Внешняя торговля России в 1995—1999 гг. , (С учетом неорганизованной торговли, млрд долл. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя торговля России в 1995—1999 гг. , (С учетом неорганизованной торговли, млрд долл. )



Показатели   1995 г.   1996 г.   1997 г.   1998 г. (оценка)   1999 г. (оценка)  
Экспорт Импорт Сальдо 81,6 60,8 20,8 89,1 62,2 26,9 87,5 67,6 19,9 76,0 64,0 12,0 70,4 46,4 24,0

Источник:. Эксперт. — 1998. — № 35; Финансовая Россия. — 1999. — № 19. — С. 6.

 

Развитию международных валютно-финансовых отношений способствовало принятие Правительством РФ и Центральным банком РФ международных обязательств по текущим операци­ям в рамках 8 ст. Устава МВФ. Это обеспечило расширение участия России в мировом торговом обороте и укрепило ее позиции во взаимоотношениях с ведущими государствами мира, оеооенно со странами Европейского союза.

Так, на страны ЕС приходится более 45% российской внешней торговли и 40% экспорта. Из всех иностранных инве­стиций в России около 60% имеют западноевропейское проис­хождение. Кроме того, следует отметить, что наибольший удельный вес в объеме товарооборота России приходится на страны дальнего зарубежья (в том числе Германию, США, Ки­тай), а в меньшей степени — на страны СНГ. Это обусловлива­ется объективной потребностью национальной экономики Рос­сии в расширении хозяйственных связей с промышленно раз­витыми странами.

1 декабря 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Отношения России и Евросоюза будут строиться по аналогам с теми, которые суще­ствуют между ЕС и США или ЕС и Японией. ЕС поддерживает усилия России по ее интеграции в мировые экономические от­ношения и международные организации.

Результаты взаимодействия России с другими странами и международными финансово-кредитными организациями на­ходят отражение в платежном балансе, динамика показателей которого оказывает влияние на состояние валютного регулиро­вания.

Целью Центрального банка РФ в области внешнеторгового регулирования внешней торговли является обеспечение опти­мальной структуры платежного баланса за счет переориентации внешнеторгового оборота России с сырьевого экспорта и импорта в основном в виде потребительских товаров на наукоем­кие, высокотехнологичные отрасли; повышения эффективности внешнеторговых операций путем более четкого контроля за уровнем контрактных цен, затрат на производство продукции, уровнем налоговых сборов, таможенно-тарифных платежей, а также динамикой валютного курса рубля и др.

Россия, не будучи членом Всемирной торговой организа­ции, несла потери от ограничительных мер во внешней торгов­ле, которые, по данным Министерства промышленности и торговли РФ, применяют в отношении нее 18 торговых партне­ров. Минимальный прямой ущерб от различного рода ограни­чений российского экспорта составляет 500 млн долл. в год. Между тем наблюдался рост объема импорта за счет увеличе­ния закупок машин и оборудования, что свидетельствует о не­котором оживлении инвестиционной активности в стране.

Поэтому важнейшей задачей является вступление России во Всемирную торговую организацию.

Однако радикальное открытие рынка для России в настоя­щее время неприемлемо, оно должно осуществляться посте­пенно.

Процесс вступления страны в ВТО можно разделить на два этапа. Первый — представление страной-кандидатом своего торгового, инвестиционного и валютного режимов. Второй — переговоры между членами ВТО и претендентом о конкретных условиях вступления страны в ВТО.

Первый этап Россия завершила. Второй начался весной 1998 г. с представления Россией в ВТО своей переговорной по­зиции по торговле товарами. Параллельно с этим началось ее обсуждение.

Одним из основных принципов ВТО является применение всеми ее членами режима наибольшего благоприятствования, т.е. ни одна страна не может получить (или предоставить) худ­шие условия доступа на рынок, чем имеют (или предоставляют) другие. Другой главный принцип ВТО — предоставление стра­ной-членом национального режима работы на своем рынке компаниям остальных стран — участниц организации. Суть его — максимальное открытие рынка товаров и услуг для иностран­ных поставщиков.

Сложность нынешнего момента вступления России в ВТО объясняется тем, что ей потребуется не один год, чтобы выйти на устойчивые темпы экономического роста. Многие сектора промышленности и услуг находятся на этапе становления. По­этому их следует защитить от внешней конкуренции, а для этого — ограничить доступ туда иностранных поставщиков. Когда ситуация в России исправится и национальная промыш­ленность станет выпускать конкурентоспособную продукцию, вышеназванные ограничения будут постепенно сниматься.

