Географическое распределение контрактов 225-ти ведущих подрядных фирм, млрд долл. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Географическое распределение контрактов 225-ти ведущих подрядных фирм, млрд долл.



 

Страны 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997г.
Средний Восток 28,2 26,8 18,2 16,7 17,1 19,7
Африка 14,5 14,2 12,1 12,9 13,2 14,3
Латинская Америка 13,7 12,5 9,5 10,1 10,2 11,3
Азиатско-Тихоокеанский регион 42,6 51,5 42,5 49,3 50,9 53,8
США и Канада 13,1 16,5 15,8 16,9 19,1 19,6
Европа 34,4 33,7 28,4 34,6 38,6 38,2
ВСЕГО 146,5 155,2 126,6 140,5 149,1 156,9

Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. — 1998. — № 23.

 

Рынок инжиниринговых услуг, являясь составной частью рынка международных услуг, имеет явно выраженную тенден­цию к динамизму и расширению. И об этом свидетельствуют не только приведенные цифры, но и возрастающий спрос на данные услуги.

 

Консалтинговые услуги

Консалтинг это обособленный в самостоятельную сферу комплекс услуг коммерческого характера, имеющий целью подготовку и обеспечение процесса производства и реализации продукции. Иначе говоря, это совокупность услуг, связанных с обработкой информации по заказам клиентов и информацион­ным обслуживанием на ЭВМ в режиме разделения машинного времени в виде информации, консультации и экспертизы раз­личных видов хозяйственной деятельности.

Специфика торговли консалтинговыми услугами состоит том, что экспорт может осуществляться лишь путем времен­ного перемещения в страну-импортер самого производства дан­ной услуги (консультации, эксплуатация). Это обусловлено не новизной данной формы внешнеэкономической деятельности, а лишь множественными свойствами указанного вида услуг, момент потребления которых совпадает с моментом их произ­водства и реализации.

В состав консалтинговых услуг входит:

• непосредственное управление профессиональными ме­неджерами или их бригадами и фирмой в целом;

• оказание помощи в организационной деятельности хо­зяйственного объекта;

• формирование имиджа компании.

В данном случае консалтинговые фирмы осуществляют полный контроль за реализацией предлагаемой заказчику про­граммы. Это наиболее распространенный вид консалтинга в мировой торговле. Объем его продаж составляет более 25% от общего экспорта консалтинговых услуг.

Кроме того, можно выделить и такие специализированные консалтинговые услуги, как создание компьютеризованных систем логистики, развитие снабженческого менеджмента, раз­работка программы подготовки руководящих кадров, осуществ­ление юридических и налоговых услуг. Налоговый консалтинг составляет заметную часть дохода аудиторско-консалтинговых сетей.

В некоторых случаях маркетинговые консультанты берут на себя функции посредников, что характерно в основном для мелких фирм. Так, японская фирма «Конусай Буже» заключила с рядом консультационных фирм Западной Европы, Австралии, Новой Зеландии и США соглашение о сотрудничестве в про­движении на японский рынок их товаров. Стоимость обслужи­вания составила примерно 2,5 тыс. долл. в месяц.

Рынок консалтинговых услуг — один из самых динамичных. В настоящий момент с консультантами сотрудничают 80% всех крупных американских компаний. Подавляющее большинство из ведущих консалтинговых фирм — американские.

Главным продавцом на рынке консалтинговых услуг высту­пает частный сектор, в том числе малый бизнес, хотя его роль в последние годы снижается. В США этот рынок полностью монополизирован и поставлен на индустриальную основу. Возглавляет список ведущих консалтинговых фирм США «Маккинси», которая имеет свои филиалы практически во всех странах. Японский рынок услуг несколько отличается от аме­риканского. Он децентрализован и представлен тремя видами фирм: фирмами, занимающимися прежде всего персоналом и производством; фирмами, оказывающими помощь в разработке стратегии для предприятий (около 75% всех услуг); и так назы­ваемыми «мозговыми центрами». В Западной Европе амери­канская «индустриальная» модель сочетается с консультациями отдельных специалистов, способных высказывать основатель­ные суждения по своим проблемам. Однако, как уже отмеча­лось, индивидуальное консультирование утрачивает постепенно свои позиции.

Классический вариант консалтинговых услуг зародился в США в 20-е гг. Дальнейшее развитие он получил в 50—60-е гг. Во второй половине 50-х гг. начинает появляться в Японии, однако вплоть до 70-х гг. исследования проводились лишь в отношении зарубежных рынков в целях развития экспорта Японии и обеспечения ее сырьем. В 70-е гг. 50 консалтинговых фирм Японии объединились в ассоциацию маркетинговых ис­следований, и с этого периода рост.объема ее услуг составляет 8-8,5% в год. В 60-е гг. стал развиваться рынок консалтинговых услуг и в Западной Европе, чему способствовала благоприятная обстановка — наличие большого количества общепризнанных университетов, фирм.

