Георгиевская Ю.В., Каргаполова Е.В., Лебединцева Л.А. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Георгиевская Ю.В., Каргаполова Е.В., Лебединцева Л.А.



Георгиевская Ю.В., Каргаполова Е.В., Лебединцева Л.А.

Социология (Текст): учебное пособие Астрахань, Издательство: Сорокин Роман Васильевич, 2009. – 170 с.

 

ISBN 978-5-903285-50-1

 

Учебное пособие предназначено для студентов негуманитарных специальностей высших учебных заведений с учетом государственного образовательного стандарта РФ. Рассматриваются такие темы как история социологии, социологическое исследование и его методы, общество и социальные институты, личность как социальный тип, социальные нормы и девиантное поведение, социальные общности и группы, социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность, мировая система и процессы глобализации, экономическая социология и социология труда.

 

 

© Издательство: Сорокин Роман Васильевич, 2009

© Георгиевская Ю. В., Каргаполова Е. В., Лебединцева Л. А.

© ОГОУ ВПО «Астраханский инженерно-строительный институт», 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

 

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

(Е. В. Каргаполова) ……………………………………………………………….5

Тема 2. ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

(Ю. В. Георгиевская) …………………………………………………………….12

Тема 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

(Е. В. Каргаполова) ………………………………………………………………43

Тема 4. ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

(Л. А. Лебединцева) ………………………………………………………………57

Тема 5. ЛИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ТИП

(Е. В. Каргаполова) ………………………………………………………………66

Тема 6. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

(Ю. В. Георгиевская) …………………………………………………………… 80

Тема 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ. ГРУППОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

(Е. В. Каргаполова) ……………………………………………………………..110

Тема 8. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО, СТРАТИФИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

(Л. А. Лебединцева) ……………………………………………………………..124

Тема 9. МИРОВАЯ СИСТЕМА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

(Л. А. Лебединцева) ……………………………………………………………..138

ТЕМА 10. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

ТРУДА

(Л. Ю. Лебединцева) ……………………………………………………………153

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Данное учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения технических вузов, изучающих дисциплину «Социология».

Основная цель учебного пособия – ознакомление студентов технического вуза с основами социологического знания; выработка гуманистических ориентаций личности на основе постановки и решения социологических проблем. Осуществление этой цели должно способствовать решению задач по освоению необходимого объема знаний по социологии. Особое внимание уделяется овладению студентами понятийного аппарата, организации самостоятельной работы студентов. Для этого после каждого раздела даются задания для самопроверки, дефиниции выделяются курсивом. Текст учебного пособия достаточно жестко структурирован с учетом его главной специфики – он предназначен для студентов негуманитарных технических специальностей.

Осваивая определенную тему, студент должен овладеть знанием понятийного аппарата и основных проблем по данной тематике, освоить навыки работы с учебной, учебно-методической и справочной литературой.

В учебном пособии изложены следующие базовые темы дисциплины: «Социология как наука», «Создание и основные этапы развития социологии», «Социологическое исследование», «Общество и социальные институты», «Личность как социальный тип», «Социальные нормы и девиантное поведение», «Социальные общности и группы. Групповые взаимодействия», «Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность», «Мировая система и процессы глобализации», «Экономическая социология и социология труда».

Авторы учебного пособия ориентированы на решение двух основных задач:

1) освоение студентами технического вуза минимума знаний по социологии, необходимого для прохождения итогового контроля по данной дисциплине, чему способствует энциклопедичность изложенного материала;

2) формирование у выпускника технического вуза, будущего специалиста-практика, навыков применения прикладных знаний в области социологии, которые могут оказаться полезными для дальнейшей организационной работы. С этой целью в данном учебном пособии представлены такие разделы как методы социологического исследования, группы и групповые взаимодействия, экономическая социология и социология труда.


Тема 1

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

План

1. Объект, предмет, функции социологии.

2. Структура социологии. Уровни социологического знания. Основные подходы к изучению общества.

3. Место социологии в системе наук.

 

Проблема выборки.

