Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алгоритм действия эффекта огруппления мышления

Поиск
1 этап Социальные условия 2 этап Проявления огруппления мышления   3 этап Признаки ущербного принятия решений
1. Дружеская сплоченность. 2. Сравнительная изоляция. 3. Директивный лидер. 4. Высокий уровень стресса. 5. Отсутствие методических процедур поиска и оценки в сочетании со слабой надеждой на существование иного решения (лучше одобренного лидером или другими значимыми людьми.   1. Иллюзия неуязвимости. 2. Никем не оспариваемая вера в этичность группы. 3. Коллективное оправдание своих действий, а не обдумывание и пересмотр. 4. Стереотипный взгляд на противника (преувеличение его злонамеренности или слабости). 5. Давление конформизма, то есть отпор сомнениям, относительно идей и планов группы, не с помощью аргументов, а с помощью насмешек, задевающих личность. 6. Самоцензура. Так как разногласия дискомфортны, то создается видимость консенсуса, при котором люди скрывают или отбрасывают свои опасения. 7. Иллюзия единомыслия. 8. Наличие «умохранителей», то есть защитников группы от информации, которая могла бы вызвать вопросы морального характера. 1. Не рассматриваются все возможные альтернативы и возможные возражения 2. Для предпочитаемого решения не оценивается степень риска. 3. Недостаточная степень информированности и предвзятость в отношении отобранной информации 4. Небрежность при переоценке возможных альтернатив 5. Не разработан план на случай непредвиденных обстоятельств

 

Правил руководителю для предотвращения огруппления мышления

1. Рассказать членам группы об огрупплении мышления, его причинах и последствиях.

2. Быть беспристрастным, не занимать предвзятую позицию.

3. Попросить каждого подходить к проблеме критически; поощрять возражения и сомнения.

4. Отвести одному или нескольким участникам роль «адвоката дьявола».

5. Время от времени делить группу на части. Пусть каждая подгруппа соберется отдельно, а затем соберите всех вместе, чтобы выявить разногласия.

6. Если проблема касается соперничающей группы, найдите время рассмотреть все предупредительные признаки и вычислить разнообразные вероятные ходы противника.

7. Выработав предварительное решение, соберите «совещание второго уровня», попросив каждого высказать остающиеся у него сомнения.

8. Пригласите экспертов со стороны (по отдельности) присоединиться к совещанию; попросите их оспорить взгляды группы.

9. Поощряйте членов группы делиться соображениями с доверенными лицами и сообщать об их реакции.

10. Пусть над этой же проблемой одновременно работают независимые группы.

Влияние меньшинства

Р.-В. Эмерсон сказал: «Вся история – есть летопись могущества меньшинства, в том числе меньшинства, состоящего из одного человека». Действительно у истоков почти всех социальных движений стоит меньшинство, которое ведет за собой большинство.

Влияние меньшинства это процесс, посредством которого меньшинство мотивирует и ведет за собой большинство.

Причины влияния меньшинства

1. Последовательность. Если хотя бы 1/3 группы называет голубые полоски голубыми, то из оставшихся 2/3 никто не назовет их зелеными.

2. Уверенность в себе. Любое действие меньшинства, выражающее уверенность, склонно порождать у большинства сомнения в себе.

3. Способность привлекать сторонников из числа большинства. Наличие перебежчиков, отступников со стороны большинства бывает более убедительно, чем аргументы представителей меньшинства.

Группа, которая состоит из «влиятельного меньшинства» называется референтной группой.

Референтная (эталонная группа ) – это социальная единица, на которую индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. Обычно в коллективе референтная группа – неформальная группа, состоящая из 3-7 человек. Она может включать в себя специалистов разных возрастов и работающих в разных подразделениях.

Функции референтной группы

1) Удовлетворение потребности в неформальном общении с другими людьми.

2) Удовлетворение частных (ситуативных), а также общих потребностей, например, в уважении, престиже, принадлежности к группе, власти.

3) Возникновение новых потребностей, например, к сохранению стабильности группы.

В среде группы некоторые члены обычно оказывают большее влияние, чем другие. Мы называем этих индивидов лидерами.

Лидер – человек, обладающий авторитетом и влиянием в группе, организации.

Лидерство – частный случай влияния меньшинства.

Для небольших групп, как правило, свойственны лидеры двух типов: «специалист-производственник» (инструментальный, формальный, целевой лидер), дающий задания и организующий действия по их выполнению и эмоциональный, экспрессивный, неформальный лидер, который хорошо справляется с межличностными проблемами, снимает напряженность между людьми и способствует повышению духа солидарности в группе. В результате исследований П. Смита и М. Тейеба (1989) выяснилось, что наиболее эффективные руководители проявляют черты как целевого, так и экспрессивного лидерства. Такие руководители проявляют энергичную озабоченность ходом работы и, кроме того, восприимчивы к нуждам подчиненных.

