ТОП 10:

Социально-экономическое развитие межвоенной Югославии.



Характерной чертой югославской экономики была большая неравномерность в развитии как промышленности, так и сельского хозяйства. Главная причина заключается в том, что новое государство объединило регионы, продолжительное время входившие в состав стран с разными экономическими укладами. Однако процесс модернизации промышленности развивался весьма медленно. Расширение посевных площадей увеличило объем сельхозпродукции, но урожайность, несмотря на весьма благоприятные условия, все же отставала от ряда западноевропейских стран. Словения, Хорватия и Воеводина обладали сравнительно развитой промышленностью. Заметными темпами развивалась промышленность Сербии. Отсталыми в промышленном отношении оставались Македония, Босния и Герцеговина, Черногория и регион Косова. Эта неравномерность сохранялась на протяжении всего межвоенного периода.

Ведущее место в производстве занимали отрасли промышленности, связанные с сельским хозяйством, - пищевая, текстильная, табачная, деревообрабатывающая.

Тяжелая промышленность развивалась в основном в незначительной степени. Исключение составляла горнорудная промышленность, поскольку Югославия исключительно богата залежами цветных металлов и бокситов. По запасам свинца, хрома, сурьмы, цинка, меди, молибдена она занимала первое или второе место в Европе.

Добыча этих руд и выплавка цветных металлов постоянно возрастали. Однако подавляющую часть горнорудной промышленности контролировал иностранный капитал, а ее продукция вывозилась за границу.

В 20-е годы господствующие позиции занимали французский и английский капиталы. С середины 30-х годов наблюдался стремительный рост капиталовложений Германии.

Сложным и запутанным было финансовое положение Югославии. Зависимость от иностранных инвестиций усугублялась внешними займами. Страна вынуждена была выплачивать западным союзникам займы периода первой мировой войны. Получая репарации (Сербия - одновременно страна и жертва агрессии, и победитель), Югославия вынуждена была взять на себя часть довоенного долга Австро-Венгрии и долги частных лиц, проживавших на территории империи, выплачивать довоенные долги Сербии и Черногории и даже часть долгов Османской империи, соразмерно территориям, отошедшим к Сербии и Черногории после Балканских войн. Укрепляя военный потенциал, страна вынуждена была получать новые займы от Франции и Чехословакии, а на строительство железных дорог - от США.

Весь межвоенный период Югославия оставалась преимущественно аграрной страной. В 30-е годы свыше 76% населения было занято в сельском хозяйстве. Оправданно опасаясь социально-политических катаклизмов, в обстановке массовых крестьянских волнений правящие круги югославского государства вынуждены были приступить к осуществлению аграрной реформы. Она растянулась на многие годы, начиная от предварительных решений по подготовке реформы (февраль 1919 г.) и до закона о ее окончании, который был принят в июле 1931 г.

После реформы в стране образовалось огромное число мелких крестьянских хозяйств, причем свыше 2/3 их имели наделы по 5 га, на них приходилась только четверть обрабатываемой земли. Треть хозяйств имела наделы до 5 га. Около 500 тысяч крестьян остались без наделов и находились в положении батраков или сельхозрабочих.

К особенностям аграрной реформы в Югославии можно отнести следующее: церковь сохранила большую часть своих наделов; наделы свыше 20 га принадлежали 3% землевладельцев, но на них приходилось около 23% обрабатываемой земли; лишь в октябре 1928 г. был принят закон, по которому от феодальных повинностей освобождались крестьяне Боснии и Герцеговины, получая землю в полную собственность; бывшие помещики-мусульмане получили от государства денежную компенсацию; не имеющие земли 250 тысяч югославян вынуждены были эмигрировать за границу.

Как и всем странам с рыночной экономикой, Югославии были присущи периоды хозяйственного подъема и спада производства. Не миновал ее и мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., правда, страна вступила в кризисную фазу несколько позднее передовых западных государств. Ощутимый спад производства охватил промышленность и сельское хозяйство. Особенно пострадало сельское хозяйство - основа югославской экономики. Определенный подъем экономики наметился лишь к середине 30-х годов.

Декларации об объединении югославянских земель 24 ноября и 1 декабря 1918 г. предусматривали созыв учредительной скупщины, которая должна была окончательно решить вопрос государственно-политического устройства нового государства.

