Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну судам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну судам



Судами общей юрисдикции по гражданским делам справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, могут истребоваться на основании ст.57 ГПК РФ, как доказательства, имеющие значение по делу. При этом сведения, составляющие банковскую тайну, как доказательства на основании ст.57 ГПК РФ не могут истребоваться судом самостоятельно, а только лишь по ходатайству лиц, участвующих в деле, и в случае, когда представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно.

В ходатайстве лица, участвующего в деле, об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства. На основании ходатайства лица, участвующего в деле, суд выдает стороне запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно.

Уголовно-процессуальный Кодекс РФ не содержит ясного порядка истребования доказательств судом по уголовным делам, хотя ст.86 УПК РФ указывает, что собирание доказательств может осуществляться в ходе уголовного судопроизводства не только дознавателем, следователем, прокурором, но и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий.

Также ст.234 УПК РФ указывает, что ходатайство стороны защиты об истребовании дополнительных доказательств или предметов подлежит удовлетворению, если данные доказательства и предметы имеют значение для уголовного дела, т.е. подразумевается, что сторона защиты вправе ходатайствовать перед судом об истребовании доказательств. Кроме того, ст.286 УПК РФ также говорит о том, что в ходе судебного следствия документы могут истребоваться судом.

Следовательно, в ходе уголовного судопроизводства суд вправе истребовать какие-либо сведения у кредитных организаций (в т.ч. и сведения, составляющие банковскую тайну) как самостоятельно, так и на основании ходатайства стороны защиты.

Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну налоговым и таможенным органам. Согласно статье 26 Закона о банках справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдаются кредитной организацией налоговым и таможенным органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

В соответствии со статьей 86 Налогового Кодекса РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение 5 дней после мотивированного запроса налогового органа. Правовой смысл ст.86 НК РФ не предполагает представление конкретных подлинных документов (или копий с них). Речь в статье идет исключительно о справочной информации. Когда же налоговые органы приходят к выводу, что в банке могут быть необходимые им документы, то эти документы действительно могут быть истребованы у банка, но на основании проводимой в отношении его проверки (встречной).

В соответствии со статьей 403 Таможенного Кодекса РФ к основным функциям таможенных органов относится таможенный контроль. Кроме того, ст.408 ТК РФ дает достаточно широкие полномочия таможенным органам, в том числе и по получению информации, необходимой для выполнения своих функций и в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений (при осуществлении оперативно-розыскной деятельности).

Таможенный кодекс прямо упоминает о том, что таможенные органы вправе накапливать информацию, включающую сведения не только о регистрации, имуществе, местонахождении, платежеспособности юридических лиц, но и об открытых банковских счетах, - что, несомненно, затрагивает информацию, составляющую банковскую тайну. При упоминании таможенных органов при рассмотрении вопросов, касающихся банковской тайны, необходимо также обратиться к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г № 173-ФЗ (стт.11,12,15), где таможенным органам также дается право получать от банков информацию о субъектах предпринимательской деятельности, составляющую банковскую тайну.

Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну органам предварительного следствия. Согласно статье 26 Закона о банках справки по операциям и счетам любых лиц выдаются кредитной организацией органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве при наличии согласия прокурора.

В соответствии со ст.151 УПК РФ предварительное следствие проводится органами прокуратуры, органами внутренних дел, Федеральной службы безопасности, которые и являются органами предварительного следствия. Согласно ст.151 УПК РФ дознание также проводится органами прокуратуры, органами внутренних дел, Федеральной службы безопасности и другими, которые являются органами дознания.

В соответствии со ст.5 УПК РФ дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Таким образом, при проведении предварительного расследования может осуществляться как предварительное следствие, так и дознание. Разница между ними заключается в том, что дознание проводится по менее общественно опасным преступлениям. Например, расследование такого преступления, как незаконное предпринимательство, проводится органами внутренних дел как органом дознания, но если это преступление совершено организованной группой или причинило особо крупный ущерб, то производится предварительное следствие теми же органами внутренних дел, но как органами предварительного следствия. Можно привести еще множество других примеров. Таким образом, дознание и предварительное следствие являются формами предварительного расследования и могут проводиться одними и теми же уполномоченными органами.

