Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4 Стратегическое управление персоналом организации.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Кадровая политика как основа формирования стратегии управления персоналом. Основные направления кадровой политики. Система стратегического управления персоналом. Функции по управлению персоналом в условиях стратегического управления. Формирование и реализация стратегии управления персоналом организации. Основные черты стратегии управления персоналом. Взаимосвязь стратегии организации и стратегии управления персоналом.
Методические указания Кадровая политика организации — генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива. Назначение кадровой политики- своевременно формулировать цели в соответствии со стратегией развития организации, ставить проблемы и задачи, находить способы и организовывать достижение целей. Основными направлениями кадровой политики организации являются: проведение маркетинговой деятельности в области персонала; планирование потребности организации в персонале; прогнозирование создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых технологий; организация привлечения, отбора, оценки и аттестации кадров, профориентация и трудовая адаптация персонала; эффективное распределение и использование занятых в организации работников, рационализация их численности и др. Стратегическое управление персоналом — это управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом происходящих и предстоящих изменений в ее внешней и внутренней среде, позволяющее организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.Из определения стратегического управления персоналом следует, что оно направлено на формирование конкурентоспособного трудового потенциала организации. Под конкурентоспособным трудовым потенциалом о рганизации следует понимать способность ее работников выдерживать конкуренцию по сравнению с работниками (и их трудовым потенциалом) аналогичных организаций. Исходя из этого, все функции системы управления персоналом можно сгруппировать по следующим трем направлениям: обеспечение организации трудовым потенциалом; развитие трудового потенциала; реализация трудового потенциала. Основным рабочим инструментом системы стратегического управления является стратегия управления персоналом. Стратегия управления персоналом — это разработанное руководством организации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и её ресурсные возможности. Основными чертами стратегии управления персоналом являются: - её долгосрочный характер, что объясняется нацеленностью на разработку и изменение психологических установок, мотивации, структуры персонала, всей системы управления персоналом или ее отдельных элементов; - связь со стратегией организации в целом, учет многочисленных факторов внешней и внутренней среды. В условиях стратегического управления происходят качественные изменения в области работы с персоналом. Они заключаются в том, что в рамках традиционных направлений кадровой работы всё большее значение приобретают стратегические аспекты. При изучении темы следует подробно рассмотреть составляющие стратегии управления персоналом, обратить внимание, что в каждом конкретном случае стратегия управления персоналом может охватывать не все, а только отдельные её составляющие. Варианты взаимодействия стратегия управления персоналом и общей стратегии организации. 1.Наиболее распространенным является представление о стратегии управления персоналом как зависимой производной от стратегии организации в целом. В такой ситуации работники службы управления персоналом должны приспосабливаться к действиям руководителей организации, подчиняясь интересам общей стратегии. 2. Общая стратегия организации и стратегия управления персоналом разрабатываются и развиваются как единое целое, что означает вовлечение специалистов службы управления персоналом в решение стратегических задач на корпоративном уровне. Этому способствует наличие у них высокой компетентности, а, следовательно, возможности самостоятельно решать задачи, касающиеся персонала, с точки зрения перспективы развития всей организации.
Литература: [1], [2], [3], [4], [5], [13], [17]
Вопросы для самопроверки: 1.Охарактеризуйте основные направления кадровой политики организации. 2. Чем вызвана необходимость стратегического управления персоналом организации? 3.Приведите примеры функций по управлению персоналом в условиях стратегического управления. 4.Каковы основные черты стратегии управления персоналом.? 5. Назовите составляющие стратегии управления персоналом.
Тема 5. Планирование работы с персоналом организации.
Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Уровни кадрового планирования. Кадровый контроллинг: цели, функция. Оперативный план работы с персоналом: структура и содержание. Маркетинг персонала. Маркетинговая концепция управления персоналом. Информационная и коммуникационная функции маркетинга персонала
Методические указания
Сущность кадрового планирования заключается в предоставлении людям рабочих мест в нужный момент времени и необходимом количестве в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями производства. Рабочие места с точки зрения производительности и мотивации должны позволить работающим оптимальным образом развивать свои способности, повышать эффективность труда, отвечать требованиям создания достойных человека условий труда и обеспечения занятости. Кадровое планирование имеет много измерений. Помимо временного подразделения на долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное важным является подразделение планирования на стратегическое, тактическое и оперативное. Каждый из этих видов планирования имеет свои цели, мероприятия и потенциалы по группам функций каждой подсистемы системы управления персоналом. Необходимо подробно рассмотреть содержание кадрового планирования, особенности стратегического, тактического оперативного кадрового планирования, усвоить требования к кадровому планированию. Кадровое планирование не может быть успешным без контроля, при этом контроль может касаться, с одной стороны, самих кадровых процессов, а с другой — их результатов. Расширение традиционного понимания кадрового контроля корректирующего типа дает кадровый контроллинг. Функция контроллинга состоит в координации целеполагания, планирования, контроля и информации. Координационная задача приобретает все более значимое значение, так как кадровая работа с ее функциями становится все более комплексной и многогранные взаимозависимости целей и средств требуют целенаправленного согласования. Кадровый контроллинг уходит от предписывающего характера традиционного контроля и сам активно участвует в кадровом планировании. Оперативный план работы с персоналом — комплекс взаимосвязанных кадровых мероприятий, направленных на реализацию конкретных целей организации и каждого работника и охватывающих планирование всех видов работы с персоналом в организации. Составляется, как правило, на год. Необходимо изучить структуру оперативного плана работы с персоналом и схему его разработки. Для практического руководства персоналом в современных условиях нужно изучить принципы и методы персонал – маркетинга, содержание информационной и коммуникационной функций маркетинга персонала. Маркетинг персонала — вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами. Маркетинг выступает направлением стратегического и оперативного планирования персонала, создает информационную базу для работы с персоналом с помощью методов исследования внешнего и внутреннего рынка труда, направлен на достижение привлекательности работодателя через коммуникации с целевыми группами (сегментами рынка). Литература: [1], [2], [3], [6], [7], [15] Вопросы для самопроверки: 1.В чем состоит сущность кадрового планирования? 2.Раскройте содержание уровней кадрового планирования: стратегического, тактического и оперативного. 3.В чем заключается сущность и роль кадрового контроллинга в кадровом планировании? 4.Раскройте содержание основных составляющих оперативного плана работы с персоналом организации. 5.Что представляет собой маркетинговая концепция управления персоналом? Тема6. Планирование и прогнозирование потребности в персонале. Количественная и качественная потребность в персонале. Этапы планирования потребности в в персонале. Основные методы расчета количественной потребности в персонале. Методы прогнозирования потребности в персонале. Анализ и планирование показателей по труду. Планирование производительности труда. Нормирование труда и расчет численности персонала.
Методические указания Планирование потребности в персонале — одно из важнейших направлений кадрового планирования, позволяющее установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала. Качественная и количественная потребность в персонале рассчитывают в единстве и взаимосвязи. Необходимо изучить основные категории и структуру персонала в организации, этапы планирования потребности в персонале, а затем познакомиться с основными методами расчета количественной потребности в персонале: метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса, метод расчета по нормам обслуживания, метод расчета по рабочим местам и нормативам численности, стохастические методы, методы экспертных оценок. Прогнозирование потребности в персонале строится на основе анализа прогнозов спроса и предложения для определения перспективной нехватки или избытка кадровых ресурсов. Главной задачей прогнозирования является установление влияния тенденций развития рынка на изменение потребности в персонале. В теории прогнозирования разработаны различные методы, которые могут быть применимы и для прогнозирования потребности в персонале. К этим методам относятся: построение прогнозного дерева целей развития организации, уровень задач которого предусматривает решение кадровых проблем; экстраполяция, заключающаяся в установлении устойчивых