Сербы-лужичане в хх – начале XXI вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сербы-лужичане в хх – начале XXI вв.



28 июня 1914г. в Сараево совершено убийство наследника престола Австро-Венгрии эрцгерцога Франца Фердинанда. 20 июля 1914г. Австро-Венгрия напала на Балканскую Сербию, начав бомбить Белград (2 апреля 1999г. немецко-американские силы возобновили бомбёжки Белграда). 1 августа 1914г. Австро-Венгрия объявила войну России - начало Первой Мировой Войны.

В 1915г. немецкие власти конфисковали лужицкий "Сборник песен" за напечатанный гимн Зелера "Ещё Лужица не погибла", запрещены скадованки и печатные издания лужичан. Во многих общинах Лужицы создавались песенные кружки, которые в 1920г. композитор Б.Кравц объединил в "Союз песенных кружков лужичан". Б.Кравц изучал и народно-песенную культуру полабских славян - ободритов, для чего он совершил поездку в Люнебургскую пустошь - южнее Гамбурга и западней Вендланда по левому берегу реки Лабы - Эльбы, где среди уже немецкоязычного населения сохранилось несколько песен, берущих своё начало от древнего местного славяноязычного населения, которое утратило славянскую речь и нашли только одного старика, помнившего по-славянски только молитву "Отче Наш".

*(Исторические параллели) {В феврале 1917г. произошла буржуазная революция в России, а 7 ноября 1917г. Октябрьская Социалистическая Революция.}

В ноябре 1918г. В Германии произошла Советская революция, Вильгельм-2 сбежал. 6 ноября лужицкие депутаты в саксонском ландтаге А.Барт и М.Кокля потребовали обеспечить права лужичан пользоваться сербским языком, иметь лужицкие школы и культурные учреждения.

*(Исторические параллели) {17 июля 1918г. казнь семьи и приближённых императора России Николая Второго в Екатеринбурге (на территории Свердловской области- Урал).}

13 ноября 1918г. множество лужицких сербов из всех краёв Лужицы прибыли к "Сербскому Дому" в Будышине, где избрали "Народный Совет Лужицких Сербов". В Совете выступил А.Барт: "Вставайте, СЕРБЫ Лужицкие. Заявляйте, что МЫ сами можем хранить "Божье Королевство" в Лужице, хранить свои дворы и поля, хранить нашу серболужицкую "сербстину" - речь. Все мы здесь едины - католики и евангелисты, лужичане Долинной Лужицы и мильчане Горной Лужицы". Лужицкие поэты писали стихи с призывом к народу быть наготове для защиты своих прав. Повсеместно проходили собрания, на которых лужичане избирали местные "Национальные комитеты лужицких сербов" и принимали резолюции с требованием о самоопределении Лужицы. Во главе лужицкого движения шла национальная интеллигенция, которая хотела добиться реализации национальных чаяний лужицких сербов по созданию своего государства - Лужица - Лаузиц.

*(Исторические параллели) {30 октября 1918г. декларация о вхождении Словакии в состав Чехии - рождение Чехословакии.}

Американский президент В. Вильсон 8.1.1918 г. провозгласил известные 14 пунктов условий начала перемирия с противниками Антанты (прежде всего с Германией и Австро-Венгрией). В п. 10 говорилось о том, что народам Габсбургской империи должна быть предоставлена возможность получения полной независимости.

В то время уже в июне 1918 г. русинские эмигранты в Америке учреждают Раду американских Угрорусинов и выдвигают по аналогии с другими народами требование на создание независимого русинского государства. 18 сентября 1918 г. Т.Г. Масарик от имени чехословацкого правительства провозгласил в Вашингтоне Декларацию независимости Чехословакии, как демократической Республики. 23 октября 1918 г. Русины были приняты в среднеевропейский союз порабощённых народов и её решением признаны отдельным народом с правом на самоопределение. В ноябре 1918 г. о своём присоединении к Чехословакии, в качестве народа с правом на самоопределение решительно высказались и Русины.

Решающее слово в направлении связать своё будущее с Чехословакией имело Народное Собрание 8 мая 1918 г. в г. Ужгороде трёх подкарпатских Русских Народных Рад, которое учредило Центральную Русскую Народную Раду в Ужгороде и приняло резолюцию: "Собрание всех подкарпатских Русских Народных Рад публично заявляет: что от имени всего народа полностью поддерживает решение американских Угро-Русских Рад присоединиться к Чехо-Словацким народам на основе полной национальной автономии".

