских странах (ФРГ, Франция, Ни­дерланды) принимались программы ма­териального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачи­вались при одном только заявлении им­мигранта о его желании покинуть при­нимающую страну, в других — через некоторое время после его фактичес­кого возвращения домой.

Программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства, которое могло бы побудить им­мигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Швейцария) рассматривают про­граммы профессионального образова­ния иммигрантов. По логике этих про­грамм, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчиты­вать на более высокооплачиваемую и престижную работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в таких программах оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гаран­тировало получение работы по этой специальности на родине.

Программы экономической помо­щи странам массовой эмиграции. Раз­витые страны заключают соглашения со странами—экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов ра­ботников на родину и части госу­дарственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами ра­боты для реэмигрантов. Такие предпри­ятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двусторонних отно­шениях ФРГ и Турции.

 

Вопросы:

1. Если рассматривать миграцию рабочей силы не как международное передвижение фактора производства, а как обычную международную торговлю, в чем заключается специфика такой торговли? В чем сходство и в чем различие между международной трудовой миграцией и международной торговлей товаром «рабочая сила»?

2. Как известно, введение импортного тарифа большой страной, способной оказывать влияние на уровень мировых цен, может увеличивать ее благосостояние. Что произойдет с уровнем благосостояния страны, если местные отрасли производства, конкурирующие с импортом, начнут активно использовать дешевую иностранную рабочую силу, доходы которые не включаются в состав национального дохода страны?

3. Перед руководством крупного предприятия стоит дилемма: создать дополнительное производство аналогичной продукции в развивающейся стране с дешевой рабочей силой за счет собственных прямых инвестиций или попытаться расширить собственное производство за счет привлечения внешних инвесторов. Каково будет отношение профсоюзов данного предприятия к разрешению этой дилеммы и почему?

4.Справедливо ли следующие утверждение: воздействие иммиграции на благосостояние граждан страны, принимающей иностранную рабочую силу, не зависит от размер

Литература:

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Юрист, 1999.

2. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х томах – М.: Международные отношения, 1998.

3. Толкачев С.А. Международная экономика: Теория и практика – М: Компания Спутник, 2000.

4. Овчинников Г.П. Международная экономика: Учебное пособие – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

5. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учебник – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова – Изд-во «Дело и Сервис», 2000.

6. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика: Теория и политика. Учебник для Вузов.- М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.

7. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. - М., 1992.

8. Дэниэлс Дж.Д., Радеба Л.Х. Международный бизнес. – М, 1994.

9. Баранова Е. Современная международная торговля. Спецкурс. РЭЖ.- 1998 № 6,7,8,9,10.

10. Ломакин В.К. Мировая экономика – М.: ЮНИТИ, 2000.

11. Булатов А.С. Мировая экономика. Учебник – М.: Юрист, 2001.

12. Сергеев Л.В. Мировое хозяйство и МЭО на современном этапе – М.: Новый юрист, 1998.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.006 с.)