Глава 1. Социально-экономическая модель страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Социально-экономическая модель страны



Понятие национальной экономики

Экономика страны (национальная экономика) – это хозяйство, очерченное националь­ными границами. Так, экономика России (российская экономика) – это экономика в границах России, а экономика СССР (советская экономика) была экономикой в границах этой позже распавшейся страны.

Под экономикой страны может также подразумеваться экономика такой ее отдельной части (территории), которая обладает хозяйственной и политической автономией (Гренлан­дия, Гонконг) и поэтому резко выделяется из экономики всего государства (в нашем случае - Дании и КНР). Международные экономические организации включают подобные террито­рии в статистику стран мира, оговаривая, что под странами они подразумевают не только го­сударства, но и некоторые тер­ритории.

Кроме того, есть административно-территориальные образования, которые считают себя государствами, но большин­ство стран мира их такими не считает и относит к террито­риям (примером может быть Тайвань, называющий себя Китайской Республикой). Есть та­кие образования и на пост­советском про­странстве. При анализе их экономик лучше исходить из того, признает ли ваша собственная страна эти образования за суверенные государства или нет. Так, Россия при­знает независи­мость Абхазии и Южной Осетии, но считает Нагор­ный Карабах территорией Азербайджана, а Приднестровье – территорией Молдавии.

Типология национальных экономик

Две сотни национальных экономик объединяют в три большие социально-экономиче­ские группы, которые называ­ются хозяйственными системами (или подсистемами, если счи­тать мировую эконо­мику одной большой системой). Это развитые, переходные и развиваю­щиеся экономики.

Для развитых стран (developed economies) характерно доминирование рыночных (капи­талистических) отношений в их хозяйственной жизни и высокий уровень соци­ально-экономического развития. Международный валютный фонд (www.imf.org) в число 32 разви­тых экономик включает США, Япо­нию, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Израиль, Ис­ландию, 4 «новые индустриаль­ные азиатские экономики» (Южную Корею, Сингапур, Гон­конг и Тайвань), 16 стран зоны евро (Австрию, Бельгию, Германию, Грецию, Ирландию, Ис­панию, Италию, Кипр, Люксем­бург, Мальту, Нидерланды, Португалию, Словакию, Слове­нию, Финляндию, Францию), а также не входящие в эту зону развитые европейские страны – Великобританию, Данию, Норвегию, Швейцарию и Швецию. По другим классификациям группа развитых стран выглядит несколько по-иному – ОЭСР (www.oecd.org) причисляет к ним только 30 своих стран-участников (включая Мексику и Турцию), а ООН (www.un.org) не включают в число развитых стран Израиль и «новые индустриальные азиатские экономики», но зато причисляют к ним все страны-члены ЕС (включая Болгарию и Румынию).

Все остальные экономики мира менее развиты и их обычно делят на две группы – пе­реходные и развивающиеся. К переходным экономикам (transition economies) от­носят страны, переходящих от со­циалистической к рыночной (капиталистической) эконо­мике. Это 14 бывших социалистических стран Центрально-Восточной Европы – ЦВЕ (без вышеупо­мянутых Словакии и Словении, но включая страны Балтии, входившие ранее в СССР), 14 остальных постсоветских стран (все из них, кроме Абхазии, Грузии, Южной Осе­тии, входят в СНГ), а также Монголия. К стра­нам с пе­реходной экономикой фактически принадлежат Китай и Вьетнам, но их руководство отрицает, что в этих странах строится ка­питализм и предпочитает, чтобы международная стати­стика причисляла их к развиваю­щимся экономи­кам, что она и делает. Можно ожидать, что переходными ста­нут все еще социалистические Куба и КНДР.

К развивающимся экономикам (developing economies) относят все остальные страны мира, которых насчитывается почти полторы сотни. Это страны неразвитого, отсталого ка­питализма. Среди них выделяют такие группы (подгруппы), как новые индустриальные страны (newly industrializing countries), проводящие активную индуст­риализацию cвоей эко­номики (часть из них – Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань – по классификации МВФ уже числится среди развитых стран), страны-экспортеры топлива (fuel exporting coun­tries), наименее развитые страны (leаst developed countries), а также бедные страны с высоким уровнем внешней задолженности (heav­ily indebted poor countries).