В то же время статья 26 Закона о банках разделяет органы дознания и предварительного следствия, предоставляя одним право на получение информации, составляющей банковскую тайну (органам предварительного следствия), а другим нет (органам дознания). Если, например, осуществляется предпринимательская деятельность без регистрации и это деяние сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то органами внутренних дел проводится дознание, а если то же деяние сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере, то теми же органами внутренних дел проводится предварительное следствие. При этом при проведении дознания органы внутренних дел не имеют права требования на предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, а в случае, если проводится предварительное следствие, - имеют. Между тем граница между дознанием и предварительным следствием очень условна, т.к. согласно ст.150 УПК РФ дознание может проводиться по письменному указанию прокурора и по другим уголовным делам, прямо не отнесенным к подследственности органов дознания, а предварительное следствие - по уголовным делам, не отнесенным к подследственности органов предварительного следствия.

Таким образом, в части разделения органов, проводящих предварительное расследование, на органы предварительного следствия и органы дознания норма статьи 26 Закона о банках неудачна и нуждается в изменении.

Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну органам внутренних дел. Согласно статье 26 Закона о банках справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдаются кредитной организацией органы внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С одной стороны, содержащееся здесь понятие «в соответствии с законодательством Российской Федерации» делает отсылку к содержащимся в Федеральных законах «О милиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности» правам органов внутренних дел на получение информации. С другой стороны, указанная норма содержит нижеследующие ограничения по кругу предмета и оснований запроса информации - функции по выявлению, предупреждению и пресечению только налоговых преступлений и ограничения по кругу запрашивающих субъектов – подразделения МВД РФ, в обязанности которого входят указанные функции.

Статьей 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» функции выявления, предупреждения и пресечения преступлений относятся к задачам оперативно-розыскной деятельности.

Налоговыми преступлениями являются преступления, составы которых предусмотрены статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного Кодекса РФ, отнесенные к категории преступлений в сфере экономической деятельности.

Указом Президента РФ в структуре МВД России образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП). В соответствии с п.п. 22, 29 Положения о Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями ФСЭНП, утвержденного Приказом МВД России от 13 августа 2003 г № 634, оперативно-розыскная деятельность по преступлениям в сфере экономической деятельности относится к функциям данного управления.

Таким образом, указанные в статье 26 Закона о банках функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений относятся к сфере Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России.

В связи с этим представляется уместным привести вывод из консультации, данной Правовым департаментом Ассоциации российских банков по порядку применения ч. 3 статьи 26 Закона о банках. В соответствии с указанной консультацией поступивший в банк запрос органа внутренних дел о предоставлении информации, содержащей банковскую тайну, в рамках ч. 3 ст. 26 Закона о банках, должен:

- быть направлен в банк подразделением ФСНП МВД РФ и подписан его руководителем либо лицом, исполняющим функции руководителя данного подразделения;

- быть оформлен в соответствии с п.17 Инструкции по делопроизводству и порядку работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России, утвержденной Приказом МВД РФ от 1 марта 1999 г;

- содержать ссылки на статьи 2 и 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а также на статью 11 Закона «О милиции»;

- содержать ссылку на письменное указание начальника органа внутренних дел на проведение проверки сведений о налоговом преступлении (проведение в отношении их оперативно-розыскных мероприятий) и на номер, присвоенный данным сведениям, в соответствии с п.п. 2.2 и 24 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, утвержденной Приказом МВД РФ от 13 марта 2003 г.

Помимо указанных требований к запросу органа внутренних дел, представляется, что в связи с ограниченностью круга правонарушений, при выявлении, предупреждении и пресечении которых банки должны выдавать информацию, относящуюся к банковской тайне, такие запросы также должны содержать обязательную ссылку на соответствующие статьи УК РФ, содержащие состав налоговых преступлений (198, 199, 199.1, 199.2).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.007 с.)