Раздел II. Политические институты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. Политические институты



Глава 7. Политическая власть

Основные характеристики власти

 

Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.

Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

Определения власти

В политологической литературе существуют многочисленные определения власти. Например, Т. Гоббссчитал, что власть – это средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь со смертью. М. Веберопределял власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Р. Даль полагал, что власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы. В то же время Х. Арендтсчитала, что власть вовсе не принадлежит отдельному человеку, а только группе людей, действующих совместно. С. Лукс, отвергая это суждение, утверждает, что в основе всех определений власти лежит примитивное представление: некий А тем или иным образом воздействует на Б. П. Моррисуточняет, что власть – не просто способ воздействия на кого-то или на что-то, а действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-то. О том же говорит и А. Гидденс:обладание властью означает способность менять порядок вещей (Т. Болл. Власть //Полис. – 1993. – № 5. – С. 36).

Г. Лассуэлли А. Капланв книге "Власть и общество" подчеркивают, что власть есть участие в принятии решений. А имеет власть над Б в отношении ценностей К, если А участвует в принятии решений, влияющих на политику Б, связанную с ценностями К. Для Т. Парсонса власть – это система ресурсов, с помощью которых достижимы общие цели. Р. Аронсчитает, что власть – это потенция, которой владеет человек или группа для установления отношений с другими людьми или группами, согласными с их собственными желаниями. Б. Расселопределяет власть как производство намеренных результатов. А обладает большей властью, чем Б, если А достигает множества намеренных результатов, а Б лишь немного.

Многие ученые подчеркивают естественный характер власти. Зло не в самой власти. Каждый человек изначально в той или иной мере стремится к власти и славе, хотя есть люди, которые всегда стремятся командовать, а другие – подчиняться. Между этими крайностями масса людей, которые в одних ситуациях легче подчиняются, в других – командуют. Есть тип людей, которые вообще не любят командовать. В то же время без стремления к власти не бывает лидеров. Ни один лидер не достигает успеха, если не получает радость от власти, если не обладает самоуверенностью. Надо принять во внимание также власть организации. Только на стыке двух форм власти – индивидуальной и организации – в точке их соприкосновения проявляется сущность власти как таковой, такое ее свойство, как принуждение.

Современные теоретические трактовки власти можно свести к двум классам теорий:

– атрибутативно-реляционистское направление (сущность власти связана со свойствами человека:

а) власть возникает в результате преодоления одним субъектом сопротивления другого;

б) обмен ресурсами;

в) раздел зон влияния;

г) силовое воздействие;

д) господство и подчинение).

– системное направление (власть как анонимное, надперсональное, безличное свойство социальной системы):

а) Т. Парсонс: власть – посредник в политическом процессе;

б) К. Дойч: платёжное средство в политике;

в) способность одного класса навязывать свою волю другому классу, обществу (марксизм);

г) Ю. Хабермас: глобальный процесс иерархизированного общения;

д) М. Фуко, Бурдье: отношение, изначально присущее всему социальному.

Несмотря на различия в подходах ученых к определению сущности власти, выделяются и общие ее характеристики. Власть включает в себя понятие о способности и возможности, господстве и подчинении. Без подчинения нет власти, как без власти нет подчинения. Проявлением власти является действие, которое побуждает людей делать что-то, чего они не сделали бы по своей воле. Это власть над кем-то. Однако есть и власть для чего-то, например, ради достижения определенной цели. Поэтому, как замечает А. Гидденс, власть по своей природе не является угнетением, она просто есть способность выбирать образ действий или возможность добиваться результатов. Власть не является препятствием на пути к свободе, а как раз служит для нее посредником, промежуточным звеном. (Полис. – 1993. – № 5. – С. 39).

Власть часто определяется как волевое отношение. Властвовать – значит налагать свою волю на волю других. Власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности. Если субъект не обладает такой способностью, он не обладает властью. Способность воздействовать на объект – обязательный элемент власти, её определяющее свойство.

Выделяются универсальные свойства власти: ее всеобщность, то есть функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессах; ее способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы. Пространство власти может быть совсем малым, скажем, личность самого человека, семья, и предельно большим – государственная власть, власть религий, идеологий, международных структур. Потому можно выделить различные виды власти: экономическая и политическая; светская и церковная; законодательная, исполнительная и судебная; центральная, региональная, местная; государственная, партийная, семейная, власть аппарата, лидеров, родителей и т.д.

По источникам подчинения объекта субъекту В. Г. Ледяев выделяет следующие формы власти (см. «Формы власти: типологический анализ»//Полис.2000. №2):

– сила (психическое насилие, угроза применения силы и др.). Применение силы может быть результатом утраты власти, но необязательно;

– принуждение. Источником подчинения является угроза применения негативных санкций;

– побуждение. Источником власти выступает вознаграждение, которое получает объект в обмен на подчинение;

– убеждение. Источник этой формы власти – аргументы. У объекта есть выбор – принять аргументы субъекта или нет;

– манипуляция. Основана на способности субъекта оказать скрытое влияние на объект. Манипуляция пользуется самой дурной репутацией среди форм власти, является самой бесчеловечной, так как объект не осознает, что на него оказывается давление;

– авторитет. Источником власти являются свойства субъекта, его статус, которые заставляют объект принять его команду независимо от ее содержания.

Уже в первобытном обществе есть общественная власть, догосударственная, дополитическая, координирующая все стороны жизни коллектива и регулируемая обычаями. Позже, в условиях разделения труда и собственности, общественная власть претерпевает значительные изменения, становясь политической властью. Постепенно она оформляется в законах, преобразуясь в новую власть – государственную. Ныне существуют и надгосударственные формы власти (ООН, ЕС).

Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Важно учитывать соотношение политической и государственной власти. Политическая власть выступает как фактическое соотношение классовых и иных социальных сил. Государственная власть – это непосредственный продукт политической власти, она носит политический характер, ибо государство в своей деятельности затрагивает интересы практически всех слоев населения. Однако ни политическая власть не сводится к государственной, ибо включает также власть и влияние партий, лидеров, общественных организаций и т.д., ни государственная – к политической. Государство выполняет и неполитические задачи, которые, однако, могут приобрести политический характер в силу тех или иных причин (школьное образование, язык обучения, экология и т.д.). Таким образом сущность политической власти связывается с:

· волей субъекта;

· его силой;

· доминированием субъекта.

Политическая власть – система нормативно закреплённых социальных отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы. Она использует прерогативы государства для распространения общественных ресурсов в интересах своих членов.

Процесс властвования включает:

· побуждение людей к определённым действиям;

· предоставление нежелательнх действий других;

· господство, манипулирование людьми;

· тотальное, повсеместное принуждение (закон, традиции).

Свойства политической власти:

· ассиметричность;

· инверсионность (объект-субъект);

· ресурсность (информация – важнейший ресурс);

· кумулятивность (стремление к расширению объема власти. Потому предел власти может поставить только объект (извне). Нужна система сдержек и противовесов);

· источник преобразований.

Итальянский учёный Н. Боббио выделил три формы политической власти:

– видимое правление (открытая политика);

– полускрытое (теневое) правление (серые кардиналы);

– скрытое (криптоправление) – народ отстранен от власти (тайная полиция, доминируют де факто армейские части).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.01 с.)