Стоящие перед странами с переходной и развивающейся экономикой задачи (пре­жде всего задача догнать страны первой группы по уровню социально-экономического раз­вития, т.е. задача догоняющего развития, или модернизации) и стоящие перед ними проблемы (прежде всего отстало­сти и бедности) во многом схожи. Поэтому нередко эти две группы стран в международной статистике объединяют в одну группу под разными названиями – страны с формирующи­мися рынками (emerging markets economies), развивающиеся и пере­ходные эко­номики (de­veloping and transition economies), формирующиеся и развивающиеся экономики (emerging and developing economies). Можно предположить, что в перспективе часть стран с переходной экономикой войдет в группу развитых, часть – в группу развиваю­щихся стран, и мировая экономика будет состоять, как и сто лет назад, из двух групп стран – развитых и развивающихся (менее развитых).

Характер и уровень социально-экономического развития страны

Таким образом, для отнесения национальной экономики к той или иной группе (разви­тые, переходные, развивающиеся экономики) нужно определить характер экономических от­ношений внутри страны и уровень социально-экономического раз­вития страны.

Характер экономических отношений определяется тем, насколько распространены в национальном хозяйстве рыночные (капиталистические) отношения: в развитых странах они господствуют, в развивающихся - соседствуют с традиционными (докапиталистическими), в переходных – сосуществуют с социалистическими (а часто и с докапиталистическими) отно­шениями. Заметное присутствие докапиталистических отношений в развивающихся странах (слабое распространение и защита частной собственности, ограниченность прав индивида и организаций, господство обычаев и традиций, а не закона) объясняется молодостью их капи­тализма, а ощутимые остатки социалистических отношений в переходных экономиках (боль­шой госсектор, невысокая интенсивность конкуренции внутри страны, сильное государствен­ное вмешательство) - тем, что это прежние социалистические государства (или части этих государств).

Уровень социально-экономического развития можно выявить через анализ набора по­казате­лей: из экономических показателей– это, конечно, размеры валового внутрен­него про­дукта (или валового национального до­хода) в расчете на душу населе­ния и отраслевая струк­тура валового внутреннего продукта, а из социальных показателей - это прежде всего индекс чело­веческого развития. Остановимся на анализе этих показателей подробнее.

ВВП и ВНД на душу населения

Валовой внутренний продукт, ВВП (gross domestic product, GDP), измеряется методом добавлен­ной стоимости объем выпущенных в границах страны товаров и услуг, а валовой национальный доход, ВНД (gross national income, GNI) – величину произведенного резиден­тами страны дохода плюс нетто первичных доходов (т.е. от производства и собственности) в их расчетах с заграницей. В большинстве стран ВВП обычно больше ВНД, но в ряде стран – наоборот. Так, в России в 2008г. ВВП составил 41,7 трлн., а ВНД – 40,5 трлн. руб. При рас­чете на душу населения (в 2008г. среднегодовая численность населения России состав­ляла 142 млн. чел.) получим соответственно 293 тыс. и 285 тыс.руб. (в 2007г. соответственно 233 и 229 тыс.руб.)

Для международных сопоставлений используют самую распространенную валюту мира – доллары. Однако, исходя из нашей цели – сравнение уров­ней социально-экономиче­ского развития разных стран, было бы не совсем корректно просто переводить рубли в дол­лары по обменному (номинальному) курсу, т.к. курсы валют подвер­жены колебаниям и к тому же в разных странах существуют разные цены на товары и ус­луги. Для этого под эги­дой ООН в рамках Программы международных сопоставлений раз в несколько лет проводят обследования, показывающие, сколько в каждой стране стоит кор­зина из 3452 основных то­варов и услуг по сравнению с такой же корзиной в США (с поправ­кой на качество). Затем, сопоставляя стоимость той или иной национальной корзины с аме­риканской, определяют стоимость национальных валют по отношению к доллару. Подобный условный валютный курс называется паритетом покупательной способности валют– ППС (parity of purchasing power, PPP). У переходных и развивающихся стран курс по ППС лучше номинального, по­тому что их внутренние цены на большинство товаров в основном ниже американских.

