Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические формы позитивизмаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Позитивизм – одно из наиболее влиятельных направлений западной философии. В центре позитивизма находится вопрос о взаимоотношении науки и философии. Позитивизм делится на три этапа.
Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 гг. XIX в. Конт и его последователи попытались осмыслить противоречие между наукой того времени и философией. Конт утверждал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Философия – общая наука, раскрывающая связь отдельных наук.
В XIX-XX вв. возникает вторая историческая форма позитивизма – эмпириокритицизм, махизм. Махизм сосредоточил свое внимание на проблемах природы познания, соотношения субъекта и объекта, природы «элементов мира», взаимоотношения физического и психического.
В 20-е гг. XX века заявляет о себе неопозитивизм (логический позитивизм)– третья историческая форма позитивизма. Его основания сводили к следующему:
Логический позитивизм обратился к реальным проблемам, поставленным развитием современной науки. №21 Философия прагматизма Прагматизм (гр. pragma—дело, действие) — название философского воззрения, которое видит наиболее яркое проявление человеческой сущности в действии, и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, является ли оно действием, жизненной практикой. Прагматизм оказал ни с чем не сравнимое воздействие на интеллектуальную жизнь США. Развитие философского (Ф. Ницше, А. Бергсон) и естественнонаучного знаний (Ч. Дарвин) выявили тенденцию к радикальному пересмотру природы знания и истины. Эта тенденция получила свое развитие и завершение в философском учении прагматизма, созданном усилиями трех выдающихся американских мыслителей: Чарльза Пирса (1839-1914), Уильяма Джеймса (1842-1910), Джона Дьюи (1859-1952). Пирсом различаются два состояния сознания: сомнение и вера. Сомнение — колебание между альтернативными решениями, вызывающее неприятное психологическое состояние. Вера — готовность действовать определенным образом, уверенность в успехе. Успешный переход от первого состояния ко второму составляет важнейшую функцию мысли. Д. Дьюи разработал теорию инструментализма, суть которой в рассмотрении понятий как инструментов для преодоления сомнения на пути к вере. Прагматики распространяют утилитарный подход на науку, понятия и категории которой отождествляются с инструментами действия в зависимости от ситуации. Помимо социальной реконструкции наука считается ключевым средством совершенствования опыта с использованием совершенных методов и высоких технологий. При определении истины прагматики делают акцент на аксиологию, на ценностные характеристики. Истиной объявляется всё, что приносит выгоду, служит действию, она в их понятиях — «полезность». Философия прагматизма проявляет повышенный интерес к изучению поведения человека. С их точки зрения оно детерминировано верой, привычкой или убеждением. Универсальным способом изменения социума и человека является изменение привычек.
*************************************************************************** №22 Экзистенциализм Экзистенциализм возник в начале 20-х гг. в Германии. Философия экзистенциализма обратилась к проблеме критических, кризисных ситуаций в развитии общества, пытаясь рассмотреть человека в его «хождении по мукам», переживаний жестоких испытаний. В центре внимания философов оказались частные злободневные вопросы: смысл жизни, вина и ответственность, решения и выбор своего жизненного пути, отношение человека к смерти. Главная проблема экзистенциализма – проблема существования. Самым глубоким знанием о природе философы признают осознание каждым индивидом собственной смертности и несовершенства. Философы различают в человеке несколько слоев: · природный; · социальный; · духовный; · экзистенциальный – уровень, который не поддается научному описанию и может быть осмыслен с помощью философии.
Экзистенция – есть сугубо личное, глубоко интимное, непроизвольное переживание субъектом обстоятельств своего бытия. Признание человеком своего участия в бытии, осознание им своей конечности, хрупкости, ранимости связаны в экзистенциализме с ощущением тревоги и страха, ведь в них наиболее полно раскрывается человеческое существование. Понятие страха одно из важнейших в экзистенциализме. Оно характеризует наиболее глубокие переживания человека, связанные с осознанием сопоставления существования с несуществованием, с ничто. Пребывая в состоянии страха, человек оказывается наедине со своим существованием и обнаруживает ничто.