Особенность российских условий при вступлении страны в ВТО — высокий импортный таможенный тариф, который но­сит во многом фискальный характер. Высокие ставки импорт­ных пошлин в тарифе объясняются тем, что в них заложены максимально возможные значения ставок пошлин с целью со­хранения возможности для маневра, если реальные ставки бу­дут существенно ниже закладываемых.

Высокие импортные таможенные пошлины устанавливают­ся на продовольствие, чтобы учесть не только сиюминутные интересы исходя из нынешних потребностей отрасли в защите, но и возможности обеспечить ей поддержку через несколько лет.

Возможно, Россия окажется членом ВТО с урезанными правами. Так, законодательство США запрещает применять в отношении группы стран включая Россию, недискриминационный торговый режим (так называемая поправка Джексона-Вэника). Если эта норма не будет отменена, то США будут вы­нуждены объявить о неприменении к России норм ВТО в пол­ном объеме.

Имеются проблемы и в связи с созданием Таможенного союза в рамках СНГ. Известно, что Киргизия и Казахстан ве­дут работу по самостоятельному присоединению к ВТО без участия России. При этом они намерены крайне либерализо­вать условия допуска нерезидентов на свои рынки. Если это произойдет, то все возводимые Россией преграды окажутся легко преодолимыми для иностранцев, так как у России с Киргизией и Казахстаном практически нет никаких ограниче­ний на торговлю товарами и услугами. Следовательно, при со­здании Таможенного союза обязательства между этими госу­дарствами и Россией и условия их присоединения к ВТО должны быть едиными, поскольку обязательства в отношении доступа на внешние рынки, которые могут взять на себя Кир­гизия и Казахстан, могут не устраивать Россию.

Таким образом, соглашения ВТО обеспечивают баланс прав и обязательств стран-участниц, предусматривают усиление сис­темы арбитражного рассмотрения торговых споров. Понятно, что без участия в многосторонней системе регулирования тор­говли Россия будет неизбежно подвергаться дискриминацион­ным односторонним мерам и, прежде всего со стороны своих западных партнеров. Присоединение Российской Федерации к ВТО сможет оказать положительное воздействие на ход эконо­мических реформ, структурную перестройку экономики, ориен­тированную на дальнейшее включение страны в международ­ное разделение труда.

Структура внешней торговли

 

Структура внешней торговли включает экспортные и им­портные операции.

Под экспортом понимается вид предпринимательской внешнеторговой деятельности, связанной с получением пред­приятием (резидентом) валютной выручки в результате реали­зации и вывоза своей конкурентной продукции иностранному партнеру (нерезиденту) за пределы страны.

Схема экспортной операции выглядит следующим образом:

Схема экспортной операции включает:

а) подписание контракта на поставку товара;

б) поставку товаров.

Основными продуктами, характеризующими экспортную операцию, являются:

• заключение контракта с иностранными контрагентами (нерезидентами);

• пересечение товарами границы страны экспортерами (резидентами);

• получение платежей экспортером (резидентом) в ино­странной валюте:

а) в валюте страны импортера (нерезидента);

б) в валюте страны экспортера (резидента);

в) в валюте любой третьей страны, например в долларах США.

Валюта определяется условиями торгово-платежного согла­шения.

Экспорт может быть двух видов: нерезидентный (когда пред­приятие время от времени экспортирует излишки, предлагая товары местным оптовикам, представляющим зарубежные фирмы) и активный (с целью расширения экспорта на кон­кретном рынке).

Кроме того, экспорт может быть прямой и косвенный. Пря­мой экспорт осуществляется через экспортный отдел предпри­ятия, находящийся в собственной стране, через сбытовое отде­ление (филиал) за рубежом, коммивояжеров по экспортным операциям, также через зарубежных дистрибьютеров или аген­тов.

Косвенный экспорт осуществляется путем привлечения неза­висимых посредников-экспортеров, агентов, различных органи­заций. Косвенный экспорт наиболее распространен за рубе­жом. Этому способствуют два фактора: 1) предприятие произ­водит все товары в собственной стране, следовательно, требу­ется меньше капиталовложений на расширение производства и создание собственного торгового аппарата за рубежом; 2) меньше степень риска.

Следует отметить, что российская практика осуществления экспортных операций отличается от западной. Обуславливается это следующими обстоятельствами:

а) определенная часть российских экспортеров (резидентов) производит капиталовложения за рубежом в интересах созда­ния собственной инфраструктуры по сбыту продукции;

б) предприятия (резиденты) несут меньшие фракционные издержки в экспортной области по сравнению с организацией поставок на внутренний рынок; многим из них выгоднее иметь собственных партнеров и типовые контракты, чем преодоле­вать сложности налаживания деятельности на внутреннем рын­ке, связанные с практически полным отсутствием инфраструк­туры обеспечения делового сотрудничества также с многочис­ленными и малоэффективными бумажными процедурами;

в) предприятия-экспортеры (резиденты) испытывают невы­сокие риски по сравнению с объемами неплатежей внутри страны.

