Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6.Экономические ресурсы страны
Виды экономических ресурсов Как говорилось выше, экономический потенциал страны можно рассматривать в узком значении (как объем производимых в стране товаров и услуг), так и в широком значении (как ее экономические ресурсы). В данном разделе речь пойдет о втором значении термина «экономический потенциал национальной экономики». К экономическим ресурсам (потенциалу национальной экономики) относятся: - трудовые ресурсы; - ресурсы знаний; - предпринимательские ресурсы; - ресурсы капитала; - природные ресурсы. Первые три вида ресурсов из-за их сильного переплетения все чаще объединяют в единый ресурс под названием «человеческий капитал» (хотя предпринимательские ресурсы нередко рассматривают при анализе соотношения форм бизнеса), предпоследний ресурс из-за его обширности традиционно делят на реальный капитал и финансовый, а последний ресурс по мере развития страны постепенно снижает свое значение (хотя оно все еще велико) и методологически возможно изучать его при анализе реального сектора. Все экономические ресурсы в разной степени взаимопереплетены, мобильны, взаимозаменяемы и образуют рынки отдельных видов ресурсов. Трудовые ресурсы При анализе трудовых ресурсов страны вначале обращаются к ее демографическим ресурсам. Численность населения определяет масштабы трудовых ресурсов, а темпы роста (сокращения) ее населения во многом определяет динамику трудовых ресурсов. Обратим внимание на то, темпы роста (сокращения) численности населения в современном мире все сильнее испытывают воздействие внешней миграции населения. Так, в Россию и Казахстан идет большой приток людей из соседних стран на постоянное жительство и на временные заработки. После этого определяют численность трудовых ресурсов. К ним относят все население в трудоспособном возрасте, а также работающих пенсионеров и подростков. Хотя в разных постсоветских странах трудоспособный возраст измеряется по-разному, но в основном он тяготеет к диапазону от 16 лет до 55-60 (для женщин) и 60-65 лет (для мужчин). Если из числа этих потенциальных работников исключить учащихся, студентов, инвалидов, военнослужащих и женщин, занятых уходом за малолетними детьми и домашним хозяйством, а также учесть работающих пенсионеров и подростков, то оставшуюся часть называют экономически активным населением. Оно включает как работающих, так и безработных. Обратим внимание на то, что многие мигранты не зарегистрированы как работающие, т.к. прибыли в страну и работают в ней нелегально, и поэтому реальная величина экономически активного населения может быть выше официальной. Так, в России в 2008г. было зарегистрировано 2,4 млн. работающих иностранных граждан, а фактически, по мнению большинства экспертов, их было примерно в два раза больше.
Соотношение между общей численностью населения и экономически активным населением определяется прежде всего возрастным составом населения, а этот состав – в основном рождаемостью и предстоящей продолжительностью жизни. В Таджикистане с его высокой рождаемостью (в результате которой дети и подростки до 14 лет включительно составляют 39% его населения) и высокой смертностью (в т.ч. среди трудоспособного возраста) трудовые ресурсы едва достигают 40% населения, в России с ее более низкой рождаемостью (и, соответственно, более низкой долей детей и подростков в населении) и более низкой смертностью трудоспособное население составляет 53%, а в Эстонии с такой же низкой рождаемостью, но с еще более низкой смертностью – близко к 55%. На этой основе часто рассчитывают коэффициент демографической нагрузки, который показывает, какую нагрузку несет на себе трудоспособное население и государство в связи с необходимостью поддержать неработающую часть населения. Так как в разных странах мира существуют разные определения трудоспособного возраста, то данный коэффициент рассчитывают по методике ООН, которая относит к нетрудоспособным детей и подростков до 14 лет включительно и лиц от 65 лет и старше. В постсоветских странах наиболее высоким коэффициент демографической нагрузки наблюдается в Таджикистане (43%), если судить по данным ежегодника «Human Development Report». Итак, экономически активное население состоит из занятых и безработных. Обратимся к последним. К безработным, по стандартам Международной организации труда (МОТ), относятся лица в трудоспособном возрасте, которые не имеют работы, занимаются поиском работы и готовы приступить к работе (если учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды занимаются поиском работы и готовы приступить к ней, то их также учитывают в качестве безработных). К зарегистрированным безработным относят тех, кто зарегистрировался в государственных учреждениях службы занятости населения. В России на конец 2009г. насчитывалось 6,2 млн.чел. безработных, в т.ч. 2,1 млн. зарегистрированных. Намного меньшая величина второго показателя обычно объясняется сложностью получения пособия по безработице и его небольшой величиной. В России учитывается как незарегистрированная, так и зарегистрированная безработица, но в ряде постсоветских странах – только зарегистрированная, в результате чего в этих странах нет статистических данных об истинных размерах безработицы. Но и в России в годы кризиса фактическое число безработных было выше из-за того, что не все лишившиеся работы незарегистрированные иностранные работники в это время уехали на родину.