Проведя последний раз подобное обследование по данным за 2005г., международные организации и национальные статистические организации затем экстраполируют ППС с по­правками на следующие годы вплоть до нового обследования (ожидается его про­ведение по данным за 2011г.). Так, Росстат в своем статистическом сборнике «Националь­ные счета Рос­сии» оценивает душевой ВВП по ППС в нашей стране в размере $14740 для 2007г. (по курсу 15,81 рубля за доллар).

Однако национальные статистические органы большинства стран мира не проводят таких оценок. Поэтому для межстрановых сравнений обычно прибегают к статистике Все­мирного банка (www.worldbank.org). Но Банк оценивает по паритету покупательной способ­ности не ВВП, а ВНД, причем с сильной ориентацией на среднегодовые оценки (что, впро­чем, помогает из­бежать сильных годовых колебаний ВВП по ППС из-за изменений обмен­ного курса нацио­нальных валют). Так, Всемирный банк предлагал считать курс российского рубля по ППС в 2008г. дороже но­минального курса в 1,6 раза. По данным Банка в его еже­годном докладе «Мировое развитие» (World Development Report), душевой ВНД по ППС в России в 2008г. составил $15 630. Это за­метно ниже, чем у Португалии ($22 080) и Словакии ($21 300), идущих по этому показателю в конце вышеуказанного списка МВФ развитых стран, но выше чем у всех остальных постсо­ветских стран, кроме государств Балтии - Эсто­нии ($19 280), Литвы ($18 210) и Латвии ($16 740). Среди постсоветских стран наименьший душевой ВНД по ППС демонстрируют Узбекистан ($2 660), Киргизия ($2 130) и Таджики­стан ($1 860), находящиеся по этому показа­телю близко к африканским странам.

Душевой размер ВНД по ППС в России был почти в 3 раза выше среднего показателя для стран с формирующимися рынками ($5 330), но примерно в 2,5 раза ниже среднего пока­зателя для развитых стран ($37 140). Таким образом, по этому показателю Россию можно от­нести к лидерам группы стран с формирующимися рын­ками, но не к развитым странам.

Отраслевая структура ВВП

Отраслевая структура ВВП развитых стран демонстрирует законо­мерности, характер­ные для постиндустриальной стадии развития – небольшая доля первичного сек­тора, умень­шающаяся - вторичного сектора, растущая – третичного. Од­нако в этой главной закономер­ности есть ряд особенностей.

Первичный сектор (сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство, в англоязыч­ной статистике часто называемые общим термином agriculture, который охватывает все выше­указанные отрасли, а не только сельское хозяйство) снизил свой вес в производстве ВВП развитых стран прежде всего потому, что в большинстве из них спрос на продукцию первич­ного сектора растет медленно из-за высокого насыщения потребностей населения в продо­вольствии и достигнутой здесь высокой производительности труда на основе индуст­риаль­ных методов ведения хозяйства. Этот сектор дает от 1% ВВП (США, Бельгия, Велико­брита­ния, Германия, Швейцария, Швеция) до 3% (Австралия, Греция, Испания, Португалия, Фин­ляндия, Южная Корея).

В остальных странах доля этого сектора обычно выше, за исключением стран с пло­хими для него природными условиями. В России доля первичного сектора также выше, чем в развитых странах – 5%, хотя говорить о высокой насыщенности потребностей населения продо­вольствием не приходится, а производительность труда в этом секторе невелика (об этом свидетельствует доля занятых в первичном секторе – 10%, которая намного выше его доли в ВВП). В наиболее развитых государствах ЦВЕ эти показатели не намного лучше (3-5%), а в остальных постсоветских странах они хуже, особенно в трех вышеупомянутых цен­тральноа­зиатских республиках. Так, в Таджикистане первичный сектор производит 25% ВВП и в нем занято 68% работающих.

