ТОП 10:

Кризис социалистической системы в Югославии. Этногражданская война и распад СФРЮ.



В конце 1989 г. под воздействием событий в Восточной Европе и все более явственных кризисных явлений в самой стране, справиться с которыми традиционными средствами не удавалось, югославские власти решились провести выборы на многопартийной основе. В тех условиях противиться таким выборам было уже явным анахронизмом. Кроме того, они надеялись, что, дав возможность различным силам открыто выразить свои цели, задачи и намерения, смогут ослабить остроту политического противостояния. Сначала в Словении, а затем и в других республиках начали образовываться различные политические партии, которым после сорока лет единоличного правления СКЮ предстояло взять на себя часть ответственности за дальнейшую судьбу федерации. В подавляющем большинстве эти организации возникали на национальной основе, некоторые вели свою родословную от довоенных партий.

Так, в Сербии возникли Демократическая партия и Сербская радикальная партия, в Хорватии - Хорватская партия права и Хорватская крестьянская партия, в Македонии - Всемакедонская революционная организация - Демократическая партия македонского национального единства (ВМРО-ДПМНЕ). Занялись своей реорганизацией и республиканские коммунистические партии. В Словении и Хорватии компартии фактически перешли на социал-демократические позиции и стали называться Союз коммунистов Словении - Партия демократического обновления и Союз коммунистов Хорватии - Партия демократических перемен. Решение о трансформации в социал-демократическую партию принял и Союз коммунистов Боснии и Герцеговины. В Сербии после объединения республиканского Союза коммунистов с Социалистическим союзом трудового народа (организация, выросшая из послевоенного Народного фронта) была образована Социалистическая партия. А в Черногории еще два года в прежнем виде продолжал существовать республиканский Союз коммунистов.

В течение весны – осени 1990 г. в СФРЮ прошли первые многопартийные выборы. За исключением Сербии и Черногории, победу на них всюду одержали оппозиционные партии.

В конце 1990 г. на заседании Президиума СФРЮ было решено провести в начале 1991 г. переговоры представителей всех республик об изменении федеративного устройства страны. Параллельно с переговорами происходили двусторонние встречи республиканских делегаций. Но все эти шаги не дали результата, не удалось согласовать две концепции. Одну – сохранения и обновления федерации – выдвигали Сербия и Черногория. Другую концепцию – преобразования СФРЮ в конфедерацию – отстаивали Словения и Хорватия. Промежуточную позицию занимали Босния и Герцеговина, а также Македония. Впрочем, идея конфедеративного устройства (уже фактически существовавшего в стране) использовалась ее сторонниками главным образом лишь для того, чтобы замаскировать истинную цель – отделение от Югославии.

В апреле 1991 г. Словения оповестила, что в соответствии с результатами проведенного в республике плебисцита она намерена «стать самостоятельным, суверенным и независимым государством». Власти Хорватии также заявили, что в случае, если не удастся подписать договор о союзе суверенных государств, они предпримут шаги для выхода из Югославии.

В своей борьбе за сохранение единого государства Сербия (не считая маленькой Черногории) практически оставалась в одиночестве. Действия ее руководства объяснялись тем, что, если другие народы Югославии при распаде федерации по существовавшим административным границам образовывали свои национальные государства, то сербы оказывались разделенным народом. Около трети всех сербов проживало за пределами своей республики, преимущественно в Боснии и Герцеговине, а также в Хорватии. Сербия соглашалась на образование хорватами и словенцами собственных национальных государств лишь при условии признания за сербским народом аналогичного права и включения в ее состав всех территорий с преобладанием сербского населения. То есть, речь шла об отказе Белграда признать республиканские границы в качестве будущих государственных границ.

Таким образом, цели Сербии, с одной стороны, и Словакии с Хорватией, с другой, были противоположными. Никто из них не собирался идти на компромисс, в политике и средствах массовой информации республик безраздельно господствовали националистические настроения.

Будущее Югославии зависело прежде всего от состояния отношений, которые складывались между Сербией, Хорватией и находящейся между ними Боснией и Герцеговиной. Именно по оси Белград - Сараево - Загреб и возникло основное противостояние после поражения коммунистов на первых альтернативных выборах и прихода к власти в республиках сепаратистки настроенных лидеров.

