ТОП 10:

Закономерности и тенденции развития мирового хозяйства на современном этапе.



Закономерности и тенденции развития мирового хозяйства на современном этапе.

Особенности развития МЭО:

- Производственный характер МЭО от всемирного хозяйства

- Противоречивый характер эволюции МЭО

- Рыночные методы хозяйствования

- Подвижность типов и форм МЭО

- Рост и хозяйственных свящей, взаимодействе национальных экономик

- Рост государственной задолженности

- Следование принципам: равноправия, невмешательства, неприменения силы, сотрудничества, добровольное выполнение международных обязательств, недискриминиции, взаимовыгодности и взаимности.

- Расширение теневой кэономики и нелегальной играции населения

- Преобразование оси политического противостояния В-З в экономическую ось Ц-П с укреплением связей Ц-Ц и П-П.

1.НТП – это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их на практике. Основные черты НТП: 1. Объединяет все страны, их ресурсы и усилия;

2.Способствует росту производства и повышению уровня социально-экономич. развития; 3.Приводит к структурным сдвигам в эк-ке; 4.Повышает интеллектуальную насыщенность трудящихся.

2.Интернационализация – это установление 3-устойчивых производственных связей между странами в следствии чего производственный процесс в одной стране становится частью мирового производственного процесса. Началась со сферы обращения, явл-ся объективным последствием углубления МРТ, и требует крупных первоначальных вложений.

3.Транснационализация – это процесс расширения и укрепления деятельности ТНК и ТНБ, кот.нац. по происхождению капитала и интернациональный по его функционированию и контролю.

4.Интеграция – это комплекс форм сотрудничества стран, экономич. агентов в различных сферах деятельности, для кот. хар-но взаимоприспосабление эк-к и включение их в ед. производственный процесс.

Глобализация

Положительные моменты: 1.Рост кол-ва и кач-ва потребительской прод-ии на мировом рынке, 2.технологический прогресс, 3.Возникновение новых рабочих мест, 4.доступ к информации, 5.Повышение жизненного ур-ня, 6.Улучшение взаимопонимания между различными культурами и цивилизациями

Отрицательные: 1.МЭ становится более нестабильной и уязвимой, 2.экономический и социальный развитии между богатым Севером и бедным Югом продолжает увеличиваться, 3.миграции населения, 4.увеличивается разница между уровнем жизни и благосостояния богатых и бедных слоев населения, 5. Растет влияние транснациональных корпораций

6.Глобальны проблемы человечества- это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации.

7.Постиндустриализация - период в экономическом развитии, следующий за периодом индустриализации и характеризующийся опережающим развитием и ростом доли сферы услуг в общей структуре экономики.

Риски

Формирование экономики знаний

Классификация стран мира.

1.По методологии ООН:

1.Региональный подход- группировка стран по континентам, культурно-исторические регионы, 2.Типологическая дифференциация:

1.Географическое положение, 2.Время возникновение, 3.Численность населения, 4.Государственному языку и культурных особенностей, 5.Этнический религиозный состав

3.На основе социально-экономических отношений: 1.ВВП/ВНП на душу населения, 2.Доля продукции обрабоатывающей ромышленноти, 3.Уровень образования, 4.Продолжтельность жизни

4.По ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала (САМОСТОТЕЛЬНО)

5.Для целей экономического анализа страны делят: 1.Развитые страны, государства с рыночной экономикой, 2.с переходной, 3.развивающиеся

2.по методологии мирового банка:

1.основной критерий ВВП на душу населения:

1.с низким уровнем (<785$); 2.среднем уровнем: ниже среднего – 786-3125; вышесреднего- 3126-9655; 3.с высоким уровнем – больше 9666.

