Причины конфликтов и пути их урегулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины конфликтов и пути их урегулирования



Главными причинами конфликтов являются:

1. Проблемы государственно-правового статуса народов (вопрос самоопределения). Этнотерриториальные проблемы, связанные с реализацией прав и интересов репрессированных, депортированных, переселенных и разделенных народов.

2. Проблемы национально-территориального устройства и изменения статуса территорий.

3. Проблемы, связанные с хозяйственным использованием равнины и других территорий, приводящие к изменению этнического состава и ущемлению экономических, политических интересов компактно проживающего населения.

4. Проблемы языкового и культурного развития народов.

5. Проблемы сохранения ареала обитания и промыслов уникальных этносов.

6. Проблемы социально-экономического неравенства регионов и территорий.

8. Проблемы неконтролируемой миграции и ущемления прав этнических меньшинств.

10. Проблемы, порожденные перекосами и ошибками в проведении национальной политики в центре и на местах в прошлом и настоящем.

11. Проблемы переоценки национально-религиозной исключительности и роли духовно-культурного наследия отдельных народов в истории региона и страны.

12. Проблемы, порожденные проникновением тоталитарных и экстремистских сект в религиозную среду и политизацией религии.

Конфликт может разрешиться и сам по себе, без попыток его сознательного регулирования (из-за утраты актуальности предмета спора, усталости политических субъектов, истощения ресурсов и пр.). Политический и правовой механизм урегулирования должен строиться на комплексной основе и на различных уровнях включая:

-механизм урегулирования конфликта между непосредственными его участниками;

-многосторонний механизм урегулирования с участием всех заинтересованных сторон, независимо от их региональной принадлежности;

-универсальный механизм в рамках институтов и организационных структур.

Урегулирование конфликтов предполагает разработку различных политических моделей и форм урегулирования. Урегулирование конфликта является одной из форм завершения международного конфликта наряду с его разрешением, случайным завершением и затуханием. От урегулирования конфликта необходимо отличать его разрешение. Термин «разрешение международного конфликта» понимается в двух значениях: в широком значении он означает устранение или минимизацию проблем, разделяющих стороны и достижение согласия между участниками и включает в себя урегулирование конфликта. Разрешение конфликта в узком смысле понимается как устранение противоречия самими участниками конфликта, в то время как урегулирование конфликта происходит с участием третьей не участвующей в конфликте стороны. Под мирным урегулированием международного конфликта понимается деятельность не являющихся сторонами конфликта третьих лиц, в том числе субъектов международного права и их представителей, направленная на прекращение противодействия между сторонами международного конфликта и разрешение противоречия, которое привело к предельному обострению ситуации, если оно имело место.

Современные подходы к урегулированию конфликтов во многом проистекают из их особенностей. В настоящее время социальная практика располагает достаточно разработанной для этого технологией. Большое значение процедурам и методам урегулирования конфликтов придает ООН. За деятельность в этой области ООН и ее Генеральному секретарю Кофи Аннану была вручена Нобелевская премия мира 2001 г. Поскольку конфликты создают серьезную угрозу региональной безопасности их урегулирование также находится в центре внимания многих региональных межправительственных организаций, в том числе ОБСЕ, ОАЕ и др. К решению этих вопросов подключаются и неправительственные организации.

В период конца ХX в. особенно активно стали проводиться миротворческие операции (операции по поддержанию мира) по урегулированию вооруженных конфликтов (как международных, так и внутренних) под эгидой ООН. Одновременно обозначилась тенденция ко все более частому взаимодействию ООН с влиятельными региональными военными и политическими структурами для непосредственного проведения операций по поддержанию мира. Вооруженные конфликты последнего десятилетия выявили актуальность сотрудничества ООН с региональными организациями в решении проблем внутренних вооруженных конфликтов. Обоснованием этому является тот факт, что возможности ООН в рамках принципа невмешательства шире, чем у государств. Для государств установлены более жесткие рамки. Ни отдельное государство, ни группа государств не имеют права вмешиваться прямо или косвенно во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства, по какой бы то ни было причине. По мнению ученых, приоритет ООН при выполнении соответствующих миротворческих мероприятий остается безусловным. Статья 53 Устава ООН указывает на то, что "никакие принудительные действия не предпринимаются в силу этих региональных соглашений или региональными органами без полномочий от Совета Безопасности, за исключением мер, предусмотренных статьей 107".

