Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Социально-экономическая модель страны
Понятие национальной экономики Экономика страны (национальная экономика) – это хозяйство, очерченное национальными границами. Так, экономика России (российская экономика) – это экономика в границах России, а экономика СССР (советская экономика) была экономикой в границах этой позже распавшейся страны. Под экономикой страны может также подразумеваться экономика такой ее отдельной части (территории), которая обладает хозяйственной и политической автономией (Гренландия, Гонконг) и поэтому резко выделяется из экономики всего государства (в нашем случае - Дании и КНР). Международные экономические организации включают подобные территории в статистику стран мира, оговаривая, что под странами они подразумевают не только государства, но и некоторые территории. Кроме того, есть административно-территориальные образования, которые считают себя государствами, но большинство стран мира их такими не считает и относит к территориям (примером может быть Тайвань, называющий себя Китайской Республикой). Есть такие образования и на постсоветском пространстве. При анализе их экономик лучше исходить из того, признает ли ваша собственная страна эти образования за суверенные государства или нет. Так, Россия признает независимость Абхазии и Южной Осетии, но считает Нагорный Карабах территорией Азербайджана, а Приднестровье – территорией Молдавии. Типология национальных экономик Две сотни национальных экономик объединяют в три большие социально-экономические группы, которые называются хозяйственными системами (или подсистемами, если считать мировую экономику одной большой системой). Это развитые, переходные и развивающиеся экономики. Для развитых стран (developed economies) характерно доминирование рыночных (капиталистических) отношений в их хозяйственной жизни и высокий уровень социально-экономического развития. Международный валютный фонд (www.imf.org) в число 32 развитых экономик включает США, Японию, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Израиль, Исландию, 4 «новые индустриальные азиатские экономики» (Южную Корею, Сингапур, Гонконг и Тайвань), 16 стран зоны евро (Австрию, Бельгию, Германию, Грецию, Ирландию, Испанию, Италию, Кипр, Люксембург, Мальту, Нидерланды, Португалию, Словакию, Словению, Финляндию, Францию), а также не входящие в эту зону развитые европейские страны – Великобританию, Данию, Норвегию, Швейцарию и Швецию. По другим классификациям группа развитых стран выглядит несколько по-иному – ОЭСР (www.oecd.org) причисляет к ним только 30 своих стран-участников (включая Мексику и Турцию), а ООН (www.un.org) не включают в число развитых стран Израиль и «новые индустриальные азиатские экономики», но зато причисляют к ним все страны-члены ЕС (включая Болгарию и Румынию).
Все остальные экономики мира менее развиты и их обычно делят на две группы – переходные и развивающиеся. К переходным экономикам (transition economies) относят страны, переходящих от социалистической к рыночной (капиталистической) экономике. Это 14 бывших социалистических стран Центрально-Восточной Европы – ЦВЕ (без вышеупомянутых Словакии и Словении, но включая страны Балтии, входившие ранее в СССР), 14 остальных постсоветских стран (все из них, кроме Абхазии, Грузии, Южной Осетии, входят в СНГ), а также Монголия. К странам с переходной экономикой фактически принадлежат Китай и Вьетнам, но их руководство отрицает, что в этих странах строится капитализм и предпочитает, чтобы международная статистика причисляла их к развивающимся экономикам, что она и делает. Можно ожидать, что переходными станут все еще социалистические Куба и КНДР. К развивающимся экономикам (developing economies) относят все остальные страны мира, которых насчитывается почти полторы сотни. Это страны неразвитого, отсталого капитализма. Среди них выделяют такие группы (подгруппы), как новые индустриальные страны (newly industrializing countries), проводящие активную индустриализацию cвоей экономики (часть из них – Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань – по классификации МВФ уже числится среди развитых стран), страны-экспортеры топлива (fuel exporting countries), наименее развитые страны (leаst developed countries), а также бедные страны с высоким уровнем внешней задолженности (heavily indebted poor countries). Стоящие перед странами с переходной и развивающейся экономикой задачи (прежде всего задача догнать страны первой группы по уровню социально-экономического развития, т.е. задача догоняющего развития, или модернизации) и стоящие перед ними проблемы (прежде всего отсталости и бедности) во многом схожи. Поэтому нередко эти две группы стран в международной статистике объединяют в одну группу под разными названиями – страны с формирующимися рынками (emerging markets economies), развивающиеся и переходные экономики (developing and transition economies), формирующиеся и развивающиеся экономики (emerging and developing economies). Можно предположить, что в перспективе часть стран с переходной экономикой войдет в группу развитых, часть – в группу развивающихся стран, и мировая экономика будет состоять, как и сто лет назад, из двух групп стран – развитых и развивающихся (менее развитых).