При проведении социологического исследования можно изучать (опрашивать) все население. Например, с начала 19 века в европейских странах проводятся переписи населения. Сегодня они проводятся повсеместно, дают ценную информацию, но стоят очень дорого. Даже в богатых странах они проводятся раз в 10 лет. Поэтому гораздо чаще применяются выборочные социологические исследования. Основа таких исследований – выборочная совокупность, которая является уменьшенной копией, микромоделью генеральной совокупности.

Выборочная совокупность (выборка) – множество людей, которых социолог опрашивает.

Генеральная совокупность – все население или та, его часть, которую социолог намерен изучить.

Репрезентативность – свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности.

Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5-2 тыс. человек, а получает достоверные данные обо всем населении США (240 млн. чел.) именно на основе репрезентативности выборочной совокупности. Ошибка не превышает нескольких процентов. Одна из самых авторитетных социологических фирм в России – ВЦИОМ.

Существуют различные типы выборки, которые помогают достигнуть ее репрезентативности:

1) случайная выборка, в которую с помощью таблицы случайных чисел с одинаковой вероятностью могут быть включен любой элемент генеральной совокупности. Это делается для того, чтобы избежать субъективного фактора;

2) систематическая (псевдослучайная) выборка, в которой соотношение между размером выборки и численностью генеральной совокупности используется для определения интервала. Например, выбирается каждый десятый человек из генеральной совокупности;

3) стратифицированная выборка, в которой предполагается разделение генеральной совокупности на слои, а затем составление выборки внутри каждого слоя;

4) кластерная выборка, при которой проводится классификация групп населения по географическому признаку. Этот метод применяется при значительной пространственной разбросанности объектов исследования;

5) целевая выборка, когда ученый сам отбирает респондентов.

6) серийная выборка, когда единицами случайного отбора являются определенные «гнезда» - семья, коллектив и т. п. Эта выборка не всегда является репрезентативной и используется, когда размер выборки небольшой, для более «глубоких» видов исследования.

7) квотная выборка – строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде определенных пропорций, или квот, распределения признаков изучаемых объектов.

8) многоступенчатая выборка – на каждой ступени отбора меняется единица отбора.

9) комбинированная выборка – на каждой ступени отбора меняется единица и техника случайного отбора.

При крупномасштабных исследованиях используются многоступенчатые выборки, когда прибегают к нескольким простым методам.

Классификация опросов

1) По характеру взаимосвязей социолога и респондента различают заочные – анкетные и очные – интервью;

2) По степени формализации – стандартизированные (формализованные) (проводятся по заранее подготовленному плану) и нестандартизированные (неформализованные, свободные);

3) По частоте проведения – одноразовые и многоразовые.

4) Опрос-молния (опрос-голосование, зондаж) содержит три-четыре пункта основной информации.

5) Специфическим видом опроса является опрос экспертов - специалистов по исследуемой области.

6) Он-лайновые опросы. К новым социологическим методам можно отнести он-лайновые опросы. Несомненно будущее во многом принадлежит таким опросам – слишком стремительно меняется информационно-коммуникативная среда жизнедеятельности, и социологам приходится осваивать и web-пространство. Но при этом в условиях российской действительности существует ряд объективных обстоятельств, препятствующих применению этого метода: низкий уровень распространенности Интернета в России; плохое качество телефонной связи и ее высокая стоимость; правовая незащищенность информации о респонденте и возможность взлома сети хакерами.

Одним из наиболее распространенных, наиболее популярных видов опроса является анкетирование. Анкетный опрос – это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет.

Структура анкеты

Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме:

1) вводная часть, в которой указывается кто проводит опрос, с какой целью, инструкция по заполнению анкеты, способ возврата заполненных анкет. Введение играет исключительно большую роль, дает настрой респонденту, что непосредственно сказывается на достоверности информации;

2) паспортичка, в которой содержатся вопросы для выяснения социально-демографических характеристик респондентов – пол, возраст, образование, профессия, социальное происхождение, семейное положение;

3) контактные вопросы, цель которых – заинтересовать респондента, облегчить ему включение в проблему;

4) основные вопросы – «поставщики» основной информации;

5) заключительные вопросы, которые должны снимать психологическое напряжение у респондента, позволить ему почувствовать, что проведена большая и нужная работа.