Таким образом, в результате этих обстоятельств, а также гарантированности платежей по экспорту обеспечивается повы­шение эффективности и экспорта, причем одновременно про­исходит «привязывание»экспортера к внешним рынкам.

Под импортом понимается вид предпринимательской дея­тельности российских резидентов, связанный с закупкой у не­резидентов и ввозом в страну резидента товаров, услуг и техно­логий для последующей реализаций на внутреннем рынке.

Импортные операции требуют от резидентов основатель­ного знания товаров, наблюдений за изменением конъюнктуры рынка, а также правильного выбора момента времени для за­ключения контрактов. Импортные операции бывают двух ви­дов: прямые и косвенные.

При прямом импорте российские резиденты покупают това­ры непосредственно у зарубежного изготовителя (нерезидента) или у посредника по экспорту за границей. Импортная сделка осуществляется между резидентом (отечественным получате­лем) и нерезидентом (поставщиком) за границей.

При косвенном импорте российские предприятия (рези­денты) покупают товар у отечественного коммерсанта (отдель­ной фирмы), специализирующегося на импортных сделках, ко­торый в свою очередь получает товар от зарубежного произво­дителя (нерезидента) или экспортера (им также может быть другой резидент). Импортная сделка осуществляется между отечественным коммерсантом, специализирующимся на импор­те определенных товаров, и поставщиком за границей.

Импортный режим также бывает двух видов: нелицензируе­мый импорт и лицензируемый.

Нелицензируемый импорт осуществляется в том случае, когда заключение импортных контрактов не имеет ограничений, т.е. импортер (нерезидент) может без специального разрешения регулирующих органов заключить договор купли-продажи (контракт) с зарубежным поставщиком (другим нерезидентом), ввезти товар на территорию России и произвести оплату.

Лицензируемый импорт осуществляется в том случае, когда для ввоза товаров из-за границы требуется специальное разре­шение регулирующих органов, которые определяют условия, объем и выдают лицензии на определенный вид товаров. Толь­ко после получения лицензии на ввоз импортер (нерезидент) может заключать с резидентом договор купли-продажи. Для осуществления импортной операции импортер (нерезидент) должен иметь финансовые средства для закупки товаров, знать потенциальных поставщиков, произвести анализ цен конкурен­тов, предлагающих нужный товар, заключить контракт с наи­более предпочтительным экспортером (резидентом), получить закупленный товар и произвести его оплату. Важно также знать методы закупки товаров, которые бывают трех типов: оптовые, регулярные закупки мелкими партиями, закупки по мере необ­ходимости. Механизм импортной сделки можно представить следующим образом.

Схема импортной операции включает:

а) подписание контракта на покупку товаров;

б) поставку товаров.

Основными признаками импортных операций являются:

• заключение контракта с иностранным контрагентом (нерезидентом);

• пересечение товаром границы страны-импортера (нере­зидента);

• оплата объекта договора в иностранной валюте.

Обязательным условием импортной операции является пла­тежеспособность импортера (нерезидента).

При осуществлении импортных операций учитываются три фактора:

1) необходимость проведения политики протекционизма;

2) обеспечение национальных потребителей (предприятий и населения) продукцией, которая не производится внутри стра­ны либо производится в недостаточном количестве;

3) выполнение фискальной функции с помощью импортных тарифов, т.е. обеспечение бюджета необходимыми финансовы­ми средствами.

Разновидностями экспортной и импортной операций явля­ются реэкспортные и реимпортные операции.

Реэкспортные операции — это операции по обратному выво­зу из страны ранее ввезенного из-за границы товара без его переработки.

Страна, которая ввозит, а затем вывозит товар, является ре­экспортирующей страной. Государство, которое вывозит товар в реэкспортирующую страну, по существу совершает экспорт­ную операцию, а контрагент этой страны по отношению к контрагенту реэкспортирующей страны является экспортером. Контрагент же страны, ввозящей товар из реэкспортирующей страны, по отношению к реэкспортеру является импортером. Обязательное условие: товар в стране реэкспортера не должен подвергаться какой-либо переработке. В отдельном случае мо­гут производиться незначительные изменения: смена упаковки, нанесение специальной маркировки, т.е. операции, учитываю­щие требования страны потребления, но не меняющие перво­начального наименования товара.