20.11.1918г. - В результате передела Европейского Мира после баталий Первой Мировой Войны получили независимость славяне: на Балканах образовалась Югославия, на Дунае возродилось чешское государство Чехословакия, снова возродилась Польша. Эти события дали надежду лужичанам на получение независимости. На состоявшемся 20 ноября 1918г. собрании лужицких сербов в деревне Кростовице был избран "Сербский Союз" и была принята резолюция с требованием самоопределения для Лужицы, где говорилось: "Собравшиеся 20 ноября в Кростовице лужицкие сербы на основе общепризнанного равноправия народов (Лужичане ссылались на известные "14 пунктов" Вильсона о "защите малых народов".) требуют обеспечения самостоятельного развития сербского народа в "Объединённой Горной и Долинной Лужице". Для достижения этих целей мы требуем допущения серболужицких представителей к работам предстоящей мирной конференции" и направили на неё секретаря народного совета Бриля. Собрания лужицких сербов, проходивших в дальнейшем в разных общинах Лужицы, одобрили кростовицкую резолюцию

от 20.11.1918г. "О Самоопределении Лужицы".

*(Исторические параллели) {7 ноября 1918г. провозглашена Польская республика, а 1 декабря 1918г. Королевство сербов, хорватов и словенцев, 16 июня 1919г. образована Словацкая Советская республика.}

В январе 1919г. В Париже министр иностранных дел Чехословакии Э.Бенеш потребовал согласия лужичан на воссоединение Лужицы с Чехословакией. Председатель "Народного Совета Лужицких Сербов" А.Барт в Париже подтвердил согласие лужичан на воссоединение с чехами. В марте 1919г. был выработан ещё один вариант решения судьбы лужичан создать "Объединённое Лужицкое Государство" в составе Германии, но под покровительством Лиги Наций. В июне 1919г. в Будышине были арестованы лужицкие активисты, а 2 октября арестован А.Барт и 21 января 1920г. приговорён к трём годам тюремного заключения.

В Версальском мирном договоре Германия обязалась под гарантию Лиги Наций предоставить права нацменьшинствам по аналогии с теми правами нацменьшинств, которые получили немцы в Чехословакии и Польше. По школьному закону от 22 июля 1919г. разрешалось преподавание в школах вместе с немецким языком и на серболужицком. Но немецкие власти не признавали за лужичанами даже прав национального меньшинства, мотивируя это тем, что в отличие от поляков, датчан, литовцев, лужицкие сербы не имеют своего государственного образования.

*(Исторические параллели) {29 февраля 1920г. принята конституция Чехословацкой республики, а 17 марта 1921г. конституция Польской республики.}

Венгрия, в свою очередь, в 1920 г. при заключении Трианонского договора в ст. 48 заявляла: "Венгрия признаёт, со своей стороны, как это уже сделали союзные государства и те, что к ним присоединились, полную независимость Чехословацкого государства, которое будет иметь в своём составе автономную территорию Русинов на юг от Карпат".

Таким образом, Подкарпатская Русь, (такое название земли было введено постановлением Генерального Устава от 16 ноября 1919 г., а затем внесено в конституцию Чехословакии, принятую в 1920 г.) вошла в состав Чехословакии в качестве народа с правом на самоопределение, приобрела международное признание, и её положение впоследствии никогда и никем не оспаривалось.

В Скрентоне на заседании Угрорусских Народных Рад 12 ноября 1918 г было принято решение о присоединении Подкарпатья к ЧСР и проведения среди русинских обществ по этому поводу плебисцита (на американский континент на переломе столетий эмигрировала почти половина коренного населения края - около 430 тысяч человек).

Проведенный референдум показал следующие результаты:

67 % опрошенных высказалось за вхождение края в состав ЧСР

почти 28 % - за присоединение к Украине

2 % - за полную независимость

1 % - за соединение с Галичиной

остальные - пожелали остаться в составе Венгрии или присоединиться к России

В соответствии с "Правительственной статистикой 1921 г." население Подкарпатской Руси в то время составляло 600 697 человек, из них 373 234 - Русины и 102 998 – Мадьяры (Венгры), что составляло 53 % и 17 % от общего количества соответственно, причём согласно тех же статистических данных в ЧСР Чехи составляли – 46 %, Немцы - 28% и Словаки всего 13 % от общего количества населения.

Следует заметить также, что в 1919 г. на Подкарпатской Руси было 70 % неграмотных, в то время как уже в 1938 г - только 20 %. Если до 1919 г. в крае было всего около 100 школ, то за годы первой Республики было построено 160 новых школ, ежегодно выходило около 60 газет и журналов на русинском языке.

Еще со времен Австро-Венгрии Подкарпатская Русь находилась в юрисдикции Сербской Церкви. Из-за гонений на православие в России съезд русин решил остаться в сербской юрисдикции, к тому же Сербская Церковь была наиболее близка Русской, в Сербии также располагался центр русской церковной эмиграции. Ее лидер митрополит Антоний (Храповицкий) серьезно помогал карпатороссам: на Пряшевскую Русь был отправлен знаменитый миссионер архимандрит Виталий (Максименко), бывший до революции наместником Почаевской лавры.

