Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационные основы безопасности
Организационной основой обеспечения безопасности является система безопасности банка. Служба безопасности банка является самостоятельной организационной единицей, подчиняющейся непосредственно руководителю банка. Возглавляет службу безопасности начальник службы в должности заместителя руководителя банка по безопасности. Организационно служба безопасности состоит из следующих структурных единиц: - подразделения режима и охраны; - подразделения обработки сведений конфиденциального - подразделения по обеспечению работы с кадрами, допущенными к конфиденциальной информации; - подразделения инженерно-технической защиты; - подразделения информационно-аналитической деятельности. Основными задачами службы безопасности являются: - обеспечение безопасности кредитно-финансовой деятельности и защиты конфиденциальной информации; - организация работы по правовой, организационной и инженерно-технической защите объектов безопасности; - организация специального делопроизводства, исключающего несанкционированное получение сведений, являющихся банковской и коммерческой тайной; - предотвращение необоснованного допуска и доступа к сведениям и работам, составляющим банковские и коммерческие секреты; - выявление и локализация возможных каналов утечки конфиденциальной информации; - обеспечение режима безопасности при проведении всех видов деятельности, включая различные встречи, переговоры, совещания; - обеспечение охраны зданий, помещений, оборудования и технических средств различного назначения; - обеспечение личной безопасности руководства и ведущих - оценка валютно-финансовых ситуаций и неправомерных В своей деятельности служба безопасности банка руководствуется: - Положением о службе безопасности; - Инструкцией по организации режима и охраны; - Инструкцией по защите банковской и коммерческой тайны; - Перечнем сведений, составляющих банковскую и коммерческую тайну; - Инструкцией по работе с конфиденциальной информацией для руководителя, специалистов и технического персонала;
- Инструкцией по инженерно-технической безопасности и защите информации; - Инструкцией о порядке работы с иностранными представителями и представительствами. Правовой статус службы безопасности предприятия имеет ряд особенностей, которые выделяют ее из других форм частной детективной и охранной деятельности. Знание этих особенностей имеет не только научное, но и практическое значение. Прежде всего, обращает на себя внимание особый порядок создания и ликвидации службы безопасности. Под предприятием, которое вправе учреждать собственную службу безопасности, понимается исключительно коммерческая организация (полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственное унитарное предприятие и муниципальное унитарное предприятие). Предприятие-учредитель представляет в органы внутренних дел (по месту своего нахождения) следующие документы: – заявление о согласовании Устава службы безопасности; – Устав службы безопасности; – лицензии на руководителя и персонал службы безопасности; – сведения о характере и направлениях деятельности службы безопасности, составе и предполагаемой численности персонала, наличии специальных средств, технических и иных средств, а также потребности в них и оружии. Следует отметить, что по смыслу Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон) лицензии должны быть получены до образования службы безопасности, однако на практике это правило не соблюдается. Как правило, процесс учреждения службы безопасности и получения лицензий на частную сыскную и охранную деятельность происходит параллельно. Структура службы безопасности по видам и направлениям деятельности приведена на рисунке 6. Учредителями службы безопасности не могут быть физические лица (даже имеющие лицензии на осуществление частной детективной и охранной деятельности) или несколько юридических лиц. В соответствии с Законом учредителем службы безопасности может быть только одно предприятие. Целесообразность такого порядка учреждения службы безопасности вызывает со стороны исследователей и практиков обоснованную критику, считающих его (т. е. этот порядок) бюрократизмом и ненужной преградой. Действительно, какие аргументы «против» могут быть в случае, например, желания руководителей нескольких мелких предприятий (выпускающих однородную продукцию и расположенных компактно на территории) создать единую для всех службу безопасности? Кроме того, существующий порядок учреждения службы безопасности можно легко обойти и физическому лицу, пожелай он создать собственную службу безопасности. Он может, например, вначале создать и зарегистрировать акционерное общество, единоличным собственником которого и станет, после чего учредит при нем службу безопасности.