Время заполнения анкеты должно быть в пределах 45 минут.

Типы интервью

1) Интервью может быть структурированным (формализованным, стандартизированным), то есть включает в себя общий план беседы, последовательность вопросов, варианты предполагаемых ответов) и неформальным (неструктурированным, свободным), то есть без строгой детализации плана беседы и вопросов.

2) По глубине проникновения в суть проблем различают клиническое (глубокое) интервью, цель которого получить сведения о внутренних побуждения, склонностях опрашиваемого, и фокусированное, задача которого состоит в том, чтобы выяснить реакцию на заданное воздействие.

3) По характеру организации применяются групповые интервью и индивидуальные, которые в свою очередь подразделяются на личные и телефонные.

Анкетирование занимает меньше времени, чем интервью. Но при этом в процессе проведения интервью, при личном контакте устанавливается большая степень доверия, искренности. Успех интервью во многом зависит от личности интервьюера.

Как отмечает В. П. Гречихин, специфическими особенностями «интервью как метода получений первичной социологической информации являются:

1. интервью помогает получить глубинную информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондентов.

2. Возможность вести наблюдения за психологическими реакциями респондента, что помогает лучше интерпретировать ответ.

3. Личный контакт социолога и респондентом, что обеспечивает максимальную полноту реализации опросника (чего не скажешь об анкетировании) и более серьезное отношение респондента к опросу».

К трудностям интервьюирования относятся:

1. поиск психологического контакта с каждым респондентом;

2. трудоемкость подготовки интервьюеров, так как интервьюер может быть пристрастным, одним неодобрительным взглядом выражая свое отношение к содержанию интервью;

3. значительные материальные и временные затраты. Интервью требует много времени, выборки обычно маленькие, что усложняет обобщения и получение объективных данных;

4. решение проблемы анонимности.

Интервью применяется, когда письменный опрос оказывается затрудненным или невозможным вследствие разнородности аудитории (различиями в культуре и образовании респондентов, условий проведения опроса и т.д.).

Главной, центральной фигурой интервью, ее наиболее активным элементом всегда является интервьюер. Достоверность и надежность информации часто зависит от личности интервьюера. Поэтому при подборе кадров интервьюера необходимо учитывать следующее:

1. Интервьюер должен любить свое дело, быть социально активным человеком, иметь определенный жизненный опыт.

2. Интервьюер должен быть эрудированным, наблюдательным, общительным, уметь завязать разговор, в случае необходимости повернуть его в нужное русло.

3. Интервьюер должен быть дисциплинированным, честным, выполнять все инструкции по проведению интервью.

4. Интервьюер должен хорошо знать тему интервью, а также технику интервьюирования.

5. Интервьюер должен быть морально и физически выносливым. Ведь ему придется беседовать в различной обстановке с самыми разными людьми по нескольку (4-5) часов в день на протяжении нескольких дней.

6. Должен быть аккуратно одет, но при этом ничего во внешности интервьюера не должно отвлекать респондента.

Считается, что интервью будет более эффективным, если респондент и интервьюер одного пола, одного или близкого возраста. В литературе отмечается, что при опросе по производственной тематике лучше

использовать мужчин-интервьюеров. В то же время утверждается, что женщинам-интервьюерам в целом оказывается больше доверия, чем мужчинам, у всех групп респондентов.

Одним из основных условий, влияющих на получение достоверной и надежной информации, является наличие качественного вопросника и соблюдение правил его применения. Под вопросником в социологии понимается документ, в котором соответствующим образом поставлены и сгруппированы вопросы по теме и есть место для записи ответов на них. Вопросник фактически представляет собой материальное воплощение темы исследования.