Профессиональное консультирование определилось лишь в начале 60-х гг., когда с учреждением американских консалтин­говых фирм возрос интерес к методам управления США. В 1987 г. западноевропейские фирмы впервые затратили на изу­чение рынка средств больше, чем США — 1,9 млрд долл. про­тив 1,8 млрд долл. Но в настоящее время их позиции несколько ослабли. В последние годы значительная часть консультационных услуг в мире по проблемам управления и разработке управленческой стратегам (около 80%) приходится на 40 фирм. К 2000 г. их количество сократится до 20.

С 1980 г. ежегодные темпы роста услуг составляют 15—20%, но они дифференцированы по типам, например, объем рынка консультаций по вопросам стратегии возрастает примерно на 10—15% в год, а рынок информационных технологий — на 50%. Это связано с тем, что практически во всех отраслях резко повысились комплексность и интернационализация бизнеса, происходит усиление международного переплетения фирм (в частности, совместные предприятия), что требует согласования. Прогнозируемые темпы роста рынка консультационных услуг к началу 2000 г. весьма высоки — около 14% в год. Сократятся серьезные различия между отдельными категориями клиентов и видами услуг. В области управления персоналом услуги возрас­тут на 10%. Возглавит список сфера информационных техно­логий, где рост составит 20% в год. Масштабы консультаций в таких отраслях, как стратегия и развитие фирм, возрастут в два раза. Примерно такой же рост предполагается и услуг по во­просам создания на предприятии желаемой социальной атмо­сферы. Международный рынок аудиторских услуг как состав­ной части консалтинга поделен между странами «большой шес­терки». Аудит обеспечивает около половины дохода аудиторско-консалтингового рынка.

В последние годы консалтинговые услуги начинают разви­ваться и в России. Основная их часть приходится на управлен­ческий и бизнес-консалтинг, несколько меньшее значение име­ет налоговый консалтинг. Управленческий и бизнес-консалтинг проводили 58 крупнейших аудиторов, причем первые пять кон­тролируют более половины рынка консалтинговых услуг. Отли­чительной чертой данного вида консалтинга в Российской Фе­дерации является то, что им занимается большое число регио­нальных фирм. В условиях кризиса этот вид консалтинга будет быстро развиваться из-за необходимости переориентации и по­вышения эффективности бизнеса. Более быстрыми темпами развивался рынок аудиторских услуг, доля которых превышает 75% всего рынка. Основная часть его (примерно 2/3) поделена между странами «большой шестерки». Общий же объем рынка аудиторско-консалтинговых услуг в первом полугодии 1998 г. оценивался в 1,2—1,5 млрд руб. Главный вид услуг на этом рынке — общий аудит (243,8 млн руб.), небольшая доля прихо­дится на банковский аудит — 22 млн руб. и страховой — 9,7 млн руб., что связано с неразвитостью данных видов услуг и использованием, как правило, иностранных фирм.

 

Информационные услуги

 

Не последнее место среди услуг занимает сфера информа­ционных услуг, т.е. продажа разнообразных видов информации. В частности, в информационный рынок входит: деловая, пра­вовая, экологическая, медицинская и другая информация, ин­формация для специалистов и массовая потребительская ин­формация. Наиболее динамичной частью мирового информа­ционного рынка является сектор деловой информации, вклю­чающий информацию об отдельных товарных рынках и рынках конкретных стран. Особенно быстро последнее время развива­ются информационные услуги, создающие интенсивные ин­формационные сети между макро- и микроуровнями нацио­нальной и мировой экономик. Именно на базе информацион­ного комплекса происходит дальнейшее развитие области на­учных исследований, обучения, использования свободного вре­мени, кредитно-финансовой сферы, поскольку их продукция полностью ориентирована на информационное обслуживание клиентов.

Мировой рынок информационных услуг имеет следующие особенности:

• Значительное увеличение в последние годы спроса на информацию. Многие фирмы начали ощущать нехватку ин­формации для управления деятельностью своих предприятий, и прежде всего для выработки рыночной стратегии, разработки долгосрочных программ и выбора перспективных направлений производства и сбыта. Повышение спроса на информацию вы­звано общим усложнением структуры управления компаниями, необходимостью принятия ими аргументированных решений на основе прогнозной информации.

