Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «социальная общность», ее виды и факторы функционирования.
В многообразии социальных взаимодействий особую роль играют формы, объединяющие людей в социальные общности. Функции социальных общностей 1)объединение усилий, координация совместных действий людей; 2)повышение эффективности индивидуальных действий людей, входящих в социальных общностей 3)удовлетворение потребности людей в солидарности для отстаивания своих интересов, выживания и совершенствования. Какие же группы людей можно назвать социальной общностью? Так, например, существует понятие статистическая категория. Статистическая категория (номинальная социальная общность) – это совокупность людей, схожих между собой с какой-либо точки зрения и отличающихся с этой точки зрения от других (например, домохозяйки, пенсионеры, рабочие, русские, блондинки, астраханцы и т. п.). Статистические категории нельзя причислять к социальным общностям, так как они выделяются на основе множества, по формальному признаку, социальные связи отсутствуют. Под социальной общностью имеются в виду лишь группы людей, объединенных социальной связью. На основе двух типов социальных связей (социальный контакт и социальное взаимодействие) выделяются и два вида социальных общностей: Социальный круг люди, между которыми существуют социальные контакты, т. е. социальные связи носят спорадический, нерегулярный характер. Можно говорить о круге соседей в поезде, круге знакомых, квазигруппе, аудитории и т. п. Квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами социальных связей, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм. Квазигруппа обладает такими свойствами как анонимность, внушаемость, социальная заражаемость, бессознательность. Разновидностями квазигруппы выступают аудитория, фан-группа, толпа. Аудитория – объединение людей во главе с коммуникатором (например, телеаудитория). Социальная связь здесь выстраивается на передаче-приеме информации непосредственно или с помощью технических средств. Фан-группа – объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе и т.п. Толпа – временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом, идеей.
Социальная группа – это общность, в основе которой лежат связи типа взаимодействия по поводу объединения, солидарности, согласования совместных усилий. Социальные связи имеют регулярный, скоординированный характер. 7.2. Понятие, функции и классификация социальной группы. Следует отметить, что существует огромное множество определений понятия «социальная группа». Приведем еще одно из них. Социальная группа – это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «Мы». (М. Шоу). Функции группы 1. Социализирующая, то есть группа способствует приспособлению индивида к социальной жизни. 2. Инструментальная, то есть группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному. 3. Экспрессивная (выразительная), то есть в группе удовлетворяется стремление членов группы к социальному одобрению, уважению, доверию. 4. Поддерживающая, то есть люди объединяются в группы для ослабления неприятных чувств. Эксперименты Шахтера (1959 г.), Сарнофа и Ф. Зимбардо (1961 г.) показали, что если люди испытывают страх (внешний источник опасности), это способствует их объединению в группу. Если же они испытывают беспокойство (внутренний источник опасности), то объединение в группу не происходит. Надо сказать, что существует множество критериев классификации социальных групп. 1) По характеру взаимосвязей в группе выделяются группы первичные и вторичные. Первичные группы – два или более человек, между которыми устанавливаются прямые, близкие, эмоциональные отношения, отражающие многие аспекты их личностей. Вторичные группы состоят из двух или более лиц, которые вовлечены в безличные отношения. Инструментальные связи, когда один человек является средством для другого, доминируют во вторичных группах. В этих группах основное значение придается не личностным качествам людей, а их умению выполнять определенные функции. Первичные группы – основные и для нас, и для общества, они составляют их фундамент и инструмент социального контроля. Они обеспечивают окружающую среду, в которой мы удовлетворяем большинство личных нужд.
В течение последних 200 лет теоретики общественных науки отмечали ослабление роли первичных групп в современном обществе. Они считали, что промышленная революция, развитие городов, возникновение корпораций привели к созданию крупной обезличенной бюрократии. Но социологические исследования, проводимые с 20-30-х гг. 20 в. (хотторнские эксперименты Мэйо, наблюдения за поведением людей во время стихийных бедствий Л. Киллиана (1952 г.) и др.), свидетельствуют о сложности этих вопросов. Действительно в современном мире наблюдается господство вторичных групп. Но в то же время, первичная группа оказалась вполне устойчивой и стала важным связующим звеном между личностью и более формальной, организационной стороной жизни. Порой отношения во вторичных группах выдаются за отношения в первичных группах. Об этом пишет Хоманс в работе «Человеческая группа». Такое стремление к неформальным отношениям может приводить к ложной неформальности. Но ложное единство часто хуже формального, эту ситуацию Э. Фромм назвал «бегством от свободы». 2) По количеству входящих в группу членов группы делятся на малые и большие, а также диады, триады, четверки, пятерки и т.д. Размер группы очень важен, так как оказывает влияние на характер нашего взаимодействия. Малые группы – это, например, семья, круг друзей, соседей, группа играющих вместе детей, молодежная группировка, рабочая бригада, спортивная команда и т.п. В малых группах люди, как правило, лично знают друг друга, иногда только по внешнему виду, а иногда и по именам, они находятся в пространственной близости друг к другу. Большая группа - это, например, нация, этнос, народ, последователи одной мировой религии, политическая партия, армия, парламент и т.д. В таких группах люди уже не могут точно распознать друг друга, становятся анонимными по отношению друг к другу. Диада – это группа из двух человек, характеризуется хрупкостью (разрушается, если один из членов выбывает из группы) и соответственно тесным, упорядоченным и позитивным взаимодействием. Эмоции и чувства играют большую роль в диадах. Триада – группа, состоящая из трех человек. В триадах наблюдается тенденция сближения между двумя членами группы и исключения из нее третьего. Третий член группы может играть одну из трех ролей: безучастного посредника (аустайдера), оппортуниста, который использует других в своих интересах, и тактика, следующего принципу «разделяй и властвуй». (Г. Зиммель). Более крупные группы являются более продуктивными, чем диады и триады. В таких группах в большей мере устанавливается взаимное согласие, но в тоже время в них почти отсутствует напряженность. Хотя может наблюдаться неравенство между членами. Группы с четным числом членов менее устойчивы, чем с нечетным, так как могут распадаться на фракции равным числом членов. Это невозможно в группах с нечетным числом членов – в них одна из сторон всегда имеет численное преимущество. Особо надо отметить пятерки. Пятерки не страдают от непрочности и напряженности отношений, свойственных диадам и триадам. В таких группах каждый член глубоко удовлетворен своей ролью, в случае разногласий такие группы, как правило, не распадаются. Кроме того, в пятерках диссиденты получают поддержку со стороны некоторых членов, им не угрожает полный разрыв с группой.