Кооперация усилий многих государств, осуществляемая по Уставу ООН в целях обеспечения и поддержания мира и безопасности, предполагает:

- меры по запрещению силы или угрозы силой в отношениях между государствами (ст. 2 Устава ООН);

- меры мирного разрешения международных споров (ст. 33);

- меры обеспечения и поддержания безопасности (гл. VII Устава ООН);

- временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);

- принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41);

- принудительные меры безопасности с использованием вооруженных сил (ст. 42);

- разоружение (ст. 11, 26, 47 Устава ООН);

- меры с использованием вооруженных сил региональных организаций и соглашений под руководством Совета Безопасности ООН (гл. VII п. "i" Устава ООН).

Механизм реализации миротворческих операций ООН существует в виде совокупности тех международно-правовых средств мирного урегулирования споров и разрешения конфликтов, которые предусмотрены не только в Уставе ООН, но и в Заключительном акте и других документах СБСЕ/ОБСЕ, материалах НАТО, различных региональных организаций и союзов государств. Когда речь идет о взаимодействии ООН с региональными организациями, то следует также назвать ОАГ, ЛАГ, ОАЕ, СНГ.

 

  1. Военная и террористическая глобальные угрозы человечеству

Еще в начале 1950-х гг. ведущие ученые мира, и в их числе Эйнштейн, предостерегали, что война с массовым применением ядерного оружия может завершиться практически полным уничтожением жизни на Земле.

По подсчетам, сделанным в 1980-е гг., для нанесения непоправимого урона цивилизации достаточно использовать 300 ядерных боеприпасов, что составляет лишь около 1 % запасов, накопленных на планете. Помимо гибели сотен миллионов людей от взрывов атомных бомб и радиации, в атмосферу было бы выброшено огромное количество пепла и пыли. Земля на много лет окуталась бы непроницаемым для солнечного света саваном. Температура, даже на экваторе, упала бы на десятки градусов, замерзли моря и океаны. Существование высших форм жизни, включая человека, оказалось бы невозможным. Точность этих оценок ныне ставится многими учеными под сомнение, но они оказали значительное воздействие на политиков.

Осознание правительствами ядерных держав опасности войны с использованием оружия массового поражения (ОМП) побуждало их к взаимной сдержанности. Тем не менее в период «холодной войны» мир неоднократно оказывался на грани ядерного конфликта.

На пороге ХХI в. военную угрозу человечеству нельзя считать полностью устраненной. Постепенно увеличивается количество стран, обладающих атомным оружием. Официально признанными ядерными державами являются США, Россия, Англия, Франция, Китай. Большинство государств мира присоединились к подписанному в 1968 г. Договору о нераспространении ядерного оружия. Он запрещает передачу ядерных боеприпасов, технологий и сырья для их производства странам, которые ими не обладают. Те, в свою очередь, обязуются воздерживаться от создания атомного оружия.

Тем не менее еще в 1970-е гг. Израиль официально не декларировал, но и не отрицал факт обладания ядерной бомбой, В 1980-е гг. ядерные испытания готовили, впоследствии отказавшиеся от их проведения, ЮАР и Бразилия, в 1990-е гг. - Ливия. В 1998 г. испытания атомного оружия провели Индия и Пакистан. Эти страны обладают такими средствами его доставки, как авиация и ракеты средней дальности. Не исключено, что секретные ядерные разработки ведутся также в Северной Корее и Иране. Расползание ядерного оружия по планете повышает риск его применения в весьма многочисленных локальных конфликтах, а также попадания в руки международных террористов. Большуюопасность представляет химическое и бактериологическое оружие, запрещенное мировым сообществом. Однако выяснить, обладает ли та или иная страна его арсеналами, достаточно сложно. Относительная дешевизна производства подобного оружия и возможность нанести им огромные людские потери создают опасность его использования в ходе военных столкновений.

