Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 7. Секторы национальной экономики
Методология деления экономики на секторы После рассмотрения макроэкономических аспектов национальной экономики аналитик переходит к исследованию ее микроэкономических аспектов, обращаясь к отраслям (видам экономической деятельности). При этом обнаруживаются минимум три методологические проблемы – а) микроэкономический анализ невольно перемешивается с макроэкономическим; б) как сочетать анализ отдельных отраслей с предыдущим анализом экономических ресурсов; в) на какие блоки (секторы) разбивать экономику при микроэкономическом анализе. Что касается смешения микроэкономического анализа с макроэкономическим, то по ходу дела оказывается, что это искусственная проблема – они хорошо сочетаются. По поводу второй проблемы отметим, что выход может быть таким: при описании экономических ресурсов использовать макроэкономический подход (грубо говоря, не детализировать описание этих ресурсов), а при анализе отраслей использовать микроэкономический подход (упрощенно говоря, рассматривать те элементы экономических ресурсов, которые задействованы в данной отрасли). Сложнее дело обстоит с третьей проблемой - разбивкой экономики на секторы. Приемлемо деление экономики на первичный, вторичный и третичный сектор (см. гл.1), однако оно не всегда позволяет выявить взаимозависимости, в частности, между ситуацией в отдельных отраслях и состоянием финансов, внешнеэкономических связей и социальной жизни страны. Эти взаимозависимости лучше раскрывает деление экономики на реальный и финансовый сектор, при котором все виды экономической деятельности разбиваются на финансовые услуги (финансовый сектор) и прочие виды экономической деятельности (реальный сектор). Однако выявить связь социальной и экономической жизни общества подобная разбивка не помогает. Для этого в реальном секторе можно выделить те виды экономической деятельности, которые носят ярко выраженную социальную направленность (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство). Говоря по-другому, из реального сектора можно выделить социальный сектор (социальную сферу). В страновом анализе рассматривать социальный сектор можно до или после реального сектора, но с точки зрения экономико-теоретической логики это лучше делать в конце анализа национальной экономики. Пусть весь предыдущий процесс подводит к ответу на вопрос о том, как национальная экономика справляется со своей конечной целью - максимизацией общественного благосостояния и поддержанием экономической и социальной стабильности
Обратим внимание, что в экономической теории используют понятие «общественный сектор» (public sector), однако в него включают также государственные финансы (прежде всего бюджет и налоги, которые мы уже отнесли к финансовому сектору), а также госпредприятия, которые нами рассматриваются в реальном секторе под термином «госсектор». Поэтому термин «социальный сектор (социальная сфера)» является, с одной стороны, фактически частью реального сектора, а с другой стороны, он заметно уже экономико-теоретического понятия «общественный сектор». Наконец, как быть с наукой, информатикой, культурой, жилищно-коммунальным хозяйством? С одной стороны, это составная часть человеческого капитала, а с другой стороны, это элементы того, что в России называют социально-культурной сферой, то есть социальной сектора в расширенном понимании. Одним из вариантов решения этой методологической проблемы может быть включение указанных видов экономической деятельности в анализ человеческого капитала и сосредоточение анализа социального сектора (в узком понимании) прежде всего на социальной политике. Взаимосвязь экономики с внешним миром настолько важна, что обычно эти связи рассматривают как отдельный сектор – внешний, внешнеэкономический (хотя само производство экспортной продукции и потребление импортной лучше рассматривать в рамках остальных секторов, прежде всего реального). При этом изучают прежде всего состояние платежного баланса страны, ее международных резервов (золотовалютных резервов) и внешнего долга, валютную политику страны, а также участие страны в международной торговле, международном обмене знаниями, международном движении капитала и рабочей силы. Подобный подход имеет экономико-теоретическую поддержку – в экономической теории есть деление товаров и услуг на торгуемые и неторгуемые, т.е. на участвующие и не участвующие во внешнеэкономическом обмене.