Характер и уровень социально-экономического развития страны Таким образом, для отнесения национальной экономики к той или иной группе (развитые, переходные, развивающиеся экономики) нужно определить характер экономических отношений внутри страны и уровень социально-экономического развития страны. Характер экономических отношений определяется тем, насколько распространены в национальном хозяйстве рыночные (капиталистические) отношения: в развитых странах они господствуют, в развивающихся - соседствуют с традиционными (докапиталистическими), в переходных – сосуществуют с социалистическими (а часто и с докапиталистическими) отношениями. Заметное присутствие докапиталистических отношений в развивающихся странах (слабое распространение и защита частной собственности, ограниченность прав индивида и организаций, господство обычаев и традиций, а не закона) объясняется молодостью их капитализма, а ощутимые остатки социалистических отношений в переходных экономиках (большой госсектор, невысокая интенсивность конкуренции внутри страны, сильное государственное вмешательство) - тем, что это прежние социалистические государства (или части этих государств). Уровень социально-экономического развития можно выявить через анализ набора показателей: из экономических показателей– это, конечно, размеры валового внутреннего продукта (или валового национального дохода) в расчете на душу населения и отраслевая структура валового внутреннего продукта, а из социальных показателей - это прежде всего индекс человеческого развития. Остановимся на анализе этих показателей подробнее. ВВП и ВНД на душу населения Валовой внутренний продукт, ВВП (gross domestic product, GDP), измеряется методом добавленной стоимости объем выпущенных в границах страны товаров и услуг, а валовой национальный доход, ВНД (gross national income, GNI) – величину произведенного резидентами страны дохода плюс нетто первичных доходов (т.е. от производства и собственности) в их расчетах с заграницей. В большинстве стран ВВП обычно больше ВНД, но в ряде стран – наоборот. Так, в России в 2008г. ВВП составил 41,7 трлн., а ВНД – 40,5 трлн. руб. При расчете на душу населения (в 2008г. среднегодовая численность населения России составляла 142 млн. чел.) получим соответственно 293 тыс. и 285 тыс.руб. (в 2007г. соответственно 233 и 229 тыс.руб.) Для международных сопоставлений используют самую распространенную валюту мира – доллары. Однако, исходя из нашей цели – сравнение уровней социально-экономического развития разных стран, было бы не совсем корректно просто переводить рубли в доллары по обменному (номинальному) курсу, т.к. курсы валют подвержены колебаниям и к тому же в разных странах существуют разные цены на товары и услуги. Для этого под эгидой ООН в рамках Программы международных сопоставлений раз в несколько лет проводят обследования, показывающие, сколько в каждой стране стоит корзина из 3452 основных товаров и услуг по сравнению с такой же корзиной в США (с поправкой на качество). Затем, сопоставляя стоимость той или иной национальной корзины с американской, определяют стоимость национальных валют по отношению к доллару. Подобный условный валютный курс называется паритетом покупательной способности валют– ППС (parity of purchasing power, PPP). У переходных и развивающихся стран курс по ППС лучше номинального, потому что их внутренние цены на большинство товаров в основном ниже американских.
Проведя последний раз подобное обследование по данным за 2005г., международные организации и национальные статистические организации затем экстраполируют ППС с поправками на следующие годы вплоть до нового обследования (ожидается его проведение по данным за 2011г.). Так, Росстат в своем статистическом сборнике «Национальные счета России» оценивает душевой ВВП по ППС в нашей стране в размере $14740 для 2007г. (по курсу 15,81 рубля за доллар). Однако национальные статистические органы большинства стран мира не проводят таких оценок. Поэтому для межстрановых сравнений обычно прибегают к статистике Всемирного банка (www.worldbank.org). Но Банк оценивает по паритету покупательной способности не ВВП, а ВНД, причем с сильной ориентацией на среднегодовые оценки (что, впрочем, помогает избежать сильных годовых колебаний ВВП по ППС из-за изменений обменного курса национальных валют). Так, Всемирный банк предлагал считать курс российского рубля по ППС в 2008г. дороже номинального курса в 1,6 раза. По данным Банка в его ежегодном докладе «Мировое развитие» (World Development Report), душевой ВНД по ППС в России в 2008г. составил $15 630. Это заметно ниже, чем у Португалии ($22 080) и Словакии ($21 300), идущих по этому показателю в конце вышеуказанного списка МВФ развитых стран, но выше чем у всех остальных постсоветских стран, кроме государств Балтии - Эстонии ($19 280), Литвы ($18 210) и Латвии ($16 740). Среди постсоветских стран наименьший душевой ВНД по ППС демонстрируют Узбекистан ($2 660), Киргизия ($2 130) и Таджикистан ($1 860), находящиеся по этому показателю близко к африканским странам.