Число локальных конфликтов, особенно внутригосударственных, несмотря на завершение «холодной войны», остается значительным.
За период 1990—2002 гг. мир пережил 53 крупные войны (крупными принято считать те войны, где количество жертв за год превышает 1 тыс. человек). Из них лишь три вспыхнули между странами, остальные начинались как гражданские. В 15 случаях во внутренние конфликты вмешивались иностранные государства. К 2003 г. в мире велась 21 война: 11 гражданских и 10 межгосударственных. Большая часть этих войн приходилась на территорию стран Африки и Азии. Напряженное положение во многих районах мира побуждает лидеров развивающихся стран тратить все большие средств на военные цели. Так, за 1997—2006 гг. общемировой объем военных расходов вырос почти на 40 %.

Серьезной глобальной проблемой современности является международный терроризм. К методам террора относятся похищения и убийства политических деятелей, захват заложников и предъявление требований в обмен на их освобождение, попытки запугать власти и население той или иной страны уничтожением гражданских и военных объектов. В век информационных технологий и оружия массового поражения терроризм стал еще более опасен. Террористические и криминальные группировки приобрели возможность согласовывать свои действия, поддерживать друг друга, тайно получать финансовую помощь от сочувствующих им правительств и отдельных лиц. Они создают базы подготовки боевиков и разработки ОМП на территории стран, охваченных внутренними конфликтами.

Цели различных террористических организаций не совпадают. Но большинство из них враждебно относятся к странам Запада, особенно к США. Наибольшую нетерпимость проявляют исламские фундаменталисты. Они отражают настроения, широко распространенные в исламском мире. Во многих мусульманских странах с тысячелетней самобытной историей и культурой крайне болезненно воспринимается отставание по уровню жизни и степени овладения высокими технологиями от Запада. Исполнителями терактов нередко являются террористы-смертники — шахиды, воспитанные в духе фундаментализма. Посылающие их на верную смерть руководители учитывают уязвимость современной технической цивилизации. Основные ее центры — это гигантские города — мегаполисы. В них проживает более 70 % населения развитых стран. Повреждение террористами метрополитена, промышленных объектов, особенно химических заводов и атомных электростанций (АЭС) может иметь самые катастрофические последствия.

 

3. Вооруженные конфликты в СНГ

 

Еще в период существования СССР возник межнациональный конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха — автономной области в составе Азербайджана. 74 % ее населения составляли армяне. Поскольку их жалобы на неравноправное положение игнорировались, в Карабахе в 1988 г. был проведен референдум. Большинство его участников высказались за присоединение области к Армении. Ее отношения с Азербайджаном резко обострились, в городах обеих республик начались погромы. Армяне бежали из Азербайджана азербайджанцы — из Армении. Вмешательство Советской армии лишь усугубило положение. В 1991 г. Нагорный Карабах провозгласил независимость и, опираясь на помощь Армении, сформировал боеспособную армию. В 1992—1994 гг. развернулись полномасштабные военные действия, в результате которых армянские и карабахские войска заняли часть территории Азербайджана. С 1993 г. при посредничестве Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) шли переговоры о мирном урегулировании конфликта. В мае 1994 г. был подписан протокол о прекращении огня. Однако окончательного решения проблемы так и не найдено. Позиция ОБСЕ состоит в том, что необходимо сохранить территориальную целостность Азербайджана и одновременно гарантировать защиту прав армянского населения Карабаха. Но Карабах до сих пор считает себя независимым, несмотря на то, что он не признан международным сообществом. Продолжается блокада границ Армении со стороны Азербайджана и дружественной ему Турции.