2.Группы стран у уровню внешнего долга:1.С высоким уровнем, 2. со средним

По методологии МВФ

1.по экономическим целям:1.чистые кредиторы (Аравия, Бруней, Катар, Кувейт, Ливия, ОАЭ),2.чистые должники,3.экспортеры/импортеры,4.наименее развитые

2.по ВВП на душу населения: 1.страны с низким уровнем дохода (<735), 2.со средним: ниже среднего – 736-2935; выше среднего – 2936-9075, 3.с высоким - 9076

3.по уровню внешней задолженности: высокий/низкий

ПРС (G7: США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Канада; Австралия, Новая Зеландия, с1995г Ю.Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Израиль)

СПЭ (бывшие социалистические страны) Венесуэла

РС : 1.НИС:

1. Драконы (Ю.Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань,) Тигры (малайзия, тайланд, Индонезия, Филиппины) или, 2. 1 волна (Ю.Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Аргентина, Бразилия, Мексика); 2 волна (Малайзия, Таиланд, Индия, Чили); 3 волна (Кипр, Тунис, Турция, Индонезия); 4 волна (Филиппины, ю. провинции Китая).

2.Соц. страны (Куба, Северная Корея, Вьетнам, Китай, Лаос,)

3.Страны экспортеры и импортеры энергоресурсов

4.Наименее развитые из развивающихся

 

6. Международная торговля (МТ): основные понятия, виды, показатели, характеризующие состояние и развитие.

МТ рассматривается в 3 аспектах:

Организационно-технический – физический обмен товарами и услугами между странами. Основное внимание уделяется проблемам связанным с закупкой, продажей конкретных товаров субъектами МТ, с обязательным пересечением государственных границ и с последующими расчетами между ними.

Организационно-рыночный – совокупность мирового спроса и мирового предложения, которые материализуются в двух встречных потоках мирового экспорта и мирового импорта. МСС – объем производства товаров, которые потребители готовы приобрести при существенном уровне мировых и внутренних цен. МСП – аналогично.

Социально-экономический – общественно-экономические отношения особого типа, возникающие между странами по поводу обмена товарами и услугами. Этим отношениям присущи следующие признаки: всемирный характер (все страны включены); интегратор МЭ; объективны (не зависят от воли людей); универсальны; носят систематизирующий характер – место каждого государства определяется долей ВТ/О страны в МТ/О (мировой товарооборот), в результате все страны расставляются в иерархическом порядке. Место в мировой экономике через торговлю определяется размером среднедушевого внешнеторгового оборота.

Малая экономика – экономика страны, которая не может оказать влияние на изменение цены на мировом рынке, а если она изменит свой спрос на какой-нибудь товар, то на изменение цены это также не повлияет. В связи с этим малые экономики определяются в интеграционные группировки.

Показатели, характеризующие состояние и развитие МТ: совокупный объем мирового экспорта и импорта (стоимостная и физическая оценка); стоимостной и физический объем внешнеторгового оборота; темпы роста и прироста ВТ/О; сальдо торгового баланса (экспорт-импорт в пределах ±5% ВТ/О, а если не в пределах, то страны – несбалансированные и невыгодные для МТ); индекс индустриализации экспорта – показывает долю наукоемкой продукции промышленных отраслей в общем объеме экспорта данной страны (экспорт промышленной продукции/общий объем экспорта данной страны*100% в промежутке от 0 до 1); внешнеторговая квота – показывает степень закрытости или открытости (экспорт+импорт/2*ВВП*100%); экспортная квота – показывает экспортную ориентированность данного государства (экспорт/ВВП*100%); импортная квота – показывает импортную зависимость данной страны (импорт/ВВП*100%); условия торговли (найти формулу); к-т эластичности экспорта и импорта; к-т эластичности МТ.

Товары: торгуемы (разрешенные), неторгуемые (наркотики, ценности, оружие и пр.).

Товарная структура МТ (3 модели):

Сырье – готовая продукция. В экспорте данной страны преобладает сырье, а в импорте – готовая продукция. Страна участвует в МРТ на межотраслевой основе, уровень развития производственных сил ниже среднемирового, тип воспроизводства экстенсивный (Россия)

ГП – сырье. Все наоборот. (Германия, Япония)

ГП – ГП. Экспорт и импорт данной страны представлен готовой продукцией. Уровень производственных сил выше среднемирового, тип воспроизводства – интенсивный и второй вариант наоборот. (1 – Греция, 2 – развивающееся африканское государства)

Географическая структура МТ (направления товарных потоков): ПРС: З-З, С-С, около 60 % МТ/О; ПРС и РС: З-Ю, С-Ю, около 20%; ПРС и СПЭ: З-В, около 10%; РС: Ю-Ю, около 10%; СПЭ: В-В, около 1%; РС и СПЭ: Ю-В, около 1%.