Следовательно, существующий порядок учреждения службы безопасности следует признать несовершенным, требующим внесения соответствующих корректив в действующий Закон. При создании службы безопасности предприятие-учредитель может предоставить ей право открывать текущий и расчетный счета в банке (это должно найти отражение в Уставе). Текущий счет предназначен только для операций, связанных с выдачей наличных денег, а по расчетному счету проводятся операции, связанные с безналичными перечислениями. Однако это не позволяет отнести службу безопасности к юридическому лицу, так как его важнейший признак – наличие у него обособленного имущества – отсутствует. Кроме того, применение в Законе термина «охранно-сыскное подразделение на предприятии» (ст. 14 Закона) означает: такое оргструктурное формирование, как служба безопасности, может функционировать только в рамках юридического лица, т. е. предприятия-учредителя. Ликвидация службы безопасности может произойти при добровольном отказе его персонала от выполнения своих обязанностей, по инициативе предприятия-учредителя, при ликвидации предприятия-учредителя и в случае аннулирования органом внутренних дел лицензий всем охранникам и детективам. Первый и последний варианты носят, скорее, теоретический характер, однако полностью исключать их нельзя. Важнейшей особенностью любой службы безопасности является обязательное наличие в ее структуре как детективных, так и охранных подразделений. Несмотря на отсутствие единых правил, можно рекомендовать при определении соотношения детективных и охранных подразделений внутри службы безопасности использовать следующие критерии: – наличие коммерческой тайны; – состояние, структура и динамика правонарушений на предприятии; – наличие значительных материальных ценностей и валюты; – реальная и потенциальная сумма нанесенного предприятию ущерба; – имеющиеся факты промышленного шпионажа; – реальность угроз физической расправы над сотрудниками предприятия со стороны преступных элементов; – фактические возможности со стороны местных правоохранительных органов в оказании помощи предприятию в пресечении правонарушений; – взаимоотношения с конкурентами и соблюдение правил функционирования рыночной экономики; – степень правовой и иной подготовки сотрудников по вопросам обеспечения безопасности предприятия и т. д.
Следует отметить, что в Законе под персоналом службы безопасности понимаются только те лица, которые в установленном порядке получили лицензии детективов и охранников. Их правовой статус определен в нем достаточно полно (существующие недостатки подробно описаны в литературе, поэтому не рассматриваются). В то же время статус руководителей службы безопасности, выполняющих, прежде всего, организационно-управленческие функции, не определен. Устраняется этот пробел обычно путем разработки должностных инструкций. Помимо детективов и охранников в службе безопасности работают лица, относящиеся к вспомогательному персоналу (водители, программисты, секретари, машинистки и т. д.). Их статус определяется также должностными инструкциями, а количество регламентируется существующими нормативами. В Законе четко определено, что служба безопасности создается в интересах собственной безопасности учредителя, однако роль службы безопасности в ее обеспечении не определена. Представляется, что служба безопасности предназначена прежде всего для организации защиты от всех видов угроз. Детализация тех угроз, устранение, пресечение или нейтрализация которых входит в компетенцию службы безопасности, должна найти отражение в ее Уставе применительно к основным видам безопасности. Далее приведем краткий перечень возможных действий службы безопасности по пресечению, устранению или нейтрализации угроз в рамках основных видов безопасности: – физическая безопасность – охрана персонала от насильственных преступлений, предупреждение таких преступлений и т. д.; – информационная безопасность – сохранение коммерческой тайны, борьба с хакерами и т. д.; – экономическая безопасность – охрана имущества предприятия, борьба с экономическим шпионажем и т. д.; – экологическая безопасность – документирование экологических правонарушений, выставление экологических постов и т. д.; – пожарная безопасность – проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание пожарной сигнализации, выставление постов в местах возможного загорания, пожаров и т. д.; – техногенная безопасность – охрана наиболее опасных участков предприятия от террористов, участие в расследовании техногенных катастроф и т. д.; – психологическая безопасность – информирование персонала предприятия об отсутствии реальных угроз, адекватное реагирование на дезинформационные мероприятия и т. д.;
– научно-техническая безопасность – охрана ноу-хау, организация охраны научных лабораторий и т. д. Саму же службу безопасности, призванную обеспечить безопасность предприятия, можно определить как его структурное формирование, осуществляющее в рамках законодательства и собственного Устава меры по предотвращению и пресечению угроз интересам своего учредителя. Следует отметить, что Закон содержит ряд положений, которые могут неоднозначно восприниматься. Так, в частности, среди практиков нет единого понимания о сути запрета на оказание услуг, не связанных с обеспечением безопасности своего предприятия. Существующие правовые условия обеспечения безопасности в основном позволяют государственным и иным правоохранительным и охранным структурам организовывать противодействие противоправным посягательствам на предпринимательскую деятельность в различных ее сферах. Успешное и эффективное решение задач обеспечения безопасности конкретного банка достигается формированием системы внутренних нормативных актов, инструкций, положений, правил, регламентов и функциональных обязанностей сотрудников и службы безопасности. Требования по правовому обеспечению безопасности предусматриваются во всех структурно-функциональных правовых документах, начиная с устава коммерческого банка и кончая функциональными обязанностями каждого сотрудника. Действующие в настоящее время и разрабатываемые законодательные и иные нормативные акты предусматривают право банка на выработку собственной концепции системы безопасности и создания соответствующей службы как системы исполнительных органов, реализующей эту концепцию. Исходя из представленных в концепции задач, принципов организации и функционирования системы безопасности, основных угроз безопасности, целесообразно выделить следующие основные направления деятельности по обеспечению безопасности: - информационно-аналитических исследований и прогнозных оценок безопасности; - безопасности персонала; - сохранности и физической защиты материальных и финансовых средств и объектов; - безопасности информационных ресурсов.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.019 с.) |