Другой конфликт, возникший на постсоветском пространстве и до сих пор сохраняющий остроту связан с восточной частью Молдовы Приднестровьем. Значительную часть его населения составляют русские и украинцы. Националистические силы, пришедшие к власти в Молдове, провозгласили ее государственным языком румынский и взяли курс на объединение с Румынией. В ответ на это в Приднестровье в 1990 г. образовалась Приднестровская Молдавская Республика. Первоначально выдвигалось требование признания федеративного статуса этой республики в рамках Молдовы. Затем, в 1991 г., было заявлено о независимости Приднестровья.

Врезультате и в Молдове, и в Приднестровье стали создаваться собственные воинские формирования. В 1992 г. между ними начались боевые действия. Они были прекращены только в результате вмешательства российских войск, находившихся на территории Приднестровъя. В 1997 г. при посредничестве России и Украины удалось подписать соглашение, по которому Молдова признавалась единым государством, обязанным уважать интересы населения Приднестровья. Однако самопровозглашенная республика продолжает считать себя независимой.

Крайне сложная ситуация возникла на территории Грузии, также являющейся многонациональным государством. Абхазия до 1931 г. имела статус союзной республики в составе СССР, а затем — автономной республики в составе Грузии. В 1990 г. Абхазия объявила о своем суверенитете. На ее территории с 1991 г. начались вооруженные столкновения. В 1994 г. в Абхазию вступили миротворческие силы СНГ. В зону конфликта прибыли наблюдатели ООН. Это позволило добиться прекращения военных действий, однако политическое урегулирование конфликта до сих пор не достигнуто.

Автономная республика в составе Грузии — Южная Осетия в
1990 г. также выдвинула требования о своем преобразовании в
союзную республику. Это было ответом на приход к власти в
Грузии националистического правительства во главе с З.К.Гамсахурдией, который провозгласил лозунг «Грузия для грузин» и заявил ликвидации автономий. Вопрос о Южной Осетии также пока не нашел окончательного решения. В 1995 г. ее Статус автономии по настоянию ОБСЕ был восстановлен. Военные действия прекратились однако Южная Осетия продолжает настаивать на признании своего суверенитета.

26 августа 2008 года Россия признала независимости Абхазии и Южной Осетии. Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией.

Президент России Медведев принимает верительные грамоты у посла Южной Осетии Медоева →

3 сентября 2008 года президент Никарагуа Даниэль Ортега заявил: «Правительство Никарагуа признаёт независимость Абхазии и Южной Осетии и выражает полное согласие с позицией правительства России, что конфликт должен быть разрешен в ходе мирного диалога с европейскими странами». А 29 августа 2008 года в своём выступлении Уго Чавес заявил о полной поддержке решения России признать независимость Абхазии и Южной Осетии.10 сентября 2009 года на встрече с президентом России Дмитрием Медведевым в Москве президент Венесуэлы сообщил о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. «С сегодняшнего дня мы признаем эти две республики», — заявил Уго Чавес.

Большие трудности возникли в среднеазиатских государствах СНГ, особенно в Таджикистане. Здесь в 1992 г. на почве межклановых и религиозных противоречий вспыхнула кровопролитная гражданская война. Сторонники исламизации Таджикистана получали поддержку религиозных фанатиков из Афганистана. Мусульманские экстремисты проникали и на территорию других среднеазиатских стран СНГ.

При помощи миротворческих сил СНГ, основу которых составляли российские войска, боевые действия удалось прекратить. В 1997 г. между президентом Таджикистана Э.Ш. Рахмоновым и лидерами оппозиции при посредничестве России было заключено Соглашение об установлении мира и национального согласия. Оппозция получила около трети мест в правительстве, ее вооруженные формирования вошли в состав государственных силовых структур. В 2000 г. большая часть миротворческих сил покинула территорию Таджикистана. Российские войска остались лишь для охраны таджикско-афганской границы.

 

4. Югославия

Намного сложнее, чем в остальных восточноевропейских странах, преобразования шли в Социалистической Федеративной Республике Югославии ( СФРЮ ).

