Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гибридные стеклоиономерные цементы двойного (тройного) отверждения.

Поиск

Эта группа цементов является результатом усовершенствования традиционных стеклоиономерных цементов с включением в их состав светоотверждаемой полимерной смолы, имеют двойное отверждение – химическое, непосредственно после смешивания, а под воздействием света лампы происходит реакция полимеризации пластмассы. Пластмассовая и стеклоиономерная матрицы соединяются, твердеют без образования трещин, имеют повышенную адгезию к тканям.

Однокомпонентные – один механизм отверждения – под действием света происходит реакция полимеризации пластмассы, стеклоиономерной реакции не происходит, поэтому нет химической связи с дентином и эмалью (Septocal LC – фирма Septodont; Cavalite – фирма Kerr и др.)

Представителем стеклоиономерных цементов является:

Дентис (фирма СтомаДент) – рентгеноконтрастный материал, замешивается на дистиллированной воде с образованием быстро твердеющей массы.

Выпускается в комплекте: порошок, жидкость – кондиционер, капельница для воды. Выпускается трех цветов Vita: A3, B2, C4.

Изолирующие лаки

Изолирующие лаки – одна из разновидностей тонкослойной прокладки (лайнер). Они предназначены для защиты пульпы от токсического воздействия пломбировочных материалов.

Состав: наполнитель (оксид цинка), растворитель (ацетон или хлороформ), природные или синтетические смолы (канифоль, цианоакрилаты, эпоксидные смолы), лекарственное средство (фторид натрия, гидроокись кальция).

Свойства: лаки обладают высокой химической стойкостью, влагоустойчивостью, уменьшают краевую проницаемость, защищают от химических воздействий, заполняют открывшиеся дентинные трубочки.

Положительные свойства: оказывают бактерицидное и бактериостатическое действие, стимулируют одонтобласты, отличаются высокой химической стойкостью.

Отрицательные свойства: слабый термоизолирующий эффект.

После наложения лечебных паст, лаки наносят на стенки и дно, поверх лечебных прокладок.

Контрольные вопросы

1. На какие группы подразделяются прокладочные материалы?

2. Цели применения лечебных прокладок?

3. Классификация материалов для лечебных прокладок.

4. Материалы, содержащие гидроксид кальция, состав, положительные и отрицательные свойства.

5. Назовите материалы, содержащие гидроокись кальция, химического отверждения, механизм действия.

6. Кальмецин, состав, свойства, техника приготовления и пломбирования.

7. Состав, свойства химическиотверждаемого прокладочного материала Life.

8. Светоотверждаемые прокладочные материалы с кальцием. Состав, свойства, применение, источник света.

9. Прокладочные материалы, содержащие кальций, двойного назначения.

10. Цинк – эвгенольные цементы, состав, положительные и отрицательные свойства, способ применения.

11. Комбинированные лечебные пасты. Состав, свойства.

12. Изолирующие прокладки, цель применения. Базовые прокладки и лайнеры.

13. Классификация изолирующих материалов.

14. Цинк – фосфатные цементы, состав, положительные и отрицательные свойства, техника приготовления и наложения изолирующей прокладки.

15. Поликарбоксилатные цементы, состав, положительные и отрицательные свойства, техника приготовления и наложения изолирующей прокладки.

16. Стеклоиономерные цементы, состав, положительные и отрицательные свойства.

17. Однокомпонентные стеклоиономерные цементы, механизм отвердения.

18. Изолирующие лаки, состав, положительные и отрицательные свойства техника применения.

Контрольные задачи

Задача 1. Укажите, какими свойствами обладают перечисленные пломбировочные материалы?

Свойства Цементы
фосфат-цемент висфат-цемент серебря­ный фосфат-цемент СИЦ цинк-эвгеноловый цемент
1. Хорошая адгезия          
2. Плохая адгезия          
3. Прочность          
4. Хрупкость          
5. Теплопроводность          
6. Изменение формы, объема          
7. Пластичность          
8. Изменяет цвет зуба          
9. Антисептические свойства          
10. Раздражает пульпу          
11. Быстро рассасывается          

 

Задача 2. Отметьте знаком «+» материалы, применяемые в качестве изолирующих прокладок.

Искусствен­ный дентин   Масляный дентин Кальмецин Эвгедент Виноксол   Цинк-фосфатный цемент Висфат Фосфат-цемент
               

 

Задача 3. Укажите состав следующих пломбировочных материалов.