Распад Югославии начался в июне 1991 г., когда парламенты Словении и Хорватии провозгласили независимость и приняли решения о выходе из состава единого государства. Окончательно же Социалистическая Федеративная Республика Югославия прекратила существовать спустя полгода, в январе 1992 г., когда независимость Словении и Хорватии признали страны Европейского сообщества. В начале апреля 1992 г. международное признание получила Босния и Герцеговина. Раздел территории без предварительных договоренностей таил в себе серьезную угрозу войны. Это понимали все – и желающие покинуть федерацию югославские республики, и мировое сообщество, не готовое противодействовать начавшемуся процессу распада СФРЮ.

Распад федеративного государства, межэтническое противостояние и войны в бывшей Югославии вошли в историю под именем югославского кризиса. В его развитии выделяются два самостоятельных процесса. С одной стороны, это попытки Югославской народной армии (ЮНА), в которой большинство составляли сербы, силой остановить распад единого государства. При отсутствии у вновь возникающих государств собственных вооруженных сил их функцию взяли на себя быстро создававшиеся из гражданского населения военизированные формирования. Подобные формирования создавало и сербское население в Хорватии, а затем в Боснии и Герцеговине. Начавшееся противоборство вылилось в вооруженные столкновения в Словении (июль 1991 г.) и две межэтнические войны - хорватскую (1991-1995) и боснийскую (1992-1995). К тому же конфликту следует отнести натовскую агрессию против Союзной Республики Югославия в связи с событиями в Косово в 1999 г. И, наконец, в 2001 г. в результате усиления албанского сепаратизма в вооруженный конфликт на несколько месяцев погрузилась и Македония.

Второй процесс, протекавший на территории бывшей СФРЮ – интернационализация югославского кризиса, т.е. вмешательство в него извне. Поспешное, с нарушением норм международного права признание западными странами новых государств (первой это сделала Германия), явное покровительство одним участникам конфликта в ущерб другим и т.п. во многом и спровоцировали десятилетие войн на постюгославском пространстве. Такие действия были частью общего процесса расширения НАТО на Восток, в свою очередь тесно связанного с еще более общим процессом ― формированием новой модели международной безопасности после краха биполярной модели мира. Именно силовое вмешательство Запада в югославский кризис принципиально отличает его от всех других конфликтов на постсоциалистическом пространстве в Европе.

Наконец, у югославского кризиса есть еще один аспект – рост албанской экспансии. В настоящий момент албанцы, без сомнения, самый активный, быстро растущий численно и стремящийся к консолидации в границах единого государства балканский этнос. Учитывая то, что, кроме собственно Албании, албанцы проживают в Сербии, Черногории, Македонии и Греции, это чревато новыми потрясениями. Порох в балканском погребе еще не выгорел до конца. За экспансией албанцев просматриваются и более общие негативные для судеб мира процессы, она хорошо вписывается в так называемую «южную дугу нестабильности», которая как раз через Балканы вторгается в Европу.

Словения и Хорватия уже преодолели проявления югославского кризиса и вступили в фазу стабильности. Но этого нельзя с уверенностью сказать про Боснию и Герцеговину, Сербию, Черногорию, Македонию. В этих государствах еще возможны его рецидивы. Мир здесь во многом покоится на иностранном военном присутствии, прежде всего это относится к Боснии и Герцеговине и Косово.

 

Современная Словения.

Первые многопартийные выборы в Словении после долгих лет коммунистической монополии на власть состоялись в апреле 1990 г. На них убедительную победу (около 55% голосов) одержал блок оппозиционных партий - Демократическая оппозиция Словении (ДЕМОС), в который входили Словенский демократический союз, Социал-демократический союз Словении, Словенское христианско-социальное движение, Словенский крестьянский союз и партия «зеленых». В парламент также прошли Партия демократического обновления (бывшие коммунисты), Либерально-демократическая и Социалистическая партии. Все партии апеллировали исключительно к словенским национальным ценностям. Премьер-министром Словении стал деятель правого толка Лойзе Петерле от Словенского христианско-социального движения, а Председателем Президиума республики (президентом) – бывший коммунистический функционер, известный своими либеральными взглядами, сторонник выхода Словении из состава федерации Милан Кучан.

Словенское руководство последовательно проводило курс на обретение республикой полной самостоятельности. Новоизбранный парламент принял декларацию о суверенитете и независимости Словении, затем был проведен плебисцит, 88% участников которого заявили о желании выйти из федерации. 25 июня 1991 г. парламент провозгласил независимость Словении. Одновременно руководство республики приказало своим вооруженным формированиям занять таможенные и погранично-пропускные пункты, а также обозначить собственными пограничными знаками и флагами Словении ее границы с Италией, Австрией и Венгрией.

