ТОП 10:

Федерация Боснии и Герцеговины.



Босния и Герцеговина (БиГ) являлась единственной республикой в СФРЮ, созданной по историко-географическому, а не этническому принципу. К 1991 г. славяно-мусульманское население республики (с середины 90-х годов их стали называть боснийцами, бошняками) составляло около 44%; сербское ― 32% и хорватское ― 17%.

Первые многопартийные выборы в Боснии и Герцеговине прошли в ноябре 1990 г. На них победила хрупкая коалиция оппозиционных национальных партий – представлявшая боснийских мусульман Партия демократического действия (ПДД), Сербская демократическая партия (СДП) и Хорватское демократическое содружество (ХДС). После выборов лидеры этих партий сформировали правительство во главе с хорватом Юре Пеливаном. Парламент возглавил серб Момчило Краишник. Председателем Президиума Боснии и Герцеговины стал лидер боснийских мусульман Алия Изетбегович (1925-2003). В отличие от других лидеров государств и государственных образований, возникших на территории бывшей Югославии, он никогда не был членом КПЮ или СКЮ. Более того, за сотрудничество с немецкими оккупантами Изетбегович после войны был приговорен к тюремному заключению. Во второй раз его осудили в 1983 г. за сочинение «Исламской декларации», призывавшей к созданию в Боснии исламского государства.

Коалиция трех партий основных национальных общин Боснии распалась уже в начале 1991 г., в том числе и из-за начавшейся войны в соседней Хорватии. В октябре 1991 г. мусульманские депутаты республиканского парламента обвинили югославские власти в развале федерации и провозгласили независимость Боснии и Герцеговины. Сербские депутаты в знак протеста покинули парламент и созвали «скупщину сербского народа в БиГ». В ноябре в сербских общинах Боснии был проведен плебисцит. Абсолютное большинство его участников (92%) высказались за сохранение обновленного югославского государства. 9 января 1992 г. боснийские сербы провозгласили создание собственного государственного образования ― Республики Сербской (РС). Ее президентом был избран врач-психиатр и поэт Радован Караджич.

Мусульманские и хорватские депутаты скупщины БиГ также приняли решение провести референдум, но уже с вопросом о суверенитете и независимости Боснии. В голосовании, проходившем 29 февраля и 1 марта 1992 г., участвовало 63,4% избирателей. Более 60% из них высказались за суверенную Боснию и Герцеговину. Боснийские сербы референдум бойкотировали. Сразу же после подсчета голосов руководство Боснии и Герцеговины во главе с А. Изетбеговичем фактически провозгласило независимость этой республики и обратилось к Европейскому сообществу с просьбой о ее признании.

В феврале 1992 г. на конференции под патронатом Европейского сообщества в Лиссабоне лидеры всех трех боснийских общин начали переговоры, завершившиеся 18 марта 1992 г. подписанием «Основных принципов конституционного устройства БиГ». Предполагалось, что Босния останется единым государством с тремя административными единицами, созданными по национальному признаку. Однако 6 апреля 1992 г. последовало неожиданное признание странами ЕС Боснии и Герцеговины. Этот акт перечеркнул подписанное соглашение и все другие планы политического урегулирования назревающего межэтнического конфликта.

Представители боснийских мусульман, решив главную для себя задачу, покинули Лиссабонскую конференцию. Отсутствие договоренностей делало вооруженный межнациональный конфликт неизбежным. Уже с начала марта 1992 г. происходили спорадические вооруженные стычки на национальной почве в местах смешанного проживания мусульман, сербов и хорватов. Кроме того, мусульманские военизированные формирования начали блокировать дислоцированные в Боснии гарнизоны Югославской народной армии, нападать на военные колонны, покидавшие республику. В апреле военные действия охватили всю территорию Боснии и Герцеговины.

В начале июля 1992 г. хорватское население республики (концентрировавшееся главным образом в Западной Герцеговине) также провозгласило создание своего государственного образования – Хорватской республики Герцег-Босна. Ее президентом стал лидер хорватской общины Крешимир Зубак.

Боевые действия в Боснии и Герцеговине велись между боснийскими сербами и мусульманами, боснийскими хорватами и мусульманами, боснийскими сербами и хорватами (в меньшей степени) и даже между различными группировками боснийских мусульман. Отношение всех сторон к противнику и мирному инонациональному населению отличалось крайней жестокостью. В мае 1992 г. правительство Югославии под давлением Запада вывело из БиГ все подразделения ЮНА. С этого времени прямая военная помощь боснийским сербам Югославией официально не оказывалась. 30 мая 1992 г. в наказание за участие ЮНА в военных действиях в Боснии и Герцеговине против Югославии и Республики Сербской Советом Безопасности ООН были введены экономические и политические санкции.

