Глава 11. Соотношение форм бизнеса в России. Ее региональные проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 11. Соотношение форм бизнеса в России. Ее региональные проблемы



Предпринимательские ресурсы России

Состояние предпринимательских ресурсов России во многом обусловлено переход­ным характером российской экономики. С одной стороны, в нашей стране быстро растет численность и квалификация предпринимателей, расширяется предпринимательская инфра­структура. С другой стороны, значительная часть российских предпринимателей все еще не имеет необходимого опыта и соответствующего образования, слабы многие институты ры­ночной инфраструктуры.

Другие черты предпринимательства вызваны особенностями становления нынешней соци­ально-экономической модели. Так, основная часть крупных собственников и заметная часть средних собственников в России возникла в ходе приватизации, которая была нацелена на создание этого слоя, а не мелких предпринимателей. Но ускоренный характер приватиза­ции породил два больших побочных эффекта. Во-первых, ускоренная приватизация привела к существованию заметного слоя неэффективных собственников. Во-вторых, в ходе уско­ренной приватиза­ции с ее сырым законодательством было немало предпринимателей, нару­шавших вольно или невольно приватизационное законодательство, что позволяет считать их недостаточно леги­тимными владельцами приватизированной собственности). Подобные не­эффективные и недостаточно легитимные собственники, порожденные ускоренной привати­зацией, составляют ощутимую часть российских предпринимателей. А в результате боль­шинство российского общества (75-81% опрошенных) высказывается за полную или частич­ную деприватизацию, особенно крупных пред­приятий, что не способствует укреплению прав собственности в нашей стране[25].

На специфику российского предпринимательства сильно воздействуют особенности сложившейся в нашей стране социально-экономической модели. Например, характерное для нее доминирование государства над бизнесом с одновременным вхождением части госаппа­рата в бизнес порождает такую черту российского предпринимательства, как сильное при­способление к власти, что, в свою очередь, снижает эффективность предпринимательской деятельности в ее классическом понимании.

Основные барьеры для бизнеса в России

Если прибегнуть к методике Всемирного экономического форума и использовать стан­дартный набор из 15 проблем, испытываемых бизнесом во всех странах мира, то их зна­чи­мость (ранжирование) для российского бизнеса выглядит следующим образом.

Таблица 11.1.Основные проблемы, испытываемые частным бизнесом в России (в процентах от числа респондентов, указавших на очень большое значение проблемы)

Коррупция ………………………………………………..19,0

Доступ к финансированию……………………………....16,9

Налоговое регулирование………………………………..11,6

Преступность и хищения………………………………....9,0

Инфляция……………………………..................................8,7

Неэффективность государственной бюрократии…….…8,2

Ставки налогов……………………….................................8,2

Неадекватность квалификации рабочей силы..…………4,1

Неадекватность инфраструктуры………………………..3,6

Валютное регулирование………………………………....2,9

Низкая трудовая этика отечественной рабочей силы…..2,4

Нестабильность политики…...…………………………...1,7

Трудовое законодательство………………………………1,4

Нестабильность правительства/перевороты…………….1,4

Плохое здоровье населения………………………………0,9

Источник: World Economic Forum.The Global Competitiveness Report 2009-2010. Geneva, 2009. P. 268.

 

Суммируя приведенные в табл.6.1 проблемы для частного бизнеса, можно придти к выводу, что в России они связаны прежде всего с недостатками экономического механизма и экономполитики (неэффективность госбюрократии, налоги и налоговое регулирование, ин­фляция, доступ к финансированию), а также дефектами этического механизма (коррупция, преступность и хищения).

Остальные опросы показывают, что в России большое значение имеют и другие (не ох­ваченные вышеприведенным опросом) проблемы, препятствующие развитию бизнеса (см. табл.11.2). Это опять же преимущественно недостатки экономического механизма и экономпо­литики - слабая поддержка бизнеса со стороны властей, частые изменения законода­тельства и нормативных (подзаконных) актов, вмешательство государства в деятельность предприятия, распространенность недобросовестной конкуренции, давление естественных монополий - прежде всего в виде роста цен на их товары и услуги), хотя также велики про­блемы, связан­ные с подготовкой кадров (а их готовит не только государство) - недостаток квалифицирован­ных менеджеров и квалифицированных рабочих.

