Организационные основы безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационные основы безопасности



Организационной основой обеспечения безопасности являет­ся система безопасности банка.

Служба безопасности банка является самостоятельной орга­низационной единицей, подчиняющейся непосредственно руко­водителю банка.

Возглавляет службу безопасности начальник службы в долж­ности заместителя руководителя банка по безопасности.

Организационно служба безопасности состоит из следующих структурных единиц:

- подразделения режима и охраны;

- подразделения обработки сведений конфиденциального
характера (государственной, банковской и коммерческой тайн);

- подразделения по обеспечению работы с кадрами, допу­щенными к конфиденциальной информации;

- подразделения инженерно-технической защиты;

- подразделения информационно-аналитической деятель­ности.

Основными задачами службы безопасности являются:

- обеспечение безопасности кредитно-финансовой деятельности и защиты конфиденциальной информации;

- организация работы по правовой, организационной и инже­нерно-технической защите объектов безопасности;

- организация специального делопроизводства, исключающе­го несанкционированное получение сведений, являющихся бан­ковской и коммерческой тайной;

- предотвращение необоснованного допуска и доступа к све­дениям и работам, составляющим банковские и коммерческие секреты;

- выявление и локализация возможных каналов утечки кон­фиденциальной информации;

- обеспечение режима безопасности при проведении всех видов деятельности, включая различные встречи, переговоры, совещания;

- обеспечение охраны зданий, помещений, оборудования и технических средств различного назначения;

- обеспечение личной безопасности руководства и ведущих
сотрудников и специалистов;

- оценка валютно-финансовых ситуаций и неправомерных
действий злоумышленников и конкурентов.

В своей деятельности служба безопасности банка руково­дствуется:

- Положением о службе безопасности;

- Инструкцией по организации режима и охраны;

- Инструкцией по защите банковской и коммерческой тайны;

- Перечнем сведений, составляющих банковскую и коммер­ческую тайну;

- Инструкцией по работе с конфиденциальной информацией для руководителя, специалистов и технического персонала;

- Инструкцией по инженерно-технической безопасности и за­щите информации;

- Инструкцией о порядке работы с иностранными представи­телями и представительствами.

Правовой статус службы безопасности предприятия имеет ряд особенностей, которые выделяют ее из других форм частной детективной и охранной деятельности. Знание этих особенностей имеет не только научное, но и практическое значение.

Прежде всего, обращает на себя внимание особый порядок создания и ликвидации службы безопасности.

Под предприятием, которое вправе учреждать собственную службу безопасности, понимается исключительно коммерческая организация (полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственное унитарное предприятие и муниципальное унитарное предприятие).

Предприятие-учредитель представляет в органы внутренних дел (по месту своего нахождения) следующие документы:

– заявление о согласовании Устава службы безопасности;

– Устав службы безопасности;

– лицензии на руководителя и персонал службы безопасности;

– сведения о характере и направлениях деятельности службы безопасности, составе и предполагаемой численности персонала, наличии специальных средств, технических и иных средств, а также потребности в них и оружии.

Следует отметить, что по смыслу Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон) лицензии должны быть получены до образования службы безопасности, однако на практике это правило не соблюдается. Как правило, процесс учреждения службы безопасности и получения лицензий на частную сыскную и охранную деятельность происходит параллельно. Структура службы безопасности по видам и направлениям деятельности приведена на рисунке 6.

Учредителями службы безопасности не могут быть физические лица (даже имеющие лицензии на осуществление частной детективной и охранной деятельности) или несколько юридических лиц. В соответствии с Законом учредителем службы безопасности может быть только одно предприятие. Целесообразность такого порядка учреждения службы безопасности вызывает со стороны исследователей и практиков обоснованную критику, считающих его (т. е. этот порядок) бюрократизмом и ненужной преградой. Действительно, какие аргументы «против» могут быть в случае, например, желания руководителей нескольких мелких предприятий (выпускающих однородную продукцию и расположенных компактно на территории) создать единую для всех службу безопасности? Кроме того, существующий порядок учреждения службы безопасности можно легко обойти и физическому лицу, пожелай он создать собственную службу безопасности. Он может, например, вначале создать и зарегистрировать акционерное общество, единоличным собственником которого и станет, после чего учредит при нем службу безопасности.



Следовательно, существующий порядок учреждения службы безопасности следует признать несовершенным, требующим внесения соответствующих корректив в действующий Закон.

При создании службы безопасности предприятие-учредитель может предоставить ей право открывать текущий и расчетный счета в банке (это должно найти отражение в Уставе). Текущий счет предназначен только для операций, связанных с выдачей наличных денег, а по расчетному счету проводятся операции, связанные с безналичными перечислениями. Однако это не позволяет отнести службу безопасности к юридическому лицу, так как его важнейший признак – наличие у него обособленного имущества – отсутствует. Кроме того, применение в Законе термина «охранно-сыскное подразделение на предприятии» (ст. 14 Закона) означает: такое оргструктурное формирование, как служба безопасности, может функционировать только в рамках юридического лица, т. е. предприятия-учредителя.

