ТОП 10:

Сальдо баланса по факторным и не факторным услугам, млрд руб.



 

Услуги 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.
Не факторные услуги -1,4   -6,7   -9,5   -5,7   -5,7  
Факторные услуги -2,3   -1,8   -3,4   -5,7   -8,4  

Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. — 1998. — №90.

 

В целом же к международным услугам можно отнести: транспортные, услуги связи, туризма, консалтинговые, инжи­ниринговые, инженерно-строительные, информационные, юриди­ческие, страховые, посреднические, финансовые, образования, медицинские и т.д.

Услуги, в том числе и международные, в отличие от товаров имеют свои особенности: во-первых, они не обладают овещест­вленной формой, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компью­терных программ на магнитных носителях, кинолент, различ­ной документации; во-вторых, услуги производятся и потреб­ляются в основном одновременно и не подлежат хранению, в связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредствен­ных производителей услуг или иностранных потребителей в стране их производства; в-третьих, не все виды услуг пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги; в-четвертых, сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной кон­куренции, чем сфера материального производства.

 

Международный туризм

 

По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования начинает развиваться междуна­родный туризм.Международный туризм это вид деятельно­сти, направленный на предоставление различного рода турист­ских услуг и товаров туристского спроса с целью удовлетворе­ния широкого круга культурных и духовных потребностей ино­странного туриста. Туристские услуги в международном това­рообороте выступают как «невидимый» товар.

Начало эры массового туризма связано с интернационали­зацией всех сфер общественной жизни, повышением уровня жизни, увеличением свободного времени, изменениями в сфере транспорта и связи. В 60-70-е гг. международный туризм при­обрел всемирный характер. В среднем около 65% всех между­народных туристических поездок приходится на Европу, около 20% — на Америку, 15% — на остальные регионы (1990 г.). За последние 20 лет численность международных туристов в мире увеличилась на 1/3 и, по прогнозам, к 2000 г. их число превы­сит 500 млн. По данным Международной организации туризма, темпы роста международного туризма составляют 4,5—5% в год.

Такой рост связан с воздействием основных факторов, влияющих на развитие туризма. Их можно подразделить на экономические и социальные. К этим факторам прежде всего относят рост личных доходов граждан выше пределов, доста­точных для удовлетворения необходимых потребностей, техни­ческое совершенствование средств транспорта и связи, вовле­чение в туризм новых слоев общества (пенсионеров, хозяев мелких предприятий, семейный туризм). Повышение темпов урбанизации приводит к расширению туризма — формируются мощные туристические комплексы, которые рекламируют свои услуги. Не малую роль играет тенденция к дроблению отпуска, в результате чего сроки туризма сокращаются, но растет коли­чество поездок. К субъективным причинам роста туризма отно­сится деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее террито­рии иностранных граждан.

Международный туризм рассматривается странами как одно из средств развития экономики, что проявляется в следующем.

• Предоставляя туристам товары и услуги, страна шире участвует в системе международного разделения труда, рацио­нально используя свои природные ресурсы.

• Международный туризм — эффективный источник ва­лютных поступлений, в том числе и за счет «внутреннего экс­порта», т.е. продажи туристам местных товаров. В качестве примера можно привести Италию, где эффективность валют­ных поступлений от туризма позволила смягчить проблемы внешних расчетов. В течение всего последнего периода поло­жительное сальдо по текущим операциям на 70—80% формиро­валось за счет вклада от международного туризма. Под поступ­лениями от международного туризма понимается плата за това­ры и услуги, произведенная иностранными туристами во время пребывания их в стране, за исключением прибыли от дополни­тельной занятости и оплаты международного транспорта. Меж­дународные туристские расходы включают оплату товаров и услуг, произведенных жителями данной страны за рубежом.

Доходы от международного туризма постоянно возрастают. Если в 1990 г. они составили 255 006 млн долл., причем наи­большие доходы получили США (40 579 млн долл.), то уже в 1998 г. — 495 млн долл. (доходы США — 120 млн долл.), а к 2020 г. ожидаются 2 млрд долл. Соотношение между доходами и расходами от международного туризма в странах и регионах различается. Наибольшее положительное сальдо имеют Испа­ния (+14 339 млн долл.); Франция, Австрия, Италия, наиболее отрицательное сальдо — Япония, Германия.

Кроме того, в результате расходов, осуществляемых ино­странными туристами в стране пребывания, во-первых, увели­чиваются доходы туристских фирм (прямой эффект), во-вторых, повышается спрос на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь способствует росту спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанные с туристическим бизнесом, а это приводит к повышению потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект в совокупности называют вторичным эффектом.

Валютные доходы от туризма ускоряют инвестиционный процесс не только в сфере туризма, но и в других отраслях ре­гиональной и национальной экономики, способствуя развитию отсталых регионов. С развитием международного туризма бы­стрыми темпами развиваются туристская индустрия промышленно развитых стран, в сферу которой вовлекается гостинич­ное хозяйство, транспорт, пищевая, обувная, швейная и другие отрасли. Увеличивается спрос на медицинское обслуживание, стимулируется развитие ремесленных отраслей, специализи­рующихся на изготовлении сувениров. Развитие туризма созда­ст новые рабочие места, увеличивает доходы и ВНП.