На следующий день правительство Югославии признало эти действия незаконными и приказало частям Югославской народной армии взять ситуацию в Словении под контроль. Однако эта акция федеральных властей потерпела неудачу. Руководство Словении сумело мобилизовать 35 тыс. добровольцев и силы т. н. «территориальной обороны». В длившихся 10 дней вооруженных столкновениях погибло несколько словенских ополченцев и десятки военнослужащих ЮНА, сотни были ранены. Армия не сумела решить поставленную перед ней задачу. В конфликт вмешалось Европейское сообщество, делегация которого сумела организовать переговоры конфликтующих сторон. 3 июля было заключено перемирие. Словенцы обязались на три месяца отложить реализацию декларации о независимости, а федеральные власти обязались вывести свои войска с территории республики, что они и сделали 29 июля. Это открывало руководству Словении возможность проводить полностью самостоятельную политику. В октябре 1991 г. оно установило контроль над границами и ввело национальную валюту, в декабре была принята новая конституция. В январе 1992 г. независимость Словении была признана государствами Европейского сообщества (после подписания в 1992 г. Маастрихтского договора оно стало называться Европейским союзом), а затем и другими странами.

На момент обретения словенским народом независимости население страны, площадью 20 273 тыс. км. кв., насчитывало 1 976 тыс. человек. Среди государств, возникших на территории бывшей Югославии, она была наиболее однородной по этническому составу: около 90% населения составляли словенцы, исповедующие католицизм. Во многом именно моноэтничность и моноконфессиональность предопределили почти бескровный выход республики из состава СФРЮ.

Согласно конституции 1991 г., Словения – парламентская республика. Парламент состоит из двух палат: государственного собрания и государственного совета. Они различаются компетенциями и сроком полномочий. Законодательным органом является государственное собрание в составе 90 депутатов, избираемых от политических партий в ходе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. По одному мандату зарезервировано для представителей итальянского и венгерского национальных меньшинств. Государственное собрание формирует правительство и контролирует его деятельность, принимает законы.

Государственный совет состоит из 40 депутатов, избираемых на 5 лет. В его обязанности входит выражение социальных, экономических, профессиональных и локальных интересов всех членов словенского общества без различия политической или национальной принадлежности. В нем заседают 4 представителя от работодателей, 4 – от наемных работников, 4 – от крестьян, ремесленников и лиц свободных профессий, 6 – от нехозяйственной сферы. Эти 18 депутатов избираются путем многоступенчатых выборов. 22 депутата, представляющие местные интересы, избираются путем прямых, всеобщих выборов.

Право законодательной инициативы принадлежит правительству, депутатам обеих палат парламента и группам граждан, числом не менее 5 тыс. человек. Законы, включая конституцию, могут приниматься как парламентом, так и на общенациональном референдуме.

Глава государства - президент, избираемый в результате прямых, всеобщих выборов сроком на пять лет, не более двух раз подряд. Он является главнокомандующим Сил обороны Словении, назначает выборы в парламент, может распустить его досрочно, если государственное собрание не сможет сформировать правительство, а также имеет право издавать полномочные указы в том случае, когда законодательный орган не может собраться по не зависящим от него причинам (война, чрезвычайное положение).

На первых парламентских выборах в независимой Словении в декабре 1992 г. относительное большинство голосов получила Либерально-демократическая партия. Ее глава Янез Дрновшек возглавил коалиционное левоцентристское правительство. В прошлом финансист и дипломат, он показал себя мастером компромиссов при создании различных партийных коалиций. С небольшим перерывом в 2000 г., когда у власти находилась правоцентристская коалиция, Я. Дрновшек и президент страны М. Кучан сохраняли за собой главные государственные посты на протяжении всего первого десятилетия независимости Словении (М. Кучан был единственным республиканским лидером, встретившим распад Югославии в этом качестве и остававшимся в нем до начала XXI в. Его избрание в 1998 г. на третий срок стало возможным потому, что в 1990 г. Словения еще была в составе СФРЮ).

В конце 2002 г., в связи с тем, что М. Кучан согласно конституции уже не мог баллотироваться, новым президентом страны был избран Я. Дрновшек. Правительство возглавил член Либерально-демократической партии Антон Роп. На парламентских выборах в октябре 2004 г. относительное большинство голосов избирателей завоевала Словенская демократическая партия Янеза Янши, известного диссидента, организатора вооруженного отпора ЮНА в 1991 г. Либеральные демократы оказались вторыми. Правительство сформировал Я.Янша, сумевший заключить коалиционное соглашение с блоком «Новая Словения» — Христианско-народная партия, Словенской народной партией и Демократической партией пенсионеров.

