ТОП 10:

Последствия притока иностранных инвестиций в российскую экономику



 

Макроэкономические последствия привлечения страной иностранных инвестиций однозначно определить невозможно. Как и любые другие экономические мероприятия, они приво­дят, с одной стороны, к положительным результатам, а с дру­гой — к отрицательным. От того, насколько продумана долго­срочная политика и эффективны мероприятия правительства страны по привлечению иностранных инвестиций, зависит преобладание положительных результатов над негативными по­следствиями притока иностранного капитала в национальную экономику. Рассмотрим некоторые аспекты результатов прито­ка иностранных инвестиций в Российскую Федерацию.

Приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в определенной степени восполняет недостаток внутренних капиталовложений. По данным Госкомстата Рос­сии, в 1997 г. внутренний инвестиционный кризис продолжал­ся: общие инвестиции в основной капитал снизились по срав­нению с соответствующим периодом 1996 г. на 7% и составили 27% от уровня 1991 г. В этих условиях привлеченные в 1997 г. 3,9 млрд долл. США, в том числе 1,1 млрд долл. США за пакет акций ОАО «Связьинвест», способствуют некоторой стабилиза­ции российского инвестиционного кризиса.

При общем сокращении производства в стране выпуск про­дукции на предприятиях с иностранным капиталом постепенно увеличивается. Их доля в ВВП России повысилась с 1% в 1991 г. до 2% в 1996 г. Совместные предприятия способствуют росту занятости российских граждан. Объем производства в расчете на одного занятого на этих предприятиях многократно превышает средний уровень по народному хозяйству. Это сви­детельствует о том, что деятельность СП способствует модер­низации российской экономики и ее переходу к более эффек­тивным методам работы.

Основная часть продукции предприятий с иностранным ка­питалом реализуется на внутреннем рынке, что становится за­метным фактором его пополнения многими видами современ­ных товаров и услуг как в потребительском, так и в производ­ственном секторах. Уплачиваемые предприятиями налоги ста­новятся дополнительным источником доходов российского бюджета.

Работа на многих предприятиях требует высокой квалифи­кации, более интенсивного труда и дисциплины, чем это имеет место в среднем по России. Однако такая работа и компенси­руется более высокой заработной платой. С учетом членов се­мей совместные предприятия содействуют повышению жиз­ненного уровня примерно 1 млн человек.

Положительным для России является наметившийся сдвиг в отраслевой структуре иностранных инвестиций. На начальном этапе поступления иностранных частных инвестиций наиболее крупной сферой их приложения была торговля. В настоящее время около 2/3 инвестиций из числа действующих предпри­ятий приходится на различные отрасли промышленности. Од­нако первое место продолжает оставаться за торговлей и обще­ственным питанием, второе за промышленностью. Относитель­но важными сферами приложения иностранного капитала ста­ли строительство и промышленность стройматериалов, дерево­обрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, транспорт и связь, наука, а также общая коммерческая дея­тельность по обеспечению функционирования рынка и другие отрасли.

Несмотря на преимущества, получаемые российской эконо­микой от привлечения иностранного капитала, необходимо от­метить их весьма невнушительный размер в масштабах отечест­венного народного хозяйства. Столь скромные результаты яв­ляются следствием сложившейся нерациональной структуры привлекаемых иностранных инвестиций, около 60% которых приходится на прочие иностранные инвестиции. По сути они представляют собой «горячие» деньги. На долю же прямых иностранных инвестиций, обеспечивающих рост реального сек­тора экономики России, приходится лишь 37%.

Важнейшим фактором значительного роста объемов при­влекаемых прочих инвестиций стала политика Министерства финансов РФ по решению проблем финансирования расходов федерального бюджета за счет внешних источников. В этом отношении решающее значение имела последовательная либе­рализация доступа капитала нерезидентов на рынок государст­венных ценных бумаг, которая в условиях высоких реальных процентных ставок стимулировала дополнительный приток иностранных инвестиций в ГКО — ОФЗ (см. табл. 8.7). Так, в 1996 г. на финансирование федерального бюджета было ис­пользовано 5,9 млрд долл. США, а в 1997 г. чистые поступле­ния составили уже 10,7 млрд долл. США.

Таблица 8.7







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.220.225 (0.003 с.)