Душевой размер ВНД по ППС в России был почти в 3 раза выше среднего показателя для стран с формирующимися рынками ($5 330), но примерно в 2,5 раза ниже среднего показателя для развитых стран ($37 140). Таким образом, по этому показателю Россию можно отнести к лидерам группы стран с формирующимися рынками, но не к развитым странам. Отраслевая структура ВВП Отраслевая структура ВВП развитых стран демонстрирует закономерности, характерные для постиндустриальной стадии развития – небольшая доля первичного сектора, уменьшающаяся - вторичного сектора, растущая – третичного. Однако в этой главной закономерности есть ряд особенностей. Первичный сектор (сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство, в англоязычной статистике часто называемые общим термином agriculture, который охватывает все вышеуказанные отрасли, а не только сельское хозяйство) снизил свой вес в производстве ВВП развитых стран прежде всего потому, что в большинстве из них спрос на продукцию первичного сектора растет медленно из-за высокого насыщения потребностей населения в продовольствии и достигнутой здесь высокой производительности труда на основе индустриальных методов ведения хозяйства. Этот сектор дает от 1% ВВП (США, Бельгия, Великобритания, Германия, Швейцария, Швеция) до 3% (Австралия, Греция, Испания, Португалия, Финляндия, Южная Корея). В остальных странах доля этого сектора обычно выше, за исключением стран с плохими для него природными условиями. В России доля первичного сектора также выше, чем в развитых странах – 5%, хотя говорить о высокой насыщенности потребностей населения продовольствием не приходится, а производительность труда в этом секторе невелика (об этом свидетельствует доля занятых в первичном секторе – 10%, которая намного выше его доли в ВВП). В наиболее развитых государствах ЦВЕ эти показатели не намного лучше (3-5%), а в остальных постсоветских странах они хуже, особенно в трех вышеупомянутых центральноазиатских республиках. Так, в Таджикистане первичный сектор производит 25% ВВП и в нем занято 68% работающих. Вторичный сектор (промышленность, строительство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, обычно называемые в англоязычной статистике общим термином industry) продолжает в развитых странах снижать свой вес, который в 2008г. составлял от 21-24% (США, Бельгия, Великобритания, Нидерланды, Португалия, Франция) до 35-43% (Ирландия, Норвегия, Словакия, Южная Корея). Процесс уменьшения веса вторичного сектора часто называют термином «деиндустриализация», однако это происходит скорее из-за более быстрого роста третичного сектора и цен на его продукцию, чем из-за сворачивания отдельных отраслей промышленности в развитых странах. Сворачивание промышленных производств, особенно добывающих, простых и «грязных», за счет импорта этой продукции из менее развитых стран имеет место, но оно во многом компенсируется концентрацией обрабатывающей промышленности развитых стран на высококачественных и особенно высокотехнологичных товарах.
