Предоставление банками информации, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предоставление банками информации, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.



Банковская сфера во всем мире является наиболее привлекательным каналом для самых разнообразных махинаций с денежными средствами – от сокрытия средств от налогообложения до отмывания «грязных» денег и транспортировки капиталов по нелегальным путям. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что денежные потоки, проходящие через банковские каналы, должны подвергаться тщательному отслеживанию со стороны органов финансового контроля и правоохранительных органов.

В Российской Федерации контроль за финансовыми операциями клиентов банков регламентируется Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма» от 7 августа 2001 г № 115-ФЗ (далее – Закон о противодействии легализации).

Согласно статье 6 Закона о противодействии легализации, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

- снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

- покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

- приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

- получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

- обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

- внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством России;

3) операции по банковским счетам (вкладам):

- размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

- открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

- перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

- зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

4) иные сделки с движимым имуществом:

- помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

- выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

- получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

- переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

- скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

- получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

- предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их участии в экстремистской деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения организации или физического лица в указанный перечень являются:

- вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с осуществлением ею экстремистской деятельности;

- вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании физического лица виновным в совершении преступления террористического характера;

- решение Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора о приостановлении деятельности организации в связи с его обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за террористическую деятельность;

- постановление следователя или прокурора о возбуждении уголовного дела в отношении лица, совершившего преступление террористического характера;

- составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;

- признаваемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоры (решения) судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.

В случае если операция с денежными средствами или иным имуществом осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения такой операции.

Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

Информацию по вышеуказанным операциям кредитные организации обязаны предоставлять в Федеральную Службу по финансовому мониторингу (ФСФМ).

Сегодня только банки передают в ФСФМ ежедневно до 8 тыс. сообщений о подозрительных сделках своих клиентов. Помимо этого, ФСФМ – это совершенный и единственный в своем роде механизм для отслеживания и анализа адресных финансовых потоков, и уже только поэтому эта структура является важнейшим источником информации для принятия экономических и политических решений на высшем государственном уровне. Таким образом, ФСФМ, подотчетная Министерству финансов РФ, является своего рода передаточным звеном, накопителем не простой информации, а банковской и коммерческой тайны.

Вся информация передается в ФСФМ через территориальные учреждения Банка России. Кредитная организация направляет отчет, содержащий указанные выше сведения в виде электронного документа (ОЭД). Таким образом, Банк России создает и ведет электронный справочник видов операций, сведения о которых затем предоставляются в ФСФМ.

Данные меры направлены на возможность реализации ФСФМ России своих основных функций по:

сбору, обработке и анализу информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю;

созданию единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

направлению соответствующей информации в правоохранительные органы;

осуществлению в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств, в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и др.

В соответствии с Законом о противодействии легализации банки обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, а так же принимать иные внутренние организационные меры в целях противодействия отмыванию «грязных» денег и финансированию терроризма.

У кредитных организаций, так же существует и обязанность идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании у банка. Под идентификацией физического лица в данном случае понимаются действия сотрудников банка, направленные на установление принадлежности документов тому лицу, которое предъявляет эти документы в удостоверение своей личности и своих правомочий при установлении клиентских отношений с банком. Если же клиентом является юридическое лицо, то задача сотрудников банка значительно усложняется. Идентификация юридического лица заключается в проверке и оценке документов, представленных в удостоверение его правового статуса и подтверждающих его государственную регистрацию, в установлении владельцев этого предприятия, а также в действиях, направленных на получение достоверной информации о цели и предполагаемом характере деловых отношений. Документы должны оцениваться на предмет их действительности, отсутствия внутренних противоречий и явных признаков подделки. Важное значение при идентификации клиента - юридического лица имеет идентификация физических лиц, осуществляющих, в конечном счете, реальный контроль над этим юридическим лицом, а также тех лиц, которые выступают представителями юридического лица в отношениях с банком.

Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 18:

1. Каково назначение и состояние отчетности банка?

2. Какую информацию о своей деятельности обязан раскрывать банк?

3. Раскройте содержание коммерческой тайны банка.

4. Раскройте содержание банковской тайны.

5. Перечислите лиц имеющих право получать сведения, составляющие банковскую тайну.

6. Укажите особенности получения информации в банках судами и арбитражными судами.

7. Укажите особенности получения информации в банках налоговыми и таможенными органами.

8. Укажите особенности получения информации в банках органами предварительного следствия.

9. Укажите особенности получения информации в банках органами внутренних дел.

10. Раскройте механизм взаимодействия банков и Федеральной службы по финансовому мониторингу.

11. Каково назначение и содержание кредитных историй?

12. Раскройте порядок формирования кредитных историй.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.018 с.)