Таблица 11.2. Препятствия для развития бизнеса в России (в процентах от числа респонден­тов, указавших на препятствие как «значимое» и «очень значимое»)

     
Промышленность Услуги Про­мыш­ленность Услуги
Отсутствие поддержки со стороны властей 22,2* 28,6* 38,5 29,4
Недостаток квалифицированных менеджеров 28,9 21,9 40,5 37,6
Недостаток квалифицированных рабочих …. ….. 61,8 40,0
Низкий уровень развития инфраструктуры 11,1 15,2 14,9 22,4
Сильная конкуренция 32,6 34,4 44,3 41,6
Высокие ставки налогов 82,6 80,8 62,2 53,1
Трудности в получении кредита 38,5 36,8 24,4 22,0
Частые изменения в законодательстве и нор­мативных актах 55,0 53,1 41,6 41,6
Коррумпированность госчиновников 19,3 30,8 27,1 38,4
Вмешательство государства в деятельность предприятия 13,0 17,4 12,2 17,1
Рэкет криминальных структур и правоохрани­тельных органов 6,7 5,9 10,7 13,1
Недобросовестная конкуренция на рынке …. 33,2 31,8
Давление естественных монополий 49,2 33,9

*Отсутствие поддержки бизнеса со стороны областных и городских органов власти.

Источник: А.Яковлев, Т.Фрай. Реформы в России глазами бизнеса: что изменилось за семь лет? (http://www.hse.ru/org/hse/science/reports)

 

Судя по таблице, острота некоторых проблем за 2001-2007гг. смягчилась (ставки на­логов, трудности в получении кредитов, нестабильность законодательства), хотя осталь­ные проблемы не решаются, а некоторые даже обостряются (недостаток квалифицированных ме­неджеров и, вероятно, квалифицированных рабочих, коррумпированность и рэкет).

Конкуренция и антимонопольная практика

Капитализм стоит на двух столпах – частная собственность и конкуренция. Слабая защита частной собственности, недостаточное развитие в стране всех ее форм (например, малого бизнеса) препятствуют реализации предпринимательского потенциала и поэтому снижают эффективность экономики. Этому же препятствует и слабая интенсивность конку­ренции в стране – без конкуренции существующие предприниматели тяготеют к превраще­нию в монополистов или получателей ренты от своей собственности.

По данным Всемирного экономического форума, Россия занимает низкое, 106-е место в мире по интенсивности конкуренции на внутреннем рынке, хотя, судя по данным таблицы 6.2, она нарастает, что не может не радовать (правда, для участников конкуренции это рас­тущая проблема). Так, по данным выборочных обследований, в середине 2000-х гг. лишь 1/5 часть промышленных предприятий не считали конкуренцию важным фактором принятия бизнес-решений, в то время как около 1/3 испытывали острую конкуренцию как со стороны отечественных, так и зарубежных компаний).

Тем не менее низкая интенсивность конкуренции является одной из самых характер­ных черт российской социально-экономической модели. Главные причины этого таковы:

- советское наследие, в котором большое место занимали крупные и сверхкрупные предпри­ятия, что усиливает тенденции к олигополизму и монополизму и тем самым снижает уровень конкуренции в стране;

- сохранение большого числа естественных монополий, осуществляющих хозяйственную деятельность почти без конкурентов (добыча газа, почта и др.);

- нынешняя отраслевая структура российской экономики, в которой велико преобладание сырьевых отраслей и отраслей с низкой степенью переработки, для которых по технологиче­ским причинам характерна высокая концентрация производства и ограниченные возможно­сти входа на рынок новых участников, что подталкивает производителей в этих отраслях к олигополистическому взаимодействию, а не конкуренции;

- недостаточная защита прав собственности, которая снижает стимулы к входу на рынки но­вых участников, то есть переливу капитала путем строительства новых или приобретения старых предприятий;

- избыточные ограничения для входа новых участников на рынки вследствие высоких адми­нистративных барьеров, причем часто нацеленных на защиту уже действующих участников, ставших «своими» для местных и региональных властей.