Эта страна после конфликта между И.В. Сталиным и И.Б. Тито не входила в советскую систему союзов, поддерживала тесные торгово-экономические отношения с государствами Запада. Реформы 1950—1960-х гг. заключались во введении самоуправления на производстве, развитии элементов рыночной экономики. В то же время сохранялась монополия на власть одной партии — Союза коммунистов Югославии.

В состав Югославии входило шесть республик: Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Македония, Черногория. Границы республик не всегда совпадали с расселением в стране основных этнических групп: хорватов, словенцев, сербов, черногорцев и македонцев. Значительную часть населения составляли так называемые мусульмане — потомки славян, принявших ислам еще во времена турецкого господства. Они проживали преимущественно в Боснии и Герцеговине. Ислам исповедовали также албанцы, большое число которых населяло Косово — автономный край в составе Сербии. Среди хорватов и словенцев было распространено католичество, среди сербов, черногорцев и македонцев — православие. В прошлом народы Югославии входили в состав разных государств и длительное время развивались отдельно друг от друга. Отношения между ними складывались не всегда благополучно, часто обострялись из-за религиозных различий.

Существовавший в Югославии политический режим, когда власть принадлежала компартии во главе с таким волевым лидером, каким был И.Б. Тито, до поры до времени обеспечивал федерации межнациональный мир. Однако глубокий социально-экономический кризис, охвативший все социалистические страны в конце 1980-х гг., способствовал выходу наружу этнических и религиозных противоречий. Югославия столкнулась с угрозой распада. Сербия и Черногория выступали за сохранение единства республики и ее самобытной модели социализма. Это не устраивало Хорватию и Словению, стремившихся укрепить связи с западноевропейскими странами. Недовольство федерацией выражала Босния и Герцеговина, где было сильно влияние ислама, а также Македония.

Межнациональные отношения обострились и в других многонациональных восточноевропейских странах. Но если разделение Чехословакии в 1992 г. на два государства — Чехию и Словакию — прошло мирно, то территория Югославии стала ареной вооруженных конфликтов.

В 1991 г. Югославия распалась, попытка властей федерации сохранить ее целостность силой оружия успеха не имела. Поддерживавшие тесные связи Сербия и Черногория создали новое федеративное государство — Союзную Республику Югославию (СРЮ). Македония, Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения стали независимыми государствами. Но на этом кризис не завершился, поскольку оставшееся на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины сербское меньшинство начало борьбу за автономию. Эта борьба переросла в вооруженный конфликт, жертвами которого стало около 100 тыс. человек. В 1992—1995 гг. он оказался в центре внимания международного сообщества. Затем на первый план вышла проблема положения албанцев-мусульман, составлявших 90 % населения Косово. Отмена сербским правительством автономии края вызвала их недовольство. Протесты переросли в вооруженную борьбу, участники которой уже не ограничивались требованием восстановления автономии. От содействия в налаживании переговоров между конфликтующими сторонами страны НАТО перешли к угрозам по адресу Сербии. В 1999 г. США и их союзники начали военные действия против СРЮ, предпринятые без санкции Совета Безопасности ООН. Это привело к обострению отношений между США и Россией, которая осудила агрессию НАТО против суверенного государства.

Результатом войны, развязанной США против Сербии, стала гибель около 2 тыс, мирных жителей. От применения бомб с урановой начинкой около 500 тыс, человек получили радиационные поражения. 2,5 млн людей лишились необходимых условий для жизни (жилья, питьевой воды и т.д.). Экономика СРЮ понесла убытки более чем на 100 млрд долларов, что отбросило ее на 5—7 лет назад.

В Сербии после массовых выступлений в поддержку кандидата демократической оппозиции на пост президента Воислава Коштуницы пал режим Слободана Милошевича. Обострились противоречия между Сербией и Черногорией. По результатам референдума, проведенного властями Черногории в 2006 г., она стала независимым государством.

