Налогово-бюджетная политика государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налогово-бюджетная политика государства.



Налогово-бюджетная политика – воздействие государства на уровень деловой активности по средствам изменения государственных расходов и налогообложения. Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен. Она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанной как с безработицей, так и с инфляцией. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет – система денежных отношений государства, через которую осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с различными организациями, называются бюджетными. Они возникают в распределительном процессе и связанны с формированием и использованием центрального бюджетного фонда денежных средств, которые предназначены для удовлетворения общих государственных потребностей. Размер бюджетного фонда зависит от уровня развития экономики, метода управления, социальных задач. Гос. бюджет составляет собой основной бюджет государства на текущие 3 года, имеющий силу законности. Через год гос. бюджет мобилизуется средствами предприятий и организаций различных форм собственности, и частично мобилизуются доходы населения. Мобилизованные средства отправляют на социально-культурные мероприятия, на укрупнение обороноспособности страны, на содержание органов гос. управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, на погашение гос. долга, на создание гос. материальных и финансовых резервов и на финансирование народного хозяйства.Мобилизуемость государства в налоги служит одним из главных средств осуществления главных экономических мероприятий.

Основные функции бюджета: 1) распределение ВВП и НД между отраслями и территориями; 2) перераспределение НД и ВВП; 3) государственное регулирование и стимулирование экономики;

4) финансовое обеспечение социальной политики;

5) контроль за образование и использование централизованного образования денежных средств.

Функции бюджета реализуются через бюджетный механизм, т.е. через способы и методы формирования доходов и расходов. Бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования инвестиций в экономику, с целью повышения ее эффективности. Величина бюджета отображает степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от масштабности структурных сдвигов экономики страны. Гос. бюджет строится по балансному методу дефицит и профицит.

Основные задачи бюджетной политики:

1) удержать экономику от спада производства;

2) обеспечить финансовую стабильность (укрупнение денежного обращения, снижение бюджетного дефицита, подавление инфляции);

3) стимулировать инвестиционную активность;

4) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

5) создать систему действенного контроля за эффективным и целенаправленным использованием гос. расходов;

6) усилить контроль за величиной гос. долга.

В систему НБС помимо федерального водит бюджет и субъектов РФ (региональный) и местный бюджет (бюджет муниципального образования). Бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местного называется консалитированным бюджетом государства. Он используется и служит для представления субвенций из федерального бюджета. Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые на финансирование строго целевого мероприятия на безвозвратной основе.

Фонды призваны обеспечить конституционные права граждан РФ на получение пенсии, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья, соц. помощь и т.д.

Федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами образует расширенный бюджет или бюджет расширенного производства. Функционирование бюджета происходит по средствам формирования и распределения доходов. Доходы создают финансовую базу деятельности государства. Через их распределение удовлетворяется общий гос. доход.

Важным инструментом макроэкономического регулирования является налогово-бюджетная политика государства.

Н-Б политика включает фискальную (в области налогообложения и регулирования структуры гос. расходов с целью воздействовать на экономику), бюджетную (в области регулирования бюджета; ключевое звено экон. политики) политику и финансовые программы

Бюджетно-налоговая (налоговая = фискальная) политика является частью финансовой политики - совокупности финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы; воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения гос-х расходов и налогообложения. Бюджетно-налоговая политика – это такая политика, которая направлена на стабилизацию эк-ки с помощью гос. бюджета и налоговой системы. От качества федерального бюджета, от уровня собираемости налогов зависят инвестиционные возможности гос-ва, уровень соц. защиты граждан, предпринимательская активность, взаимоотношения РФ с другими странами и в целом результативность всей внутренней и внешней политики гос-ва.
Бюджетно-налоговая политика представляет собой совокупность мер правительства по изменению гос. расходов, налогообложения и состояния гос. бюджета, направленных на обеспечение полной занятости и инфляционного роста ВВП.

Государственный бюджет – важный элемент НБП. Это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задачи функций государства и местного СУ. Разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разных уровней наз-ся налогово-бюджетным федерализмом. В Российской статистике используется понятие консолидированный бюджет (складывается из федерал., регионал. и местных бюджетов). Дефицит (профицит) государственного бюджета опр-ся как разница между доходами и расходами. Дефицит измеряется в %-м отношении к ВВП. С 2000 г. в России профицит.

