Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация формовочных материалов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В гипсовые формовочные материалы в качестве связующего входит гипс, а в качестве огнеупорного наполнителя – оксид кремния. Добавление воды в формовочный материал в начальной стадии твердения гипса приводит к значительному расширению формы – гигроскопическому расширению, что является следствием увеличения расстояния между растущими кристаллами гипса. Максимальное гигроскопическое расширение достигается при взаимодействии воды с формовочным материалом до начала схватывания. Величина гигроскопического расширения может достигать 1 – 2,5%, что вполне компенсирует усадку при литье протезов из сплавов золота. Основным методом компенсации усадки отливок является термическое расширение. Для его создания форму перед отливкой подвергают термической обработке. Конечная температура прогрева формы зависит от вида оксида кремния, входящего в состав формовочного материала. Если формовочный материал содержит кварц, то форму нагревают до 700°С, если кристобалит – до 450°С. Изменяя соотношение воды и порошка при замешивании формовочной массы, можно варьировать термическое расширение формы в довольно широком диапазоне – от 0,9 до 1,4%. Для литья сплавов с более высокой температурой плавления применяются огнеупорные или высокотемпературные формовочные материалы на фосфатном связующем. Они используются при литье зубных деталей из нержавеющих сталей, температура плавления которых примерно 1300°С. Фосфорная кислота реагирует с окисью цинка, окисью алюминия или окисью магния. Образующиеся при этом фосфаты связывают крупинки кварца или кристаболита в прочный материал. Время схватывания 7-17 мин. Обжиг формы осуществляется постепенно нагреванием в печи до 1100°С. Формы из фосфатных материалов не обладают свойствами гигроскопического расширения. Внедрение в зуботехническую практику силикатных формовочных материалов, отличающихся высокой прочностью и термостойкостью, связано с применением кобальтохромовых и нержавеющих сталей. В силикатных формовочных материалах в качестве связующего применяется кремневый гель, образующийся при гидролизе жидкого стекла, или органические соединения кремния, например этилсиликат [Si(OC2H5)4]. После прогрева форма дает значительное термическое расширение с образованием в силикатном связующем оксида кремния, который способен к изменениям при нагревании, вызывающим дополнительное увеличение объема. Абразивные материалы Абразивные материалы (лат. abrasio – соскабливание) – мелкозернистые вещества высокой твердости, используемые для обработки поверхностей из металлов, полимеров, дерева, камня и т.д. В обработанном виде абразивные материалы применяются для обдирки, зачистки металла, шлифования, заточки, притирки, отделки поверхности протеза. Они представляют собой твердые кристаллические или порошкообразные минералы. Абразивные материалы классифицируют: 1. По назначению: а. шлифовочные; б. полировочные. 2. По природе связующего вещества: а. керамические; б. бакелитовые; в. вулканитовые; г. пасты. 3. По форме инструмента (материала): круги различных размеров (тарельчатые, чашечные, чечевичные фрезы, фасонные головки, грушевидные, конусовидные), наждачное полотно и бумага. 4. По происхождению: а. естественного; б. искусственного. Абразивные материалы бывают естественные и искусственные. К естественным относятся корунд, наждак, кварц, кремень, пемза, гранит, песчаник, алмаз, к искусственным – электрокорунд, карбид кремния, карбид бора, графит, окись хрома и железа. Абразивные инструменты различаются по форме, размеру, зернистости, твердости абразива, природе связующего материала. Свойства абразивов: · твердость и прочность; · форма абразивной частицы или зерна; · абразивная способность; · зернистость. На скорость истирания влияют следующие факторы: 1. Большая разница в твердости между материалом абразива и субстратом (обрабатываемое изделие). Для шлифования необходимо, чтобы твердость абразива была более высокой, чем твердость поверхности субстрата. Абразив должен обладать определенной хрупкостью, поскольку при обработке происходит излом абразивного зерна, и образуется новый режущий край. При высокой вязкости абразива он не будет ломаться, а постепенно округляться и терять шлифующую способность. 