Глава 6.Экономические ресурсы страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6.Экономические ресурсы страны



Виды экономических ресурсов

Как говорилось выше, экономический потенциал страны можно рассматривать в узком зна­чении (как объем производимых в стране товаров и услуг), так и в широком значении (как ее экономические ресурсы). В данном разделе речь пойдет о втором значении термина «эконо­мический потенциал национальной экономики».

К экономическим ресурсам (потенциалу национальной экономики) относятся:

- трудовые ресурсы;

- ресурсы знаний;

- предпринимательские ресурсы;

- ресурсы капитала;

- природные ресурсы.

Первые три вида ресурсов из-за их сильного переплетения все чаще объединяют в еди­ный ресурс под названием «человеческий капитал» (хотя предпринимательские ресурсы нередко рассматривают при анализе соотношения форм бизнеса), предпоследний ресурс из-за его об­ширности традиционно делят на реальный капитал и финансовый, а последний ре­сурс по мере развития страны постепенно снижает свое значение (хотя оно все еще велико) и мето­дологически возможно изучать его при ана­лизе реального сектора.

Все экономические ресурсы в разной степени взаимопереплетены, мобильны, взаимоза­меняемы и образуют рынки отдельных видов ресурсов.

Трудовые ресурсы

При анализе трудовых ресурсов страны вначале обращаются к ее демографическим ресурсам. Численность населения определяет масштабы трудовых ресурсов, а темпы роста (со­кращения) ее населения во многом определяет динамику трудовых ресурсов. Обратим вни­мание на то, темпы роста (сокращения) численности населения в современном мире все сильнее испытывают воздействие внешней миграции населения. Так, в Россию и Казахстан идет большой приток людей из соседних стран на постоянное жительство и на временные заработки.

После этого определяют численность трудовых ресурсов. К ним относят все населе­ние в трудоспособном возрасте, а также работающих пенсионеров и подростков. Хотя в раз­ных постсоветских странах трудоспособный возраст измеря­ется по-разному, но в основном он тяготеет к диапазону от 16 лет до 55-60 (для женщин) и 60-65 лет (для мужчин). Если из числа этих потенциальных работников исклю­чить уча­щихся, студентов, инвалидов, военно­служащих и женщин, занятых уходом за мало­летними детьми и домашним хозяйством, а также учесть работающих пенсионеров и подростков, то оставшуюся часть называют эконо­мически активным на­селением. Оно включает как работающих, так и безработных. Обратим вни­мание на то, что многие мигранты не зарегистрированы как работающие, т.к. прибыли в страну и работают в ней нелегально, и поэтому реальная величина экономически активного населения может быть выше официальной. Так, в России в 2008г. было зарегистрировано 2,4 млн. работающих иностранных граждан, а фактически, по мнению большинства экспертов, их было примерно в два раза больше.

Соотношение между общей численностью населения и экономически активным насе­лением определяется прежде всего возрастным составом населения, а этот состав – в основ­ном рождаемостью и предстоящей продолжительностью жизни. В Таджикистане с его высо­кой рождаемостью (в результате которой дети и подростки до 14 лет включительно состав­ляют 39% его населения) и высокой смертностью (в т.ч. среди трудоспособного возраста) трудовые ресурсы едва достигают 40% населения, в России с ее более низкой рождаемостью (и, соответственно, более низкой долей детей и подростков в населении) и более низкой смертностью трудоспособное население составляет 53%, а в Эстонии с такой же низкой рож­даемостью, но с еще более низкой смертностью – близко к 55%.

На этой основе часто рассчитывают коэффициент демографиче­ской нагрузки, кото­рый показывает, какую нагрузку несет на себе трудоспособное население и государство в связи с необходимостью поддержать неработающую часть населе­ния. Так как в разных стра­нах мира существуют разные определения трудоспособного воз­раста, то данный коэффици­ент рассчитывают по методике ООН, которая относит к нетрудо­способным детей и подрост­ков до 14 лет включительно и лиц от 65 лет и старше. В постсоветских стра­нах наибо­лее вы­соким коэффициент демографической нагрузки наблюдается в Таджики­стане (43%), если су­дить по данным ежегодника «Human Development Report».