Низкий уровень конкуренции оборачивается постоянным ростом цен (даже в усло­виях кризиса 2008-2009гг.). Механизм подобного повышения цен строится на:

- использовании монополистами своей власти в тех отраслях, где они присутствуют (прежде всего это касается естественных монополий);

- картелизации отраслей, в которых существуют олигополии. Объектами отраслевого кар­тельного соглашения обычно являются ценообразование, сферы влияния, условия продаж, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции. Признаки картелизации наблюдаются прежде всего на сильно концентрированных рынках (например, нефтепродуктов);

- «молчаливом сговоре» между участниками даже низко концентрированных рынков по по­воду поддержания высоких цен (примером может быть российская аптечная сеть).

Эффективность проводимой в стране антимонопольной политики низка (по этому пока­зателю Россия занимает 107-е место в мире), что позволяет существовать в России не только большому числу монополий (особенно естественных) и олигополий с их склонностью к картельным соглашениям, но и ведет к широкому распространению «молчаливого сговора» за счет потребителя. Тем не менее надо отметить, что антимонопольная политика начинает усиливаться – летом 2009г. в закон «О защите конкуренции» внесены ужесточающие по­правки, активизирова­лась практика наложения штрафов за злоупотребления на рынках (в конце 2008 года Феде­ральная антимонопольная служба оштрафовала компании ЛУКОЙЛ и "Роснефть" на 1,44 и 1,5 млрд. руб. соответственно).

Крупный, средний и малый частный бизнес

Если к крупным компаниям отнести те, чей годовой оборот (объем реализации) превы­шает 1 млрд.долл., то в 2008г. таких компаний в России насчитывалось 197, а если ориентироваться на оборот в минимум 500млн.долл., то более 372 (но если немного пони­зить планку, то 400, включая компании госсектора). Из этих четырех сотен компаний 8 дей­ст­вуют в АПК, 194 работают в промышленности (в том числе 59 - в ТЭК, 29 - в металлургии, 19 - в химии и нефтехимии, 44 - в машиностроении, 25 - в пищевой и табачной промышлен­ности), 25 функционируют в строительстве, 32 работают на транспорте и в связи, 37 явля­ются банковскими и страховыми компаниями, а 76 функционируют в торговле [26]. По автор­ской оценке, они (включая компании госсектора) производили около 40-45% российского ВВП.

К среднему бизнесу, по российской методологии, относятся предприятия с числом заня­тых от 100 до 250 и с объемом реализации от 100 до 400 млн. руб. Если к средним ком­паниям отнести те, что не входят в 400 ведущих, но оборот которых превышает 10 млн. долл., то в 2006г., по данным журнала «Эксперт», их было около 13 тыс.[27] На них приходи­лось, оценочно, около 35-40% российского ВВП (с учетом компаний госсектора).

Большинство крупных и значительная часть средних компаний объединена в интегри­рованные бизнес-группы. Это межфирменные объединения, основанные на юриди­чески закрепленных имущественных и/или неимущественных аффилированных отношениях. В России, предположительно, несколько сотен таких бизнес-групп, действующих как на об­щенациональном, так и региональном уровне, как в одной отрасли, так одновременно в не­скольких. Если взять за минимум объем продаж в 700 млн.долл. или 20 тыс. работников, то в 2003г., по данным обследования Всемирного банка, в частном секторе России лидировали 22 частные бизнес-группы, созданные в основном на базе приватизированных предприятий. На них приходилось 39% объема продаж промышленной продукции[28] (если к ним прибавить бизнес-группы из госсектора, то тогда их число можно довести примерно до 30).

Помимо высокой концентрации производства, другой, еще более важной особенно­стью российского частного крупного и среднего бизнеса, является высокая концентрация собственности. В отличие от развитых стран, в России большинство крупных частных ком­паний и бизнес-групп, а также значительная часть среднего бизнеса находится под контро­лем нескольких физических лиц (а часто и одного физического лица) через обладание кон­трольным пакетом акций. Так, лидирующие 22 частные бизнес-группы контролировались всего 40 физическими лицами. Именно на этом основании частных собственников крупных компаний в России называют часто олигархами, а российский госкапитализм – олигархиче­ским.

