Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наконец, в экономической политике есть направления, которые трудно отнести кСодержание книги
Поиск на нашем сайте кому-либо сектору. Примером может быть антимонопольная политика, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции и создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке. Однако в постсоветских странах эта политика мало заметна. Так, в России Федеральная антимонопольная служба до сих пор не запретила ни одного слияния компаний. Рядом с экономической политикой лежит огромный пласт социальной политики. В ней выделяют политику в сфере здравоохранения и образования, демографическую политику, жилищную и жилищно-коммунальную, но особенно политику доходов, охватывающую регулирование доходов, социальное страхование и социальное обеспечение (включая пенсионную политику). Постсоветские страны довольно активны в проведении основных направлений социальной политики, что можно объяснить как положительным наследием социализма, при котором государство весьма активно занималось социальной политикой и население к этому привыкло, так и тем, что социальная активность вообще присуща современному государству. Однако обращает на себя внимание асимметричность политики многих постсоветских государств в таком важнейшем направлении социальной политики, как политика доходов. С одной стороны, во многих странах ощутима активность государства в борьбе с крайней бедностью через повышение пособий и пенсий. С другой стороны, обычно отсутствует повышенное налогообложение наиболее богатой части общества. А в результате дифференциация по доходам в постсоветских странах огромна, о чем говорят децильный коэффициент и коэффициент Джини (см….). Еще раз обратим внимание на то, что граница между экономической и социальной политикой размыта. Примером может быть региональная политика, т.е. политика по развитию и сближению регионов как по экономическим, так и социальным показателям. И, наконец, заметим, что анализ экономической политики по ее отдельным направлениям традиционно привязывается к анализу отдельных секторов экономики (см. ниже). Экономическое программирование и прогнозирование В отличие от социалистической экономики, где государственные планы являлись обязательными (директивными) для выполнения, рыночная экономика не имеет обязательных планов (кроме госбюджета). Вместо них действуют государственные программы, которые имеют не директивный, а индикативный, т.е. рекомендательный, характер. Поэтому, говоря о планировании в рыночной экономике, употребляют термины «индикативное планирование» или «экономическое программирование». Экономическое программирование (индикативное планирование)– это госрегулирование экономики на основе экономических и социальных программ. В подобных программах ставятся цели и задачи государственной экономической и социальной политики, даются сроки на их выполнение, определяются. По срокам программы можно разбить на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные (в России примером долгосрочной программы является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года), а также чрезвычайные (в России в разгар последнего экономического кризиса была принята и затем доработана Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год). Кроме того, программы являются как стратегическими (вышеупомянутая Концепция долгосрочного социально-экономического развития), так и более узкими (в России действуют многочисленные федеральные целевые и отраслевые программы, обычно на среднесрочную и долгосрочную перспективу). Эффективность экономического программирования в постсоветских странах (как, впрочем, и во всем мире) невысока. Например, долго разрабатывавшаяся Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020г. была принята в августе 2008г., т.е. буквально накануне охватившего нашу страну экономического кризиса, и уже через несколько месяцев явно нуждалась в корректировке по срокам и объемам финансирования. Фундаментальной причиной того, что многие экономические программы не выполняются, является неопределенность количественных и качественных параметров будущего развития, тем более что степень неопределенности возрастает по мере расширения прогнозного горизонта. Тем не менее программирование, как и вся экономическая и социальная жизнь, не может обойтись без социально-экономического прогнозирования. Основными в социально-экономическом прогнозировании являются принципы: - системности (в идеале путем построения сверхподробной модели национальной экономики, а на практике – через прогнозирование отдельных секторов и сфер, на которые разбивают экономику); - адекватности (прежде всего на основе определения главных долговременных тенденций развития национальной экономики в ретроспективе и выявления причин отклонения от них); - альтернативности (многовариантности развития в будущем). В ходе осуществлении прогнозирования используют следующие методы: - экспертных оценок (результаты опроса специалистов); - логического моделирования (для прогнозирования качественных изменений в экономике, например, через сопоставления с более развитыми странами); - математические методы (экономико-математическое моделирование, том числе на базе вышеописанных моделей экономического роста); - нормативные методы (расчеты реальности достижения стоящих перед экономикой задач, например, достижения уровня развитых стран по объему ВВП на душу населения). Прогнозы различаются по направленности и охвату (региональные, отраслевые и общехозяйственные, демографические и социальные и т.д.). Они делятся на краткосрочные (на год-два, т.