Исторические формы и модели демократии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические формы и модели демократии



На современном этапе развития политической науки и социально-политической практики существует множество концепций и моделей демократии.

Проблема классификации моделей демократии достаточно слож­на. Главным является вопрос о критериях, типологизации. В зависимости от того, кто имеет приоритет — личность, социальная группа или народ, выделяют модели:

1) индивидуалистические;

2) плюралистические;

3) коллективистские.

Идея автономии личности, ее первичности по отноше­нию к народу является определяющей в индивидуалисти­ческих теориях и моделях. Данный подход выделяет лич­ность из общества и государства. Главной задачей для та­кой демократии является создание институциональных и правовых гарантий для индивидуальной свободы. Лич­ность признается главным источником власти, ее права всегда приоритетны перед правами государства. Государ­ству отводится роль "ночного сторожа". В рамках данного подхода можно отметить традиционно-либеральную модель демократии, когда на первый план выдвигается личность, ее автономия, интересы и суверенитет, а также права и свободы. В 70-е годы XX века сформировалась современная «демократическая модель прав человека». Наиболее полно данная модель описана Л. Дайамондом в работах «Политическая культура и демократия в развивающихся странах», и «Экономическое развитие и пересмотр демократической теории». Данный ученый настаивает на том, что недооценка прав человека выхолащивает содержание демократии, приводит к ошибкам в интерпретации демократических режимов и порождает появление псевдодемократических режимов. В данной модели, подчеркивает автор, особое значение приобретают конституционные гарантии прав человека, независимость суда, наличие свободного доступа к информации, наличие развитой системы защиты прав человека, отмена электорального порога, широкие возможности для выражения интересов. Реальная власть должна принадлежать только избранным представителям.

Плюралистические модели исходят из того, что реаль­ным творцом политики является не личность, не народ, а заинтересованная группа, ибо только в группе, утверждают сто­ронники данного подхода, а также в межгрупповых от­ношениях формируются интересы, ценностные ориента­ции и мотивы политической деятельности. С помощью группы личность может выразить и политически защи­тить свои интересы. Народ, с точки зрения данного под­хода, не может быть субъектом политики, так как пред­ставляет собой сложное, внутренне противоречивое обра­зование, состоящее из разнообразных, конкурирующих в борьбе за власть групп. Назначение демократии, по их мнению, состоит в представлении всем гражданам воз­можности открыто выражать свои интересы, обеспечить возможность достижения баланса интересов, их равнове­сия, предотвращения конфликтов.

Теорий плюралистической демократии много, можно выделить ряд общих черт, которые их объединяют. В первую очередь, это признание заинте­ресованной группы центральным элементом политической системы общества. Социальную основу демократической власти сторонники этих теорий видят в соперничестве и балансе групповых интересов. Идею сдержек и противо­весов они распространяют со сферы институциональных отношений на социальные. Государство рассматривается в этих концепциях как арбитр, сохраняющий равновесие соперничающих интересов и обеспечивающий саморегу­лирование всего общества. Они являются сторонниками множественности и плюралистичности элит как главных проводников влияния масс на политику. Особое значе­ние придают демократической культуре, в которой видят условие цивилизованного характера борьбы интересов и относительно безболезненного решения конфликтов в политической сфере. Сторонники такого подхода демократии счи­тают, что государство должно поддерживать социально ущемленные группы и отдельные личности с целью по­вышения их жизненных шансов и укрепления социальной справедливости. Плюралистические концепции сохраняют все ценности либеральной демократии, но во многом идут дальше.

В рамках данного подхода можно выделить различные модели «конкурентной демократии». Это модель конкурентной демократии Й. Шумпетера, модель демократии С. Липсета и Д. Лернера, «модель полиархической демократии» Р. Даля.

В конечном итоге демократия выглядит как форма правления, обеспечивающая баланс между конфликтующими экономическими, религиозными, профессиональ­ными, этническими, демографическими и другими груп­пами; которая исключает монополию какой-либо одной группы на принятие решений и препятствует власти дей­ствовать в интересах какого-либо одного слоя.

Коллективистские модели демократии имеют такие общие черты, как отрицание автономии личности; первич­ность народа в осуществлении власти, отношение к нему как к единому целостному организму; абсолютность вла­сти большинства, его приоритет перед меньшинством и отдельной личностью.

Коллективистская модель демократии лежит в основе радикально-демократических взглядов на демократию. Они на первый план выдвигают суверенитет не личности, а народа, подчеркивают важность в обществе единого интереса, общей воли, общего блага. Эти модели отвергают принцип политического представительства, и утверждают, что демократия должна быть непосредственной, прямой. Данные модели в современном обществе при­живаются плохо, ибо общество осознает, что власть на­рода, даже большинства, не может быть реализована без гарантий индивидуальной свободы, без признания и ин­ституционального закрепления основополагающих прав личности.