Высокая концентрация собственности в российских больших и средних корпораций налагает заметную специфику на их корпоративное управление. В отличие от англо-саксон­ской модели с ее распыленной собственностью и концентрацией управления в руках менед­жеров, в российской корпорации и бизнес-группе стратегические решения принимают собст­вен­ники, круг которых обычно узок - говоря языком экономической теории, в России собст­вен­ность слабо отделена от управления. Еще одной специфической чертой крупного и сред­него бизнеса являются тесные, часто неформальные отношения корпораций (особенно круп­ных) с органами государственной власти.

Малый бизнес занимает скромное место в российской государственно-олигархиче­ской модели. В нем занято около 10 -15% работающих (с учетом внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и выпускается примерно такая же часть ВВП. По данным за 2008г., основная масса работающих в этом бизнесе занимается торговлей и ремонтом (27%), производством готовых изделий (18%), строительством (16%), операциями в сфере недвижимости (16%), сельским и лесным хозяйством, охотой и рыбо­ловством (8%). Хотя малому бизнесу в 2000-е гг. значительно снизили налоговую нагрузку и облегчили налоговое администрирование (через введение вмененного налогообложения ………………………….), однако он продолжает страдать из-за отсутствия льготного креди­тования, больших административных барьеров, коррупции и рэкета. По сравнению с круп­ными и средними компаниями малый бизнес переносит эти проблемы особенно тяжело из-за своих невысоких финансовых и производственных возможностей.

Государственный сектор

Государственный сектор имеет в России как традиционные, так и специфические для госсектора черты. К традиционным чертам можно отнести его концентрацию в социальной инфраструк­туре (социальное обеспечение, здравоохранение, образование, ЖКХ), науке и культуре, про­изводственной инфраструктуре (транспорт, связь, электроэнергетика).

Из специфики российского госсектора отметим его заметное присутствие в добываю­щей и обрабатывающей промышлен­ности, строительстве, сельском хозяйстве, банковском секторе. Другая специфическая черта – расплывчатые границы госсектора, так как в России немало компаний, в которых государству принадлежат не все акции, а лишь большинство (примером может быть «Газпром»), а также компаний, в которых у государства меньшин­ство акций или даже только «золотая акция» (она фактически дает государству лишь право вето в стратегических для компании решениях). Эти две черты – присутствие госсектора в нетрадиционных для него отраслях и расплывчатость его границ – являются следствием как чрезмерной роли государства в российской экономике, так и использования им неэкономи­ческих инструментов госрегулирования (например, через ту же «золотую акцию»).

Основу госсектора составляют полностью принадлежащие государству госучрежде­ния (их в стране около 60 тыс.), государ­ственные унитарные предприятия (около 9 тыс.), компании с государственным участием (из них лишь около 5 тыс. находятся в государствен­ной собственности не ме­нее чем на 50%). На эти учреждения, предприятия и компании (с преобладанием госсобственности) приходится около 24% основ­ных фондов страны и в них занято 24% всех работников. Они производят основную массу социальных услуг, научных исследований, услуг транспорта и связи, а также выпускают около 14% продукции до­бы­вающей промышленности (в том числе треть нефти), 13% производства и рас­пределения электроэнергии, газа и воды, а также 9% продукции обрабатывающей промыш­ленности (преимущественно военной)[29]. В целом госсектор выпускает 20-25% российского ВВП (осталь­ное приходится на частный сектор, включая компании с не преобладающим государст­венным участием).

С 2000-х гг. ранее непрерывно падающая доля госсектора перестала снижаться, так как приватизация стала сочетаться с приобретением в государственную собственность при­ватизированных активов для укрепления ранее созданных государственных акционерных компаний (активы частной компании ЮКОС были выкуплены госкомпанией «Сургутнефте­газ»), образования новых госкомпаний (прежде всего путем организации из отдельных ком­паниицй госхолдингов «Объединенная авиастроительная корпорация», «Объединенная судо­строительная корпорация», «Росгеология» и других), а также для создания госкорпораций.