Различают: международную, региональную, интеграционную (ЕС), внутрикорпоративную торговлю.

Виды МТ: а) в зависимости от товарной специализации (готовой продукцией; машинами и оборудованием; сырьем и полуфабрикатами; услугами; результатами интеллектуальной собственности); б) встречная торговля (чистый бартер; клиринговое соглашение; СВИТЧ; офсет; встречная закупка; байбек; сделки с товарищеским сырьем (торинг). Формы МТ: экспорт/реэкспорт; импорт/реимпорт; международные биржи, аукционы, торги, лизинг.


7. Внутренний, национальный, международный и мировой рынки: основные понятия, черты, структура, функции в МЭ.

Внутренний рынок – форма хозяйственного общения, при которой все предназначенное для продажи сбывается самим производителем внутри страны. Национальный рынок – внутренний рынок, часть которого ориентируется на иностранных покупателей.

Международный рынок – часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками.

Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на МРТ и других факторах производства. МР – производная от национальных рынков – начинается с того, что гос-во реализует избыток товара, произведенного для собственных нужд; автоматически ориентируется на другие страны, в результате чего образуется МХ, поэтому МР всегда существует и рассматривается только в рамках МЭ.

Определения МР: а) с точки зрения субъектов – это система субъектов МЭ, предъявляющих совокупный спрос и совокупное предложение; б) с точки зрение экономической теории – совокупность актов купли-продажи между субъектами МР; в) с точки зрения институциональных структур – это комплекс формальных и неформальных правил, регулирующих деятельность субъектов МР.

Функции МР: интегрирующая или объединяющая, системообразующая, опосредующая, информационная, стимулирующая, санирующая.

Показатели МР: степень включения каждого национального рынка в МР определяется степенью включения каждого национального хозяйства в МХ (емкость МР = совокупное предложение, спрос, конъюнктура МР: высокая – спрос выше предложения, низкая – наоборот); товарная структура МР (по товарной номенклатуре) и географическая (европейский, азиатский, американский, африканский МР).

Отнесение того или иного рынка к разряду мировых зависит от дислокации на нем продавцов и покупателей. Они должны быть размещены по всему миру.

 

 

Миграционная политика РФ.

Национальное законодательство и правительство каждой страны вправе самостоятельно определять направления и цели миграционной политики. Российское миграционное законодательство состоит из:

Миграционных соглашений

Указов президента РФ

1.ФЗ об иностранных гражданах

2.Постановлений правительства, регулирующих отдельные аспекты исполнения ФЗ

3.Разъяснений министерств о применении законов, постановлений

4.Нормативно-правовых актов

Основы миграционного законодательства изложены в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Основной орган: ФМС РФ

В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, в основе которой - Конституция Российской Федерации, законы и законодательные акты, постановления Правительства РФ, определяющие по­рядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.

Разработана федеральная миграционная программа. Правительство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов .

Наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются:

1. Реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;

2. Гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;

3. Обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.

Поскольку Россия в международной миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.

производственной деятельности.

С целью дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:

• введение специальных депозитных счетов;

• продажа земельных участков под строительство;

• выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;

• создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;

• открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;

• создание специального ПФ.

 

Европейский Союз.

ЕС. Статус ЕС как наднационального объединения 27 европейских государств уникален. По сути это не федеративное государство и не международная организация. Все члены блока являются суверенными государствами, однако для решения общеевропейских задач они делегируют часть своего суверенитета органам ЕС. Союз является субъектом международного публичного права, имеет все полномочия на участие в МО и играет в них большую роль.

В основе деятельности ЕС лежит 3 опоры: 1.Экономическая политика; 2. Внешняя политика и политика безопасности; 3. Внутренняя политика и юстиция.

Координацию основных сфер деятельности ЕС осуществляют органы: важнейший – Европейский Совет (совет министров ЕС) высший законодательный орган, Еврокомиссия – исполнительный орган, Европарламент парламент, Евросуд.