Руководство – вид управленческой деятельности, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.

Различение понятий «руководство» и «лидерство» связано с существованием в любой организации двух типов отношений – формальных и неформальных.

Лидерство – это процесс воздействия на людей, порожденный системой неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется.

Задания для самостоятельной работы

1.Сущность социализирующей функции группы состоит в том, что

- группа необходима для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному;

- группа удовлетворяет стремление членов группы к социальному одобрению, уважению, доверию;

- группа способствует приспособлению индивида к социальной жизни.

 

2. Социальная группа – это

- определенная группа людей, объединенная только по социальному статусу;

- двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы»;

- группа, не имеющая лидера, в которой все члены равноправны.

 

3. Социальная фасилитация – это

- усиление доминирующей реакции в присутствии других людей;

- ослабление доминирующей реакции в присутствии других людей;

- усиление доминирующей реакции в отсутствии других людей.

 

4. Человек, обладающий авторитетом и влиянием в группе, организации

– лидер;

- организатор;

- руководитель.

 

5. Социальная леность – это

- тенденция людей прилагать максимальные усилия в том случае, когда они объединяют свои усилия ради своей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности;

- тенденция людей не прилагать усилий в том случае, когда они объединяют общие усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности;

- тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.

 

6. Что из ниже перечисленного не относится к функциям референтной группы?

- удовлетворение потребности в неформальном общении с другими людьми;

- удовлетворение частных (ситуативных), а также общих потребностей, например, в уважении, престиже, принадлежности к группе, власти;

- удовлетворение от управленческой деятельности, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.

 

7. Среди причин социальной фасилитации

- воспитание человека, ценности и правила, заложенные родителями;

- боязнь оценки, обеспокоенность тем, как нас принимают другие;

- концентрация внимания, повышенное внимание к поставленной задаче.

 

8. Какие факторы повышают самосознание, снижают деиндивидуализацию?

 

9. Групповая поляризация – это

- вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы, смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы;

- утрата самосознания и боязни самооценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде;

- усиление доминирующей реакции в присутствии других людей.

 

10. При каком стиле руководства по манере оказания влияния практикуется жесткий и строгий контроль руководителя за выполнением заданий?

- при авторитарном;

- при либеральном (нейтральном, попустительском, анархическом);

- демократическом.

 

11. Что может предпринять руководитель для предотвращений огруппления мышления

- создание духа команды, то есть вознаграждение и поощрение группы как целостного образования;

- оценка мыслей и способностей каждого члена группы и сравнения их между собой;

- время от времени делить группу на части. Пусть каждая подгруппа соберется отдельно, а затем все вместе выявляют разногласия.

 

12. Основные причины влияния меньшинства

- последовательность, уверенность в себе, способность привлечь сторонников из числа большинства;

- стереотипный взгляд на противника;

- физическая анонимность;

- уменьшение размеров группы.


 

Тема 8.

СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО: ОСНОВАНИЯ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.

План

1. Понятия «социальное неравенство», «социальная стратификация», основания и критерии стратификации.

2. Характеристика основных социальных слоев общества.

3. Исторические формы социальной стратификации.

4. Проблемы социальной стратификации в современном российском обществе.

5. Определение и типология социальной мобильности. Каналы мобильности в современном обществе.

 

8.1. Понятия «социальное неравенство», «социальная стратификации», основания и критерии стратификации.

Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе.

Под неравенством понимают: 1) неравенство личностное; 2) неравенство возможностей достигнуть определенных результатов (неравенство шансов); 3) неравенство условий жизни (благосостояние, образование и т. д.); 4) неравенство результатов.

Каждое общество упорядочено и имеет свою социальную структуру, таков закон социологии – не бывает хаотически организованных и неструктурированных обществ. Не бывает и абсолютно равных отношений в обществе. Даже примитивные общества не являются обществами абсолютного равенства, люди старшего поколения получают больший престиж, а в распределении добычи действуют сложные правила раздачи, в зависимости от родственных отношений. Например, если южно-африканский бушмен (или австралийский абориген) приносит охотничий трофей, то прежде, чем идти к своей стоянке, он припрячет добычу, и пойдет к своему племени, делая вид, что удача не сопутствовала ему сегодня, тогда ему предложат перекусить, все сядут у костра и тут он вдруг (неожиданно для всех) достанет свой трофей и поразит всех. Начнется великий праздник – ведь удачная охота редкость, при этом большая часть добычи достанется охотнику и его семье, часть уйдет дальним родственникам, часть начальству (вождю), что-то достанется пожилым людям.

