Глава 7. Секторы национальной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 7. Секторы национальной экономики



Методология деления экономики на секторы

После рассмотрения макроэкономических аспектов национальной экономики анали­тик переходит к исследованию ее микроэкономических аспектов, обращаясь к отраслям (ви­дам экономической деятельности). При этом обнаруживаются минимум три методологиче­ские проблемы – а) микроэкономический анализ невольно перемешивается с макроэкономи­ческим; б) как сочетать анализ отдельных отраслей с предыдущим анализом экономических ресурсов; в) на какие блоки (секторы) разбивать экономику при микроэкономическом анализе.

Что касается смешения микроэкономического анализа с макроэкономическим, то по ходу дела оказывается, что это искусственная проблема – они хорошо сочетаются.

По поводу второй проблемы отметим, что выход может быть таким: при описании экономических ресурсов использовать макроэкономический подход (грубо говоря, не дета­лизировать описание этих ресурсов), а при анализе отраслей использовать микроэкономиче­ский подход (упрощенно говоря, рассматривать те элементы экономических ресур­сов, кото­рые задействованы в данной отрасли).

Сложнее дело обстоит с третьей проблемой - разбивкой экономики на секторы. Прием­лемо деление эконо­мики на первичный, вторичный и третичный сектор (см. гл.1), од­нако оно не всегда позволяет выявить взаимозависимости, в частности, между ситуацией в отдельных отраслях и состоя­нием финансов, внешнеэкономических связей и социальной жизни страны. Эти взаимозави­симости лучше раскрывает деление экономики на реальный и финансовый сектор, при кото­ром все виды экономической деятельности разбиваются на фи­нансовые ус­луги (финансовый сектор) и прочие виды экономической деятельности (реаль­ный сектор).

Однако выявить связь социальной и экономической жизни общества подобная раз­бивка не помогает. Для этого в реальном секторе можно выделить те виды экономической деятельно­сти, которые носят ярко выраженную социальную направленность (образование, здраво­охранение, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство). Говоря по-дру­гому, из реального сектора можно выделить социальный сектор (социальную сферу). В страновом анализе рас­сматривать социальный сектор можно до или после реального сектора, но с точки зрения экономико-теоретической логики это лучше делать в конце анализа на­цио­нальной эконо­мики. Пусть весь предыдущий процесс подводит к ответу на вопрос о том, как национальная экономика справляется со своей конечной целью - максимиза­цией общест­вен­ного благосос­тояния и поддержанием экономической и социальной стабильно­сти

Обратим внимание, что в экономической теории используют понятие «общественный сектор» (public sector), однако в него включают также государственные финансы (прежде всего бюджет и налоги, которые мы уже отнесли к финансовому сектору), а также госпред­приятия, которые нами рассматриваются в реальном секторе под термином «госсектор». По­этому термин «социальный сектор (социальная сфера)» является, с одной стороны, фактиче­ски ча­стью реального сектора, а с другой стороны, он заметно уже экономико-теоретиче­ского понятия «общественный сек­тор».

Наконец, как быть с наукой, информатикой, культурой, жилищно-коммунальным хо­зяйством? С одной стороны, это составная часть человеческого капитала, а с другой стороны, это элементы того, что в России называют социально-культурной сферой, то есть социальной сектора в расширенном понимании. Одним из вариантов решения этой методологической проблемы может быть включение указанных видов экономической деятельности в анализ человеческого капитала и сосредоточение анализа социального сектора (в узком понимании) прежде всего на социальной политике.

Взаимосвязь экономики с внешним миром настолько важна, что обычно эти связи рассматривают как отдельный сектор – внешний, внешнеэкономический (хотя само произ­водство экс­портной продукции и потребление импортной лучше рассматривать в рамках ос­тальных сек­торов, прежде всего реального). При этом изучают прежде всего состояние пла­тежного ба­ланса страны, ее международных резервов (золотовалютных резервов) и внешнего долга, ва­лютную политику страны, а также участие страны в международной торговле, меж­дуна­род­ном обмене зна­ниями, меж­дународном движении капитала и рабочей силы. Подоб­ный под­ход имеет эконо­мико-теоре­тическую поддержку – в экономической теории есть де­ление то­варов и услуг на торгуе­мые и неторгуемые, т.е. на участвующие и не участвующие во внеш­неэкономическом об­мене.

