Международная специализация и ее сущность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная специализация и ее сущность



 

Наряду с тенденцией к всемирному хозяйству, всемирному рынку на базе разделения труда, продолжает действовать меж­дународная специализация, сущность которой состоит в том, что отдельные страны специализируются на выпуске каких-то конкретных товаров и услуг. Эта специализация объясняется традициями, спецификой производственного потенциала, эко­номическим потенциалом, наличием или отсутствием природ­ных ресурсов.

Специализация позволяет отдельным странам не затрачи­вать огромные денежные ресурсы на создание некоторых производств для выпуска товаров, а получать их путем внешней торговли. Это связано с тем, что та или иная страна обладает длительным, профессиональным опытом в производстве тех или иных высококачественных товаров, что позволяет экспор­тировать их в другие страны, которые импортируют такие това­ры, поскольку они их не производят в силу определенных внутренних национальных особенностей экономик.

Система международной специализации, хотя и существо­вала в началеXX в., наибольшее развитие получила во второй половине его половине. Этому способствовало прежде всего экономическое и политическое развитие отдельных стран, на­учно-техническая революция, дальнейшее развитие всемирного рынка, политика государственного регулирования экономик.

В результате дальнейшего развития международной специа­лизации произошло разделение стран как бы на три группы: 1) страны, производящие продукцию обрабатывающей про­мышленности на мировой рынок; 2) страны, дающие продук­цию добывающей промышленности; 3) страны, специализи­рующиеся на производстве и продаже продукции сельского хо­зяйства. В то же время существует и четвертая группа стран, которая одновременно производит продукцию обрабатываю­щей, добывающей промышленности и сельского хозяйства. Это ряд западных промышленно развитых стран (США, Канада, Англия, ФРГ, Франция).

К первой группе стран следует отнести в основном такие промышленно развитые западные страны, как США, ФРГ, Англию, Францию, Канаду, Италию, Японию, которые постав­ляют на мировой рынок высокотехнологическое оборудование, автомобили, станки, химические товары, бытовую технику. Вместе с тем внутри этой группы также существует специали­зация по некоторым видам продукции. Например, производи­телями и поставщиками авиационной техники являются в ос­новном США, Англия, Франция, ФРГ, Италия, производите­лями и поставщиками высококачественных автомобилей — корпорации США, Англии, ФРГ, Франции, Японии, Италии, Швеции. В конкурентной борьбе в производстве бытовой техники приоритет в специализации имеют Япония, ФРГ, Голландия.

Ко второй группе относятся страны, обладающие мощными минеральными ресурсами и продающими их на мировом рын­ке. Это прежде всего нефтедобывающие страны Ближнего Вос­тока, Латинской Америки, Африки, осуществляющие продажу нефти и газа.в основном промышленно развитым странам. Кроме того, к этой группе следует отнести ряд стран Африки и Латинской Америки, а также такие промышленно развитые страны, как Швеция, Австралия, Канада, которые добывают и продают в большом количестве различные минеральные ресур­сы (уголь, руды черных и цветных металлов, золото, серебро и т.д.).

К третьей группе относятся страны, специализация которых на всемирном рынке ограничивается исключительно сельскохо­зяйственной продукцией, либо из-за слабого экономического развития в основном вследствие колониального господства ря­да западных стран в XVIII—XIX вв., либо в результате данной специализации. В первую очередь это касается стран Азии, Аф­рики и Латинской Америки.

Поставщиками сельскохозяйственной продукции на миро­вом рынке являются также большинство промышленно разви­тых капиталистических стран (США, Канада, практически все страны Западной Европы, Австралия, Новая Зеландия).

Говоря о третьей группе стран — поставщиков сельскохо­зяйственной продукции, следует отметить наличие среди них специализации на определенный вид продукции. Так, Бразилия является признанным поставщиком кофе, Аргентина — мяса, Куба — сахара, Индия и Шри-Ланка — чая, ряд стран Латин­ской Америки и Африки — бананов, арабские страны — фини­ков и цитрусовых, хлопка.