Итак, экономически активное население состоит из занятых и безработных. Обра­тимся к последним. К безработным, по стандартам Международной организации труда (МОТ), от­носятся лица в трудоспособном возрасте, которые не имеют работы, занимаются поиском работы и готовы приступить к работе (если учащиеся, студенты, пенсионеры и ин­валиды за­нимаются поиском работы и готовы приступить к ней, то их также учитывают в качестве безработных). К зарегистрированным безработным относят тех, кто зарегистриро­вался в го­сударственных учреждениях службы занятости населения. В России на конец 2009г. насчи­тывалось 6,2 млн.чел. безработных, в т.ч. 2,1 млн. зарегистрированных. Намного меньшая величина второго показателя обычно объясняется сложностью получения пособия по безра­ботице и его небольшой величиной. В России учитывается как незарегистрирован­ная, так и зарегистрированная безработица, но в ряде постсоветских странах – только заре­гистриро­ванная, в результате чего в этих странах нет статистических данных об истинных размерах безработицы. Но и в России в годы кризиса фактическое число безработных было выше из-за того, что не все лишившиеся работы незарегистрированные иностранные работ­ники в это время уехали на родину.

Уровень безработицы определяется как отношение численности безработных к чис­ленности экономически активного населения. В России в годы подъема она опускалась до 5,7%, а в годы кризиса поднималась до 13,2%. При этом желательно анализировать среднюю продолжительность безработицы, ее отраслевую и региональную структуру. Сложно, но возможно анализировать скрытую безработицу. Во-первых, есть экспертные оценки, а во-вторых, она обычно сосредоточена в торговле и сельском хозяйстве. Поэтому большое коли­чество небольших торговых точек, непропорционально большая доля самозанятости в сель­ской местности – все это признаки не только отсталости страны, но и скрытой безработицы.

При анализе занятого населения важны показатели, прямо или косвенно говорящие о качестве этих работников. Прямо об этом говорит уровень их образования (в России 54% ра­ботающих имеют среднее или высшее профессиональное образование) и предстоящая про­должительность жизни, а косвенно – отраслевая структура занятости (в Таджикистане 66% населения занято в сель­ском хозяйстве, этой не самой тех­нологически передовой отрасли) и показатели младенче­ской смертности (в России из каждой тысячи родившихся умирают 10 младенцев, в Туркмении - 81).

При характеристике национального рынка труда наряду с вышеописанными показате­лями анализируют также среднюю заработную плату (желательно вместе с социальными на­логами, ко­торые платит за своих работников работодатель), условия найма и увольнения ра­бочей силы. Последние два показателя оцениваются ежегодником «Doing Business» по большинству стран мира.

Ресурсы знаний

Эти ресурсы методологически можно разбить на научные, образовательные и информа­ционные.

Научные ресурсы страны характеризуются прежде всего масштабами проводимых НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских работ, англ. research and devel­opment, R&D), а также масштабами инноваций (внедрения новых или усовершенствованных продуктов и технологий). В свою очередь, масштабы НИОКР определяются финансовыми затратами на них и численностью научных работников, а масштабы инноваций – в основном технологиче­ским уровнем страны и спросом на инновации. Возможно, масштабы инноваций важнее масштабов НИОКР, так именно инновации меняют уровень развития страны, а они могут опираться на достижения как оте­чественных, так и зарубеж­ных НИОКР (через импорт ли­цензий и патентов).

Образовательные ресурсы страны измеряются уровнем и качеством образования ее граждан, а также размахом и глубиной ее системы образования. В постсоветских странах давно решена программа всеобщей грамотности населения и их образовательные ресурсы лучше измерять долей людей, имеющих высшее и среднее спе­циальное образование. Данные последних переписей в странах СНГ говорят, что по доле лиц с высшим образованием лиди­руют Россия и Армения, а отстают Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Качество образо­вания в мире (точнее, среди 15-летних школьников некоторых стран) оценивает международ­ная Programme for International Student Assessment (PISA). По ее данным, из постсоветских стран в число мировых лидеров по качеству школьного об­разования входит лишь Эстония, остальные страны Балтии и Россия близки к среднему уровню, а принявшие участие в этой программе некоторые закавказские и центральноазиат­ские страны находятся ниже средне­мирового уровня.