Итак, данный учебник предлагает при дальнейшем анализе национальной экономики использовать ее разбивку на реальный, финансовый, внешний (внешнеэкономический) и социальный секторы. Методика анализа реального сектора Хотя СНС базируется не на отраслях, а на видах экономической деятельности, но при анализе реального сектора распространенным подходом остается отраслевой, точнее, основанный на группировании отдельных отраслей (видов экономической деятельности) в отраслевые комплексы (например, в аграрно-промышленный комплекс) или в укрупненные отрасли (например, легкую промышленность). В России такой подход преобладает отчасти потому, что наша страна в статистическом учете только с 2003г. перешла с Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) в соответствии с рекомендациями СНС. Но более важной причиной является то, что отраслевой анализ позволяет лучше описать состояние реального сектора. В практике изучения национальной экономики сложилось различное деление реального сектора на отраслевые комплексы и укрупненные отрасли. В данном учебнике предлагается один из вариантов: -аграрно-промышленный комплекс (АПК); -топливно-энергетический комплекс (ТЭК); -металлургический комплекс; -химический комплекс; -лесопромышленный комплекс; -машиностроительный комплекс; -оборонно-промышленный комплекс (ОПК), часто называемый военно-промышленным комплексом (ВПК), хотя первый означает оборонную промышленность и военные НИОКР, а второй – альянс армии, госаппарата и военной промышленности; -легкая промышленность; -строительный комплекс; -транспортный комплекс; -связь и телекоммуникации; -торговля и общественное питание, гостиницы и бытовое обслуживание. Возможно и более простое деление реального сектора: сельское хозяйство, промышленность (добывающая и обрабатывающая), строительство, транспорт и связь, торговля. К нему прибегают при небольших размерах национальной экономики или при слабости национальной статистики. Агропромышленный комплекс (АПК) охватывает: -сельское хозяйство; -отрасли, поставляющие материальные ресурсы для сельского хозяйства (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений и химикатов для сельского хозяйства); -отрасли, перерабатывающие сельхозпродукцию (пищевкусовая промышленность, первичная переработка сельхозсырья для легкой промышленности, например, хлопкоочистительные заводы); - инфраструктурные виды деятельности, обслуживающие сельское хозяйство (заготовка, транспортировка, хранение и торговля сельхозпродукцией и др.). Чем более развита страна, тем меньше в ее агропромышленном комплексе доля сельского хозяйства. Однако общедоступная статистика АПК подробные данные дает прежде всего по самому сельскому хозяйству. При пользовании этой статистикой нередко допускаются ошибки и прежде всего такая, как ориентация на годовые, а не среднегодовые показатели производства сельхозпродукции. А ведь сельское хозяйство сильно зависит от погодных условий и поэтому целесообразно использовать среднегодовые данные за три года, еще лучше - за пять лет.
Сказанное относится и к показателям эффективности сельского хозяйства, к которым относят прежде всего урожайность ведущих сельхозкультур и надои молока на одну корову (для стран умеренного климата). В свою очередь, эффективность сельского хозяйства зависит от уровня агротехники, к показателям которого относят прежде всего внесение удобрений, химикатов и насыщенность тракторами и сельхозтехникой. При отсутствии прямых данных об эффективности сельского хозяйства можно использовать и сопоставление доли сельского хозяйства в ВВП страны с долей занятых в этой отрасли. Расхождение между двумя этими показателями невелико в европейских постсоветских государствах (кроме Молдавии) и огромно в странах Закавказья и Центральной Азии, но при этом следует иметь в виду, что в условиях большой скрытой безработицы в этих странах сельское хозяйство является одним из ее главных резервуаров. Топливно-энергетический комплекс состоит из электроэнергетики и топливной промышленности, которая охватывает добычу угля и