В 1919 году на мирной конференции Земля Русин, именуемая Карпатская Русь, согласно Сен-Жерменскому договору, на автономных правах, была присоединена к Чехословацкой республике. Уже тогда землю русин признали Карпатской Русью, ибо здесь живет искони русское племя. Сам народ именует себя "карпаторусс", "русин", т. е. Руси-сын, вера "русска", жена "русска", мама "русска" и т. д. С названием "Украина" наш народ был познакомлен только под чешским владычеством, после Первой мировой войны, и то интеллигенцией, пришедшей из Галичины. Этих галичан само чешское правительство призвало в Карпатскую Русь и их идеологию, за все время существования Чешской Республики, серьезно финансировало...

Карпато-русский народ с великим терпением и болью сердца переносил все это, ожидая своего спасения именно от Москвы... Наш народ-русин - Руси-сын.. Наша русскость не моложе Карпат...

Название земли, заселённой русинами, на юг от Карпат, было введено постановлением Генерального Устава Чехословакии от 16 ноября 1919 г. Официальное название звучало:- "Подкарпатская Русь". Следует отметить, что указанное постановление разрешало использование термина "РУСИНИЯ" (Русинско), однако такое название не нашло признания на практике, по-видимому вследствие преемственности предыдущего общепринятого названия "Угорская Русь".

Конституция Чехословакии, принятая 29 февраля 1920 г., узаконила название "Подкарпатская Русь" и, начиная с этого времени такое название использовалось во всех официальных отношениях, и хорошо устоялось как политическое понятие в международной практике.

В период первой мировой войны широкую известность получили факты восторженной встречи наступающих русских армий коренным населением Галиции и Буковины, и прежде всего русинами.

Австро-венгерские власти с начала войны начали открытый террор в форме откровенного геноцида против своих подданных — русин заподозренных в русофильстве.

Была создана сеть концлагерей, где содержались наиболее активные сторонники единства с Россией (в т. ч. женщины и дети). Символом этих концлагерей стали знаменитые Талергоф, Терезин и др. Были уничтожены десятки тысяч людей. За годы той войны только в Восточной Галиции общие потери коренного населения, включая вынужденную миграцию, составили до полумиллиона человек.

Осенью 1920г. образована "Серболужицкая Народная Партия" (Serbska Ludowa Strona).

В конце 1920г. организована молодёжная организация лужичан "СОКОЛЫ", которая была тесно связана с чешской спортивной организацией "Соколы". "Вендским отделом немецких властей" было издано "строго секретное" предписание препятствовать основанию местных групп сербо - лужицкой молодёжной организации "Соколы" и запрещать проезд лужицких детей в летнее время на каникулы в Польшу и Чехословакию.

1919 - 1932 - Веймарская (Vymarska) конституция (ustava) Германии позволяет (umoz t'uje) с одной стороны (z jedne strany) более активную (oziveni) культурную и политическую жизнь (zivota), с другой стороны (z druhe strany) всякое (vsak je) лужицкое народное (lidove) движение (hnuti) контролируется "Вендским отделом" ("Vendskym oddelenim" ("Wendenabteilungen")). В годы Веймарской Республики (1919-1933) в Сербской Лужице выходило свыше 10 газет и журналов, в том числе литературный журнал "Лужица",

В мае 1922г. крупные учёные-слависты Европы направили в Лигу Наций обращение: "...Речь здесь идёт о существовании или исчезновении последних остатков некогда сильного народа балтийских и полабских славян, о жизни или смерти маленького лужицкого народа, насчитывающего примерно 200.000 человек, который сам себя называет "лужицкими сербами", а немцы - "вендами" и который живёт на компактной территории Лужице в Саксонии и Пруссии. Несомненно, что исчезновение старого языка и остатков старой культуры, которые, однако, продолжают развиваться оригинальным образом, было бы потерей для научных исследований. Необходимо им иметь свои национальные школы, преподавательский состав должен быть по происхождению лужицкими сербами, и священники в приходах лужичан тоже должны быть лужичанами". Под Обращением поставили свои подписи 99 учёных, среди них И.А.Бодуэн де Куртенэ, Т.Грабовский, Т.Лер-Сплавинский, Л.Нидерле, И.Пата. В некоторых странах были созданы Общества Друзей Лужичан. В 1923г. бельгийский историк А.Вирсе издал книгу о положении лужичан "Народ - мученик". За период с 1929 по 1936г. в "Лигу Наций" поступило 852 жалобы по судьбе лужичан, на рассмотрение Совета Лиги Наций дошло только 5 жалоб, которые были похоронены в процедурных спорах. По требованию немецких властей в Праге в 1922г. была закрыта лужицкая семинария, в которой два столетия выращивалась лужицкая интеллигенция. Лужичанам было запрещено даже приближаться к чехословацкой границе. Лужицким сербам нельзя было занимать никаких административных постов, особенно в органах юстиции.