Словения была наиболее развитой из всех республик СФРЮ. На ее долю приходилось 30% экспорта в конвертируемой валюте и 60% совокупного экспорта страны. После обретения независимости Словения добилась самых больших успехов в экономике среди постюгославских государств. Особенностью проводимых в стране реформ в годы правления левоцентристских кабинетов являлись их невысокие темпы. Правительство сознательно придерживалось именно такой стратегии, чтобы избежать социальной напряженности в обществе. И это полностью удавалось, все социальные конфликты в Словении имели отраслевой или локальный характер, ни один из крупных профсоюзных центров за все это время не организовывал общегосударственные акции протеста.

По уровню своего развития страна достигла уровня многих западноевропейских государств. В марте 2004 г. Всемирный банк признал Словению первой на бывшем постсоциалистическом пространстве Восточной Европы развитой страной.

Особенностью современной истории Словении является не только высокая стабильность внутреннего положения, что делает ее привлекательной и для туристов, и для зарубежных бизнесменов, но и отсутствие серьезных колебаний во внешней политике. С самого начала внешний курс был сориентирован на тесное сотрудничество с Западом. Усилия Любляны по обретению суверенитета были активно поддержаны государствами Европейского сообщества. Страна без проволочек была принята в ООН, а также в ряд других международных организаций, в том числе и региональных. Так, она присоединилась к Центральноевропейскому соглашению о свободной торговле (ЦЕССТ), Центральноевропейской инициативе (ЦЕИ), Пакту стабильности для Юго-Восточной Европы и др.

После обретения независимости словенские власти в числе первых на постсоциалистическом пространстве взяли курс на интеграцию в общеевропейские институты. Достичь этой цели было не так просто из-за позиции Италии, блокировавшей заключение соглашения об ассоциации Словении с Европейским союзом. Причиной этого была неурегулированная проблема компенсации за собственность, оставленную 350 тыс. итальянцами, вынужденными в послевоенные годы под давлением режима Тито покинуть Истрию и Далмацию и эмигрировать в Италию. Эту проблему с помощью Брюсселя удалось урегулировать только в 1996 г. В 2004 г. Словения первой из республик бывшей Югославии вступила в НАТО и Европейский союз.

Но при этом, в отличие от некоторых других славянских государств, она понимает потенциальную опасность потери своей культурной самобытности. Весьма показательно, что именно Словения стала инициатором создания Форума славянских культур, учредительная конференция которого состоялась в 2004 г. Участниками этого Форума стали 10 славянских стран: Белоруссия, Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Польша, Россия, Сербия и Черногория, Словения, Хорватия, Украина. Словакия и Чехия имеют статус наблюдателя.

 

Современная Хорватия.

В Хорватии первые многопартийные выборы прошли в два тура в апреле и мае 1990 г. Находившиеся у власти коммунисты их проиграли. Убедительную победу одержала радикально настроенная национальная партия Хорватское демократическое содружество (ХДС), которая получила абсолютное большинство мест в парламенте. Лидер этой партии Франьо Туджман (1922-1999) и был избран председателем Президиума Хорватии.

Ф. Туджман ― участник партизанского движения в годы Второй мировой войны, комиссар партизанской бригады, после войны стал самым молодым генералом в Югославской народной армии. Выйдя в отставку в 1961 г. занялся историей, принимал участие в массовом движении хорватов (т.н. «Хорватская весна») в 1971 г. В связи с этим был исключен из КПЮ. Дважды отбывал тюремное заключение. В большую политику вернулся в 1989 г., основатель партии Хорватское демократическое содружество.

Предвыборная программа ХДС включала требование независимости республики. При этом не предусматривалось предоставления каких-либо прав и тем более автономии сербскому меньшинству, составлявшему около 11 % из 4,5-миллионного населения республики.

В конце 1990 г. была принята новая конституция Хорватии (т.н. «рождественская»), которая провозгласила ее унитарным «национальным государством хорватского народа» (до этого республика определялась как государство хорватского и сербского народов). Согласно основному закону в Республике Хорватия (РХ) вводилась сильная президентская власть. Президент избирался всеобщим голосованием сроком на пять лет, не более чем на два срока. Он был наделен полномочиями определять дату проведения парламентских выборов и референдумов, назначать и отправлять в отставку премьер-министра, а по предложению последнего - его заместителей и членов правительства, распускать парламент.