Госкорпорации

Это «Ростехнологии», «Росатом», Российская корпорация нанотехнологий («Роснанотех», или «Роснано»), Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Государственная корпорация по строитель­ству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта («Олимпстрой»), Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства плюс де-факто госкорпорацией является создаваемый с 2008г. Федеральный фонд содейст­вия развитию жилищного строительства. Госкорпорации, в отличие от госкомпаний, явля­ются некоммерческими организациями и поэтому не подпадают под закон о банкротстве, на них не распространяется законодательство о госзакупках, они имеют широкий доступ к гос­бюджету, налоговые льготы и не обязаны предоставлять подробную отчетность о своей хо­зяйственной деятельности. Для этого под каждую из госкорпораций был принят отдельный федеральный закон и выделены большие средства (пакеты акций, имущественные ком­плексы, денежные средства из бюджета – от 6 до 7% консолидированного бюджета в 2007 и 2008гг.).

Государственные корпорации начали активно создаваться в 2000-е гг. для решения конкретных социально-экономических и управленческих задач, с которыми рынок и госу­дарство плохо справляются. С точки зрения экономической теории и мировой практики часть из них выполняет функции институтов развития («Роснано», ВЭБ, АСВ), другие явля­ются агентами правительства по выполнению отдельных функций (АСВ, «Олимпстрой», Фонд содействия реформированию ЖКХ, Фонд содействии развитию жилищного строитель­ства), квазиминистерствами («Росатом» вместо прежнего Минатома), квазихолдингами («Ростехнологии» с их более чем400 акционерными обществами).

Пока еще трудно говорить об эффективности госкорпораций. С одной стороны, есть тревожные сигналы, что в ряде госкорпораций она невелика несмотря на то, что размер зар­платы руководителей госкорпораций, как правило, гораздо выше, чем оклад федерального министра. За первые два года существования «Роснано» из переданных ей госбюджет­ных 130 млрд.руб. было освоено всего 10 млрд. (причем 5 млрд. из них пошло на обеспече­ние те­кущей деятельности), а из поступивших к началу 2009г. в «Роснано» 650 заявок (дан­ная гос­корпорация занимается прежде всего финансированием проектов в области нанотех­нологий) было одобрено только 7. Другим примером может быть Фонд содействия реформи­рованию ЖКХ, который в 2008г. израсходовал 46 млрд.руб. бюджетных средств на капре­монт много­квартирных домов и переселение граждан их аварийного жилья, но одновре­менно тратил на содержание каждого своего сотрудника по 200 тыс.руб в месяц, не считая годовых бонусов. В то же время ВЭБ и АСВ проявили себя во время кризиса 2008-2009гг. как важные инстру­менты поддержания финансовой стабильности, предоставляя огромные кредиты ведущим российским компаниям и страхуя банковские вклады.

Сосредоточение огромных активов в руках госкорпораций с их недостаточно четкой регламентацией, задачами и функциями вызывает опасения, что это передача государствен­ных полномочий в распоряжение агентов, действия которых ограничены еще меньше, чем у госорганов. Возможно, что некоторые госкорпорации снижают уровень отраслевой конку­ренции, будучи фактически естественными монополиями (см. ниже)[30]. Поэтому звучат предло­жения по преобразованию госкорпораций в государственные акционерные компании, которые действуют на базе российского акционерного законодательства.

Естественные монополии

Ряд госкорпораций, госкомпаний и унитарных предприятий являются почти абсолют­ными монополистами в производстве некоторых товаров и услуг как на федераль­ном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Это прежде всего гидро- и атомная электроэнергия, газ и газопроводные услуги («Русгидро», «Росатом», «Газпром»), услуги по предоставлению электросетей, нефтепроводов и железных дорог (ФСК ЕЭС, «Транснефть», РЖД), почтовые услуги (ФГУП «Почта России»), а также услуги ЖКХ.

