Тип и ритм работы, тип интервью, пол интервьюера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тип и ритм работы, тип интервью, пол интервьюера.



Анализ документов

Документ – материальный носитель данных (бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т. п.) с записанной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве (БЭС, 1998, С. 368).

К достоинствам анализа документов следует отнести его экономичность по сравнению со всеми остальными методами и объективность. Но при этом результаты анализа документов нуждаются в проверке с помощью наблюдения и опросов, так как эти результаты не содержат сведений о субъективных факторах.

Типы документов

1) по степени персонификации документы делятся на личные (карточки индивидуального учета, библиотечные формуляры, анкеты, бланки, характеристики, письма, дневники, заявления, мемуары) и безличные (архивы, данные прессы, протоколы собраний и т.п.);

2) в зависимости от статуса документы делятся на официальные (правительственные материалы, данные государственной статистки, переписи населения, архивы и текущие документы различных организаций) и неофициальные (личные материалы, а также составленные частными гражданами безличные документы);

3) по источнику информации документы бывают первичные (результаты прямых наблюдений или опросов) и вторичные (результаты обработки, обобщения или описания информации, собранных другими исследователями для других целей, например статистические данные);

4) анализ текста без использования процедур измерения называют качественным (традиционным). Качественный анализ документов применяется при анализе уникальных документов; при описании сложных явлений; когда документальные данные неполны или недостаточны для массовой обработки. В последние десятилетия получил распространение метод квантификации материала – контент-анализ(количественный анализ документов). При этом различают два типа единиц: смысловые (качественные) и единицы анализа (единицы счета, количественные единицы). Смысловые единицы изучаются по частоте их упоминания по отношению к другим категориям, количественные единицы исследуются по площади текста, длительности трансляции и т. д. Контент-анализ применяется, когда качественные характеристики появляются с достаточной частотой и требуется высокая точность при сопоставлении однопорядковых данных; когда массив материала значителен или очень значителен и его невозможно охватить без суммарных оценок.

3.3.3. Наблюдение – изучение поведения человека в естественных условиях. Особенность наблюдения – неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток на его восприятие социальной действительности и на интерпретацию наблюдаемых процессов.

Наблюдение применятся в основном в исследованиях описательного плана, для проверки достоверности данных, полученных другими методами (опросом, анализом документов), а также для качественного анализа собранных материалов.

К преимуществам наблюдения относятся:

1) отсутствие языкового барьера;

2) получение информации в процессе развития той или иной ситуации;

3) социальное поведение рассматривается в его естественной среде;

4) предоставляется возможность для узкомасштабного детального исследования;

5) отражает действительность в соответствии с ценностями и нормами поведения участников исследования

6) позволяет выявить те вопросы, которые уместно или неуместно задавать.

Но при этом наблюдение не должно вредить тому, кого мы наблюдаем. Вообще достаточно часто встает вопрос об этичности наблюдения, невозможности охватить все социальные факты непосредственным наблюдением (например, сферы семейных и сексуальных отношений). Сложность наблюдения состоит и в том, что наблюдателю трудно избегать эмоционально-ценностной оценки происходящего, попыток истолкования поведения других людей через призму собственного «Я», своего собственного социального опыта. При этом результаты наблюдения часто смешиваются с выводами. На объективность результатов наблюдения влияет взаимодействие между наблюдателем и объектом наблюдения, а также сам факт проведения исследования на наблюдаемую ситуацию. Исследователь может оказаться слишком «вовлеченным» и поэтому плохим наблюдателем. Поэтому очень высоки требования к личности наблюдателя. Наблюдение может быть опасным для жизни и здоровья наблюдателя. Трудно фиксировать информацию без погрешностей, так как магнитофоны, видеокамеры могут быть навязчивыми. Большое значение имеет память наблюдателя. Также необходимо учитывать, что порой сложно и невозможно провести повторное наблюдение, так как время наблюдения ограничивается временем совершения события. На достоверность и надежность полученной путем наблюдения информации влияет: логичность расчленения объекта наблюдения на составные части, адекватность терминов, используемых при анализе полученных данных, однозначность интерпретации выделенных элементов объекта наблюдения.