Высшая законодательная власть принадлежала сабору, состоявшему из палаты представителей (от 100 до 160 депутатов) и менее влиятельной палаты жупаний, то есть областей (68 депутатов до 2000 г., затем их число было сокращено до 65). Депутаты палаты представителей избирались на основе всеобщего и равного избирательного права путем прямых выборов при тайном голосовании, для представителей национальных меньшинств выделялось 5 мест. Состав палаты жупаний определялся в ходе всеобщего голосования в каждой области.

После принятия основного закона Хорватии ее руководители некоторое время воздерживались от разрыва с федерацией, но активно вели подготовку к этому шагу, в том числе активно закупалось в Венгрии оружие для организуемых военных формирований. Это до крайности накалило отношения между хорватской и сербской общинами. С марта 1991 г. между хорватскими военными формированиями и сербскими ополченцами, которых поддерживали добровольцы из Сербии, начались столкновения, в том числе и вооруженные.

19 мая 1991 г. в Хорватии был проведен референдум по вопросу об отделении от Югославии. Более 90% его участников высказалось за самостоятельное государство. Сербское население Хорватии референдум бойкотировало. 25 июня 1991 г. парламент принял декларацию о провозглашении суверенитета и независимости Хорватской Республики. В январе 1992 г. Хорватию под сильным нажимом Германии признали страны Европейского сообщества.

Федеральные власти попытались пресечь сепаратистские действия хорватского руководства (парадоксальность ситуации заключалась в том, что в это время именно представители Хорватии занимали посты премьера и президента СФРЮ). Югославской народной армии был отдан приказ восстановить в республике конституционный порядок. Подразделения ЮНА быстро овладели районами Хорватии с компактным проживанием сербов (Краина, Восточная и Западная Славония) и остановились в 40 км от Загреба. Хорватское руководство вначале согласилось приостановить действие декларации о независимости, что позволило ему выиграть время, необходимое для создания собственных вооруженных сил. 8 октября хорватский парламент принял окончательное решение о выходе из состава Югославии. В ответ на это 19 декабря 1991 г. сербы в Хорватии провозгласили создание собственного государственного образования - Республики Сербская Краина (РСК), в которой сохранялось действие конституции Югославии. В РСК сложилась однопартийная система власти, исполнительную власть и парламент возглавляла Сербская демократическая партия.

Межэтническая гражданская война в Хорватии прошла несколько стадий. С марта по август 1991 г. происходили вооруженные столкновения между военизированными формированиями хорватов и краинских сербов. Затем в войну вступили регулярные войска Хорватии и ЮНА. Этот период характеризовался большими разрушениями и жертвами, особенно среди мирного населения. Он закончился 20 ноября 1991 г. взятием сербами города Вуковара в Восточной Славонии. После заключения под международным давлением соглашения о прекращении огня между хорватской армией и ЮНА в марте 1992 г. в Хорватию были введены миротворческие силы ООН.

Наступил период затишья на фронте, длившийся до мая 1995 г. В этот период международными посредниками был разработан специальный план «Загреб-4» («З-4»), предусматривавший предоставление автономии части территорий с сербским населением. Однако обе стороны были настроены непримиримо и этот план отвергли.

В мае и августе 1995 г. хорватская армия, не обращая внимания на присутствие международных миротворческих сил, провела две масштабные операции против хорватских сербов, приведших к фактической ликвидации Республики Сербская Краина. Сотни сербов были убиты, десятки тысяч бежали в сербскую часть Боснии и далее ― в Сербию. «Реинтеграция» в состав Хорватии последней сербской территории в Восточной Славонии была делом времени. Об этом было заключено специальное соглашение между Хорватией и сербскими властями Восточной Славонии.

Война, названная в Хорватии «отечественной», унесла жизни более 30 тыс. человек. Материальный ущерб от военных действий оценивался в 18,7 млрд долларов. Внешний долг Хорватии превысил за это время более 10 млрд долларов, безработица достигла уровня 20%. Война перекроила этническую карту Хорватии, ее покинуло около 280 тыс. сербов. Фактически Хорватия стала моноэтническим государством, в котором сербов осталось не более 4%.