В Европейский Совет входят главы государств и правительств стран ЕС, а так же глава Еврокомиссии. Он заседает 2 раза в год (саммит ЕС) – дает союзу необходимый импульс для развития и определяет общие политические ориентиры. Саммиты ЕС, как правило, проходят в стране, которая председательствует в ЕС в данное полугодие (на сегодняшний день в ЕС действует система ротаций стран-членов). Более 24 советов занимаются конкретными направлениями деятельности ЕС. Например: Совет министров иностранных дел, транспорта, экономики и финансов, с/х, внутренних дел и юстиции и др. В состав ЕК входит 27 членов (по одному от каждого государства). Председатель – Жозе Мануэль Баррозу. Она заседает 1 раз в неделю в Брюсселе.

Политические предпосылки создания ЕС:

1.После 2 МВ – холодная война

2.Речь Черчилля в 1947 г. – сорвана Московская конференция по вопросам Германии

3.Наращивание вооружения в СССР и США – Европа могла стать заложником ситуации.

4.Пражский переворот в феврале 1948 г., действия советского командования по блокаде Берлина весной 1949 г. – это убедило западноевропейскую политическую элиту в необходимости объединения

5.Превращение США и СССР в ядерные державы

Экономические причины, их хронология развития: создание ЕОУС и Евратома, слияние наднациональных органов в единый для ЕЭС, создание ТС, введение ЕТТ, введение в действие валютной системы ЕЭС, создание Единого Внутреннего Рынка для движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, отмена таможенного контроля на внутренних границах ЕС и снятие всех внутренних таможенных постов, введение евро, масштабное расширение и др.

19 ноября 2009 – избран первый постоянный председатель Европейского Совета

1 декабря 2009 – вступление в силу Лиссабонского договора, согласно которому ЕС становится правосубъектным

Основные принципы ЕС: 1) принцип равенства государств; 2) проведение общей экономической политики; 3) единая система предпочтений; 4) введение единой законодательной базы; 5) принцип субсидиарности.


23. ЕАСТ. ЕЭП. Северный Совет. Совет государств балтийского моря.

ЕАСТ была создана в 1960 г. в Стокгольме: Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Австрия, Швейцария и Португалия. Стокгольмская конвенция была впоследствии заменена Вадуцкой конвенцией. Она предусматривала либерализацию торговли среди государств-членов ассоциации к 1970 г. путем снижения таможенных пошлин и свертывания количественных ограничений.

Цели: создание ЗСТ. Задачи: Согласно конвенции таможенная политика ЕАСТ распространялась только на промышленные товары. На продукты, импортируемые из 3-х стран, не вводилось ЕТТ, и каждая страна-член сохраняла свои пошлины, осуществляя самостоятельную торговую политику.

Первоначальными членами ЕАСТ были: Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Австрия, Швейцария, Португалия, Финляндия стала ассоциированным членом в 1961 г., полноправным членом стала в 1968 г., Исландия присоединилась в 1970 г., Лихтенштейн в 1991 г.

Из ЕАСТ вышли и стали члена ЕС: Великобритания (1972), Дания (1972), Португалия (1986), Финляндия (1995), Австрия (1995), Швеция (1995).

Сегодня странами членами ЕАСТ остаются: Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн.

1993 – создание ЕЭП (соглашение о Европейском Экономическом Пространстве), включающего в себя все страны ЕС и три из четырех стран ЕАСТ, за исключением Швейцарии.

2005 – на референдуме граждане Швейцарии проголосовали за присоединение к Шенгенскому соглашению и выход из ЕЭП.

ЕЭП. Новое расширенное экономическое объединение в Западной Европе, соглашение о создании которого было одобрено представителями 19 стран, входящих в ЕС и ЕАСТ, 22 октября 1991 г. Главная цель соглашения — обеспечение свободы перемещения капиталов, товаров, рабочей силы и услуг между 19 странами. Создается гигантский "суперрынок", представляющий 42% объема мировой торговли.