2. Размер частиц абразива. В зависимости от размера частиц абразив может быть грубым, средним и тонким. Абразивные частицы большого размера будут истирать поверхность быстрее, однако на поверхности субстрата останутся более грубые царапины, чем при обработке тонким абразивом. 3. Форма частиц бывает разной. Заостренные неправильной формы зерна абразива будут истирать поверхность быстрее закругленных частиц, имеющих более тупые режущие грани. Но первые будут оставлять на поверхности более глубокие царапины, чем вторые. По мере увеличения времени действия абразива скорость истирания снижается, так как форма частиц абразива скругляется, а абразив загрязняется продуктами износа поверхности субстрата (осколками или стружкой). Наиболее благоприятной считается изометрическая форма абразива, т.е. имеющая одинаковые длину, ширину и высоту. 4. Скорость движения абразива по поверхности субстрата. Чем она больше, тем быстрей происходит истирание этой поверхности, при этом повышается температура истираемой поверхности. 5. Величина давления, приложенного к абразиву. Повышение давления приводит к более быстрому истиранию данным абразивом поверхности, при этом на поверхности появятся более глубокие и широкие царапины, повышается температура (при обработке поверхностей в полости рта последнее очень важно). 6. Наличие смазки, которая предназначена для снижения температуры разогрева и удаления из зоны действия абразива осколков или продуктов истирания субстрата. В стоматологии абразивные материалы используются в виде различных инструментов. К инструментам для шлифования относятся камни, боры, резиновые круги и диски. Полирование (от лат. polio – делаю гладким) – процесс обработки материалов с целью получения чистой гладкой зеркальной поверхности. Этот процесс следует за шлифованием. Полирование осуществляют с помощью абразива, состоящего из частиц очень маленького размера (субмикронного). Частицы меньшего размера выглаживают поверхность, устраняя шероховатости, полученные при шлифовании более грубым абразивом. В отличие от абразива, применяемого для шлифования, полирующий абразив должен быть мягче материала полируемого протеза. Полирование проводится при помощи кругов или круглых щеток, покрытых полировочными пастами. Линейная скорость при полировании должна быть больше, чем при шлифовании. Для полирования используют оксид хрома, оксид железа (крокус), мел, гипс, диатомит. Контрольные вопросы 1. Перечислите виды природных восков. 2. Как подразделяются стоматологические воски по назначению? 3. Какие требования предъявляются к формовочным материалам? 4. Какова практическая значимость гигроскопического или термического расширения формовочных материалов? 5. Перечислите основные свойства абразивов. Ситуационные задачи 1. Зубному технику необходимо отмоделировать базис будущего съемного пластиночного протеза. Он для этого использовал моделировочный воск II типа. Правильно ли был выбран воск? Обоснуйте. 2. Для получения литой конструкции из золотосодержащего сплава техник использовал формовочный материал на фосфатном связующем. Допущена ли ошибка? Ответ обоснуйте. 3. При шлифовке пластмассового базиса съемного пластиночного протеза техник обнаружил глубокие и широкие царапины на шлифуемой поверхности. Вследствие чего они могли появиться? Что необходимо предпринять, чтобы поверхность изделия была более гладкой? 4. При полировке врачом пломбы в полости рта пациент пожаловался на боль в полируемом зубе. Какие причины могут вызвать болевую реакцию у пациента? 5. Для полировки пластмассовой коронки техник выбрал наждачный круг. После чего поверхность коронки осталась шероховатой. Правильно ли выбран абразив? Тестовый контроль знаний 1. К воскам животного происхождения относятся: а. ланолин; б. карнаубский воск; в. спермацет; г. парафин; д. пчелиный воск. 2. К моделировочным воскам относят: а. для вкладок; б. погружной; в. литьевой; г. липкий; д. базисный; 3. Формовочные материалы на фосфатном связующем применяются: а. для вкладок; б. для сплавов титана; в. для золотых сплавов; г. для частичных съемных протезов. 