Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение структуры учебной деятельности

Поиск

Структура УД определяется характером взаимодействия ее элементов. Относительно основных структурных элементов УД до сих пор в педагогической психологии нет единого мнения. Ниже приведем несколько точек зрения.

ПоВ.В. Репкину, в структуру учебной деятельности входят:

    • актуализация наличного теоретико-познавательного интереса;
    • определение конечной учебной цели - мотивы;
    • предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения;
    • выполнение системы собственно учебных действий, центральное место в которой занимают специфические преобразования предмета и построение модели;
    • действия контроля;
    • действия оценки.
  • По А.У. Варданян, Г.А. Варданян:
    • учебные задачи и действия, направленные на их разрешение;
    • характер эмоциональной окрашенности УД;
    • цель УД;
    • средства (методы, способы) осуществления УД;
    • результат УД (усвоение учебного материала и общих способов действия в изучаемой области действительности);
    • характер процесса УД как содержание и последовательность осуществления входящих в ее состав действий.
  • В конце 50-х гг. XX в. Д.Б. Эльконин выдвинул общую гипотезу о строении УД, о её значении в психическом развитии ребёнка. По его мнению, в структуру УД входят:
    • учебная цель;
    • учебные действия;
    • действия контроля процесса усвоения;
    • действия оценки степени усвоения.
  • В.В. Давыдов считал, что в структуру УД входят:
    • учебные ситуации (или задачи);
    • учебные действия;
    • действия контроля и оценки.

Более подробно остановимся на точке зрения В.В. Давыдова. По его мнению, одним из важнейших компонентов учебной деятельности является понимание школьником учебных задач (УЗ).

Учебная задача тесно связана с содержательным (теоретическим) обобщением, она подводит ученика к овладению обобщенными отношениями в изучаемой области знаний, к овладению новыми способами действия. Принятие школьниками УЗ "для себя" и самостоятельная постановка тесно связаны с мотивацией учения, с превращением ребенка в субъекта деятельности.

Следующий компонент - осуществление школьником учебных действий. При правильной организации учения учебные действия школьника направлены на выделение всеобщих отношений, ведущих принципов, ключевых идей данной области знаний, на моделирование этих отношений, на овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно, способами перехода от модели к объекту и обратно и т.д.

Не менее важное значение, по мнению В.В. Давыдова, имеет выполнение самим учеником действия контроля и оценки. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Характеристика компонентов учебной деятельности (УД)

  • В соответствии с общепсихологической теорией деятельности в структуре УД выделяются:
    • потребность;
    • учебная задача;
    • мотивы учебной деятельности;
    • учебные действия и операции.

Потребностью УД является стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области (эти знания отражают закономерности происхождения, становления и развития предметов соответствующей области; эмпирико-утилитарные знания в отличие от теоретических фиксируют лишь признаки уже ставших предметов).

Учебная задача. Специфика учебной задачи состоит в том, что при её решении учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач. Поставить перед учащимися учебную задачу - значит ввести их в проблемную ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ её решения во всех возможных частных и конкретных условиях.

Учебная задача - не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это цель по овладению обобщенными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Учебная задача отличается от конкретно-практической задачи тем, что целью второй является получение результата-ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида.

Работа учащихся по решению учебных задач осуществляется с помощью особых учебных заданий, требующих от учащихся в явном виде проведения исследования, анализа, самостоятельного изучения каких-то явлений, построения каких-то способов изучения или фиксации результатов в виде моделей этих явлений и способов их изучения. Работа учащихся над этими заданиями носит теоретический характер и вводит их, тем самым, в лабораторию научной мысли, помогает им приобрести опыт подлинно творческого мышления и в то же время приносит им радость познания, эмоциональное удовлетворение от преодоления всех трудностей, которые им встретились на пути выполнения этих заданий.

Мотивы учебной деятельности. В мотивах учебных действий конкретизируется потребность УД, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, совершаются с помощью многих различных учебных операций. Для того чтобы учащиеся овладели способами выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия. При этом эти операции должны вначале выполняться либо материально с помощью каких-то предметов, либо материализованно с помощью их знаковых заменителей, изображений. Лишь постепенно, по мере отработки тех или иных операций, процесс выполнения действия свертывается и в конце концов выполняется сразу как единое действие.

Сущность учебных действий рассмотрим более подробно.

Учебные действия

    • Четвертым компонентом структуры учебной деятельности являются учебные действия, с помощью которых школьники решают учебные задачи.И. Ломпшер и А. Коссаковски выделяют в структуре УД следующие учебные действия: (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации);
    • наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;
    • сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;
    • предметно-практические действия;
    • устное или письменное изложение усвоенного материала;
    • языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;
    • подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;
    • выполнение различных задач и упражнений;
    • оценка качества действия, события, поведения.
  • В состав учебных действий входят:
    • принятие учащимися или самостоятельная постановка ими учебной задачи;
    • преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого предмета;
    • моделирование выделенного отношения;
    • преобразование модели этого отношения для изучения его свойств "в чистом" виде;
    • построение системы частных задач, решаемых общим способом;
    • контроль за выполнением предыдущих действий;
    • оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи.
  • Учебные операции, входящие в состав действия, соответствуют конкретным условиям решения отдельных предметных задач. Такими учебными действиями являются:
    1. действие выявления проблемы (учебной цели) из поставленной учебной задачи;
    2. действие выявления общего способа разрешения проблемы на основе анализа общих отношений в изучаемом учебном материале, т.е. общего способа решения задач данного вида;
    3. действие моделирования общих отношений учебного материала и общих способов разрешения учебных проблем;
    4. действие конкретизации и обогащения частными проявлениями общих отношений и общих способов действия;
    5. действие контроля за ходом и результатами учебной деятельности;
    6. действие оценки соответствия хода и результата деятельности учащихся поставленной перед ними учебной задаче.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.39 (0.009 с.)