Виды наблюдения

1) В зависимости от положения наблюдателя относительно объекта наблюдение может быть включенным (если наблюдатель становится членом изучаемой им группы) и невключенным. Невключенное, как и включенное, наблюдение применяется в монографическом исследовании. Включенное исследование исключает массовость, а результаты наблюдения почти не поддаются количественному выражению, кроме того, наблюдатель может настолько войти в роль участника событий, что это скажется на объективности собранной информации и ее интерпретации.

2)В зависимости от элементов контроля - контролируемое и неконтролируемое. При неконтролируемом наблюдение осуществляется лишь общее описание социальной атмосферы. При этом возникает опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту и искажения результатов. Контролируемое наблюдение проводится большим числом наблюдателей, проводится сравнение результатов их наблюдений, осуществляются серии наблюдений за одним и тем же объектом.

3) По степени формализованности наблюдения - структурированное или неструктурированное. При неструктурированном наблюдении исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. При структурированном наблюдении исследователь заранее определяет, какие из элементов исследуемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для целей исследования, и сосредоточивает на них свое основное внимание, составляя специальный план записи наблюдений.

4) По условиям организации наблюдения – полевые (в естественных условиях) и лабораторные.

5) Самонаблюдение – особый вид наблюдения, при котором исследователь пользуется не только данными о поведении наблюдаемого, но и его суждениями и оценками тех или иных фактов, собранных в автобиографиях, письмах, дневниках, записях самоанализа.

3.3.4.Эксперимент – изучение поведения человека в искусственно созданных условиях.

Цель эксперимента – проверка гипотез о причинной связи между явлениями. Эксперимент заменяет наблюдение там, где невозможно повторное наблюдение. При определенных обстоятельствах эксперимент может дать весьма значительные научно-практические результаты.

Возможности применения эксперимента в социологии ограничены тем, что исследователь не может с уверенностью сказать, что выявленная в ходе эксперимента зависимость в определенных условиях закономерна и в условиях, находящихся вне эксперимента, и что именно изучаемый в данном эксперименте фактор, а не какой-либо другой является причиной

зарегистрированного события. Дж. С. Милль, О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер отрицали возможность применения экспериментального метода в изучении социальных явлений: - они слишком сложны и изменчивы. Экспериментальных социологических исследований произведено крайне мало. При проведении эксперимента, как и наблюдения, есть ограничения, связанные с этическими соображениями.

Эксперимент гораздо чаще применяется в психологии, физике, химии, чем в социологии. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10-15 человек. Все (за редким исключением) социологические эксперименты проводятся не на генеральной совокупности объектов исследования, а на натурной модели – выборке на основе наиболее существенных для данного исследования признаков.

Типы экспериментов

Эксперимент делится на натурный(реальный) и мыслительный. Натурный эксперимент предполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Он может быть контролируемым и неконтролируемым. При контролируемом эксперименте производится тщательное выравнивание всех условий, которые могут исказить влияние экспериментального фактора. При мыслительном эксперименте экспериментатор не вмешивается в ход эксперимента и оперирует информацией о свершившихся событиях. Особой разновидностью мыслительного эксперимента является эксперимент «экс-пост-факто», при котором предполагается сбор данных для проверки гипотез о причинных связях. Классическим экспериментом этого вида является проведенное в сер. 30-х гг. XX века исследование американского социолога Э. Христиансена, в ходе которого подтвердилась гипотеза о том, что чем выше уровень образования (количество оконченных классов), тем успешнее человек включается в экономическую деятельность. Реальный эксперимент всегда является проективным (т. е. направленным в будущее), мысленный эксперимент обычно ретроспективный, направлен в прошлое, так как манипуляция совершается с информацией об уже свершившихся фактах.

По специфике поставленной задачи выделяют эксперименты однофакторные и многофакторные. В однофакторных экспериментах проверяются гипотезы о наличии причинно-следственной связи одной независимой переменной, в многофакторных - целого комплекса переменных в их взаимодействии.

По логической структуре доказательств гипотез различают эксперименты параллельные (симультанные) и последовательные (сукцессивные). В параллельном эксперименте создаются две группы – экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе вводятся новые экспериментальные факторы, в контрольной - все остается по-старому. Контрольная группа служит эталоном сравнения. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Доказательство гипотезы при этом типе эксперимента опирается на сравнение состояния исследуемого объекта до и после воздействия «фактора».