Размах и глубину системы образования трудно оценить с помощью финансовых пока­зателей из-за того, что статистика чаще приводит только государственные расходы на обра­зование. Однако широко публикуются данные о числе школьников и студентов. Сопостав­ляя численность студентов с численностью населения, можно получить представление о наибо­лее сложной части образовательной системы страны – высшем образовании. Еще более ре­презентативен показатель охвата обучением в высшей школе населения в соответствующем возрасте, а также такой показатель, как среднее число лет обучения взрослого населения.

Информационные ресурсы обычно оцениваются по доступности к информационным источникам. Они делятся на традиционные (телевидение, радио, газеты, стационарная теле­фония) и новые (мобильная связь, интернет-ресурсы).

Для оценки информационного потенциала стран мира Всемирный банк рассчитывает индекс цифрового доступа (ICT Opportunity Index) охватывающий четыре более узких ин­декса, измеряющих состояние инфраструктуры, образования, наличия компьютеров, числен­ности пользователей. В середине 2000-х гг. в группу мировых лидеров по величине этого ин­декса входила только Эстония (270 баллов), за ней следовали остальные страны Балтии (Лат­вия – 219, Литва – 202), у восточноевропейских стран СНГ этот индекс превышал 100 (Рос­сия – 137), в остальных странах он был ниже.

Предпринимательские ресурсы

Предпринимательские ресурсы страны состоят из ее предпринимателей, предпринима­тельской инфраструктуры и предпринимательской этики и культуры.

Численность предпринимателей (к ним нужно относить владельцев и менеджеров ком­паний, а также индивидуальных предпринимателей) является противоречивым показате­лем: нередко в менее развитых странах из-за обилия индивидуальных предпринимателей и семейного бизнеса их численность относительно (как доля среди взрослого населения) даже выше, чем в более развитых странах. Статистика уровня образования и опыта предпринима­телей редка, так же как и статистика склонности населения к предпринимательству, которая к тому же сильно подвержена влиянию экономической конъюнктуры в стране. Международ­ный проект под названием «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entre­preneur­ship Monitor) нацелен на оценку этих показателей через расчет индекса предпринима­тель­ской активности (Total Entrepreneurship Activity, TEA), однако в нем участвуют только 43 страны, а из постсоветских – лишь Россия и Латвия.

Предпринимательская инфраструктура – это, в сущности, рыночная инфраструктура, т.е. действующие в стране институты рынка – хозяйственное законодательство, коммерче­ские банки, товарные и фондовые биржи и т.д. Рассматривать предпринимательскую инфра­структур целесообразно прежде всего с точки зрения ее зрелости и благоприятности для на­ционального бизнеса. О благоприятности для бизнеса предпринимательской инфраструк­туры достаточно хорошо говорит рейтинг ежегодника «Дoing Business» и индекса экономи­ческой свободы (см. 2.3), а о зрелости предпринимательской ин­фраструктуры могут свиде­тельствовать такие показатели, как глу­бина финансовой системы страны (см. ниже), размах в ней страхования и аудиторства.

Не менее сложна оценка предпринимательской этики и особенно предприниматель­ской культуры. Косвенно о предпринимательской этике говорят показатели неформальной эконо­мики, особенно коррупции (см. 1.2). Что касается предпринимательской культуры, то она формируется как за счет исторического наследия, так и через обучение предпринима­тельству. Так, в России это исто­рическое наследие было в основном уничтожено советской властью, но зато действует об­ширная система обучения предпринимательству на базе выс­шего образования.

Ресурсы капитала

Капитал как экономический ресурс подразделяется на реальный и финансовый. Реаль­ный капитал представлен основным капиталом (основными фондами), материальными обо­ротными средствами (например, запасами сырья) и нематериальными активами (патентами, товарными знаками, авторскими и другими правами). Финансовый капитал представлен деньгами и ценными бумагами.

В структуре реального капитала доминируют основные фонды (так, в России на них приходится около 90% реального капитала). Поэтому анализ реального капитала страны це­лесообразно сосредоточить на основных фондах. Напомним, что основы их анализа были из­ложены выше (см. 1.4).