Выборы в скупщину состоялись 28 ноября 1920 г. В них участвовали как партии, сформировавшиеся еще до войны (сербские радикалы, партия С. Радича, хорватская партия права и др.), так и новые политические объединения (объединение боснийцев-мусульман во главе с Мехмедом Спахо, демократическая партия Любо Давидовича). К демократической партии примкнули сторонники С. Прибичевича.

Решением скупщины было введено всеобщее право голоса для мужчин. Это значительно укрепило позиции партии С. Радича, так как до войны избирательное право имело существенные ограничения. На выборах по числу мандатов на первое место вышли радикалы (93 мандата) и демократы (92 мандата). Эти две партии были наиболее бескомпромиссными сторонниками централистского государственного устройства.

Всеобщей сенсацией стало то, что хорватская республиканская крестьянская партия получила 50 депутатских мест, а коммунисты - 59.

После смерти Антуна Радича в феврале 1919 г. его брат Степан Радич стал наиболее авторитетным лидером крестьянской партии, которую он провозгласил республиканской. На внеочередном собрании партийного актива было решено от имени хорватского народа обратиться к международной мирной конференции в Париже с меморандумом, в котором говорилось о праве наций на самоопределение, о том, что правящие круги должны учитывать государственную, этнографическую самобытность хорватов в объединенном государстве югославян. Ответом правящих кругов Королевства СХС был арест С. Радича, который пробыл в тюрьме вплоть до выборов, состоявшихся 28 ноября 1920 г., когда стало известно, что его партия стала самой влиятельной в Хорватии. Таким образом, сербскохорватские противоречия в Королевстве СХС явственно обозначились уже в начале 20-х годов.

Еще одной партией, занявшей негативную позицию по отношению к правящим кругам Королевства СХС, были югославские коммунисты. Коммунистическая партия Югославии (КПЮ) организационно оформилась на своих съездах, проходивших в апреле 1919 г. в Белграде и в июне 1920 г. В Вуковаре. Основу руководства партии составили радикально настроенные социал-демократы Сербии, Боснии и Герцеговины, Далмации, исключив из своих рядов социал-демократов, не принявших Октябрьскую революцию в России и программу III Интернационала. В программных документах партии говорилось о борьбе за провозглашение Югославии советской республикой и о подготовке почвы для участия югославского пролетариата в мировой революции.

Коммунисты, подобно довоенным социал-демократам, не считали крестьянство союзником в революционной борьбе, а национальный вопрос определяли как буржуазно-конституционный. На выборах в местные органы в целом ряде городов в Македонии и Сербии (в том числе и в Белграде) коммунисты собрали наибольшее число голосов, но распоряжением министра внутренних дел М. Драшковича не были допущены в помещения городских скупщин. На выборах в учредительную скупщину они заняли третье место.

Обоснованно опасаясь повторения в Югославии событий, имевших место в Советской России, правящие круги приложили максимум усилий для борьбы с КПЮ. 30 декабря 1920 г. правительство Королевства СХС издало постановление, которое появилось в газетах в виде информационного сообщения (“Обзнана”). Постановление запрещало пропагандистскую деятельность КПЮ, революционных профсоюзов и Союза коммунистов молодежи Югославии (СКМЮ), ограничивало для коммунистов свободу собраний и демонстраций. В ответ на это молодые коммунисты организовали ряд террористических актов - неудачное покушение на принца-регента Александра, убийство творца “Обзнаны” М. Драшковича. Это явилось поводом к тому, что народная скупщина 2 августа 1921 г. приняла “Закон о защите безопасности и порядка в государстве”. КПЮ и СКМЮ были объявлены вне закона. Принадлежность к КПЮ и коммунистическая деятельность карались тюремным заключением, а в отдельных случаях - смертной казнью. Депутаты-коммунисты в скупщине были лишены мандатов, а большая часть руководства партии была арестована.

Закон о защите государства был направлен не только против коммунистов, но и против всех несогласных с существующим государственным устройством и принципом единства югославян. Сербы, хорваты и словенцы считались одним народом, имеющим лишь разные региональные названия.