Международная специализация производства обеспечивает относительно полное и экономичное использование произво­дительных сил каждой развитой в экономическом отношении страны. Развитие и углубление международной специализации на базе разделения труда избавляет многие страны от экономи­чески непредвиденной и в ряде случаев непосильной задачи развития всех отраслей производства и позволяет сконцентри­ровать усилия и специализироваться на производстве опреде­ленных видов продукции. Вместе с тем оно исключает возмож­ность образования монокультурной структуры экономики, поскольку предполагает создание в каждой стране рационального хозяйственного комплекса взаимосвязанных и взаимодопол­няющих отраслей народного хозяйства. Однако такая формулировка приемлема в основном для экономически развитых стран и абсолютно не подходит многим развивающимся, чья эконо­мика продолжает носить монокультурный характер, т.е. имеет однообразную экономическую направленность. Поэтому меж­дународная специализация при всей ее специфике должна быть направлена на многоотраслевую структуру народного хозяйства, в которой сочетается оптимальный вариант соотношения различных отраслей. Однако данная концепция в целом трудновыполнима. Даже в ряде промышленно развитых стран су­ществует некоторая диспропорция в развитии различных сфер экономики. Диспропорциональность, причем значительная, существовала и в социалистических странах, о чем свидетельствует низкая доля продукции обрабатывающей промышленности в их экспорте на мировой рынок. Система замкнутого хозяйст­венного комплекса, или односторонняя, слишком узкая между­народная специализация экономики, наносит ущерб эффек­тивности общественного производства и понижает темпы эко­номического развития как отдельных стран, так и всего миро­вого хозяйства.

Формирование международной специализации производства определяется рядом факторов, в частности:

во-первых, существующими и прогнозируемыми к вводу производственными мощностями, трудовыми ресурсами, возмож­ностями роста численности и квалификации кадров в стране;

во-вторых, уровнем национального дохода, накопления и потребления в экономике страны, возможностями его повыше­ния, а также расширением емкости внутреннего рынка;

в-третьих, природными богатствами и почвенно-климатическими условиями;

в-четвертых, географическим положением страны по от­ношению к другим странам, существующими международными коммуникациями и перспективами их дальнейшего развития;

в-пятых, сложившимися экономическими связями стра­ны, возможностями их дальнейшего расширения и установле­ния новых связей.

В идеальном отношении, с точки зрения международной специализации, находятся те страны, которым присущи дейст­вия всех этих факторов, что позволяет им сбалансирование участвовать в разделении труда и мировом хозяйстве. Между­народная специализация не является застывшим процессом, она постоянно подвергается эволюционным изменениям.

Начиная с 70-х гг. международная специализация претерпе­ла определенные изменения под воздействием развития транс­национальных корпораций промышленно развитых капитали­стических стран. Погоня за прибылью, низкие издержки произ­водства, более дешевая рабочая сила обусловили развитие про­изводств и услуг транснациональных корпораций в различных странах от промышленных до развивающихся. Создавая высо­котехнологические производства и производя высококачест­венную конкурентную продукцию, поставляемую на различные национальные рынки, они по существу являются основными носителями международной специализации в рамках всемир­ного хозяйства и мирового рынка товаров и услуг. Достаточно отметить, что основными поставщиками легковых и грузовых автомобилей на мировой рынок являются транснациональные корпорации промышленно развитых стран (в США — «Дженерал моторс», «Форд», «Крайслер»; в ФРГ — «Даймлер бенц», «Фольксваген», «Опель», «Ауди»; во Франции — «Рено», «Пежо—Ситроен»; в Англии — «Бритиш моторе», «Роллс-Ройс»; в Японии — «Мицубиси», «Ниссан», «Тайота»; в Италии — «Фиат»; в Южной Корее — «Дайво»). То же самое можно ска­зать о другой высококачественной продукции обрабатывающей промышленности, производимой транснациональными корпо­рациями. Например, в области электронной продукции прева­лируют корпорации США, Японии, ФРГ, Франции, Голландии, Италии, а в сфере производства бытовой техники — ФРГ, Франция, Англия, Япония, Голландия.

Таким образом, за последние 20—30 лет транснациональные компании взяли на себя функцию международного разделения труда и международную специализацию. В настоящее время внешне международное разделение труда и международную специализацию осуществляют страны и государства, а по сути ее проводят транснациональные корпорации, которые, имея национальные штаб-квартиры и производство внутри своих стран, располагают также огромным производственным, быто­вым, финансовым, техническим потенциалом в других странах.

Говоря о международной специализации и разделении тру­да, давая характеристику современным международным эконо­мическим отношениям, следует подчеркнуть, что специализа­цию и разделение труда в последние 20—30 лет нельзя ограни­чить только сферой производства товаров и услуг. Она значи­тельно шире и охватывает сферу рынка капитала, рынок цен­ные бумаг, предоставление различных услуг. При этом главную роль в усилении специализации и разделении труда сыграли транснациональные компании, которые на мировом рынке предъявляли спрос на ссудный капитал и различные услуги. Удовлетворять эти потребности стали транснациональные кредитно-финансовые институты (коммерческие и инвестицион­ные банки, страховые компании, частные пенсионные, инве­стиционные компании). Данные учреждения обеспечивают ос­новной оборот кредитных ресурсов, ценных бумаг, страхования и фрахта на мировом рынке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.87 (0.009 с.)