 

 

В 2008 г. сербский край Косово, оккупированный войсками НАТО, в одностороннем порядке провозгласил независимость. Вопреки позиции ООН, Соединенные Штаты Америки и ряд их союзников признал и самопровозглашенное государство. Тем самым был создан крайне опасный прецедент. Сепаратисты во многих странах сочли себя вправе рассчитывать на международную поддержку вопреки Уставу ООН

5. Конфликты в странах Азии

Приобретение независимости далеконе всегда гарантировало беспрепятственное и успешное развитие в дальнейшем. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими и религиозными. Это стало причиной многих конфликтов как внутренних, так и международных.

После предоставления независимости Индии (1947) она раскололась по религиозному признаку на преимущественно индуистскую Индию и исламский Пакистан. Миллионы человек стали беженцами. Из-за спорных приграничных территорий между этими странами несколько раз вспыхивали военные конфликты.

После получения независимости от Великобритании в 1948 году в политической жизни Шри-Ланки доминировали этнические сингалы. В то же время происходила дискриминация тамильского меньшинства. Рост напряжённости между двумя этническими группами привёл в 1977 году к кровопролитным беспорядкам. С 1976 года существовала группировка «Тигры освобождения Тамил Илама» (ТОТИ), выступавшая за создание независимого тамильского государства.

Сожжение библиотеки в Джафне и погромы при прямом участии сингалов-полицейских вызвали глубокое возмущение среди тамилов.

В июле 1983 года боевики ТОТИ атаковали правительственный патруль в городе Джафна, что вызвало ответную реакцию сингалов, организовавших тамильские погромы. С этого момента на острове началась гражданская война.

Выделяются следующие этапы войны:

1. Чёрный июль

2. Первая Иламская война (1983—1987): ранний этап боевых действий.

3. Индийская интервенция (1987—1990): вмешательство в конфликт Индии. На остров прибыли индийские войска, которые должны были выполнять миротворческие функции, однако вскоре оказались втянуты в боевые действия против ТОТИ. Понеся потери и не добившись мира на острове, индийский контингент покинул Шри-Ланку.

4. Вторая Иламская война (1990—1994): возобновление гражданской войны. Этот этап характеризуется всплеском террористических акций, проводимых ТОТИ, и серией убийств высокопоставленных правительственных чиновников, в том числе президента страны Ранасингхе Премадасы.

5. Третья Иламская война (1995—2002): после короткого перемирия война продолжается. Правительственные войска проводят широкомасштабные военные операции, достигая лишь частичного успеха.

6. Перемирие (2002—2006). В начале 2002 года при посредничестве Норвегии (специального представителя Эрика Солхейма) заключено перемирие между враждующими сторонами. Велись переговоры об урегулировании конфликта.

7. Четвёртая Иламская война (2006—2009). В апреле 2006 года после организованных ТОТИ террористических акций боевые действия возобновились.

В начале 2009 года войска Шри Ланки добились крупных успехов и практически взяли под контроль основную территорию, контролируемую тиграми.

Постоянный очаг нестабильности возник на Ближнем Востоке. В 1947 г. было принято решение ООН о создания на территории Палестины арабского и еврейского государств. Однако в результате вспыхнувшего конфликта в 1949 г. Израиль захватил всю территорию Палестины. Это привело к напряженности в отношениях между ними и соседними арабскими странами. Однако арабо-израильские войны в 1956, 1967 и 1973 гг. окончились поражением арабов. Данные события получили название арабо-израильский конфликта, под которым понимается, противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения подконтрольных (оккупированных) Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль, с другой. В рамках крупномасштабного арабо-израильского конфликта принято выделять региональный Палестино-израильский конфлик т, обусловленный, в первую очередь, столкновением территориальных интересов Израиля и арабов, проживающих в Палестине. В последние годы именно этот конфликт является источником политической напряжённости и открытых вооружённых столкновений в регионе.