В большинстве развивающихся стран идет индустриализация, в том числе экспортоориентированная на рынки развитых стран. Поэтому здесь пестрая картина: где к активной индустриализации еще не приступили из-за своей отсталости, там вес вторичного сектора ниже, чем в развитых странах, а там, где этим активно занимаются, особенно в новых индустриальных экономиках, доля вторичного сектора нередко выше, чем во многих развитых странах (в Мексике –.375%, Индии – 29%, Бразилии – 28%, Индонезии и Малайзии – 48%), особенно в странах-нефтеэкспортерах (в Саудовской Аравии – 70%). Еще пестрее картина в переходных экономиках: если в Китае и Вьетнаме из-за процесса активной индустриализации вес вторичного сектора уже значительно превысил 40%, то в большинстве остальных стран происходит деиндустриализация с ее снижением доли вторичного сектора. Причем во многих странах СНГ деиндустриализация носит характер скорее деградации промышленности из-за падения высокотехнологичных отраслей (особенно машиностроения) и их компенсации добывающими, простыми и «грязными» производствами. Так, в России доля вторичного сектора упала до 38% не столько из-за роста третичного сектора, сколько из-за снизившегося производства в обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности (если бы не было абсолютного падения производства в обрабатывающей промышленности, то доля вторичного сектора в ВВП России, по некоторым оценкам, снизилась бы намного меньше – до 46%). Третичный сектор (услуги, services) преобладает в большинстве стран всех групп, однако его структура различна. В развитых странах он состоит преимущественно из таких характерных для постиндустриальной экономики отраслей, как образование и здравоохранение, финансовые, профессиональные и деловые услуги (в США на них приходится 50% всех занятых в сфере услуг), а не из традиционных отраслей - торговли и транспорта (24%). В менее развитых странах дело обстоит по-другому: в России в первой группе отраслей занято 40% работников сферы услуг (из-за небольшого числа работников финансовых услуг), а во второй – также почти 40% (за счет пропорционально большего, чем в США, числа работников в торговле - в России они составляют 17% от всех занятых в экономике против американских 14%). Упрощая ситуацию, можно сказать, что для экономик высокого уровня развития характерна очень небольшая доля первичного сектора и постиндустриальная структура третичного сектора, для экономик среднего уровня развития (таких, например, как Россия)– невысокая доля первичного сектора и сравнительно современная структура третичного сектора, для экономик низкого уровня развития (как, например, для Индии) – высокая доля первичного сектора и отсталая структура третичного сектора. Индекс человеческого развития Пытаясь свести множество показателей уровня и качества жизни к одному, Программа развития ООН (ПРООН, UNDP, www.undp.org) предлагает такой синтетический показатель, как индекс человеческого развития - ИЧР (human development index, HDI). Он является среднеарифметическим трех субиндексов – ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования, душевого уровня ВВП по ППС. Идеалом считается, когда каждый из субиндексов и ИЧР в целом достигает 1, т.е. максимально возможного в современных условиях значения. По данным издаваемого ПРООН ежегодного доклада «Человеческое развитие» (Human Development Report), в 2007г. первые три десятка мест по величине ИЧР (от 0,929 до 0,971) занимали развитые страны из списка МВФ (за исключением Кипра, Мальты, Португалии и Словакии). Из постсоветских экономик неплохие места были у стран Балтии – в середине пятого десятка стран (0,866 - 0,883), хуже у Белоруссии, России и Казахстана (0,826, 0,817 и 0,804 соответственно). Остальные постсоветские страны вообще не входили в список стран с очень высоким (не ниже 0,900) и высоким уровнем человеческого развития (не ниже 0,800), находясь в группе стран со средним уровнем человеческого развития (85-е место у Украины – 0,796 и 127-е место у Таджикистана – 0,688). Отставание большинства постсоветских стран по уровню и качеству жизни неравномерно по разным индексам, входящим в ИЧР (т.е.субиндексам). Так, у России очень низок индекс ожидаемой продолжительности жизни (0,686 против 0,708 в среднем по миру), неплох индекс душевого уровня ВВП по ППС (0,833 против 0,768 среднемирового) и высок индекс уровня образования (0,933 против 0,784 среднемирового). Можно сделать вывод, что по мировым меркам Россия не бедная страна, с весьма образованным населением, но очень низкой продолжительностью жизни. Подведем итоги анализа уровня социально-экономического развития. Постсоветские страны демонстрируют разный уровень, но к развитым странам ближе всего государства Балтии, а дальше всех – наиболее отсталые страны Центральной Азии. Россия по ИЧР (0,817) находится примерно на уровне стран Латинской Америки (0,821), ненамного превышая среднемировой уровень (0,753), Понятие национальной социально-экономической модели Следующий шаг в анализе национальной экономики - определение ее модели. Социально-экономическая модель страны (национальная социально-экономическая модель, национальная модель) – это специфика экономических и социальных отношений в стране, отличающая ее от стран близкого уровня развития. Разъясним некоторые детали этого определения. Зачем для выяснения специфики страны желательно сравнивать ее со странами близкого уровня социально-экономического развития? Это связано с тем, что на разных уровнях развития возникают различные закономерности. Например, у развитых стран темпы экономического роста ниже, чем у остальных, догоняющих их стран, но догоняющие страны снижают динамику своего роста по мере достижения