Пространственно-временная структура бытия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пространственно-временная структура бытия



Понятие пространство обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие время указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность – скорость развертывания процессов, их ритм и темп.

 

К основным свойствам пространства относят:

· Размерность – способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы.

· Изотропность – свойство «равенства», физической тождественности всех пространственных измерений.

 

Основное свойство времени:

  • Необратимость (одномерность) – способность процессов развертываться лишь в одном направлении.

 

В истории философии сложились две основные концепции пространства и времени:

 

  1. Субстанциальная наука: пространство и время существуют независимо от материи. Можно убрать из пространства все тела, и все же пространство останется, а свойства его сохранятся. Время течет одинаково во всей Вселенной, и это течение ни от чего не зависит.
  2. Реляционная концепция зародилась в недрах диалектической традиции. Пространство и время мыслятся не как особые отдельные от материи сущности, а как формы существования материи.

В результате формируются неклассические представления о пространстве и времени:

    • Пространственные и временные характеристики тел зависят от скорости их движения;
    • Пространство и время взаимосвязаны;
    • Свойства пространства и времени зависят от распределения и плотности вещества.

Жизнедеятельность человека задала пространственные и временные формы своего осуществления, что позволяет выделить:

Социально пространство – это пространственные структуры, функционирующие в качестве своеобразной матрицы, в соответствии с которой в определенные эпохи воспроизводится свойственный им образ жизни людей.

Социальное время – это мера изменчивости социальных процессов, форма упорядочения человеческой деятельности как универсального способов бытия социума и человека.

***************************************************************************

№30

Диалектика

Диалектика — это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия, о движении и развитии всего сущего. Ее основные принципы:

· Развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности);

· Всеобщей связи (характеризует отношения зависимости, существующие между вещами, явлениями и их свойствами).

 

Законы диалектики подразделяют на:

  • Основные

 

1. закон единства и взаимодействия противоположностей, или закон противоречия;

2. закон перехода количественных и качественных изменений;

3. закон отрицания отрицания.

 

  • Неосновные законы диалектики выражают отношения между: причиной и следствием; необходимостью и случайностью.

 

Трансформацию представлений о развитии принесла синергетика, выявившая общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации.

Исторические и современные формы диалектики. Этот термин ввел в употребление Сократ, понимавшим под диалектикой искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений в диалоге. В античности диалектика стала трактоваться как метод правильного мышления. Средневековая мысль наследует этот смысл диалектики, понимая под ней логику вообще. В разных трактовках сохраняется традиция использования понятия диалектика как способа рационального, логического мышления.

В новоевропейской философии это понятие приобретает новые смыслы. Гегель трактует диалектику как теорию развития и универсальный метод мышления. У Маркса и Энгельса диалектика – философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах взаимосвязи и развития.

 

В отличие от классических эталонов есть целый ряд неклассических диалектик:

  • Экзистенциальная диалектика
  • Критическая диалектика
  • Трагическая диалектика
  • Негативная диалектика

 

***************************************************************************

№31

Законы диалектики

Закон единства и борьбы противоположностей:

Гераклит считал, что мир никем не создан, а есть "вечно живой огонь...", "горение" которого поддерживается через взаимодействие противоположностей. Отрицание объективности противоречий характерно для средневековой схоластики.

Основные понятия закона. Основным здесь является понятие "противоположность". Это было замечено еще Гераклитом и Аристотелем. Позднее диалектик Гегель сформулировал тезис о самопротиворечии всего существующего. Противоположности — это стороны, моменты, тенденции единого, которые допускают и взаимоисключают друг друга. Отношения противоположностей принято называть противоречием, которое есть только там, где есть развитие и самодвижение. Развитие представляет собой процесс возникновения и разрешения противоречий. Основные виды противоречий. Количественное и качественное разнообразие мира (материального и духовного) приводит к многообразию противоречий. Поэтому есть необходимость сделать классификацию противоречий. Внутренние и внешние противоречия.

Методологическое значение закона единства и борьбы противоположностей. Этот закон раскрывает внутренний источник движения и развития, принцип самодвижения. Всеобщность единства и борьбы противоположностей указывает на то, что противоречивая действительность должна отражаться в противоречивых формах мышления.

 

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений:

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает общий механизм развития. Сущность этого закона состоит в том, что изменение качества (специфики, природы) данной веши, т.е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы. Взаимопереходы количественных и качественных изменений, их взаимодействие обусловлены сложной диалектикой развития явлений и процессов действительности. Содержание закона взаимоперехода количественных и качественных изменений раскрывается в системе взаимосвязанных категорий "качество", "количество", "мера", "скачок".

Методологический аспект данного закона раскрывает его роль в процессе познания качественных и количественных характеристик объектов. Качественное многообразие природы непосредственно фиксируется чувственным созерцанием, многоцветным, ярким образом.

 

Закон отрицания отрицания:

Выяснение источников движения и развития, раскрытие механизма не дают еще более или менее завершенного представления о развитии. Надо определить также его направленность. Вопрос о направлении развития особенно актуален для общества. Для человека и человечества важно понять, к чему ведут изменения в обществе. В повседневной практике человек постоянно пользуется понятиями "новое" и "старое", но не всегда задумывается, как они соотносятся друг с другом. На эти и другие вопросы отвечает закон отрицания отрицания, который впервые в истории философии был сформулирован Гегелем. Замена старого новым обозначается понятием "отрицание". Отрицание — это:

1) результат внутренней противоречивости вещей и явлений, это то, что им присуще самим по себе, т.е. налицо самоотрицание;

2) диалектическое отрицание противоречиво по природе своей и результативно: оно представляет единство уничтожения (разрушения) и возникновения (создания) нового;

3) отрицание конкретно и разнообразно, что зависит от природы вещи и условий развития.

Итак, закон отрицания отрицания, опираясь на два других закона диалектики, дает возможность наиболее конкретно и полно представить развитие, определить его направление и тенденции, сознательно содействовать (или мешать) становлению нового.

 

***************************************************************************

№32



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.105.235 (0.008 с.)