торфа, нефти и газа. ТЭК в ряде стран составляет основную часть таких видов деятельности СНС, как «Добыча полезных ископаемых» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды». Изучение ТЭК страны подразумевает исследование баланса производства электроэнергии электростанциями и баланса энергоресурсов. Первый баланс дает представление о том, как производство электроэнергии распределяется по видам электростанций (ГЭС, ТЭС, АЭС). Обратим также внимание на то, что производство электроэнергии на душу населения коррелируется с уровнем социально-экономического развития страны (но совпадает, потому что страна может импортировать электроэнергию из соседних государств, как, например, это делает Молдавия). Поэтому более высока корреляция между показателем потребления электроэнергии на душу населения и уровнем развития страны, хотя и она не равна единице. Таблица 7.1. Постсоветские страны: потребление электроэнергии на душу населения в 2004г. (киловатт-часы) Россия………….6425 Эстония.………..6188 Белоруссия…….3508 Латвия………….2923 Молдавия………1554 Литва…………...3505 Украина………..3727 Справочно: Азербайджан…..2796 в среднем по миру…………….2701
Армения……….1744 в среднем по странам ОЭСР…8795 Грузия………….1577 Польша………………………..3793 Казахстан….......4320 Турция………………………..2122 Киргизия….........2320 Чили…………………………..3347 Таджикистан…..2638 Китай…………………………1684 Туркмения……..2060 Индия………………………….618 Узбекистан…….1944 Бразилия……………………..2340 Источник: UNDP. Human Development Report 2007/2008. N.Y., 2007. P.302-305.
Баланс энергоресурсов страны состоит из строк и столбцов: строки охватывает добычу, запасы, экспорт, импорт и потребление энергоресурсов, а столбцы содержат разные виды энергоресурсов – природное топливо (нефть и газовый конденсат, природный газ, уголь и торф), продукты переработки топлива, горючие побочные энергоресурсы, электроэнергию, теплоэнергию. Более простой вариант баланса энергоресурсов представляет собой разбивку потребленной в стране энергии по видам (в России в 2005г. из всей потребленной энергии в размере 647 млн.тонн нефтяного эквивалента на природный газ приходилось 54%, нефть и газовый конденсат– 21%, уголь - 16%, атомную энергию – 6%, гидроэнергию, солнечную, ветровую и геотермальную – 2%, биомассу и мусор – 1%)[16]. Металлургический комплекс охватывает как черную, так и цветную металлургию страны. Химический комплекс состоит из довольно большого количества подвидов экономической деятельности, также как лесопромышленный комплекс. Особенно большое число подвидов экономической деятельности входит в машиностроительный комплекс. Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) не представлен отдельными видами и подвидами экономической деятельности, поэтому бывает сложно выделить военную продукцию из гражданской. В связи с тем, что ОПК развит в немногих странах, его нередко опускают при анализе реального сектора. Добавим, что в странах с развитым ОПК иногда делят машиностроение на гражданское и военное. Легкая промышленность представлена прежде всего производством тканей (текстильное производство), одежды, обуви, кожи и кожаных изделий. Иногда производство тканей и одежды объединяют под одним термином - «производство текстиля». Строительный комплекс охватывает строительство (новое строительство и ремонт), а также промышленность стройматериалов. Само строительство часто делят на промышленное, гражданское (например, строительство офисных зданий) и жилищное. Транспортный комплекс (транспорт) традиционно разбивают на железнодорожный, автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт. При анализе транспорта используют такие показатели, как перевозка грузов (в тоннах или же в кубометрах в случае природного газа), грузооборот (в тонно-километрах, т.е. в тонах перевезенных грузов, помноженных на расстояние, на которое их перевезли) и пассажирооборота (количество перевезенных пассажиров). Связь и телекоммуникации как отраслевой комплекс охватывает разные виды хозяйственной деятельности, существующих прежде всего на базе почты, телефонии и интернета.