В октябре 1925г. "Народный Совет Лужицких Сербов" был принят в Союз европейских национальных меньшинств и участвовал в его Женевских конгрессах.

В марте 1926г. "Союз национальных меньшинств Германии", в который вошли Польский союз, Датское объединение Шлезвиг, Объединение фризов, Союз литовцев и "Народный Совет Лужицких Сербов", на своём Берлинском конгрессе направил германскому правительству письмо с требованием принять закон об охране национальных меньшинств в Германии.

*(Исторические параллели) {3 октября 1929г. Королевство Сербов Хорватов и Словенцев переименовано в королевство Югославия.}

30 января 1933г. в Германии установилась гитлеровская диктатура. В марте 1933г. был организован приём Гитлером "шпревальдцев" - лужичан из Долинной Лужицы Шпреевальда - БЛОТО. В апреле 1933г. последовало распоряжение закрыть газету лужичан "Сербске Новины". Многие лужицкие общественные деятели были вынуждены эмигрировать в Чехословакию, спасаясь от арестов по национальному признаку. Распущена молодёжная организация "Соколы". Было арестовано и заключено в концлагеря Дахау и Освенцим более 100 лужицких деятелей. Председатель Домовины П.Недо был заключён в тюрьму и освобождён советскими войсками в 1945г.

В мае 1937г. в Праге состоялся митинг Общества Друзей Лужицы, на котором была принята резолюция протеста против уничтожения лужицких сербов. С захватом в марте 1939г. Чехословакии в Праге нацисты конфисковали лужицкую библиотеку им. Горника. Глава нацистов Германии провозгласил лужичан "сербоязычными немцами" и планировал их переселение в Эльзас-Лотарингию и районы Польши, а франкоязычных эльзасцев в Лужицу. В документах "Вендского отдела" говорится: "Серболужичане не являются национальным меньшинством в собственном смысле этого слова и не имеют собственной народности. Они составляют особую часть немецкой народности... Лужицкие Сербы являются немцами. Отношение к лужицким сербам составляет внутри германский вопрос, который не должен беспокоить Лигу Наций". Также лужичане использовались в программе по евгенике - улучшении немецкой нации. В 1940г. употребление серболужицкого языка запрещено даже в деревнях.

После (po r.) 1933 - Нацистская диктатура/нации (Nacisticka diktatura/snahy) пыталась физически (o fyzicke) и психологически (a psychicke) уничтожить (vyhubeni) серболужицкий народ (naroda): изгнаны (vyhnani) лужицкие учителя (ucitelu) и лужицкое духовенство – священники (a duchovnich) из Лужицы; лужицкие антифашисты, включая Алёшу Андрицкого (m.j. Alojs Andricki) (1943) и журналистку Марию Грольмузец (Marja Grolmusec) были убиты (zavrazdeni). Полный запрет лужицкой прессы, общественных организаций и национальных праздников. Начались аресты и выселения лужичан, прежде всего коснувшиеся лужицкой интеллигенции. Оставшиеся на свободе члены Домовины делали попытки организовать антифашистское сопротивление, в котором участвовали писатели Юрий Брезан (Jurij Bresan) и др.. Арестован был и председатель Домовины, талантливый учёный и публицист Павло Недо (1908-1984), снова возглавивший Домовину после разгрома фашизма в 1945г..

1937 - Запрещена (Zakaz) Домовина (Domowina) потому, что (pote, co) не следует (odmitla) нацистским порядкам (nacisticke usmernovani), и все (a veskereho) формы общественной (verejneho) лужицкой жизни (zivota) как славян.

1937 - Нацистами (nacisty) конфискован СЕРБСКИЙ ДОМ, и в начале (v roce) 1944 он был (byla budova) сожжён (spalena) СС'овцами (SS). В 1937г. в Горной Лужице проживало 24.000 лужичан католиков. Похоже, что только католикам - мильчанам удастся сохраниться, как лужицкие сербы в Германии. Подобный процесс мы видим в Поморянии где славянскую принадлежность к поморянам удалось сохранить только католикам - кашубам.