Северный совет, орган парламентов стран Северной Европы — Дании, Исландии, Норвегии, Швеции, Финляндии. Круг вопросов, рассматриваемых С. с., не ограничен, однако в своей практической деятельности страны — участницы С. с. воздерживаются от обсуждения военно-политических проблем. Учрежден в 1952. В 1955 в С. с. вступила Финляндия. Линия сотрудничества стран — участниц С. с. в основном определена «Конвенцией Хельсинки» (подписана в 1962, пересмотрена в 1971). Состоит из депутатов парламентов стран-участниц, принимает рекомендации для правительств. С. с. разрешал вопросы, связанные с унификацией социальных и правовых норм сев. стран, способствовал созданию общесеверного «рынка рабочей силы», расширению экономического и культурного сотрудничества.


Совет государств балтийского моря. Основан в 1991 г. по инициативе Германии и Дании в качестве координирующего органа Балтийского региона. Целями С.г.Б.м. являются содействие региональному сотрудничеству стран, прилегающих к Балтийскому морю, в самых различных областях (политика, экономика, товарообмен, энергетика, окружающая среда, транспорт и связь, туризм, культура), поддержание тесных отношений с другими государствами и международными организациями. Членами С.г.Б.м. являются 10 государств: Германия, Норвегия, Дания, Латвия, Литва, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония. Сотрудничество в С.г.Б.м. сконцентрировано в основном на следующих направлениях: международная безопасность, права человека, поддержка новых демократических институтов, экономическая и техническая помощь, гуманитарные проблемы и здравоохранение, охрана окружающей среды и энергетика, культура и образование, туризм и информация, транспорт и связь.

 

Интеграционные объединения в рамках СНГ. Союзное государство между Россией и Белоруссией. Единое экономическое пространство. Евразийское экономическое сообщество. Центральноазиатское сотрудничество. ГУУАМ. Шанхайская организация сотрудничества. Россия и группа «Восьми».

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. В Состав СНГ входит 10 стран + 1 (Украина не ратифицировала устав СНГ, поэтому она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества), Ассоциированный член – Туркмения, образовано в 1991г. СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому, — все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Основными целями организации являются: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения. Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-члены и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации.

Союзное государство России и Белоруссии - политический проект союза Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.

Договор о создании Союза Беларуси и России подписан 2 апреля 1997 на базе Сообщества Белоруссии и России, созданного ранее (2 апреля 1996) для объединения гуманитарного, экономического и военного пространства.

Участником Союза может стать государство — член Организации Объединенных Наций, которое разделяет цели и принципы Союза и принимает на себя обязательства, предусмотренные Договором о Союзе Беларуси и России

Высшим органом Союза является Высший Государственный Совет Союза

Единое экономическое пространство (ЕЭП) — проект экономической, а впоследствии, возможно, и политической интеграции трёх государств СНГ — России, Казахстана, Белоруссии

Президенты России, Казахстана, Белоруссии и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство 23 февраля 2003 года. 19 сентября 2003 года было подписано соглашение по этому поводу.

По причине отсутствия заинтересованности Украины в ЕЭП в настоящее время реализация проекта приостановлена, а большинство интеграционных задач развиваются в рамках ЕврАзЭС.

Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.

Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС) — международная региональная организация.

Создана в 2002 году. Заявленные цели — взаимодействие в политической, экономической, научно-технической, природоохранной, культурно-гуманитарной сферах, оказание взаимной поддержки в вопросах предотвращения угрозы независимости и суверенитету, территориальной целостности государств-членов ЦАС, проведение согласованной политики в области пограничного и таможенного контроля, осуществление согласованных усилий в поэтапном формировании единого экономического пространства.

Первоначальные члены ЦАС — Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан.

18 октября 2004 года в Душанбе на саммите ЦАС Владимир Путин подписал протокол о присоединении России к этой организации. 6 октября 2005 в Петербурге на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС - т. е. фактически решено упразднить ЦАС.

Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ — региональная организация, созданная в 1999 году (хартия организации подписана в 2001 году, устав — в 2006 году) республиками — Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

Его характерной чертой изначально стала ориентация на европейские и международные структуры. В целом, российские СМИ имеют тенденцию оценивать ГУАМ в качестве антироссийского блока, или «организации оранжевых наций», за спиной которой стоят США.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Группа восьми, Большая восьмёрка — международный клуб, объединяющий правительства Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

«Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмёрки» не имеют обязательной силы. С 1996 года, после встречи клуба в Москве, Россия начала всё активнее принимать участие в работе клуба. По негласному правилу саммиты Восьмерки проходят ежегодно по очереди в каждой из стран-членов.