4. К естественным абразивным материалам относят: а. корунд; б. наждак; в. электрокорунд; г. алмаз; д. графит. 5. Для полирования используют: а. мел; б. диатомит; в. оксид хрома; г. наждачное полотно; д. пемза. Домашнее задание а) написать классификацию стоматологических восков; б) выписать классификацию формовочных материалов; в) выписать классификацию абразивных материалов; Литература Основная литература: 1. Базикян Э.А. Пропедевтическая стоматология: учебник / под ред. Э.А. Базикяна // М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 539-542; 548-556. 2. Гаража Н.Н. Пропедевтика ортопедической стоматологии: практическое руководство / под ред. Н.Н. Гаражи // Ставрополь: Изд-во «Кавказский край», 2006. – С. 106-129. 3. Попков В.А. Стоматологическое материаловедение: Учебное пособие. / В.А. Попков, О.В. Нестерова, В.Ю. Решетняк // М.: МЕДпресс-информ, 2009. – С. 120-125; 136-156. Дополнительная литература: 3. Аболмасов Н.Г. Ортопедическая стоматология: Учебник для студ. вузов / Н.Г. Аболмасов, Н.Н. Аболмасов, В.А. Бычков // М.: МЕДпресс-информ, 2009. – С. 80-83; 93-97. 4. Поюровская И.Я. Стоматологическое материаловедение: учебное пособие / И.Я. Поюровская // М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 104-114.
Практическое занятие № 9 Тема. Итоговое занятие. Цель. Подведение итогов посещаемости студентами практических занятий и лекций в течение семестра. Оценка активности участия студентов в обсуждении теоретических вопросов. Определение степени активности студентов в выполнении практической части занятий. Контроль качества усвоения студентами тем практических занятий. Контроль приобретенных мануальных навыков. Формирование у будущих врачей клинического мышления с использованием полученных знаний. Выявление проблем, с которыми сталкивался студент при изучении материала практических занятий. Определение сложностей, с которыми встречался преподаватель при проведении практических занятий. Использование разнообразных форм контроля усвоения знаний (тестовые задания, ситуационные задачи). Применение индивидуального подхода для оценки знаний, адекватного успеваемости студента. Предложение студентам обосновать правильность ответов со ссылками на визуальные источники (оборудование, инструменты, рисунки, таблицы, стенды, модели, фантомы, материалы и т. д.). Метод проведения. Групповое занятие. Место проведения. Лечебный и фантомный кабинеты. Обеспечение Техническое оснащение: стоматологические установки, кресла, лотки с инструментами, наконечники, зуботехнический инструментарий, окклюдатор, артикулятор, кламмерная проволка, диапроектор, видеоаппаратура. Учебные пособия: фантомы головы с верхней и нижней челюстями с искусственными зубами, наборы алмазных головок, сепарацион-ные диски, слепочные массы, ложки, учебники, лекции, методические указания, стенды, таблицы, слайды, видеофильмы. Средства контроля: журнал посещаемости и успеваемости студентов с оценками за теоретические и практические части занятия; фантомы с выполненными студентами заданиями по мануальным навыкам; карта мануальных навыков студента с отметкой преподавателя о выполнении практических заданий по самостоятельной работе; задания для студентов по контролю уровня знаний (решение тестовых заданий, ситуационных задач, заданий по практическим навыкам) План занятия Контроль успеваемости и посещаемости студентов 5 мин. Инструктаж по выполнению заданий для контроля усвоения пройденных тем............................ 5 мин. Выполнение полученных студентами тестовых заданий в письменной форме......................................... 30 мин. Перерыв............................................................. …………………………………………. 5 мин. Решение ситуационных задач.......................... 