Итак, данный учебник предлагает при дальнейшем анализе национальной экономики использовать ее разбивку на реальный, финансовый, внешний (внешнеэкономический) и со­циальный секторы.

Методика анализа реального сектора

Хотя СНС базируется не на отраслях, а на видах экономической деятельности, но при анализе реального сектора распространенным подходом остается отраслевой, точнее, осно­ванный на группировании отдельных отраслей (видов экономической деятельности) в отрас­левые комплексы (например, в аграрно-промышленный комплекс) или в укрупненные от­расли (например, легкую промышленность). В России такой подход преобладает отчасти по­тому, что наша страна в статистическом учете только с 2003г. перешла с Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) в соответствии с рекомендациями СНС. Но бо­лее важной причиной является то, что отраслевой анализ позволяет лучше описать состояние реального сектора.

В практике изучения национальной экономики сложилось различное деле­ние реаль­ного сектора на отраслевые комплексы и укрупненные отрасли. В данном учебнике предла­гается один из вариантов:

-аграрно-промышленный комплекс (АПК);

-топливно-энергетический комплекс (ТЭК);

-металлургический комплекс;

-химический комплекс;

-лесопромышленный комплекс;

-машиностроительный комплекс;

-оборонно-промышленный комплекс (ОПК), часто называемый военно-промышленным ком­плексом (ВПК), хотя первый означает оборонную промышленность и военные НИОКР, а второй – альянс армии, госаппарата и военной промышленности;

-легкая промышленность;

-строительный комплекс;

-транспортный комплекс;

-связь и телекоммуникации;

-торговля и общественное питание, гостиницы и бытовое обслуживание.

Возможно и более простое деление реального сектора: сельское хозяйство, промышлен­ность (добывающая и обрабатывающая), строительство, транспорт и связь, тор­говля. К нему прибегают при небольших размерах национальной экономики или при слабо­сти национальной статистики.

Агропромышленный комплекс (АПК) охватывает:

-сельское хозяйство;

-отрасли, поставляющие материальные ресурсы для сельского хозяйства (тракторное и сель­скохозяйственное машиностроение, производство удобрений и химикатов для сельского хо­зяйства);

-отрасли, перерабатывающие сельхозпродукцию (пищевкусовая промышленность, первичная пе­реработка сельхозсырья для легкой промышленности, например, хлопкоочистительные за­воды);

- инфраструктурные виды деятельности, обслуживающие сельское хозяйство (заготовка, транспортировка, хранение и торговля сельхозпродукцией и др.).

Чем более развита страна, тем меньше в ее агропромышленном комплексе доля сель­ского хозяйства. Однако общедоступная статистика АПК подробные данные дает прежде всего по самому сельскому хозяйству. При пользовании этой статистикой нередко допуска­ются ошибки и прежде всего такая, как ориентация на годовые, а не среднегодовые показа­тели производства сельхозпродукции. А ведь сельское хозяйство сильно зависит от погод­ных условий и поэтому целесообразно использовать среднегодовые данные за три года, еще лучше - за пять лет.

Сказанное относится и к показателям эффективности сельского хозяйства, к которым относят прежде всего урожайность ведущих сельхозкультур и надои молока на одну корову (для стран умеренного климата). В свою очередь, эффективность сельского хозяйства зави­сит от уровня агротехники, к показателям которого относят прежде всего внесение удобре­ний, химикатов и насыщенность тракторами и сельхозтехникой.

При отсутствии прямых данных об эффективности сельского хозяйства можно ис­пользовать и сопоставление доли сельского хозяйства в ВВП страны с долей занятых в этой отрасли. Расхождение между двумя этими показателями невелико в европейских постсовет­ских государствах (кроме Молдавии) и огромно в странах Закавказья и Центральной Азии, но при этом следует иметь в виду, что в условиях большой скрытой безработицы в этих странах сельское хозяйство является одним из ее главных резервуаров.

