Методология исследования проблем труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология исследования проблем труда.



Люди не только участвуют в экономических отношениях непосредственно, но и направляют свои усилия на то, чтобы понять природу этих отношений и законы их развития. На базе и на стыке различных дисциплин, о которых говорилось ранее, возникла особая наука — экономика и социология труда. Она относится к разряду общественных (социальных) наук, поскольку экономические явления осуществляются посредством отношений между людьми.

Во всех социальных науках определение их предмета составляют сложную проблему, поскольку затрачивает множество смежных аспектов человеческой деятельности. О содержании дисциплины «Экономика и социология труда» говорилось в предыдущих параграфах. Если предмет науки раскрывает «что» познается, то метод — «как» познается. Метод не может быть производным, он должен соответствовать особенностям предмета соответствующей науки. При изучении «Экономики и социологии труда» используются разнообразные методы, характерные для изучения многих других экономических наук.

Методология — это учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Прежде всего — это диалектический метод, который детально изучается в курсе философии. Затем метод научной абстракции. Абстрактный подход не отвергает, а исходит из необходимости изучения реальных экономических явлений. Факты — исходная база познания экономической реальности. Они могут выступать в виде данных статистики, информации о событиях, поведении людей, различных организаций и пр.

Форм и способов научного познания много. Кроме отмеченных — диалектического метода и метода научной абстракции — это статистические наблюдения, обработка полученного материала посредством синтеза и анализа, индукции и дедукции, системного подхода, разработка гипотез и их проверка, проведение экспериментов, разработка моделей в логических и математических формулах.

Можно взять какую-то ограниченную совокупность факторов и описать их, сравнив, к примеру, между собой. В результате возникнет знание о какой-то отдельной стороне экономической действительности. Такое знание называется описательным или «эмпирическим».

Если подвергнуть изучению значительный массив фактов, имеющих отношение к различным сторонам экономической реальности, выявить их внутренние связи и зависимости, то полученное знание будет иметь теоретический характер. Теория — это целостное (системное) знание о предмете науки, выраженное системой категорий, принципов и законов. Теория — более развитая форма знания, чем знание эмпирическое. В экономической науке оба эти вида знания находятся в неразрывном единстве.

Принципы и модели вносят порядок и смысл в набор факторов, связывая их воедино и образуя теорию. Теория без фактов может быть пустой, а факты без теории — бессмысленны.

Изучая действительность, экономическая мысль общества движется от фактов, их накопления, систематизации и обобщения к формулировке теоретических положений и принципов. Это и есть метод индукции — выведение теоретических положений и принципов из фактов, движение мысли от частного к общему.

Работа с фактами, в силу их значительного множества, представляет большую сложность. Чтобы не «утонуть» в море фактов, осуществить их правильную группировку, обычно используют предварительно сформулированные принципы и предположения, которые называются «гипотезами». Это позволяет фактам концептуальную интеграцию, а принципам и гипотезам — пройти проверку фактами, т.е. «сдать экзамен» на соответствие реальности. Такой познавательный прием носит название «дедукция», что означает движение познания от теории к фактам от общего к частному.

Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в реальном познавательном процессе их трудно разделить. Они взаимодополняют друг друга, обеспечивая тем самым действенность метода науки.

Изложенные рассуждения можно выразить в виде следующей схемы (см. рис. 1.1).

Рисунок 1.1 Схема реализации методов познания

 

Экономика и социология труда в настоящее время является одной из немногих наук, в которых реализуется комплексный подход к анализу экономических и социальных аспектов трудовой деятельности. Объективно это обусловлено тем, что рациональное использование человеческих ресурсов предполагает достижение двух взаимосвязанных целей:

- создание благоприятных условий труда и развитие способностей человека в процессе трудовой деятельности;

- повышение эффективности производства.

Из этих целей необходимо исходить при анализе проблем труда на всех уровнях экономической деятельности: от рабочего места до мирового хозяйства. Объект исследования требует учета взаимосвязей технических, экономических, социальных, физиологических, психологических, этических, экологических и других аспектов трудовой деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.004 с.)