зависимостей (пропорций) между различными параметрами, которые влияют на потребность в персонале, и перенос этих зависимостей на будущий период; экспертные оценки; факторный анализ с использованием элементов корреляции и регрессионного анализа. При переходе к рыночной экономике меняется система планирования трудовых показателей. Расходы на персонал - это общепризнанный для стран рыночной экономики интегральный показатель, который включает в себя все расходы, связанные с функционированием человеческого фактора. При изучении данной темы следует рассмотреть такие важные проблемы, на которых базируется кадровое планирование, как планирование и анализ трудовых показателей, планированием производительности труда, нормирование и учет численности персонала. В отечественных организациях для расчета численности рабочих применяются следующие виды норм: нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания, нормы времени обслуживания, нормы численности. Для нормирования труда руководителей, специалистов подразделений применяются нормы управляемости, нормы соотношений, нормы численности. Литература: [1], [2], [3], [19], [20], [21] Вопросы для самопроверки: 1.Что такое планирование и прогнозирование потребности в персонале? 2. Назовите этапы планирования потребности в персонале. 3. Какие основные методы расчета количественной потребности в персонале? 4.Назовите методы прогнозирования потребности в персонале. 5.В чем заключается сущность и структура показателя «расходы на персонал»7 6. Какие виды норм применяются для расчета численности рабочих, численности управленческого аппарата? Тема 7. Технология управления персоналом организации
Наем, отбор и прием персонала. Источники организации найма персонала. Требования к кандидатам на вакантную должность. Методы оценки и отбора персонала. Организация процесса отбора претендентов на вакантную должность. Понятие и принципы подбора и расстановки персонала. Сущность профильного метода подбора и расстановки кадров. Социализация, профориентация адаптация персонала. Высвобождение персонала.
Методические указания В данной теме последовательно рассматривается весь технологический цикл работы с персоналом организации, начиная с поступления на работу и завершая увольнением: наем, оценка, отбор и прием на работу, подбор и расстановка персонала, социализация, профориентация и трудовая адаптация,.высвобождение персонала как в связи с увольнением по тем или иным причинам, так и в связи с уходом на пенсию. Наем на работу -это ряд действий направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. С привлечения на работу начинается управление персоналом. Выделяют два основных типа возможных источников привлечения персонала. Следует обратить внимание на достоинства и основные недостатки каждого источника. Необходимо изучить принципы, критерии, методики отбора кандидатов на вакантную должность. Под подбором и расстановкой персонала понимается рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающими требованиям содержания выполняемой работы – с другой. Необходимо рассмотреть сущность и содержание профильного метода, применяемого с целью рациональной расстановки кадров. Социализация персонала — это усвоение работником формальных и неформальных правил поведения в организации, ее внутренней культуры. П ри управлении персоналом важно учитывать, что процесс социализации непосредственно связан с трудовой деятельностью персонала, поэтому рекомендуется изучить социальную и ролевую структуру коллектива. Профессиональная ориентация и адаптация выступают важным элементом системы подготовки кадров и являются регулятором связи между системой образования и производством. Профессиональная ориентация -это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятиях, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности. Основными формами профориентационной работы являются: профессиональное просвещение, воспитание осознанной потребности в труде, профессиональная информация,профессиональная консультация, профессиональный отбор. Трудовая адаптация — это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда. Необходимо изучить виды и факторы, влияющие на адаптацию, подробно рассмотреть функции по управления профориентацией и адаптацией персонала, структуру и содержание программы адаптации персонала. Высвобождение персонала — вид деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержке со стороны администрации при увольнении сотрудников. Следует различать понятия «высвобождение» и «увольнение»
Литература: [1], [2], [3], [7], [8], [10], [12], [18], [22] Вопросы для самопроверки: 1.Что такое наём на работу? 2.Дайте характеристику методам оценки и отбора персонала. 3.Что такое подбор и расстановка кадров? На каких принципах основывается подбор и расстановка кадров? 4. В чем заключается сущность профильного метода подбора и расстановки кадров? 5. Что такое социализация, профориентация, трудовая адаптация персонала? Раскройте взаимосвязь этих понятий. 6. Охарактеризуй систему управления профориентацией и адаптацией персонала. 7. В чем заключается сущность понятия «высвобождение»? Назовите виды увольнения персонала.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 944; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.7.212 (0.009 с.) |