Топливно-энергетический комплекс состоит из электроэнергетики и топливной про­мышленности, которая охватывает добычу угля и торфа, нефти и газа. ТЭК в ряде стран со­ставляет основную часть таких видов деятельности СНС, как «Добыча полезных иско­пае­мых» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды».

Изучение ТЭК страны подразумевает исследование баланса произ­водства электроэнер­гии электростанциями и баланса энергоресурсов. Первый баланс дает представ­ление о том, как производство электроэнергии распределяется по видам электростанций (ГЭС, ТЭС, АЭС). Обратим также внимание на то, что производство электроэнергии на душу населения коррелируется с уровнем социально-экономического развития страны (но совпа­дает, потому что страна может импортировать электроэнергию из соседних государств, как, на­пример, это делает Молдавия). Поэтому более высока корреляция между показателем по­требления электроэнергии на душу населения и уровнем развития страны, хотя и она не равна единице.

Таблица 7.1. Постсоветские страны: потребление электроэнергии на душу населения в 2004г. (киловатт-часы)

Россия………….6425 Эстония.………..6188

Белоруссия…….3508 Латвия………….2923

Молдавия………1554 Литва…………...3505

Украина………..3727 Справочно:

Азербайджан…..2796 в среднем по миру…………….2701

Армения……….1744 в среднем по странам ОЭСР…8795

Грузия………….1577 Польша………………………..3793

Казахстан….......4320 Турция………………………..2122

Киргизия….........2320 Чили…………………………..3347

Таджикистан…..2638 Китай…………………………1684

Туркмения……..2060 Индия………………………….618

Узбекистан…….1944 Бразилия……………………..2340 Источник: UNDP. Human Development Report 2007/2008. N.Y., 2007. P.302-305.

 

Баланс энергоресурсов страны состоит из строк и столбцов: строки охватывает до­бычу, запасы, экспорт, импорт и потребление энерго­ресур­сов, а столбцы содержат разные виды энергоресурсов – природное топливо (нефть и газовый конденсат, природный газ, уголь и торф), продукты переработки топлива, горючие побоч­ные энергоресурсы, электро­энергию, теплоэнергию. Более простой вариант баланса энергоресурсов представляет собой разбивку потребленной в стране энергии по видам (в России в 2005г. из всей потребленной энергии в размере 647 млн.тонн нефтяного эквивалента на природный газ приходилось 54%, нефть и газовый конденсат– 21%, уголь - 16%, атомную энергию – 6%, гидроэнергию, сол­нечную, ветровую и геотермальную – 2%, биомассу и мусор – 1%)[16].

Металлургический комплекс охватывает как черную, так и цветную металлургию страны. Химический комплекс состоит из довольно большого количества подвидов экономи­ческой деятельности, также как лесопромышленный комплекс. Особенно большое число под­видов экономической деятельности входит в машиностроительный комплекс.

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) не представлен отдельными видами и под­видами экономической деятельности, поэтому бывает сложно выделить военную продукцию из гра­жданской. В связи с тем, что ОПК развит в немногих странах, его нередко опускают при ана­лизе реального сек­тора. Добавим, что в странах с развитым ОПК иногда де­лят маши­нострое­ние на гражданское и военное.

Легкая промышленность представлена прежде всего производством тканей (тек­стильное производство), одежды, обуви, кожи и кожаных изделий. Иногда производство тканей и одежды объединяют под одним термином - «производство текстиля».

Строительный комплекс охватывает строительство (новое строительство и ремонт), а также промышленность стройматериалов. Само строительство часто делят на промышлен­ное, гражданское (например, строительство офисных зданий) и жилищное.

Транспортный комплекс (транспорт) традиционно разбивают на железнодорожный, автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт. При анализе транспорта используют такие показатели, как перевозка грузов (в тоннах или же в кубомет­рах в случае природного газа), грузооборот (в тонно-километрах, т.е. в тонах перевезенных грузов, помноженных на расстояние, на которое их перевезли) и пассажирооборота (количе­ство перевезенных пассажиров).