Вторичный сектор (промышленность, строительство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, обычно называемые в англоязычной статистике общим терми­ном industry) продолжает в развитых странах снижать свой вес, который в 2008г. составлял от 21-24% (США, Бельгия, Великобритания, Нидерланды, Португалия, Франция) до 35-43% (Ирландия, Норвегия, Слова­кия, Южная Корея). Процесс уменьшения веса вторичного сек­тора часто называют термином «деиндустриализация», од­нако это происхо­дит скорее из-за более быстрого роста третичного сектора и цен на его продукцию, чем из-за свора­чивания отдель­ных отраслей промышленности в развитых странах.

Сворачивание промышленных произ­водств, особенно добывающих, простых и «гряз­ных», за счет импорта этой продукции из ме­нее развитых стран имеет место, но оно во мно­гом компенсируется концентрацией обраба­тывающей про­мышленности развитых стран на высококачественных и особенно высокотех­нологичных то­варах.

В большинстве развивающихся стран идет индустриализация, в том числе экспорто­ориентированная на рынки развитых стран. Поэтому здесь пестрая картина: где к актив­ной индустриализации еще не приступили из-за своей отсталости, там вес вторичного сек­тора ниже, чем в развитых странах, а там, где этим активно занимаются, особенно в новых инду­стриальных экономиках, доля вторичного сектора нередко выше, чем во многих разви­тых странах (в Мексике –.375%, Индии – 29%, Бразилии – 28%, Индонезии и Ма­лайзии – 48%), особенно в странах-нефтеэкспортерах (в Саудовской Аравии – 70%).

Еще пестрее картина в переходных экономиках: если в Китае и Вьетнаме из-за про­цесса активной индустриализации вес вторичного сектора уже значительно превысил 40%, то в большинстве остальных стран происходит деиндустриализация с ее снижением доли вторичного сектора. Причем во многих странах СНГ деиндустриализация носит характер скорее деградации промышленности из-за падения высокотехнологичных отраслей (осо­бенно машиностроения) и их компенсации добывающими, простыми и «грязными» произ­водствами. Так, в России доля вторичного сектора упала до 38% не столько из-за роста тре­тичного сектора, сколько из-за снизившегося производства в обрабатывающей промышлен­ности, особенно в машиностроении и легкой промышленности (если бы не было абсолют­ного падения производства в обрабатывающей промышленности, то доля вторичного сектора в ВВП России, по некоторым оценкам, снизилась бы намного меньше – до 46%).

Третичный сектор (услуги, services) преобладает в большинстве стран всех групп, од­нако его структура различна. В развитых странах он состоит преимущественно из таких ха­рактерных для постиндустриальной экономики отраслей, как образование и здравоохране­ние, финансовые, профессиональные и деловые услуги (в США на них приходится 50% всех занятых в сфере услуг), а не из традиционных отраслей - торговли и транспорта (24%). В ме­нее разви­тых странах дело обстоит по-другому: в России в первой группе отраслей занято 40% работ­ников сферы услуг (из-за небольшого числа работников финансовых услуг), а во второй – также почти 40% (за счет пропорционально большего, чем в США, числа работни­ков в торговле - в России они составляют 17% от всех занятых в экономике против амери­канских 14%).

Упрощая ситуацию, можно сказать, что для экономик высокого уровня развития ха­рактерна очень небольшая доля первичного сектора и постиндустриальная структура тре­тичного сектора, для экономик среднего уровня развития (таких, например, как Россия)– не­вы­сокая доля первичного сектора и сравнительно современная структура третичного сек­тора, для экономик низкого уровня развития (как, например, для Индии) – высокая доля пер­вич­ного сектора и отсталая структура третичного сектора.

Индекс человеческого развития

Пытаясь свести множество показателей уровня и качества жизни к одному, Про­грамма развития ООН (ПРООН, UNDP, www.undp.org) предлагает такой синтетический по­казатель, как ин­декс человече­ского развития - ИЧР (human development index, HDI). Он явля­ется средне­арифме­тическим трех субиндексов – ожидаемой продолжительности жизни, уровня образова­ния, душе­вого уровня ВВП по ППС. Идеалом считается, когда каждый из субиндексов и ИЧР в целом дости­гает 1, т.е. максимально возможного в современных усло­виях значения.

