Методы сбора первичной социологической информации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы сбора первичной социологической информации.



Социологические методы – подходы, приемы, правила, способы и инструменты, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями. Выделяют следующие методы социологического исследования:

3.3.1. Опрос – метод непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) сбора первичной социальной информации.

Необходимо отметить особое положение метода опроса. В практике социологических исследований этот метод является наиболее распространенным и популярным, так как этим методом можно получить такую информацию, которая не всегда отражается в документальных источниках, не всегда доступна прямому наблюдению и позволяет выявить информацию о мотивах внутренних интересах, побуждениях и т. п. Вербальная информация, полученная этим методом, легче поддается количественной обработке, чем невербальная. Кроме того, практика социологических исследований показывает, что вербальная информация в целом надежнее, чем невербальная.

Респондент – участник социологического опроса, который отвечает на вопросы анкеты или интервью и является источником устной или письменной информации. (БЭС: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. – Мн: МФЦП, 2002. - С.688).

Классификация опросов

1) По характеру взаимосвязей социолога и респондента различают заочные – анкетные и очные – интервью;

2) По степени формализации – стандартизированные (формализованные) (проводятся по заранее подготовленному плану) и нестандартизированные (неформализованные, свободные);

3) По частоте проведения – одноразовые и многоразовые.

4) Опрос-молния (опрос-голосование, зондаж) содержит три-четыре пункта основной информации.

5) Специфическим видом опроса является опрос экспертов - специалистов по исследуемой области.

6) Он-лайновые опросы. К новым социологическим методам можно отнести он-лайновые опросы. Несомненно будущее во многом принадлежит таким опросам – слишком стремительно меняется информационно-коммуникативная среда жизнедеятельности, и социологам приходится осваивать и web-пространство. Но при этом в условиях российской действительности существует ряд объективных обстоятельств, препятствующих применению этого метода: низкий уровень распространенности Интернета в России; плохое качество телефонной связи и ее высокая стоимость; правовая незащищенность информации о респонденте и возможность взлома сети хакерами.

Одним из наиболее распространенных, наиболее популярных видов опроса является анкетирование. Анкетный опрос – это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет.

Структура анкеты

Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме:

1) вводная часть, в которой указывается кто проводит опрос, с какой целью, инструкция по заполнению анкеты, способ возврата заполненных анкет. Введение играет исключительно большую роль, дает настрой респонденту, что непосредственно сказывается на достоверности информации;

2) паспортичка, в которой содержатся вопросы для выяснения социально-демографических характеристик респондентов – пол, возраст, образование, профессия, социальное происхождение, семейное положение;

3) контактные вопросы, цель которых – заинтересовать респондента, облегчить ему включение в проблему;

4) основные вопросы – «поставщики» основной информации;

5) заключительные вопросы, которые должны снимать психологическое напряжение у респондента, позволить ему почувствовать, что проведена большая и нужная работа.

Время заполнения анкеты должно быть в пределах 45 минут.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.006 с.)