В России их традиционно называют естественными монополиями, хотя для естест­венных монополий характерно технологическое обоснование, которое не может полностью объяснить монополизм некоторых из них, например, «Газпрома». Тем не менее они подпа­дают под действие закона «О естественных монополиях» и поэтому государство через Феде­ральную службу по тарифам (ФСТ) регулирует цены и тарифы на их товары и услуги через ежегодное установление пределов роста цен на их продукцию. Но эти пределы часто оказы­ваются выше предполагаемых темпов инфляции и поэтому еще больше ее увеличивают. Так, если за 2005-2008гг. потребительские цены в России выросли на 53%, то на услуги ЖКХ – на 108%.

Главными причинами такой проинфляционной политики государства является жела­ние обеспечить прибыльность естественных монополий, получить доходы в госбюджет за счет налогообложения их доходов, а также декларируемое стремление повысить энергоэф­фективность (через приближение российских цен на топливо и энергию к мировым) и до­биться самоокупаемости услуг ЖКХ.

Государственно-частное партнерство

Государственно-частное партнерство (public-private partnership), то есть кооперация государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых про­ектов, становится все более заметным явлением в мире. Роль государства как единственного поставщика общественных благ далеко не очевидна. Поэтому государство может не только разрешать частному бизнесу самостоятельно предоставлять эти блага (тем более если ощу­тимая часть населения предпочитает не получать их бесплатно, а платить за них, как это происходит в развитых странах), но и пытаться осуществлять их предоставление в партнер­стве с частным бизнесом. Для этого существующая госсобственность передается в концес­сию, аренду, лизинг, а также возводятся новые объекты на правах совместного предпри­ятия[31].

Российское руководство продвигает идею государственно-частного партнерства. Так, в Концепции-2020 за­писано, что в своих отношениях с бизнесом государство будет руково­дствоваться рядом принципов, в том числе принципом расширения государственно-частного партнерства, пре­жде всего в сфере НИОКР и распространения инвестиций, энергетической и транспортной инфраструктуре. Тем более что некоторые формы государственно-частное партнерства уже существуют в России, прежде всего в рамках появившихся в ходе привати­зации ком­паний, в которых доля государства не преобладает.

Идея расширения государственно-частного партнерства имеет как сторонников, так и противников в России. В пользу расширения государственно-частного партнерства приводят довод, что это партнерство можно рассматривать как новую волну приватизации, но медлен­ную и под сильным контролем государства, от которой не будет таких негативных побоч­ных эф­фектов, как от ускоренной приватизации 1990-х гг. Против расширения государст­венно-ча­стного партнерства выдвигается довод, что эффективное партнерство возможно только при подробно разработанном законодательстве в этой области, а также при полной ясности и предсказуемости экономической политики, а без этого можно ожидать только формального участия бизнеса в проектах государства в целях самосохранения, коррупцион­ной смычки с госчиновниками и получения ими «теплых» мест в руководстве данными про­ектами.

Ненаблюдаемая экономика

По данным за 2007г., в России доля ненаблюдаемой экономики составила 17,1% ВВП, при­чем на неформальную экономику (включая продукцию домашних хозяйств) прихо­дилось больше половины этой величины, а на скрытую, теневую деятельность – менее половины. Неформальная экономика наиболее заметна в сельском хозяйстве, теневая – в строительстве, торговле и операциях с недвижимостью[32]. Если большая величина неформальной экономики говорит скорее о невысоком уровне развития страны, то большие размеры скрытой эконо­мики свидетельствуют о недостатках национальной социально-эко­номической модели – те­невой экономике способствуют прежде всего высокие налоги, сильные административные барьеры, коррумпирован­ность надзирающих органов и, ко­нечно, низкая хозяйственная этика. Обратим внимание на то, что, по данным обследования ООН за 2003г., ненаблюдаемая экономика в России составляла 24,3% ВВП (в Польше – 15,7%, Литве – 18,9%, Италии – 16,7%, Бразилии – 12,8%)[33], что при сопоставле­нии с показателем за 2007г. может свидетельст­вовать об относительном (по отношению к ВВП) снижении доли ненаблюдаемой экономики в России.