*(Исторические параллели) {11 октября 1938г. образовано впервые автономное правительство Русин в Подкарпатской Руси в составе Чехословакии. 2 ноября 1938г. по Венскому арбитражу южные районы Закарпатской Руси переданы Венгрии.}

1939 - Запрет журнала (casopisu) "Katolski Posol" известен, как ликвидация (znamena likvidaci) последнего (posledni) издания (publikace), выходящего на лужицком языке (v luzicke srbstine).

*(Исторические параллели) {15 - 17 марта 1939г. Венгрия оккупировала Закарпатскую Русь. 1 сентября 1939г. Германия напала на славянскую Польшу - начало Второй Мировой войны.}

После передачи полномочий автономному правительству Подкарпатской Руси второму кабинету под руководством монсиньора А.Волошина 26 октября 1938 г. в крае развернулась, по интерпретации новых идеологов, политика: русины должны являться частью народа Украины и их язык, религия, нравы и обычаи должны соответствовать галицким стандартам.

30 декабря 1938 г. местный "Правительственный вестник" ("Урядовий вiсник") опубликовал решение автономного правительства (этой же датой) о новом названии края. В решении говорилось, что "до момента окончательного официального принятия названия края автономным сеймом - разрешается использовать название "Карпатская Украина". Под этим правительственным решением стояли подписи премьер-министра А.Волошина и министра Ревая. Этот же министр подкарпаторусского правительства, Ревай, 5 января 1939 г. на вопрос журналиста одной из газет о правомочии такого решения заявил: "Правительство разрешило использование названия "Карпатская Украина" по своему усмотрению, так как народ Карпатской Украины является украинским".

Официальная Прага реагирует тут же и уже 28 января 1939 г. д-р Паркани из канцелярии Президента официально предупреждает подкарпаторусских деятелей о недопустимости подобных эксцессов. Центральное правительство по-прежнему использует официальное название.

А.Волошин в своей телеграмме от 28 января 1939 г. просит "...чтобы Президент Республики созвал сейм Капатской Украины..." и Гаха официально отвечает 10 марта того же года в Хуст: "Уважаемый господин председатель автономного правительства! Созываю Сейм Подкарпатской Руси на заседание в Хуст на день 21 марта 1939 г."

Однако, в связи с изменившейся политической ситуацией, сейм собрался на своё первое заседание уже 15 марта 1939 г. Он формально принял закон о независимости государства и, во втором параграфе закона было изложено: "названием государства является "Карпатская Украина". Через два часа после принятия решений, депутаты сейма, практически в полном составе, иммигрировали в Румынию.

15 - 17 марта 1939г. Венгрия оккупировала Закарпатскую Русь.

К 1940г. после 7-летнего террора в Лужице нельзя было найти ничего серболужицкого. Не слышно было лужицких песен, не видно было игр и танцев. Были запрещены даже посиделки, где девушки могли говорить на серболужицком языке. Почти все лужицкие молодые мужчины были забраны на фронт. Многие лужичане вынуждены были скрывать свою славянскую принадлежность к лужицким сербам, изменять славянские фамилии на немецкие. И в наши дни мы видим, что лужичане пишут свои фамилии по - лужицки и дают их перевод на немецкий язык для немецкой власти. Все официальные переписи лужицких сербов в Германии искусственно занижали реальную численность лужичан: 1849г.=141.649 чел.,1861г.=136.160, 1880г.=131.500, 1900г.=116.811, 1910г.=104.114, 1925г.=71.203, 1939г.=425 лужичанина - это те, кто говорил только по - серболужицки и не знал немецкого языка, всех знавших немецкий и серболужицкий язык записывали немцами.

*(Исторические параллели) {В декабре 1941 г. во время переговоров в Москве с премьер-министром польского эмигрантского правительства В.Сикорского и И.В.Сталина, Сталин заявил, что Восточная Пруссия должна принадлежать Польше, а польские западные границы должны опираться на реку Одра.}

1941 - Браниборский кансистор (суд?) (Braniborska konsistor) запрещает (posledni) богослужение (bohosluzby) на лужицком языке (v luzicke srbstine).

*(Исторические параллели) {22 июня 1941г. Германия напала на СССР. 26 ноября 1944г. 1-й Съезд делегатов народных комитетов русин Закарпатской (Подкарпатской) Руси в городе Мукачев, потребовавший воссоединения с Россией.}

*(Исторические параллели) {В августе 1943 г. государственный департамент США подготовил три меморандума о польско-германской границе. В №1 (Ф.Мосли) передать Польше Восточную Пруссию и Гданьск. В №2 (В.Корен и ДЖ.Кэмпбелл) обосновывали необходимость передачи Верхней Силезии Польше, но требование польского эмигрантского правительства о вхождении всей Верхней Силезии в состав Польши было признано слишком далеко идущим. В №3 (В.Корен и ДЖ.Кэмпбелл) в нём определялась проблема верхнесилезкого округа в контексте польско - германо-чехословацкой границы, каждое из государств должно осуществлять контроль над определённой частью Верхней Силезии. Создать международную комиссию для вмешательства в верхнесилезские дела в случае возникновения спорных ситуаций между Польшей, Германией и Чехословакией.}