Первый период боснийской войны, пришедшийся на 1992-1993 гг., характеризовался крупномасштабными боевыми действиями. Чересполосный характер проживания национальных общин в БиГ привел к тому, что главным в военных планах их руководителей стало соединение национальных районов и насильственное изгнание с контролируемых территорий представителей других национальностей. Международная общественность назвала подобные действия «этническими чистками». Успех сопутствовал боснийским сербам. Они смогли установить контроль над 70% территории всей БиГ, связанной между собой узким, пятикилометровым Посавинским коридором (в долине реки Сава на севере Боснии, в районе города Брчко). Сумела не только сохранить, но даже расширить свои довоенные позиции и хорватская община.

Больше всех возникшим территориальным размежеванием были недовольны боснийские мусульмане, выступавшие за превращение Боснии в унитарное государство. И если формально доминирование мусульман в Боснии соблюдалось (международное сообщество в качестве центральных признавало органы власти, созданные мусульманами), то на практике все выглядело по-иному. После периода крупномасштабных военных действий боснийские мусульмане контролировали лишь 1/5 территории Боснии и Герцеговины. Кроме того, на западе Боснии возникла не подчинявшаяся Сараево область боснийских мусульман во главе с Фикретом Абдичем - так называемая «Цазинская краина».

На Босния и Герцеговина первоначально не распространялся мандат миротворческих сил ООН. Туда было послано лишь 100 военных наблюдателей. Затем миротворцы во все большем количестве стали помогать в осуществлении поставок гуманитарной помощи и постепенно оказались втянутыми в войну. Боснийский конфликт оказался и в центре внимания НАТО, особенно американцев. В октябре 1992 г. ВВС альянса приступили к операции по контролю над соблюдением режима запретов на полеты над Боснией. С июня 1993 г. началась новая операция – по принудительному выполнению режима санкций и эмбарго на поставку оружия. Для этого в Адриатическое море были направлены военные корабли. С начала 1994 г. вооруженные силы НАТО активизировали свои действия против боснийских сербов. 27 февраля в небе над Баня-Лукой два американских F-16 сбили 4 устаревших сербских самолета (это был первый бой НАТО за всю ее историю), а 10 и 11 апреля самолеты альянса нанесли бомбовые удары по позициям боснийских сербов около города Горажде. Боснийская война вступила в свой второй этап.

18 марта 1994 г. в Вашингтоне при непосредственном участии американцев было провозглашено создание Федерации Босния и Герцеговина, объединившей территории, контролируемые боснийскими мусульманами и хорватами, и получившей в обиходе название Мусульманско-хорватской федерации (МХФ). Вторым крупным шагом американской дипломатии стало инициирование создания международной Контактной группы по урегулированию в Боснии и Герцеговине из представителей США, Германии, Великобритании, Франции и России (позже, во время косовского конфликта, в нее вошли также представители Италии).

К середине 1994 г. контактная группа разработала очередной международный план мирного урегулирования для Боснии. Он касался территориального разграничения между Мусульманско-хорватской федерацией и Республикой Сербской. Разработчики плана исходили из необходимости предоставления 51% территории Боснии и Герцеговины мусульманам (боснийцам) и хорватам и 49% – боснийским сербам. Однако боснийские сербы, контролировавшие на тот момент большую часть территории БиГ, фактически отклонили это предложение Контактной группы. Одним из их главных аргументов явилось то, что Контактная группа не предоставила им проекта конституционного устройства будущей Боснии и Герцеговины.

В ночь на 30 августа 1995 г. началась операция «Освобожденная сила»: самолеты НАТО, взлетавшие с авиабазы в Италии и авианосцев в Адриатическом море, наносили массированные бомбовые удары по позициям боснийских сербов. Опираясь на натовскую поддержку, против них перешли в наступление объединенные силы мусульманско-хорватской коалиции и подразделения регулярной армии Республики Хорватии. Вскоре силы коалиции смогли овладеть значительными районами на западе Боснии, а контролируемая ими территория даже превысила 51 %.