• Международный туризм способствует повышению каче­ства, расширению ассортимента и осуществлению структурных сдвигов в национальном производстве товаров и услуг.

• В развитых странах с хорошо поставленной индустрией туризма поступления по этой статье, как правило, компенси­руют пассив по другим статьям платежного баланса. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса. Так, в Великобритании в 1997 г. поступления от торговли услугами достигли 17,8 млрд ф. ст., что привело к положительному сальдо платежного баланса в размере +4,5 млрд ф. ст. Согласно данным ВТО, в мире насчи­тывается 15 стран, специализирующихся на туристских услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экс­порта, и нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков — Барба­дос, Сейшельские острова. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном раз­вивающиеся государства со слабо развитой экономикой. Ис­ключение составляют Австрия, Испания, Португалия.

• Туризм способствует росту числа занятых. Большая часть трудовых ресурсов в туризме приходится на гостиничное и рес­торанное хозяйство, туристские услуги, а также на смежные отрасли — пищевую (расходы на трудовые ресурсы составляют 8—10% общей суммы поступлений), строительную, производст­во горнолыжного инвентаря. Развитие туризма в странах, пре­имущественно принимающих туристов, обусловлено стремле­нием не только увеличить приток иностранной валюты, но и создать новые рабочие места. По данным Всемирного совета по туризму, в 1993 г. на туризм приходилось 10,1% всемирного ВВП и 10,5% рабочих мест. В 1996 г. общее число занятых в международном туризме стран ЕС составило 8,5 млн человек, что соответствует в среднем 6% экономически активного насе­ления. В Испании и Португалии — 10%, Греции и Франции — 8, Италии — 7, ФРГ — 6, Великобритании — 5%.

Помимо положительных моментов, связанных с развитием международного туризма, есть у него и отрицательные стороны и негативные последствия для стран. К ним, в частности, мож­но отнести следующие.

• Социально-экономические последствия. Они связаны в первую очередь с возможным импортом инфляции. Приток иностранных туристов увеличивает цены в стране и в связи с возрастанием спроса на товары туристской сферы, и возмож­ным расширением покупательской способности граждан дан­ной страны, занятых в сфере туризма, за счет повышения их доходов, что впоследствии распространяется и на другие облас­ти. Такие последствия характерны не только для развивающих­ся стран, но и для развитых. И еще. Как правило, развитие ту­ризма приводит к вытеснению традиционных форм земледелия, перемещению коренного населения. Например, с развитием туризма в Тунисе произошло вытеснение 1500 мелких крестьян, которым пришлось найти другое занятие и место жительства.

• Социально-культурные и психологические последствия, связанные с эффектом подражания образу жизни и поведению иностранных туристов, что может привести к забвению собст­венных традиций, увлечению «западным образом мысли».

• Экологические, связанные с ускоренной индустриализаци­ей естественных ландшафтов, строительством дорог, портов, загрязнением водоемов и пляжей.

• Валютные последствия. Хотя первое место по значимо­сти международного туризма для национальных хозяйств отво­дится поступлениям валюты, возможна и значительная ее утеч­ка. Развивающиеся страны вынуждены импортировать значи­тельное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсче­там Мирового банка, на импорт товаров для туристов прихо­дится 15—55% поступлений в зависимости от развития эконо­мики и ориентированности туристической индустрии на мест­ные ресурсы. Существует также импорт, обусловленный воз­действием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая в промышленно развитые страны, способствуют импорту ино­странных потребительских товаров.

И все же, несмотря на это, международный туризм продол­жает развиваться, расширяются его цели. Туризм классифици­руется:

по целям — маршрутно-познавательный, спортивно-оздоровительный, самодеятельный, курортный, горнолыжный, фестивальный, охотничий, шоп-туризм, религиозный, учебный;

по степени мобильности — передвижной, стационарный, смешанный;

по форме участия — индивидуальный, групповой, семей­ный;

по возрасту — зрелый, молодежный, детский, смешан­ный;

по продолжительности — однодневный, многодневный, транзитный;

по использованию транспортных средств — автомобиль­ный, железнодорожный, авиационный, водный, велосипедный, конный, комбинированный;

по сезонности — активный туристский сезон, межсезон, несезон;

по географии — межконтинентальный, международный, региональный;

по способу передвижения — пешеходный, с использовани­ем традиционных транспортных средств, экзотических видов транспорта.

В последние годы развитие международного туризма обу­словлено определенными особенностями.

1. Изменились цели туризма. Если раньше основной целью международного туризма было проведение летнего отпуска, то теперь люди предпочитают активный отдых, спорт, заботу о здоровье. С начала 80-х гг. туризм развивается в целях поддер­жания физической формы и лечения. Для этого создаются спе­циализированные туристские компании, предлагающие разно­образные маршруты такого направления. Новые формы отдыха и развлечений (оперные спектакли в Египте, Бразильский кар­навал, гольф и т.д.) требуют разработки новой культурной ин­женерии. Возрастает доля делового туризма, его темпы вдвое превышают другие виды туризма. На него приходится 55% ми­рового спроса на размещение в четырех- и пятизвездочных отелях. Это связано с интернационализацией бизнеса, которая в последнее время затрагивает не только ТНК, но и совмест­ные предприятия. Во Франции расходы на деловые поездки составляют 2% стоимости экспорта французских компаний.