Составляющие Пломбировочный материал
силико-фосфат-ный цемент Стекло-иономерный цемент цинк-фосфат-ный цемент цинк-эвгенольный цемент
1.Окись цинка        
2. Эпоксидная смола        
3. Порошок силикатного цемента        
4. Оксид кремния        
5. Гвоздичное масло        
6. Каротолин        
7. Тимол кристаллический        
8. Оксид алюминия        
9. Кальций        
10. Диоксид кремния        
11. Ортофосфорная кислота        
12. Порошок фосфатного цемента        
13. Облепиховое масло        
14. Фторид кальция        
15. Соли железа и фосфора        
16. Висмут сернокислый        

Задача 4. Распределите показатели соответственно основным направлениям в изучении пломбировочных материалов:

Показатели Основные направления
Физико-механическое Биологическое Клиническое
1. Цветостойкость 2. Общая острая токсичность 3. Частота возникновения кариеса 4. Консистенция 5. Время твердения 6. Краевое прилегание 7. Водопоглощение 8. Рабочее время 9. Растворимость в воде 10. Местная токсичность 11. Твердость 12. Непрозрачность 13. Адгезия      

 

Задача 5. Соотнесите время схватывания (твердения) постоянных пломбировочных материалов:

Пломбировочные материалы Время твердения
10 мин 12 часов 24 часа
1. Поликарбоксилатный цемент 2. Цинк-эвгенольный цемент 3. Стекло-иономерный цемент      

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

1. Правила наложения изолирующей прокладки под композит:

а) тонким слоем на дно и стенки до эмалево – дентинной границы;

б) толщиной 3 мм на дно;

в) толщиной 1 мм на дно;

г) тонким слоем на дно в области проекции рога пульпы.

 

2. Что входит в состав стеклоиономерного цемента?

а) сплав калия и олова;

б) серебряный сплав и ртуть;

в) алюмосиликат, фтористые соли, полиакриловая кислота;

г) оксид цинка, каолин, сульфат цинка.

 

3. Что входит в состав цинк – эвгеноловой пасты?

а) 5 % хлорамин, кристаллический резорцин, оксид цинка;

б) оксид цинка, эвгенол;

г) 40 % формалин, оксид цинка, кристаллический резорцин.

 

4. Укажите основные свойства цинк – фосфатного цемента:

а) хорошая адгезия, пластичность, безвредность;

б) хрупкость, цвет и блеск, близкие к эмали зуба;

в) высокая теплопроводность;

г) высокая токсичность и усадка пломбы;

д) эстетичность пломбы;

е) нетоксичность, высокая теплопроводность, эстетичность.

 

5. Представитель цинк – фосфатного цемента:

а) поликарбоксилатный цемент;

б) фосфат – цемент;

в) аргил;

г) силидонт;

д) стомадент;

е) ионосел.

Домашнее задание

1. Написать классификацию прокладочных материалов.

2. Написать классификацию изолирующих материалов

3. Дать прописи материалов для лечебных и изолирующих прокладок.

Литература

Основная:

4. Попков В.А. Стоматологическое материаловедение: Учебное пособие. / В.А. Попков, О.В. Нестерова, В.Ю. Решетняк // М.:МЕДпресс-информ, 2009.

5. Поюровская И.Я. Стоматологическое материаловедение: учебное пособие.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – с. 123-129.

6. Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. Учебник. – М., Медицинское информационное агентство, 2003. С. 247- 272.

Дополнительная:

1. Пропедевтическая стоматология: учебник / под ред. Э.А. Базикяна.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – с 461-471

2. Практическая терапевтическая стоматология: Учебн. пособие / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. – 8-е изд. доп и перераб. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. С. 236-276

3. Скорикова И.И., Волков В.А., Баженова Н.П., Лапина Н.В., Еричев И.В. Пропедевтика стоматологических заболеваний. - Ростов-на-Дону, издательство "Феникс", 2002. С.158 – 167

 

Практическое занятие № 5

Тема. Итоговое занятие.

Цель. Подведение итогов посещаемости студентами практических за­нятий и лекций в течение семестра. Оценка активности участия студентов в обсуждении теоретических вопросов. Определение степени активности студентов в выполнении практической час­ти занятий. Контроль качества усвоения студентами тем практи­ческих занятий. Контроль приобретенных мануальных навыков. Формирование у будущих врачей клинического мышления с ис­пользованием полученных знаний. Выявление проблем, с кото­рыми сталкивался студент при изучении материала практических занятий. Определение сложностей, с которыми встречался препо­даватель при проведении практических занятий. Использование разнообразных форм контроля усвоения знаний (тестовые зада­ния, ситуационные задачи). Применение индивидуального подхо­да для оценки знаний, адекватного успеваемости студента. Пред­ложение студентам обосновать правильность ответов со ссылками на визуальные источники (оборудование, инструменты, рисунки, таблицы, стенды, модели, фантомы, материалы и т. д.).

Метод проведения. Групповое занятие.

Место проведения. Лечебный и фантомный кабинеты.

Обеспечение

Техническое оснащение: стоматологические установки, кресла, лотки с инструментами, наконечники, зуботехнический инстру­ментарий, окклюдатор, артикулятор, кламмерная проволка, диа­проектор, видеоаппаратура.