Вопросник интервьюера представляет собой документ, где указывается имя интервьюера, тема интервью, место проведения интервью, отношение респондента к беседе, вопросы и ответы на них, а также некоторые социально-демографические данные о респонденте. Обычно вопросник представляет собой единство вводной, основной и демографической частей. В последние года очень часто к вопросникам прилагаются так называемые протоколы интервьюера (отчеты об интервью). В этих протоколах содержатся основные сведения о процессе интервьюирования: об интервьюере, о респонденте, о ситуации, в которой проводилось интервью, и о вопроснике, причинах срыва интервью, если оно не состоялось. В отчет заносятся данные о том сразу ли респондент согласился на интервью, о чем он спросил интервьюера; охотно ли респондент отвечал на вопросы, какие трудности он испытывал при ответе на вопросы, а также затруднения самого интервьюера.

Особую роль в процессе интервьюирования занимает анализ характеристики ситуации интервью. Понятие «ситуация интервью» включает в себя следующие элементы:

1) место проведения. Выделяется шесть видов мест для проведения интервью: рабочее место; изолированное помещение на производстве; квартира респондента; официальное место; нейтральное место; улица. Наиболее распространенным местом интервьюирования является рабочее место. Практика социологических исследований показывает, что именно здесь обеспечивается деловой настрой беседы, более критический характер ответов, да и здесь и легче всего встретить респондента. Выбор места интервьюирования зависит от темы исследования и степени стандартизации вопросника;

2) обстановка интервьюирования. Она бывает благоприятной, удовлетворительной, неблагоприятной. Благоприятная обстановка характеризуется наличием изолированного места, отсутствием третьих лиц и отвлекающих факторов. Удовлетворительная обстановка характеризуется наличием изолированного места, периодическим присутствием третьих лиц без их вмешательства в ход интервью, периодически отвлекающими факторами (такими, как звонки, шумы и т. п.). Неблагоприятная обстановка характеризуется отсутствием отдельного помещения, присутствием и участием третьих лиц, многократным прерыванием интервью.

3) время суток, выбранное для проведения интервью. Утреннее время благоприятствует проведению интервью, так респондент еще не утомлен. Обеденное время не всегда благоприятно для интервью, так как в это время респондент хочет отдохнуть. Дневной период (примерно с 14 до 19 часов) характеризуется насыщенностью трудового процесса, понижением физиологических возможностей восприятия у респондента. В вечерний период (после 19 часов) респондент утомлен, озабочен домашними делами.

4) продолжительность интервью. При выборе времени интервью необходимо учитывать продолжительность интервью. Социологическая практика показывает, что респондент охотнее соглашается на короткие интервью. Интервью может длиться от 10 минут до 1,5 часа, но встречаются случаи, когда интервью длится 8 часов и более.

Анализ документов

Документ – материальный носитель данных (бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т. п.) с записанной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве (БЭС, 1998, С. 368).

К достоинствам анализа документов следует отнести его экономичность по сравнению со всеми остальными методами и объективность. Но при этом результаты анализа документов нуждаются в проверке с помощью наблюдения и опросов, так как эти результаты не содержат сведений о субъективных факторах.

Типы документов

1) по степени персонификации документы делятся на личные (карточки индивидуального учета, библиотечные формуляры, анкеты, бланки, характеристики, письма, дневники, заявления, мемуары) и безличные (архивы, данные прессы, протоколы собраний и т.п.);

2) в зависимости от статуса документы делятся на официальные (правительственные материалы, данные государственной статистки, переписи населения, архивы и текущие документы различных организаций) и неофициальные (личные материалы, а также составленные частными гражданами безличные документы);

3) по источнику информации документы бывают первичные (результаты прямых наблюдений или опросов) и вторичные (результаты обработки, обобщения или описания информации, собранных другими исследователями для других целей, например статистические данные);

4) анализ текста без использования процедур измерения называют качественным (традиционным). Качественный анализ документов применяется при анализе уникальных документов; при описании сложных явлений; когда документальные данные неполны или недостаточны для массовой обработки. В последние десятилетия получил распространение метод квантификации материала – контент-анализ(количественный анализ документов). При этом различают два типа единиц: смысловые (качественные) и единицы анализа (единицы счета, количественные единицы). Смысловые единицы изучаются по частоте их упоминания по отношению к другим категориям, количественные единицы исследуются по площади текста, длительности трансляции и т. д. Контент-анализ применяется, когда качественные характеристики появляются с достаточной частотой и требуется высокая точность при сопоставлении однопорядковых данных; когда массив материала значителен или очень значителен и его невозможно охватить без суммарных оценок.