Ликвидация службы безопасности может произойти при добровольном отказе его персонала от выполнения своих обязанностей, по инициативе предприятия-учредителя, при ликвидации предприятия-учредителя и в случае аннулирования органом внутренних дел лицензий всем охранникам и детективам. Первый и последний варианты носят, скорее, теоретический характер, однако полностью исключать их нельзя.

Важнейшей особенностью любой службы безопасности является обязательное наличие в ее структуре как детективных, так и охранных подразделений.

Несмотря на отсутствие единых правил, можно рекомендовать при определении соотношения детективных и охранных подразделений внутри службы безопасности использовать следующие критерии:

– наличие коммерческой тайны;

– состояние, структура и динамика правонарушений на предприятии;

– наличие значительных материальных ценностей и валюты;

– реальная и потенциальная сумма нанесенного предприятию ущерба;

– имеющиеся факты промышленного шпионажа;

– реальность угроз физической расправы над сотрудниками предприятия со стороны преступных элементов;

– фактические возможности со стороны местных правоохранительных органов в оказании помощи предприятию в пресечении правонарушений;

– взаимоотношения с конкурентами и соблюдение правил функционирования рыночной экономики;

– степень правовой и иной подготовки сотрудников по вопросам обеспечения безопасности предприятия и т. д.

Следует отметить, что в Законе под персоналом службы безопасности понимаются только те лица, которые в установленном порядке получили лицензии детективов и охранников. Их правовой статус определен в нем достаточно полно (существующие недостатки подробно описаны в литературе, поэтому не рассматриваются).

В то же время статус руководителей службы безопасности, выполняющих, прежде всего, организационно-управленческие функции, не определен. Устраняется этот пробел обычно путем разработки должностных инструкций. Помимо детективов и охранников в службе безопасности работают лица, относящиеся к вспомогательному персоналу (водители, программисты, секретари, машинистки и т. д.). Их статус определяется также должностными инструкциями, а количество регламентируется существующими нормативами.

В Законе четко определено, что служба безопасности создается в интересах собственной безопасности учредителя, однако роль службы безопасности в ее обеспечении не определена. Представляется, что служба безопасности предназначена прежде всего для организации защиты от всех видов угроз.

Детализация тех угроз, устранение, пресечение или нейтрализация которых входит в компетенцию службы безопасности, должна найти отражение в ее Уставе применительно к основным видам безопасности.

Далее приведем краткий перечень возможных действий службы безопасности по пресечению, устранению или нейтрализации угроз в рамках основных видов безопасности:

физическая безопасность – охрана персонала от насильственных преступлений, предупреждение таких преступлений и т. д.;

информационная безопасность – сохранение коммерческой тайны, борьба с хакерами и т. д.;

экономическая безопасность – охрана имущества предприятия, борьба с экономическим шпионажем и т. д.;

экологическая безопасность – документирование экологических правонарушений, выставление экологических постов и т. д.;

пожарная безопасность – проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание пожарной сигнализации, выставление постов в местах возможного загорания, пожаров и т. д.;

техногенная безопасность – охрана наиболее опасных участков предприятия от террористов, участие в расследовании техногенных катастроф и т. д.;

психологическая безопасность – информирование персонала предприятия об отсутствии реальных угроз, адекватное реагирование на дезинформационные мероприятия и т. д.;

научно-техническая безопасность – охрана ноу-хау, организация охраны научных лабораторий и т. д.

Саму же службу безопасности, призванную обеспечить безопасность предприятия, можно определить как его структурное формирование, осуществляющее в рамках законодательства и собственного Устава меры по предотвращению и пресечению угроз интересам своего учредителя.

Следует отметить, что Закон содержит ряд положений, которые могут неоднозначно восприниматься. Так, в частности, среди практиков нет единого понимания о сути запрета на оказание услуг, не связанных с обеспечением безопасности своего предприятия.

Существующие правовые условия обеспечения безопасности в основном позволяют государственным и иным правоохрани­тельным и охранным структурам организовывать противодейст­вие противоправным посягательствам на предпринимательскую деятельность в различных ее сферах.

Успешное и эффективное решение задач обеспечения безо­пасности конкретного банка достигается формированием систе­мы внутренних нормативных актов, инструкций, положений, пра­вил, регламентов и функциональных обязанностей сотрудников и службы безопасности. Требования по правовому обеспечению безопасности предусматриваются во всех структурно-функцио­нальных правовых документах, начиная с устава коммерческого банка и кончая функциональными обязанностями каждого со­трудника.

Действующие в настоящее время и разрабатываемые зако­нодательные и иные нормативные акты предусматривают право банка на выработку собственной концепции системы безопасно­сти и создания соответствующей службы как системы исполни­тельных органов, реализующей эту концепцию.

Исходя из представленных в концепции задач, принципов организации и функционирования системы безопасности, ос­новных угроз безопасности, целесообразно выделить следую­щие основные направления деятельности по обеспечению безопасности:

- информационно-аналитических исследований и прогнозных оценок безопасности;

- безопасности персонала;

- сохранности и физической защиты материальных и финан­совых средств и объектов;

- безопасности информационных ресурсов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.019 с.)