Неоднократные столкновение США и Ирака также являются очагами конфликтов. Таковым является война в Персидском заливе, «Война в заливе» (17 января — 28 февраля 1991) между многонациональными силами (во главе с США, по мандату ООН) и Ираком за освобождение и восстановление независимости Кувейта. Конфликт известен невиданным доселе размахом применения авиации («умного» и высокоточного оружия), что, по мнению многих специалистов, знаменовало начало новой эпохи в военном искусстве (также, благодаря самому широкому освещению процесса боевых действий в СМИ, получила название «телевизионной войны»).

Ирак вторгся в Кувейт в августе 1990 года, снова, как в 60-е годы, предъявив претензии на право управлять эмиратом, каковой в иракской традиции считается бывшей частью Османской империи, обвинив южного соседа в воровстве нефти (бурение по технологии наклонных скважин, которая была специально предоставлена Кувейту США) из приграничных месторождений Ирака, а также (и эта версия жива среди иракцев до сих пор) в участии в неком международном противоиракском заговоре.

Мировой резонанс и осуждение получило вторжение коалиционных сил в Ирак 2003 года, как военная акция США и стран-союзников против Ирака с целью свержения правительства Саддама Хусейна.

Официальным поводом к началу военных действий была заявлена связь режима с международным терроризмом, в частности, движением «Аль-Каида», а также поиск и уничтожение оружия массового поражения. Оружие массового поражения найдено так и не было. Существует также мнение, что одной из целей вторжения было получение контроля над иракской нефтью.

9 апреля войсками коалиции был занят Багдад. Кампания продолжалась 43 дня и закончилась 1 мая. Вторжение послужило началом к затяжной иракской войне.

Особо следует отметить конфликты в зоне Афганистана, в частности военный конфликт между Международными силами содействия безопасности (ISAF), поддерживаемыми сначала Северным альянсом, а затем новым правительством Афганистана, и исламистской организацией Талибан, контролировавшей до этого большую часть Афганистана. Один из этапов гражданской войны в Афганистане, продолжающейся с 1978 года. США проводят операцию в Афганистане в рамках операции «Несокрушимая свобода», начатой в ответ на террористический акт 11 сентября 2001.

С 1996 столица и большая часть территории Афганистана контролировалась движением Талибан. Уже тогда разыскиваемый властями США террорист номер один Усама бин Ладен получил убежище в Афганистане. Талибы отказывались выдавать бин Ладена и после взрывов в американских посольствах в Кении и Танзании в 1998 году. После терактов 11 сентября 2001 года президент США Джордж Буш выдвинул талибам ультиматум: в кратчайшие сроки выдать американскому правосудию бин Ладена, а также все руководство аль-Каиды. 21 сентября талибы ответили отказом, заявив, что американцы не предоставили достаточно веских доказательств причастности этой организации к атакам в Нью-Йорке и Вашингтоне. Интересно, что до сих пор (2010 год) 92 % опрошенных афганцев никогда не слышали о согласованных множественных атаках, совершенных на территории Соединенных Штатов 11 сентября 2001 г. Опрос также показал, что четверо из десяти афганцев полагают, что США присутствуют на их земле в целью «уничтожить ислам или оккупировать Афганистан».

США официально декларировали следующие цели войны:

-свержение режима талибов,

-освобождение территории Афганистана от влияния талибов,

-пленение и суд над бин Ладеном и его сообщниками по аль-Каиде.

Военная операция против движения Талибан началась вечером 7 октября 2001 года. В нанесении первого удара принимали участие 40 боевых самолётов; с американских и британских кораблей было выпущено около 50 крылатых ракет. После падения режима талибов первый год прошёл в Афганистане спокойно. Единственным заметным военным событием стало сражение в долине Шахи-Кот (район Гардеза), куда силы талибов отступили из Кабула и Тора-Боры. В марте 2002 года войска международной коалиции провели в долине операцию «Анаконда». Сопротивление талибов оказалось намного сильнее, чем ожидалось, и операция переросла в самое крупное сражение с начала войны.