Различают первичный (общий дефицит, уменьшенный на сумму %-х выплат по гос. долгу) и общий дефицит гос. бюджета. Макроэкономическая теории рассматривает 3 вида дефицита гос. бюджета: 1) фактический – отрицат-ая разница между фактическими доходами /расходами гос. бюджета; 2) структурный – разница м/д доходами/расходами, расчитаная для ур-я ВВП, соотв-щего полной занятости; 3) циклический – разница м/д фактическим и структурным дефицитом гос.бюджета, представляет собой следствие колебания экономической активности в ходе делового цикла. Эконом. теория рассматривает 2 основных способа финансирования бюджетного дефицита: 1. выпуск новых денег, или эмиссионный способ финансирования; 2. займы внутренние и/или внешние.

Налоговая политика - система мер, проводимых гос-вом в области налогов и налогообложения. НП выражается в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

Фискальная политика является одним из четырех основных макроэкономических инструментов и опирается на способность правительственных закупок, налогов и трансфертных платежей влиять на национальный доход и реальный ВНП.

Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название Кривой Лаффера.

КРИВАЯ ЛАФФЕРА - кривая, характеризующая в графическом виде зависимость объема государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в стране. Кривая иллюстрирует наличие оптимального уровня налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего максимум

Фискальная политика - регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями. Различают два вида фискальной политики: дискреционную и автоматическую.

Д искреционная (гибкая) НБП – этосознательное регулирование государственных расходов и уровня налогообложения с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост (с целью воздействия на уровень экон. активности). Инструменты ДФП: изменения в законах о ставках налогов, в законах о правительственных программах расходов на социальные нужды, изменения программ обществ–х работ. Но этот процесс – медленный, что снижает эффективность дискреционной фискальной политики.

Недискреционная (негибкая, автоматическая) НБП -это автоматич. изменения в уровне налоговых поступлений независимо от принятий решений органами власти. Эта политика является результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов, которые уменьшают реакцию реал. ВВП на изм-е совокупного спроса. Автоматические стабилизаторы применяются правительством автоматически, что предусмотрено законами и встроено в расходную часть бюджета. Основой для таких действий является лишь наличие рецессионного или инфляционного резерва.
Имеются 3 основных «встроенных» стабилизатора:
1) пособие по безработице – во время спада дефицитное деноминирование пособий помогает преодолеть спад; во время подъемов излишки в бюджете сокращают спрос и помогают преодолеть инфляционный разрыв.
2) налоги на прибыль корпораций – падение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета; увеличение – сокращает дефицит.
3) прогрессивный подоходный налог – налоговые поступления будут падать во время спада, и расти во время подъема, автоматически стабилизируя экономику, т.е. ограничивая глубину и размах циклических колебаний.
Типы фискальной политики (ФП):
1. расширительная ФП осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок,
что, как известно, ведет к увеличению бюджетного дефицита.
2. ограничительная ФП основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок. Этот тип фискальной политики применяется для преодоления инфляционных расходов.
3. антициклическая ФП состоит в том, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, противоположном тому, куда ее толкают силы циклического развития. Этот тип политики стимулирует спрос во время рецессии и ограничивает его во время оживления.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга.
В результате государственных займов формируется государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов.
Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Внешний долг (из МВФ, например, займы) ложится тяжелым грузом на страну, внутренний (то, что гос-во берет взаймы для финансирования дефицита гос. бюджета внтури страны (у фирм, у населения))– приводит к перераспределению доходов среди населения страны.
Показатель совокупного долга (внутр. и внеш.) не должен превышать 60% ВВП, дефицит бюджета – 3%.
Отказ гос-ва обслуживать и погашать свои обязательства означает суверенный дефолт (банкротство гос-ва).

Критическими или пороговыми для внеш. займов явл-ся след. показатели: отношение внеш. долга к ВВП не выше 80%; долг по отн. к экспорту – не более 200%; отн. стоимоть обслуживания внеш, долга по отн-ю к экспорту - не более 15-20%.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.007 с.)