Наука и научное обслуживание включены в качестве подвида в такой вид экономической деятельности, как «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг». Проблема сочетания анализа экономических ресурсов и отрасли особенно приложима к науке и научному обслуживанию. В данном случае возможны и такие выходы – переместить анализ науки и научного обслуживания в анализ научных ресурсов или совмещать их вместе при анализе реального сектора. Торговля и общественное питание, гостиницы и бытовое обслуживание как межотраслевой комплекс занимает весьма заметное место в развитых странах, однако в ряде постсоветских стран его значение еще больше. Например, в российском ВВП торговля весит больше, чем в ВВП США. Это вызвано прежде всего тем, что розничная торговля (особенно индивидуальное предпринимательство) является резервуаром скрытой безработицы. Другой причиной особенно высокого веса торговли является активное использование рядом стран своего транзитного положения (примером может Киргизия, реэкспортирующая в соседние страны огромную часть закупаемых ею китайских потребительских товаров) Отдых и развлечения, культура и спорт как комплекс охватывает широкий круг отраслей, в том числе туризм. В заключение отметим, что при изучении реального сектора используют понятие «производственная инфраструктура». Оно охватывает электро-, газо- и водоснабжение, транспортный комплекс, связь и телекоммуникации. При анализе финансового сектора (финансовой сферы) изучают налогово-бюджетную систему страны и ее налогово-бюджетную политику, денежно-кредитную систему и денежно-кредитную политику страны, а также состояние ее фондового рынка. Данный анализ нередко совмещают с анализом финансовых ресурсов страны. Налогово-бюджетная (фискальная) система страны Она состоит из налоговой и бюджетной систем. Налоговой системой называется совокупность взимаемых в стране обязательных платежей в виде налогов, пошлин и сборов (сокращенно – налогов), правил их уплаты и налоговых органов. Налоги по методу взимания делят на прямые и косвенные (в постсоветских странах последние преобладают), по характеру ставок – на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (последние два вида налогов редки в постсоветских странах), по объектам поступлений – на федеральные, региональные и местные (нередко один налог «расщепляют» на части и «канализируют» между федеральным, региональными и местными бюджетами). Сопоставляя объем поступаемых в бюджет налогов с размерами ВВП страны, определяют величину налоговой нагрузки (налогового бремени), которая в постсоветских странах тяготеет к среднемировой величине. При этом важно выявить, на чьи плечи падает основная часть налогового бремени – на юридических или физических лиц. Для расчета налогового бремени юрлиц обычно измеряют отношение выплачиваемых фирмами налогов к величине их прибыли, а при расчете налоговой нагрузки физлиц – сопоставляют доходы домашних хозяйств с выплаченными ими прямыми и косвенными налогами. В России, например, на уплату налогов домохозяйства тратят около 1/3 своих доходов, преимущественно на косвенные налоги при осуществлении покупок товаров и услуг. Распределение налогового бремени по разным видам налогов обычно подробно отражено в статистике бюджетной системы. Бюджетная система представляет собой совокупность бюджета центрального правительства (федерального бюджета в странах с федеральным устройством), региональных бюджетов (бюджетов субъектов федерации в странах с федеральным устройством), местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов (например, Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования). Совокупность бюджетов первых трех уровней называют консолидированным бюджетом, а при добавлении к ним государственных внебюджетных фондов – бюджетом расширенного правительства (general government budget). Однако нередко национальная статистика, как, например, в России, под консолидированным бюджетом понимает бюджет расширенного правительства. Особое место в бюджетной системе занимают резервные фонды (в России это прежде всего Резервный фонд и Фонд национального благосостояния), создаваемые для будущих непредвиденных расходов и для других целей. При анализе бюджетной системы особое внимание обращают на сбалансированность бюджета. В постсоветских странах по этому показателю наблюдается пестрая картина (см. табл. 1.20). Однако можно проследить минимум две тенденции. Во-первых, доходы и расходы бюджета наиболее высоки в наиболее развитых постсоветских странах. Во-вторых, в 2000-е гг. в странах с дефицитами бюджета наблюдалась тенденция к их сокращению, оборванная затем мировым экономическим кризисом, который, судя по предварительным данным за 2009-2010гг., превратил в большинстве постсоветских стран бюджетный профицит в дефицит. Таблица 7.2. Доходы, расходы и сбалансированность консолидированных бюджетов постсоветских стран (в процентах к ВВП)