По данным издаваемого ПРООН ежегодного доклада «Человеческое развитие» (Hu­man Development Report), в 2007г. пер­вые три десятка мест по величине ИЧР (от 0,929 до 0,971) зани­мали развитые страны из спи­ска МВФ (за исключением Кипра, Мальты, Порту­галии и Словакии). Из пост­совет­ских экономик неплохие места были у стран Балтии – в се­редине пятого десятка стран (0,866 - 0,883), хуже у Белоруссии, России и Казахстана (0,826, 0,817 и 0,804 со­ответственно). Остальные постсовет­ские страны вообще не входили в список стран с очень высоким (не ниже 0,900) и высо­ким уровнем человеческого развития (не ниже 0,800), находясь в группе стран со средним уровнем человеческого раз­вития (85-е место у Украины – 0,796 и 127-е место у Таджикистана – 0,688).

Отставание большинства постсоветских стран по уровню и качеству жизни неравно­мерно по разным индексам, входящим в ИЧР (т.е.субиндексам). Так, у России очень низок индекс ожидаемой продолжительности жизни (0,686 против 0,708 в среднем по миру), не­плох индекс душевого уровня ВВП по ППС (0,833 против 0,768 среднемирового) и высок индекс уровня образования (0,933 против 0,784 среднемирового). Можно сделать вывод, что по мировым меркам Россия не бедная страна, с весьма образованным населением, но очень низкой продолжительностью жизни.

Подведем итоги анализа уровня социально-экономического развития. Постсоветские страны демонстрируют разный уровень, но к развитым странам ближе всего государства Балтии, а дальше всех – наиболее отсталые страны Центральной Азии. Россия по ИЧР (0,817) нахо­дится примерно на уровне стран Латинской Америки (0,821), ненамного превышая среднемировой уровень (0,753),

Понятие национальной социально-экономической модели

Следующий шаг в анализе национальной экономики - определение ее модели. Соци­ально-экономическая модель страны (национальная социально-экономическая модель, на­циональная модель) – это специфика экономических и социальных отношений в стране, от­личающая ее от стран близкого уровня развития.

Разъясним некоторые детали этого определения. Зачем для выяснения специфики страны желательно сравнивать ее со странами близкого уровня социально-экономического развития? Это связано с тем, что на разных уровнях развития возникают различные законо­мерности. Например, у развитых стран темпы экономического роста ниже, чем у остальных, догоняющих их стран, но догоняющие страны снижают динамику своего роста по мере дос­тижения уровня наиболее развитых стран.

Как для определения национальной модели выявить специфику экономических и со­циальных отношений внутри страны? Для этого целесообразно сосредоточиться на анализе механизмов, определяющих данные отношения - это экономический, социальный, а также этический и политический механизмы страны (они заметно воздействуют на первые два ме­ханизма).

Для анализа специфики экономического механизма можно использовать разные на­боры показателей (индикаторов), самостоятельно подбирая их из национальной и междуна­родной статистики. Если использовать уже готовые наборы индикаторов, то, вероятно, один из лучших наборов (10 индикаторов, характеризующих условия для функционирования ча­стного сектора в 181 стране) содержится в ежегод­ном докладе Всемирного банка под назва­нием «Осуществляя бизнес» (Doing Business), а также в докладе «Глобальная конкуренто­способность» (Global Competitiveness Report) меж­дународной неправительственной органи­зацией Всемирный эконо­мический форум (www.weforum.org), ежегодно составляемом на базе более 100 индикаторов по 133 странам мира. Остановимся на последнем докладе под­робнее.

Доклад «Глобальная конкурентоспособность» подготавливается на основе нацио­нальной статистики и опросов местных предпринимателей. Он нацелен на оценку в баллах (от 1 до 7) индекса конкурентоспособности стран мира, но многочисленность и репрезента­тивность индикаторов (их более сотни), входящих в этот индекс и объединенных в 12 субин­дексов, позволяет также выявить особенности национальных экономических механизмов.