3) По способу рекрутирования выделяются группы эксклюзивные(элитарные), принадлежность к которым обусловлена строгими требованиями, особыми условиями и процедурами, например, спортивная команда высшей лиги, и инклюзивные (общедоступные), в которые каждый желающий может сразу вступить, например, туристическая группа. 4) По интенсивности участия различают одно- и многофункциональные группы. Однофункциональные группы – это такие группы, в которых мы осуществляем один вид деятельности, направленный на разрешение одной задачи. Многофункциональные группы – такие группы, члены которых руководствуются разными намерениями, стремлениями, способами действий. К таким группам относится, например, семья. 5) По строгости и мере контроля некоторые группы могут быть тоталитарными. В таких группах достаточно жестко регламентируются в качестве общеобязательных определенные правила и нормы, существует система господства-подчинения. 6) По уровню организованности группы могут быть формальными и неформальными. В формальных группах мы существуем как конгломерат взаимосвязанных социальных статусов, наши личные качества, если они только не связаны напрямую с выполняемыми ролями, не имеют для группы значения. Разновидность формальных групп – общественные организации. В неформальных группах мы участвуем как личности с присущими нам качествами, увлечениями. 7) По типам взаимодействий группы делятся на профессиональные (бригада строителей), политические (партии, политические движения), образовательные (студенческие группы), культурные (творческие союзы) и т. п. 8) По принадлежности индивида социальные группы дифференцируются на ингруппы и аутгруппы. Ингруппы – такие социальных группы, которые индивид идентифицирует как «мои», «наши» и к которым он ощущает свою принадлежность. Аутгруппы - такие группы, к которым члены ингруппы относятся как к другим, не своим, даже порой как к враждебным. Групповые взаимодействия. Граница между просто коллективным поведением несвязанных индивидов и более взаимозависимым групповым поведением взаимодействующих индивидуумов иногда становится довольно расплывчатой. В социологии и социальной психологии существует ряд понятий, описывающих причины, закономерности и особенности подобных групповых взаимодействий, которые подразделяются на сильные и слабые.
7.3.1.Слабые групповые взаимодействия наблюдаются при минимальном групповом взаимодействии, минимальной групповой ситуации, то есть когда люди просто присутствуют рядом друг с другом, но ситуацию не обсуждают. К слабым групповым взаимодействиям относятся социальная фасилитация, социальная леность и деиндивидуализация. Социальная фасилитация Влияет ли на нас сам факт присутствия других людей, когда они ничего не делают, а мы бежим, едим, сдаем экзамены. Давно уже замечено, что во время спортивных соревнований результативность повышается в присутствии болельщиков, на своем поле, с другой стороны, когда спортсмен тренируется с секундомером, результативность несколько падает. Эксперименты показали, что в присутствии других люди быстрее заучивали стихотворения, но медленнее - бессмысленные слоги. Изучение этого феномена началось более ста лет назад, а в 1965 г. Р. Зайенс дал современное определение феномену социальной фасилитации: Социальная фасилитация – усиление доминирующей (наиболее вероятной) реакции в присутствии других людей. Другими словами, если студент хорошо знает предмет (то есть его доминирующая реакция – знание предмета), то экзамен в присутствии экзаменаторов он сдаст хорошо. Если же студент слабо разбирается в предмете (доминирующая реакция – незнание предмета), то присутствие экзаменаторов еще более усугубит печальную картину на экзамене. По наблюдениям П. Ханта и Дж. Хиллери хорошие игроки в бильярд без присутствия посторонних показывают 71% попаданий в лузу, в присутствии других – 81%, а плохие игроки – 36 и 25 % соответственно.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2037; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.175.120.161 (0.019 с.) |