Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генезис, сущность и функции государстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государство — основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, что обеспечивает его способность управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения. Государство – это особая организация политической власти, обладающая суверенитетом и придающая своим велениям общеобязательный характер. Теории происхождения государства Государство возникло как результат естественного развитияобщества на известной ступени его зрелости. В политическойтеории сложились разные теории происхождения государства. Теологическая теория (Ф.Аквинский и др.) исходит из идеи божественного происхождения государства. Государство трактуется как институт, дарованный Богом для организации жизни людей, а потому священный и неприкосновенный. Верховный правитель по своей природе является наместником Бога на земле и проводником его воли в отношении всех своих подданных. Патриархальная теория (Р.Фильмер, Н.Михайловский) рассматривает государство как форму расширенной патриархальной власти. Государство является результатом соединения родов в племена, племен в большие общности, вплоть до государства. Тем самым отцовская власть как опекунская, существовавшая в большой семье, автоматически переносится на другие общности, в том числе и государство. В теории общественного договора (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо) государство выступает следствием договора между людьми по поводу условий и форм организации совместной жизнедеятельности. Согласно договору люди добровольно передают часть своей свободы и прав государству, чтобы обеспечить общественный порядок и неприкосновенность собственности. По мнению сторонников теории насилия (Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер) государство возникает в результате завоевания одних народов другими. Государство есть форма господства более сильных и лучше организованных групп («победителей») над слабыми («побежденными»). Классовая теория (К.Маркс, В.И.Ленин) связывает возникновение государства с появлением частной собственности, общественного разделения труда, расколом общества на классы с непримиримыми интересами. Государство – это форма организации политической власти в классовом обществе, машина для поддержания господства одного класса над другими.
В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства: антропологические, демографические, этнические, психологические и т.п. Становление государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Как особый политический институт государство возникло в IV-III тыс. до н.э. Появление государства – важный критерий перехода общества от дикости и варварства к цивилизации. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами. Понимание природы и сущности государства представляет собой весьма трудную задачу ввиду многогранности и сложности данного социального образования. Существуют различные подходы к исследованию государства: политико-философский, при котором государство рассматривается как универсальная организация, призванная обеспечить единство, целостность общества, решение "общих дел", регулирование взаимоотношений правителей (власти) и народа; - классовый, согласно которому государство есть порождение разделения общества на классы и орудие господства одного класса над другим; - правовой (юридический) подход, исследующий государство как источник права, своеобразную иерархию законов, скрепленных властным суверенитетом (См.: Политология: Энциклопедический словарь / Общ.ред. и сост.: Ю.И.Аверьянов. М., 1993, с.65). Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику государства как политического института. Государство – это исторически обусловленная, выделившаяся из общества, детерминированная его экономическим и социальным строем организация, которая осуществляет суверенную власть при помощи специального аппарата, как официальный представитель всего общества. Признаки государства
Основными атрибутами (элементами) государства являются территория, население, власть. Территория составляет физическую, материальную основу государства. Это земля, недра, водное и воздушное пространство. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством): Население государства — это совокупность людей, проживающих на данной территории. Несмотря на существующие социальные различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Важным атрибутом государства является наличие отделенной от общества публичной власти. Такая власть не совпадает с населением, персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует создания специального государственного аппарата и оснащения его материально-техническими средствами. Отличительными признаками государства как политического института являются: - Суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Государство обладает высшей и неограниченной властью на данной территории; самостоятельно определяет внутреннюю и внешнюю политику, осуществляет международные связи. - Монопольное право на издание законов и других правовых актов, обязательных для всего населения. - Монопольное право на применение принуждения. Обладая исключительным правом на легальное или узаконенное насилие, государство располагает для этого необходимыми органами и средствами (армия, полиция, тюрьмы и т.п.). - Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для материального обеспечения государственной деятельности и содержания управленческого аппарата.
Функции государства Место и роль государства в политической системе общества во многом определяется его функциями. Функции отражают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся: - обеспечение законности и правопорядка; - хозяйственно-организаторская функция (выработка экономической политики, регулирование экономических отношений, формирование госбюджета, управление налогообложением и т.д.); - социальная функция (социальная защита населения, развитие здравоохранения, пенсионное обеспечение, решение экологических проблем) - культурно-воспитательная функция (развитие науки и культуры, системы образования, охрана исторических и художественных памятников, организация досуга и др.) Внешние функции государства составляют: защита интересов данного государства на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие сотрудничества и интеграции с другими странами, участие в международном разделении труда. Внешние функции закономерно вытекают из внутренних и являются их продолжением; вместе с тем они оказывают обратное влияние на внутренние функции.
Государственный механизм Для осуществления указанных функций государство формирует комплекс специальных органов и учреждений, составляющих в совокупности организационную структуру государства или государственный механизм. Современный государственный механизм включает в себя, как правило, следующие элементы: 1) представительные органы государственной власти. Представительные учреждения получают легитимацию посредством волеизъявления граждан (всеобщие выборы). Они подразделяются на высшие представительные органы (парламент), обладающие законодательной властью, и местные органы власти и самоуправления, образуемые в соответствии с административно-территориальным делением страны; 2) исполнительно-распорядительные органы, или органы государственного управления. Назначение этих органов непосредственное управление государственными делами, включающее в себя исполнительную деятельность (осуществление рекомендаций представительных учреждений) и распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий). Различают высшие (правительство), центральные (министерства, ведомства) и местные исполнительные органы; 3) органы судебной власти осуществляют правосудие, разрешение конфликтов и споров, восстановление нарушенных прав, наказание нарушителей закона. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и др. судопроизводства; 4) органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государства, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами; 5) органы государственного контроля; 6) органы охраны общественного порядка (милиция, полиция); 7) органы государственной безопасности; 8) вооруженные силы (армия). Указанные органы могут иметь различное оформление и название. Ни одно современное государство не может существовать без представительных учреждений, администраций и судопроизводства. Что касается органов прокуратуры, органов охраны общественного порядка, надзорно-контрольных органов, то они могут входить в систему исполнительно-распорядительной власти. Некоторые элементы государственного аппарата могут вообще отсутствовать в той или иной конкретной государственной структуре.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.19 (0.013 с.) |