Продемонстрируем это на примере России. По методологии доклада она входит в подгруппу стран, предпоследнюю перед наиболее развитыми странами (если судить по уровню ее подушевого ВВП). Вместе с Россией в эту подгруппу входят еще 13 стран, в том числе 6 переходных экономик (Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Хорватия) и 7 развивающихся экономик (в т.ч. Чили и Турция). Поэтому целесообразно сравнить россий­ские субиндексы с субиндексами этих стран, хотя бы некоторых из них.

Таблица 1.1. Россия и другие страны схожего уровня развития: индекс глобальной конку­рентоспособности и составляющие его субиндексы

  Россия Латвия Польша Турция Чили Справочно: США
Индекс глобальной конкуренто­способности (в баллах от 1 до 7, где 7 -максимально высокий балл, в скобках – номер места страны в списке из 133 стран) 4,2 (63)   4,1 (68)   4,3 (46)   4,2 (61) 4,7 (30)   5,6 (2)
в том числе: -институциональная среда   3,2   3,9   3,9   3,5   4,8   4,8
-инфраструктура 3,6 4,0 2,9 3,9 4,9 5,9
-макроэкономическая стабильность 5,2 4,2 4,6 4,7 5,5 4,3
-здравоохранение и начальное об­разование   5,6   5,7   5,9   5,3   5,4   5,9
-высшее образование и переподго­товка кадров   4,3   4,7   4,8   3,9   4,4   5,6
-эффективность товарных рынков 3,7 4,3 4,3 4,3 4,8 5,1
-эффективность рынка труда 4,7 4,7 4,5 3,7 4,7 5,8
-зрелость финансового рынка 3,3 4,3 4,6 4,1 4,7 5,0
-восприимчивость к новым техно­логиям   3,4   4,0   4,0   3,8   4,3   5,6
-размер рынка 5,8 3,3 5,1 5,2 4.4 6,9
-зрелость бизнеса 3,6 3,8 4,3 4,3 4,5 5,7
-инновационный потенциал 3,4 3,9 3,3 3,1 3,4 5,8

Источник: World Economic Forum.The Global Competitiveness Report 2009-2010. Geneva, 2009.

 

Таблица 1.1 демонстрирует ряд отличительных черт российского экономического ме­ханизма. С одной стороны, экономика России выделялась макроэкономической стабильно­стью (в годы перед мировым экономическим кризисом 2008-2009гг. госбюджет сводился с профицитом, госдолг был невелик, правда, по уровню инфляции Россия занимала одно из последних мест в мире), а также очень большими размерами рынка. С другой стороны, сла­быми сторонами России были низкие субиндексы институциональной среды, эф­фективности товарных рынков, зрелости финансового рынка, восприимчивости к новым технологиям, зрелости бизнеса.

Более подробный анализ индикаторов, из которых состоят указанные субиндексы, го­ворит о следующем. Низкий индекс институциональной среды в России объясняется прежде всего невысокой величиной таких показателей, как защита прав собственности (по этому по­казателю Россия находится на 121 месте в мире), соблюдение российскими фирмами стан­дартов отчетности (119 место), независимость судебной системы (116 место), прозрачность государственной экономической политики (114 место), а также большой величиной государ­ственного вмешательства в деятельность фирм (124 место). Невысокий индекс эффективно­сти товарных рынков определяется главным образом низкими показателями интенсивности конкуренции внутри страны(106 место), эффективности антимонопольной политики (107 ме­сто), открытости для иностранных товаров, услуг и капиталов (120-130 места), а также высо­ким уровнем монополизации (99 место). Сильное от­ставание России по индексу зрелости финансового рынка происходит в основном из-за сла­бости банковской системы (127 место), а отставание по зрелости бизнеса – преимущественно из-за невысокого количества и каче­ства местных поставщиков (соответственно 102 и 110 места). Наконец, слабая восприимчи­вость к новым технологиям объясняется низким спросом российских фирм на эти техноло­гии (104 место), невысоким наличием таких технологий (102 место) и слабой передачей этих технологий через прямые иностранные инвестиции в стране (103 место).