*(Исторические параллели) {Ноябрь 1943 г. на Тегеранской конференции было принято предложение У.Черчилля о том, что "Очаг Польского государства и народа должен быть расположен между линией Керзона и линией реки Одра, с включением в состав Польши Восточной Пруссии и Оппельнской провинции.}

18 ноября 1944 года в Мукачеве состоялся Православный съезд. Его делегатами были 23 православных священника, известные ученые и общественные деятели Георгий Геровский и Петр Линтур. Съезд принял обращение к Сталину. В нем говорилось:

"Мы, нижеподписавшиеся представители православных общин Карпатской Руси, выражая волю всего православного русского народа, просим включить Карпатскую Украину (Карпатскую Русь) в состав СССР в форме: Карпаторусская Советская Республика.

Желания и мечты предков русин всегда были, чтобы земля за Карпатами, заселенная русинами, т. е. Руси сынами, возвратилась в лоно Великой Руси. Но поработители русин всегда тому препятствовали. Таким образом, русины целые столетия оставались в германо-венгерском рабстве вплоть до 1919 года.

Наученные горьким опытом, мы решительно заявляем, что политическая, экономическая, культурная и социальная жизнь нашего русинского народа может успешно развиваться только в пределах великого, родного нам Советского Союза, и ни в коем случае не в каком-либо чужом государстве.

ВОЛЯ КАРПАТО-РУССКОГО НАШЕГО НАРОДА: ХОТИМ РАЗ И НАВСЕГДА СВЯЗАТЬ СВОЮ СУДЬБУ С СУДЬБОЮ НАШИХ СОПЛЕМЕННИКОВ В СССР и то определить нам Карпато-русскую Советскую Республику от Ясиня до Попрала и от Ужка до Доброчина (Дебрецена). Выражая великую радость и глубокую благодарность по поводу освобождения Великому вождю и освободителю всего славянства и Европы товарищу Маршалу Сталину и Красной Армии, мы просим принять Карпатскую Русь в состав Советского Союза.

Участвующие в работе съезда православные священники подписали петицию, в которой просили Синод Русской Православной Церкви вступить в контакт с Синодом Сербской Православной Церкви и каноническим путем оформить переход Мукачевско-Пряшевской епархии в юрисдикцию Московской Патриархии.

Православный съезд принял решение направить свою представительную делегацию в Москву, в нее вошли все, подписавшие письмо Сталину. Днем раньше в Мукачеве состоялось общее собрание делегатов местных комитетов - о воссоединении Закарпатской Руси с великим братским русским народом. В его работе в полном составе приняли участие делегаты Православного съезда. Георгий Геровский (1806-1959) был председателем этого собрания. Он же, по решению собрания, как руководитель делегации местных комитетов должен был совместно с православной делегацией отправиться в Москву и донести правительству СССР решение представительного собрания о вхождении Подкарпатской Руси как автономной единицы в состав Российской Федерации.

Уже на следующий день после Православного съезда, 19 ноября, в том же Мукачеве состоялась первая конференция коммунистов Закарпатья. 294 делегата проголосовали за резолюцию: "Про воззэеднання Закарпатськой Украини з Радянською Украиною в складе Радянського Союзу". Началась усиленная подготовка к съезду Народных комитетов, который состоялся 26 ноября 1944 года.

Православная делегация смогла добраться в Москву уже после съезда Народных комитетов, 7 декабря 1944 г. В Москве ей оказали пышный прием, делегация была принята в Московской патриархии патриаршим местоблюстителем митрополитом Алексием, управляющим Московской епархией митрополитом Николаем, экзархом Украины митрополитом Иоанном и архиепископом Ярославским Алексием. После взаимного знакомства руководитель делегации игумен Феофан передал митрополиту Алексию петицию.

Вскоре в "Закарпатской правде" 26 декабря 1944 г. была опубликована статья "Встреча с отцом Феофаном". В ней, в частности, писалось: "До настоящего времени мы подчинялись Сербскому Священному Синоду, который нас серьезно поддерживал, от всей души, и с развитием Русской Православной Церкви в Закарпатской Украине принято решение о присоединении к Советской Украине, что подразумевает, что Церковь тоже должна перейти к Московскому Священному Синоду". О том, что православная делегация края на встрече с Патриархом Алексием еще раз напомнила о том, что ее члены "решительно против присоединения нашей территории к Украинской ССР", в статье даже не упоминалось.