2. Изменяются формы международного сотрудничества. В ос­новных отраслях туристической индустрии господствуют ТНК: на долю 12 крупных гостиничных сетей приходится 5 тыс. гос­тиниц на 1 млн номеров, их совокупный оборот — 15 млрд долл. Компании-туроператоры обеспечивают обслуживание 80% ор­ганизованных туристов. Расширяется производственное кооперирование в создании специализированной материально-техни­ческой базы международного туризма по лицензии иностран­ной фирмы; эти связи характеризуются большим охватом, ус­тойчивостью, глубиной и основываются на долгосрочных от­ношениях. Одной из распространенных форм остается созда­ние совместных туристических фирм по непосредственной реа­лизации и предоставлению туристских услуг, торгово-промыш­ленному сотрудничеству с иностранными фирмами и организа­циями, которые проектируют, создают и эксплуатируют мате­риально-техническую базу туризма, сотрудничеству в подготов­ке кадров; кооперирование в области проведения научно-ис­следовательской работы; сотрудничество в предоставлении спе­цифических услуг, например, присоединение страны к системе «Всемирный туристский ваучер».

3. Увеличивается стоимость туристских услуг. Высокий уро­вень капиталоемкости придает международному туризму харак­тер тяжелой индустрии. Современные гостиницы требуют очень дорогого оборудования, срок окупаемости которого пре­вышает 5 лет. Для многих стран это часто означает иммобили­зацию капитала, необходимого для финансирования развития. К тому же дорогая гостиничная база эксплуатируется по сезо­нам неравномерно: в начале 80-х гг. средний уровень ее ис­пользования в мире составил 50%. Создание туристских цен­тров требует развития инфраструктуры, в том числе основан­ной на новейшей информационной технологии. По некоторым оценкам, расходы на инфраструктуру в два раза превышают непосредственные инвестиции в строительство. В результате высокой капиталоемкости стоимость каждого рабочего места возрастает. В странах Восточной Африки в гостиничном секто­ре заработная плата в среднем в два раза больше, чем в про­мышленности. Велики инвестиции в подготовку кадров. Ин­тернационализация туризма усиливает господство иностранных ТНК и часто приводит к снижению оплаты труда местных кад­ров.

4. Характерной особенностью и своеобразным достоинством этих услуг как товара является то, что значительная их часть производится с минимальными затратами на месте и, как прави­ло, без использования национальной валюты.

5. Распределение международного туризма по странам мира отражает неравномерность их социально-экономического разви­тия. Так, развивающиеся страны принимают 1/4 часть миро­вого потока иностранных туристов. (Согласно международной статистике, к иностранным туристам относятся лица, посе­щающие страну с любой целью, кроме профессиональной дея­тельности, оплачиваемой в этой стране.) На мировой карте ме­ждународного туризма ясно выделяется центр и периферия, хотя большинство стран одновременно и принимают и постав­ляют туристов. В 1996 г. Западная Европа и Северная Америка получили 72% всех мировых доходов от международного туриз­ма, а их доля в общих платежах по нему составила 71%. Эти страны привлекли 77% всех туристов, тогда как страны Африки — 2,6, Латинской Америки — 6, Азии и Океании — 11%. Тем не менее и они получили от международного туризма 55 млрд долл. — второе место по важнейшим источникам доходов.

По оценкам ВТО, объем доходов от международного туриз­ма зависит от его типа, а также от способа и уровня нацио­нального контроля. В развитых туристических странах от 1/3 до 2/3 стоимости тура остается на месте в зависимости от типа использования транспорта и финансового контроля над гости­ницами. В развивающихся странах с развитыми туристскими услугами остается 2/3 общих расходов на организацию туризма (стоимость тура + расходы туристов). В развивающихся стра­нах, расположенных на большом расстоянии от стран прожи­вания туристов, остается 40—50% общих затрат и только 20%, если средства транспорта и гостиницы контролируются ино­странными компаниями. Из общих доходов вычитаются расхо­ды на импорт продовольствия, оборудования (расходы на по­следнее, например, на Багамах составляют 43% всех валютных поступлений); издержки в иностранной валюте на финансиро­вание инвестиций в международный туризм (строительные ма­териалы, машины, оборудование для гостиниц); перевод за границу прибыли, процентов по займам, заработную плату иностранных рабочих, средства на рекламу в иностранных агентствах. В результате 40—50% доходов уходит за границу в форме оплаты дивидендов и заработной платы.

Традиционными нетто-экспортерами туристских услуг яв­ляются Австрия, Швейцария, Испания, Италия, Франция, Тур­ция, Португалия. Остальные страны имеют превышение расхо­дов над доходами, т.е. выступают нетто-импортерами (см. табл. 6.4).

Таблица 6.4







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.186.117 (0.009 с.)