Учебные пособия: фантомы головы с верхней и нижней челюстями с искусственными зубами, наборы алмазных головок, сепарацион-ные диски, слепочные массы, ложки, учебники, лекции, методичес­кие указания, стенды, таблицы, слайды, видеофильмы.

Средства контроля: журнал посещаемости и успеваемости сту­дентов с оценками за теоретические и практические части занятия; фантомы с выполненными студентами заданиями по мануальным навыкам; карта мануальных навыков студента с отметкой препо­давателя о выполнении практических заданий по самостоятельной работе; задания для студентов по контролю уровня знаний (реше­ние тестовых заданий, ситуационных задач, заданий по практичес­ким навыкам)

План занятия

Контроль успеваемости и посещаемости студентов 5 мин.

Инструктаж по выполнению заданий для контроля

усвоения пройденных тем.........................,.. 5 мин.

Выполнение полученных студентами тестовых заданий

в письменной форме.................................... 30 мин.

Перерыв......................................................... 5 мин.

Решение ситуационных задач...................... 45 мин.

Перерыв......................................................... 5 мин.

Контроль выполнения заданий по мануальным навыкам

по приему пациентов в течение семестра.... 30 мин.

Анализ и обоснование правильности устных и письменных

ответов студентов, подведение итогов........ 15 мин.

Тестовые задания

Выберите правильный ответ

1. Какие свойства материалов относятся к физическим?

а) плотность;

б) температура плавления и кипения;

в) полимеризация;

г) коэффициенты линейного и объемного расширения;

д) твердение;

е) цвет.

2. Какие свойства материалов относятся к химическим?

а) пайка;

б) полимеризация;

в) штамповка;

г) окисление металлов при нагревании;

д) твердение;

е) прокатка;

ж) адгезия.

3. Какие свойства материалов относятся к механическим?

а) прочность;

б) твердость;

в) литье;

г) вязкость;

д) упругость;

е) твердение;

ж) пластичность;

з) хрупкость;

и) свариваемость.

4. Какие свойства материалов относятся к технологическим?

а) ковкость;

б) литье;

в) твердость;

г) штамповка;

д) прокатка;

е) твердение;

ж) волочение;

з) пайка;

и) адгезия.

5. Определите виды механических нарушений и деформаций:

а) растяжение;

б) литье;

в) сжатие;

г) сдвиг;

д) полимеризация;

е) кручение;

ж) окисление.

6. Чем определяется «теоретическая прочность» материала?

а) твердение;

б) исходящая из строения материал;

в) коррозия;

г) исходящая из межмолекулярных и межатомных связей;

д) упругость.

7. Что относится к концентраторам напряжения под давлением жевательных нагрузок?

А) изгибы изделия (пломбы, протезы);

б) пластичность;

в) адгезия;

г) углы;

д) царапины;

е) полимеризация;

ж) надрезы;

з) пайка.

8. Укажите коэффициент теплопроводимости эмали (количество тепла в калориях в секунду на 1 см толщины и 1 см2 сечения):

А) К - 0,95 кал/см•с•С0;

б) К - 300 кал/см•с•С0;

в) К - 94 кал/см•с•С0;

г) К - 1,45 кал/см•с•С0.

9. Укажите коэффициент теплопроводности дентина:

а) К - 1,45 кал/см•с•С0;

б) К - 0,37 кал/см•с•С0;

в) К - 54 кал/см•с•С0;

г) К - 300 кал/см•с•С0.

10. Укажите коэффициент термического линейного расширения (α) коронки зуба:

а) α - 11,4;

б) α - 76;

в) α - 6,2;

г) α - 35.

11. Укажите коэффициент термического линейного расширения (α) корня зуба:

а) α - 8,3;

б) α - 76;

в) α - 54,9;

г) α - 35.

12.Какие механизмы разрушения присутствуют при испытании адгезионной прочности?

а) при растяжении;

б) сдвиге;

в) при неравномерном отрыве;

г) при сжатии;

д) при кручении.

13.Какой контактный угол смачивания является оптимальным для создания прочного адгезионного соединения?

а) θ1 > 900;

б) θ2 < 900;

в) θ3 << 900.

14.Какой свет называют «видимым»?

а) от 200 до 300 нм;

б) от 400 до 700 нм;

в) от 800 до 1000 нм;

г) от 1100 до 1500 нм.

15.Как отражает и поглощает синяя цветовая поверхность спектра освещающего света?

а) поверхность синего цвета отражает только синюю часть и поглощает

все остальные цвета;

б) поверхность синего цвета поглощает только белый цвет и отражает

все остальные;

в) поверхность синего цвета поглощает только черный цвет и отражает

все остальные;

16.Как отражает и поглощает белая цветовая поверхность спектра освещающего света?