Предстоящая канонизация архимандрита Алексия скончался в 1947 году станет началом процесса прославления всего сонма карпато-русских святых.

19 апреля 1945г. советские войска при содействии 2-й польской армии, форсировав реку Ныса Лужицкая, овладели лужицкими городами Муосков, Бела Вода, 20 апреля освободили города Ниски, Шпремберг, Воёрица. На следующий день был освобождён Будышин, затем Каменец и другие города и сёла лужичан. В последние дни войны в Лужице произошли ожесточённые бои советских и польских войск с фашистской группировкой Шернера, пытавшейся прорваться из Чехословакии. Отступая, они угнали большинство взрослого мужского населения Лужицы в "фольксштурм".

*(Исторические параллели) {1-2 февраля 1945 г. на англо-американских переговорах Ф.Рузвельта и министра иностранных дел Великобритании А. Идена на Мальте в меморандуме (Э.Стеттниус) говорилось необходимо ограничить компенсацию Польше Восточной Пруссией (за исключением Кролевец - Кёнигсберга), маленькими выступами Поморянии, которая включает территорию около 100 миль на запад вдоль балтийского побережья до польского "коридора" и Верхней Силезией. Следует приложить все усилия, чтобы свести компенсации Польше к минимуму. Мы должны решительно протестовать против попыток расширения польской границы до линии реки Одра или рек Одра - Ныса Лужицкая.}

*(Исторические параллели) {7 февраля 1945 г. на Ялтинской конференции (4-11.02.1945) министр иностранных дел СССР В.М.Молотов передал Ф.Рузвельту и У.Черчиллю российский проект о послевоенных границах Польши. 1 Считать что восточная граница Польши должна идти по линии Керзона с отклонениями на 5-6 км в пользу Польши. 2 Считать, что западная граница Польши должна идти западней от города Шецин на юг по реке Одра, а дальше по реке Ныса Лужицкая. США соглашались на возвращение Польше только Верхней Силезии и далее только по реке Одра исключая земли в востоку от реки Ныса Лужицкая.}

29 июня 1945г. заключён договор между СССР и Чехословакией о Закарпатской Руси и РУСИНАХ.

В ст. 1 договора: "Закарпатская Украина (носящая согласно Чехословацкой Конституции название Подкарпатская Русь), которая на основании Договора 10-го сентября 1919 г., заключенного в Сан-Жермен ан Лэ, вошла в качестве автономной единицы в рамки Чехословацкой Республики...".

20 столетие было чрезвычайно трагичным для маленького русинского народа. Концлагеря в Талергофе и Терезине в Первую Мировую, послевоенная операция "Висла"...

"Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой о Закарпатской Украине", договор был подписан в Кремле 29.06.1945 г. и Протокола к нему. Ст. 1 названного Договора говорилось "Закарпатская Украина (носящая согласно Чехословацкой Конституции, название Подкарпатская Русь)... включается в состав Украинской Советской Социалистической Республики".

В годы второй мировой войны Русины составляли основной костяк первого чехословацкого армейского корпуса в СССР. Так, например, из 1696 солдат запасного полка и резервной роты в Бузулуке было 1422 Русинов, в чехословацкой военной части в бое за Соколово было 27 % Русинов, в боях за Киев – 63 %. До перехода границ ЧСР в корпусе насчитывалось 7100 Русинов и ещё в апреле 1945 г. – 5349. Своими боевыми заслугами и тысячами павших и раненых героев они внесли неоценимый вклад в освобождение и свободу ЧСР.

 

1945 - 10 - ого мая (kvetna) Обновлённая (Obnoveni) Домовина возрождена, как (jako) первая (prvni) демократическая организация в послевоенном (v po valce) Немецком государстве (Nemecku).

***1945г. - "Народный Совет Лужицких сербов" первоначально находился в Праге. В своих меморандумах он пытался обратить внимание на национальные чаянья самого малочисленного славянского народа - лужичан.

12.05.1945г. – № 1 Меморандум лужицких сербов (Яна Грофа, Павла Крейчмара) Маршалу Советского Союза И.В. Сталину. Прага, 1945г. В меморандуме от 12 мая 1945г. Лужицкий Народный Совет просил освободить в первую очередь военнопленных лужичан, оказать содействие в возвращении Лужицкого Народного Совета в Баутцен – Будышин. Предлагается тесное сотрудничество с соседней Чехословакией под защитой победоносного Советского Союза.