3.3.3. Наблюдение – изучение поведения человека в естественных условиях. Особенность наблюдения – неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток на его восприятие социальной действительности и на интерпретацию наблюдаемых процессов.

Наблюдение применятся в основном в исследованиях описательного плана, для проверки достоверности данных, полученных другими методами (опросом, анализом документов), а также для качественного анализа собранных материалов.

К преимуществам наблюдения относятся:

1) отсутствие языкового барьера;

2) получение информации в процессе развития той или иной ситуации;

3) социальное поведение рассматривается в его естественной среде;

4) предоставляется возможность для узкомасштабного детального исследования;

5) отражает действительность в соответствии с ценностями и нормами поведения участников исследования

6) позволяет выявить те вопросы, которые уместно или неуместно задавать.

Но при этом наблюдение не должно вредить тому, кого мы наблюдаем. Вообще достаточно часто встает вопрос об этичности наблюдения, невозможности охватить все социальные факты непосредственным наблюдением (например, сферы семейных и сексуальных отношений). Сложность наблюдения состоит и в том, что наблюдателю трудно избегать эмоционально-ценностной оценки происходящего, попыток истолкования поведения других людей через призму собственного «Я», своего собственного социального опыта. При этом результаты наблюдения часто смешиваются с выводами. На объективность результатов наблюдения влияет взаимодействие между наблюдателем и объектом наблюдения, а также сам факт проведения исследования на наблюдаемую ситуацию. Исследователь может оказаться слишком «вовлеченным» и поэтому плохим наблюдателем. Поэтому очень высоки требования к личности наблюдателя. Наблюдение может быть опасным для жизни и здоровья наблюдателя. Трудно фиксировать информацию без погрешностей, так как магнитофоны, видеокамеры могут быть навязчивыми. Большое значение имеет память наблюдателя. Также необходимо учитывать, что порой сложно и невозможно провести повторное наблюдение, так как время наблюдения ограничивается временем совершения события. На достоверность и надежность полученной путем наблюдения информации влияет: логичность расчленения объекта наблюдения на составные части, адекватность терминов, используемых при анализе полученных данных, однозначность интерпретации выделенных элементов объекта наблюдения.

Виды наблюдения

1) В зависимости от положения наблюдателя относительно объекта наблюдение может быть включенным (если наблюдатель становится членом изучаемой им группы) и невключенным. Невключенное, как и включенное, наблюдение применяется в монографическом исследовании. Включенное исследование исключает массовость, а результаты наблюдения почти не поддаются количественному выражению, кроме того, наблюдатель может настолько войти в роль участника событий, что это скажется на объективности собранной информации и ее интерпретации.

2)В зависимости от элементов контроля - контролируемое и неконтролируемое. При неконтролируемом наблюдение осуществляется лишь общее описание социальной атмосферы. При этом возникает опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту и искажения результатов. Контролируемое наблюдение проводится большим числом наблюдателей, проводится сравнение результатов их наблюдений, осуществляются серии наблюдений за одним и тем же объектом.

3) По степени формализованности наблюдения - структурированное или неструктурированное. При неструктурированном наблюдении исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. При структурированном наблюдении исследователь заранее определяет, какие из элементов исследуемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для целей исследования, и сосредоточивает на них свое основное внимание, составляя специальный план записи наблюдений.

4) По условиям организации наблюдения – полевые (в естественных условиях) и лабораторные.

5) Самонаблюдение – особый вид наблюдения, при котором исследователь пользуется не только данными о поведении наблюдаемого, но и его суждениями и оценками тех или иных фактов, собранных в автобиографиях, письмах, дневниках, записях самоанализа.