*Январь-сентябрь 2008г. **Бюджет расширенного правительства ***Государственный бюджет **** Республиканский бюджет ***** С учетом внебюджетных доходов и расходов ****** Январь-декабрь 2008г. Источники: Содружество Независимых Государств в 2008 году. М.,2009. С.125; http://epp.eurostat.ec.europe.eu
Дефицит бюджета ведет к государственным заимствованиям, а это увеличивает государственный долг. В отличие от развитых стран, где госдолг состоит из государственных обязательств в национальной свободно конвертируемой валюте, в странах с формирующимися рынками он состоит из долга в национальной валюте (обычно ограниченно конвертируемой) и иностранной валюте (свободно конвертируемой). Поэтому при выплате обязательств иностранным резидентам такая страна может испытывать трудности: ее возможности выплачивать эту часть госдолга зависят от поступлений свободно конвертируемой валюты в страну. Поэтому в отличие от развитых стран, где госдолг не делят на внутренний и внешний, в остальных странах такое деление необходимо. О внешнем долге речь пойдет в следующем разделе. Здесь же будет достаточно заметить, что, в отличие от развитых стран, в постсоветских странах внутренний госдолг не представляет большой проблемы (если не относить к внутреннему госдолгу огромные замороженные с 1991г. депозиты граждан в Сбербанке СССР). Это связано с тем, что постсоветские государство предпочитали занимать за рубежом, а не внутри страны, так как первый вариант был доступнее и дешевле. Денежно-кредитная (монетарная) система страны Она состоит из денежной и кредитной систем. Денежной системой называют форму организации денежного обращения в стране. При ее анализе внимание обращают на объемы, динамику и структуру (по денежным агрегатам) денежной массы, а также величину денежной базы (в узком определении - это наличные деньги и плюс обязательные резервы коммерческих банков в национальном банке страны, в широком определении – тоже самое плюс корреспондентские счета и депозиты коммерческих банков в национальном банке). Показатель денежной базы особенно важен при конъюнктурном анализе, так как денежная база - это наиболее чуткий показатель состояния денежного обращения в стране. Не менее важно изучение инфляции, под которой обычно подразумевают потребительскую инфляцию (она измеряется ростом потребительских цен). Как видно из табл.1.19, в постсоветских странах инфляция остается и прогнозируется на более высоком уровне, чем в развитых странах. Примеры Китая и Индии говорят, что это не феномен переходной экономики или экономической отсталости. Инфляция в постсоветских странах (особенно в СНГ) остается выше, чем в остальных регионах мира. Таблица 7.3. Среднегодовые темпы роста потребительских цен (в процентах)
*Прогноз Источники: IMF. World Economic Outlook. April 2009. Washington, D.C. P.200 -201; IMF. World Economic Outlook Update. July 8, 2009.
Кредитная система является совокупностью кредитных отношений (отношений между кредиторами и заемщиками), форм и методов кредитования, а также кредитных организаций. Основными кредитными организациями всюду являются коммерческие банки, поэтому анализ кредитной системы сосредотачивается на банковской системе. При этом изучают ее масштабы (величина активов банковской системы по отношению к ВВП), концентрацию, участие в ней государственного и иностранного капитала, ставки и размах кредитования. Последний показатель систематически публикуется в ежегоднике World Development Report и рассчитывается как отношение величины предоставленного местными банками кредита к величине ВВП страны. Таблица 7.4. Постсоветские страны: отношение величины предоставленного местными банками кредита к величине ВВП страны в 2008г. (в процентах) Россия………….27 Казахстан….........34 Белоруссия…….31 Киргизия…..........14 Молдавия………40 Таджикистан…...28 Украина………..82 Литва…………....64 Азербайджан…..17 Справочно: Армения………..17 Польша…………60 Грузия………….33 Турция………….51 Чили…………… 83 Индия…………..70 Китай……….....126 Бразилия………102 Источник: World Bank. World Development Report. Washington, D.C., 2009. P. 386-387.