*(Исторические параллели) {17 июля - 2 августа 1945 г. на Потсдамской конференции (Потсдам в 993 году назывался полабскими сербами славянским именем "Под дубами") В.М.Молотов вручил делегации США и Великобритании проект соглашения об установлении западной границы Польши по линии от Балтийского моря чуть западнее Свиноустья по острову Узедом, западней г.Шецин и отсюда вдоль рек Одра - Ныса Лужицкая до чехословацкой границы. Президент США Г.Трумэн возражал обосновывая необходимостью получения репараций и с этих польских земель Силезии и Поморянии. Советская делегация заявила об отказе СССР от репараций с этих исконных польских земель славян. 31 июля было принято советское предложение об восстановлении западной границы Польши.}

1. 06.1945г. – № 2 Меморандум лужицких сербов (Ян Чиж, Ян Смоляр) – Славянского народа в Германии, который просит освобождения и присоединения к Чехословакии. Предлагается воссоздать уже не Лужицкую марку, а "Единую административную область ЛУЖИЦА", величиной приблизительно в 10.000 квадратных километров с 900 тысячным населением, из которого 500.000 человек лужичане, и чтобы Лужица находилась в границах Чехословакии под охраной СССР. Провести аграрную реформу, национализацию промышленности и открытие лужицких школ.

 

 

*(Исторические параллели) {29 июня 1945г. заключён договор между СССР и Чехословакией о Закарпатской Руси и РУСИНАХ.}

К 1946г. –"Народный совет лужицких сербов" переименован в – "Лужицкий Национальный Совет" и расположился в Будышине.

7.01.1946г. – № 3 Меморандум лужицких сербов (Ян Чиж) – Последнего порабощенного народа Европы: -принять лужичан в ООН, признать Национальный Совет, как правительство самостоятельной Лужицы и немедленно отменить в Лужице все распоряжения, изданные Союзным Контрольным Советом для побеждённой Германии.

Март.1946г. – № 4 Меморандум лужицких сербов, предложенный Конференции четырёх министров иностранных дел в Москве. Необходимо включить соответствующий пункт в мирный договор: отделить Лужицу от Германии в политическом отношении и объявить её нейтральной территорией, на которой разрешить пребывание вооружённых сил одного или нескольких славянских государств, а также обязать Германию компенсировать ущерб, причиненный лужицкому народу в политическом, экономическом и культурном отношении. В западной печати появились сообщения, что по решению саксонского ландтага г.Герлиц переименован в "Мески", что вскоре будет создано "Эльбско - славянское государство", западной границей которого станет бассейн реки Заале (Сала), а восточной река Ныса Лужицкая (Нейс), что в принципе соответствует ядру Древней Полабской Сербии - (БЕЛАЯ СЕРБИЯ?).

1947 - Начала (Zacina) выходить (se vydavat) на языке горной Лужицы ежедневная (denik) газета "Новая жизнь" ("Nowa doba"), сегодня (dnesni) она называется ("Serbske nowiny") "Сербская газета".

1947 - Открыта (Zalozeni) серболужицкая (luzickosrbske) средняя (stredni skoly) школа (позже (pozdeji) серболужицкая двенадцатилетняя (dvanactileta) школа (skola) в Малом Вёлкове (Malem Wjelkove (Kleinwelka)), сегодня (dnes) серболужицкая гимназия (gymnazium) в Будышине).

Февраль. 1948г. – "Национальный Совет Лужичан" самораспустился в феврале 1948г., единственной массовой культурной организацией лужичан стала Домовина. В невероятно трудных условиях Домовина добивалась введения серболужицкого языка в лужицких школах, совместно с Матицей Сербской издавала книги для чтения на родном лужицком языке, песенники, устраивала народные праздники, встречи учащейся молодёжи. Домовина подразделяется на районные организации, так называемые ЖУПЫ (zupy) с центрами в Будышине, Кроствице, Гохкирхе, Воёрице (Гойерсверде), Шлейфе и Котбусе, и на 150 местных групп - СКУПИНЫ (skupiny), которые могут объединять несколько мелких общин во главе с доверенным лицом - ДОВЕРНИК (dowernik). Самостоятельная местная скупина существует также в Дрездене. Председателем Домовины на первом общем собрании в 1951г. был избран Курт Кренц. Знаменем Домовины, как и всего лужицкого народа, является трехцветный флаг: верхняя полоса голубая- голубая, средняя красная- красная, а нижняя белая- белая, символом Домовины является дерево ЛИПА с корнями.

*** – Меморандумы лужичан остались без внимания руководства СССР в связи с тем, что не ясно было в чьей сфере влияния окажутся Западнославянские страны. А территория Полабской Германии точно оставалась в Советской Зоне Влияния, и было решено оставить лужицких сербов в составе немецкого государства. Так рухнули надежды славян – вендов по созданию:

"Славянского Люксембурга" – Лужицы – "Славянского - Лаузица".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.086 с.)