Примерно в такую же величину можно оценить и нелегальную экономику. Велики все ее формы, но особенно большой размах у наркоторговли, хищений и взяточничества. Раз­меры наркоторговли оцениваются в ………………………………………………………

По размаху хищений можно привести такой пример: в конце 2009г. бывшему министру фи­нансов Московской области и двум его соучастникам было предъявлено обвинение в хище­нии из бюджета Подмосковья более 3 млрд.руб., то есть около 100 млн.долл. Что касается коррупции, то индекс ее восприятия, по данным организации Тransparency International, за 1996-2008гг. колебался в России в пределах от 2,1 балла (2000 и 2008гг.) до 2,8 (2004г.), то есть оставался неизменно высоким (таковым считается рейтинг ниже 5 баллов), хотя и без резких взлетов и падений (правда, с этим не согласны некоторые исследователи, считающие, что в целом за 2000-е гг. уровень коррупции повысился, так как размеры взяток сильно воз­росли).

Краткие выводы

1.Состояние предпринимательских ресурсов России во многом обусловлено переход­ным ха­рактером российской экономики. Другие черты предпринимательства вызваны особенно­стями становления нынешней соци­ально-экономической модели - ускоренный характер приватиза­ции породил заметный слой неэффективных и недостаточно легитимных собст­венников.На специфику российского предпринимательства сильно воздействуют особенно­сти сложившейся в нашей стране социально-экономической модели - характерное для нее доминирование государства над бизнесом с одновременным вхождением части госаппа­рата в бизнес порождает такую черту российского предпринимательства, как сильное при­способле­ние к власти, что снижает эффективность предпринимательской деятельности в ее классиче­ском понимании.

2. Основные проблемы для частного бизнеса в России связаны прежде всего с недостатками экономического механизма и экономполитики (неэффективность госбюрократии, слабая поддержка бизнеса со стороны властей, вмешательство государства в деятельность предпри­ятия, частые изменения законодательства и нормативных актов, налоги и налоговое регули­рование, распространенность недобросовестной конкуренции, давление естественных моно­полий, ин­фляция, доступ к финансированию), а также дефектами этического механизма (коррупция, преступность и хищения), хотя также велики проблемы, связан­ные с подготов­кой кадров (а их готовит не только государство) - недостаток квалифицирован­ных менедже­ров и квалифицированных рабочих.

3. Россия занимает низкое, 106-е место в мире по интенсивности конкуренции на внутреннем рынке, хотя она нарастает. Низкий уровень конкуренции оборачивается постоянным ростом цен. Эффективность проводимой в стране антимонопольной политики низка (по этому пока­зателю Россия занимает 107-е место в мире), что позволяет существовать в России не только большому числу монополий (особенно естественных), олигополий с их склонностью к кар­тельным соглашениям, но и ведет к широкому распространению «молчаливого сговора» в невысоко концентрированных отраслях за счет потребителя.

4. Крупные компании (включая компании госсектора) производят около 40-45% российского ВВП. На средние компании приходится около 35-40% российского ВВП (с учетом компаний госсектора). Большинство крупных и значительная часть средних компаний объединены в интегри­рованные бизнес-группы, то есть межфирменные объединения, основанные на юри­ди­чески закрепленных имущественных и/или неимущественных аффилированных отноше­ниях. Малый бизнес занимает скромное место в России, производя 10-15% ее ВВП.

5. Государственный сектор имеет в России как традиционные, так и специфические для гос­сектора черты. К традиционным чертам можно отнести его концентрацию в социальной ин­фраструк­туре (социальное обеспечение, здравоохранение, образование, ЖКХ), науке и куль­туре, про­изводственной инфраструктуре (транспорт, связь, электроэнергетика). Из специ­фики российского госсектора отметим его заметное присутствие в добываю­щей и обрабаты­вающей промышлен­ности, строительстве, сельском хозяйстве, банковском секторе. Другая специфическая черта – расплывчатые границы госсектора, так как в России немало компа­ний, в которых государству принадлежат не все акции, а лишь большинство, а также компа­ний, в которых у государства меньшин­ство акций или даже только «золотая акция» (она фак­тически дает государству лишь право вето в стратегических для компании решениях).