Уровень безработицы определяется как отношение численности безработных к численности экономически активного населения. В России в годы подъема она опускалась до 5,7%, а в годы кризиса поднималась до 13,2%. При этом желательно анализировать среднюю продолжительность безработицы, ее отраслевую и региональную структуру. Сложно, но возможно анализировать скрытую безработицу. Во-первых, есть экспертные оценки, а во-вторых, она обычно сосредоточена в торговле и сельском хозяйстве. Поэтому большое количество небольших торговых точек, непропорционально большая доля самозанятости в сельской местности – все это признаки не только отсталости страны, но и скрытой безработицы. При анализе занятого населения важны показатели, прямо или косвенно говорящие о качестве этих работников. Прямо об этом говорит уровень их образования (в России 54% работающих имеют среднее или высшее профессиональное образование) и предстоящая продолжительность жизни, а косвенно – отраслевая структура занятости (в Таджикистане 66% населения занято в сельском хозяйстве, этой не самой технологически передовой отрасли) и показатели младенческой смертности (в России из каждой тысячи родившихся умирают 10 младенцев, в Туркмении - 81). При характеристике национального рынка труда наряду с вышеописанными показателями анализируют также среднюю заработную плату (желательно вместе с социальными налогами, которые платит за своих работников работодатель), условия найма и увольнения рабочей силы. Последние два показателя оцениваются ежегодником «Doing Business» по большинству стран мира. Ресурсы знаний Эти ресурсы методологически можно разбить на научные, образовательные и информационные. Научные ресурсы страны характеризуются прежде всего масштабами проводимых НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских работ, англ. research and development, R&D), а также масштабами инноваций (внедрения новых или усовершенствованных продуктов и технологий). В свою очередь, масштабы НИОКР определяются финансовыми затратами на них и численностью научных работников, а масштабы инноваций – в основном технологическим уровнем страны и спросом на инновации. Возможно, масштабы инноваций важнее масштабов НИОКР, так именно инновации меняют уровень развития страны, а они могут опираться на достижения как отечественных, так и зарубежных НИОКР (через импорт лицензий и патентов).