Ресурсы финансового капитала можно измерять по-разному. Распространено сопостав­ление денежной массы М2 (это наиболее распространенный в статистике всех стран показатель объема денежной массы) и ВВП страны. Данный показатель называется коэффи­циентом монетизации. Упрощенно говоря, чем он выше, тем обычно больше возможностей у страны для финансирования хозяйственной деятельности. Например, в 2008г. коэффициент монетизиции в Эстонии составлял 50%, России – 32%, Грузии – 10%. Правда, надо пред­ставлять, что возможно временное искусственное улучшение этого показателя за счет рез­кого увеличения денежной массы, как это происходило, например, на Украине перед послед­ним мировым экономическим кризисом, когда коэффициент монетизации этой страны за пять лет подскочил с 28% до 54%, однако и инфляция возросла с 1% до 25%.

Ресурсы финансового капитала измеряются также показателем финансовой глубины, или глубины финансовой системы (finan­cial depth). Его рассчитывают как отно­шение суммы банковских активов и находящихся в свободной обращении акций и облигаций страны к ее ВВП. Ежегодник МВФ Global Financial Stability Report рассчитывает показатель финансовой глубины пре­имущественно для разви­тых стран, однако аналитик может рассчи­тать этот по­казатель само­стоятельно, если обладает исходной статистикой. При этом надо учитывать, на какой стадии цикла находится страна – в условиях подъема растет ВВП, но еще быстрее рас­тет стоимость (капитализация) акций. В 2007г. в США показатель финансо­вой глубины со­ставлял 445%, ЕС – 581%, Японии – 547%, стран ЦВЕ и СНГ – 168,5%. Попу­лярность этого показателя объяс­няется еще и тем, что на его основе возможен анализ струк­туры финансовой глубины, говорящий о том, преобладают ли в финансовых активах страны ценные бумаги или же банковские активы.

Природные ресурсы

В природные ресурсы включают минеральные ресурсы (полезные ископаемые), земель­ные, водные и лесные, биологические (растительный и животный мир), климатиче­ские и рекреа­ционные ресурсы. По данным опубликованного в 2006г. исследования Всемир­ного банка, природные активы (полезные ископаемые, лесные ресурсы, посевные площади и пастбища, охраняемые объекты территории страны) составляют 4% от мирового богатства, созданные материальные активы -18%, нематери­альные активы (созданы в основном на базе человече­ского капитала) -78%. В странах с невы­соким доходом с их слабыми материаль­ными и осо­бенно нематериальными активами при­родный капитал весит намного больше, хотя и там он не преобладает в рассчитанном выше­описанным способом национальном бо­гатстве[14]. Так, по одной из оценок, в России природ­ный капитал составляет 40%, человече­ский капитал– 50%, воспроизведенный капитал – 10 % национального достояния (богатства) страны[15].

В природных ресурсах обычно наиболее дорогой частью являются минеральные ре­сурсы. Они имеют разную степень изученности. В России и большинстве других постсовет­ских стран геологические запасы делят на четыре категории по степени их разведанности: от детально разведанных запасов категории А и предварительно разведанных запасов катего­рии В до слабо разведанных запасов категорий С1 и перспективных запасов категории С 2, а также часто выделяют такую категорию, как прогнозные запасы. Но в большинстве стран мира используют другую классификацию геологических запасов: А – разведанные, т.е. дока­занные (proved, measured), В – вероятные, или обнаруженные (indicated), С - прогноз­ные, т.е. предполагаемые (inferred).

Национальное богатство

Статистика национального богатства различна в разных странах, однако в большин­стве стран она не включает стоимость природных активов и большей части нематериальных активов. Поэтому она полезна, но преимущественно при анализе материальных активов. Так, в России именно статистика национального богатства охватывает данные о стоимости ос­новных фондов и материальных оборотных средств.

Неопытный аналитик, возможно, под воздействием экономической теории, которая ставит в качестве основной экономической цели индивидуума и нации умножение богатства (национального богатства) иногда преувеличивает значение анализа национального богат­ства, не всегда отдавая себе отчет, что национальная статистика не снабдит его достаточным материалом для такого анализа.

Региональные проблемы

В мире мало найдется стран, в которых экономические ресурсы размещены равно­мерно по территории страны. Обычно, чем обширнее территория страны, тем значительнее в ней региональные проблемы. Чаще всего это проблема неравномерного социально-экономи­ческого развития различных регионов. Так, в России уровень развития различных субъектов федерации различается в … раз.

Другой распространенной проблемой является….



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.026 с.)