Связь и телекоммуникации как отраслевой комплекс охватывает разные виды хозяй­ственной деятельности, существующих прежде всего на базе почты, телефонии и интернета.

Наука и научное обслуживание включены в качестве подвида в такой вид экономиче­ской деятельности, как «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предос­тавление ус­луг». Проблема сочетания анализа экономических ресурсов и отрасли особенно приложима к науке и научному обслуживанию. В данном случае возможны и такие выходы – переместить анализ науки и научного обслуживания в анализ научных ре­сурсов или совмещать их вместе при анализе реального сектора.

Торговля и общественное питание, гостиницы и бытовое обслуживание как межот­раслевой комплекс занимает весьма заметное место в развитых странах, однако в ряде пост­советских стран его значение еще больше. Например, в российском ВВП торговля весит больше, чем в ВВП США. Это вызвано прежде всего тем, что розничная торговля (особенно индивиду­альное предпринимательство) является резервуаром скрытой безработицы. Другой причиной особенно высокого веса торговли является активное использование рядом стран своего транзитного положения (примером может Киргизия, реэкспортирующая в соседние страны огромную часть закупаемых ею китайских потребительских товаров)

Отдых и развлечения, культура и спорт как комплекс охватывает широкий круг от­раслей, в том числе туризм.

В заключение отметим, что при изучении реального сектора используют понятие «производственная инфраструктура». Оно охватывает электро-, газо- и водоснабжение, транспортный комплекс, связь и телекоммуникации.

При анализе финансового сектора (финансовой сферы) изучают налогово-бюджет­ную систему страны и ее налогово-бюджетную политику, денежно-кредитную систему и де­нежно-кредитную поли­тику страны, а также состояние ее фондового рынка. Данный анализ нередко совмещают с анализом финансовых ресурсов страны.

Налогово-бюджетная (фискальная) система страны

Она состоит из налоговой и бюджетной систем. Налоговой системой называется сово­купность взимаемых в стране обязательных платежей в виде налогов, пошлин и сборов (со­кращенно – налогов), правил их уплаты и налоговых органов. Налоги по методу взимания делят на прямые и косвенные (в постсоветских странах последние преобладают), по харак­теру ставок – на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (последние два вида на­логов редки в постсоветских странах), по объектам поступлений – на федеральные, регио­нальные и местные (нередко один налог «расщепляют» на части и «канализируют» между федеральным, региональными и местными бюджетами).

Сопоставляя объем поступаемых в бюджет налогов с размерами ВВП страны, опреде­ляют величину налоговой нагрузки (налогового бремени), которая в постсоветских странах тяготеет к среднемировой величине. При этом важно выявить, на чьи плечи падает основная часть налогового бремени – на юридических или физических лиц. Для расчета налогового бремени юрлиц обычно измеряют отношение выплачиваемых фирмами налогов к величине их прибыли, а при расчете налоговой нагрузки физлиц – сопоставляют доходы домашних хо­зяйств с выплаченными ими прямыми и косвенными налогами. В России, например, на уп­лату налогов домохозяйства тратят около 1/3 своих доходов, преимущественно на косвенные налоги при осуществлении покупок товаров и услуг. Распределение налогового бремени по разным видам налогов обычно подробно отражено в статистике бюджетной системы.

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджета центрального правитель­ства (федерального бюджета в странах с федеральным устройством), региональных бюджетов (бюджетов субъектов федерации в странах с федеральным устройством), местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов (например, Пенсион­ного фонда России, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования). Совокупность бюджетов первых трех уровней называют консо­лидированным бюджетом, а при добавлении к ним государственных внебюджетных фондов – бюджетом расширенного правительства (general government budget). Однако нередко на­циональная статистика, как, например, в России, под консолидированным бюджетом пони­мает бюджет расширенного правительства. Особое место в бюджетной системе занимают резервные фонды (в России это прежде всего Резервный фонд и Фонд национального благо­состояния), создаваемые для будущих непредвиденных расходов и для других целей.