Как видно из таблицы 7.4, кредитные системы постсоветских стран слабо справляются со своей основной задачей – выдачей займов экономическим агентам, если сравнивать их с кредитными системами стран аналогичного и даже более низкого уровня развития. Исключением являются кредитная система Украины (но она форсировала выдачу кредитов за счет чрезмерно быстрого наращивания денежной массы – см. 1.7) и Литвы (а также других стран Балтии, в которых она перешла в руки иностранных банков). В результате многие компании постсоветских стран вынуждены обращаться за кредитами к зарубежным банкам (что вело к росту внешнего долга страны) или полагаться преимущественно на собственную прибыль как источник средств для своих инвестиций (что сдерживало рост этих инвестиций). Фондовый рынок При анализе фондового рынка постсоветских стран аналитик испытывает трудности со статистикой, вызванные объективными причинами – помимо России, Украины и Казахстана во всех остальных странах этот рынок мал. О его малых размерах свидетельствуют такие показатели, как небольшой объем торгов на фондовых биржах, ограниченный набор торгуемых ценных бумаг, малое количество компаний, включенных в биржевой листинг. При анализе внешнего (внешнеэкономического) сектора возможны два подхода к этому сектору: узкий и широкий. При узком подходе рассматривают состояние платежного баланса страны, ее международных резервов (золотовалютных резервов) и внешнего долга, валютную политику страны, участие страны в международной торговле и международном обмене знаниями, международном движении капитала и рабочей силы, а также участие страны в международных интеграционных объединениях и, по возможности, показатели глобализации. При широком подходе изучают также экспортные отрасли реального сектора. В данном учебнике используется узкий подход к внешнему сектору. Платежный баланс Анализ внешнего сектора национальной экономики базируется прежде всего на изучении платежного баланса страны. Напомним, что первая часть текущего платежного баланса - счет текущих операций (текущий платежный баланс, сurrent account) - охватывает баланс торговли товарами и услугами, баланс доходов от оплаты труда и инвестиций, баланс текущих трансфертов. Состояние сальдо текущего платежного баланса настолько важно для национальной экономики, что обычно его идентифицируют с сальдо всего платежного баланса. Таблица 7.5. Сальдо счета текущих операций платежного баланса (% от ВВП)
*Прогноз Источник: IMF. World Economic Outlook. April 2009. Washington, D.C. P.209.
Как демонстрирует табл.7.5, перед мировым экономическим кризисом большинству стран СНГ удалось уменьшить свои отрицательные сальдо текущего платежного баланса, а странам-экспортерам энергоресурсов (России, Азербайджану, Казахстану, Туркмении, Узбекистану) - поднять положительное сальдо на рекордную высоту. В то же время ряд постсоветских стран сохранял стабильно отрицательное сальдо даже в условиях экономического подъема. Внешний долг Основным источником информации о состоянии внешнего долга той ли иной страны являются национальная статистика и статистика Всемирного банка. В национальной статистике cведения о внешнем долге содержатся в приложениях к платежному балансу, а в статистике Всемирного банка – на его сайте в подразделе «Joint External Debt Hub» из портала «Data Programs». Обратим при этом внимание на то, что распространенной ошибкой начинающих аналитиков является идентификация внешнего долга страны только с государственным внешним долгом, оставляя в стороне внешний долг компаний и банков, хотя последний часто преобладает над государственным (как, например, в России) и несет стране в основном те же проблемы, что и государственный внешний долг. О размерах внешнего долга страны говорит отношение накопленного внешнего долга к ВВП страны по обменному курсу: формально перед мировым экономическим кризисом наихудшие показатели были у стран Балтии (близкие к 80-90%) из-за их ориентации на займы в евро (на который они планируют перейти в ближайшие годы), но фактически они были наихудшими у России, Украины и Казахстана (45-60%), которые свой экономический рост во многом базировали на частных займах за рубежом и не собираются переходить ни на евро, ни на доллар. Внешний долг состоит из кратко- и долгосрочного и поэтому обслуживание внешнего долга, одинакового по размерам, но разного по структуре, представляет разную тяжесть для страны. Для измерения тяжести годовых платежей по внешнему долгу их обычно соизмеряют с основным источником свободно конвертируемой валюты – годовыми поступлениями от экспорта товаров и услуг. Например, в 2010г. России должна выплатить 132 млрд.