Образовательные ресурсы страны измеряются уровнем и качеством образования ее граждан, а также размахом и глубиной ее системы образования. В постсоветских странах давно решена программа всеобщей грамотности населения и их образовательные ресурсы лучше измерять долей людей, имеющих высшее и среднее специальное образование. Данные последних переписей в странах СНГ говорят, что по доле лиц с высшим образованием лидируют Россия и Армения, а отстают Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Качество образования в мире (точнее, среди 15-летних школьников некоторых стран) оценивает международная Programme for International Student Assessment (PISA). По ее данным, из постсоветских стран в число мировых лидеров по качеству школьного образования входит лишь Эстония, остальные страны Балтии и Россия близки к среднему уровню, а принявшие участие в этой программе некоторые закавказские и центральноазиатские страны находятся ниже среднемирового уровня. Размах и глубину системы образования трудно оценить с помощью финансовых показателей из-за того, что статистика чаще приводит только государственные расходы на образование. Однако широко публикуются данные о числе школьников и студентов. Сопоставляя численность студентов с численностью населения, можно получить представление о наиболее сложной части образовательной системы страны – высшем образовании. Еще более репрезентативен показатель охвата обучением в высшей школе населения в соответствующем возрасте, а также такой показатель, как среднее число лет обучения взрослого населения. Информационные ресурсы обычно оцениваются по доступности к информационным источникам. Они делятся на традиционные (телевидение, радио, газеты, стационарная телефония) и новые (мобильная связь, интернет-ресурсы). Для оценки информационного потенциала стран мира Всемирный банк рассчитывает индекс цифрового доступа (ICT Opportunity Index) охватывающий четыре более узких индекса, измеряющих состояние инфраструктуры, образования, наличия компьютеров, численности пользователей. В середине 2000-х гг. в группу мировых лидеров по величине этого индекса входила только Эстония (270 баллов), за ней следовали остальные страны Балтии (Латвия – 219, Литва – 202), у восточноевропейских стран СНГ этот индекс превышал 100 (Россия – 137), в остальных странах он был ниже.
Предпринимательские ресурсы Предпринимательские ресурсы страны состоят из ее предпринимателей, предпринимательской инфраструктуры и предпринимательской этики и культуры. Численность предпринимателей (к ним нужно относить владельцев и менеджеров компаний, а также индивидуальных предпринимателей) является противоречивым показателем: нередко в менее развитых странах из-за обилия индивидуальных предпринимателей и семейного бизнеса их численность относительно (как доля среди взрослого населения) даже выше, чем в более развитых странах. Статистика уровня образования и опыта предпринимателей редка, так же как и статистика склонности населения к предпринимательству, которая к тому же сильно подвержена влиянию экономической конъюнктуры в стране. Международный проект под названием «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor) нацелен на оценку этих показателей через расчет индекса предпринимательской активности (Total Entrepreneurship Activity, TEA), однако в нем участвуют только 43 страны, а из постсоветских – лишь Россия и Латвия. Предпринимательская инфраструктура – это, в сущности, рыночная инфраструктура, т.е. действующие в стране институты рынка – хозяйственное законодательство, коммерческие банки, товарные и фондовые биржи и т.д. Рассматривать предпринимательскую инфраструктур целесообразно прежде всего с точки зрения ее зрелости и благоприятности для национального бизнеса. О благоприятности для бизнеса предпринимательской инфраструктуры достаточно хорошо говорит рейтинг ежегодника «Дoing Business» и индекса экономической свободы (см. 2.3), а о зрелости предпринимательской инфраструктуры могут свидетельствовать такие показатели, как глубина финансовой системы страны (см. ниже), размах в ней страхования и аудиторства. Не менее сложна оценка предпринимательской этики и особенно предпринимательской культуры. Косвенно о предпринимательской этике говорят показатели неформальной экономики, особенно коррупции (см. 1.2). Что касается предпринимательской культуры, то она формируется как за счет исторического наследия, так и через обучение предпринимательству. Так, в России это историческое наследие было в основном уничтожено советской властью, но зато действует обширная система обучения предпринимательству на базе высшего образования. Ресурсы капитала Капитал как экономический ресурс подразделяется на реальный и финансовый. Реальный капитал представлен основным капиталом (основными фондами), материальными оборотными средствами (например, запасами сырья) и нематериальными активами (патентами, товарными знаками, авторскими и другими правами). Финансовый капитал представлен деньгами и ценными бумагами.