При анализе бюджетной системы особое внимание обращают на сбалансированность бюджета. В постсоветских странах по этому показателю наблюдается пестрая картина (см. табл. 1.20). Однако можно проследить минимум две тенденции. Во-первых, доходы и рас­ходы бюджета наиболее высоки в наиболее развитых постсоветских странах. Во-вторых, в 2000-е гг. в странах с дефицитами бюджета наблюдалась тенденция к их сокращению, обор­ванная затем мировым экономическим кризисом, который, судя по предварительным данным за 2009-2010гг., превратил в большинстве постсоветских стран бюджетный профицит в де­фицит.

Таблица 7.2. Доходы, расходы и сбалансированность консолидированных бюджетов пост­советских стран (в процентах к ВВП)

Страны Доходы Расходы Дефицит (-) или профи­цит
    2008*     2008*     2008*
Россия             1,9 8,1 11,2
Белоруссия   48** 52**   49** 46** - 1,0 -0,7** 5,3**
Молдавия             0,6 1,6 0,2
Украина             0,6 - 1,8 0,7
Азербайджан***             - 1,0 - 0,7 2,6
Армения****             - 4,9 - 1,9 - 0,4
Грузия     - 0,2
Казахстан             - 0,1 0,7 - 2,0*****
Киргизия             - 2,0 0,2 1,5*****
Таджикистан             - 0,6 0,2 3,6
Туркмения****** - 0,3 0,1
Узбекистан         - 0,7 0,1
Латвия     35******     39****** - 2,7 - 0,4 -4,2******
Литва     34******     37****** - 3,2 - 0,5 -3,2******
Эстония     37******     40****** - 0,3 1,5 - 2,8******

*Январь-сентябрь 2008г.

**Бюджет расширенного правительства

***Государственный бюджет

**** Республиканский бюджет

***** С учетом внебюджетных доходов и расходов

****** Январь-декабрь 2008г.

Источники: Содружество Независимых Государств в 2008 году. М.,2009. С.125; http://epp.eurostat.ec.europe.eu

 

Дефицит бюджета ведет к государственным заимствованиям, а это увеличивает государ­ственный долг. В отличие от развитых стран, где госдолг состоит из государствен­ных обязательств в национальной свободно конвертируемой валюте, в странах с формирую­щимися рынками он состоит из долга в национальной валюте (обычно ограниченно конвер­тируемой) и иностранной валюте (свободно конвертируемой). Поэтому при выплате обяза­тельств иностранным резидентам такая страна может испытывать трудности: ее возможно­сти выплачивать эту часть госдолга зависят от поступлений свободно конвертируемой ва­люты в страну. Поэтому в отличие от развитых стран, где госдолг не делят на внутренний и внешний, в остальных странах такое деление необходимо.

О внешнем долге речь пойдет в следующем разделе. Здесь же будет достаточно заме­тить, что, в отличие от развитых стран, в постсоветских странах внутренний госдолг не пред­ставляет большой проблемы (если не относить к внутреннему госдолгу огромные заморо­женные с 1991г. депозиты граж­дан в Сбербанке СССР). Это связано с тем, что постсоветские госу­дарство предпочитали занимать за рубежом, а не внутри страны, так как первый вариант был доступнее и дешевле.

Денежно-кредитная (монетарная) система страны

Она состоит из денежной и кредитной систем. Денежной системой называют форму организации денежного обращения в стране. При ее анализе внимание обращают на объемы, динамику и структуру (по денежным агрегатам) денежной массы, а также величину денеж­ной базы (в узком определении - это наличные деньги и плюс обязательные резервы коммер­ческих банков в национальном банке страны, в широком определении – тоже самое плюс корреспондентские счета и депозиты коммерческих банков в национальном банке). Показа­тель денежной базы особенно важен при конъюнктурном анализе, так как денежная база - это наиболее чуткий показатель состояния денежного обращения в стране.