долл. в счет погашения основного долга и процентов, в то время как поступления от экспорта прогнозируются Минэкономразвития РФ в размере около 317-363 млрд.долл. Таким образом, на обслуживание внешнего долга может уйти около 40% экспортных доходов, тогда как критическим порогом считаются 20-25%. Международные резервы страны Частичной «подстраховкой» для платежей по внешнему долгу и погашения отрицательного сальдо баланса по текущим операциям являются ее официальные (т.е. государственные) международные резервы страны (золотовалютные резервы, резервные активы). Напомним, что общепринятый минимум достаточности международных резервов с точки зрения безопасности импорта товаров и услуг составляет величину, равную шести месяцам импорта товаров и услуг. А для соизмерения соотношения резервов и платежей по внешнему долгу применяется правило Гринспена –Гвидотти, по которому официальные резервы должны быть не меньше краткосрочного внешнего долга страны. Оба этих подхода объединяет так называемый критерий Редди, по которому безопасная величина официальных резервов равняется шести месяцам импорта плюс годовая величина платежей по внешнему долгу. Для развитых стран с их свободно конвертируемой национальной валютой, которую они могут использовать во внешних обязательствах (особенно если эта валюта является резервной), проблема достаточности или недостаточны официальных резервов не является актуальной. Это доказывается небольшой величиной их официальных резервов. Важная функция международных резервов в странах с формирующейся экономикой – быть базой, на которую опирается национальная валюта. Подобная проблема опять же не актуальна для развитых стран, национальная валюта которых фактически опирается на высокую конкурентоспособность их экономик. В мире охотно покупают широкую гамму их высококачественных товаров и услуг и поэтому они могут расплачиваться по внешним обязательствам своей национальной валютой. Поэтому для поддержания курса своей валюты им не требуются большие официальные резервы. Так, в США и Японии национальная валюта более чем на 90% обеспечивается обязательствами собственных правительств перед центральными банками, а не запасами иностранной валюты и золота[17]. Иная ситуация в странах с формирующимися рынками – им трудно погашать свои внешние обязательства национальной валютой. Так, внешний долг России в конце 2009г. лишь на 19% состоял из обязательств в национальной валюте. Поэтому величина официальных резервов в нашей стране зависит не столько от состояния национальной экономики, сколько от мировых цен на экспортируемые товары и услуги. А в результате для поддержания прочного курса российского рубля в условиях снижения мировых цен на эти товары нужны большие официальные резервы, что толкает монетарные власти России в периоды экономического подъема к превышению норматива достаточности международных резервов. Участие страны в международной торговле Показатели количественного участия страны в международной торговле основаны на соотнесении внешнеторгового оборота, экспорта и импорта страны с ее ВВП. Эти показатели называют внешнеторговой, экспортной и импортной квотами (иногда их путают с долей страны в мировой торговле). Но международная торговля базируется на международных ценах, а ВВП/ВНД рассчитывается во внутренних ценах, и поэтому целесообразно указанные внешнеторговые показатели сравнивать с ВВП/ВНД по ППС. Так, по данным Росстата, в 2007г. ВВП России по ППС составил 2 094 млрд.долл. По данным платежного баланса России, в том же году экспорт и импорт товаров и услуг достиг 677 млрд.долл. (т.е. внешнеторговый оборот достиг 32% по отношению к ВВП), при этом экспорт товаров и услуг равнялся 394 млрд.долл. (19% к ВВП), а импорт – 283 млрд.долл. (13%).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.065 с.) |