1 ноября 1995 г. на американской военной авиабазе близ города Дейтон в США начались заключительные переговоры по боснийскому урегулированию. В них принимали участие президенты Сербии С. Милошевич, Хорватии Ф. Туджман и Боснии А. Изетбегович, официальные представители стран-участниц Контактной группы, а также три сопредседателя - от США, России и ЕС. 21 ноября трехнедельные переговоры, проходившие под жестким давлением США, завершились подписанием соглашений, определившими конституционное устройство и территориальное разграничение Боснии и Герцеговины.

Согласно достигнутым договоренностям, формально единое государство делилось на два равноправных государственных образования - Республику Сербскую (49% территории) и Федерацию Босния и Герцеговина (51%). Хорватская республика Герцег-Босна была ликвидирована. Общим органом являлся строго ограниченный в своих полномочиях Президиум Боснии и Герцеговины в составе трех членов (представители сербской, боснийской и хорватской общин). Было решено, что первый состав Президиума будет избран на два года, а последующие – на четыре. Пост председательствующего замещался по принципу ротации. Все решения Президиум принимал на основе консенсуса. Создавался также общий двухпалатный парламент, для утверждения решений которого было необходимо согласие депутатов от каждой из трех национальных общин. Кроме нескольких центральных министерств (иностранных дел, внешнеэкономических сношений, финансов, юстиции и по делам беженцев), все остальные вопросы были отнесены к ведению государственных образований. Они получали свои законодательные органы и правительства (в РС избирается еще и президент), вооруженные силы, а также право самостоятельно решать все внутренние вопросы.

Было также решено, что политический и военный лидеры боснийских сербов Р. Караджич и Ратко Младич оставят свои посты и предстанут перед Международным трибуналом по расследованию преступлений, совершенных в бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге, созданным по решению Совета Безопасности ООН в мае 1993 г. С тех пор уже более 10 лет оба сербских лидера скрываются от преследования.

14 декабря 1995 г. парафированные в Дейтоне мирные соглашения были подписаны в Париже. Дейтонские соглашения остановили войну, которая была самой разрушительной в Европе за последние полвека. В ней погибло более 200 тыс. человек, из-за военных действий стали беженцами свыше 2 млн сербов, боснийцев и хорватов, многие из них покинули территорию республики. Довоенное население Боснии уменьшилось почти на миллион и в настоящее время составляет примерно 3,5 млн (около 2,5 млн проживает в Федерации и около миллиона в Республике Сербской). После войны и Республика Сербская, и обе национальные части мусульманско-хорватского образования стали фактически моноэтническими. В Республике Сербской представителей несербской национальности оставалось не более 10%. Боснийцы на контролируемых ими землях составляли 80-85% населения, а хорваты в своей части Федерации - около 98%.

После подписания Дейтонских договоренностей в Боснию и Герцеговину был направлен 60-тысячный контингент многонациональных миротворческих сил под руководством НАТО. В него до середины 2003 г. входил и военный контингент из России. Эти международные силы несколько раз сокращались, а в конце 2004 г. руководство над ними перешло от НАТО к Евросоюзу. Политический контроль над Боснией и Герцеговиной международное сообщество осуществляет через Высокого представителя ООН. Фактически с декабря 1995 г., учитывая широкомасштабное внешнее военное и политическое присутствие, Босния и Герцеговина превратилась в международный протекторат.

В целом курс западных держав в Боснии и Герцеговине направлен в сторону сокращения прав и полномочий Республики Сербской и создания унитарной Боснии и Герцеговины. В 1999 г. Посавинский коридор в районе г. Брчко был выведен из-под управления властей РС и передан под международный надзор. Задача постепенной ревизии Дейтонских соглашений решалась поочередно всеми Высокими представителями ООН. Дейтонские договоренности не наделяли этого представителя чрезмерными властными полномочиями. Однако уже в 1997 г. началось их последовательное расширение, в том числе и явочным путем. Так, в 1999 г. вопреки Дейтонским соглашениям решением Высокого представителя со своего поста был смещен очередной президент Республики Сербской Н. Поплашен.