Если дополнительная операция реэкспортирующего товара превысила половину экспортной цены, то согласно торговой практике товар меняет наименование и более не считается реэкспортным. Однако при реэкспортных операциях реэкспорти­рующий товар в свою страну завозить не обязательно. В кон­тракте с экспортером можно указать отгрузочные реквизиты импортера и товар последует в страну импортера, минуя страну реэкспортера. Решение, завозить ли товар в страну реэкспорте­ра или нет, принимают импортер и реэкспортер, учитывая транспортные, таможенные и другие условия. Экспортеру это безразлично, за исключением случаев, когда имеются прави­тельственные ограничения на продажу определенного товара в ту или иную страну.

Схема реэкспортной операции выглядит следующим образом.

Приведем последовательность реэкспортной операции.

1. Контрагент из страны А обращается к контрагенту в стране Б с просьбой закупить для него в стране В товар, указав количество и срок поставки.

2. Контрагент из страны Б действует как импортер, направ­ляет запрос контрагенту в страну В с просьбой выслать пред­ложение на поставку данного товара в количестве, необходи­мом контрагенту из страны А.

3. Получив предложение с указанием цен, сроков поставки и количества, контрагент из страны Б действует как экспортер — направляет его контрагенту в страну А. Затем они согласуют условия контракта. В процессе подготовки контракта контр­агент Б уточняет отдельные моменты у контрагента в стране В.

 

 

Контрагент из страны Б одновременно действует как экс­портер по отношению к контрагенту из страны А и как импор­тер по отношению к контрагенту в стране В, выступая в этой операции реэкспортером.

4. Подписание двух контрактов:

а) между импортером и реэкспортером;

б) между реэкепортером и экспортером.

5. Поставка товаров:

а)из страны В в страну А;

б) из страны В в страну Б, а затем в страну А.

Контроль за исполнением контракта осуществляет реэкс­портер, действующий как экспортер. Эффективность реэкспортных операций зависит от следующих факторов:

а) есть ли торговые связи между государствами;

б) какие политические условия (эмбарго, война);

в) благоприятны ли коммерческие условия (это характерно для свободных экономических зон);

г) реэкспорт выступает как составная часть более сложной операции, например, при осуществлении крупномасштабных проектов поставщик часто осуществляет закупку отдельных ви­дов материалов в трех странах или дочерних фирмах, находя­щихся в другой стране, при этом товары поставляются в страну реализации без завоза в страну реэкспортера;

д) использование исторически сложившихся форм торговли (международные биржи, аукционы, ярмарки), т.е. для участия в торгах на биржах, аукционах продавец сначала ввозит товар в страну международной биржи (аукциона, ярмарки), а в случае продажи его получателю из третьей страны товар вывозится из страны реэкспортера;

е) вынужденный реэкспорт, т.е. в момент поступления груза в страну импортера импортер обанкротился либо отказался оп­латить товар, тогда экспортер стремится продать товар в стране импортера либо в другую страну;

ж) реэкспорт с целью получения прибыли, т.е. перепродажа товара; источником прибыли в этом случае служит разница в ценах на один и тот же товар на разных региональных рынках.

Реимпортные операции. По существу их нельзя назвать внешнеторговыми операциями, так как специально их никто не осуществляет. По сути это несостоявшиеся экспортные опера­ции, хотя таможенная статистика учитывает их отдельно. Ре­импортная операция означает ввоз в страну ранее вывезенного из нее товара, не подвергшегося в ней переработке. Реимпорт­ные операции возникают в следующих случаях:

а) возврат забракованных покупателем товаров;

б) возврат товаров, не проданных на аукционах, ярмарках, выставках;

в) возврат товаров, не реализуемых через консигнационные склады. Консигнация — условие продажи товаров через консиг­национные склады посредников, когда право собственности на товар, поступивший на склад поставщика, остается за экспор­тером до момента продажи его покупателю. Обычно условия консигнации—хранение товаров на складе посредника от 1 до 1,5 лет. Если в этот период товар не будет продан, то он воз­вращается собственнику (экспортеру) за его счет.

Схему реимпортных операций можно представить в двух вариантах.

 

 

1. Заключение контракта между экспортером и импортером на поставку товара.

2. Поставка товара импортеру.

3. Оплата экспортеру за поставленный товар.

4. Заключение контракта между импортером и экспортером на обратную поставку ранее поставленного товара.

5. Возвращение товара экспортеру.

6. Оплата экспортером импортеру за поставленный товар.