Специфическим моментом экзистенциализма Ясперса прежде всего выступает его учение о «пограничных ситуациях». С его точки зрения, человеческое существование с наибольшей полнотой раскрывается именно в этих ситуациях, проявляющихся как наивысшие потрясения, вызванные чьей-либо болезнью, страданием, смертью, неискупимой виной и т. д. В «пограничных ситуациях» человек обнаруживает враждебность и жесткость окружающего мира и освобождается от всякого рода идеальных интересов и научных представлений о действительности, т. е. от «трансцендентального бытия-в-себе». В такие моменты он отходит от груза своих повседневных забот, т.е. от «наличного бытия-в-мире». В итоге, он обнаруживает мир своего глубокого интимного существования; происходит «озарение экзистенции», «осознание души». Первая ступень связана с осознанием ограниченности только предметного истолкования мира, вторая — с «озарением (прояснением) экзистенции» и, наконец, третья — с решением главной для любого философствующего задачей, с приходом к пониманию Бога.
Для Сартра бытие распадается на две формы: «бытие-в-сeбe» и «бытие-для-себя». Первая форма охватывает мир вещей — неоформленный, грубый, независящий от человека, вторая — собственно человеческую реальность.
*************************************************************************** №23 Религиозная философия Наиболее авторитетным течением современной католической церкви является неотомизм, который базируется на учении Фомы Аквинского. Современный томизм взял на вооружение его идею о гармонии веры и разума. Неотомисты называют себя «реалистами», так как признают внешний материальный мир, но как часть более широкого бытия, в которой есть место другой реальности – Богу. Неотомисты различают два источника знания: естественный разум (науку) и божественное откровение (религию). Благодаря разуму человек многое познал в природе, но возгордился, возомнил, что он может создать рай на земле, опираясь на науку и технику. И поэтому отвернулся от Бога. Человек стал рабом вещей, рабом своей социальной роли: профессии, должности и т.д. Человеку теперь остается один выход – вернуться к Богу.
Габриэль Оноре Марсель и другие современные религиозные философы на первый план выдвигают поиски человеком своего «Я», своей неповторимой духовности. Они не утешают человека и не гарантируют ему ничего, кроме поиска вути в духовных исканиях к совершенству. Диалог церкви и общества рассматривается религиозными философами как средство внесения высших религиозно-нравственных ценностей в современную культуру.
Ортодоксальным неотомическим представлениям противостоит реформаторское в своей основе течение тейярдизм. Основоположником является Пьер Тейяр де Шарден, который поставил целью осуществить синтез «знания» и «поклонения», т.е. науки и веры. Жизнь человека, согласно Тейяру, включает две сферы – активную и пассивную. Философ отверг идею создаия мира Богов, аргументируя это тем, что материя не имеет ни начала, ни конца, но существует, подвергаясь постоянным изменениям и преобразованиям. Поэтому цель жизни не только послушание, но и покорность. *************************************************************************** №24 Русская философия Философская мысль стала зеркалом русской культуры в целом. Именно с христианством в его Греко-византийском варианте связаны первые философские поиски православно-русской культуры. К системам русской философии относятся:
Импульсом к формированию русской философии стали «Философские письма» П. Я. Чаадаева. Заявив о нашем «темном прошлом, бессмысленном настоящем и неясном будущем», Чаадаев спровоцировал полемику западников и славянофиловю
Западники (радикальное направление – Белинский, умеренное – Анненков, либеральное – Боткин) призывали к реформированию России по западному образцу. Славянофилы («старшие» - Хомяков, «младшие» - Киреевский, «поздние» - Страхов) критиковали Запад за узкотехническую направленность культуры, которая стала следствием забвения Бога и абсолютизации разума. Философско-религиозные концепции славянофилов получили дальнейшее развитие в философии единства В.С. Соловьева. Всеединство выступает в качестве базового онтологического принципа, основанного на одновременной акцентуализации как Божественно-единого, так и конкретно-множественного, посредством которого единое себя проявляет.