Первые послевоенные парламентские выборы в Боснии и Герцеговине состоялись в сентябре 1996 г. с участием 39 партий. Выборы проходили под полным контролем западных посредников. Однако их попытки сделать ставку на т.н. умеренные силы провалилась. Национальные общины Боснии отдали свои голоса тем партиям и лидерам, которые возглавляли их во время войны. В Федерации БиГ победили правящая мусульманская Партия демократического действия (54,4% голосов) и Хорватское демократическое содружество (23,4%), а в Республике Сербской - Сербская демократическая партия (54,9%). Представители этих партий получили большинство мест в выборных органах всех уровней. Членами первого Президиума Боснии были избраны лидеры победивших на выборах партий - босниец А. Изетбегович, серб М. Краишник и хорват К. Зубак. Президентом Республики Сербской была избрана Биляна Плавшич, бывшая прежде заместителем Р. Караджича. Поддержка населением Боснии партий, придерживавшихся однозначно национальных программ, сохранялась и в дальнейшем. Ее не изменил даже добровольный уход в отставку в середине 2000 г. по состоянию здоровья А.Изетбеговича.

В 2002 г. в Боснии и Герцеговине фактически была проведена конституционная реформа. В ее результате Республика Сербская перестала быть только сербским образованием, теперь она считается «образованием сербов, боснийцев, хорватов и других народов». Населению РС запретили проведение референдумов, в том числе и по вопросу о самоопределении. У президента РС и спикера парламента появились заместители – босниец и хорват, в правительстве РС было зарезервировано 5 мест для боснийцев и 3 места для хорватов.

Той же цели – ограничению автономных прав РС – послужили военная и полицейская реформы. Под угрозой ликвидации Республики Сербской лидеров боснийских сербов заставили согласиться на общие с Федерацией БиГ армию и полицию. В ноябре 2005 г. представителями всех основных партий БиГ была подписана Вашингтонская конституционная декларация о первой фазе новых конституционных изменений. Однако в апреле 2006 г. парламент не утвердил предложенные конституционные поправки.

1 октября 2006 г. в Боснии и Герцеговине состоялись очередные, уже шестые после Дейтонских общие выборы. Новый Президиум Боснии и Герцеговины составили Харис Силайджич (Партия за БиГ) от боснийцев, Небойша Радманович (Союз независимых социал-демократов) от сербов и Желько Комшич (Социал-демократическая партия) от хорватов.

В Республике Сербской победу на всех уровнях одержал Союз независимых социал-демократов, возглавляемый премьер-министром РС Милорадом Додиком. Представитель независимых социал-демократов Милан Елич стал новым президентом Республики Сербской. В Федерации Боснии и Герцеговине больше всех голосов получили Партия демократического действия, Партия за БиГ и Хорватское демократическое содружество.

 

Гражданская война нанесла серьезный ущерб экономике Боснии и Герцеговины. Около 80% предприятий легкой промышленности, которая преобладала в экономике республики, были повреждены или разрушены. Уровень безработицы достиг самых высоких показателей после второй мировой войны, в конце 1996 г. она составила 180 тыс. человек. В том же году импорт товаров более чем в 10 раз преобладал над экспортом.

Определенные надежды на изменение экономической ситуации связывались с Дейтонскими соглашениями и отменой эмбарго против Республики Сербской. И они в существенной мере оправдались. Благодаря международной программе реконструкции БиГ получила в 1996-2000 гг. кредиты на сумму более 5 млрд долларов. Эти средства существенно облегчили процесс восстановления экономики. Удалось стабилизировать национальную финансовую систему, ввести собственную валюту и обеспечить ее конвертируемость, реструктурировать внешний долг. Принятие закона о приватизации положило начало реструктуризации промышленности.

Однако последствия межэтнического конфликта до сих пор продолжают оказывать негативное влияние на развитие Боснии и Герцеговины, довоенный уровень развития экономики не достигнут. Во многом это объясняется тем, что на территории этой республики находилась значительная часть военной промышленности СФРЮ, спрос на продукцию которой сейчас невелик. Конверсия предприятий оборонного профиля требует значительных инвестиций, которых в государстве нет. Пока что БиГ не является привлекательной для иностранных туристов, как соседние Хорватия, Словения и Черногория.

До подписания Дейтонских соглашений каждая из боснийских национальных общин искала для себя собственных союзников. Республика Сербская – в Сербии и частично в России, мусульмане - на Западе и в мусульманском мире, хорваты – в Хорватии и на Западе. После Дейтонских соглашений говорить о единой и тем более самостоятельной внешней политики Боснии и Герцеговины по-прежнему трудно. Тем не менее, главными внешнеполитическими партнерами БиГ стали США и страны ЕС. В настоящее время государство стремится присоединиться к программе «Партнерство ради мира», а в будущем надеется стать членом и НАТО, и ЕС. В конце 2005 г. Евросоюз принял решение о начале процесса сближения этого государства с объединенной Европой.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.40 (0.007 с.)