Особенности социального механизма страны можно выявить из показателей уже упо­мянутого доклада «Человеческое развитие», а также использовать некоторые индикаторы доклада «Глобальная конкурентоспособность». В первом докладе приводится не только ИЧР и составляющие его индексы, но также показатели имущественного неравенства (дифферен­циации доходов). Наиболее известны два индикатора дифференциации доходов. Первый – это разбивка денежных доходов по 10-процентным или 20-процентым группам населения (по децилям или квинтелям). Высокая концентрация доходов в верхнем дециле (квинтеле) и низ­кий размер доходов в нижнем дециле (квинтеле) говорят о сильной дифференциации дохо­дов населения (нередко рассчитывают, во сколько раз верхняя группа населения превосходит по доходам нижнюю, называя это коэффициентом дифференциации). Второй индикатор – это индекс Джини, величина которого (от 0 до 1, или от 0 до 100) от­ражает концентрацию денежных доходов населения. Оба показателя рассчитывается по до­ходам, но могут рассчи­тываться и по расходам (т.е. по потреблению), хотя в последнем варианте дифференциация обычно ниже.

Таблица 1.2. Россия и другие страны схожего уровня развития: некоторые показатели уровня социального развития

  Россия Латвия Польша Турция Чили Справочно: США
Индекс человеческого развития (в баллах, где максимально вы­сокий показатель равен 1, в скобках указано место страны в списке из 182 стран) 0,817 (73) 0,866 (50) 0,880 (42) 0,806 (78) 0,878 (43) 0,956 (12)
В том числе: -индекс ожидаемой продолжитель­ности жизни     0,686     0,788     0,842     0,779     0,891     0,902
-индекс уровня образования 0,933 0,961 0,952 0,828 0,919 0,968
-индекс душевого ВВП по ППС 0,833 0,851 0,847 0,812 0,823 1,000
-доля низшего дециля в доходах или потреблении, процент   2,6   2,7   3,0   1,9   1,6   1,9
-доля высшего дециля в доходах или потреблении, процент   28,4   27,4   27,2   33,2   41,7   29,9
-индекс Джини (от 1 до 100 –мак­симальная дифференциация) 0,375 0,357 0,349 0,432 0,520 0,408
Индекс глобальной конкуренто­способности (в баллах от 1 до 7, где 7 – максимально высокий балл, в скобках указано место страны в списке из 133 стран) 4,2 (63)   4,1 (68)   4,3 (46)   4,2 (61) 4,7 (30)   5,6 (2)
В том числе: субиндекс здравоохранения и на­чального образования   5,6   5,7   5,9   5,3   5,4   5,9
субиндекс высшего образования и переподготовки кадров   4,3   4,7   4,8   3,9   4,4   5,6

Источники: UNDP. Human Development Report 2009. New York, 2009; World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2009-2010. Geneva, 2009.

 

Как видно из таблицы 1.2, на фоне стран схожего уровня развития Россия выделяется прежде всего низкой ожидаемой продолжительностью жизни. Хотя анализ показателей, со­ставляющих субиндекс здравоохранения и начального образования (в индексе глобальной конкурентоспособности), не свидетельствует о заметном отставании российского здравоо­охранения от общего уровня развития страны.

Политический механизм страны воздействует на ее социально-экономическое разви­тие прежде всего через институты демократии. Существуют различные количественные оценки уровня демократии. Так, «Политический атлас современности» (www.mgimo.ru), разра­ботанный МГИМО(У) совместно с журналом «Эксперт», дает индекс институциональ­ных основ демократии, оценивающий в баллах наличие и степень развитости оснований и условий для участия граждан в решении вопросов, затрагивающих их интересы. Максималь­ное значение этого индекса в Швейцарии (10,00 баллов), в США он равен 7,30, Германии – 6,60, Японии – 6,46, Бразилии – 6,25, Индии – 7,35, Китае – 0,69. В странах ЦВЕ он колеб­лется от 6 до 7 баллов (кроме Боснии и Герцеговины – 5,72). Более пестрая картина в странах СНГ: в России индекс составляет 5,24, в Белоруссии - 2,23, на Украине – 6,46, в Казахстане – 2,10 и ниже всего в Таджикистане – 1,05 и Туркмении – 0,03.

