Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наконец, в экономической политике есть направления, которые трудно отнести к
кому-либо сектору. Примером может быть антимонопольная политика, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции и создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке. Однако в постсоветских странах эта политика мало заметна. Так, в России Федеральная антимонопольная служба до сих пор не запретила ни одного слияния компаний. Рядом с экономической политикой лежит огромный пласт социальной политики. В ней выделяют политику в сфере здравоохранения и образования, демографическую политику, жилищную и жилищно-коммунальную, но особенно политику доходов, охватывающую регулирование доходов, социальное страхование и социальное обеспечение (включая пенсионную политику). Постсоветские страны довольно активны в проведении основных направлений социальной политики, что можно объяснить как положительным наследием социализма, при котором государство весьма активно занималось социальной политикой и население к этому привыкло, так и тем, что социальная активность вообще присуща современному государству. Однако обращает на себя внимание асимметричность политики многих постсоветских государств в таком важнейшем направлении социальной политики, как политика доходов. С одной стороны, во многих странах ощутима активность государства в борьбе с крайней бедностью через повышение пособий и пенсий. С другой стороны, обычно отсутствует повышенное налогообложение наиболее богатой части общества. А в результате дифференциация по доходам в постсоветских странах огромна, о чем говорят децильный коэффициент и коэффициент Джини (см….). Еще раз обратим внимание на то, что граница между экономической и социальной политикой размыта. Примером может быть региональная политика, т.е. политика по развитию и сближению регионов как по экономическим, так и социальным показателям. И, наконец, заметим, что анализ экономической политики по ее отдельным направлениям традиционно привязывается к анализу отдельных секторов экономики (см. ниже). Экономическое программирование и прогнозирование
В отличие от социалистической экономики, где государственные планы являлись обязательными (директивными) для выполнения, рыночная экономика не имеет обязательных планов (кроме госбюджета). Вместо них действуют государственные программы, которые имеют не директивный, а индикативный, т.е. рекомендательный, характер. Поэтому, говоря о планировании в рыночной экономике, употребляют термины «индикативное планирование» или «экономическое программирование». Экономическое программирование (индикативное планирование)– это госрегулирование экономики на основе экономических и социальных программ. В подобных программах ставятся цели и задачи государственной экономической и социальной политики, даются сроки на их выполнение, определяются. По срокам программы можно разбить на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные (в России примером долгосрочной программы является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года), а также чрезвычайные (в России в разгар последнего экономического кризиса была принята и затем доработана Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год). Кроме того, программы являются как стратегическими (вышеупомянутая Концепция долгосрочного социально-экономического развития), так и более узкими (в России действуют многочисленные федеральные целевые и отраслевые программы, обычно на среднесрочную и долгосрочную перспективу). Эффективность экономического программирования в постсоветских странах (как, впрочем, и во всем мире) невысока. Например, долго разрабатывавшаяся Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020г. была принята в августе 2008г., т.е. буквально накануне охватившего нашу страну экономического кризиса, и уже через несколько месяцев явно нуждалась в корректировке по срокам и объемам финансирования. Фундаментальной причиной того, что многие экономические программы не выполняются, является неопределенность количественных и качественных параметров будущего развития, тем более что степень неопределенности возрастает по мере расширения прогнозного горизонта. Тем не менее программирование, как и вся экономическая и социальная жизнь, не может обойтись без социально-экономического прогнозирования.
Основными в социально-экономическом прогнозировании являются принципы: - системности (в идеале путем построения сверхподробной модели национальной экономики, а на практике – через прогнозирование отдельных секторов и сфер, на которые разбивают экономику); - адекватности (прежде всего на основе определения главных долговременных тенденций развития национальной экономики в ретроспективе и выявления причин отклонения от них); - альтернативности (многовариантности развития в будущем). В ходе осуществлении прогнозирования используют следующие методы: - экспертных оценок (результаты опроса специалистов); - логического моделирования (для прогнозирования качественных изменений в экономике, например, через сопоставления с более развитыми странами); - математические методы (экономико-математическое моделирование, том числе на базе вышеописанных моделей экономического роста); - нормативные методы (расчеты реальности достижения стоящих перед экономикой задач, например, достижения уровня развитых стран по объему ВВП на душу населения). Прогнозы различаются по направленности и охвату (региональные, отраслевые и общехозяйственные, демографические и социальные и т.д.). Они делятся на краткосрочные (на год-два, т.е. являются конъюнктурными прогнозами), среднесрочные (на период до 7 лет), долгосрочные (до 20 лет) и сверхдолгосрочные (на период свыше 25 лет). За макроэкономическое прогнозирование в стране обычно отвечают министерства экономики, финансов и центральный банк, а за отраслевое прогнозирование – регулирующие эти отрасли ведомства. На практике основными разработчиками прогнозов являются привлекаемые для этого научно-исследовательские организации (так, в России функционирует Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН) [12]. Рядовой аналитик обычно сам не разрабатывает прогноз, в лучшем случае он может дать свою экспертную оценку будущих изменений отдельных экономических показателей (так, в России популярно предсказывание будущего курса рубля). Поэтому он прибегает к прогнозам, которые разрабатываются организациями и ведомствами, большими компаниями и банками. Для примера рассмотрим источники наиболее авторитетных прогнозов социально-экономического развития России. Из краткосрочных и среднесрочных прогнозов это прежде всего макроэкономические прогнозы Минэкономики РФ и бюджетные прогнозы Минфина РФ, а также вышеупомянутые федеральные целевые программы (размещены на сайте Минэкономики РФ). Авторитетом в России пользуются прогнозы по мировой экономике и странам и регионам мира, выпускаемые Международным валютным фондом (отметим в первую очередь его сборник World Economic Outlook), Всемирным банком, ОЭСР. Заслуживают внимания консенсусные макроэкономические прогнозы (т.е. на основе усреднения сразу нескольких прогнозов) РосБизнесКонсалтинга и журнала The Economist. Из долгосрочных прогнозов популярны публикуемые с интервалом в пять-шесть лет детальные прогнозы ИМЭМО РАН по мировой экономике и странам мира, включая Россию[13], и, конечно, детальная Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, разработанная Минэкономики РФ.