В структуре реального капитала доминируют основные фонды (так, в России на них приходится около 90% реального капитала). Поэтому анализ реального капитала страны целесообразно сосредоточить на основных фондах. Напомним, что основы их анализа были изложены выше (см. 1.4). Ресурсы финансового капитала можно измерять по-разному. Распространено сопоставление денежной массы М2 (это наиболее распространенный в статистике всех стран показатель объема денежной массы) и ВВП страны. Данный показатель называется коэффициентом монетизации. Упрощенно говоря, чем он выше, тем обычно больше возможностей у страны для финансирования хозяйственной деятельности. Например, в 2008г. коэффициент монетизиции в Эстонии составлял 50%, России – 32%, Грузии – 10%. Правда, надо представлять, что возможно временное искусственное улучшение этого показателя за счет резкого увеличения денежной массы, как это происходило, например, на Украине перед последним мировым экономическим кризисом, когда коэффициент монетизации этой страны за пять лет подскочил с 28% до 54%, однако и инфляция возросла с 1% до 25%. Ресурсы финансового капитала измеряются также показателем финансовой глубины, или глубины финансовой системы (financial depth). Его рассчитывают как отношение суммы банковских активов и находящихся в свободной обращении акций и облигаций страны к ее ВВП. Ежегодник МВФ Global Financial Stability Report рассчитывает показатель финансовой глубины преимущественно для развитых стран, однако аналитик может рассчитать этот показатель самостоятельно, если обладает исходной статистикой. При этом надо учитывать, на какой стадии цикла находится страна – в условиях подъема растет ВВП, но еще быстрее растет стоимость (капитализация) акций. В 2007г. в США показатель финансовой глубины составлял 445%, ЕС – 581%, Японии – 547%, стран ЦВЕ и СНГ – 168,5%. Популярность этого показателя объясняется еще и тем, что на его основе возможен анализ структуры финансовой глубины, говорящий о том, преобладают ли в финансовых активах страны ценные бумаги или же банковские активы. Природные ресурсы В природные ресурсы включают минеральные ресурсы (полезные ископаемые), земельные, водные и лесные, биологические (растительный и животный мир), климатические и рекреационные ресурсы. По данным опубликованного в 2006г. исследования Всемирного банка, природные активы (полезные ископаемые, лесные ресурсы, посевные площади и пастбища, охраняемые объекты территории страны) составляют 4% от мирового богатства, созданные материальные активы -18%, нематериальные активы (созданы в основном на базе человеческого капитала) -78%. В странах с невысоким доходом с их слабыми материальными и особенно нематериальными активами природный капитал весит намного больше, хотя и там он не преобладает в рассчитанном вышеописанным способом национальном богатстве[14]. Так, по одной из оценок, в России природный капитал составляет 40%, человеческий капитал– 50%, воспроизведенный капитал – 10 % национального достояния (богатства) страны[15]. В природных ресурсах обычно наиболее дорогой частью являются минеральные ресурсы. Они имеют разную степень изученности. В России и большинстве других постсоветских стран геологические запасы делят на четыре категории по степени их разведанности: от детально разведанных запасов категории А и предварительно разведанных запасов категории В до слабо разведанных запасов категорий С1 и перспективных запасов категории С 2, а также часто выделяют такую категорию, как прогнозные запасы. Но в большинстве стран мира используют другую классификацию геологических запасов: А – разведанные, т.е. доказанные (proved, measured), В – вероятные, или обнаруженные (indicated), С - прогнозные, т.е. предполагаемые (inferred). Национальное богатство Статистика национального богатства различна в разных странах, однако в большинстве стран она не включает стоимость природных активов и большей части нематериальных активов. Поэтому она полезна, но преимущественно при анализе материальных активов. Так, в России именно статистика национального богатства охватывает данные о стоимости основных фондов и материальных оборотных средств. Неопытный аналитик, возможно, под воздействием экономической теории, которая ставит в качестве основной экономической цели индивидуума и нации умножение богатства (национального богатства) иногда преувеличивает значение анализа национального богатства, не всегда отдавая себе отчет, что национальная статистика не снабдит его достаточным материалом для такого анализа. Региональные проблемы В мире мало найдется стран, в которых экономические ресурсы размещены равномерно по территории страны. Обычно, чем обширнее территория страны, тем значительнее в ней региональные проблемы. Чаще всего это проблема неравномерного социально-экономического развития различных регионов. Так, в России уровень развития различных субъектов федерации различается в … раз. Другой распространенной проблемой является….
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.026 с.) |