Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии благоприятного и неблагоприятного⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34
Социально- психологического климата
Для коррекции социально-психологического климата руководству организации следует воспользоваться помощью профессиональных экспертов — психологов в области управления персоналом. Следует выяснить причины, вызывающие негативное отношение сотрудников к организации и руководству, выявить неформальных лидеров внутри коллектива, определить на какие подгруппы делится коллектив и т. п.
Для анализа состояния социально-психологического климата могут быть использованы следующие методы: · наблюдение; · социометрические опросы; · тестирование; · анализ документации организации, отражающей трудовую активность, производительность и качество труда и т. п.
Социология профессий Профессия (лат. professio, profitior — объявляю своим делом) — род трудовой деятельности, определяемый характером и целью трудовых функций и требующий получения человеком общих и специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специального обучения и опыта работы в данной области[35].
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ Вся история развития трудовой деятельности человека представляет собой непрерывный процесс дифференциации профессий. В Великобритании в 1841 г. официально была признана 431 профессия, во Франции в 1868 г. насчитывалась 101 профессия. В середине XX века в Великобритании уже насчитывалось около 30000 профессий, а во Франции — 27744 профессии[35]. В Российской Федерации согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (принят с 01.01.1996 г.) насчитывается более 5500 наименований профессий рабочих и около 2000 наименований должностей служащих. В США аналогом Классификатора выступает «Словарь профессий», состоящий из 12741 профессии.
Профессии могут классифицироваться по различным основаниям: 1) по отраслям народного хозяйства; 2) по степени тяжести; 3) по историческим эпохам и уровням развития технического прогресса (историческая классификация); 4) по степени развития психических и психофизиологических функций;
5) по разновидностям неприятных сторон труда — неприятности физического порядка (утомительный труд, физическая боль), неприятности эстетического порядка (световые и звуковые диссонансы, неприятные запахи), неприятности социального порядка (плохая организация труда, неинтересная работа и т. п.); 6) по целям, орудиям и условиям труда — социономические профессии, технономические профессии, биономические профессии, сигнономические профессии, артономические профессии. Каждая профессия характеризуется наличием следующих элементов: 1) объективных элементов, связанных с трудовым процессом (сфера деятельности, характер труда, психофизиологические требования к работнику и т. п.); 2) элементов, характеризующих подготовку работника к выполнению данного вида труда (образование, квалификация, специальность и т. п.); 3) элементов, характеризующих институциализацию профессии (место профессии в системе разделения труда, рейтинг популярности и т. п.). Процесс изучения отдельной профессии называется профессиографированием (профессиографическим анализом). Его результатом становится составление профессиограммы — документа, содержащего описание конкретной профессии, раскрывающего содержание профессионального труда и требований, которые она предъявляет к работнику. Структура профессиограммы представлена в табл. 11.3.
Таблица 11.3 Структура профессиограммы
Важной частью профессиограммы является психограмма, которая содержит описание тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональных задач в данном виде труда (профессионально важные качества — ПВК).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ Психограмма летчика: способность быстрой ориентировки в окружающей обстановке; сосредоточенное внимание при широком его объеме; быстрота и точность запоминания; слабая раздражительность (устойчивость эмоциональной сферы); сопротивляемость влиянию перемены высоты. Психограмма водителя: внимание; способность быстро принимать решения; присутствие духа; хорошее зрение, глазомер; хороший слух; развитая память; различение скорости движения; технические способности; сопротивление усталости [20]. Список литературы: 1. Закон Российской Федерации от 20 апреля 1996 г. «О занятости населения в Российской Федерации». 2. Закон Российской Федерации от 20 октября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». 3. Трудовой Кодекс Российской Федерации. – М.: ИКФ Омега-Л,2002. – 176с.
4. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. — Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1999. – 224 с. 5. Адамчук В.В., Романов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999. — 407 с. 6. Бычин В.Б., Малинин С.В. Нормирование труда в условиях перехода к рыночной экономике. Уч. пособие, РАН РФ. М.: Экономика, 1995. 7. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. 5-е изд.,доп. — М.: НОРМА, 2003. — 416 с. 8. Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях: Учебник для вузов. М.: Норма, 2008 – 432 с. 9. Герчиков В.И. Управление персоналом: Работник – самый эффективный ресурс компании. Уч. Пособие – М.:ИНФРА – М, 2008. – 282 с. 10. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 464 с. 11. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 320 с. 12. Голинев В.И. Нормирование перегрузочных работ: (в речных портах). - М.: Транспорт, 1983. - 96 с. 13. Голинев В.И. Экономика и социология труда. / Учебное пособие. – СПб.: СП ГУВК, 2000. – 225 с. 14. Голинев В.И. Организация, нормирование и оплата труда: Учебное пособие. – СПб.: СП ГУВК, 2003 – 223 с. 15. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса: Руководство – М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 1999 – 192с. 16. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: «Владос», 1995. - 384 с. 17. Количественная оценка тяжести работы. Методические рекомендации. М.: НИИтруда, 1977. - 94 с. 18. Методические основы нормирования труда рабочих в народном хозяйстве. М.: Экономика,1987. 19. Михайлов А.В. Система Тейлора. Л.: изд-во ленингр. Сов. Профсоюзов, 1928. —105 с. 20. Носкова О. Г. Психология труда. / Под ред. Е. А. Климова. — М.: «Академия», 2004. – 384 с. 21. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение / Перевод с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского – СПб.: Питер, 2000. – 448 с. 22. Организация и нормирование труда / Под ред. Адамчука В.В. - М.: Финстатинформ, 1998. 23. Платонов Ю. П. Основы социальной психологии. – СПб.: «Речь», 2004. – 624 с. 24. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. – СПб: «Речь», 2002. – 298 с. 25. Россия в цифрах. 2006.: Крат. стат. сб. / Росстат — М., 2006. – 462 с.
26. Рофе А.И. Научная организация труда: Учеб. пособие. — М.: Издательство «МИК», 1998. — 320 с. 27. Сартан Г. Н. Новые технологии управления персоналом. – СПб.: «Речь», 2003. – 240 с. 28. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 336 с. 29. Социология. Учебник для ВУЗов. / Под ред. Лавриненко В. Н. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2002. (220) — 407 с. 30. Спивак В. А. Современные бизнес-коммуникации – СПб.: Питер, 2002. – 448 с. 31. Управление персоналом на водном транспорте: Учебное пособие / Под ред. Г.М.Курошевой/ СПГУВК, СПб., 1995. — 305 с. 32. Управление персоналом организации. Учебник / под ред. Т.Ю.Базарова, — М.: ЮНИТИ, 2006. – 624 с. 33. Шекшня С.В. Стратегическое управление персоналом в эпоху интернета. 6-е перераб.и доп. издание. Учебно-практическое пособие. — М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2002. — 336 с. 34. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. — М.: Издательство БЕК, 1994. — 632 с. 35. Экономика и социология труда. Учебник /Под ред. А. Я. Кибанова – М.: ИНФРА-М, 2009. – 584 с. 36. Экономика труда. Учебник / Под ред. проф. П. Э. Шлендера и проф. Ю. П. Кокина. – М.: Юристъ, 2003 – 592 с. Голинев Василий Иванович Марат Ирина Константиновна
Экономика и социология труда
Учебное пособие
Подписано в печать Сдано в производство Лицензия № 000283 от 19.10.99 Формат 60х84 1/16. Усл.-печ. л. Уч.-изд. Л. Тираж 200 экз. Заказ № Отпечатано в типографии
ФГОУ ВПО СПГУВК 198035, Санкт-Петербург, Межевой канал, д.2
[1] Виктор Кардашов.Мотивация персонала: теория и практика. Журн. "Человек и труд", №10,2002г. [2] Ерманский О.А. Научная организация труда и система Тейлора. - 3-е издание. - М.-Л., 1924, с. 65-66 [3] При подготовке этого раздела использованы материалы В.В. Адамчука [5, стр. 201-204] [4] Н.Софинский. От нормирования труда отказываться нельзя, ж. ”Человек и труд”, № 5, 1995.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.024 с.) |