Вскоре жертвой этого закона стал С. Радич. В 1924 г. он побывал в ряде европейских стран с целью добиться поддержки автономии Хорватии. В том же году он подписал в Москве договор о вхождении его партии в Крестьянский Интернационал. По приезде в Югославию он был арестован и заключен в тюрьму.

Видовданская конституция была принята скупщиной 28 июня 1921 г. в день святого Вида (Видовдан). Ее основой стал проект конституции, соствленный руководством сербской радикальной партии. Конституция провозгласила сугубо централистское государственное устройство во главе с династией Крагеоргиевичей. Король, как главком вооруженных сил, получил право вводить чрезвычайное положение и приостанавливать действие конституции. Он окончательно утверждал и подписывал международные соглашения. Он же утверждал или отвергал законы, принятые скупщиной, состоявшей из одной палаты, назначал премьер-министров.

Конституцией вводилось новое административно-территориальное деление государства, не учитывавшее особенностей национальных регионов. Выборные органы местного самоуправления были под контролем правительства, а в целом ряде регионов назначались политическими верхами из Белграда.

Видовданская конституция была утверждена голосами 223 депутатов из 419. Остальные голосовали или против, или попросту не явились. Депутаты КПЮ, не проголосовав, демонстративно покинули заседание скупщины, громко скандируя “Да здравствует советская Югославия!”

Депутаты партии С. Радича в скупщину не явились. В декабре 1920 г. по предложению С. Радича хорватская народная крестьянская партия была переименована в хорватскую республиканскую крестьянскую партию (ХРКП). Руководство ХРКП объявило о намерении провозгласить Хорватскую крестьянскую республику, но без каких-либо противозаконных действий.

После визита С. Радича в августе 1924 г. в Москву и его ареста популярность этого яркого и талантливого политического деятеля возросла. Это подтверждали результаты выборов в народную скупщину. В 1920 г. за ХРКП проголосовало 230 тысяч избирателей, в 1923 - 473 тысячи, а в 1925 г. - 533 тысячи.

После выборов 1925 г. в политике ХРКП наблюдался для многих неожиданный поворот. От имени находившегося в тюрьме С. Радича его племянник Павел Радич в марте 1925 г. сделал публичное заявление в Народной скупщине, что ХРКП признает государственное устройство, определенное Видовданской конституцией, отрекается от членства в Крестьянском интернационале. Изменилось и название партии - Хорватская крестьянская партия (ХКП).

Вскоре после этого С. Радич был освобожден и принят королем Александром. В ноябре было образовано правительство Пашича - Радича. В кабинет, возглавляемый Н. Пашичем, помимо сербских радикалов вошли и члены хорватской крестьянской партии. С. Радич получил портфель министра просвещения.

Однако союз сторонников централизма и приверженцев идеи федерализма был недолгим. Члены ХКП - депутаты скупщины переходят в оппозицию. Незадолго до этого С. Прибичевич и его сторонники вышли из состава демократической партии и образовали независимую демократическую партию. В ноябре 1927 г. депутаты от ХКП и депутаты-сторонники С. Прибичевича, объединяются в скупщине в Крестьянско-демократическую коалицию (КДК).

Целый ряд объективных причин повлиял на взгляды С. Прибичевича, который долгое время был ярым приверженцем монархии и идей централизма и “трехименного народа” в Королевстве СХС. Следует лишь упомянуть, что С. Прибичевич являлся лидером политически активных сербов, живших много лет до первой мировой войны в Хорватии, где традиции общественной жизни были иными, чем в Королевстве Сербия.

Весной 1928 г. между депутатами правительственного большинства (радикалы и демократы) и депутатами КДК возникли серьезные разногласия по ряду политических вопросов. Зачастую дискуссии переходили в драки, и особо ярых дискутантов выводили из зала заседаний с помощью полиции.

Коалиция, возглавляемая С. Радичем и С. Прибичевичем, резко критиковала правительство, требуя от него неукоснительного соблюдения конституции. Кроме того, они требовали покончить с коррупцией в административных и правительственных кругах, отказаться от кабальных заграничных займов.

