Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная миграция рабочей силы: понятие, основные причины, формы, направления, масштабы. Положительные и отрицательные последствия. Государственное регулирование миграционных процессов.

Поиск

Рабочая силы перемещается из стран, в которых существует ее явный избыток, в те страны, где отмечается ее явный недостаток, что, в свою очередь,

повышает эффективность национальной экономики, в которой используют иностранных рабочих и их труд. Международная миграция рабочей силы (ММРС) – процесс перемещения трудовых ресурсов (трудоспособного населения) из одной страны другую сроком более чем на 1 год, вызванный экономическими причинами (с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения, определяющихся соотношением спроса и предложения на рынке труда). ММРС представляет собой единство эмиграции, иммиграции и реэмиграции.

Эмиграция – выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране. Иммиграция – въезд в страну на постоянное или временное, но, как правило, продолжительное проживание из другой страны. Реэмиграция – возвращение на родину к постоянному месту жительства (ПМЖ).

Основные причины ММРС: экономические/неэкономические; различия в уровне экономического развития отдельных стран; наличие национальных различий в уровне з/п; безработица; международное движение капитала; деятельность ТНК; последствия международной трудовой миграции; рост численности населения; появление новых перспективных отраслей; интеграция

Классификация форм миграции рабочей силы:

1) По направлениям: из РС и бывших соцстран в ПРС; между ПРС; между РС; миграция высококвалифицированной рабочей силы из ПРС в РС; из РС в бывшие соцстраны, 2) По территориальному охвату: межконтинентальная; внутриконтинентальная

3) По времени: безвозвратная; возвратная; сезонная; маятниковая, 4) По степени законности: легальная; нелегальная.

Масштабы и структура ММРС. По данным ООН общее число население мира 6,9 млрд. чел. Общее число лиц, проживающих за пределами страны происхождения – около190 млн. чел. (3% населения земли). Около 8-10 млн. – нелегальная миграция. Основные центры притяжения:Австралия 24%; Швейцария 19%; Канада 17%; США 11%.Миграционная политика по привлечению иностранной рабочей силы определяется потребностью экономики и гуманитарными соображениями, это в свою очередь определяет профессиональный состав мигрантов (в США – воссоединение с семьей). В ФРГ едут турки, во Францию – марроканцы, алжирцы, в США – мексиканцы (определенные связи с бывшими колониями).

Основные направления:РС-ПРС; ПРС-ПРС; РС-РС; СПЭ-ПРС; ПРС-РС. Основные отрасли, привлекающие иностранную рабочую силу:промышленность; строительство; нефтяной комплекс; автомобилестроение; сельское хозяйство. Основная проблема – нехватка высококвалифицированных кадров, в первую очередь технического профиля.

Для стран реципиентов (куда уезжают) плюсы:

1.Повышение конкурентоспособности национальных товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с наиболее низкой ценой иностранной рабочей силы, 2.Мультипликационный эффект (рост производства и занятости в стране под влиянием роста иностранной рабочей силы), 3.Экономия затрат на образование и профподготовку при импорте высококвалифицированной рабочей силы, 4.Поддержка соц.стабильности в случае безработицы, 5.Поддержка соцпрограмм.

Минусы:1.Обострение ситуации на национальном рынке труда, 2.Усиление вследствие роста предложения на рынке труда, тенденции к снижению цены рабочей силы, в том числе национальной, 3.Провоцирование национальных и этнических конфликтов между коренным населением и иммигрантами, 4.Повышение угрозы терроризма, 5.Ухудшение криминогенной и санитарно – эпидемиологической ситуации.

Для стран доноров плюсы:

1.Приток в страну СКВ, 2.Уменьшение давления избыточных трудовых ресурсов и социальной напряженности в стране, 3.Бесплатное для страны обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда, 4.Участие международных экономических организаций и стран-реципиентов в финансировании социально-экономических программ стран-доноров, нацеленных на создание новых рабочих мест.

Минусы: 1.Экономический ущерб от потери части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте и, как следствие, старение возрастной структуры населения, 2.Потеря затрат на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов.

Государственная миграционная политика – это политика государства в отношении регулирования экспорта и импорта рабочей силы из данной страны или в нее. Делится на иммиграционную и эмиграционную. Многие страны признают приоритет норм международного права над национальным законодательством.

Состав международной правовой основы:

1.Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

2.Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

3.Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.

4.Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Госрегулирование международного рынка труда осуществляется на основе законодательства принимающей страны, а так же стран, экспортирующих рабочую силу, на основе межгосударственных и межведомственных соглашений. Это регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину.

В числе традиционных государственных мер реэмиграции: Программы стимулирования реэмиграции; Программы профессиональной подготовки иммигрантов; Программы экономической помощи странам с массовой эмиграцией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 2597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.142 (0.008 с.)