3. 3.5.Социометрия – совокупность методов и приемов, направленных на получение и анализ количественных данных о межличностных отношениях людей, структуре и функционировании малых групп, ориентированных на регуляцию человеческих взаимоотношений и решение конкретных практических задач. (БЭС: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. - Мн., 2002. - С.795).

Этот термин был предложен американским социологом Дж. Морено в 30е гг. XX века, который считал, что условием гармонизации отношений во всей социальной системе выступает изменение психологических отношений в малой группе.

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е взаимных симпатий и антипатий между членами группы.

Целями проведения социометрической процедуры являются:

1) изучение степени сплоченности или разобщенности в группе;

2) выявление соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии или антипатии, «лидеров» и «отвергнутых». Социограмма может показать, в каком соотношении находятся формальный и неформальный лидер, кто является инструментальным лидером («лидер-отец»), который помогает группе достичь поставленной цели, а кто эмоциональным лидером («лидер-мать», выполняющий функции психологической поддержки);

3)обнаружение группировок – сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Дж. Морено рассматривает социометрию как метод предупреждения социальных революций и замены «революции диктатуры революциями сотрудничества». Социометрия позволяет выяснить планы населения в «отношении всех видов деятельности, в которых оно участвует или собирается участвовать» (Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 286).

3.3.6. Case study – исследовательская стратегия, направленная на глубокий и полный и комплексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического объекта (случая). Характеризуется опорой на качественные методы сбора и анализа эмпирического материала (свободное интервью, полуструктурированное интервью, групповые беседы, включенное наблюдение), с помощью которых можно реконструировать сферу неформальных отношений между людьми, получить информацию о латентных процессах, обеспечить лучшее понимание социальной реальности, уникальности каждого объекта, в то же время выделить общие черты для дальнейшего обобщения.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Соотнести термины и их определения

выборочная совокупность все население или та его часть, которую социолог намерен изучить
генеральная совокупность свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности
репрезентативность множество людей, опрашиваемых социологом

 

 

2. Социальный факт это:

- каким-то образом фиксированный, описанный фрагмент социального действия;

- предположительное суждение о причинной связи явлений;

- утверждение, содержащее систему взаимосвязанных гипотез.

 

3. Соотнести термины и их дефиниции

Аналитическое исследование Сжатое по объему, упрощенное по программе предварительное исследование
Разведывательное исследование   Исследование, которое применяется для составления относительно целостного представления об изучаемом явлении, процессе, его структурных элементах
Описательное исследование Углубленное изучение, не только описание, но и выявление причин
Пробное (пилотажное) исследование изучение конкретного человека, события, одиночного явления.
Ситуационное исследование   испытание вопросов и методов в панельной группе.
Панельное исследование неоднократное изучение одного и того же объекта через определенные интервалы.

 

4. Опрос – это

- метод непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) сбора первичной социологической информации;

- множество людей, которых социолог опрашивает;

- это участник, который отвечает на вопросы анкеты, интервью.

 

5. Эксперимент – это

- изучение поведения человека в искусственно созданных условиях;

- изучение поведения человека в естественных условиях.

6. Является ли ситуационное исследование репрезентативным

- является;

- не является.

 

7. Использование данных, в частности статистических, собранных для решения другой задачи

- наблюдение;

- интервью;

- вторичные исследования.

 

8. Что такое документ?

- материальный носитель данных (бумага, кино- и фотопленка и т. п.);

- тетрадь с записями опроса;

- электронный носитель информации.

 

9. О каком методе социологического исследования идет речь - «проводится при личном контакте в виде беседы»

- наблюдение;

- интервью.

 

10. Респондент – это

- тот, кто опрашивает в социологическом исследовании;

- тот, кого опрашивают в социологическом исследовании;

- организатор социологического исследования.

 

11. С какого времени проводятся переписи населения?

- с середины 18 века;

- с начала 19 века;

- с начала 20 века.

 

12. Каким может быть анализ документов?

- стандартизированным и нестандартизированным;

- включенным;

- количественным и качественным.

 


 

Тема 4.

ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

План

1. Понятие, признаки, виды и функции социальных институтов.

2. Социальная организация, ее типы, элементы. Бюрократия как тип социальной организации.

3. Общественное мнение как институт гражданского общества.

 

4.1. Понятие, признаки, виды и функции социальных институтов.

«Социальный институт – устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов» (Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: Учеб. пособие. М., 1996). Например, институты семьи, образования, здравоохранения, материального и духовного производства, досуга и отдыха, обеспечения безопасности членов общества и другие.