Рубеж 19-20 вв. характеризуют как «золотой век» русской философии. Оригинальным течением мысли выступил русский космизм. Развитие русской философии было прервано сбытиями 1917 г. Диктатура пролетариата не нуждалась в полифонии мысли. Развитие философии СССР по преимуществу было подчинено идеологии марксизма. Современный этап характеризуется возвратом к богатейшему наследию русской мысли.
*************************************************************************** №25 Белорусская философия Статус и содержание белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультурными факторам:
Белорусская философия в определенной мере отражает не столько национальную, сколько географически-территориальную специфику философствования. Этапы: Первый этап – предфилософский: его истоки усматривают в культуре Киевской Руси периода принятия христианства (Кирилл Туровский, Ефросинья Полоцкая).
Второй этап – гуманистическое и реформационное движение (16 – первая половина 17 вв.). Данный период представляют Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный. В этот период под влиянием европейского Возрождения и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессансного гуманизма с его идеей индивидуальной свободы. Скорина трансформирует ее в идею общего блага. Реформационное движение было связано, в частности, с концепцией антитринитаризма.
Третий этап – доминирование схоластической философии (конец 17 – первая половина 18 вв.) – связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой. Проблемы, традиционные для европейской схоластической философии, анализировались в трудах таких мыслителей, как Смотрицкий, Тылковский. Видна и попытка соединения христианских догматов с идеями новоевропейской философии.
Четвертый этап – господство идей Просвещения в философской и общественно-политической мысли (вторая половина 18 – первая половина 19 вв.). Образование и воспитание – основной механизм формирования свободного человека и установления справедливости общества. Белорусское просвещение связывают с функционированием тайных студенческих сообществ.
Пятый этап – национально-демократические идеи в белорусской общественной мысли (вторая половина 19 – начало 20 вв.). Отличительной чертой является акцент на проблеме национального возрождения и освобождения белорусского народа, статуса национальной культуры и языка. Особенность этапа является разработка этих идей деятелями национально-освободительного движения (Калиновский) м творческой интеллигенции (Богушевич, Пашкевич, Копала, Колас).
Шестой этап – доминирование марксистской традиции в белорусской философии (20-80-е гг. 20 в.), к рамках которой проводились исследования в области:
В 90-е годы 20 века начинается новейший этап в развитии белорусской философской мысли, для которого характерно расширение проблемного поля исследований и попытка более глубокого анализа путей развития РБ в глобализирующемся мире.
*************************************************************************** №26 Бытие Категория «бытие» - одна из первых по происхождению категорий философии, многие смысловые значения которой были заложены еще в мифологии. Бытие означает, во-первых, совокупность материальных образований а их противопоставлений явлениям и процессам сознания, духа, т.е. идеальному. Во-вторых, бытие – это совокупность всего существующего «здесь» и «теперь». И, в-третьих, бытие – это способ существования материальных и духовных образований, составляющих богатство вещей, явлений и процессов реального мира. Совокупность проблем, детализирующих философский смысл бытия, включает в себя прежде всего осмысление способа существования вещей, явлений и процессов реальности. К числу основных проблем относится проблема осмысления мира как реальности, независимой от человека и его деятельности.
Выделяют 4 основные формы бытия, каждая из которых в свою очередь включает в себя по две формы. Бытие вещей «Первая природа» - это объективная и первичная реальность, существовавшая миллиарды лет до человека. «Вторая природа» - это комплексная природно-духовно-социальная реальность, включающая в себя созданные человеком предметы повседневного обихода.
Бытие человека Бытие человека в мире вещей – это его существование как «вещи среди вещей», связанное с общими для человека и вещей природы законами. Специфически человеческое бытие – это жизнедеятельность человека во всей полноте ее проявлений. В мире вещей оно включает бытие человека как индивида, а также его бытие как социально-исторического существа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.240 (0.014 с.) |