уровня наиболее развитых стран. Как для определения национальной модели выявить специфику экономических и социальных отношений внутри страны? Для этого целесообразно сосредоточиться на анализе механизмов, определяющих данные отношения - это экономический, социальный, а также этический и политический механизмы страны (они заметно воздействуют на первые два механизма). Для анализа специфики экономического механизма можно использовать разные наборы показателей (индикаторов), самостоятельно подбирая их из национальной и международной статистики. Если использовать уже готовые наборы индикаторов, то, вероятно, один из лучших наборов (10 индикаторов, характеризующих условия для функционирования частного сектора в 181 стране) содержится в ежегодном докладе Всемирного банка под названием «Осуществляя бизнес» (Doing Business), а также в докладе «Глобальная конкурентоспособность» (Global Competitiveness Report) международной неправительственной организацией Всемирный экономический форум (www.weforum.org), ежегодно составляемом на базе более 100 индикаторов по 133 странам мира. Остановимся на последнем докладе подробнее. Доклад «Глобальная конкурентоспособность» подготавливается на основе национальной статистики и опросов местных предпринимателей. Он нацелен на оценку в баллах (от 1 до 7) индекса конкурентоспособности стран мира, но многочисленность и репрезентативность индикаторов (их более сотни), входящих в этот индекс и объединенных в 12 субиндексов, позволяет также выявить особенности национальных экономических механизмов. Продемонстрируем это на примере России. По методологии доклада она входит в подгруппу стран, предпоследнюю перед наиболее развитыми странами (если судить по уровню ее подушевого ВВП). Вместе с Россией в эту подгруппу входят еще 13 стран, в том числе 6 переходных экономик (Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Хорватия) и 7 развивающихся экономик (в т.ч. Чили и Турция). Поэтому целесообразно сравнить российские субиндексы с субиндексами этих стран, хотя бы некоторых из них. Таблица 1.1. Россия и другие страны схожего уровня развития: индекс глобальной конкурентоспособности и составляющие его субиндексы
Источник: World Economic Forum.The Global Competitiveness Report 2009-2010. Geneva, 2009.
Таблица 1.1 демонстрирует ряд отличительных черт российского экономического механизма. С одной стороны, экономика России выделялась макроэкономической стабильностью (в годы перед мировым экономическим кризисом 2008-2009гг. госбюджет сводился с профицитом, госдолг был невелик, правда, по уровню инфляции Россия занимала одно из последних мест в мире), а также очень большими размерами рынка. С другой стороны, слабыми сторонами России были низкие субиндексы институциональной среды, эффективности товарных рынков, зрелости финансового рынка, восприимчивости к новым технологиям, зрелости бизнеса. Более подробный анализ индикаторов, из которых состоят указанные субиндексы, говорит о следующем. Низкий индекс институциональной среды в России объясняется прежде всего невысокой величиной таких показателей, как защита прав собственности (по этому показателю Россия находится на 121 месте в мире), соблюдение российскими фирмами стандартов отчетности (119 место), независимость судебной системы (116 место), прозрачность государственной экономической политики (114 место), а также большой величиной государственного вмешательства в деятельность фирм (124 место). Невысокий индекс эффективности товарных рынков определяется главным образом низкими показателями интенсивности конкуренции внутри страны(106 место), эффективности антимонопольной политики (107 место), открытости для иностранных товаров, услуг и капиталов (120-130 места), а также высоким уровнем монополизации (99 место). Сильное отставание России по индексу зрелости финансового рынка происходит в основном из-за слабости банковской системы (127 место), а отставание по зрелости бизнеса – преимущественно из-за невысокого количества и качества местных поставщиков (соответственно 102 и 110 места). Наконец, слабая восприимчивость к новым технологиям объясняется низким спросом российских фирм на эти технологии (104 место), невысоким наличием таких технологий (102 место) и слабой передачей этих технологий через прямые иностранные инвестиции в стране (103 место). Особенности социального механизма страны можно выявить из показателей уже упомянутого доклада «Человеческое развитие», а также использовать некоторые индикаторы доклада «Глобальная конкурентоспособность». В первом докладе приводится не только ИЧР и составляющие его индексы, но также показатели имущественного неравенства (дифференциации доходов). Наиболее известны два индикатора дифференциации доходов. Первый – это разбивка денежных доходов по 10-процентным или 20-процентым группам населения (по децилям или квинтелям). Высокая концентрация доходов в верхнем дециле (квинтеле) и низкий размер доходов в нижнем дециле (квинтеле) говорят о сильной дифференциации доходов населения (нередко рассчитывают, во сколько раз верхняя группа населения превосходит по доходам нижнюю, называя это коэффициентом дифференциации). Второй индикатор – это индекс Джини, величина которого (от 0 до 1, или от 0 до 100) отражает концентрацию денежных доходов населения. Оба показателя рассчитывается по доходам, но могут рассчитываться и по расходам (т.е. по потреблению), хотя в последнем варианте дифференциация обычно ниже. Таблица 1.2. Россия и другие страны схожего уровня развития: некоторые показатели уровня социального развития
Источники: UNDP. Human Development Report 2009. New York, 2009; World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2009-2010. Geneva, 2009.