Не менее важно изучение ин­фляции, под которой обычно подразумевают потреби­тельскую ин­фляцию (она измеряется ростом потребительских цен). Как видно из табл.1.19, в постсовет­ских странах инфляция остается и прогнозируется на более высоком уровне, чем в развитых странах. Примеры Китая и Индии говорят, что это не феномен переходной эконо­мики или экономической отсталости. Инфляция в постсоветских странах (особенно в СНГ) остается выше, чем в остальных регионах мира.

Таблица 7.3. Среднегодовые темпы роста потребительских цен (в процентах)

        2010*
Россия 21,5      
Белоруссия        
Молдавия        
Украина        
Азербайджан 1,5      
Армения   0,6    
Грузия       6,5
Казахстан        
Киргизия     24,5  
Таджикистан       11,5
Туркмения        
Узбекистан       9,5
в среднем по странам СНГ       9,5
Латвия 2,5     - 3,5
Литва       0,6
Эстония       - 1,0
в среднем по всем странам ЦВЕ        
Справочно:        
в среднем по раз­витым странам       0,9
Польша        
Турция        
Чили        
Китай       0,7
Индия        
Бразилия        

*Прогноз

Источники: IMF. World Economic Outlook. April 2009. Washington, D.C. P.200 -201; IMF. World Economic Outlook Update. July 8, 2009.

 

Кредитная система является совокупностью кредитных отношений (отношений между кредиторами и заемщиками), форм и методов кредитования, а также кредитных организаций. Основными кредитными организациями всюду являются коммерческие банки, поэтому ана­лиз кредитной системы сосредотачивается на банковской системе. При этом изучают ее масштабы (величина активов банковской системы по отношению к ВВП), концентрацию, участие в ней государственного и иностранного капитала, ставки и размах кредитования. По­следний показатель систематически публикуется в ежегоднике World Development Report и рассчитывается как отношение величины предоставленного местными банками кредита к величине ВВП страны.

Таблица 7.4. Постсоветские страны: отношение величины предоставленного местными банками кредита к величине ВВП страны в 2008г. (в процентах)

Россия………….27 Казахстан….........34

Белоруссия…….31 Киргизия…..........14

Молдавия………40 Таджикистан…...28

Украина………..82 Литва…………....64

Азербайджан…..17 Справочно:

Армения………..17 Польша…………60

Грузия………….33 Турция………….51

Чили…………… 83

Индия…………..70

Китай……….....126

Бразилия………102

Источник: World Bank. World Development Report. Washington, D.C., 2009. P. 386-387.

 

Как видно из таблицы 7.4, кредитные системы постсоветских стран слабо справля­ются со своей основной задачей – выдачей займов экономическим агентам, если сравнивать их с кредитными системами стран аналогичного и даже более низкого уровня развития. Ис­ключением являются кредитная система Украины (но она форсировала выдачу кредитов за счет чрезмерно быстрого наращи­вания денежной массы – см. 1.7) и Литвы (а также других стран Балтии, в которых она пере­шла в руки иностранных банков). В результате многие компании постсоветских стран выну­ждены обращаться за кредитами к зарубежным банкам (что вело к росту внешнего долга страны) или полагаться преимущественно на собственную прибыль как источник средств для своих инвестиций (что сдерживало рост этих инвести­ций).

Фондовый рынок

При анализе фондового рынка постсоветских стран аналитик испытывает трудности со статистикой, вызванные объективными причинами – помимо России, Украины и Казах­стана во всех остальных странах этот рынок мал. О его малых размерах свидетельствуют та­кие показатели, как небольшой объем торгов на фондовых биржах, ограниченный набор тор­гуемых ценных бумаг, малое количество компаний, включенных в биржевой листинг.

При анализе внешнего (внешнеэкономического) сектора возможны два подхода к этому сектору: узкий и широкий. При узком подходе рассматривают состояние пла­тежного ба­ланса страны, ее международных резервов (золотовалютных резервов) и внешнего долга, ва­лютную политику страны, участие страны в международной торговле и меж­дуна­род­ном обмене зна­ниями, меж­дународном движении капитала и рабочей силы, а также участие страны в международных интеграционных объединениях и, по возможности, показатели глобализации. При широком подходе изучают также экспортные отрасли реального сектора. В данном учебнике используется узкий подход к внешнему сектору.