ТНБ: понятие, этапы становления, характерные черты и особенности. Финансово-промышленные группы (ФПГ), Транснациональные финансово-промышленные группы (ТФПГ), Международные финансово-промышленные группы (МФПГ) роль и значение в МЭ.

ТНБ – кредитно-финансовые комплексы универсального типа с широкой сетью заграничных филиалов, отделений и представительств, контролирующие валютные и кредитные операции на МР. ТНБ – основные посредники в международном движении ссудного капитала

Причины возникновения: Концентрация и централизация банковского и промышленного капитала, Образование глобальных финансовых рынков и необходимость финансового посредничества

Особенности: Высокая доля международных операций, Универсальность предоставляемых услуг, с углублением специализации на отдельных видах услуг, Обслуживание в меньшей степени товарообмена и в большей степени капиталообмена.

Основные клиенты ТНБ: ТНК, Иностранные представительства и государственные институты, Международные организации

ФПГ - совокупность юр.лиц, объединяющих свои активы в целях экономической/технологической интеграции для реализации, а также направленных на увеличение конкурентноспособности компании и на увеличение раб.мест.

ТФПГ – ФПГ, объедин юр.лица, находящиеся под юриспруденцией, например, страны-члены СНГ

МФПГ – объединение ФПГ на основе межправительственных соглашений.

Роль и значение ТНК и ТНБ в МЭО:

По данным ООН на предприятии ТНК работает более 70 млн.чел. С учетом различной инфраструктуры и смежных отраслей их число достиг. 150 млн.чел.

Ежегодно они производят продукцию более чем на 3 трлн.$.

Под контролем ТНК находятся отдельные рынки: 90% МР пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов и железной руды, 85% МР меди и бокситов, 80% МР чая и олова, 80% МР лицензий и патентов, 75% МР сырой нефти, каучука, бананов

ТНК опред. пропорции эк-ки страны базирования более 50% экспортных операций США осущ. Американск. и зарубежн. ТНК; в Великобритании - 80%, в Сингапуре -90%.

На клуб 100 приходится 2 млрд. $ зарубежных продаж , 90%-ПИИ, 40% мирового товарооборота и пр-во прод-ии более чем на 1 трлн.$ ежегодно.

 

Валют.

Валютный курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единицы другой страны или международных валютных единицах. Валютный паритет – соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке.

3 режима валютного курса:

1.Валюты, которые твердо привязаны к одной или нескольким валютам. Допускается колебание валютного курса +/- 1%. Если национальная валюта привязана к группе валют, то это означает, что выбрана некая корзина валют

2.±2,25%

3.Свободно плавающая валюта

Системы регулирования валютных курсов:

· Официальный валютный курс – устанавливаемый Центральным Эмиссионным Банком (ЦЭБ), служит для целей бухучета, для проведения таможенных и налоговых операций и расчетов коммерческих банков с госорганами, включает в себя 3 модификации:

- Курс национального эмиссионного банка – курс, фиксированный банком на определенный момент и деноминированный в долларах, евро или СДР. Имеет 4 основные модификации.

- Паритетный валютный курс – зафиксирован на определенный срок ЦБ и одновременно, жестко привязан к ведущим валютам мира.

- Центральный валютный курс – валютный курс, официально заявляемый ЦЭБ и обязательно фиксируемый в МВФ и деноминированный только в евро.

· Плавающие валютные курсы:

- Жесткофиксированный валютный курс – четко установленный ЦБ курс на базе валютного паритета. Максимальное его отклонение составляет ±1 % от валютного паритета

- Замороженный валютный курс – устанавливаемый для необратимой неконвертируемой замкнутой валюты, которая жестко привязана по курсовому соотношению 1 к 1 к доллару. Этот курс позволяет данной валюте повышаться относительно других валют, в то время как те падают относительно доллара.

- Грязное плавание – характерно для курсов плавающих валют ведущих индустриальных стран. Применяется в тех странах, где ЦБ постоянно осуществляет целенаправленные валютные интервенции по поддержке курса национальной валюты на валютной бирже.