Итак, общества упорядочены и стратифицированы. Социальный порядок, как его определяет М.Вебер, - это способ распределения престижа, власти и богатства между типичными для данного общества группами. Разделение общества на группы и слои предполагает стратификацию.

Социальная стратификация – это структурированные различия между группами людей, выражающиеся в неравном распределении прав, обязанностей, привилегий, ответственности, власти, собственности и влияния. Стратификация закрепляется и передается из поколения в поколение. Даже сегодня, при нашем уважении к собственным достижениям, наивысшие шансы стать богатыми у тех, кто родился в семье богатых родителей. Стратификация зависит от того, что считать ценностью (что будет неравномерно распределено), в современном обществе значимым критерием являются деньги, а в средневековом обществе критерием разделения на сословия было происхождение (ценилось происхождение и титулы, именно они и обеспечивали богатство).

Системные характеристики стратификации

1) социальность (внебиологичность), то есть биологические признаки (пол, возраст, интеллект, здоровье и т. п.) не относятся к моделям господства или подчинения, пока они не включены в систему социальных установок, ценностей. Так, физически слабый и старый буржуа доминирует над сильным и молодым рабочим;

2) традиционность, поскольку при исторической подвижности формы ее сущность, т. е. неравенство положения различных групп, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации.

Среди критериев определения принадлежности к той или иной страте выделяют:

1) распределение дохода и благосостояния;

2) различия в продолжительности и качестве образования;

3) участие в политической власти;

4) уровень престижа.

8.2.Характеристика основных социальных слоев общества.

Какие только типологии классов не придумывали ученые и мыслители. Первыми свою модель предложили античные философы Платон и Аристотель.

Сегодня социологи предлагают разные типологии классов. В одной семь, в другой шесть, в третьей пять и т. д. социальных страт. Первую типологию классов США предложил в 40-е годы XX века американский социолог Ллойд Уорнер. Она включала шесть классов. Кроме этой предлагались и другие схемы, например: верхний-высший, верхний-низший, верхний-средний, средний-средний, нижний-средний, рабочий, низшие классы. Или: высший класс, верхний-средний, средний и нижний-средний класс, верхний рабочий и нижний рабочий класс, андеркласс. Вариантов множество, но важно уяснить себе два принципиальных положения:

1. основных класса, как бы их ни называли, только три: богатые, зажиточные и бедные;

2. неосновные классы возникают за счет добавления страт или слоев, лежащих внутри одного из основных классов.

С тех пор как Л. Уорнер разработал свою концепцию классов, прошло более полувека. Сегодня она пополнилась еще одним слоем и в окончательном виде представляет семипунктовую шкалу.

Верхний-высший класс включает <аристократов по крови>, которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.

Нижний-высший класс состоит главным образом из <новых богатых>, еще не успевших создать мощные родовые кланы, захватившие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители - профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет <аристократов по крови>.

Верхний-средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов: крупные адвокаты, известные врачи, актеры или телекомментаторы. Образ их жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира ил и редкую коллекцию художественных раритетов они еще не могут.

Средний-средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Она включает в себя всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.

Нижний-средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют скорее не к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта - приличествующий образ жизни.

Верхний-низший класс включает средне- и малоквалифицированных рабочих, занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего класса. Отличительные черты: невысокое образование (обычно полное и неполное среднее, среднее специальное), пассивный досуг (просмотр телевизора, игра в карты и т.п.), примитивные развлечения, часто чрезмерное употребление спиртного и нелитературной лексики.

Нижний-низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жилья мест. Они не имеют никакого либо имеют лишь начальное образование, чаше всего перебиваются случайными заработками либо попрошайничеством, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть <социальным дном>, или андерклассом. Чаще всего их ряды рекрутируются из хронических алкоголиков, бывших заключенных, бомжей и т.п.

Термин «верхний-высший класс» означает верхний слой высшего класса. Во всех двусоставных словах первое слово обозначает страту или слой, а второе - класс, к которому данный слой относится. «Верхний-низший класс» иногда называют так, как он есть, а иногда обозначают им рабочий класс. В социологии критерием отнесения человека к тому или иному слою являются не только доход, но также объем власти, уровень образования и престиж занятия, которые предполагают специфический образ жизни и стиль поведения. Можно получать очень много, но все деньги неумело потратить или пропить. Важен не только приход денег, но и их расход, а это уже образ жизни.

Рабочий класс в современном постиндустриальном обществе включает два слоя: нижний-средний и верхний-низший. Все работники умственного труда, как бы мало они ни получали, никогда не зачисляются в низший класс.