3.3.4.Эксперимент – изучение поведения человека в искусственно созданных условиях.

Цель эксперимента – проверка гипотез о причинной связи между явлениями. Эксперимент заменяет наблюдение там, где невозможно повторное наблюдение. При определенных обстоятельствах эксперимент может дать весьма значительные научно-практические результаты.

Возможности применения эксперимента в социологии ограничены тем, что исследователь не может с уверенностью сказать, что выявленная в ходе эксперимента зависимость в определенных условиях закономерна и в условиях, находящихся вне эксперимента, и что именно изучаемый в данном эксперименте фактор, а не какой-либо другой является причиной

зарегистрированного события. Дж. С. Милль, О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер отрицали возможность применения экспериментального метода в изучении социальных явлений: - они слишком сложны и изменчивы. Экспериментальных социологических исследований произведено крайне мало. При проведении эксперимента, как и наблюдения, есть ограничения, связанные с этическими соображениями.

Эксперимент гораздо чаще применяется в психологии, физике, химии, чем в социологии. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10-15 человек. Все (за редким исключением) социологические эксперименты проводятся не на генеральной совокупности объектов исследования, а на натурной модели – выборке на основе наиболее существенных для данного исследования признаков.

Типы экспериментов

Эксперимент делится на натурный(реальный) и мыслительный. Натурный эксперимент предполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Он может быть контролируемым и неконтролируемым. При контролируемом эксперименте производится тщательное выравнивание всех условий, которые могут исказить влияние экспериментального фактора. При мыслительном эксперименте экспериментатор не вмешивается в ход эксперимента и оперирует информацией о свершившихся событиях. Особой разновидностью мыслительного эксперимента является эксперимент «экс-пост-факто», при котором предполагается сбор данных для проверки гипотез о причинных связях. Классическим экспериментом этого вида является проведенное в сер. 30-х гг. XX века исследование американского социолога Э. Христиансена, в ходе которого подтвердилась гипотеза о том, что чем выше уровень образования (количество оконченных классов), тем успешнее человек включается в экономическую деятельность. Реальный эксперимент всегда является проективным (т. е. направленным в будущее), мысленный эксперимент обычно ретроспективный, направлен в прошлое, так как манипуляция совершается с информацией об уже свершившихся фактах.

По специфике поставленной задачи выделяют эксперименты однофакторные и многофакторные. В однофакторных экспериментах проверяются гипотезы о наличии причинно-следственной связи одной независимой переменной, в многофакторных - целого комплекса переменных в их взаимодействии.

По логической структуре доказательств гипотез различают эксперименты параллельные (симультанные) и последовательные (сукцессивные). В параллельном эксперименте создаются две группы – экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе вводятся новые экспериментальные факторы, в контрольной - все остается по-старому. Контрольная группа служит эталоном сравнения. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Доказательство гипотезы при этом типе эксперимента опирается на сравнение состояния исследуемого объекта до и после воздействия «фактора».

3. 3.5.Социометрия – совокупность методов и приемов, направленных на получение и анализ количественных данных о межличностных отношениях людей, структуре и функционировании малых групп, ориентированных на регуляцию человеческих взаимоотношений и решение конкретных практических задач. (БЭС: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. - Мн., 2002. - С.795).

Этот термин был предложен американским социологом Дж. Морено в 30е гг. XX века, который считал, что условием гармонизации отношений во всей социальной системе выступает изменение психологических отношений в малой группе.

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е взаимных симпатий и антипатий между членами группы.

Целями проведения социометрической процедуры являются:

1) изучение степени сплоченности или разобщенности в группе;

2) выявление соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии или антипатии, «лидеров» и «отвергнутых». Социограмма может показать, в каком соотношении находятся формальный и неформальный лидер, кто является инструментальным лидером («лидер-отец»), который помогает группе достичь поставленной цели, а кто эмоциональным лидером («лидер-мать», выполняющий функции психологической поддержки);

3)обнаружение группировок – сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Дж. Морено рассматривает социометрию как метод предупреждения социальных революций и замены «революции диктатуры революциями сотрудничества». Социометрия позволяет выяснить планы населения в «отношении всех видов деятельности, в которых оно участвует или собирается участвовать» (Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 286).