Теории демократии разделяются на группы также в за­висимости от того, какая форма демократии преобладает — прямая или представительная.

Прямая демократия — непосредственное участие насе­ления в политической жизни и в процессе принятия по­литических решений (вече, референдумы, плебисциты, всеобщее обсуждение тех или иных вопросов политической жизни).

Представительная демократия строится не на принци­пе прямого волеизъявления народа, а на делегировании полномочий через свободные выборы тем или иным пред­ставителям (парламенты и другие выборные органы и уч­реждения).

Плебисцитарные теории демократии упор делают на прямую демо­кратию, репрезентативные теории — на представительные учреждения.

Плебисцитарные формы демократии были характерны для античной демократии, для городов-государств средневе­ковья. Плебисцитарные тео­рии обосновывают необходимость участия ши­роких слоев общества в политическом процессе, то есть не только в выборах, референдумах, контроле со стороны общества за политическими решениями, но и более ак­тивное участие в управлении общества, в политической жизни.

Главное в этих теориях — это прямое участие масс в управлении. Сторонники такого подхода убеждены, что именно такая форма демократии обеспечивает прочную легитимность власти, развивает политическую активность граждан, способствует самоидентификации личности.

В концепциях репрезентативной демократии главным является принцип ответственного правления, на всех уров­нях власти и государственного управления. Такие аспекты демократии подчеркиваются в традиционно-либераль­ной традиции, где самое ценное — это конституционность и ограничение политического господ­ства. Воля народа выражается не прямо, не непосредст­венно, она делегируется. Представители народа выража­ют эту волю самостоятельно и под свою ответственность. Между народом и его представителями устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии.

К этому направлению примыкает концепция элитар­ной демократии. «Элитисты» считают, что функции политического представительства должна принять на себя элита, избранная на определенный срок. Она должна обеспечить условия для гласности, политического чередо­вания и контроля. С точки зрения сторонников элитарной теории развитие демократии связано не с расширением прямого участия масс в политическом процессе, а с созда­нием эффективных и демократических механизмов рекру­тирования (пополнения) элиты, подконтрольной народу.

Следует также отметить, что выделяют еще историче­ские формы демократии: античная демократия, феодаль­ная демократия, буржуазная демократия, Советская власть, различия между которыми обусловлены, в первую очередь, особенностя­ми развития общества на различных этапах его существо­вания. Так, для античной демократии характерны были коллективистские модели с преобладанием прямой демо­кратии. В условиях феодализма в политическом устрой­стве общества преобладала в целом антидемократическая тенденция, однако многим средневековым городам-го­сударствам удавалось добиться освобождения от власти феодалов, там устанавливались те или иные формы само­управления, в которых существенная роль принадлежала элементам прямой демократии. В эпоху феодализма, на поздних этапах его развития, стали появляться первые парламенты как формы ограничения монархической власти.

Буржуазная демократия стала существенным шагом вперед по сравнению с феодальной. Для нее характерно всеобщее избирательное право, развитая система представительст­ва, конституционная гарантия прав и свобод личности. В зависимости от особенностей и традиций в отдельных странах в рамках буржуазной демократии складываются различные ее модели.

В странах, где был установлен социалистический строй, выделяли социалистическую демократию как высшую фор­му демократического устройства общества, в основе кото­рой лежали Советы как особая форма организации наро­довластия. Однако реализовать идею Советов на деле так и не удалось, функции их были выхолощены, а социали­стическая демократия обернулась жестокими формами то­талитаризма.

На протяжении длительного времени в изучении та­кого явления, как демократия, конкурируют два подхода: эмпирически-описательный и нормативный. Первый наце­лен на то, чтобы показать, что такое демократия на деле, как она функционирует в реальных условиях в различных странах. Нормативный подход настроен на конструирова­нии "идеальной" модели демократии.

В действительности эти подходы трудно отделить друг от друга, так как каждая модель демократии представляет собой реализацию некоего идеального типа.

К основным признакам «идеального типа» современной демократии можно отнести:

· суверенность народа как источника власти;

· гарантии прав и свобод человека и гражданина;

· разделение властей;

· принцип взаимной ответственности граждан и вла­сти;

· наличие развитой системы представительства;

· политический и идеологический легитимный плюрализм;

· равные возможности политического участия и сво­бодные выборы;

· принятие решений по большинству при гарантии прав меньшинства.

В настоящее время общество осознает, что и совре­менные формы демократии не являются совершенными. Не случайно крылатой стала фраза: "Демократия — очень плохая форма правления, но человечество, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 971; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.95 (0.011 с.)