Платежный баланс

Анализ внешнего сектора национальной экономики базируется прежде всего на изу­чении платежного баланса страны. Напомним, что первая часть текущего платежного ба­ланса - счет текущих операций (текущий платежный баланс, сurrent account) - охватывает баланс торговли товарами и услугами, баланс доходов от оплаты труда и инвестиций, баланс текущих трансфертов. Состояние сальдо текущего платежного баланса настолько важно для национальной экономики, что обычно его идентифицируют с сальдо всего платежного ба­ланса.

Таблица 7.5. Сальдо счета текущих операций платежного баланса (% от ВВП)

     
      2010*  
Россия 11,1 11,0 6,1 1,4  
Белоруссия - 3,3 1,4 - 8,4 - 5,6  
Молдавия -1,8 -10,3 -19,4 -16,6  
Украина 3,7 2,9 - 7,2 1,4  
Азербайджан - 0,9 1,3 35,5 18,4  
Армения - 9,5 - 1,0 -12,6 -11,0  
Грузия - 6,4 -10,9 -22,6 -16,7  
Казахстан - 5,4 - 1,8 5,3 1,1  
Киргизия - 1,5 2,8 - 6,5 - 8,4  
Таджикистан 4,9 - 2,7 - 8,8 - 8,3  
Туркмения 1,7 5,1 19,6 9,2  
Узбекистан - 1,0 7,7 13,6 6,8  
Латвия - 7,5 -12,5 -13,2 - 5,5  
Литва - 4,7 - 7,1 -11,6 - 5,3  
Эстония - 5,2 -10,0 - 9,2 - 5,4  
Справочно:          
Польша - 2,8 - 1,2 - 5,5 - 3,1  
Турция - 1,6 1,2 - 2,0 - 0,4  
Чили 1,9 - 4,6 - 5,7 - 3,7  
Китай 1,3 7,2 9,8 8,6  
Индия 0,3 - 1,3 - 2,2 - 2,5  
Бразилия - 4,2 1,6 - 1,8 - 1,9  

*Прогноз

Источник: IMF. World Economic Outlook. April 2009. Washington, D.C. P.209.

 

Как демонстрирует табл.7.5, перед мировым экономическим кризисом большинству стран СНГ удалось уменьшить свои отрицательные сальдо текущего платежного баланса, а странам-экспортерам энергоресурсов (России, Азербайджану, Казахстану, Туркмении, Узбе­кистану) - поднять положительное сальдо на рекордную высоту. В то же время ряд постсо­ветских стран сохранял стабильно отрицательное сальдо даже в условиях экономиче­ского подъема.

Внешний долг

Основным источником информации о состоянии внешнего долга той ли иной страны являются национальная статистика и статистика Всемирного банка. В национальной стати­стике cведения о внешнем долге содержатся в приложениях к платеж­ному балансу, а в ста­тистике Всемирного банка – на его сайте в подразделе «Joint External Debt Hub» из портала «Data Programs». Обратим при этом внимание на то, что распростра­ненной ошибкой начи­нающих аналитиков является идентификация внешнего долга страны только с государствен­ным внеш­ним долгом, оставляя в стороне внешний долг компаний и банков, хотя последний часто преоб­ладает над государственным (как, например, в России) и несет стране в основном те же про­блемы, что и государственный внешний долг.

О размерах внешнего долга страны говорит отношение накопленного внешнего долга к ВВП страны по обменному курсу: формально перед мировым экономическим кризисом наихудшие показатели были у стран Балтии (близкие к 80-90%) из-за их ориентации на займы в евро (на который они планируют перейти в ближайшие годы), но фактически они были наихудшими у России, Украины и Казахстана (45-60%), которые свой экономический рост во многом базировали на частных займах за рубежом и не собираются перехо­дить ни на евро, ни на доллар.