Определяющей чертой институционального взаимодействия можно отметить организованность, а важнейшие элементы институциональной структуры – социальные нормы, роли, ожидания. Мы используем понятие «социальный институт» в том случае, если рассматриваем крупные группировки формальных ролей. Так, понятие «институт материального производства» подразумевает не конкретную социальную организацию одного из предприятий, а комплекс норм, которые реализуются во множестве социальных организаций предприятий, выпускающих материальную продукцию. Таким образом, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, способствующими достижению этой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющего поведения. Рассмотрим для примера структуру высшей школы как социального института. Она включает работников Министерства образования, преподавательский состав, администрацию и общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, научно-исследовательские лаборатории, библиотеки и т.п.). Основная цель (функция) высшей школы – удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высокой квалификации.

Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, культурную и др. С точки зрения содержания исполняемых функций социальные институты делятся на экономические (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы потребления и услуг и др.), политические (государство с его центральными и местными органами власти, партии, общественные организации, фонды и др.), институты воспитания и культуры (школа, семья, театр и др.) и социальные в узком смысле (институты социального обеспечения и опеки, различные самодеятельные организации). С социальными институтами тесно связаны социальные организации.

4.2. Социальная организация, ее типы, элементы. Бюрократия как тип социальной организации.

Социальная организация - это в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле - социальная подсистема организации.

В социологии организация рассматривается как элемент социальной структуры. В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число таких элементов, например, видов (групп) для достижения определенной цели.

Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. Группа людей в форме социальной организации получает институциональное оформление социальных различий, сформировавшихся в разных сферах жизнедеятельности людей. Каждый член группы имеет свою собственную позицию, отражающую его положение в системе разделения общественного труда. Например, организация предприятия включает представителей рабочих, инженерно-технических работников, разных профессий и возрастов.

Социальные организации имеют ряд основных черт:

1. Они создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели. Организации представляют собой одновременно средство и инструмент обеспечения функции объединения людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку.

2. Члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам. Таким образом, социальная организация - это сложная система связанных между собой социальных позиций и ролей, входящих в нее членов. Она дает возможность индивиду реализовать свои потребности и интересы в тех границах, которые устанавливаются социальным статусом человека, нормами и ценностями, принятыми в конкретной социальной организации.

3. Характерная черта организации, как считает А. И. Пригожин, возникает на основе разделения труда, его специализации по функциональному признаку, Организации строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах имеются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая система координирует функционирование горизонтальной структуры. Построение организации по вертикали обеспечивает достижение единства целей, придает организации эффективность и стабильность функционирования.

Организации различаются в соответствии с основными сферами жизнедеятельности общества. Большинство из них включают в себя несколько качественно различных подсистем. Так в производственной организации, как правило, имеются техническая, экономическая, управленческая, социальная подсистемы. Отношения в социальной организации, их формы определяются функциональными особенностями конкретной организации, типом общества. Социальная организация объединяет своих членов общими интересами, целями, ценностями, нормами, поэтому предъявляет к своим членам двоякие требования: как безличный институт и как человеческая общность. В свою очередь, каждый индивид предъявляет к организации свои требования: защита его социального положения, обеспечение его профессионального и статусного положения, создание условий для развития его личности. Взаимодействие этих требований - один из важных источников развития организации. От их реализации зависит ее социальная эффективность.

Как правило, социальная организация - это целостная социальная система, состоящая из различных подсистем и элементов. Целое всегда больше своих составляющих и качественно отличается от них. Поэтому всякая социальная организация характеризуется особым кооперативным эффектом, приростом дополнительной энергии, называемым синергетикой, а общая энергия организации превышает сумму индивидуальных усилий ее субъектов. Этот прирост, по мнению специалистов, образуется в результате того, что организация интегрирует усилия всех своих элементов (субъектов). Координация, одновременность усилий этих субъектов дает прирост энергии: элементы организации, включенные в ее систему, приобретают новое качество, превращаясь в частично специализированные, выполняющие более узкие функции, однонаправленные элементы, субъекты. Эта специализация действия элемента, индивида позволяет увеличить эффективность его функционирования, усилить отдачу, так как энергия концентрируется на одной цели - управляющая подсистема координирует действия людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.05 с.)