3.3.6. Case study – исследовательская стратегия, направленная на глубокий и полный и комплексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического объекта (случая). Характеризуется опорой на качественные методы сбора и анализа эмпирического материала (свободное интервью, полуструктурированное интервью, групповые беседы, включенное наблюдение), с помощью которых можно реконструировать сферу неформальных отношений между людьми, получить информацию о латентных процессах, обеспечить лучшее понимание социальной реальности, уникальности каждого объекта, в то же время выделить общие черты для дальнейшего обобщения.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Соотнести термины и их определения

выборочная совокупность все население или та его часть, которую социолог намерен изучить
генеральная совокупность свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности
репрезентативность множество людей, опрашиваемых социологом

 

 

2. Социальный факт это:

- каким-то образом фиксированный, описанный фрагмент социального действия;

- предположительное суждение о причинной связи явлений;

- утверждение, содержащее систему взаимосвязанных гипотез.

 

3. Соотнести термины и их дефиниции

Аналитическое исследование Сжатое по объему, упрощенное по программе предварительное исследование
Разведывательное исследование   Исследование, которое применяется для составления относительно целостного представления об изучаемом явлении, процессе, его структурных элементах
Описательное исследование Углубленное изучение, не только описание, но и выявление причин
Пробное (пилотажное) исследование изучение конкретного человека, события, одиночного явления.
Ситуационное исследование   испытание вопросов и методов в панельной группе.
Панельное исследование неоднократное изучение одного и того же объекта через определенные интервалы.

 

4. Опрос – это

- метод непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) сбора первичной социологической информации;

- множество людей, которых социолог опрашивает;

- это участник, который отвечает на вопросы анкеты, интервью.

 

5. Эксперимент – это

- изучение поведения человека в искусственно созданных условиях;

- изучение поведения человека в естественных условиях.

6. Является ли ситуационное исследование репрезентативным

- является;

- не является.

 

7. Использование данных, в частности статистических, собранных для решения другой задачи

- наблюдение;

- интервью;

- вторичные исследования.

 

8. Что такое документ?

- материальный носитель данных (бумага, кино- и фотопленка и т. п.);

- тетрадь с записями опроса;

- электронный носитель информации.

 

9. О каком методе социологического исследования идет речь - «проводится при личном контакте в виде беседы»

- наблюдение;

- интервью.

 

10. Респондент – это

- тот, кто опрашивает в социологическом исследовании;

- тот, кого опрашивают в социологическом исследовании;

- организатор социологического исследования.

 

11. С какого времени проводятся переписи населения?

- с середины 18 века;

- с начала 19 века;

- с начала 20 века.

 

12. Каким может быть анализ документов?

- стандартизированным и нестандартизированным;

- включенным;

- количественным и качественным.

 


 

Тема 4.

ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

План

1. Понятие, признаки, виды и функции социальных институтов.

2. Социальная организация, ее типы, элементы. Бюрократия как тип социальной организации.

3. Общественное мнение как институт гражданского общества.

 

4.1. Понятие, признаки, виды и функции социальных институтов.

«Социальный институт – устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов» (Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: Учеб. пособие. М., 1996). Например, институты семьи, образования, здравоохранения, материального и духовного производства, досуга и отдыха, обеспечения безопасности членов общества и другие.

Определяющей чертой институционального взаимодействия можно отметить организованность, а важнейшие элементы институциональной структуры – социальные нормы, роли, ожидания. Мы используем понятие «социальный институт» в том случае, если рассматриваем крупные группировки формальных ролей. Так, понятие «институт материального производства» подразумевает не конкретную социальную организацию одного из предприятий, а комплекс норм, которые реализуются во множестве социальных организаций предприятий, выпускающих материальную продукцию. Таким образом, каждый социальный институт характеризуется нал



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.138 с.)