ТОП 10:

Показатели роли сферы услуг в экономике



 

Страны   Доля сектора услуг в ВНП Доля занятых в сфере услуг
частные услуги темп рос­та государ-ст­венные услуги темп рос­та частные услуги темп рос­та государ-ст­венные услуги темп роста
Великобритания
США 3,2 1,2 2,6 0,9
Франция 3,5 2,3 2,6 0,9
ФРГ 4,9 4,7 0,4 2,2
Япони 4,5 3,8 2,4 1,1

Источник: Услуги в системе мировой торговли. — М., 1990. — С. 13.

 

Второй показатель наиболее приемлем, поскольку позволяет точнее определить роль сферы услуг. В послевоенное время доля услуг составила в развитых странах до 55% ВНП, а на промышленность приходится лишь 26% ВНП. Однако и в этом показателе есть свои отрицательные стороны — невозможность соизмерить цены (они различны на товары и услуги), услуги качественно несоизмеримы с товарами.

Иногда для оценки состояния рынка услуг используют со­отношение доли экспорта и импорта услуг в ВНП. При более низком значении этого индекса услуги играют большее значе­ние для страны. Самый низкий уровень, такого индекса в Авст­ралии, Бельгии, США, Испании, Франции, Сингапуре, Вели­кобритании, Швейцарии.

Международный обмен услугами в условиях научно-технической революции не является пассивным элементом ме­ждународных экономических отношений, а становится веду­щим позитивным моментом экономического роста. Скорость обмена информацией, простота, надежность коммунальных систем дают возможность наладить оперативную связь между крупными биржами мира, между штаб-квартирами, предостав­лять юридические и финансовые услуги, консультации через компьютерную сеть, выполнять конструкторские и проектные работы. Все это оказывает влияние на производственный про­цесс, т.е. торговля услугами важна не только своими внешне­экономическими аспектами, но и является одним из способов стратегического отрыва от конкурентов.

 

Структура рынка услуг

 

Понятие «услуга» включает в себя комплекс многообразных видов экономической деятельности человека. К числу услуг можно отнести все, что не связано с добычей полезных иско­паемых, промышленным и сельскохозяйственным производст­вом. Такое обобщенное определение приводит к различным классификациям видов услуг. МВФ подразделяет эту торговлю только на четыре вида — фрахт, остальные транспортные ус­луги, туризм, прочие услуги. В СНС* услуги подразделяются напотребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределитель­ные (торговые, транспортные, фрахтовые).

* СНС — система национальных счетов.

 

В свою очередь международные услуги могут быть фактор­ные (disembodied) — это услуги, связанные с пересечением гра­ницы, а также классические услуги по предоставлению капита­ла, в сфере туризма, образования, медицины, и не факторные (splintered, separated), для которых характерно пространствен­ное разделение производителя и потребителя (фильмы, патен­ты, издательская деятельность).

По формам реализации услуги могут быть подразделены на четыре основные группы в зависимости от нахождения произ­водителя и потребителя в момент ее потребления:

1. Услуга предлагается на территории ее потребления. При­мером такого «перемещения» является миграция рабочей силы капитала — сеть ресторанов «Макдональдс», банковские и страховые услуги, которые связаны с открытием дочерних от­делений, филиалов за рубежом и обслуживанием клиентов на их территории.

2. Услуга потребляется за рубежом, что предопределяет пе­ремещение потребителя услуги. Примером может выступать туризм, когда туристы выезжают за рубеж для отдыха, развле­чений, деловых встреч и т.д.; обслуживание судов, самолетов, которое происходит в иностранных портах и аэропортах; меди­цинское обслуживание — проведение курса лечения, операций в зарубежных клиниках, больницах; образование — учеба в за­рубежных университетах, колледжах.

3. Услуга предлагается и на территории ее потребления и за рубежом. Например, чтение лекций профессорами университе­тов, гастроли театров, артистов.

4. Услуга не перемещается из страны в страну. В такую груп­пу входят услуги транспортных фирм, предоставляющих свой транспорт для перевозки грузов за границу, подготовка проектно-сметной документации, которая затем может быть передана по каналам связи.

Как правило, услуги первых трех групп относятся к фактор­ным услугам, четвертой — к не факторным. В Российской Фе­дерации соотношение между ними характеризуется следующим образом (см. табл. 6.3).

Таблица 6.3







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.10.64 (0.007 с.)