Заседание скупщины 20 июня 1928 г. закончилось трагически. В ответ на саркастические замечания дедпутатов КДК выступавший депутат Пуниша Рачич (член сербской радикальной партии) выхватил пистолет и убил и тяжело ранил нескольких депутатов ХКП. Тяжелораненый С. Радич скончался через несколько недель.

Демонстрации протеста и митинги прокатились по всей Югославии. Естественно, что самыми многочисленными они были в Хорватии. Выступления переходили в вооруженные столкновения с полицией. Именно тогда возникли первые ультранационалистические хорватские организации, создаваемые бывшим франковцем Анте Павеличем.

В схватках с полицией и войсками погибли многие члены КПЮ и СКМЮ, ибо заграничный ЦК КПЮ оценил события в Югославии как революционную ситуацию.

Эти события были использованы королем Александром для совершения государственного переворота. 6 января 1929 г. Королевский манифест запретил деятельность всех партий. В манифесте говорилось, что только монарх, обладая всей полнотой законодательной и исполнительной власти способен вывести страну из кризиса и сохранить народное единство. В начале 30-х годов королем была разрешена деятельность югославской национальной партии, созданной по его же инициативе.

 

Современная Сербия.

Президентом Сербии с 2004 года являлся руководитель Демократической партии (ДП) Борис Тадич, премьер-министром в 2004—2008 гг. — лидер Демократической партии Сербии (ДПС) Воислав Коштуница. В отличие от прозападно ориентированного Тадича, Коштуница придерживается консервативных позиций. Значительную роль также играют националисты из Сербской радикальной партии Воислава Шешеля. В течение последних лет продолжается политика интеграции Сербии в Европейский союз. На выборах президента страны в 2008 года был вновь переизбран Борис Тадич, опередивший представителя радикалов Томислава Николича, что было воспринято как поддержка сербским населением прозападного курса страны. 1 марта 2012 года Сербия получила официальный статус кандидата на вступление в ЕС[55].

Наиболее острой проблемой остаётся косовский вопрос. 17 февраля 2008 года Косово объявило о своей независимости, которую вскоре признали США и часть европейских государств. Сербия заявила о неконституционности этого шага и непризнании независимого Косова. В этом её поддержали Россия, Китай, Индия, в том числе и 5 стран из блока НАТО Испания, Греция, Словакия, Румыния и Кипр. Таким образом, из 193 стран, входящих в ООН, 97 признали независимость Косово. В вопросе о дальнейших действиях Сербии по косовской проблеме обнаружились существенные расхождения между непримиримым премьер-министром Коштуницей и более либеральным президентом Тадичем. 13 марта 2008 года президент распустил парламент. На внеочередных выборах победу одержала коалиция демократических партий «За европейскую Сербию», получившая около 40 % голосов избирателей. Радикалы Воислава Шешеля набрали около 30 % голосов, Демократическая партия Сербии Воислава Коштуницы — 12 %[56]. На пост председателя правительства страны президент 27 июня 2008 г. предложил действующего министра финансов Мирко Цветковича[57].

 

Современная Черногория.

По результатам референдума, проведенного в Черногории 21 мая 2006 года, Парламент бывшей союзной республики, входящей в состав Югославии, 3 июня 2006 года объявил о выходе Черногории из союза с Сербией и о создании независимого государства. Итоги референдума гласили о согласии больше половины избирателей Черногории пуститься в самостоятельное плавание. Также Парламент новосозданной страны издал указ об утверждении Конституции Черногории, в которой указано, что отныне страна является демократическим, независимым и гражданским государством. Первоочередным заданием для независимой Черногории стало вступление в НАТО и Европейский Союз. Одной из главных причин создания независимого государства и стало стремление стать членами этих союзов.

В середине июня того же знаменательного года независимость Черногории признало большее количество разных стран мира и разнообразных межнациональных организаций. 28 июня страна становится сто девяносто вторым членом ООН.

До начала девяностых годов в состав Югославии входили шесть союзных республик: Хорватия, Сербия, Босния и Герцеговина, Словения, Черногория и Македония. Все эти страны вышли из состава Югославии раньше Черногории. Последней оказалась Черногория, а распад бывшей Югославской Республики (СФРЮ) проходил к великому сожалению под знаменем кровопролитной гражданской войны на фоне религиозных и межнациональных конфликтов.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.009 с.)