· Валютная интервенция – базисная операция ЦБ по продаже либо покупке только иностранной свободно конвертируемой валюты с целью поддержания или корректировки курса национальной валюты и специализации внутреннего валютного рынка:

- Система «Crawling pag» – система ползущего, постоянного обесценивающего на валютной бирже плавающего валютного курса. Выделяют 2 модификации: с зафиксированными допустимыми пределами и без каких-либо установленных пределов

- Управляемое плавание

- Регулируемое плавание

- Коммерческий валютный курс

- Рыночный биржевой курс

- Межбанковский валютный курс

Система регулирования валютного курса по международным торговым расчетам: Двухъярусный;Трехъярусный; Специальный; Квазирыночный; Множественный.

Специальные системы регулирования плавающих ВК:

Коллективное плавание, Змея в тоннеле, Валютный коридор, Совместное плавание, Жестко привязанная валюта, Скользящий ВК, Параллельный ВК, Система «валютный совет»


35. Международная валютная система: понятие, задачи и функции. Эволюция: Парижская, Генуэзская, Бреттон-Вудская, Ямайская валютные системы. Европейская валютная система.

Валютная система: национальная и мировая

Регулирование МВС: Национальное валютное законодательство; МВФ; Европейский ЦБ

МВС должна:

1.Обеспечивать международный обмен достаточным количеством пользующихся доверием платежно-расчетных средств, 2.Поддерживать относительную стабильность и эластичность приспособления валютного механизма к изменению условий МЭ, 3.Служить интересам всех стран – участниц, 4.Выполнение этих требований препятствует соотношение сил на международной арене.

Парижская валютная система (1816-1914). Основные принципы:

1.Использование золотомонетного стандарта , 2.Исчисление цен товаров в золоте, 3.Обращение золотых монет и их неограниченная чеканка государственными монетными дворами, 4.Свободный обмен кредитных денег на золотые монету по номиналу, 5.Отсутствие ограничений на ввоз-вывоз золота, 6.Золото – единственная форма мировых денег, 7.Обращение на внутреннем рынке наряду с золотыми монетами и банкнотами неполноценных разменных монет и государственных бумажных денег с принудительным курсом, 8.Золотой паритет – соотношение денежных единиц различных стран по их официальному золотому содержанию, 9.Золотослитковый стандарт – обмен кредитных денег на золотые слитки весом до 12,5 кг

Генуэзская валютная система (1922-1944)

1.Устранение золотого стандарта из внутреннего обращения стран (кроме США), а бумажные деньги перестали обмениваться на золото, 2.Золотодевизный стандарт – наряду с золотом в международных расчетах стали использовать доллар и фунт стерлингов

Появляется клиринг – зачет взаимных встречных требований и обязательств во взаимной торговле (2-х и многосторонний).

Бреттон-Вудская (1944-1976)

1.Система фиксированных валютных курсов в привязке к доллару США или к золоту (35 долларов за 1 тройскую унцию = 31,1 г золота), 2.Курсы могли колебаться ±0,75% от паритета к доллару, 3.Если колебания были выше, то государство обязывалось скупать на валютном рынке собственную валюту, следовательно, увеличивало курс валюты, 4.1969 – СДР (сначала строилось на 16 валютах, затем на 5 и в итоге на 3 валютах: евро, доллар США, японская йена), зависит от курса по отношению к доллару США. Курсы других валют подсчитываются путем умножения текущего курса валют на курс доллара США по отношению к СДР.

Ямайская валютная система (с 1976)

1.Золото – обычный товар, 2.СДР – главный резервный актив. СДР можно использовать как «мировые деньги» для формирования валютных резервов. Эмиссию СДР осуществляет МВФ. В функции СДР также входит регулирование платежных балансов и соизмерение стоимости национальных валют, 3.Помимо СДР, резервными валютами официально были признаны доллар США, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская йена, марка ФРГ, французский франк (последние две трансформировались в евро), 4.Установлен режим свободно плавающих валютных курсов: их котировка формируется на валютном рынке на основе спроса и предложения, 5.Государства могут самостоятельно определять режим формирования ва







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.025 с.)