В годы войны в Хорватии сложился режим личной власти Ф. Туджмана, а правящее Хорватское демократическое содружество полностью слилось с органами государственного управления. Такое положение сохранялось и в первые послевоенные годы. В 1997 г. Ф. Туджман, ставший харизматическим лидером, в третий раз (повторно в независимой Хорватии) был избран президентом страны. Однако применявшиеся им авторитарные методы правления, а также склонность к национализму не прибавляли Хорватии авторитета на международной арене, вызывали рост недовольства в обществе и самой правящей партии. Еще в 1994 г. в Хорватском демократическом содружестве произошел первый раскол.

Одновременно интеграционные процессы наблюдались в лагере оппозиции. В 1998 г. было заключено коалиционное соглашение между Социал-демократической партией Хорватии и Хорватской социально-либеральной партией, к которому присоединились и некоторые региональные партии. Целью коалиции была победа на парламентских выборах осенью 1999 г. Но в связи с тяжелой болезнью президента Ф. Туджмана они были перенесены на январь 2000 г.

Заметные изменения в политической жизни Хорватии начались только после смерти Ф. Туджмана в декабре 1999 г. Кончина бессменного лидера оказалась для ХДС тяжелым ударом, поддержка партии избирателями существенно сократилась. На парламентских выборах 2000 г. победила оппозиционная коалиция, обойдя ХДС почти на 17% мандатов. В состав коалиционного правительства большинства вошли 5 партий, что обеспечило ему поддержку 90 из 151 депутата сабора. Его возглавил лидер социал-демократов Ивица Рачан. Президентские выборы выиграл Стипе Месич, в свое время последний президент СФРЮ и до 1994 г. один из лидеров Хорватского демократического содружества. К моменту выборов он с ним разорвал и возглавлял небольшую Хорватскую народную партию.

Основное внимание коалиционное правительство обратило на проведение необходимых реформ в экономике, чтобы окончательно придать ей рыночный характер, а также в политике. Целью политических преобразований стала замена президентской системы правления парламентской. Парламентом были подготовлены и приняты в ноябре 2000 г. многочисленные поправки к конституции 1990 г., существенно ограничивавшие права президента в пользу палаты депутатов. К числу его прямых полномочий теперь относятся объявление выборов в парламент и созыв его первого заседания, поручение миссии формирования правительства лицу, пользующемуся необходимой поддержкой сабора, помилование осужденных и награждение государственными знаками отличия. Вместе с правительством он участвует в определении направлений и проведении внешней политики, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, по решению парламента объявляет войну и заключает мир. Президент обладает ограниченным правом роспуска парламента в случае вынесения им вотума недоверия или неспособности в течение 120 дней утвердить государственный бюджет. В марте 2001 г. была упразднена палата жупаний. Представительство от национальных меньшинств в саборе было увеличено с 5 до 9 человек.

На парламентских выборах в ноябре 2003 г. вновь победило Хорватское демократическое содружество, которое к этому времени претерпело заметную эволюцию и отошло от прежних радикальных позиций в национальном вопросе. Правительство сформировал лидер ХДС Иво Санадер. В январе 2005 г. в Хорватии прошли очередные, уже четвертые в независимом государстве, президентские выборы. Во втором туре победу вновь одержал 70-летний С. Месич.

Движение в направлении парламентской республики и развития демократических институтов положительно сказалось на инвестиционном климате Хорватии и привело к повышению интереса западных компаний к инвестициям в ее экономику. По-прежнему большой популярностью, особенно в Германии и России, пользуются хорватские курорты. Международный туризм – одна из наиболее прибыльных отраслей хорватской экономики. Страна переживает период экономического роста, постепенно повышается благосостояние граждан.

Как и правительства большинства стран региона, хорватское руководство уже в период борьбы за независимость стало однозначно ориентироваться на государства Западной Европы и США. Война, многочисленные преступления против гражданского населения, совершенные хорватскими военными, несколько охладили эти отношения. На похороны Туджмана в декабре 1999 г. не приехал ни один из лидеров стран Евросоюза. С приходом к власти правительства И. Рачана курс на вступление Хорватии в общеевропейские институты приобрел реальные очертания. В 2000 г. она стала членом натовской программы «Партнерство ради мира», являющейся своеобразным «подготовительным классом» для вступления в НАТО. В 2005 г. Загребу разрешили начать переговоры о вступлении в Европейский союз. Хорватия присоединилась к Центральноевропейской инициативе, Пакту стабильности для Юго-Восточной Европы, является членом ряда других региональных международных организаций. В последнее время ее руководителями уделяется много внимания налаживанию добрососедских отношений с соседними государствами, в том числе с Сербией.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.224.8 (0.017 с.)