С 2003 по 2005 начинается период партизанской войны в Афганистане, затем боевые вновь возобновляются. В августе 2009 года подразделения немецкого контингента ISAF совместно с афганскими силами безопасности предприняли массированное наступление на боевиков в уезде Чахар-дара. Талибов удалось выбить из региона и захватить их главный опорный пункт. Тем не менее, операция «Орел» не принесла желаемых результатов, потому что спустя некоторое время талибы вновь вернулись в Чахар-дару. После этого на территории уезда был возведен передовой пост. В ходе оборудования блок-поста между военнослужащими и боевиками возникали частые перестрелки. Уже в октябре пришли сообщения о том, что талибы напали на небольшую американскую заставу в провинции Нуристан на границе с Пакистаном. В ночной перестрелке были убиты 8 американских военнослужащих. После этого инцидента американцы бросили горную базу. С тех пор в провинции Нуристан нет иностранного военного присутствия. Все силы над контролем территории возложили на афганских полицейских.

12 февраля 2010 года на юге Афганистана в провинции Гильменд началась военная операция, в которой участвовали американские и афганские военные. В результате операции талибы были выбиты из главного города боевиков — города Марджа. Американские военные назвали операцию успешной, хотя многие аналитики не были склонны так утверждать. В марте началась новая операция в окрестностях Кандагара.

Несмотря на действия натовских войск партизанская война талибов по прежнему продолжалась на большей части территории страны. Талибы не ввязывались в крупные боестолкновения, продолжая использовать тактику мелких стычек. Большинство военнослужащих иностранного контингента гибло от заложенных на дорогах мин. По признанию самого Пентагона, какого-то либо улучшения ситуации в Афганистане к осени 2010 г. силы НАТО так и не добились.

 

6. Конфликты в странах Африки

В 90-е годы ХХ века Африканский регион охватили межэтнические конфликты и гражданские войн. Гражданская война с ярко выраженной этнической окраской, начавшаяся в Либерии в 1989 г., привела к массовому бегству жителей в соседние страны. Число беженцев достигло 1 млн. человек. Страна оказалась в состоянии разрухи. Лишь введение международных вооруженных сил несколько приглушило конфликт.

Внутриполитическая обстановка в соседней Республике Сьерра-Леоне была дестабилизирована в результате военных переворотов и вооруженных конфликтов, также приведших к гражданской войне. Вмешательство Организации африканского единства и ООН также несколько смягчило остроту конфликтов, но экономика страны - в состоянии глубочайшего кризиса. В Сомали борьба между множеством военно-политических организаций, сформированных на кланово-племенной основе, привела к разрушению многих государственных структур и вызвала угрозу распада единого сомалийского государства. ООН провела в 1992-1995 гг. ряд операций, направленных на стабилизацию положения, но ожидаемых результатов они не принесли.

Кровавая трагедия развернулась в Руанде и Бурунди. Резкое обострение борьбы между народами тутси и хуту в середине 90-х годов привело к геноциду, жертвами которого в Руанде стали около 1 млн. человек. В Бурунди более 600 тыс. человек бежали в другие районы страны и еще более 350 тыс. - за ее пределы. Обстановка в Руанде и Бурунди усугублялась событиями в соседней Демократической Республике Конго, государстве, намного большем по численности населения (почти 50 млн. человек в 1999 г.) и по площади. Диктаторский режим Мобуту, установленный с 1965 г. в результате военного переворота, вызывал все большее недовольство в стране. Широкая вооруженная борьба против этого режима привела в 1997 г. к свержению Мобуту, но и новое правительство во главе с Л.-Д. Кабилой не смогло преодолеть нараставший долгие годы глубокий социально-экономический кризис и смягчить этнические противоречия. Вооруженная борьба против этого правительства, развернувшаяся на востоке страны, поставила под вопрос само сохранение Конго как единого государства.

В конголезский кризис оказался втянут ряд государств Африки: ЮАР, Ангола, Намибия, Уганда, Руанда, Зимбабве. Все они заявили о необходимости урегулировавния конфликта, но при этом одна группа африканских государств поддержала центральное правите



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.086 с.)