Механизм экономической политики Государственный механизм экономической политики связывает воедино цели, задачи, инструменты и направления экономической политики. Его можно рассматривать с разных точек зрения. С организационной точки зрения – это совокупность различных государственных органов и ведомств, инструментов экономической политики и государственных программ. Например, в России основные контуры экономической политики устанавливает президент и его администрация, а разрабатывает и проводит в жизнь правительство (прежде всего Минэкономики и Минфин РФ) вместе с Центральным банком. Инструменты экономической политики содержатся в законах, принимаемых Федеральным Собранием, и в подзаконных актах, выпускаемых преимущественно правительством. Что касается государственных программ, то они составляются на основе целей (задач), определяемых президентом и председателем правительства (премьер-министром). С временной точки зрения механизм экономической политики действует для осуществления как текущих задач (сбор налогов, осуществление госрасходов, текущего регулирования хозяйственной жизни), так и перспективных. Для последних как раз и существуют государственные программы. Эффективность экономической политики Эффективность экономполитики той или иной страны можно оценивать по критерию результативности, то есть по степени достижения тех целей и задач, которые ставятся. Однако надо учитывать, что официально провозглашаемые страной цели и реальные цели ее руководства могут расходиться. Точнее, декларируемая конечная цель (обычно это максимизация общественного благосостояния и поддержание экономической и социальной стабильности) преследуется почти во всех странах мира и в официальной иерархии целей обычно занимает первое место, но в реальности руководство страны может ставить на первое место или рядом с первым местом другие цели. Обычно это умножение собственного благосостояния и сохранение власти более или менее узкого слоя людей. А в результате экономические ресурсы страны отвлекаются от достижения официальной цели, как это и происходит в большинстве постсоветских стран. Поэтому здесь плохо достигается максимизация общественного благосостояния и поддержание экономической и социальной стабильности, зато правящая элита и близкий к ней слой населения удерживается у власти и обогащается. С точки зрения критерия результативности экономполитика в подобных странах заведомо низка.
Более эффективна по этому критерию экономполитика тех переходных стран, где расхождение между провозглашаемыми и реальными целями минимально. Судя по опыту стран с переходной экономикой, это наблюдается в основном в двух случаях. Во-первых, при развитом гражданском обществе и высоком уровне демократии, когда большинство населения страны ясно представляет себе свои цели и может контролировать их реализацию через подконтрольное ему руководство страны (вариант стран ЦВЕ, включая Балтию). Во-вторых, при слабом гражданском обществе и невысоком уровне демократии, но при сравнительно высоком уровне моральной ответственности авторитарного руководства страны, стремящегося преследовать в первую очередь общенациональные, а не личные цели (вариант Китая, Вьетнама, отчасти Белоруссии). Такой методологический подход помогает объяснить, почему, подводя итоги социально-экономической развития России и большинства других постсоветских, их оценивают как менее, а в Белоруссии, Армении, Казахстане и странах Балтии – как более успешные (см. 2.4). Другим критерием эффективности экономполитики может быть оценка качества ее механизма и инструментов. Попытка оценить качество инструментов экономполитики делается в индексе непрозрачности (Opacity Index). Он составляется путем оценки пяти показателей по каждой стране: коррупция; судебная система; экономическая политика; стандарты отчетности и правила корпоративного управления; административно-правовые инструменты. В последнем индексе, охватившем 45 стран, первые места заняли Финляндия (9 баллов) и Гонконг (12 баллов), а у России было 35-е место (41 балл) рядом с Индией (44 балла), Китаем (45 баллов) Бразилией (46 баллов), причем по таким показателям, как экономическая политика Россия не уступала остальным странам БРИК, а по административно- правовым инструментам даже опережала их. К сожалению, в список не включены остальные постсоветские страны.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.87.94 (0.023 с.) |