Как видно из таблицы 1.2, на фоне стран схожего уровня развития Россия выделяется прежде всего низкой ожидаемой продолжительностью жизни. Хотя анализ показателей, составляющих субиндекс здравоохранения и начального образования (в индексе глобальной конкурентоспособности), не свидетельствует о заметном отставании российского здравооохранения от общего уровня развития страны. Политический механизм страны воздействует на ее социально-экономическое развитие прежде всего через институты демократии. Существуют различные количественные оценки уровня демократии. Так, «Политический атлас современности» (www.mgimo.ru), разработанный МГИМО(У) совместно с журналом «Эксперт», дает индекс институциональных основ демократии, оценивающий в баллах наличие и степень развитости оснований и условий для участия граждан в решении вопросов, затрагивающих их интересы. Максимальное значение этого индекса в Швейцарии (10,00 баллов), в США он равен 7,30, Германии – 6,60, Японии – 6,46, Бразилии – 6,25, Индии – 7,35, Китае – 0,69. В странах ЦВЕ он колеблется от 6 до 7 баллов (кроме Боснии и Герцеговины – 5,72). Более пестрая картина в странах СНГ: в России индекс составляет 5,24, в Белоруссии - 2,23, на Украине – 6,46, в Казахстане – 2,10 и ниже всего в Таджикистане – 1,05 и Туркмении – 0,03.
Таблица 1.3. Россия и другие страны схожего уровня развития: индекс институциональных основ демократии
Источник: Политический атлас современности (www.mgimo.ru)
Можно сделать вывод, что в России демократия слаба, и предположить, что это приводит к более заметному, чем в большинстве других стран близкого уровня развития, отрыву интересов правящей элиты от интересов всей страны, а вследствие этого – приводит к слабой защите прав собственности, низкой независимости судебной системы, слабой прозрачности и предсказуемости государственной экономической политики, большому административному вмешательству в деятельность фирм. Этический механизм, сложившийся в стране, оказывает воздействие на национальную социально-экономическую модель прежде всего через такие этические институты, как трудолюбие, ответственность, честность, законопослушность. Сложно сравнивать трудолюбие и ответственность жителей России с жителями стран схожего уровня развития, но честность и законопослушность можно косвенно оценить таким распространенным в статистике индикаторами, как уровень коррупции и преступности. Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index), ежегодно подготавливаемый международной неправительственной организацией Transparency International (www. transparency.org) и отражающий восприятие предпринимателями и экспертами уровня коррумпированности государственного аппарата, демонстрируют больший уровень коррупции в нашей стране по сравнению со странами схожего уровня развития. Это подтверждается индикатором этического поведения фирм (из субиндекса «Экономические институты» индекса глобальной конкуренции). Из этого же субиндекса можно взять показатель организованной преступности, который демонстрирует ее высокий уровень в нашей стране. В результате эффективность государственной экономической политики в России сильно снижается из-за коррупции чиновников и криминальной деятельности, а бизнес и население несут большие расходы на взятки и потери от убийств, грабежа, разбоя и воровства. Можно даже сделать вывод, что в отличие от некоторых других переходных экономик с низким уровнем демократии (Белоруссии, Китая), в России это не компенсируется приемлемым уровнем этики чиновников, предпринимателей и общества. Таблица 1.4. Россия и другие страны схожего уровня развития: показатели коррупции и организованной преступности
Источники: Transparency International. Corruption Perception Index (www.transparency.org); World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2009-2010. Geneva, 2009.
Завершить анализ национальной социально-экономической модели целесообразно выявлением стратегических проблем (задач), стоящих перед страной. Это поможет понять, что ей нужно для успешного социально-экономического развития в долгосрочной перспективе. Например, для России это такие стратегические задачи, как модернизация, освоение восточных и северных территорий, реинтеграция с другими бывшими советскими республиками, преодоление демографического кризиса, повышение уровня демократии, улучшение этики. В заключение добавим, что государства с переходной экономикой можно группировать по социально-экономическим моделям в разные группы, например, делить на страны с ориентацией на либеральную модель капитализма и страны с ориентацией на госкапиталистическую модель (см….).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.106.69 (0.044 с.) |