• Внедрение принципиально новой технологии на базе бы­строго развития электронно-вычислительной техники. При со­временных каналах связи операторы могут подключиться к от­даленным источникам информации или другим компьютерам. Системы связи используют микроэлектронику и компьютеры для регулирования сложного потока данных по своим каналам. Объединение компьютера с телекоммуникацией вызвало сдвиг во всей системе связи и привело к появлению электронной почты, системы «Видеотекст», «Телетекст», дающих возмож­ность проведения любых консультаций, ведения различных ви­дов деловых операций не выходя из дома.

• Быстрое расширение программного обеспечения, состав­ляющего базу новой технологии в информационных системах. Темпы увеличения программного обеспечения даже на фоне общих сравнительно высоких темпов прироста основных со­ставляющих информатики опережали в конце 80-х — начале 90-х гг. основные показатели экономического развития.

• С появлением новых, более сложных ЭВМ стоимость технических средств и программирования в абсолютном значе­нии в целом возрастает, причем затраты фирм на разработку и внедрение информационных систем значительно превышают расходы на приобретение и развитие электронно-вычислитель­ной техники.

Основными субъектами рынка информационных услуг яв­ляются компании — владельцы банков данных и посредники. Владельцами информации являются издательские и исследова­тельские организации, обладающие мощной финансовой и тех­нической базой, обширной сетью клиентов, а также их филиа­лы, и владельцы информации получают от своих филиалов, клиентов данные, которые обрабатывают, хранят и на коммер­ческой основе передают посредникам. Посредники в свою оче­редь передают информацию потребителям. В связи с возраста­нием объема перерабатываемой информации наиболее слож­ными вопросами для владельцев является выбор техники и ме­тодов обработки, хранение массивов данных и их поиск. Для решения этих вопросов создается специальное программное обеспечение, которое вместе с массивами информации состав­ляет банк данных.

Мировой рынок информационных услуг подчиняется об­щим законам конкурентной борьбы между его суъектами. Примерно 3/4 современного мирового рынка информационных услуг приходится на операции пяти стран. Причем доля США — более 50%, что значительно больше доли этой страны, напри­мер, в мировой торговле (12%). На втором месте Япония, объ­ем операций которой в 1995 г. оценивался в 3,5 млрд долл., т.е. приближался к 10% мирового рынка. Третье место занимает Великобритания. В списке мощных ЭВМ мира (ТОП 500) к су­перЭВМ относят вычислительные системы общего назначения, быстродействие которых составляет десятки миллионов опера­ций с «плавающей» запятой в секунду. Этот список возглавляет компания «Intel».

Несмотря на широкую конкуренцию и развитие информа­ционных технологий, в 90-е гг. все в большей степени встают вопросы создания государственных и межгосударственных ин­формационных и телекоммуникационных инфраструктур, а также мощных суперкомпьютерных компаний. В США, Запад­ной Европе и Японии ведутся работы в рамках государствен­ных и межгосударственных программ. Европейская комиссия объединила свои ресурсы с целью развития информационных технологий, коммунальных инфраструктур и вычислительных систем. В настоящее время выполняется четырехрамочная программа (1994—1998 гг.), объем финансирования которой — 3,6 млрд ЭКЮ. Основными направлениями этой программы является создание высокопроизводительной вычислительной сети (стоимость данного проекта оценивается в 244 млн ЭКЮ) и передовых коммуникационных технологий и обслуживания (630 млн ЭКЮ). Общий объем финансирования — 215 млн долл. в год.

СтраныЕС пытаются создать собственные мощные вычис­лительные системы и нарушить монополию США и Японии. Уже сегодня существуют системы суперкомпьютерных центров ЕС (ФРГ, Великобритания, Франция, Италия и др.). Их фи­нансирование осуществляется в основном за счет государст­венных средств, а также других источников, в том числе из ме­стных бюджетов.

Развитие экономики все в большей степени будет нуждаться в развитых информационных услугах, а процесс интернациона­лизации национальных экономик будет способствовать даль­нейшему расширению международных информационных услуг.

 

Рынок транспортных услуг

 

Рынок транспортных услуг представляет собой куплю-продажу услуг по перевозке, транспортировке грузов из одной страны в другую. Транспорт является ведущим связующим зве­ном во внешней торговле товарами. Товары сами по себе пере­мещаться от продавца к покупателю не могут, поэтому возни­кают определенные посреднические операции по их перемещению, выделяющиеся в самостоятельную сферу услуг, — транс­портные операции, осуществляемые транспортными организа­циями. Такие операции наряду с национальными (транспор­тировка внутри страны) могут быть и международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внеш­них, относительно страны-продавца и страны-покупателя, уча­стках маршрута перевозки.