е. являются конъюнктурными прогнозами), среднесрочные (на период до 7 лет), долгосрочные (до 20 лет) и сверхдолгосрочные (на период свыше 25 лет). За макроэкономическое прогнозирование в стране обычно отвечают министерства экономики, финансов и центральный банк, а за отраслевое прогнозирование – регулирующие эти отрасли ведомства. На практике основными разработчиками прогнозов являются привлекаемые для этого научно-исследовательские организации (так, в России функционирует Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН) [12]. Рядовой аналитик обычно сам не разрабатывает прогноз, в лучшем случае он может дать свою экспертную оценку будущих изменений отдельных экономических показателей (так, в России популярно предсказывание будущего курса рубля). Поэтому он прибегает к прогнозам, которые разрабатываются организациями и ведомствами, большими компаниями и банками. Для примера рассмотрим источники наиболее авторитетных прогнозов социально-экономического развития России. Из краткосрочных и среднесрочных прогнозов это прежде всего макроэкономические прогнозы Минэкономики РФ и бюджетные прогнозы Минфина РФ, а также вышеупомянутые федеральные целевые программы (размещены на сайте Минэкономики РФ). Авторитетом в России пользуются прогнозы по мировой экономике и странам и регионам мира, выпускаемые Международным валютным фондом (отметим в первую очередь его сборник World Economic Outlook), Всемирным банком, ОЭСР. Заслуживают внимания консенсусные макроэкономические прогнозы (т.е. на основе усреднения сразу нескольких прогнозов) РосБизнесКонсалтинга и журнала The Economist. Из долгосрочных прогнозов популярны публикуемые с интервалом в пять-шесть лет детальные прогнозы ИМЭМО РАН по мировой экономике и странам мира, включая Россию[13], и, конечно, детальная Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, разработанная Минэкономики РФ. Механизм экономической политики Государственный механизм экономической политики связывает воедино цели, задачи, инструменты и направления экономической политики. Его можно рассматривать с разных точек зрения. С организационной точки зрения – это совокупность различных государственных органов и ведомств, инструментов экономической политики и государственных программ. Например, в России основные контуры экономической политики устанавливает президент и его администрация, а разрабатывает и проводит в жизнь правительство (прежде всего Минэкономики и Минфин РФ) вместе с Центральным банком. Инструменты экономической политики содержатся в законах, принимаемых Федеральным Собранием, и в подзаконных актах, выпускаемых преимущественно правительством. Что касается государственных программ, то они составляются на основе целей (задач), определяемых президентом и председателем правительства (премьер-министром). С временной точки зрения механизм экономической политики действует для осуществления как текущих задач (сбор налогов, осуществление госрасходов, текущего регулирования хозяйственной жизни), так и перспективных. Для последних как раз и существуют государственные программы. Эффективность экономической политики Эффективность экономполитики той или иной страны можно оценивать по критерию результативности, то есть по степени достижения тех целей и задач, которые ставятся. Однако надо учитывать, что официально провозглашаемые страной цели и реальные цели ее руководства могут расходиться. Точнее, декларируемая конечная цель (обычно это максимизация общественного благосостояния и поддержание экономической и социальной стабильности) преследуется почти во всех странах мира и в официальной иерархии целей обычно занимает первое место, но в реальности руководство страны может ставить на первое место или рядом с первым местом другие цели. Обычно это умножение собственного благосостояния и сохранение власти более или менее узкого слоя людей. А в результате экономические ресурсы страны отвлекаются от достижения официальной цели, как это и происходит в большинстве постсоветских стран. Поэтому здесь плохо достигается максимизация общественного благосостояния и поддержание экономической и социальной стабильности, зато правящая элита и близкий к ней слой населения удерживается у власти и обогащается. С точки зрения критерия результативности экономполитика в подобных странах заведомо низка. Более эффективна по этому критерию экономполитика тех переходных стран, где расхождение между провозглашаемыми и реальными целями минимально. Судя по опыту стран с переходной экономикой, это наблюдается в основном в двух случаях. Во-первых, при развитом гражданском обществе и высоком уровне демократии, когда большинство населения страны ясно представляет себе свои цели и может контролировать их реализацию через подконтрольное ему руководство страны (вариант стран ЦВЕ, включая Балтию). Во-вторых, при слабом гражданском обществе и невысоком уровне демократии, но при сравнительно высоком уровне моральной ответственности авторитарного руководства страны, стремящегося преследовать в первую очередь общенациональные, а не личные цели (вариант Китая, Вьетнама, отчасти Белоруссии). Такой методологический подход помогает объяснить, почему, подводя итоги социально-экономической развития России и большинства других постсоветских, их оценивают как менее, а в Белоруссии, Армении, Казахстане и странах Балтии – как более успешные (см. 2.4). Другим критерием эффективности экономполитики может быть оценка качества ее механизма и инструментов. Попытка оценить качество инструментов экономполитики делается в индексе непрозрачности (Opacity Index). Он составляется путем оценки пяти показателей по каждой стране: коррупция; судебная система; экономическая политика; стандарты отчетности и правила корпоративного управления; административно-правовые инструменты. В последнем индексе, охватившем 45 стран, первые места заняли Финляндия (9 баллов) и Гонконг (12 баллов), а у России было 35-е место (41 балл) рядом с Индией (44 балла), Китаем (45 баллов) Бразилией (46 баллов), причем по таким показателям, как экономическая политика Россия не уступала остальным странам БРИК, а по административно- правовым инструментам даже опережала их. К сожалению, в список не включены остальные постсоветские страны.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.012 с.) |