Социально-психологический климат коллектива 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологический климат коллектива



Социально-психологический климат коллектива — это состояние меж­личностных и групповых связей в коллективе, отражаю­щее деловой настрой, трудовую мотивацию и степень со­циального оптимизма персонала организации. [23; с.311]

Данное понятие пришло в науку управления из географии и метеорологии (от греч. «klimatos» — наклон). Впервые в отечественной научной традиции его использовал социальный психолог Н. С. Мансуров, изучавший производственные коллективы.

При изучении социально-психологического климата внимание ученых сосредотачивается на трех основных моментах:

1) какова сущность со­циально-психологического климата;

2) какие факторы оказывают влияние на его формирование;

3) по каким показателям можно оце­нить состояние климата.

В отечественной науке существует несколько подходов, к определению сущности социально-психологического климата [23; с.314]:

Сторонники первого подхода (Кузьмин Е.С., Платонов К. К.) рассматривают климат как общественно-психо­логический феномен, как состояние коллективного созна­ния. Социально-психологический климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, ус­ловиями труда, методами его стимулирования.

Второй подход (Лутошкин А. Н.) подчер­кивает, что сущностной характеристикой психологическо­го климата является общий эмоционально-психологический настрой коллектива. Социально-психологический климат понимается как настроение группы людей.

Наиболее популярен третий подход (Шепель В. А., Парыгин Б. Д.), который позволяет анализировать психологический климат через особенности взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом, т. к. при этом складывается система межличностных отношений, определяющих соци­альное и психологическое самочувствие каждого члена кол­лектива.

На формирование социально-психологического климата оказы­вает влияние целый ряд факторов макро- и микросреды [24; с.130].

Факторы макросреды — это тот общественный фон, на котором стро­ятся и развиваются отношения людей. К подобным факторам относятся:

· общественно-политическая ситуация в государстве;

· экономическое положение страны;

· уровень жизни населения;

· организация жизни населения — система бытового и медицин­ского обслуживания.

· социально-демографические факторы;

· национально-культурные особенности населения и т. п.

Факторы микросреды — это факторы, которые непосредственно влияют на человека в организации. К ним относятся:

· объективные факторы — комплекс технических, санитарно-гигиеничес­ких, управленческих элементов в каждой конкретной организации;

· субъективные (социально-психологические) факторы — формальные и неформальные связи между членами коллектива, стиль руководства, личностные особенности сотрудников.

Социально-психологический климат может быть как благоприятным, так и неблагоприятным.

Благоприятный социально-психологический климат является ус­ловием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Неблагоприятный социально-психологический климат формирует у работников отрицательное отношение к своему коллективу, руководству и всей организации в целом.

В таблице 11.2 приводится целый ряд критериев, указывающих на характер социально-психологического климата в коллективе.

 

Таблица 11.2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.109.151 (0.005 с.)