а) поверхность белого цвета отражает все длины волн спектра

падающего на нее света и не поглощает ничего;

б) поверхность белого цвета поглощает все длины волн падающего света

и не отражает ничего;

в) поверхность белого цвета поглощает длины волн черного цвета и

отражает все остальные.

17.От чего зависит полупрозрачность материала, предмета?

а) от количества света, которое может пропускать предмет;

б) от степени рассеянного света;

в) от фона (подложки);

г) от гладкости материала;

д) от шероховатости материала.

18.Как флуоресцируют естественные зубы под воздействием ультрафиолетового облучения?

а) в диапазоне розового цвета;

б) в диапазоне белого цвета;

в) в диапазоне голубого цвета;

г) в диапазоне зеленоватого цвета.

19.В каких условиях пломбы и протезы из восстановленных материалов будут выглядеть как естественные?

а) при ночном естественном свете;

б) при дневном естественном свете;

в) при свете нормальной электрической лампы;

г) при свете дневных ламп.

20.Что включает в себя программа испытаний стоматологических материалов на биосовместимость, согласно стандартам ГОСТ Р ИСО 10993?

а) категорию в зависимости от вида тканей организма;

б) категорию в зависимости от продолжительности контакта материала с организмом;

Методы испытаний:

в) 1-й уровень - начальные экспересс-тесты;

г) 2-й уровень - экспериментальные тесты на животных;

д) 3-й уровень - доклинические тесты назначения (на животных);

е) 0-й уровень - санитарно-химические тесты.

21.Какой порядок разработки стоматологических материалов до получения разрешения на их применение в клинике согласно ГОСТ Р 15013-94 действует в России?

а) нормы для показателей свойств:

- прочность при изгибе композиционного восстановительного материала

должна быть не менее 50 Мпа;

- прочность на сжатие силикатного цемента - не менее 190 Мпа;

- адгезионная прочность соединения композита с твердыми тканями зуба

- не менее 7 Мпа;

- водопоглащение полимерного материала для базисов съемных протезов

не должна составлять более 32 мкг/мм3 и т.д.

б) эти нормы заложены в стандартах материалов только для

стоматологических материалов, применяемых в клиниках;

в) эти нормы заложены в стандартах материалов для лабораторно-

клинических работ;

г) эти нормы заложены для каждого класса материалов, согласно

классификации их.

22.Что входит в состав искусственного дентина?

а) сплав галлия и олова;

б) серебряный сплав и ртуть;

в) алюмосиликаты, фтористые соли, полиакриловая кислота;

г) оксид цинка, каолин, сульфат цинка.

23.Время твердения искусственного дентина?

а) 1 мин.;

б) 3 – 5 мин.;

в) 15 мин.;

г) 2 – 3 часа;

д) 10 – 12 часов;

е) 24 часа.

24.Время твердения дентин-пасты?

а) 2 – 3 мин.;

б) 3 – 5 мин.;

в) 15 мин.;

г) 1 – 2 часа;

д) 10 – 12 часов;

е) 24 часа.

25.Сроки наложения искусственного дентина?

а) от 1 до 3 суток;

б) 5 суток;

в) от 1 до 2 недель;

г) до 1 месяца;

д) до 6 месяцев.

26.Сроки наложения дентин-пасты?

а) от 1 до 3 суток;

б) 5 суток;

в) от 1 до 2 недель;

г) до 1 месяца;

д) до 6 месяцев.

27.Правила наложения изолирующей прокладки под композит:

а) тонким слоем на дно и стенки до эмалево – дентинной границы;

б) толщиной 3 мм на дно;

в) толщиной 1 мм на дно;

г) тонким слоем на дно в области проекции рога пульпы.

28.Что входит в состав стеклоиономерного цемента?

а) сплав калия и олова;

б) серебряный сплав и ртуть;

в) алюмосиликат, фтористые соли, полиакриловая кислота;

г) оксид цинка, каолин, сульфат цинка.

29.Что входит в состав цинк – эвгеноловой пасты?

а) 5 % хлорамин, кристаллический резорцин, оксид цинка;

б) оксид цинка, эвгенол;

г) 40 % формалин, оксид цинка, кристаллический резорцин.

30.Укажите основные свойства цинк – фосфатного цемента:

а) хорошая адгезия, пластичность, безвредность;

б) хрупкость, цвет и блеск, близкие к эмали зуба;

в) высокая теплопроводность;

г) высокая токсичность и усадка пломбы;

д) эстетичность пломбы;

е) нетоксичность, высокая теплопроводность, эстетичность.

31.Представитель цинк – фосфатного цемента:

а) поликарбоксилатный цемент;

б) фосфат – цемент;

в) аргил;

г) силидонт;

д) стомадент;

е) ионосел.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.52.161 (0.008 с.)