 

Таблица 1.3. Россия и другие страны схожего уровня развития: индекс институциональных основ демократии

  Рос­сия Лат­вия Польша Тур­ция Чили Спра­вочно: США
Индекс институциональных ос­нов демо­кра­тии (от 0 до 10, где 10 – максимально высо­кий балл)   5,24   6,23   6,47   5,13   5,88   7,30

Источник: Политический атлас современности (www.mgimo.ru)

 

Можно сделать вывод, что в России демократия слаба, и предположить, что это при­водит к более заметному, чем в большинстве других стран близкого уровня развития, отрыву интересов правящей элиты от ин­тересов всей страны, а вследствие этого – приводит к слабой защите прав собственности, низкой независимости судебной системы, слабой прозрачности и предсказуемости государ­ственной экономической политики, большому административ­ному вмешательству в деятель­ность фирм.

Этический механизм, сложившийся в стране, оказывает воздействие на национальную социально-экономическую модель прежде всего через такие этические институты, как тру­долюбие, ответственность, честность, законопослушность. Сложно сравнивать трудолюбие и ответственность жителей России с жителями стран схожего уровня развития, но честность и законопослушность можно косвенно оценить таким распростра­ненным в статистике индика­торами, как уровень коррупции и преступности.

Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index), ежегодно подготавливае­мый международной неправительственной организацией Transparency International (www. transparency.org) и отражающий восприятие пред­принимателями и экспертами уровня коррум­пированности государственного аппарата, демонстрируют больший уровень корруп­ции в нашей стране по сравнению со странами схожего уровня развития. Это подтверждается индикатором этического поведения фирм (из субиндекса «Экономические институты» ин­декса глобальной конкуренции). Из этого же субиндекса можно взять показатель организо­ванной преступности, который демонстрирует ее высокий уровень в нашей стране. В резуль­тате эффективность государственной экономической поли­тики в России сильно снижается из-за коррупции чиновников и криминальной деятельности, а бизнес и население несут большие рас­ходы на взятки и потери от убийств, грабежа, разбоя и воровства. Можно даже сделать вывод, что в отличие от некоторых других переходных экономик с низким уровнем демократии (Белоруссии, Китая), в России это не компенсируется приемлемым уровнем этики чиновников, предпринимателей и общества.

Таблица 1.4. Россия и другие страны схожего уровня развития: показатели коррупции и ор­ганизованной преступности

  Рос­сия Лат­вия Польша Тур­ция Чили Спра­вочно: США
Индекс восприятия коррупции (в баллах от 10 до 0, где 0 – макси­мально высокий уро­вень     2,2     4,5     5,0     4,4     6,7     7,5
Этическое поведения фирм (место страны в списке из 133 стран)            
Организованная преступность (ме­сто страны в списке из 133 стран)            

Источники: Transparency International. Corruption Perception Index (www.transparency.org); World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2009-2010. Geneva, 2009.

 

Завершить анализ национальной социально-экономической модели целесообразно выявлением стратегических проблем (задач), стоящих перед страной. Это поможет понять, что ей нужно для успешного социально-экономического раз­вития в долгосрочной перспек­тиве. Например, для России это такие стратегические задачи, как модернизация, освоение восточных и северных территорий, реинтеграция с другими бывшими советскими республи­ками, преодоление демографического кризиса, повышение уровня демократии, улучшение этики.

В заключение добавим, что государства с переходной экономикой можно группиро­вать по социально-экономическим моделям в разные группы, например, делить на страны с ориентацией на либеральную модель капитализма и страны с ориентацией на госкапитали­стическую модель (см….).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.106.69 (0.044 с.)