Средний класс (с присущими ему слоями) всегда отличают от рабочего класса. Но и рабочий класс отличают от низшего, куда могут входить неработающие, безработные, бездомные, нищие и т.д. Как правило, высококвалифицированные рабочие включаются не в рабочий класс, а в средний, но в низшую его страту, которую заполняют главным образом малоквалифицированные работники умственного труда - служащие.

Возможен иной вариант: рабочих не включают в средний класс, но они составляют два слоя в общем рабочем классе. Специалисты входят в следующий слой среднего класса, ведь само понятие «специалист» предполагает как минимум образование в объеме колледжа. Верхнюю страту среднего класса заполняют в основном «профессионалы».

 

8.3. Исторические системы социальной стратификации.

Примитивные общества.

В примитивном обществе критерием упорядочивания и стратификации служит естественный фактор – возраст, пожилые люди (старейшины) получают больший доступ к власти и соответственно обладают большим престижем. Такие общества не обеспечивают абсолютного равенства, но вследствие всеобщего распределения (каждому хоть что-то, но достается), являются равнообеспечивающими, в них нет нищих, сирот или пенсионеров. Поскольку нет собственности на имущество (есть только тотемическая собственность на территорию группы), то нет и имущественных различий. Обладание властью (вождь) или монополия на знание (шаман) не воспроизводит различие в благосостоянии (у вождя племени индейцев Чироки только перьев в головном уборе побольше), но даже если различия появляются, то они не закрепляются в следующем поколении. Признается только статус приобретенный (сила, ловкость, хитрость, мужество, отвага).

Архаические общества

Архаические общества, как правило, кастовые общества. Каста представляет собой абсолютно замкнутую социальную группу, характеризующуюся общей профессией или занятием, наследуемым статусом и обоснованную в общественном сознании религиозными догмами («не по воле людей, а по воле богов»). Португальцы, которые в 15-16 вв. были самыми отважными мореходами, очень удивились, когда увидели в Индии такую социальную организацию. В Индии такая система почему-то хорошо сохранилась с древнейших времен, поэтому ее пример показателен. Сами индийцы не имеют слова «каста», а обозначают такую группу словом «варна»: существуют четыре касты или варны – «брахманы», т.е. люди знания; «кшатрии» - воины; «шудры» - крестьяне; «вайшьи»- торговцы и ремесленники; система гораздо сложнее в действительности, есть еще много разных по характеру и значимости групп. Переход из одной касты в другую абсолютно невозможен, браки между членами разных каст тоже. Удивительно, что официально такая система сохранялась до 1950 года.

Древние общества

Древние общества, во всем своем многообразии – Греция, Рим, Египет, Вавилон, оставили более сложную и разнообразную, чем кастовую, систему стратификации. Их система упорядочивания строилась на основе обладания правами и свободами (как видите, это гражданский критерий, религия уже немного в стороне). Люди делились на свободных и несвободных, в зависимости от обладания гражданскими (общественными и государственными) правами. В системе рабства (сначала патриархального, потом классического) заключался огромный шаг вперед в социальном порядке общества. Впервые в истории появляется возможность включить чужих в свое общество и свою семью.

Рабство построено на понятии собственности, раб принадлежал хозяину как и другие орудия производства. Но раб был таким дорогим товаром, что обращаться плохо с ним мог только умалишенный, например, в Древнем Риме рабу была положена бутылка вина каждый день – недостижимая задача для современных профсоюзов. Ничего аморального в рабстве в классическую эпоху не видели – ведь члены семьи и всякие домочадцы также принадлежали главе семьи, а статус свободного рабочего был ниже, чем статус раба. Но рабство как система стратификации имела несколько фатальных недостатков – не было системы воспроизводства рабства (рабам не разрешалось иметь семью), поэтому, когда заканчивались военные походы, заканчивался и источник рабов; рабы не были заинтересованы в эффективном труде (всякую технику они ломали, чтобы только не работать), поэтому необходима была целая армия надсмотрщиков, а техника в эпоху начала Римской империи была выше, чем в эпоху упадка.

Средневековое общество

В средние века европейские христианские общества сформировали сословную систему стратификации.

Сословное деление, пожалуй, самое сложное, оно основывалось на многих критериях – обладания правами и обязанностями, по отношению как к государству, так и к другим людям (отношения вассала и сюзерена); происхождение (знатное и незнатное); вид занятия; образование и т.д. Выделялись два главных сословия – аристократия и крестьяне, но и много дополнительных (духовенство различных видов, ремесленники, торговцы, и т.д.) Но сословное деление обеспечивало основополагающий принцип равенства – все равны перед Богом, каждый имеет право на жизнь (поскольку она дается только Богом) и собственность (крестьяне имели землю либо в коллективной, общинной, либо личной собственности). Сословное деление обеспечивало невиданную ранее мобильность – межсословные браки были разрешены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.134.65 (0.016 с.)