Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология исследования проблем труда.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Люди не только участвуют в экономических отношениях непосредственно, но и направляют свои усилия на то, чтобы понять природу этих отношений и законы их развития. На базе и на стыке различных дисциплин, о которых говорилось ранее, возникла особая наука — экономика и социология труда. Она относится к разряду общественных (социальных) наук, поскольку экономические явления осуществляются посредством отношений между людьми. Во всех социальных науках определение их предмета составляют сложную проблему, поскольку затрачивает множество смежных аспектов человеческой деятельности. О содержании дисциплины «Экономика и социология труда» говорилось в предыдущих параграфах. Если предмет науки раскрывает «что» познается, то метод — «как» познается. Метод не может быть производным, он должен соответствовать особенностям предмета соответствующей науки. При изучении «Экономики и социологии труда» используются разнообразные методы, характерные для изучения многих других экономических наук. Методология — это учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Прежде всего — это диалектический метод, который детально изучается в курсе философии. Затем метод научной абстракции. Абстрактный подход не отвергает, а исходит из необходимости изучения реальных экономических явлений. Факты — исходная база познания экономической реальности. Они могут выступать в виде данных статистики, информации о событиях, поведении людей, различных организаций и пр. Форм и способов научного познания много. Кроме отмеченных — диалектического метода и метода научной абстракции — это статистические наблюдения, обработка полученного материала посредством синтеза и анализа, индукции и дедукции, системного подхода, разработка гипотез и их проверка, проведение экспериментов, разработка моделей в логических и математических формулах. Можно взять какую-то ограниченную совокупность факторов и описать их, сравнив, к примеру, между собой. В результате возникнет знание о какой-то отдельной стороне экономической действительности. Такое знание называется описательным или «эмпирическим». Если подвергнуть изучению значительный массив фактов, имеющих отношение к различным сторонам экономической реальности, выявить их внутренние связи и зависимости, то полученное знание будет иметь теоретический характер. Теория — это целостное (системное) знание о предмете науки, выраженное системой категорий, принципов и законов. Теория — более развитая форма знания, чем знание эмпирическое. В экономической науке оба эти вида знания находятся в неразрывном единстве.
Принципы и модели вносят порядок и смысл в набор факторов, связывая их воедино и образуя теорию. Теория без фактов может быть пустой, а факты без теории — бессмысленны. Изучая действительность, экономическая мысль общества движется от фактов, их накопления, систематизации и обобщения к формулировке теоретических положений и принципов. Это и есть метод индукции — выведение теоретических положений и принципов из фактов, движение мысли от частного к общему. Работа с фактами, в силу их значительного множества, представляет большую сложность. Чтобы не «утонуть» в море фактов, осуществить их правильную группировку, обычно используют предварительно сформулированные принципы и предположения, которые называются «гипотезами». Это позволяет фактам концептуальную интеграцию, а принципам и гипотезам — пройти проверку фактами, т.е. «сдать экзамен» на соответствие реальности. Такой познавательный прием носит название «дедукция», что означает движение познания от теории к фактам от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в реальном познавательном процессе их трудно разделить. Они взаимодополняют друг друга, обеспечивая тем самым действенность метода науки. Изложенные рассуждения можно выразить в виде следующей схемы (см. рис. 1.1). Рисунок 1.1 Схема реализации методов познания
Экономика и социология труда в настоящее время является одной из немногих наук, в которых реализуется комплексный подход к анализу экономических и социальных аспектов трудовой деятельности. Объективно это обусловлено тем, что рациональное использование человеческих ресурсов предполагает достижение двух взаимосвязанных целей: - создание благоприятных условий труда и развитие способностей человека в процессе трудовой деятельности;
- повышение эффективности производства. Из этих целей необходимо исходить при анализе проблем труда на всех уровнях экономической деятельности: от рабочего места до мирового хозяйства. Объект исследования требует учета взаимосвязей технических, экономических, социальных, физиологических, психологических, этических, экологических и других аспектов трудовой деятельности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.24 (0.009 с.) |