Обычно процесс доставки в международной торговле вклю­чает перевозку, международную транзитную перевозку и транс­портировку от пограничного пункта страны-импортера до внут­реннего пункта потребления товара. В более широком смысле международные транспортные услуги помимо непосредственно перевозочной деятельности включают различные сопутствую­щие операции: доставка грузов от склада отправителя до бли­жайшего грузового терминала, его погрузка на магистральные транспортные средства, перегрузка на другие виды транспорта в промежуточных пунктах и переоформление перевозочных до­кументов.

Рынок транспортных услуг появился достаточно давно, раньше, чем другие рынки услуг, что связано с его ролью в развитии мировой торговли. При осуществлении международ­ных экономических связей транспорт обеспечивает перемеще­ние предмета транспортной операции между двумя и более странами. Впоследствии рынок развивался и расширялся до­вольно быстрыми темпами, особенно в период так называемой транспортной революции 60—80-х гг. XX в. В 90-е гг. он про­должает сохранять устойчивые темпы роста.

В процессе развития рынка создавались новые транспорт­ные средства, произошли изменения в сфере транспорта, что привело к появлению интермодальных перевозок, в которых участвуют два и более видов транспорта. Такие перевозки отли­чаются большой слаженностью, высокими качественными стандартами, синхронностью работы участников транспортного процесса. Изменились и технологии перевозки и погрузочно-разгрузочных операций. Удельный грузооборот на всех видах транспорта существенно возрос. Так, в 1997 г. всеми вицами транспорта, участвующими во внешних связях России, было перевезено 560 млн т экспортно-импортных грузов. Постоянно увеличивается спрос на международные перевозки грузов и пассажиров. В авиации за прошедшие 15 лет грузооборот более чем удвоился, на морском флоте увеличился в 1,5 раза*.

* Мировая экономика и международные отношения. — 1997. — № 8. — С. 50.

 

В международном транспортном процессе основными аген­тами выступают грузовладельцы и перевозчики. Кроме того, в нем участвуют различные хозяйствующие субъекты, включая операторов грузовых терминалов.

Международные транспортные услуги, являясь специфиче­ским товаром, продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от следующих факторов.

1. От географических районов перевозки — межстрановые, межконтинентальные. В географическом отношении в послед­нее время перевозка грузов и пассажиров между разными стра­нами и континентами все больше превращается в единый тех­нологический процесс. В 90-е гг. шире стали использоваться так называемые транспортные коридоры, объединяющие на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок через территорию ряда стран с соответствующим финансовым и правовым обеспечением.

2. От видов перевозимых грузов — грузовой, пассажирский. Наиболее развит грузовой транспорт. На рынке грузовых и пас­сажирских транспортных услуг ведущими являются США, Ве­ликобритания и Франция.

3. От видов транспорта — морские перевозки, внутренний водный транспорт, автомобильный, воздушный, трубопроводный, железнодорожный транспорт.

Морские перевозки. Мировой фрахтовый рынок представляет собой сферу контрактов между производителем продукции транспорта, предлагающим транспортную услугу, и потребите­лем, предъявляющим спрос на данный специфический вид то­вара. Этому рынку принадлежит главное место в формирую­щейся единой транспортной системе, на него приходится 80% всего грузооборота мировой торговли.

Рынок морских перевозок можно классифицировать:

По типам фрахтуемых судов — на рынки сухогрузного и танкерного тоннажа. Большая роль принадлежит танкерным судам, на которые приходится 70% всего тоннажа, хотя наблю­дается ярко выраженная тенденция к его сокращению. Суда универсального типа для перевозки генеральных гру­зов составляют 13,8%, а контейнеровозы — 6,4%.

По видам сообщения — рынки трампового и линейного тоннажа.

По видам судов — рейсового и арендованного тоннажа.

По географии — на секции: североевропейский, среди­земноморский, дальневосточный, североамериканский, южно-американский.

По предложению транспортных услуг.

Основным международным соглашением, определяющим взаимоотношения участников договора морской перевозки и правовой статус коносамента, является Брюссельская конвен­ция об унификации некоторых правил о коносаменте (1924 г.). С этого времени объем международных морских перевозок рас­тет из года в год, за исключением определенных кризисных моментов, последний из которых был в 1988 г. Затем вновь на­блюдался устойчивый рост объема мировых перевозок. В 1995 г. он вырос на 3,7% (4,65 млрд т), в 1996 г. — на 3,5% (4,8 млрд т), в 1997 г. достиг 5 млрд т. Согласно прогнозам, до 2006 г. ожидается ежегодный его прирост на 3,9%. Еще одним показателем развития рынка морских перевозок выступает суммарная грузоподъемность (см. табл. 6.10).

Таблица 6.10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.172.169.199 (0.029 с.)