Внешний долг состоит из кратко- и долгосрочного и поэтому обслуживание внешнего долга, одинакового по размерам, но разного по структуре, представляет разную тяжесть для страны. Для измерения тяжести годовых платежей по внешнему долгу их обычно соизме­ряют с основным источником свободно конвертируемой валюты – годовыми поступлениями от экспорта товаров и услуг. Например, в 2010г. России должна выплатить 132 млрд.долл. в счет погашения основного долга и процентов, в то время как поступления от экспорта про­гнозируются Минэкономразвития РФ в размере около 317-363 млрд.долл. Таким образом, на обслужива­ние внешнего долга может уйти около 40% экспортных доходов, тогда как крити­ческим по­рогом счита­ются 20-25%.

Международные резервы страны

Частичной «подстраховкой» для платежей по внешнему долгу и погашения отрица­тельного сальдо баланса по текущим операциям являются ее официальные (т.е. государствен­ные) международные резервы страны (золотовалютные резервы, резервные ак­тивы). Напомним, что обще­принятый минимум достаточности международных резервов с точки зре­ния безопас­ности импорта товаров и услуг составляет величину, равную шести ме­сяцам им­порта това­ров и услуг. А для соизмерения соотношения резервов и платежей по внеш­нему долгу применяется правило Гринспена –Гвидотти, по которому официальные ре­зервы должны быть не меньше краткосрочного внешнего долга страны. Оба этих подхода объе­ди­няет так называемый критерий Редди, по которому безопасная ве­личина официальных резер­вов равняется шести месяцам импорта плюс го­довая величина платежей по внешнему долгу. Для развитых стран с их свободно конвертируемой национальной валю­той, которую они могут использовать во внешних обязательствах (особенно если эта валюта является ре­зервной), проблема достаточности или недостаточны официальных ре­зервов не является ак­туальной. Это доказывается небольшой величиной их официальных ре­зервов.

Важная функция международных резервов в странах с формирующейся экономикой – быть базой, на ко­торую опирается национальная валюта. Подобная проблема опять же не актуальна для развитых стран, национальная валюта которых фактически опирается на высо­кую конкурентоспособность их экономик. В мире охотно покупают широкую гамму их вы­сококачественных товаров и услуг и поэтому они могут расплачиваться по внешним обяза­тельствам своей национальной валютой. Поэтому для поддержания курса своей валюты им не требу­ются большие официальные резервы. Так, в США и Японии национальная валюта более чем на 90% обеспечивается обязательствами собст­венных правительств перед цен­тральными банками, а не запасами ино­странной валюты и золота[17].

Иная ситуация в странах с формирующи­мися рынками – им трудно погашать свои внешние обязательства националь­ной валютой. Так, внешний долг России в конце 2009г. лишь на 19% состоял из обязательств в национальной валюте. Поэтому величина официаль­ных резервов в нашей стране зависит не столько от состояния национальной экономики, сколько от мировых цен на экспортируе­мые товары и услуги. А в результате для поддержа­ния прочного курса рос­сийского рубля в усло­виях снижения мировых цен на эти товары нужны большие официальные резервы, что тол­кает монетарные власти России в периоды экономического подъема к превышению норма­тива достаточности международных резервов.

Участие страны в международной торговле

Показатели количественного участия страны в международной торговле основаны на соотнесении внешнеторгового оборота, экспорта и импорта страны с ее ВВП. Эти показатели называют внешнеторговой, экспортной и импортной квотами (иногда их путают с долей страны в мировой торговле).

Но международная торговля базируется на международных це­нах, а ВВП/ВНД рас­считывается во внутренних ценах, и поэтому целесообразно указанные внешнеторговые по­казатели сравнивать с ВВП/ВНД по ППС. Так, по данным Росстата, в 2007г. ВВП России по ППС составил 2 094 млрд.долл. По данным платежного баланса Рос­сии, в том же году экс­порт и импорт товаров и услуг достиг 677 млрд.долл. (т.е. внешнетор­говый оборот достиг 32% по отношению к ВВП), при этом экспорт товаров и услуг равнялся 394 млрд.долл. (19% к ВВП), а импорт – 283 млрд.долл. (13%).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.065 с.)