45 мин. Перерыв............................................................. …………………………………………. 5 мин. Контроль выполнения заданий по мануальным навыкам по приему пациентов в течение семестра........ 30 мин. Анализ и обоснование правильности устных и письменных ответов студентов, подведение итогов............. 15 мин. Тестовые задания Выберите правильный ответ 1. Какой вид стоматологического фарфора применяется для изготовления искусственных зубов для съемного протеза? а) тугоплавкий; б) среднеплавкий; в) низкоплавкий. 2. Какой вид стоматологического фарфора применяется для изготовления коронок, вкладок и мостовидных протезов? а) тугоплавкий; б) среднеплавкий; в) низкоплавкий. 3. Для чего в состав фарфора вводится кварц? а) для создания блестящей поверхности зубов после обжига; б) для уменьшения усадки фарфоровых масс и снижения хрупкости изделия; в) для повышения механической прочности и термической стойкости; г) для снижения температуры плавления керамических масс. 4. Для чего в состав фарфора вводится каолин? а) для создания блестящей поверхности зубов после обжига; б) для уменьшения усадки фарфоровых масс и снижения хрупкости изделия; в) для повышения механической прочности и термической стойкости; г) для снижения температуры плавления керамических масс. 5. Назовите основные компоненты фарфора: а) кварц, каолин, полевой шпат, берилий; б) кварц, каолин, полевой шпат, легкоплавкие добавки; в) кварц, каолин, полевой шпат, кобальт. 6. Какие пробы сплава золота применяются в ортопедической стоматологии? а) 500; б) 345, 700; в) 575, 712, 850 припой; г) 900, 750 с платиной, 750 припой. 7. Какова температура плавления кобальто-хромового сплава? а) 1300°С; б) 1460°С; в) 700°С; г) 900°С; д) 1000°С. 8. В какую стадию полимеризации работают с пластмассой? а) насыщения; б) песочную; в) тянущихся нитей; г) тестообразную; д) резиноподобную. 9. Сколько остаточного мономера содержат базисные пластмассы при правильном режиме полимеризации? а) 1%; б) 1,5%; в) 0,5%; г) 2%; д) 3%. 10. Выберите пластмассы горячей полимеризации. а) «Протакрил», «Редонт 02»; б) «Карбопласт», «Стадонт»; в) «Этакрил», «Синма-М»; г) «Норакрил», «Акрилоксид». 11. Какие пластмассы относятся к группе эластических? а) «Фторакс», «Протакрил»; б) «Карбопласт», «Стадонт»; в) «Этакрил», «Синма-М»; г) «Ортосил», «Боксил». 12. Для отбеливания деталей из серебряно-палладиевых сплавов используется: а) 96% спирт; б) 40-50% раствор соляной кислоты; в) 0,5-2% раствор соляной кислоты; г) 10-15% раствор соляной кислоты. 13. К технологическим свойствам металлов относят: а) ковкость; б) плотность; в) упругость. 9. Какая технология применяется при изготовлении пластмассовой коронки? а) обжиг; б) полимеризация; в) штамповка. 14.К какой группе оттискных материалов относится гипс? а. твердые; б. эластомерные; в. гидроколлоидные. 15.Что повышает твердость термопластической массы? а. парафин; б. гуттаперча; в. шеллак; г. канифоль; д. белая глина. 16.К гидроколлоидным материалам относятся: а. альгинатные массы; б. силиконы; в. полиэфиры; г. агаровые материалы; д. цинкоксиэвгеноловые массы. 17.Какой массой получают двухслойные оттиски? а. альгинатной; б. силиконовой; в. термопластичной; г. гипсом; 18.Каковы основные достоинства полиэфирных оттискных материалов? а. точная воспроизводимость микрорельефа; б. низкая усадка; в. дешевизна; г. стабильность оттиска продолжительное время; д. высокая эластичность после отверждения. 19.К воскам животного происхождения относятся: а. ланолин; б. карнаубский воск; в. спермацет; г. парафин; д. пчелиный воск. 20.К моделировочным воскам относят: а. для вкладок; б. погружной; в. литьевой; г. липкий; д. базисный; 21.Формовочные материалы на фосфатном связующем применяются: а. для вкладок; б. для сплавов титана; в. для золотых сплавов; г. для частичных съемных протезов. 22.К естественным абразивным материалам относят: а. корунд; б. наждак; в. электрокорунд; г. алмаз; д. графит. 23.Для полирования используют: а. мел; б. диатомит; в. оксид хрома; г. наждачное полотно; д. пемза.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.58.5 (0.008 с.) |