Для предприятий (резидентов), занимающихся внешнеэко­номической деятельностью, важным является учет следующих обстоятельств.

На первом этапе при принятии решения о целесообразно­сти выхода на внешний рынок целесообразно определить свой экспортный потенциал или потребность в импорте на основе всестороннего анализа и маркетинговой оценки соответствую­щего рынка. Экспортные возможности зависят от конкуренто­способности российских предприятий-резидентов по сравне­нию с фирмами-конкурентами. В результате выявляются силь­ные и слабые стороны предприятия-экспортера (резидента).

При участии в импортных операциях рынок анализируется с целью выявления сильных и слабых сторон поставщиков. Здесь важно решить, что выгоднее для предприятия — развер­нуть национальное (отечественное) производство или осущест­вить импорт. При этом необходимо оценить возможности им­порта в соответствии с валютными ресурсами.

На следующем этапе проводится выбор рынка. С этой це­лью важно знать экономику страны интересующей фирмы с точки зрения ее привлекательности для экспортно-импортных операций. Важно знать ее хозяйственную структуру и характер распределения доходов. Хозяйственная структура включает по­требности страны в товарах и услугах, уровни доходов и заня­тости.

По хозяйственным структурам страны делятся на четыре вида:

а) с экономикой типа натурального хозяйства;

подавляющее большинство населения занимается простей­шим сельскохозяйственным производством; большую часть производимой продукции потребляют сами, а оставшуюся на­прямую обменивают на простые товары и услуги;

б) экспортеры сырья, т.е. богаты одним или несколькими видами природных ресурсов и большую часть средств получают за счетих экспорта;

в) развивающиеся страны: обрабатывающая промышлен­ность дает от 10 до 20% валового национального продукта; уве­личивается импорт сырья, уменьшается импорт готовых изде­лий;

г) промышленно развитые страны — основные экспортеры промышленных товаров в обмен на сырье и полуфабрикаты.

При установлении деловых отношений с той или иной страной учитываются следующие факторы:

1) отношение к закупкам из-за рубежа (благожелательное, поощрительное или резко отрицательное);

2) политическая стабильность: необходима уверенность, что смена правительства, а иногда перемена курса не приведут к конфискации собственности нерезидента, блокированию ее ва­лютных резервов страны, вводу импортных квот или новых об­ложений;

3) валютные ограничения — блокирование собственной ва­люты или запрещение ее перевода в любую страну; предприниматель хочет получить доход в валюте, которой он может пользоваться; на зарубежных рынках помимо валютных огра­ничений большой риск для предпринимателя связан и с резки­ми колебаниями обменных курсов валют;

4) состояние государственного аппарата — от него зависит организация системы помощи нерезидентам со стороны при­нимающего государства (наличие эффективной таможенной службы, информации о рынках и т.д.).

Страны-конкуренты обычно классифицируются по следую­щим критериям: размер рынка, динамика его роста, конку­рентные преимущества, степень риска.

Таким образом, эффективность внешней торговли, опреде­ляемая системой показателей, характеризующих соотношение дохода к затратам, связанным с производством и экспортом продукции или приобретением ее по импорту, в значительной мере зависит от состояния валютного курса рубля. С увеличе­нием реального курса чистый экспорт уменьшается, а отечест­венные товары становятся дороже по сравнению с импортны­ми, что в конечном счете ведет к уменьшению активного саль­до торгового баланса страны.

В России ситуация обратная. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. привел к резкой девальвации рубля. Это существенным образом сказалось как на российском экспорте, так и на им­порте. Хотя формально понижение валютного курса рубля при­вело к росту валютных поступлений в виде выручки экспорте­ров и некоторому увеличению золотовалютных резервов стра­ны, реально стабилизировать обстановку в стране не удалось.

Последствием финансового кризиса стал банковский кри­зис, который проявился, в частности, в задержке банками пла­тежей своих клиентов. Банки стали задерживать переводы уп­лаченных импортерами таможенных платежей. В результате импорт начал падать. Решить вопрос с таможенными неплате­жами можно лишь путем пересмотра списка уполномоченных банков.

Как известно, весной 1998 г. состоялся тендер среди ком­мерческих банков на право обслуживания таможен. В связи со значительными задержками импортных платежей необходимо пересмотреть список банков, обслуживающих таможенные по­сты. Целесообразно также вовсе отказаться от услуг коммерче­ских банков и создать так называемый специализированный таможенный банк. Это обеспечит более жесткий контроль за валютными потоками и позволит установить четкое регулиро­вание поступлений таможенных платежей в бюджет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.221.159.188 (0.084 с.)