6. Государственные корпорации начали активно создаваться в 2000-е гг. для решения кон­кретных социально-экономических и управленческих задач, с которыми рынок и госу­дарство плохо справляются. С точки зрения экономической теории и мировой практики часть из них выполняет функции институтов развития («Роснано», ВЭБ, АСВ), другие явля­ются агентами правительства по выполнению отдельных функций (АСВ, «Олимпстрой», Фонд содействия реформированию ЖКХ, Фонд содействии развитию жилищного строитель­ства), квазимини­стерствами («Росатом» вместо прежнего Минатома), квазихолдингами («Ростехнологии» с их более чем400 акционерными обществами).

7. Ряд госкорпораций, госкомпаний и унитарных предприятий являются почти абсолют­ными монополистами в производстве некоторых товаров и услуг как на федераль­ном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Это прежде всего гидро- и атомная электро­энергия, газ и газопроводные услуги («Русгидро», «Росатом», «Газпром»), услуги по предос­тавлению электросетей, нефтепроводов и железных дорог (ФСК ЕЭС, «Транснефть», РЖД), почтовые услуги (ФГУП «Почта России»), а также услуги ЖКХ. В России их традиционно назы­вают естественными монополиями, хотя для естест­венных монополий характерно тех­ноло­гическое обоснование, которое не может полностью объяснить монополизм некоторых из них. Тем не менее они подпа­дают под действие закона «О естественных монополиях» и по­этому государство регулирует цены и тарифы на их товары и услуги через ежегодное уста­новление пределов роста цен на их продукцию. Но эти пределы часто оказываются выше предполагаемых темпов инфляции и поэтому еще больше ее увеличивают.

8. Российское руководство продвигает идею государственно-частного партнерства. В пользу расширения государственно-частного партнерства приводят довод, что это партнерство можно рассматривать как новую волну приватизации, но медленную и под сильным контро­лем государства, от которой не будет таких негативных побочных эффектов, как от уско­ренной приватизации 1990-х гг. Против расширения государственно-частного партнерства выдвигается довод, что эффективное партнерство возможно только при подробно разрабо­танном законодательстве в этой области, а также при полной ясности и предсказуемости экономической политики, а без этого можно ожидать только формального участия бизнеса в проектах государства в целях самосохранения, коррупционной смычки с госчиновниками и получения ими «теплых» мест в руководстве данными проектами.

9.В России доля ненаблюдаемой экономики в 2007г.составила 17,1% ВВП, при­чем на про­дукцию домашних хозяйств и особенно на неформальную экономику приходилось 2/5 этой величины, а на скрытую, теневую деятельность – 3/5, прежде всего это рыболов­ство, строи­тельство, торговля и ремонт, аренда жилья). Если высокая доля неформальной экономики говорит скорее о невысоком уровне развития страны, то вы­сокая доля скрытой экономики свидетельствует о недостатках национальной социально-эко­номической модели - в данном случае это прежде всего высокие налоги, большие административные барьеры, коррумпиро­ван­ность надзирающих органов и, конечно, низкая хозяйственная этика. Примерно в такую же величину можно оценить и нелегальную экономику. Велики все ее формы, но особенно большой размах у наркоторговли, хищений и взяточничества.

 

Рекомендуемая литература

Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы. Науч. ред. Е.Т.Гайдар. М., 2010.

Меньшиков С.М. Анатомия российского капитализма. М., 2004. Гл.3.

Национальная экономика. Учебник под ред. Р.М.Нуреева. М., 2010. Гл.8,10, 18, 24

www.gks.ru (сайт Росстата)

 

 

Вопросы для самопроверки

1.Каковы специфические черты предпринимательских ресурсов России?

2.Перечислите основные барьеры для ведения бизнеса в России

3.Почему в России невелика интенсивность конкуренции?

4.Какова специфика госсектора в России?

5.Почему российский малый бизнес слабо развит?

6.Сопоставьте размах ненаблюдаемой экономики в России с другими странами близкого уровня развития

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.05 с.)